Сообщение на тему нравственные идеалы

Обновлено: 06.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность, то и все остальное будет ясно.

Свое выступление я бы хотела начать с вопроса. Какой смысл вы вкладываете в понятие нравственность?

Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Ожегов.

Воспитание нравственности немыслимо без образца для подражания. Встает вопрос: на кого равняться нашим детям? что такое нравственный идеал? (обращение к коллегам с вопросом).

Идеал (лат. idealis от греч. iSsa — образ, идея) — высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи, поскольку это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и судьбу России. На каком фоне сегодня идёт формирование молодёжи? Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка, общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности. Кроме того, происходит коммерциализация сфер молодёжного досуга, туризма и спорта, которые всё менее доступны для средне- и малообеспеченных молодых людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов является возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и трудно искореняемая наркомания, алкоголизм.

Следствием этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентации молодёжи оказывают СМИ, особенно телевидение — наиболее влиятельного из них. Чему учить и как воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

(Социологические данные )

Давайте посмотрим на социологические данные:

влияние улицы - 10%.

влияние школы — 20%

Семья в воспитании нравственности должна играть главную роль.

Она является главным институтом воспитания. Здесь ребенок рождается, здесь он получает новые знания об окружающем мире, здесь формируются начальные критерии оценки добра, истины, красоты. Другими словами начинается процесс воспитания. Именно в семье ребенок первоначально узнает о правилах поведения, которые затем превратятся в нравственные чувства и привычки.

То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

«Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

мотивационно-побудителъный;

эмоционально-чувственный;

рациональный, или умственный.

Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).

Воспитание чувств включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого чувства требует поддержки со стороны родителей - и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему. Сочувствие - одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно - выражение человечности.

Рациональный, или умственный , уровень содержит моральные знания - понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.

Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности - самые благородные и человечные - не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.

Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят.

Нравственные потребности начинаются

1. С отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы.

3. И последним, важным структурным элементом нравственных
потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость
ко всем проявлениям зла.

Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Одно из центральных понятий нравственного мира человека - совесть. «Совесть - это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.

Задачи школы и педагогов - объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

Вот почему вопрос понимания нравственного идеала является, основанием и сердцевиной всякой воспитательной системы.

Так как школа, и мы сами - учителя обязаны разобраться в сложной философской категории о нравственном идеале и нравственном совершенстве и помочь своим ученикам сформировать тот самый нравственный идеал.

А как мы это можем сделать в школе?

Особую роль в нравственном просвещении принадлежит педагогам гуманитарного цикла. Именно они призваны воспитать патриотизм, гражданские и нравственные чувства учащихся, акцентируя внимание ребят на высоких нравственных качествах литературных героев.

В первую очередь, через содержание предметов школьной программы: высокое художественное достоинство русской классической литературы воспитывает эстетический вкус, а освоение русского литературного языка невозможно без чтения и изучения классических произведений. Русская и башкирская литература являются основными предметами, которые отражают в современной школе содержание духовной культуры. Произведения литературной классики имеют огромное воспитательное значение. Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности мировой культуры: весь художественный мир человека - живопись, архитектура, музыка - основан на литературе. Именно литература дает возможность сохранить в сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество.

Однако нравственное воспитание не ограничивается только рамками уроков. Среди других направлений этой деятельности в школе наиболее эффективными являются:

- проведение семинаров по проблемам нравственности;

- участие ребят в классных часах, беседах, дискуссиях на этические темы;

- встречи учащихся с деятелями литературы, ветеранами войны; Именно в процессе этих мероприятий учащиеся знакомятся с особенностями внутреннего мира человека, нравственными ценностями и нормами взаимоотношений в обществе, в семье, происходит взаимодействие подростка с окружающим миром взрослых и сверстников.

Изучение отечественной истории значимо не только как изучение процессов развития общества. История является учительницей жизни, воспитательницей патриотизма, гражданственности, высокого профессионализма.

Стояние за Правду, самоотверженное бескорыстное служение своему народу являются наиболее характерными нравственными чертами русского православного воинства. В русском народе идеалы воинского служения всегда были очень высоки, потому так много святых князей воинов - от Александра Невского и Дмитрия Донского до Федора Ушакова воина Евгения, погибшего в Чечне. Все они являют живой и яркий пример служения нравственному идеалу.

Это поможет донести до подростка истинный смыл понятий патриот, гражданин, честь, достоинство, защитник Отечества, подвиг, мужество и другие.

Однако рамки школьного урока не позволяют в полной мере реализовать задачи и всю глубину замысла духовно-нравственного воспитания.

Важным дополнением к реализации такого воспитания средствами учебных предметов является система классных часов - специальных уроков, выходящих за рамки образовательной программы, и потому позволяющих особо акцентировать внимание на вопросах духовно-нравственной жизни человека.

Опыт воспитательной работы в школе показывает, что на современном этапе роль нравственного просвещения должна возрастать. Открытость и широкий спектр информационных каналов привели к тому, что на ребят обрушиваются различные, порой противоречивые взгляды на нормы морали и взаимоотношений в обществе. Безусловно, ребенку без помощи взрослых очень сложно сделать правильный выбор в этом потоке информации.

Таким образом, мы ставим цель - сформировать самостоятельную, свободную творческую личность способность овладения ею общечеловеческими ценностями, национально-культурным наследием, развитие талантов и способностей. Достижения целей воспитания осуществляется через педагогические технологии, через реализацию республиканских и городских программ, включающие различные формы и методы воспитания, воздействие на учащихся.

При определении направлений нравственного воспитания очень важно понять как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня России, насколько несёт в себе дух нового времени.

Для полноты картины освоения основных нравственных ценностей был проведён мониторинг учащихся.

Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего?

(Расположите в порядке снижения важности проблемы.)

Взаимоотношения в семье - 49

Будущая карьера - 13 Любовь - 12

Взаимоотношения с одноклассниками - 4 Взаимоотношения с учителями - 3

Возможность заработка - 2

Проведение свободного времени - 2

Нормальное питание - 0

Покупка одежды и других вещей - 0

Анализ данных показывает, что приоритетными вопросами личного плана являются взаимоотношения в семье, здоровье, образование и карьера. В процессе изучения особенностей освоения нравственных ценностей старшеклассниками важно знать уровень ориентации на традиционные гуманистические ценности.

Ученикам был предложен перечень гуманистических ценностей, с тем, чтобы выразить своё отношение к ним методом ранжирования.

нравственные идеалы

Нравственный идеал - это процесс, построенный на восприятии моральных требований через определенный образ личности. Он формируется посредством ряда характеристик. Далее в статье подробнее разберем понятие "нравственные идеалы" (примеры их будут приведены ниже). Какими они могут быть? Какие цели преследуют?

Общие сведения

Духовно-нравственные идеалы личности служат образцом для подражания. Общество предъявляет к людям определенные требования морального поведения. Его носителем как раз и являются нравственные идеалы. Образ высокоразвитой в моральном плане личности воплощает в себе те положительные качества, которые служат эталоном отношений и поведения между людьми. Именно эти характеристики заставляют человека в частности и общество в целом совершенствовать свой моральный облик, а значит, развиваться.

Отношение ученых

Идеалы и нравственные ценности разных времен различались между собой. Многие известные мыслители и поэты поднимали эту тему в своих произведениях. Для Аристотеля нравственный идеал заключался в самосозерцании, познании истины и отрешении от мирских дел. По мнению Канта, внутри любой личности находится "совершенный человек". Инструкцией для поступков его и является нравственный идеал. Это своеобразный внутренний компас, который приближает человека к совершенству, но при этом совершенным не делает. Для каждого философа, ученого, теолога существовал свой образ и свое понимание нравственного идеала.

духовно нравственные идеалы

Нравственные идеалы, несомненно, способствуют самовоспитанию личности. Человек усилием воли и пониманием того, что цель должна быть достигнута, стремится к достижению и покорению высот морального плана. Нравственные идеалы являются основой, на которой в дальнейшем формируются моральные принципы и нормы. Все это происходит на базе интересов в жизни человека. Немаловажное значение имеет и жизненная ситуация, в которой пребывает личность. Например, в военные годы нравственные идеалы фокусировались на образе мужественного, доблестного, благородного человека, владеющего оружием, но применяющего его только для защиты своей земли и своих родных.

Влияние на развитие общества

Понимание о нравственном идеале имеет распространение и на все общество. Человек мечтает видеть себя в социуме, который будет построен на гуманных и справедливых принципах. В этом случае идеалом служит образ такого общества, в котором возможно выражение интересов определенных социальных групп, их понятий о высшей справедливости и том общественном устройстве, которое стало бы лучшим.

нравственные идеалы примеры

Нравственные показатели общественного идеала состоят из равноправного распределения жизненных благ между членами общества, соотношения между человеческими правами и обязанностями. К высокоморальным элементам относят способности личности, ее место в жизни, вклад в общественную жизнь и объем полученного взамен за это. Нравственные идеалы обуславливают положительные показатели жизни и способность к достижению счастливого существования. Стремясь к совершенству, которое является конечной целью всех усилий, человек и общество должны использовать только высокоморальные средства.

Содержание

идеалы и нравственные ценности

Ленин считал нравственные идеалы "моральным высшим", соединяющим в себе положительные характеристики. По его мнению, они представляли собой все необходимое для людей и являлись образцом для социума. Из нравственных свойств, оцениваемых по высшей шкале, строится содержание идеала. Сознание возводит в превосходную степень те высокоморальные черты, качества, отношения людей, которые действительны и реальны по своей сути. Общество и личность стремятся воплотить в жизнь нравственные ценности. Каждый член социума должен достойно и правильно мыслить, уметь строить отношения и взаимодействовать. Идеал сопровождается определенными положительными эмоциональными проявлениями. К ним, в частности, относят восхищение, одобрение, желание быть лучше. Все это является сильным стимулятором, заставляющим человека стремиться к самовоспитанию и саморазвитию. Выделяется несколько видов идеала: регрессивный и реакционный, реальный и утопический. Содержание моральных качеств изменялось в ходе истории. Идеалы прошлого времени по причине своей иллюзорности и оторванности от действительности, не нацеленные на активность отдельной личности, остались недоступными. Даже суть прогрессивных высокоморальных показателей брала за основу субъективные пожелания, без осознания непредвзятости закона и путей достижения.

Влияние современности

нравственные идеалы примеры

Во времена коммунистического строя нравственные идеалы были призваны служить становлению, укреплению существовавшего строя. Показателем высокой морали современного общества является гармонически развитая личность. Ее отличает стремление к нравственному совершенству. Общество предъявляет к своим членам определенные моральные требования. Они в совокупности образуют модель полноценно развитой личности. Постоянно обогащаясь, пополняясь чем-то новым, они отражают развитие нравственной практики социалистического социума. Общество времен социализма на первое место ставит культуру личности, активную гражданскую позицию, чувство общественного долга, нерасхождение слова и дела, честность.

Нравственные идеалы нашего времени имеют характер активный и действенный, связанный с потребностями социума. Они приобретают реальные очертания в социалистическом взаимодействии членов общества. Моральные устои современности активно действуют в сферах самосовершенствования, нравственного воспитания и саморазвития. Плеханов сказал о том, что чем активней человек стремится к достижению общественного идеала, тем выше он становится в нравственном плане. Но даже в социалистическое время высокоморальные показатели, не совпадая с реальностью, идут на шаг впереди. Они ставят перед человеком определенные цели, заключающиеся в постоянном движении, непрерывном процессе развития. Повышение социальной активности личности, совершенствование социальной практики и морального воспитания – все это в комплексе позволит разрешить противоречия, возникшие между действительностью и нравственным идеалом.

Гост

ГОСТ

Понятие нравственного идеала

Нравственный идеал – это тип представления людей о совершенной личности, которая воплощает в себе лучшие моральные качества и представляет собой образец для подражания, эталон поведения; цель, на достижение которой человек должен направлять все усилия.

Основой нравственного идеала выступает неудовлетворенность людей собственной жизнью, стремление ее улучшить, достичь счастья через нравственное самосовершенствование или преобразование существующей действительности.

Содержание нравственного идеала может изменяться, в нем отражены потребности и стремления людей, живущих в разные исторические эпохи. Олицетворением нравственного идеала можно считать легендарную личность – Христа, или исторического деятеля и мыслителя – Сократа По данной теме мы уже выполнили реферат Аксиология Сократа подробнее , литературного персонажа – Овода, либо реально живущего человека – часто это киноактер. При этом образ морально совершенной личности, являющийся законченным образцом, готовой моделью поведения, не может содержать в себе все богатство моральных качеств, черт характера, которые имеют положительное значение для других людей. В связи с этим человек в своей жизни стремится не только к достижению того или иного нравственного идеала, но и руководствовался такими моральными принципами и законами, позволяющими ему свободнее принимать самостоятельные решения относительно конкретных ситуаций и соответствовали собственным убеждениям.

Нравственный идеал находится в тесной связи с общественным идеалом, так как выполнение многих моральных требований, обращенных к личности, например, быть справедливым, невозможно без перемен в самом обществе. Помимо этого, понятие справедливости относится не только к человеку, оно является базисом и общественного идеала как представления о совершенном и наилучшем общественном устройстве.

  • наиболее общее, универсальное и абсолютное нравственное представление о благом и должном;
  • образ совершенства в межличностных отношениях;
  • высший безусловный образец нравственной личности.

В философском словаре дано следующее определение:

Нравственный идеал – это представления о нравственном совершенстве, которое чаще всего выражается образом личности, воплощающее моральные качества, которые могут выступать как высший моральный образец.

Готовые работы на аналогичную тему

  • рассмотрение идеала в качестве результата обобщения и абсолютизации того, что является предметом человеческих потребностей;
  • идеал – это результат обобщения норм и правил или отвлечение этого содержания от конкретных задач действия, то есть понятие идеала сблизили с понятием поведенческих норм;
  • идеал представлен требованием или ценностью, которая вытекает из социальной или индивидуальной действительности, который также раскрывает перед человеком более обширные перспективы, то есть идеал сохраняет образ совершенства. Но в таком случае идеал сводится к ценностной ориентации или поведенческим установкам, и при этом лишен универсальных и абсолютных характеристик.

В рамках трансцендентального подхода идеал рассматривают в качестве существующего вне зависимости от реальности, и дается человеку непосредственно в получаемом им нравственном опыте, что противоречит реальности и фактам. Данный подход характерен русской религиозной философии, что отражено в работах таких мыслителей, как Ильин И.А., Бердяев Н.А., Лосский И.О. и др., создавших собственную религиозную систему, но опирающихся на факты, а потому приводящих идеальные проявления религиозного подвига или общинной жизни.

Нужно отметить, что вопрос происхождения идеала и на сегодняшний день не выяснен до конца. Однако от идеала зависит определения содержания добра и зла, должного, правильного и неправильного, что отражается в культуре.

Влияние современности

При коммунистическом строе нравственные идеалы должны были служить становлению и укреплению существующего строя. Показатели высокой морали в современном обществе – гармонично развитая личность человека. Он отличается стремлением к нравственному совершенству. Общество к своим членам предъявляет некоторые моральные требования. В совокупности все они образуют модель полноценно развитой личности. При постоянном обогащении и пополнении чем-то новым, в них отражается развитие нравственной практики социалистического социума.

Общество в период социализма выводило на первое место личностную культуру, активную гражданскую позицию, чувство общественного долга, нерасхождение слов с делами, честность.

Современные нравственные идеалы имеют активный и действенный характер, связанный с социальными потребностями. Они преобладают реальные очертания в социалистическом взаимодействии членов общества. Моральные устои современного мира активно работают в области самосовершенствования, нравственного воспитания и саморазвития. Плеханов По данной теме мы уже выполнили реферат по Плеханову подробнее говорил о том, что человек становится тем выше в нравственном плане, чем активнее он стремится к достижению общественного идеала. Однако даже во времена социализма, высокоморальные показатели не совпадали с реальностью и шли на шаг впереди. Они ставят перед каждым человеком ряд целей, предполагающих постоянное движение, непрерывный процесс развития. Повышение социальной активности индивида, совершенствование социальной политики и морального воспитания – это все, работая согласованно, позволяет разрешать противоречия, которые возникают между действительностью и нравственным идеалом.

Нравственный идеал — это совершенная личность, которая обладает высокоморальными качествами, признанными в обществе в настоящий момент действительности. Система ценностей человека может меняться, а с ней и содержание понятия нравственный идеал.

Воплощение нравственного идеала является образцом для подражания, ориентиром в самосовершенствовании для всех людей. Неудовлетворенность собой и окружающим миром стимулирует человека к достижению идеала.

В разные исторические эпохи список моральных качеств идеальной личности менялся. Для античности, например, были важны гармония тела и духа. В христианстве тело считалось временной оболочкой и не заслуживало внимания, в то время как духовные качества выносились на первое место. Своеобразным кодексом идеального христианина являются десять заповедей, прописанных в Библии.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Нравственный идеал тесно связан с общественным идеалом. Ценности общества непосредственно оказывают влияние на образ идеальной личности. Он, в свою очередь, отражается в культуре общества, искусстве, быту.

Философские трактовки термина

Натуралистический подход определяет идеал либо абсолютной потребностью человека, либо обобщенной нормой поведения, что лишает его абсолютных характеристик, независимых от ценностных установок людей. Мораль, согласно этому подходу, должна обеспечивать выживание человека в социуме. Такой подход зародился еще в античности в гуманной антропоцентрической философии.

Нравственный идеал человека в литературе

Нравственные идеалы в европейской культуре

Европейская этика во многом базируется на принципах христианства. Поэтому в основе идеалов нравственности в Европе лежат библейские заповеди. Высокая христианская мораль — это сострадание к слабым, больным и нищим. Высокоморальный христианин способен к признанию своих грехов и раскаянию. Стоит отметить, что христианский идеал практически недостижим, так как безгрешных людей не бывает. Совершенство недостижимо.

В эпоху капитализма европейский идеал личности корректируется, становится более эгоцентричным. Человек должен уметь достичь успеха, это требует от него больше инициативности, стойкости, самостоятельности.

Читайте также: