Сообщение о народах прибайкалья

Обновлено: 18.05.2024

Самым старым найденным в Прибайкалье стоянкам людей около 25 тысяч лет. Были это предки живших здесь впоследствии племен или нет — неизвестно. Ученые до сих пор спорят: кто был коренным населением Восточной Сибири?

Тем не менее, мы можем рассмотреть особенности некоторых народностей, живущих или когда-то живших вблизи озера Байкал.

На VI-X вв пришелся расцвет культуры курыкан в Прибайкалье. Расселившись от Тункинской до Баргузинской долины, союз курыканских племен вел полуоседлый и кочевой образ жизни. Основным занятием было скотоводство: разводили коз, верблюдов и коней. Курыкане занимались также земледелием, распахивая пашни, и кузнечным делом, изготавливая оружие, предметы быта и орудия труда. Культурный уровень народа был весьма высок: развивались искусство, письменность, присутствовали сложные религиозные культы. Закат культуры пришелся на X век, когда в Прибайкалье пришли монгольские племена. Часть курыкан под давлением ушла на Север, а другая смешалась с монголами и стала прародителями бурят.

Фото

Буряты – одна из самых многочисленных народностей, населяющих Сибирь. Основой их хозяйства раньше было кочевое скотоводство, которое давало пищу, одежду и войлок для постройки жилищ. Буряты разводили овец, коз, верблюдов, лошадей. Земледелие было слабо развито, но с приходом русских они стали заниматься им гораздо больше, переняв у новых соседей плуг и другие орудия. Мужчины ходили на рыбалку и охоту: зимой охотились на белку, соболя, лисицу, выдру, а летом – на изюбра.

Кузнецы изготавливали разные предметы из металла. Профессия эта была наследственной, нередко кузнецы одновременно являлись шаманами.
Лошади занимали особое место в жизни бурят, потому что считались чистыми животными. В хозяйстве они использовались не только как транспорт. Продукты коневодства широко применяли в быту: конина считалась самым вкусным блюдом, волос шел на изготовление веревок и сетей, из кожи шили обувь.

Качество седла и украшения на скакуне служили отличительным признаком состоятельности человека.

В наши дни буряты живут в Бурятии, Иркутской области, Забайкальском крае и других регионах России, а также в Монголии и Китае. Их численность – около 690 тысяч человек.

При смешении аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами Забайкалья сложилась народность эвенков. Племена расселялись по берегам Байкала, Ангары и Лены, затем ушли дальше. Сегодня эвенки живут на территории от Енисея до Амура.

Этнографы прозвали эвенков таежными цыганами за кочевой образ жизни: они много перемещаются по тайге в поисках новых мест для охоты, перевозя на оленях легкие жилища (чумы) и все имущество.

Эвенки издревле занимались охотой, рыболовством и скотоводством. Три основных типа (по виду занятий): охотники “ламучены”, оленеводы “орочены” и коневоды “хамниганы”. Оленеводство, так или иначе, было развито во всех общинах. Олень для эвенка – не просто домашнее животное, а символ благополучия и достатка семьи, основное средство передвижения и источник пропитания. Старая эвенкийская пословица гласит: эвенки живы, пока живы олени.
Огромное значение имеют различные культы, к почитанию которых эвенков приучают с детства. К примеру, культ медведя, хозяина тайги, обязывает каждого охотника убивать лишь строго определенное число медведей – иначе охотник может вскоре погибнуть.
Сегодня насчитывается около 77 тысяч эвенков, живущих в Якутии, Иркутской области, Красноярском крае и других местах.

Эвенки считают природу живой, населенной духами, и твердо знают меру – не рубят деревьев больше, чем нужно, не убивают без необходимости дичь, убирают после себя место, где стоял охотничий лагерь.

На территории от Нижнеудинского района до северо-восточного склона Восточных Саян живет небольшой полукочевой народ – тофалары. Их традиционными занятиями были и остаются охота и кочевое оленеводство. Это искусные охотники и следопыты, которые в разные сезоны охотятся на лося, марала, косулю, соболя, бобра, лисицу, росомаху и других таежных зверей.

Фото

Искусство лечить любые болезни травами отличает тофаларов от других народов Прибайкалья, как и их привычка круглый год пить подсоленный зеленый чай. Осенью обычно идет массовый сбор цветков сараны, которую сушат на зиму, а также съедобных корней, кедровых орехов, ягод, черемши, ревеня, дикого лука.

Вплоть до середины XX века у тофаларов сохранился родовой уклад. В общественной жизни большое значение имели ежегодные декабрьские собрания всех родов, сугланы, для избрания мужчин на должности и решения важных вопросов.

Тофалары – один из самых малочисленных народов России. Сейчас их всего около 800 человек.

Коренное население – буряты. Отдельные протобурятские племена сложились здесь в неолите и в бронзовом веке (2500–1300 лет до н.э.). Начиная с III века до н.э. население Прибайкалья последовательно входило в состав центрально-азиатских государств – хунну, сяньби, жужаней и других тюркских народов. В VIII-IX вв. регион Байкала был частью Уйгурского ханства, а основными племенами, жившими здесь, были курыканы и байырку-байегу.

Новый этап начинается со времени образования империи киданей в X в. С этого периода происходит распространение монгольских племен в Прибайкалье и его монголизация. В XI–XIII вв. регион оказался уже в зоне политического влияния собственно монгольских племен. На острове Ольхон и на берегу Байкала преобладали буряты, занимая места, наиболее удобные с точки зрения экстенсивного пастбищного скотоводства, в то время как русские крестьяне стремились селиться преимущественно на приречных участках, пригодных под распашку.

Проникновение русских и присоединение Прибайкалья к России произошло в середине XVIII в. В первые десятилетия XVIII в. рост населения был стремительным за счет преобладания механического притока населения. Вскоре, однако, массивы удобных для заселения и притом свободных земель были исчерпаны. Основной поток переселенцев направился осваивать новые места, и на байкальской территории решающую роль в приросте населения стал играть естественный прирост. Если в начале XVIII в. русские составляли около четверти всего населения, к концу века уже около половины, то к 1863 – 63%. Таким образом, к середине XIX в. на Байкальской природной территории сформировалось многочисленное двунациональное население, причем русские и буряты сближались на основе сходных черт хозяйства. Обе группы населения сохраняли свои самобытные национальные черты и язык.

Дальнейшее формирование поселений было связано с разработкой месторождений минерального сырья, добычей и переработкой лесных и рыбных ресурсов, обслуживанием транспортных артерий. Как один из центров строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в 1980 г. был основан г. Северобайкальск. Транспортными поселениями являются г. Бабушкин, поселок городского типа Танхой, лесопромышленным центром – с. Выдрино. Возникновение поселков городского типа Усть-Баргузин,

Нижнеангарска связано с развитием рыбной промышленности, а также водного транспорта на озере Байкал и реке Баргузин.

В настоящее время на территории Центральной экологической зоны Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ), по данным за 2006 год, проживают 138,519 тысячи человек в 151 населенном пункте. Если рассматривать население в границах субъектов федерации, то соответственно в Иркутской области проживают 58,478 тысячи человек в 76 населенных пунктах, в Республике Бурятия 80,041 тысячи человек в 75 населенных пунктах. Большинство из них составляют русские, много украинцев, бурят и татар. В

Республике Бурятия Баргузинский и Северобайкальский районы являются территорией компактного проживания эвенков.

На территории ЦЭЗ БПТ расположены четыре города (Северобайкальск, Байкальск, Слюдянка, Бабушкин), 10 поселков городского типа и 137 сельских населенных пунктов.

Отличительной чертой территории является рассредоточенность сельского населения по малым селам. Расселение жителей на западном и южном побережье озера, которое характеризует систему расселения Иркутской области ЦЭЗ БПТ, отмечается концентрацией населения в прибрежной полосе в городах и рассредоточенностью по мелким поселениям. Почти половина населения ЦЭЗ БПТ Иркутской области сосредоточена в городах Байкальске и Слюдянке. Расселение на северном и восточном побережье Байкала, которое характеризует систему расселения в Республике Бурятия БПТ, отличается преобладанием населения сельских поселений, только 28% людей проживают в городах Бабушкине и Северобайкальске. Характерная особенность расселения сельского населения Центральной экологической зоны БПТ – преобладание малонаселенных поселений. Так, в Иркутской области более половины сел имеют людность до 100 человек, в Бурятии – 18%.

Источник: Байкал: природа и люди : энциклопедический справочник / Байкальский институт природопользования СО РАН ; [отв. ред. чл.-корр. А. К. Тулохонов] – Улан-Удэ : ЭКОС : Издательство БНЦ СО РАН, 2009. – 608 с.: цв. ил.

Когда появились люди на Байкале?

Археологические исследования, выполненные экспедицией Института археологии АН СССР, а также археологами Иркутского госуниверситета в период строительства Иркутской ГЭС, позволили найти и изучить стоянки людей на берегу Байкала, в заливе Мухор, отнесенные к верхнему палеолиту — раннему неолиту, или мезолиту. Более поздние исследования неолитических культур, проведенные Институтом истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР под руководством и при непосредственном участии академика А. П. Окладникова, дали представление о многочисленных поселениях людей и о связи культур прибайкальских народов с народами Аляски и Алеутских островов. В конце I тысячелетия до н. э. в южной Сибири находилось племенное объединение гуннов, из которых в первой половине тысячелетия н. э. выделились тюркоязычные народы, а в 7— 8 вв. — монголоязычные. Тюркоязычные народы расселились на обширном пространстве Сибири, Алтая, Средней Азии, Кавказа, Турции.

Кто были эти люди?

Ученые предполагают, что на территории Прибайкалья, но крайней мере в неолите, жили курыкане — предки народов, населяющих в настоящее время Якутию, Алтай, Памир. Племена этих древних народов вели полуоседлый и кочевой образ жизни. Их основных занятием были охота, рыбная ловля, возможно, скотоводство. Орудия труда — рыболовные крючки, остроги и др. рыболовные снасти — производили из камня и костей животных, изготовляли одежду и глиняную посуду, сооружали примитивные жилища (мальтийская стоянка, ольхонская стоянка). В неблагоприятное время года жили, вероятно, в пещерах (пещера на Большом Ушканьем острове, на мысе Лударь). Возможно, что умели приручать и одомашнивать диких животных.

Какие пещеры обитаемы древними людьми?

Найдены остатки орудий труда, охоты и быта в пещерах в бухте Обутеиха, Скрипер, вблизи пос. Коты, на мысе Кадильном, на мысе бухты Ая и р. Анги (несколько пещер), Шаманском на Ольхоне, на Большом Ушканьем острове, в бухте Пещерка (по пещере названа и бухта), на мысе Лударь — Лударьская пещера, на мысе Богучанском и в других местах. Меньше всего сведений о пещерах на восточном берегу Байкала. Они еще ждут своих исследователей.

Сколько людей проживает на побережье Байкала?

В настоящее время более 65 тыс., из них около 10 тыс. — строители БАМа и других строек. Население побережья растет очень быстро. Ежегодно приезжает на Байкал отдохнуть и познакомиться с природой в 2—3 раза больше людей, чем постоянных жителей.

Источник: Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987. – с. 167

Этническая карта трёх байкальских регионов довольно проста. Везде преобладают русские, второе место по численности занимают буряты, численность других народов минимальна. Так что сегодня у нас день бурята.

Ошибкой было бы считать, что буряты живут только в Бурятии. Бурятия - это центр этнического ареала, но и в соседних регионах есть большие автохтонные группы бурят, настолько значительные, что до конца нулевых годов даже существовали два национальных субъекта РФ - Усть-Ордынский автономный округ внутри Иркутской области и Агинский автономный округ внутри Читинской. О том, как далеко заходили буряты, может свидетельстовать хотя бы название города Братск, восходящее не к каким-то братьям, а к бурятам, которых русские семнадцатого-восемнадцатого веков называли братами, братскими татарами, братскими калмыками или братскими мужиками.

Буряты - потомки самых северных монгольских племён, которые, хоть и жили на отшибе, в средневековье были вполне вовлечены в центральноазиатскую политическую жизнь, что отличает бурят от более северных народов. Если древний период истории юкагиров или эвенов исследуется по археологическим и фольклорным данным, то предки бурят упоминаются и в письменных источниках. Более того, и сама бурятская культура не была бесписьменной, что отличает бурят от большинства сибирских народов. Правда, так называемые "бурятские летописи" создавались уже в XVIII-XIX веках, но возникали они при этом не под русским влиянием.

Консолидации и формированию этнического самосознания бурят способствовали не зависевшие от них политические события. В петровское время Монголию фактически поделили между собой Россия и маньчжурская империя Цин. Между байкальскими и халхасскими монголами впервые появилась какая-то осязаемая граница, перемещения стали менее интенсивными, и северные роды постепенно слились в этническую общность с единым самосознанием. Характерно, что вплоть до середины XX века русские не слишком чётко отделяли бурят от монголов (даже автономная республика до пятидесятых годов называлась Бурят-Монгольской).

Буряты делятся на западные и восточные группы, между которыми есть некоторые различия. Западные буряты говорят на западнобурятских диалектах, традиционно для них были характерны полуоседлый тип жизни и более широкое распространение шаманизма, чем буддизма. Восточные буряты - в большей степени кочевники и в большей степени буддисты. Говорят они на восточнобурятских диалектах (извините за предсказуемость, не смог подать этот факт в более интригующей упаковке).


В Бурятии буряты составляют около трети населения, в Забайкальском крае и Иркутской области - примерно 7% и 3% населения, причём и там, и там их по 70-80 тыс. Кроме того, буряты и баргуты (либо один и тот же народ, либо два очень близких) живут ещё на севере Монголии и северо-западе Китая. Поскольку зарубежных нанайцев и эвенков я на карте отмечал, отмечу и бурят.

Специфика рельефа и климата Забайкалья такова, что там вполне могут встретиться друг с другом верблюд и северный олень. Верблюдов держат буряты, а оленей - эвенки, которые и здесь сохраняют традиционный для них тип хозяйствования. Впрочем, забайкальские эвенки-мурчены занимаются и коневодством, а некоторые даже и верблюдоводством!. Само слово "мурчен" образовано от слова "мур" ("конь"), а слово "орочен", служащее самоназванием многих эвенкийских групп, происходит от слова "ороч" ("олень"). Эвенки населяют крайний север Иркутской области, а также северо-восток Забайкалья, как в Бурятии, так и в Забайкальском крае. Есть они даже и к юго-западу от Байкала. В байкальской зоне, как и в других областях своего распространения, эвенки почти не живут большими группами. Много где можно встретить эвенков, на мало где можно встретить много эвенков.

Народ Языковая семья Численность (2010) Район проживания
Буряты Монгольская 461 389 (Россия), 70-164 тыс. (Китай), ок. 50 тыс. (Монголия) Бурятия, Иркутская область, Забайкальский край, северные аймаки Монголии, округ Хулун-Буир в Китае
Русские-семейские Индоевропейская (русский) 26 (по переписи), не менее 7 тыс. (оценка по числу старообрядцев в семейских сёлах) Юг Бурятии, юго-запад Забайкальского края
Сойоты Монгольская, тюркская 3589 Восточные Саяны
Тофалары Тюркская 762 Нижнеудинский район Иркутской области
Хамниганы Монгольская, тунгусо-манчьжурская 2-3 тыс. Юг Бурятии и Забайкальского края, сопредельные районы Монголии и Китая
Эвенки Тунгусо-маньчжурская 39 534 (Китай), 38 396 (Россия), около 1 тыс. (Монголия) Дисперсное расселение на огромной территории от Енисея до Охотского моря, в т. ч. в Прибайкалье и Забайкалье – ок. 5,5 тыс.

Сойоты - небольшой народ, который живёт в восточной части Саян, на крайнем западе Бурятии. Необычная история сойотов отчасти сближает их с чуванцами или долганами. Сойоты - остатки саянских самодийцев (!), которые сначала были ассимилированы тюрками (очевидно, близкими к современным тувинцам), а потом смешались с бурятами. Большинство сойотов бурятоязычны, но предпринимаются и попытки сохранить сойотско-цаатанский язык, тюркский по происхождению. В советское время сойотов записывали бурятами.

Тофалары, как и сойоты, живут в Восточных Саянах, но севернее, уже в пределах Иркутской области. В этногенезе тофаларов, вероятно, участвовали древнейшие племенные группы самодийского и кетского происхождения, смешавшиеся с тюркоязычными предками современных тувинцев. Название "тофалары", строго говоря, не очень корректное, поскольку содержит сразу два множественных числа, тюркское и русское. По той же логике татар можно называть татарларами. Более правильное название "тофы", однако, менее распространено в русской литературе. Исторически этот народ занимался охотой и полукочевым оленеводством, что сближает тофаларов с сойотами и эвенками.

Хамниганы - потомки родов как бурятского, так и эвенкийского происхождения. Кто с кем и в каком порядке смешался, установить довольно трудно. Про хамниганов с берегов Онона Википедия пишет как про конгломерат монгольских и эвенкийских родов, про хамниганов из села Армак - как про бурятизированных эвенков. Среди них распространено тунгусо-монгольское двуязычие - существует как монгольский хамниганский диалект, так и эвенкийский. Хамниганы разводят лошадей. Хамниганом был, например, знаменитый снайпер Семён Номоконов, которого часто считают эвенком (в чём, кажется, нет грубой ошибки, учитывая полуэвенкийское происхождение хамниганов и сложность дифференциации собственно эвенкийских и хамниганских родов).

Что касается смешанных групп с русским компонентом, то таких заповедников русского старожильчества, как Русское Устье, в окрестностях Байкала, конечно, нет. На этих территориях постоянно шли и идут до сих пор процессы смешения живущего чересполосно русского, бурятского, эвенкийского населения, но смешанных общностей с выраженным этническим самосознанием не возникает. Бытует слово "гуран" для обозначения прибайкальского или забайкальского метиса. Гураном можно назвать, например, знаменитого драматурга Вампилова, бурята по отцу и русского по матери. Однако нет никаких специфически гуранских районов или поселений. Более того, "гуран" может использоваться просто как территориальное прозвище, синонимичное слову "забайкалец". Возможно, если бы байкальские регионы были менее тесно связаны с Западной Сибирью и Россией вообще, гуранский смешанный этнос мог бы развиваться по тому же сценарию, что и камчадальский.

Из русских старожилов байкальского региона можно выделить семейских. Семейские - потомки старообрядцев, централизованно высланных в Восточную Сибирь в XVIII веке. Эта группа долго сохраняла обособленность. Во-первых, потому что к моменту переселения она уже по сути была сформирована - переселяли крупные семьи (отсюда и название) из одних их тех же мест. Во-вторых, в силу приверженности староверию. Семейские не были одинокими служилыми людьми или промысловиками, и у них не было необходимости искать жён среди местных народов. Тесным контактам с забайкальскими русскими мешали религиозные разногласия. Семейские занимались тем же, чем занимались в европейской части империи, - земледелием и скотоводством, а позднее освоили ещё и ремесло золотоискателей. В XX веке идентичность этой группы пострадала и вследствие антирелигиозных кампаний, и вследствие коллективизации. Зажиточные, патриархальные и глубоко религиозные староверы идеально соответствовали образу противников советской власти на селе. Во время переписи 2010 года 26 человек обозначили себя именно как семейских, но, вероятно, людей, ассоциирующих себя с этой группой, но не воспринимающих её как этническую, гораздо больше.

А в качестве музыкальной (и не только музыкальной!) иллюстрации сегодня будет флешмоб "Глобальный ёхор". Если заинтересуетесь бурятскими массовыми танцами, в ютьюбе можно найти несколько глобальных ёхоров разных лет, исполненных в разных районах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

НАРОДЫ ПРИБАЙКАЛЬЯ

Описание презентации по отдельным слайдам:

НАРОДЫ ПРИБАЙКАЛЬЯ

Курыканы В первом тысячелетии нашей эры Прибайкалье населял племенной союз, с.

БурятыОдной из самых многочисленных народностей, населяющих территорию Сибир.

Буряты
Одной из самых многочисленных народностей, населяющих территорию Сибири, являются буряты. Этот народ, чье гостеприимство и человеколюбие сделали бы честь всякому образованному народу, – один из коренных народов Сибири, появившийся здесь в X веке.

Буряты разводили овец, крупный рогатый скот, коз, лошадей и верблюдов. Дополн.

Буряты разводили овец, крупный рогатый скот, коз, лошадей и верблюдов.

Дополнительными видами хозяйственной деятельности были охота и рыболовство. Сезон охоты на белку, соболя и горностая начинался с половины октября и кончался в начале февраля. В течение зимы буряты охотились на лисицу, волка, рысь, росомаху, выдру, а летом – на изюбра. Орудия охотничьего промысла были весьма примитивны, основную массу их составляли всевозможные ловушки, луки и стрелы.

ЭвенкиВ нашем крае эвенкийские племена расселялись по берегам Байкала, Лены и.

Эвенки
В нашем крае эвенкийские племена расселялись по берегам Байкала, Лены и Ангары. За их кочевой образ жизни этнографы XIX в. прозвали эвенков таежными цыганами. Эвенки, называвшиеся ранее тунгусами, активно перемещались по тайге в поисках новых охотничьих угодий, перевозя с собой на оленях чумы и домашнюю утварь. Оседлое проживание появилось лишь с приходом советской власти, но, несмотря на эти перемены, этот народ и сегодня продолжает жить той же жизнью, что жил сотни веков назад.

Издревле эвенки занимались охотой, рыболовством и скотоводством. Со временем.

Издревле эвенки занимались охотой, рыболовством и скотоводством. Со временем сложились три основных хозяйственно-культурных типа эвенков – “ламученов” - охотников, “ороченов” - оленеводов и “хамниганов” - конных.
Основным занятием ламученов была охота на соболя, рысь, лисицу, белку, горностая и других пушных зверей. Хамниганы разводили лошадей и овец, жили в войлочных юртах на территории Монголии и Забайкалья. Оленеводство было развито в различной степени во всех районах. Олень для эвенка – это не просто домашнее животное, но и символ благополучия и достатка семьи (богатство эвенка в те времена исчислялось количеством оленей), основное средство передвижения и источник пищи. Не зря гласит старая эвенкийская пословица: эвенки живы, пока живы олени.

Традиционное жилище эвенков – чум – представлял собой конический шалаш из жер.

Традиционное жилище эвенков – чум – представлял собой конический шалаш из жердей, покрываемый зимой оленьими шкурами, а в летнее время берестой.
Одной из отличительных черт эвенков всегда было уважительное отношение к природе. Они не только считали природу живой, населенной духами, обожествляли камни, источники, скалы и отдельные деревья, но и твердо знали меру — не рубили деревьев больше, чем нужно, не убивали без необходимости дичь, даже старались убирать после себя территорию, где стоял охотничий лагерь.

ТофаларыК приходу первых казаков в долину реки Уды в этих местах кочевало пле.

Тофалары официально были обращены в православие, но среди них всегда сохранял.

Читайте также: