Сообщение на тему образ матери в музыке

Обновлено: 02.07.2024

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ "ОБРАЗ МАТЕРИ В МУЗЫКЕ" Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к материнству посредством музыки. Проследим, как через нее создавался образ матери.

В русской православной церкви вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей Матери. Мастера создавали не картины, а иконы. Они занимают достойное место в истории мировой культуры. И в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери – “Богородице Дево, радуйся”. Недаром среди многих обращений к Богородица - Дева Мария, Царица Небесная.

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется музыкант, художник или писатель, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему.

ВложениеРазмер
исследовательская работа 220.89 КБ
презентация 1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

ученица 5 в класса

Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если “любимая” - слово святое,
То трижды священное – “женщина – мать!”
Л. Рогожников

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется музыкант, художник или писатель, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком.

Работа основана на попытке систематизировать и обобщить имеющиеся сведения по данной теме, а также обозначить значимость образа женщины-матери.

Форма исследования – теоретическая.

Гипотеза исследования – образ женщины-матери является идеалом женской красоты и верности на протяжении всего существования человечества.

Объектом исследования является постижение и отражение идеала материнства в различных искусствах.

Предмет исследования – образ женщины-матери в различных видах искусства (скульптура, живопись, музыка ).

  1. Изучить и обобщить теоретический материал по теме;
  2. Выявить особенности постижения тайны женской красоты, отраженной в образе женщины-матери, в различные периоды истории;
  3. Выделить основные типы изображения женщины-матери;
  4. показать, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери.

Основными методами данного исследования являются:

  • анализ и синтез;
  • восхождение от абстрактного к конкретному;
  • наблюдение;
  • сравнение;
  • визуализация данных.

Ожидаемые результаты: владение сведениями о воплощении образа женщины-матери в различных видах искусства и навыками элементарной исследовательской деятельности.

Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы:

  1. Общее ознакомление
  2. Обработка информации, выделение наиболее значимой;
  3. Составление выписок и их дальнейшая обработка;
  4. Сравнение и сопоставление с различными источниками информации;
  5. Подборка иллюстративного художественного материала, содержащего образ женщины-матери;
  6. Анализ и синтез собранного материала, дополнение собственными наблюдениями;
  7. Заключение. Подведение итогов работы и выделение нерешенных вопросов;
  8. Выводы и предложения.

1. Теоретическая часть.

Музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.

Образ матери – великая тема искусства.

В первобытную эпоху женщина-мать была окружена особым ореолом надежд и идеальных помыслов. В обществе существовал культ женщины, воплощавшей в себе идею материнства и продолжения рода. С женщиной также были связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага.

Таким образом, мы видим, что первые художники Земли воспевали не грацию и статность женского тела, а уделяли особое внимание изображению всего, что подчеркивает женское начало: непомерно большие груди и бедра, огромный выпуклый живот, в котором зреет новая жизнь.

В эпоху первобытного общества появляются и скульптурки, изображающие женщину, которая кормит грудью своего ребенка (№2, 1). Именно образ кормящей матери станет одним из часто используемых в скульптуре и живописи последующих столетий.

Провозвестницей образа мадонны, кормящей своего сына, мы по праву можем считать древнеегипетскую статую, изображающую богиню Исиду (Изиду), кормящую грудью Гора (№2, 2) 4 .

1. Данилова Г. И. Мировая художественная культура 7-8 кл. - Дрофа – М., 2005. Стр. 83.

Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных своих чертах к началу XVI века, принесло иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан – стремились к созданию обобщенного образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала стала Мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

  1. Гнедич П. П. История искусств. Высокое Возрождение. – ЭКСМО – М., 2005. Стр. 20.

отличие от титанов Возрождения, его мадонна – простая рабочая женщина. Ясным и энергичным языком пластики скульптор передал свое представление об идеалах женской красоты, материнства.

В живописи 20 века мы также встречаем образ кормящей матери.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что образ кормящей матери берет начало в первобытном обществе и проходит сквозь все последующие эпохи.

Образ женщины-матери с ребенком на руках

Еще одним из распространенных образов женщины-матери является образ женщины с ребенком на руках.

Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери, связанного с культом Мадонны.

На Руси в период Средневековья широкое распространение получил образ Богородицы, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.

  1. Живопись советских художников 1960-1980-х годов. Люди земли советской. – Аврора – Л., 1986.

Более подробно рассмотрим третий и четвертый типы изображения Богоматери с сыном на руках.

предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у нее защиты. Левой рукой Мария придерживает ребенка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На ее строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

  1. Данилова Г. И. Мировая художественная культура 7-8 кл. - Дрофа – М., 2005. Стр. 85.
  2. Лев Любимов. Искусство Древней Руси. – Просвещение – М., 1996. Стр. 38.

Флорентийские мадонны Рафаэля – это прекрасные, миловидные, трогательные и горюющие юные матери 1 .

1. Гнедич П. П. История искусств. Итальянский Ренессанс. – ЭКСМО – М., 2005. Стр. 94.

2. Лев Любимов. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. – Просвещение – М.,

которая с полной непринужденностью могла бы повернуть голову, чтобы одарить нас улыбкой, и затем снова отдать себя всю радостной игре с сыном, таким крепким и уже властным. В этой картине отражена вечная прелесть и поэзия материнства. 1

Шедевры русских мастеров и полотна живописцев эпохи Возрождения нашли свое тематическое продолжение в полотнах 20 века.

невзгод. Ничто не отвлекает внимания зрителя от главного – гармоничности духовной, нравственной и физической красоты материнства как высшего проявления смысла человеческого бытия.

Таким образом, в эпоху Средневековья образ женщины-матери с ребенком на руках в древнерусском искусстве был связан с образом Богородицы, а в европейском – с образом Мадонны, став впоследствии нарицательным.

В эпоху Новейшего времени поэтизируется образ простой женщины, труженицы, матери.

Созданная великим итальянским художником Рафаэлем “Сикстинская мадонна” - одна из самых прекрасных картин на земле. Мария идет по облакам, неся своего ребенка. Слава ее ничем не подчеркнута. Ноги босы. Но как повелительницу встречает ее святые и ангелы.

Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; ветер колышет волосы ребенка, и глаза его глядят на нас, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу, и судьбу всего человеческого рода.

Картина исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца –Христос. Перед ним и его матерью-Марией склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”).

Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов.
“Аве Марию” написал австрийский композитор Франц Шуберт , а прозвучала она идеально в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти.

Аве, Мария – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей!
Аве, Мария – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
А. Фет
И в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери – “Богородице Дево, радуйся”. Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария , Царица Небесная, Мадонна – есть обращение: Всепетая.

Как получается икона? Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона , то есть образ, а не конкретное лицо. Иконы пишут по строго определённым правилам (канонам) красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом (особым грунтом).
Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы Москвы. На ней мы видим как младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Образ матери одухотворён нежностью – лицо её прекрасно. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности.
Эта икона - величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ урок музыки.doc

Литературно – музыкальная гостиная.

Проблема: Духовно-нравственная ценность в семье, уважение и взаимопонимание.

Цель: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства и современных технологий.

Рассмотреть, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери.

Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства и ребенка в мировой культуре.

Воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости отношений в семье.

Планируемый результат:

формирование эстетического отношения к действительности, способствующей воспитанию уважения к старшим, умение выражать свои чувства к близким, к матери, формирование лучших качеств у детей (добра, отзывчивости, терпимости);

формирование художественного вкуса, активизирующего творческое воображение, основанное на межпредметных связях урока изобразительного искусства с музыкой и литературным словом.

Оборудование: фортепьяно, аудиокассеты, музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер.

Вступительное слово. Раскрытие проблемы материнства и его значение в современном мире.

Обзор и беседа по проблеме ценностей отношения человечества к материнству.

Чтение стихов, пословиц и исполнение песен о маме.

Организационный момент. Подготовка к активной деятельности.

Учитель: Ребята, я рада приветствовать вас в литературно-музыкальной гостиной, рада видеть ваши добрые, милые глаза. Желаю вам успеха.

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

То трижды священное – женщина-мать!

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к материнству средствами искусства. Проследим, как музыка и живопись создают образ матери.

Учитель: Хранительницей семейного очага всегда была женщина. Во все времена ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, радостью. Поэтому проблема нашей встречи – задуматься, достаточно ли мы внимательны и добры к своим мамам.

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это – звон и заклинанье,

В этом слове – сущего душа.

Это искра первого созданья.

Резвая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нём сокрыто жизни существо,

В нём – исток всего,

Встаньте. Я произношу его:

Учитель: Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, дорогого, единственного.

Афанасий Фет

Аве Мария – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей

В тихом предстань

Аве Мария – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

Учитель: В русской православной церкви вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей матери. Мастера создавали не картины, а иконы. Они занимают достойное место в истории мировой культуры.

Учитель: Это главные святыни земли Русской. Вглядитесь в священный образ, и вы никогда их не забудете.

Учитель: Ребята, материнская любовь греет нас до старости, она окрыляет нас, придаёт силы слабому, сомневающегося вдохновляет на подвиг.

Николай Рыленков

Я помню руки матери моей,

Что утирали слёзы мне когда-то,

В пригоршнях приносила мне с полей

Всё, чем весна в родном краю богата.

Я помню руки матери моей,

Суровой ласки редкие мгновенья.

Я становился лучше и сильней

От каждого её прикосновенья.

Я помню руки матери моей,

И я хочу, чтоб повторяли дети:

«Натруженные руки матерей,

Святее вас нет ничего на свете!

Из тысяч слов земли и океана

У этого особая судьба!

Распевка. Исполнение песни на английском языке.

Учитель: Самое дорогое и родное связано с мамой. Земля, Родина, природа, красота, любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: матушка, мать, материнство. Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов.

Слайд № 10, портрет П.И.Чайковского.

Учитель: Ребята, какие чувства у вас возникли во время слушания музыки? (мира, спокойствия, красоты) А какая по характеру музыка? (мягкая, тихая, спокойная, нежная).

Учитель: Сам композитор, когда писал это замечательное произведение, думал о своей маме, и передал нам образ мамы через свою музыку.

Самостоятельная работа. Слайд № 11.

Учитель: А теперь я вам предлагаю самостоятельную работу, посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые матери.

Опросить несколько человек. Появляется слайд № 12.

Учитель: А теперь правильные ответы на экране.

Учитель: Да, я с вами согласна, что когда слушаешь музыку, смотришь картины, читаешь стихи, посвящённые матери, у нас возникают чувства радости, спокойствия, любви, красоты, мира.

Учитель: Во многих народных песнях и преданиях воспета великая сила материнской любви. Требовательна и взыскательна любовь матери к детям. Мать хочет увидеть своих детей большими и сильными, прямыми и честными. Она хочет, чтобы ими гордился весь народ, чтобы всегда и везде они были впереди.

Учитель: О ком говорится в песне? (о наших мамах). Какая по характеру мелодия в песне? (спокойная, медленная, нежная, мягкая). Что значит, в платьях подвенечных (свадебных), а глядят из рамочек со стен (фотографии). Разучивание первого куплета.

Учитель: Так уж устроена наша жизнь, что, только взрослея, человек начинает не изучать, а осознавать какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, когда можно обратиться к маме за советом, с любой радостью и бедой. Недаром в народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению. Давайте, ребята, вспомним пословицы о матери.

1. Птица рада весне, а младенец – матери. (слайд № 13)

2. Нет милее дружка, чем родима матушка. (слайд № 14)

3. При солнышке тепло, при матушке добро. (слайд № 15)

4. В материнском сердце для всех детей ласки хватит. (слайд № 16)

5. Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает. (слайд № 17)

Учитель: Хорошо, когда мама рядом, но время идёт, дети вырастают, мамы стареют… Но для всех нас наши мамы самые красивые, любимые и лучшие. (слайд № 18)

Итог урока: Безмерна наша ответственность перед матерями. Так давайте же будем внимательнее и добрее, с любовью и лаской относится к своим мамам, и пронесём через всю жизнь свет материнской любви. Оценки за урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образ матери - вечная тема в искусстве, объединяющая различные виды искусства. Данную работу можно использовать на уроках музыки, уроках ИЗО.

Цель проекта: Показать, что образ матери – вечная тема в искусстве, объединяющая различные виды искусства.

Цель проекта:

Показать, что образ матери – вечная тема в искусстве, объединяющая различные виды искусства.

Задачи проекта: рассмотреть, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери; развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства в мировой культуре; воспитывать осознанное чувство уважения к матери .

Задачи проекта:

Проект направлен

на развитие эстетической и эмоциональной отзывчивости к музыкальным произведениям и произведениям изобразительного искусства, на понимание их музыкального и художественного образа .

Форма проекта: Изучение шедевров мирового искусства на уроках и во время внеклассных мероприятий.

Форма проекта:

Изучение шедевров мирового искусства на уроках и во время внеклассных мероприятий.

Возраст детей 13 - 14 лет (7 класс общеобразовательной школы).

Возраст детей

13 - 14 лет

(7 класс общеобразовательной школы).

Ожидаемый результат: формирование художественного вкуса, активизирующего творческое воображение, основанное на связях музыки и изобразительного искусства; формирование лучших качеств у детей (добра, отзывчивости, терпимости ), умение выражать свои чувства к близким, к матери.

Ожидаемый результат:

  • формирование художественного вкуса, активизирующего творческое воображение, основанное на связях музыки и изобразительного искусства;
  • формирование лучших качеств у детей (добра, отзывчивости, терпимости ), умение выражать свои чувства к близким, к матери.

В русской православной церкви вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творения композиторы, художники, скульпторы и поэты. Недаром среди многих обращений к Богородица - Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна – есть обращение : Воспетая.

В русской православной церкви вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творения композиторы, художники, скульпторы и поэты. Недаром среди многих обращений к Богородица - Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна – есть обращение : Воспетая.

 Самое дорогое и родное связано с мамой. Русские композиторы и художники в своём творчестве не обходили стороной образ женщины – матери.

Самое дорогое и родное связано с мамой. Русские композиторы и художники в своём творчестве не обходили стороной образ женщины – матери.

Сам композитор, когда писал это замечательное произведение, думал о своей матери, и передал нам образ мамы через свою музыку. Слушая её мы испытываем чувства спокойствия, мира и красоты.

В искусстве хх века совершенно по - новому зазвучала тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.

В искусстве хх века совершенно по - новому зазвучала тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.

Наиболее яркое

Эта картина передаёт материнскую заботу , вечную тревогу матери за судьбу своих детей и любовь.

Современные композиторы также не оставили эту тему. Они писали песни о маме. Чичков Юрий Михайлович 26 июля 1929, Москва — 6 августа 1990. Советский композитор. Автор популярных песен, опер, вокально-симфонических, инструментальных произведений, музыки к фильмам. Любовь к музыке у него проявилась рано. Он очень любил петь и этому его научила мама, которая часто пела ему сама. Именно она привела его в музыкальную школу. В последующем Юрий Михайлович напишет много красивых песен, посвященных маме.

Современные композиторы также не оставили эту тему. Они писали песни о маме. Чичков Юрий Михайлович 26 июля 1929, Москва — 6 августа 1990. Советский композитор. Автор популярных песен, опер, вокально-симфонических, инструментальных произведений, музыки к фильмам. Любовь к музыке у него проявилась рано. Он очень любил петь и этому его научила мама, которая часто пела ему сама. Именно она привела его в музыкальную школу. В последующем Юрий Михайлович напишет много красивых песен, посвященных маме.

МАМА Музыка Юрия Чичкова Слова Михаила Пляцковского

Мама, мама! В этом слове солнца свет, Мама, мама! Лучше слова в мире нет. Мама, мама! Кто роднее, чем она! Мама, мама! У нее в глазах весна! Мама, мама! На земле добрее всех. Мама, мама! Дарит сказки, дарит смех. Мама, мама! Из-за нас порой грустит. Мама, мама! Пожалеет и простит.

Так уж устроена наша жизнь, что только взрослея человек начинает понимать какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, что можно обратиться к ней за советом с любой радостью и бедой. Всегда было, есть и будет единство матери и ребёнка. Представьте себе лицо своей мамы. В своём воображении загляните ей в глаза. Берегите , уважайте, нежно любите свою маму. Не причиняйте ей боли своими словами и поступками.

Так уж устроена наша жизнь, что только взрослея человек начинает понимать какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, что можно обратиться к ней за советом с любой радостью и бедой. Всегда было, есть и будет единство матери и ребёнка. Представьте себе лицо своей мамы. В своём воображении загляните ей в глаза. Берегите , уважайте, нежно любите свою маму. Не причиняйте ей боли своими словами и поступками.

Максим Горький

Актуальность проекта Данную презентацию можно использовать на уроках и на внеурочных мероприятиях, так как она помогает понять, что музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери и в тоже время помогают друг другу. Чтобы ученики почувствовали глубину прекрасных художественных произведений, а также поняли, что идеал женской красоты – это материнство.

Актуальность проекта

Данную презентацию можно использовать на уроках и на внеурочных мероприятиях, так как она помогает понять, что музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери и в тоже время помогают друг другу. Чтобы ученики почувствовали глубину прекрасных художественных произведений, а также поняли, что идеал женской красоты – это материнство.

Цель: показать, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери.

Музыкальный материал: Ф. Шуберт “Аве Мария” (в исп. Р. Лоретти); С. Рахманинов “Богородице Дево, Радуйся”; песня “Красивая мама” на слова С. Богословского и музыку Э. Колмановского.

Дополнительный материал: репродукции картин - С. Рафаэль “Сикстинская мадонна”, В. Васнецов “Богоматерь с младенцем”, К. Петров-Водкин “1918 год в Петрограде”, О. Ренуар “Мадам Шарпантье с детьми”, А. Дейнека “Мать”; иконы - Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская.

Программное обеспечение: компьютерная презентация .

Баян, аудиокассеты, музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер, текст песни “Красивая мама”.

ХОД УРОКА.

Учащиеся входят в класс под красивую спокойную музыку.

1. Организационный момент.

Ученики. Музыка, здравствуй! – 2 раза
Музыка, музыка.
Праздник прекрасный – 2 раза
Нам дарит музыка.
Учитель. Здравствуйте, девочки!
Девочки. Здравствуйте! (садятся на свои места)
Учитель. Здравствуйте, мальчики!
Мальчики. Здравствуйте! (садятся на свои места)
Учитель. Здравствуйте, здравствуйте!
Ученики. Здравствуйте!
Вместе. Здравствуйте, здравствуйте все!

Тема урока: “Образ матери в музыке и изобразительном искусстве”.

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если “любимая” - слово святое,

То трижды священное – “женщина – мать!”

2. Введение в тему урока.

- Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.

- Эпиграфом к уроку я взяла такие слова:
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если “любимая” - слово святое,
То трижды священное – “женщина – мать!”

- Образ матери – великая тема искусства. Она и является темой нашего урока.

3. Работа по теме урока.

- Созданная великим итальянским художником Рафаэлем “Сикстинская мадонна” - одна из самых прекрасных картин на земле.

Слайд № 2 “Сикстинская мадонна”

- В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”). Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов.

- Давайте послушаем “Аве Марию” австрийского композитора Франца Шуберта в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти.

(На фоне слайда “Сикстинская мадонна” звучит “Аве Мария”, после этого учитель читает):

Аве, Мария – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей!
Аве, Мария – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.

- И в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери – “Богородице Дево, радуйся”. Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна – есть обращение: Всепетая.

- Давайте послушаем эту молитву “Богородице Дево, радуйся”.

С. Рахманинов “Богородице Дево, радуйся” из всенощного бдения - слушание.

(На фоне музыки идут слайды)

Слайд № 3 В. Васнецов “Богоматерь с младенцем”

Слайд № 4 Богоматерь Казанская и Тихвинская

Слайд № 5 Богоматерь Владимирская

Слайд № 6 икона Богоматери Владимирской, 16 век

(Остановиться на слайде № 6)

- Ребята, что вы увидели в музыке? (картины, иконы)

- Правильно. А вы знаете, как получается икона? Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона, то есть образ, а не конкретное лицо. Иконы пишут по строго определённым правилам (канонам) красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом (особым грунтом).

Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы Москвы. Посмотрите, как младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Образ матери одухотворён нежностью – лицо её прекрасно. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности.

- Эта икона - величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.

- Ребята, а сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые Богоматери.

ДОСТОИНСТВО МИР РАДОСТЬ
ВЕЛИЧИЕ ПРОСТОТА КРАСОТА
БЛАГОРОДСТВО ТИШИНА СПОКОЙСТВИЕ
ЛЮБОВЬ

- Хорошо, всё правильно, вы молодцы! А сейчас давайте немного отдохнём.

4. Музыкальная разминка “Делай как я”.

- Самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: Матушка, Мать, Материнская. Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов.

Слайд № 8 А. Дейнека “Мать”

- Вот, например, картина русского художника Александра Дейнеки. Она написана более семидесяти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.

Слайд № 9 К. Петров-Водкин “1918 год в Петрограде”

- И эта картина, тоже написанная русским художником Козьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным в 1920 году, передаёт материнскую заботу и любовь. Ребята, скажите, похожа она на произведения изобразительного искусства, которые мы смотрели с вами до этого? Чем похожа? (обнимая и ласково сжимая руку ребёнка, мать так же оберегает своё дитя от жизненных невзгод).

- Как сам художник назвал свою картину? Читаем (“1918 год в Петрограде”).

- Можно ли дать другое название этой картине? (Да, например, “Петроградская мадонна”)

Слайд № 10 О. Ренуар “Мадам Шарпонтье с детьми”

- А сейчас перед вами картина французского художника 19 века Огюста Ренуара.

Что изображено на ней? (Мать и её дети в непринуждённых позах. Наверно, они только что играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними спокойно лежит собака. От картины исходит тепло, уют, любовь.)

- Ребята, а теперь представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните?

- Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, не причиняйте ей боли своими словами и поступками.

- Давайте споём песню о маме.

Слова С. Богословского. Музыка Э. Колмановского

1. Красивые мамы, на свете вас много,
В глаза вы глядите открыто и прямо…
В какую бы даль не звала нас дорога,
Нас всех провожают красивые мамы. / 2 раза

2. Мы маме так редко приносим букеты,
Но каждый так часто её огорчает…
А добрая мама прощает всё это,
Красивая мама всё это прощает. / 2 раза

3. Под грузом забот, не сгибаясь, упрямо,
Она выполняет свой долг терпеливо…
Красива по-своему каждая мама –
Любовью своей материнской красива. / 2 раза

4. Нас в детстве она забавляет игрушкой,
Порой мы о чём-то ей шепчем счастливо…
Когда-нибудь, мама, ты станешь старушкой,
Но будешь по-прежнему самой красивой! / 2 раза

5. Итог урока.

Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.

Читайте также: