Краткое сообщение церковь и государство в 16 веке

Обновлено: 02.07.2024

В каком состоянии находилась Россия после правления Ивана IV ? Назовите годы правления царя Фёдора и охарактеризуйте его внутреннюю политику. Как и в связи с какими событиями изменилось положение крестьянства? Проверка домашнего задания:

7. Сколько лет правила династия Рюриковичей. В связи с чем она пресеклась? Проверка домашнего задания:

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В XVI в. ИСТОРИЯ РОССИИ 7 класс

ПЛАН УРОКА : Духовенство и миряне. Иосифляне и нестяжатели . Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. Церковь и государство.

Устройство РПЦ в XVI веке . ОСВЕЩЕННЫЙ СОБОР (съезд высшего духовенства) ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ ДВОР ПАТРИАРХА (общее руководство делами церкви) МИТРОПОЛИТЫ ЕПИСКОПЫ АРХИЕПИСКОПЫ

До 1589 г. главой Русской православной церкви являлся митрополит Московский и всея Руси. Под его властью находилось 11 епархий . Архиерей – общее название для священнослужителей высшей (третьей) ступени христианской церковной иерархии. 1. Духовенство и миряне.

Центром религиозной жизни человека был приходской храм. Его возводили на пожертвования земледельца, крестьянской или посадской общины. Она же давала средства на обеспечение храма утварью, книгами иконами . Приходской храм возводился и обустраивался за счет пожертвований. 1. Духовенство и миряне.

1) Кто такие прихожане? 2) Функции священника. 1. Духовенство и миряне. Самостоятельная работа с учебником (стр. 95-96)

Прихожане – верующие, образующие религиозную общину при христианской церкви, вблизи которой обычно живут и которую систематически посещают. Запоминаем новые слова

Иосифляне Нестяжатели Глава движения Основные идеи 2 . Иосифляне и нестяжатели .

В конце XV века, светские власти все чаще предпринимали попытки изъятия земель у церкви. Это было вызвано не только стремлением великого князя и государя всея Руси получить в свое владение плодородные и богатые монастырские земли, но и его желанием подчинить церковную власть светской. Иван III задумывал изъять земли, находившиеся во владении и митрополита, епископов и монастырей. Взамен он обещал содержать церковь за счет средств из казны, что означало бы утрату ею независимости. 2 . Иосифляне и нестяжатели .

2 . Иосифляне и нестяжатели . Церковный собор 1503 г. выступал против изъятия церковных земель. Защитником церковного землевладения выступил Иосиф Волоцкий.

С ним не соглашался монах Нил Сорский . Он утверждал, что монастыри не должны заниматься благотворитель-ностью и хозяйственной деятельностью, а следовательно, им не нужны земельные владения. Нил призывал монахов вести аскетичный образ жизни, отрешиться от мирской суеты. 2 . Иосифляне и нестяжатели .

2 . Иосифляне и нестяжатели .

Первая половина XVI в. – это не только время споров между иосифлянами и нестяжателями , но и период распространения различных ересей. Ересь – сознательное отклонение от общепринятого религиозного учения. Обычно еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым. 3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого .

Матвей Башкин : сомнения относительно правильности некоторых важных решений Священного Писания и церковных обрядов. Феодосий Косой и его последователи не признавали Святой Троицы, Иисус Христос, по их мнению, был не Сыном Божьим, а основателем религиозного общества. Косой и его сторонники советовали верующим не ходить в храмы, не соблюдать церковных обрядов и постов, не почитать кресты и иконы, не поклоняться мощам святых. 3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого .

Иосифляне – ( последователи Иосифа Волоцкого), представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — середине XVI веков, противники реформирования церкви . Запоминаем новые слова

Нестяжатели – монашеское движение в Русской православной церкви конца XV — первой половины XVI веков, выступавшее за реформирование церкви. Запоминаем новые слова

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ В XVI в. Россия стала единственной православной державой Европы. Интересы государства и церкви не всегда совпадали. Царь и правительство нуждались в поддержке церкви, но требовали от неё повиновения. РПЦ сохранила свои землевладения и обрела статус патриархии.

1. Какую роль играл приходской храм для округи? 2. В чем суть спора между иосифлянами и нестяжателями ? 3. Расскажите про проявление ереси на Руси и представителей-сподвижников ереси? Закрепим пройденное на уроке

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Презентация к уроку "Правовое государство и гражданское общество" 11 класс

Презентация к уроку "Правовое государство и гражданское общество" 11 класс, Боголюбов.


Презентация к дискуссии:" Правовое государство и гражданское общество в России:идеал или действительность?" Может быть использована на уроках обществознания и во внеклассной работе.

В презентации представлен материал для проведения дискуссии " Правовое государство и гражданское общество в России:идеал или действительность?".


Презентация по теме "Древнерусское государство"

Презентация "Киевская Русь".


Презентация к уроку "Московское государство в конце 15-начале 16 века"

Данная презентация составлена в помощь учителю для проведения урока по теме " Московское государство в конце 15- начале 16 века".

Презентация к уроку "Московское государство и его соседи во 2й половине 15 века"

Презентация содержит материал к первому уроку по теме "Московское государство и его соседи во 2й половине 15 века" и используется в 6 классе.


Презентация по теме: Образование государства на Руси, вклад первых князей в создание государства.

В презентации показаны этапы образования государственности на Руси, на основе рассмотрения теорий возникновения государства.Также указаны основные лучности,участвовавшие на начальном этапе форми.

В 15 – 16 веках в истории русской церкви происходят важнейшие изменения, изменившие ход всей последующей истории.

Все началось с флорентийского Собора православия и католицизма 1439 года. Собор подписал унию двух крупнейших церквей: христианской и католической. Церковному расколу положен конец, длившийся с 1054 года. В результате подписания ряда документов было постановлено, что греки сохранили свой церковный обряд, но признавалось верховенство папы и католических догматов.

Император Византии и патриарх Константинополя пошли на соглашение, преследуя главную цель – споры и войны христиан должны прекратиться, а силы должны быть направлены на борьбу с турками – османами – главной угрозой Византии.

Во время подготовки к Собору константинопольский патриарх митрополитом Руси назначил Исидора. Исидор на Соборе выступил с объединяющей речью, призывавшей прийти к общему мнению католиков и христиан. Вернувшись в Москву, митрополит прочитал содержание соглашения Собора. Но московская знать не приняла этого соглашения. Митрополита взяли под стражу.

В 1448 году митрополита переизбрали рязанского епископа Иону без разрешения константинопольского патриарха. С этого времени московская метрополия становится автокефальной, то есть самостоятельной.

В конце 15 – начале 16 веков церковные догматы подрывали богословские споры или ереси. Почему так вышло? Ответ простой. На тот момент церковь в Русском государстве занимала главенствующую роль. В церковь в те времена стекались немалые богатства. В том числе в ее владении были огромные земельные территории. Многих это раздражало и настораживало. Вот по этой причине стали возникать ереси, направленные против официального религиозного течения. Мыслей много было всяких, основные течения:

1. Нестяжатели. Основоположник Нил Сорский. Они выступали противниками накопления церковью богатств, то есть были против стяжания. Они проповедовали заботу о душе, строгие правила, аскетизм. А церковники должны отойти от дел мирских, и быть скромными в своих запросах.

2. Иосифляне. Сподвижником был Иосиф Волоцкий. Он утверждал, что если церковь приумножит свои богатства, то она будет сильной. Церковная власть должна быть превыше светской. Но власть царя не отрицали.

3. Жидовствующие. Это течение возглавлял Федор Курицин. Они отрицали церковь с ее иерархией, иконы.

Между тремя этими группами с переменным успехом на протяжении многих лет шла борьба. Вплоть до 1504 года проходили казни еретиков.

Огромную роль в дальнейшем укреплении единого русского государства сыграл Стоглавый собор. Церковный собор собрался в 1551 году. Основные решения были объединены в сборник, состоящий из ста глав. Руководство над ним взял митрополит Макарий. Принимал участие в работе Собора Иван Грозный. Многие церковные вопросы были решены:

• Для всей Русской православной церкви было установлено единообразие обрядов.

• Решено было следовать канонам иконописи.

• Земли, находившиеся во владении церкви до Стоглавого Собора, остались в собственности церквей.

• А земельные наделы, отданные в дар духовенству, должны получить одобрение государя. То есть в это время произошла секуляризация земельных наделов церкви в пользу государства.

• Духовенство не должно распивать крепкие напитки.

• Вышестоящее духовенство должно следить за поведением рядовых священнослужителей.

• Запрещалось людям читать еретические книги.

• Церковь могла вмешаться в быт людей: запрещалось брить бороды, играть в настольные игры, под запретом были скоморохи, нельзя было даже разговаривать с иностранцами.

Такие меры, по мнению духовенства, должны поднять престиж церкви, навести порядок в быту людей, среди низшего духовенства, искоренить учения еретиков.

Народ прислушивался к их причитаниям, улавливая тайный смысл, принимали все слова за пророчество. Вера в их слова была очень велика.

Во время правления Ивана Грозного церковь на Руси приобрела признаки упорядоченности. Церковь была на стороне царя и государства, но высказывалась против насилия и произвола.

Новой вехой в истории Русской церкви принято считать установление патриаршества. В 1589 году главой Русской церкви стал Патриарх Московский и всея Руси Иова. Введение патриаршества обозначало полную самостоятельность Русской церкви. Константинопольский патриарх формально перестал быть главой Русской церкви. Русская церковь стала равной в правах с другими православными церквями: Иерусалимской, Константинопольской, Александрийской.

Но вместе с тем стоит отметить, что небольшие обители образовывались на пересечении торговых путей. Со временем такие маленькие скиты потом перерождались в великие монастыри, игравшие значительную роль в церковной жизни. Такими примерами служат Кирилло – Белозерский и Иосифо – Волоцкий монастыри. А крестьяне, искавшие поддержки у монастырей, уходили от своих хозяев, селились рядом. Так монастыри обрастали новыми селами, а их территория расширялась.

Правители этих территорий, где располагались монастыри, также искали поддержки церковнослужителей. Поэтому князья предоставляли монастырям судебные привилегии и налоговые льготы. А монастыри развивались и привлекали на свою сторону крестьян.

Свой вклад в обогащение церкви вносили богомольцы, богатые землевладельцы, одаривая за отмаливание своих грехов, монастыри ценными дарами и земельными наделами.

В 15 – 16 веках в истории русской церкви происходят важнейшие изменения, изменившие ход всей последующей истории.

С конца XIV в. начинается острое политическое противостояние церкви и светского государства. Усилившись экономически, став крупнейшим землевладельцем, церковь стала претендовать на принятие самостоятельных независимых решений. Светская власть в лице великих князей вынуждена была искать зачастую компромиссные пути. В середине XV в. решалась и другая задача — независимости русской церкви от константинопольского патриарха, которому она подчинялась со времен христианизации Руси. Вместе с тем возникла угроза проникновения в русские земли католичества.

В 1439 г. на Вселенском соборе во Флоренции была заключена уния (союз) между православной и католической церквами под главенством папы римского. В работе Флорентийского собора участвовал митрополит Руси, ставленник константинопольского патриарха — Исидор. Однако по возвращении в 1441 г. на Русь за поддержку унии он был арестован Василием II, но бежал в Рим. Лишь через семь лет собор русских епископов избрал нового митрополита — не присланного из Константинополя, а рязанского епископа Иону, ставленника Василия Васильевича. В 1453 г. после падения под ударами турок-османов Константинополя, право выбора русского митрополита окончательно перешло к епископату на Руси. Началась автокефалия русской церкви. Активно вмешивались в церковные дела и великие князья. Однако представлять церковь того времени послушной и беспрекословной нет оснований. Наоборот, противостояние церковной и княжеской власти в конце XV–XVI вв. подчеркнуло относительную слабость Московского государства. И это несмотря на то, что церковь в этот период не была монолитной ни идейно, ни организационно.

К середине XVI в. вновь возникает возможность повести наступление государства на церковные владения.

Государство и церковь

Государство и церковь На протяжении XVIII в., начиная с церковной реформы Петра I, в России шла открытая борьба между светской властью и духовенством. Одним из главных в этой борьбе был вопрос о церковных земельных владениях, окончательно решенный во второй половине XVIII

Государство и церковь

Государство и церковь Согласно Закону от 23 января 1918 г. церковь была отделена от государства, а школа – от церкви. Это означало, что церковь переставала быть юридическим лицом, не имела больше права владеть собственностью, вести обучение в частных и государственных

§ 32. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В РОССИИ В XIX в

§ 32. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В РОССИИ В XIX в ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕЕ УСТРОЙСТВО. Русская православная церковь была господствующей в России. Православие являлось религией более чем 70 % населения страны. Как вы помните, православие, наряду с самодержавием и народностью,

§ 6. Государство и церковь

§ 6. Государство и церковь Большие богатства, накопленные иерархами, церквами и монастырями — земли и тысячи крестьян, промыслы и деньги, огромное идеологическое влияние в обществе обусловили рост политических притязаний церкви. Ее руководители нередко вмешивались в

Церковь и государство в конце IV века

Церковь и государство в конце IV века Феодосий Великий и торжество христианства. При преемнике Юлиана Иовиане (363–364), убежденном христианине в никейском смысле, христианство было восстановлено. Но последнее обстоятельство не обозначало гонений против язычников,

Государство и церковь

Государство и церковь Социально-экономические изменения, происшедшие в государстве, и преследования значительно уменьшили влияние православной церкви и сократили число практикующих верующих. Из насчитывавшихся до революции 50 тысяч священнослужителей русской

Церковь и государство в XV–XVI вв

Церковь и государство в XV–XVI вв С конца XIV в. начинается острое политическое противостояние церкви и светского государства. Усилившись экономически, став крупнейшим землевладельцем, церковь стала претендовать на принятие самостоятельных независимых решений. Светская

ЦЕРКОВЬ, ВЕРА, ГОСУДАРСТВО

ЦЕРКОВЬ, ВЕРА, ГОСУДАРСТВО РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕРКВИ (IV–VII СТОЛЕТИЯ) Политическая идеология византийского мира опиралась на древние традиции — эллинскую, римскую, раннехристианскую. Официальная теология отражала сложную систему верований, сложившуюся в

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО I наменательное явление нашего времени — борьба церковных начал с государственными. Когда начинается борьба из-за начал духовно-религиозных, невозможно рассчитать, какими пределами она ограничится и какие элементы вовлечет в себя; до чего дойдет и

Церковь и государство

Церковь и государство Митрополит Алексий был фактически и главой правительства в период княжения малолетнего князя Дмитрия Ивановича (Донского). Он не только всячески поддерживал князя, но и делал всё возможное для возвышения Московии как центра объединения русских

Церковь и государство

Церковь и государство Возможно, именно это влияние церкви, в конце концов, оказалось для нее роковым. Как мы уже видели, царя Алексея всерьез обеспокоили чрезмерные амбиции патриарха Никона: он был уверен, что при наличии двух соперничающих правителей империи не избежать

Церковь и государство

Церковь и государство Российская держава создана Вселенской Церковью. Это видно в деятельности святителей Всероссийских, начиная с митрополита Кирилла, современника и друга св. Александра Невского. Это видно и в том, как Церковь отсекала попытки расчленения

§ 6. Государство и церковь

§ 6. Государство и церковь Большие богатства, накопленные иерархами, церквами и монастырями – земли и тысячи крестьян, промыслы и деньги, огромное идеологическое влияние в обществе обусловили рост политических притязаний церкви. Ее руководители нередко вмешивались в

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Духовенство и миряне До 1589 г. Главой Русской православной церкви являлся ми.

Духовенство и миряне До 1589 г. Главой Русской православной церкви являлся митрополит Московский и всея Руси. Под его властью находилось 11 епархий. Во главе каждой из них стоял архиерей. Архиерей – общее название для священнослужителей высшей (третьей) ступени христианской церковной иерархии. Имел духовных и светских слуг, которые управляли хозяйством и земельными владениями, собирали доходы и судили подчиненное духовенство и мирян. Миряне – последователи христианства, члены церкви, не являющиеся священнослужителями, не подлежащие к клиру.

ИЕРАРХИЯ ДУХОВЕНСТВА

ПРИХОДСКОЙ ХРАМ Центром религиозной жизни человека был приходской храм. Его.

И знатные, и простые люди того времени заботились о спасении души – делали вк.

И знатные, и простые люди того времени заботились о спасении души – делали вклады деньгами или вещами в храмы и монастыри, чтобы дарителя поминали на церковных службах.

Иосифляне и нестяжатели. В конце 15 века, с образованием единого Российского.

Иосифляне и нестяжатели. В конце 15 века, с образованием единого Российского государства, светские власти все чаще предпринимали попытки изъятия земель у церкви. Это было вызвано не только стремлением великого князя и государя всея Руси получить в свое владение плодородные и богатые монастырские земли, но и его желанием подчинить церковную власть светской. Иван 3 задумывал изъять земли, находившиеся во владении и митрополита, епископов и монастырей. Взамен он обещал содержать церковь за счет средств из казны, что означало бы утрату ею независимости. Против этого выступил церковный собор 1503 года. Защитником церковного землевладения выступил Иосиф Волоцкий. Волоцкий считал, что церковь должна иметь большие материальные средства, для того чтобы успешно распространять свои идеи, заниматься благотворительностью и просвещением. Еретиков и вероотступников Иосиф призывал подвергать смертной казни. Иосифляне – сторонники идей Волоцкого.

Его оппонент, монах Нил Сорский, проведший в молодости более 10 лет в монаст.

Его оппонент, монах Нил Сорский, проведший в молодости более 10 лет в монастырях. Он утверждал, что монастыри не должны заниматься благотворительностью и хозяйственной деятельность, а следовательно, им не нужны земельные владения. Нил призывал монахов вести аскетичный образ жизни, отрешиться от мирской суеты. Выступал против казни за еретические высказывания. Нестяжатели – сторонники Нила Сорского. Последователем Нила стал монах Вассиан (Патрикеев), которых в своих литературных произведениях критиковал иосифлян. Яркой фигурой среди последователей нестяжателей был Максим Грек. За то, что он встал на сторону последователей Сорского, Грека осудили и сослали в монастырь.

Споры нестяжателей и иосифлян касались не только церковного владения. Одним.

Споры нестяжателей и иосифлян касались не только церковного владения. Одним из самых главных вопросов в них были отношения светской и духовной власти, независимость церкви от светской власти. Эти споры продолжались много лет. Соборы 1547, 1549 и 1551 годов не утвердили модель церковно-государственных отношений.

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ НИЛ СОРСКИЙ

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ НИЛ СОРСКИЙ

Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. Первая половина 16 века – не только с.

Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. Первая половина 16 века – не только споры между нестяжателями и иосифлянами, но и период распространения различных ересей.

Матвей Башкин Боярский сын, которого мучали сомнениями относительно правильно.

Данные представители православного вольнодумия не признавали Святой Троицы.

Данные представители православного вольнодумия не признавали Святой Троицы, Иисус Христос, по их мнению, был не Сыном Божьим, а основателем религиозного общества. Косой и его сторонники советовали верующим не ходить в храмы, не соблюдать церковных обрядов и постов, не почитать кресты и иконы, не поклоняться мощам святых. Башкин, Косой и их единомышленники полагали, что следование заветам Иисуса Христа должно проявляться не во внешней стороне церковной жизни, а в соблюдении заповеди о любви к ближнему.

Церковь и государство В 16 веке в России существовало около 500 монастырей.

Макарий (митрополит Московский и всея Руси) Сторонник иосифлян. Он же и возл.

Макарий (митрополит Московский и всея Руси) Сторонник иосифлян. Он же и возложил на Ивана 4 шапку Мономаха. Макарий участвовал в решении важнейших государственных вопросов (реформах в государственного управлении и др.), он был одним из вдохновителей Казанских походов. Макарий был ярым сторонником сильной воинствующей церкви, на так называемом Стоглавом соборе 1551 года он выступил против попыток правительства ограничить права церкви. При участии Макария составлены "Степенная книга", "Минеи Четьи", Лицевой летописный свод. Макарий идеологически обосновывает необходимость укрепления самодержавия, а также усиления роли церкви в государстве. Макарий содействовал открытию первой русской типографии в Москве.


Со смертью Ивана Грозного испытания для церкви не закончились. С периодом п.

Со смертью Ивана Грозного испытания для церкви не закончились. С периодом правления Годунова сана лишили митрополита Дионисия. Новой главой церкви стал монах Иов, который являлся сподвижником Б.Годунова. 26 января 1589 года митрополита Иова торжественно возвели в патриарха Московского и всея Руси. Это означало, что произошло закрепление отделения Русской православной церкви от Константинополя и случилось это при участии светской власти.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Параграф 12, учить конспект. Устно отвечать на вопросы в ко.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Параграф 12, учить конспект. Устно отвечать на вопросы в конце параграфа. Заполнение таблицы: Критерии для сравнения Нестяжатели Иосифляне

Подведение итогов: В 16 веке Россия стала единственной православной державой.

Подведение итогов: В 16 веке Россия стала единственной православной державой в Европе. Интересы государства и церкви не всегда совпадали; во внутренней и внешней политике государство нуждалось в поддержке церкви, но требовало от ее иерархов повиновения. Русская православная церковь сохранила свои владения и обрела статус патриархии.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Главный Попко

Лучший ответ:


Энджелл




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: