Сообщение на тему оценка творческого потенциала менеджера

Обновлено: 04.07.2024

Как в прошлом, так и в настоящем творческая активность личности несёт в себе не только личностное развитие, но и прогресс, создаёт культуру человечества. Креативность - это способность к творчеству, способность порождать необычные вещи, придумывать, находить, видеть мир как-то по-особенному. Такое творчество пригодится на работе любому человеку.
С помощью творческого потенциала человек становится творцом новых идей, новых предложений и знаний. Творческие люди делают жизнь ярче, как свою, так и окружающих.

Целью данной работы является исследование развития творческого потенциала менеджера. Для выполнения поставленной цели предполагается решение такие задачи:

  • рассмотреть сущность и особенности творческого потенциала личности, менеджера;
  • показать особенности развития творческого потенциала менеджеров
    на разных этапах подготовки;
  • изучить развитие творческого потенциала менеджера с помощью различных методов.

Объектом исследования является творческий потенциал менеджера.

Предметом курсовой работы считаются методы развития творческого потенциала менеджера.

Основными методами исследования в работе служат: аналитический, системный, логический и другие. Также применяются методы анализа и синтеза полученной информации.

В основе теоретической базы исследования лежат публикации российских и зарубежных авторов, исследовательских агентств, а также сетевые источники.

Вводные замечания. (Прочитать материал учебного пособия, вопрос № 27, 28). Креативность – творческие способности индивида – способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Характеризуется готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как независимый фактор. Согласно А. Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Согласно П. Торренсу, креативность включает в себя: а) повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний; б) действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности применяются различные тесты дивергентного мышления, опросники личностные, анализ результативности деятельности. Изучение факторов творческих достижений ведется в двух направлениях: 1) анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности – личностные факторы;
2) анализ мышления творческого и его продуктов – факторы креативности: беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении и пр.
С целью содействия развитию мышления творческого можно использовать учебные ситуации, характерные незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов; при этом учащихся поощряют к формулированию множества вопросов.

Инструкция.Перед вами опросник с суждениями о вашей личности, вашего подхода к решению проблем и характеристики вашей рабочей среды. Отметьте подчеркиванием, в какой степени относится к вам каждое из утверждений опросника: всегда, часто, иногда, редко, никогда.

Текст опросника

А. Моя личность

1. Мне не хватает уверенности в себе:

Всегда часто иногда редко никогда

2. Я ценю критичность:

Всегда часто иногда редко никогда

3. Я боюсь отличаться от других:

Всегда часто иногда редко никогда

4. Мои родители поощряли мое творчество:

Всегда часто иногда редко никогда

5. Я чувствую себя некомфортно в ситуации неопределенности:

Всегда часто иногда редко никогда

6. Мне нравятся новые лица, места:

Всегда часто иногда редко никогда

7. Я нуждаюсь в постоянном ощущении порядка в моей жизни:

Всегда часто иногда редко никогда

8. Я считаю, что грезы, мечты – дело стоящее:

Всегда часто иногда редко никогда

9. Я чувствую себя неловко, когда люди проявляют свои чувства:

Всегда часто иногда редко никогда

10. Я получаю удовольствие, играя роли:

Всегда часто иногда редко никогда

11. Я достигаю большего, когда следую правилам:

Всегда часто иногда редко никогда

12.Я позволяю моим чувствам руководить мною:

Всегда часто иногда редко никогда

13. Мне нравится, когда меня считают независимым:

Всегда часто иногда редко никогда

14. Мне нравится быть вместе со свободномыслящими людьми:

Всегда часто иногда редко никогда

15. Я скорее неактивен, чем активен:

Всегда часто иногда редко никогда

16. Мне нравится заглядывать далеко вперед:

Всегда часто иногда редко никогда

Б. Мой подход к решению проблем

1. Сталкиваясь с проблемой, я делаю поспешные выводы:

Всегда часто иногда редко никогда

2. Когда проблема возникает, я становлюсь объективным и аналитичным:

Всегда часто иногда редко никогда

3. Мне необходимы все факты, чтобы принять решение:

Всегда часто иногда редко никогда

3.Мое внутреннее чувство помогает мне:

Всегда часто иногда редко никогда

5. Я рассчитываю на свои прошлые знания сходных проблем:

Всегда часто иногда редко никогда

6. Я ненавижу работать над деталями:

Всегда часто иногда редко никогда

7. Секрет успеха – в укомплектованном штате персонала:

Всегда часто иногда редко никогда

8. Статистические данные и диаграммы дают искаженную картину:

Всегда часто иногда редко никогда

9. К проблемам стоит подходить одним и тем же образом:

Всегда часто иногда редко никогда

10. Меня воспринимают как человека, решающего проблемы оригинально:

Всегда часто иногда редко никогда

11. У меня есть трудности с обнаружением проблем:

Всегда часто иногда редко никогда

12. Я использую специальные техники для решения проблем:

Всегда часто иногда редко никогда

13. Я впадаю в уныние, если проблема кажется слишком сложной:

Всегда часто иногда редко никогда

14. Когда другие не берутся за решение, я делаю это, если могу:

Всегда часто иногда редко никогда

15. Я люблю читать инструкции, прежде чем начать что-либо новое:

Всегда часто иногда редко никогда

16. Я верю, что процесс нахождения решений – творческий:

Всегда часто иногда редко никогда

В. Моя рабочая среда

1. Люди в моей организации думают, что их образ действия – самый лучший:

Всегда часто иногда редко никогда

2. Вокруг меня креативность рассматривается, как ключ к выживанию:

Всегда часто иногда редко никогда

3. Границы моих полномочий точно определены:

Всегда часто иногда редко никогда

4. Здесь принимаются стоящие идеи извне:

Всегда часто иногда редко никогда

5. Время для творческих размышлений ограничено в этой организации:

Всегда часто иногда редко никогда

6. Соревнование между служащими воспринимается как здоровое явление:

Всегда часто иногда редко никогда

7. Я мог бы охарактеризовать свою организацию как уютную и ориентированную на сотрудничество:

Всегда часто иногда редко никогда

8. В этой организации мы любим находить проблемы:

Всегда часто иногда редко никогда

9. Здесь, если вы креативны, значит, мечтатель:

Всегда часто иногда редко никогда

10. В этой организации креативным людям дают свободу:

Всегда часто иногда редко никогда

11. Организационные процедуры убивают идеи:

Всегда часто иногда редко никогда

12. Я могу свободно рассказывать о моих идеях, не опасаясь, что надо мной будут смеяться:

Всегда часто иногда редко никогда

13. Меня остановят, если я начну предлагать новые решения:

Всегда часто иногда редко никогда

14. Здесь хорошие идеи представляют ценность:

Всегда часто иногда редко никогда

15. Новые идеи должны быть подробно описаны:

Всегда часто иногда редко никогда

16. В организации поощряются инновации:

Всегда часто иногда редко никогда

Ответы на нечетные утверждения оцениваются так:

• иногда – 3 балла;

• никогда – 5 баллов

Ответы на все четные утверждения оцениваются следующими баллами:

• всегда – 5 баллов;

• иногда – 3 балла;

• никогда – 1 балл.

Подсчитывается сумма баллов для А, Б и В. Креативный потенциал оценивается суммой трех оценок А + Б + В.

Полученные результаты интерпретируются в соответствии со следующим описанием.

А

16-37 баллов. Ваш креативный потенциал подавляется некоторыми вашими чувствами в отношении себя, и вы будете удивлены, как много креативности освободится однажды, когда вы позволите себе быть креативным.

60-80 баллов. Вы высококреативны. При этом вы обладаете способностью побуждать к креативности других.

Б

60-80 баллов. У вас открытый, креативный подход к решению проблем. Вы также способны поддерживать других в ходе решения проблем. Вы способны воспользоваться каждым удобным случаем для того, чтобы создать дух предприимчивости и проблематизировать среду вокруг себя.

В

16-37 баллов. Ваша рабочая среда не поощряет креативного мышления. Посмотрите на ваши баллы по пунктам А и Б. Если они высокие, вы, безусловно, испытываете напряжение на работе. Что вы собираетесь предпринять в связи с этим?

60-80 баллов. Вы работаете в идеальной среде для креативной личности. Однако, если у вас низкие оценки по пунктам А и Б, вам следует работать над развитием вашего креативного потенциала. Никто не собирается мешать вам предлагать новые идеи.

А + Б + В

112-176 баллов. У вас хороший креативный потенциал, который пока скрыт и сдерживается или вами лично, или вашим подходом к решению проблем, или вашей рабочей средой. Вы можете изменить любой из трех или все три компонента – так чего же вы ждете?

177-240 баллов. Вы, по-видимому, высококреативная личность с большим потенциалом. Продолжайте развивать ваш талант, старайтесь найти новые пути его применения – дома, в ваших увлечениях и, конечно, на работе.

Сила интуиции

Вводные замечания. Интуиция (пристально, внимательно смотреть) мыслительный процесс решения задачи не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решения, а также недостаточная осознанность его логических оснований. Интуиция проявляется в условиях субъективно и/или объективно неполной информации и органически входит в присущую мышлению человека способность экстраполяции (пополнения имеющейся и предвосхищения еще неизвестной информации). Поэтому так велика роль интуиции в творческой деятельности, где человек открывает новые знания и возможности преобразования действительности. В основе интуиции лежат особые формы переработки информации человеком, которые могут быть как образными, так и вербальными, осуществляться произвольно или непроизвольно. Неверно противопоставлять интуицию логике: в процессе решения задач эти стороны интеллекта образуют единое целое.

Индивидуальная структура интуитивного акта делает его особо чувствительным к таким личностным феноменам, как интеллектуальные установки, эмоциональный настрой, способность к непредвзятым решениям и т.д. Развитие интуиции связано не только с приобретением конкретного опыта, но и с общим уровнем развития личности. Одним из феноменов бессознательного в творческом процессе выступает интуиция. Существуют разные виды интуиции, например: интеллектуальная (прямое постижение умом истины) и чувственна прямое усмотрение истины с помощью внешнего чувства).

Инструкция. Отметьте крестиком или галочкой в опроснике те характеристики, которые, по вашему мнению, типичны для вас.

Текст опросника

1. Если у меня нет готового ответа, я: а) спокоен; б) не спокоен.

2. В ситуации неопределенности я: а) дезориентирован (пасую); б) спокоен, собран.

3. В ситуациях соревнования я глубоко увлечен: а) почти всегда; б) редко.

4. Если моя интуиция противоречит фактам, обычно я: а) верю чувствам;

б) следую логике.

5. Решая сложную проблему, я: а) сосредоточен на поиске ее решения;

б) жду, когда придет решение.

6. Если я не согласен с мнением других людей, я: а) заявляю об этом открыто; б) держу свое мнение при себе.

7. В целом я: а) предпочитаю старые уже испытанные пути; б) люблю рисковать.

8. Решая проблему, я меняю стратегию: а) редко; б) часто.

9. Я предпочитаю, чтобы мне говорили: а) как я должен делать; б) что должно быть сделано.

10. Если ситуация осложняется, я: а) оживляюсь; б) волнуюсь.

11. Сталкиваясь с проблемой, обычно я: а) сначала намечаю план и направление работы; б) сразу погружаюсь в работу.

12. В большинстве случаев: а) всякие изменения нервируют меня; б) я рад неожиданным изменениям.

а) о разных существах, в том числе вымышленных;

б) фактический материал, относящийся к работе (занятиям).

14. Если мое мнение отличается от мнения специалиста, я обычно:

а) полагаюсь на себя; б) считаюсь с авторитетом.

15. Когда по работе я сталкиваюсь одновременно с несколькими заданиями, я: а) делаю их параллельно; б) делаю их последовательно.

16. В учебе (при усвоении нового) я:

а) сначала усваиваю правила и инструкции;

б) приступаю к самому материалу, а правила учу уже по ходу дела.

17. В работе я предпочитаю:

а) следовать установленным правилам и предписаниям;

б) создаю и следую собственному порядку.

18. В школе мне лучше даются:

а) ответы на открытые вопросы (типа сочинений, размышление и т. п.);

б) ответы на закрытые вопросы (краткие: да, нет, столько и т. п.).

19. В основном я: а) идеалист; б) реалист.

20. Когда я ошибаюсь, я: а) проверяю себя еще раз; б) забываю об этом и продолжаю дальше.

21. В разных ситуациях:

а) я обычно могу объяснить, откуда я знаю что-либо;

б) обычно я не могу этого объяснить.

22. При описании и объяснении я больше опираюсь:

а) на аналогичные эпизоды; б) на факты и примеры.

23. Меня обычно можно убедить: а) обращаясь к смыслу; б) обращаясь к эмоциям.

24. Если я не прав, я: а) охотно признаю это; б) защищаюсь.

25. Скорее всего, я: а) фантазер; б) практик.

27. Непредсказуемые люди: а) раздражают меня; б) мне интересны.

28. Получая задание на следующую неделю, я обычно говорю:

29. Если мои планы нарушаются, я: а) расстраиваюсь; б) спокойно принимаю новый план.

30. К своим догадкам я отношусь: а) с энтузиазмом; б) с недоверием.

31. Большинство моих друзей и коллег: а) верят в интуицию; б) относятся к ней скептически.

Ключ

Если ваша общая оценка 24 балла и больше, вы обладаете тенденцией интуитивного подхода к принятию решения и проблемам. В основном вы полагаетесь на свою интуицию, и, возможно, она вас не обманывает.

Оценка 16-23. Вы склонны менять (варьировать) свой стиль, но преобладает интуиция, а не анализ и синтез. Интуиция чаще истинна, чем ошибочна.

Оценка меньше 8. У вас преобладает системно-рациональный подход к проблемам. Вы не доверяете своей интуиции, так как она в прошлом вас подводила.

Высокий балл по опроснику – это показатель позитивного, интуитивного поведения (ориентированного на догадку). Эти вопросы могут помочь вам в самонаблюдении и самовоспитании.

Творческие способности

Вводные замечания. (Прочитать материал учебного пособия, вопрос № 48). Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество может быть рассмотрено в двух важнейших аспектах: личностном и процессуальном. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

В.Н. Дружинин приводит ряд личностных черт, выделенных исследователями в ходе анализа работ литературоведов, историков:

· независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, нонконформизм оценок и суждений;

· открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

· высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

· развитое эстетическое чувство, стремление к красоте;

· уверенность в своих способностях и сила характера;

· смешанные черты мужественности и женственности в поведении;

· развитое чувство юмора и умение найти смешное в необычных ситуациях.

Что такое творческие способности? Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них. Человек сам может в себе воспитать, или скорее разбудить способность к творчеству. Это не значит, что можно себя убедить в том, что ты виртуозный скрипач, но попробовать взглянуть на окружающий мир или конкретный вопрос под другим углом может каждый человек.

Инструкция. Тест направлен на определение творческого потенциала личности. Оцените в баллах (от 1 до 10), насколько типичными для вас являются следующие характеристики вашего поведения. Очки выставляются исходя из следующего:

• 10 баллов – ваше соответствие тому, что сказано, очень велико.

• 9–6 баллов – соответствие значительное.

• 5 баллов – в данном смысле вы где-то на среднем уровне.

• 4–2 балла – по этой части ваш уровень ниже среднего.

• 1 балл – это вам вообще не свойственно.

Текст опросника

1. Любознательны ли вы? Сомневаетесь ли вы в очевидном? Беспокоит ли вас, что, как, почему, почему нет? Любите ли вы собирать сведения?

2. Наблюдательны ли вы? Замечаете ли вы изменения, происходящие вокруг вас?

3. Воспринимаете ли вы чужие точки зрения? Когда вы с кем-то не согласны, способны ли вы понять того, с кем несогласны? Можете ли вы взглянуть на старую проблему по-новому?

4. Готовы ли вы изменить точку зрения? Открыты ли вы новым идеям? Если кто-то делает дополнения к вашей идее или вносит в нее изменения, готовы ли их принять? Ищете ли вы новые идеи, вместо того чтобы придерживаться своих старых?

5. Учитесь ли вы на своих ошибках? Можете ли вы осознать свою неудачу, при этом не сдаваясь? Понимаете ли вы, что пока вы не сдались, не все потеряно?

7. Замечаете ли вы черты сходства между вещами, которые, как кажется, не имеют ничего общего? (Например, что общего между растением пустыни и упорным человеком?). Используете ли вы вещи новыми способами (вроде стакана в качестве вазы для цветов)?

8. Верите ли вы в себя? Приступаете ли вы к делу с уверенностью, что справитесь? Считаете ли вы себя способным находить решения проблем?

9. Стараетесь ли вы воздерживаться от того, чтобы давать оценки другим людям, чужим идеям, новым ситуациям? Дожидаетесь ли вы, пока не наберется достаточно сведений, чтобы прийти к определенному выводу?

10. Склонны ли вы находить в любом деле интерес? Станете ли вы заниматься тем, что со стороны выглядит глупым? Верите ли вы в себя достаточно для того, чтобы быть предприимчивым и идти на риск? Предлагаете ли вы решения, которые могут быть отвергнуты другими, или обычно вы не подставляетесь?

Подсчитайте набранную вами сумму баллов и определите свой показатель творческого потенциала:

• 80-100 баллов – потенциал очень велик.

• 60–80 баллов – вы творческая личность.

• 40–60 баллов – вы не хуже большинства.

• 20–40 баллов – вы не столь творческая личность, как большинство.

• 10–20 очков – вам следует посещать кружки с творческой направленностью.

Гост

ГОСТ

Потребность в креативном менеджменте

Креативный потенциал менеджмента – это возможность и способность к реализации творческого подхода в практической деятельности, связанной с менеджментом.

Современное развитие менеджмента показывает, что сложные проблемы нельзя решить с опорой исключительно на использование базовых знаний, касающихся апробированных и рекомендованных авторитетными исследователями методик. Жизнь меняется столь стремительно, что становится все сложнее учитывать происходящие трансформации. Характер проблем, которые приходится решать менеджеру, меняется. Изменения касаются и людей, которыми управляют менеджеры, его интересов и ценностей. Ориентация этих изменений закономерно требует изменения подходов к управлению: от чисто организационного к социально-психологическому (провозглашающему приоритет человеческого фактора), а затем – к креативному.

Для современного менеджмента характерна тенденция к повышению роли интеллекта. Все сильнее менеджмент зависит от овладения приемами и углубления навыков интеллектуальной деятельности руководителями всех уровней.

Вообще в развитии общества в целом и производства в частности роль интеллектуальной деятельности неуклонно возрастает. Главная особенность интеллектуальной деятельности – необходимость определенного уровня культуры и образования у субъекта, творческого подхода и вдохновения.

В связи с усложнением процессов в современном менеджменте возрастает цена ошибок и повышается роль интеллектуальности, определяющей внедрение новых технологий и их совершенствование, а также научный подход.

Интеллектуальность бывает различной, ее особый вид – реализация творчества и осуществление между людьми творческого взаимодействия. Он находит отражение в креативном менеджменте, представляющем собой тип управления, базирующийся на творчестве персонала, творческом подходе менеджера для решения любой проблемы.

Готовые работы на аналогичную тему

Творчеством называют поиск нестандартных, неординарных подходов, стремление увидеть будущее, раскрепощение фантазии, возможность и желание реализовать собственную индивидуальность.

Творчество не сводится к озарению (эврике), оно нуждается в исследовании проблем, тенденций, ситуаций, факторов и т.д.

  • информацию,
  • знания,
  • опыт,
  • время,
  • технические средства и т.д.

Кретивный потенциал – это свойство не только отдельной личности, но и коллектива в целом. В таком разрезе он отражает интегральный интеллект, сложившуюся творческую атмосферу и исследовательский подход, реализуемый при решении проблем.

В любой организации менеджмент можно рассмотреть с точки зрения уровня и величины его креативного потенциала, служащего одной из ключевых характеристик менеджмента.

Задачи креативного менеджмента

Важнейшие практические задачи, на решение которых ориентирован креативный менеджмент:

  • формирование экспертных групп, отвечающих за оценку разработанных ранее инновационных предложений по развитию организации и предупреждению кризисных ситуаций,
  • оценка творческого потенциала персонала и менеджмента организации и интегрированного показателя потенциала организации,
  • создание временных творческих коллективов для групповой разработки новых решений и продуктов,
  • определение приемов, операций и методов, необходимых для оперативного и качественного решения возникающих нестандартных задач,
  • анализ мотивационных установок, преобладающих в организации, и их использование для творческого процесса.

Уровень креативной подготовки менеджера определяется скоростью его адаптации к возникающим ситуациям, принятия нестандартных и нетривиальных управленческих решений, способствующих выводу компании из кризиса. Постоянное ведение инновационной деятельности заставляет менеджера преодолевать стереотипы профессионального мышления и поведения, подталкивает его к использованию собственного креативного потенциала и потенциала компании в максимальной степени в процессе принятия управленческих решений.

Креативный менеджмент является инструментом управления творческим потенциалом руководства и персонала. Он обладает собственным специфическим инструментарием.

Под инструментарием креативного менеджмента понимают совокупность приемов, методов и операций разработки и реализации нестандартных, оригинальных и нетрадиционных идей.

В процессе принятия креативных управленческих решений можно выделить следующие шаги:

  • сбор информации,
  • выработка идей,
  • оформление идеи,
  • комбинирование – соединение полученной оригинальной идеи с другими, более традиционными, что позволяет углубить значение разрабатываемой идеи,
  • представление идеи заинтересованным сторонам.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 18 01 2020

Юлия Валерьевна Шульгина

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.


Рынок воспринимает этот тренд всерьёз. От полноценной реализации потенциала сотрудников зависит успех бизнеса и его способность оставаться на плаву в условиях растущей рыночной неопределённости, поэтому руководители компаний заинтересованы в исследовании капитала навыков и развитии творческих способностей их команд.

Например, компания IPA Databank 2 проведя ряд исследований и обнаружила связь между креативностью персонала и выполнением KPI . Эффективность компаний, в которых поощрялась творческая активность, за 7 лет (с 2003 по 2010 гг.) выросла в 12 раз. Существенно увеличились показатели чистой прибыли и объёмы продаж.

Определённую роль в этом тренде играет и смена поколений 3 . Сегодня 30 % сотрудников – миллениалы. К 2025 год поколение миллениума будут составлять 75 % рабочей силы. По данным исследований PwC 4 для миллениалов важно наличие корпоративной социальной цели. Они хотят внести свой вклад в наш мир, и возможность раскрытия творческого потенциала является для них одной из ценностей, повышающих их вовлечённость в работу и приверженность компании.

Как именно творческий потенциал сотрудников влияет на результаты бизнеса? К каким задачам компаний это применимо и какие методы полезно применить для развития творческих способностей команды? Читайте в новом материале Yva.ai.

Творческий потенциал человека и его составляющие

Творческим потенциалом называют способность и решимость человека к достижению целей и преодолению препятствий, возникающих при решении задачи. Он состоит из адаптивных, инновационных, креативных и эвристических способностей, а также знаний, навыков и умений, реализуемых в трудовой деятельности.

Творческий потенциал представляет собой соединение разнообразных качеств, поэтому вопрос о его составляющих до сих пор остается открытым. Например, исследователи и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик коллективного творческого воспитания на базе теории решения изобретательских задач считают, что основными составляющими творческого потенциала человека являются 9 параметров.


Также во многих публикациях упоминаются такие составляющие творческого потенциала, как:

  • интеллектуальный 5 компонент – отражает достаточное умственное развитие 6 индивида,
  • эмоциональный компонент – отражает позитивный эмоциональный отклик индивида на решение творческих задач,
  • мотивационный компонент – отражает интерес и вовлечённость индивида в решение творческих задач,
  • волевой 7 компонент – отражает способность индивида к самодисциплине и организации рабочего процесса для доведения дела до конца.

О развитии творческого потенциала традиционно говорят в контексте детского и юношеского образования, а также саморазвития человека. Однако раскрытие творческого потенциала сотрудника и его полноценное использование ощутимо влияет на результаты компании, и этот ресурс не стоит игнорировать.

Методы развития творческого мышления команды и решение бизнес-задач

Анна предложила коллегам воспользоваться методикой дизайн-мышления, основанной на творческом подходе. Благодаря продуманным инициативам, банк внедрил несколько проектов, повысивших индекс потребительской лояльности NPS, что повлекло за собой рост продаж.

Баннер Н

Инновационная активность предприятий базируется на процессе генерации и подачи новых идей. Современные компании стимулируют этот процесс программами выдвижения предложений.

Аналогичные проекты существуют в МТС 10 (с 2008 года фабрика принесла $44 млн), Рязанской нефтеперерабатывающей компании (около $80 млн прибыли за 2012 год), Челябинском трубопрокатном заводе ($13 млн экономического эффекта за 2012 год).

Сотрудники работают добровольно или за небольшую плату, что существенно экономит затраты предпринимателей. Для исполнителя это высокий шанс получить работу без региональных ограничений или значимый проект для портфолио. Для компании – собственный бизнес-инкубатор, в котором каждая идея проходит определённый цикл разработки и проверки на жизнеспособность.

Какие барьеры сдерживают творческий потенциал сотрудников?

Корпоративный консультант и разработчик учебных программ для повышения квалификации сотрудников компании General Motors Александр Хайем 12 выделил 30 факторов, отрицательно влияющих на способности людей генерировать новые идеи.

30 факторов 2

Как помочь сотрудникам преодолеть влияние этих факторов?

Советы по развитию творческих способностей сотрудников

Для развития творческого потенциала Юрген Саленбахер предлагает использовать мультикультурализм – подход, направленный на сохранение и развитие разнообразия идей, взглядов и подходов в компании. В том числе – креативных и этнически обусловленных.

Это не о терпимости и не нивелировании конфликтов. Это о восприятии конструктивных споров как кузницы лучших бизнес-решении – на уровне корпоративной культуры.

Согласно ряду исследований, команды, участники которых являются представителями разных культур, при грамотном управлении имеют наибольший потенциал создания и внедрения инноваций. По данным опроса Deloitte Canada 13 , проведённого среди 1300 руководителей, разнообразие является дополнительным фактором успеха, стимулирующим генерацию бизнес-инициатив.

Используйте разнообразие как драйвер развития творческого мышления вашей команды.

Психогенетики , используя близнецовый метод в исследованиях креативности, доказали, что социальные факторы берут верх над генетическими, а значит являются ведущими в развитии творческого потенциала человека. Образовательная среда, как один из социальных факторов, способна оказать значительное влияние на развитие творческих способностей коллектива в целом и индивида в частности.

Поощряйте сотрудников в их стремлении обучаться новому. Новые знания и умения, даже не имеющие прямого отношения к вашему бизнесу, повышают капитал умений работников, расширяют их кругозор и способствуют нахождению продуктивных решений в рабочих ситуациях.


Бизнес-коучи помогут сотрудникам избавиться от барьеров, мешающих развитию творческого потенциала, обучат действенным техникам по развитию креативного мышления и помогут проработать идеи по вашим бизнес-процессам.

Тренинги по развитию креативности чаще всего проводятся в игровой форме. Поэтому этот метод творческого развития способствует снятию напряжения и тревожности, а также поднимает настроение.

Существуют, как короткие тренинги на один день, которые могут проводиться в самой организации, так и выездные мероприятия с полным погружением на несколько дней. Выездной тренинг – отличная возможность сменить обстановку и с пользой провести время на природе. Помимо развития креативных навыков мышления такие мероприятия способствуют сплочению коллектива и учат работать в команде.

Он поставил перед собой, на первый взгляд, невыполнимую цель, чтобы посмотреть насколько близко можно к ней подойти, если задействовать лучшие умы, в поисках лучших решений. Отдавая предпочтение нестандартным решениям, Джон Браун смог полностью реструктурировать бизнес, сделав его самым прибыльным в своем сегменте.


Опыт лидеров рынка в развитии креативных навыков мышления команд

Основной ошибкой бизнеса на пути к инновациям является расфокусировка: слишком много инноваций в ущерб основной деятельности компании.

Многие хорошо помнят, что до 2012 года в корпорации Google 18 действовало знаменитое правило 20 %: компания предоставляла сотрудникам возможность уделять 20 % времени на проекты по собственным интересам. Благодаря этому правилу на свет появились такие проекты как Gmail и AdSense, Google Cardboard, а также сотни мелких проектов, многие из которых ушли в Open Source.

Однако позже в компании был сформирован аналитический отдел, который оценил производительность персонала и пришёл к выводу: чтобы работать с максимальной эффективностью, сотрудникам нужно уделять основному проекту 100 % своего времени.

Тем не менее, экономические результаты воплощения креативных идей оказывают измеримое положительное влияние на развитие творческого потенциала и вовлечённость сотрудников. А значит, как минимум, заслуживает внимания руководителей и HR-специалистов.

Читайте также: