Сообщение социальное значение дизайнера

Обновлено: 04.07.2024

Взгляд на дизайн как на источник социокультурных изменений в мире - наиболее точно соответствует современному состоянию как культуры в целом, так и места человека в этой мощной машине прогресса. Чтобы понять истинное направление движения современного дизайна, нужно учесть ряд факторов, оказывающих влияние на его дальнейшее развитие. Данные факторы могут носить различный характер: негативный, позитивный, духовный, материальный и т.д.

Изучение особенностей формирования взаимосвязей дизайна и человека может стать ключом к пониманию самых разнообразных социальных процессов, функции дизайна в обществе и развития современного общества в целом.

Дизайнер в современном мире это не только реформатор и носитель изменений, а также своеобразный контролер данных изменений. Именно дизайнер, еще на стадии идеи, может контролировать грамотное развитие своего замысла, избегать возникновения ошибок, которые впоследствии могут оказать негативное влияние на человека. Исходя из перечисленного ранее, можно сделать вывод, что дизайн в современном мире это, прежде всего осмысленная деятельность профессионалов, осознающих всю важность и ответственность за свои действия. Именно по средствам дизайна создаются новые социальные ценности, взаимосвязь человека и искусства, важным становиться вовлечение потребителя в процесс проектирования, в целях внедрения более эффективных форм проектной деятельности.

Дизайн – носитель социальных изменений

Вся жизнь современного человека наполнена продуктами дизайна. Дизайн окружает нас повсюду – в быту, на работе, отдыхе и т.д. И с течением времени, функция и значение дизайна в жизни человека только возрастает. Вещи, становятся своеобразным показателями уровня жизни, благополучия и социальной защищенности человека. Рациональное использование продуктов дизайна в повседневной жизни служит основой для физического, и главное морального развития человека.

"Любая социальная структура, не располагающая минимумом предметно-материальной обеспеченности, обречена на медленное вымирание или ассимиляцию культурных и технических достижений других социальных систем. Человек, не обладающий безопасными и удобными орудиями труда, инструментами, жильем и одеждой, охраняющей не только его тело, но и человеческое достоинство, неизбежно оказывается в ситуации хронического культурного обнищания и голода." (2) Именно поэтому, важно последовательно подходить к исследованию данного аспекта дизайн – деятельности, и если рассматривать дизайн как носитель социальных изменений, то становится неизбежным понимание того, что изменения могут носить как положительный, так и отрицательный характер, и подчас, в руках не грамотных дизайнеров, их негативное влияние может оказаться необратимым.

Из перечисленного ранее, можно сделать вывод, что современный дизайн направлен в первую очередь на конкретизацию и индивидуализацию потребителя, внедрение методов соучастия в практику дизайна. Дизайнер становится своеобразным проводником между искусством и человеком. Но здесь необходимо напомнить о том, что все выше сказанное имеет отношение только к профессиональным дизайнерам, а не дизайнерам – самоучкам.

Как было уже сказано ранее, дизайн - носитель социальных изменений, и они могут быть как положительными, так и отрицательными. Не является ли то, что мы называем модными течениями и разнообразием выбора всего лишь навязыванием мнения определенной группы людей, средством манипулирования массами при помощи дизайна? Так ли безобиден массовый дизайн? Развивает ли подобный дизайн чувство вкуса и стиля у подрастающего поколения? Отвечая на эти вопросы, мы не будем рассматривать индустриализм в целом, с его негативными влияниями на окружающую среду, высокими затратами человеческих и материальных ресурсов – это характерная черта нашего времени, и преодолеть которую в ближайшее время не представляется возможным. Возьмем во внимание лишь моральный аспект этих влияний.

. цель – сближение человека с миром прекрасного, с качественным и профессиональным дизайном.

Налаживание связей человек – вещь, становится одной из главных функций современного дизайна. История дизайна неразрывно связанна с развитием индустриальных технологий, эти два течения в какой-то степени развивают друг друга, т.е. появление новых технологий производства тут же влечет за собой разработку дизайнерами новых объектов, также как и разработка новых продуктов дизайна стимулирует развитие промышленных технологий. И как следствие, все эти направления развития индустриальных технологий призваны к одной цели – сближение человека с миром прекрасного, с качественным и профессиональным дизайном.

Функции дизайна в бытии

Эстетическая функция

Дизайн всем своим существом призывает к эстетизации предметного мира, окружающего человека. Причем, "эстетическое представляет собой не преодоление практического, а отказ от его тотальности, позволяющий достичь духовного раскрытия, Практические нужды перестают быть единственными и включаются в более широкий бытийный контекст, форма предмета подтверждает позитивные духовные проявления его создателя."(6)

Гуманизирующая функция

Дизайн неразрывно связан со своим потребителем, все, что делают дизайнеры, призвано служить человеку, удовлетворять его потребности, прихоти. Как индивидуален каждый человек, также индивидуальна среда, которую он вокруг себя создает. Нельзя со всей уверенностью утверждать, что та, или иная вещь не имеет право на существование, из-за того что мы считаем ее безвкусной, все индивидуально, и если вещь сделана для конкретного потребителя, то в ней заложена именно та функция, необходимая данному, конкретному человеку. Но это утверждение действительно только при индивидуальном, частном подходе к проектированию вещи. Если говорить о массовом производстве, то ответственность дизайнера в этом вопросе возрастает. "В дизайне не может быть мелочей в работе с формой и материалом, потому что им предстоит сосуществовать с человеком, о котором нужно думать в первую очередь."(8) Но при массовом производстве невозможен диалог между дизайнером и потенциальным потребителем, в этом случае дизайнеру приходится полагаться на собственные представления о его потребностях, но также можно брать за основу статистические данные, практику своих предшественников или собственныйжизненный опыт в работе с клиентами.

Организующая функция

Данная функция является следствием основной функции дизайна – гармонизации средывокруг человека, ведь сложно представить хоть какую-то гармонию в хаосе. Организация, упорядочение предметов в пространстве – является неотъемлемой частью этой самой гармонии. Если рассмотреть эту функцию на примере интерьера, то она является едва ли не главной задачей в создании действительно качественного объекта. Так как упорядочить предметы в пространстве, при этом создать для человека по-настоящему комфортную среду, а не просто красивую картинку, которая развалится после нескольких дней пребывания человека в данном интерьере – задача очень сложная, и решить ее под силу только дизайнеру, с хорошим профессиональным чутьем, которое подкреплено знаниями и навыками в этой области.

Упорядочить предметы в пространстве. задача очень сложная, и решить ее под силу только дизайнеру, с хорошим профессиональным чутьем, которое подкреплено знаниями и навыками в этой области.

Рационализирующая функция

Каждый вещь, претендующая называться продуктом дизайна, должна совмещать в себе две основные характеристики – быть эстетически привлекательной и функциональной. Также в работе дизайнера немаловажное значение приобретает фактор меры, нужно уметь вовремя остановиться, особенно это касается использования декоративных средств в работе над какой-то конкретной вещью или интерьером. Данные аспекты "предполагают рациональную работу дизайнера, посредством которой форма вещи приводится в наиболее адекватное соотношение с ее целью. Предметы, созданные дизайнером, вообще не предполагают излишеств, но только – продуманные излишества." (9)

Каждый вещь. должна быть эстетически привлекательной и функциональной.

Созидательная (креативная) функция

Сигнификативная функция

Заключение

Дизайн – многогранная структура, как индивидуальна и неповторима каждая отдельная личность, так и индивидуален дизайн. Ведь без социального контекста дизайн представлял бы собой всего лишь декоративное искусство, набор чертежей. Высокая социальная значимость продуктов дизайна и дизайна в целом, обуславливают значение, которое он приобретает в современном мире. Нет людей равнодушных к тому, что их окружает, какая предметная среда становится качественной характеристикой уровня жизни. Подводя итоги проделанной работе, необходимо отметить, что дизайн проникает во все сферы нашей жизни, трудно в таком случае переоценить его влияние на быт современного человека. Определение дизайнера как носителя изменений накладывает на него большую ответственность, повышает социальную значимость его труда.

Большое значение в современном дизайне приобретают идеи сотрудничества потребителя и дизайнера, для наиболее эффективного конечного результата совместной деятельности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на сегодняшний день, дизайн и его социальная составляющая неразделимы, так как дизайн призван к гармонизации средывокруг человека, привнесения в нее комфорта и индивидуальности.

Большой город всегда, во все времена захватывает дух и потрясает воображение огнями и храмами, бурным движением на улицах и небоскрёбами.

Архитектура –это не постройка одного дома, а создание городского пространства во взаимосвязи многих домов, улиц, коммуникации, исходя из конкретных геоклиматических условий. В пространстве города отражается образ жизни людей, их взаимоотношения, т. е. социально- общественные отношения в конкретный исторический период.

ВложениеРазмер
statya_doc.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Большой город всегда, во все времена захватывает дух и потрясает воображение огнями и храмами, бурным движением на улицах и небоскрёбами. Города – это живые, постоянно меняющиеся организмы, и человек – это часть этого организма, определяющая его развитие. Современный город представляет собой сочетание проблем эргономики и транспорта, экологии и здравоохранения. Но главными в этом ряду являются архитектура и дизайн, которые определяют и формируют городскую среду.

Архитектура –это не постройка одного дома, а создание городского пространства во взаимосвязи многих домов, улиц, коммуникации, исходя из конкретных геоклиматических условий. В пространстве города отражается образ жизни людей, их взаимоотношения, т. е. социально- общественные отношения в конкретный исторический период. Наиболее сложные архитектурные задачи вставали перед зодчими при проектировании городов. Когда человек перестал видеть в жилище только средство спасения от природных невзгод, а осознал необходимость красоты постройки, тогда и возникло искусство архитектуры в его современном понимании.

От примитивных укрытий в пещерах до небоскрёбов – созидающая мысли человека прошла множество этапов на пути возникновения тех городов, в которых мы сейчас живём. Уже возникновение улицы делает селение прообразом городского пространства, а сельское народное жилище становиться прообразом городского здания, первоисточником архитектурного творчества. Народное жилище относиться к начальному периоду развития зодчества. Уже в самых ранних народных постройках мы видим как закладывается и формируется стиль архитектуры различных стран. Климат, рельеф и строительные материалы определяли материальную культуру разных народов: типы и конструкцию жилищ, вещей, одежды, утвари. В них отразились опыт и традиции многих поколений разных стран. В отличии от народного жилища, в котором запечатлён коллективный строительный и художественный опыт, архитектура города - личное авторское творчество. К созданию любого значительного архитектурного сооружения привлекались выдающиеся зодчие, художники и декораторы.

Убранство и оформление внутреннего пространства здания, т.е. интерьера, определяется его архитектурным решением. Замысел здания не сводиться лишь к решению внешнего решения. Не менее важно и внутреннее убранство. Поэтому интерьер и стиль во многом диктуется архитектурным решением.

Интерьер – синтез архитектуры и дизайна, рождающийся в единстве планировки.

Назначение помещения определяет стиль интерьера и дизайн вещей, находящихся в нём. Потому интерьеры офисов и театров, вокзалов и больниц столь не похожи друг на друга.

В понятие дизайн интерьера входит оформление и декорирования стен, потолка, пола, оконных и дверных проёмов с помощью обоев, штор, жалюзи, а также организация удобной и комфортной среды для работы и отдыха, сна и бытовых нужд.

Вещи в интерьере историчны и социальны. В каждом обществе в каждую историческую эпоху существует своё понимание красоты и устройства интерьера. Мебель и убранство, например, интерьеров эпохи барокко отличатся от мебели и убранства эпохи классицизма или модерна. Интерьер и вещи одного и того же назначения совершенно не похожи в дворянском и буржуазном доме, в купеческом и крестьянском, аристократическом и обывательском.

В обстановку интерьера входит множество элементов дизайна, которые не только определяют его облик, но и формируют пространство помещения. Интерьеры прошлого были часто переполнены вещами. Например, царские покои. Мы видим, какую активную роль в разные эпохи играет деталь в создании стиля комнаты. Вещи неотрывны от художественных традиций. И вкусов эпохи, от развития всего искусства и в особенности архитектуры. Впитывая мировой художественный опыт, школа русского двора и отечественный дизайн создали уникальные образы вещей – о пышных и изысканных фарфоровых посудных сервизов, ножей, вилок и светильников, до конструктивистской мебели рабочих клубов и интерьеров метро.

Стиль помещения и его пространственное решение зависит от расстановки в нем мебели, стульев, столов, диванов, шкафов и др. Дизайн современной мебели – результат развития искусства мебельщиков с самых давних времён. Мебель не только формирует облик интерьера, но, в свою очередь, и сама конструктивно определяется функцией и назначением помещения. Так, одни и те же по своей сути и функции предметы интерьерного дизайна имеют различный вид в аэропорту, музее, ресторане, жилой квартире и т. д.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. Презентация на заданную тему содержит 37 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого Задача: Проследить как в материальной культуре отражается мировоззрение человека. Задание: 1.Применяя образцы архитектуры разных стилей и, анализируя их особенности, сделайте зарисовку здания. 2. Рассмотрев сооружения знаменитых городов мира, создайте коллаж или зарисовку узнаваемого силуэта города. 3. Найдите изображения произведений архитектуры и дизайна прошедших эпох одного стиля и сделайте коллаж.

Чувство любви к Родине во многом рождается городом, его домами и улицами – местом, где мы живем. Города – это живые, постоянно меняющиеся организмы, и человек – часть этого организма, определяющая его развитие. Современный город – сочетание проблем экономики и транспорта, экологии и здравоохранения. Но главными в этом ряду являются архитектура и дизайн, которые определяют и формируют городскую среду.

Архитектура – это не постройка одного дома, а создание городского пространства. Наиболее сложные архитектурные задачи вставали перед зодчими при создании городов. Когда человек перестал видеть в жилище только средство спасения от природных невзгод, а осознал необходимость красоты постройки, тогда и возникло искусство архитектуры в его современном понимании.

От примитивных укрытий до небоскребов – созидающая мысль человека прошла множество этапов на пути возникновения тех городов, в которых живем мы сейчас. От примитивных укрытий до небоскребов – созидающая мысль человека прошла множество этапов на пути возникновения тех городов, в которых живем мы сейчас. В отличие от народного жилища, в котором запечатлен коллективный строительный и художественный опыт, архитектура города – личное авторское творчество. К созданию любого значительного архитектурного сооружения привлекались выдающиеся зодчие, камнетесы и резчики, художники и декораторы. Наша задача – проследить, как в материальной культуре разных эпох – сооружениях, вещах, одежде, отражается мировоззрение человека, его отношение к себе, к миру. Приобретенные в предыдущие годы знания позволят вам в смене стилей увидеть не только изменения технологий и мастерства художников, но и то, как менялся человек, общество, его эстетические идеалы.

Народные жилища – живые свидетельства эстетических идеалов разных народов. Народные жилища – живые свидетельства эстетических идеалов разных народов. Таковы русская изба, украинская хата, африканская хижина на сваях, горские сакли в аулах, как бы приросшие к скалистым кручам, китайские фанзы и северные чумы, азиатская юрта среди степных просторов и ветров. ________________________

Ордер – строго продуманное соотношение размеров и сочетаний конструктивных и декоративных частей здания. Ордера обладают общей конструкцией и композицией, но различаются по стилю и пропорциям. Три типа ордера: а) дорический; б) ионический; в) коринфский.

Время меняло облик городов и стран, составляя каменную летопись эпох. В истории культуры особое место занимает античное искусство. Стремление к гармонии позволяло зодчим сочетать в планировке городов жесткость прямоугольной композиции с разнообразием рельефа, свободой пространства и удобством для жизни. ______________________

Суровость жизни и религиозная аскетичность пронизывает не только бытие человека эпохи средневековья, но и стиль архитектуры, называемый романским. Композиционная простота, грубоватая каменная кладка, компактность форм придавали суровую выразительность городским строениям, монастырям и замкам с их мощными башнями, массивными крепостными стенами, прорезанными узкими окнами и галереями. Под стать архитектуре этот стиль находил свое выражение в одежде, мебели, хозяйственной утвари.

Художественное сознание людей Средневековья с наибольшей полнотой воплотилось в готическом зодчестве. Готика – суровый и изящный стиль. Образ города предстает как мир самых разных построек: соборов, ратуш, цехов и каменных жилых домов. Здание рассматривалось в связи с пространством. Его планировка исходила из уже сложившейся среды и той жизни, которая кипела вокруг. Стиль готики то напряженный и жесткий, то утонченно декоративный определил не только силуэты и формы городов, но и костюмы, посуду, украшения.

Для архитектуры Ренессанса характерно создание зданий на основе античных форм и ордерной системы. Для архитектуры Ренессанса характерно создание зданий на основе античных форм и ордерной системы. Взлет искусства в эпоху Возрождения связан с именами Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Брунеллески, Альберти и т.д. Архитектурные ансамбли, четкость прямоугольных объемов, уравновешенность композиции фасадов, гармония, логика – это архитектура Возрождения.

Идеи Возрождения распространились по Европе, заложив основы для формирования стиля барокко. В великолепии дворцов и парков, изысканности украшений отражалось величие не только королей, но и всей нации, ее дух и культура. Пышность форм фасадов в барокко конкурировала с богатством и чрезмерностью буйства декора в интерьере. Для этого стиля характерны сложные пространственные решения, преобладание криволинейных и овальных очертаний архитектурных форм.

Многообразие идей античности позволило создать архитектурное противопоставление пышному барокко – строгий классицизм. Этот стиль провозглашал уравновешенность форм, соподчиненность частей и симметрию как образцы композиции, уподобляя их античным канонам.

Дизайнер является частью системы производства, рынка и общества. Задачи, которые ставит и решает для себя дизайнер могут быть разного уровня. Узкоспециализированные задачи -создание эстетически привлекательной, композиционно вымеренной формы, линии, цвета. Более глубокая работа дизайнера - работа над функцией объекта, областью его применения.

Профессия дизайнера, его роль в обществе.

Дизайнер в нашем обществе. Кто он и зачем нужен

Читайте также: