Сообщение на тему николай кузанский

Обновлено: 02.07.2024

Николай Кузанский - один из крупнейших философов эпохи Возрождения. Время жизни и деятельности философа соответствует периоду перехода от средневековья к новому времени. Как и все переходные эпохи истории человечества, та, в которой он жил, была противоречивой и сложной. Шла борьба старого с новым, догматических взглядов — с возрожденческими идеями, которые опирались, прежде всего, на античное наследие.

Философские интересы Кузанского были необычайно обширны и разносторонни. В своих произведениях он цитирует Пифагора, Демокрита, Платона, Аристотеля, Прокла и Боэция - философов, которые повлияли на его гуманистическую ориентацию и, конечно, на математические идеи и символы, пронизывающие его сочинения. Он — неоплатоник, подобно большинству гуманистов XV века.

Один из основных принципов своей философии - принцип "все во всем" - он принимает от Анаксагора. На его представления о бесконечности мира повлияли также учения Демокрита и Эпикура.

От христианской традиции Николай Кузанский унаследовал проблему отношения Бога и мира. Хотя он и ссылается на Фому Аквинского и заимствует у него отдельные формулировки, его учение противоречит учению Фомы. Кузанский отказывается от основного вопроса схоластики - проблемы рациональных доказательств существования Бога. Он также уходит от Аристотеля, его логики и космогонии.

На Кузанского повлияли также мистические учения, которые в той или иной мере можно назвать еретическими и пантеистическими, в первую очередь, учения Псевдо-Дионисия и Экхарта. Согласно их взглядам, Богу нельзя отнести ни одного определения, которое может быть приписано земным вещам. Идея единства человека с первоосновой мира, идущая от неоплатоников и от Псевдо-Дионисия, в учении Кузанского предполагает мысль о пантеистическом тождестве земного и небесного миров. Идея присутствия божественного начала во всех вещах позволяет преодолеть пропасть, существующую между видимым и трансцендентальным миром, между конечным и бесконечным посредством слияния человека с Богом. Человек в этом процессе выступает как активное начало; и возможность деификации позволяет сделать вывод о тождестве творца и творения.

Философия Кузанского выходит за пределы античной и средневековой мысли, она уходит от абсолютного разграничения бесконечного и конечного. Связь этих двух категорий выражается в понимании красоты как воплощения бесконечного в конечном. Мир проявленный понимается не как отрицание бесконечности, а как ее воплощение. Бесконечность у Кузанского - это не просто отрицание пределов роста, а положительное утверждение о "здесь-теперь", заключающем в себе бесконечно большое и бесконечно малое, отождествляющее одно с другим. Парадоксы бесконечности в его философии превращаются в парадоксы ограниченного разума.

Docta ignorancia

Основная гносеологическая идея Кузанского антисхоластична в своей сути и опирается на утверждение, что логический ряд, то есть содержание знания (docta), не достигает истины, а остается в пределах неведения.

"Разум, не являющийся истиной, никогда не постигает истины".

Поиск истины осуществляется посредством сравнения, но бесконечность выходит за пределы всякой соразмерности, сходства и различия.

В этом аспекте, познавая, мы познаем конечное, и поэтому полное знание конечного есть и знающее незнание, незнание бесконечного.

"Наш конечный разум, двигаясь путем уподоблений, не может постичь истину вещей. Ведь истина не бывает ни больше, ни меньше и не может быть измерена ничем, как самой истиной". (D.I. 3, 10).

Но Кузанский не отказывается от стремления познать целостность мира и его причину, Бога. Познавая, мы остаемся в сфере неведения, но это неведение становится ученым, сведущим незнанием. Только благодаря непрерывному усилию познать Бога мы приходим к пониманию, что он непознаваем.

Истина неуловима и непостижима в своей чистоте, но несмотря на это, чем больше наша ученость в "незнании истины", тем ближе мы к ней подходим. Чем больше углов у многоугольника, òем ближе он к кругу, хотя увеличение углов никогда не превращает его в круг в области конечного.

Coincindencia opositorum

Учение о противоположностях и их единстве встречается уже у неоплатоников как идея единения конечного и бесконечного, человека и Бога посредством восхождения первого ко второму.

Бог не может быть больше того, что он есть, но не может быть и меньше того, что он есть. Если он есть максимум, то он же и минимум. Он превосходит все различия и противоположности, и заключает их в себе в их абсолютном тождестве.

Абсолютный максимум/минимум - бесконечная и неделимая реальность — ïревосходит все, он выше любого утверждения и любого отрицания, всего, что может быть высказано или помыслено.

Принцип единства противоположностей Кузанский распространяет и на мир реальных вещей. Любая вещь содержит в себе противоположные тенденции, но приобретает природу доминирующей противоположности. В мире видимых вещей единство противоположностей связано с их сходством и согласием, но не тождеством, ибо абсолютное òождество возможно лишь в Абсолюте.

Учение о свертывании и развертывании

Учение о свертывании и развертывании (complicacio et explicacio) своими корнями восходит к неоплатонической идее эманации, согласно которой все, что существует, существует благодаря истечению из Единого.

Процесс эманации, согласно неоплатоникам, происходит в одном направлении.

Для Кузанского творение есть развертывание Бога (explicacio Dei), бесконечность стягивается в конечность, абсолютное единство — во множественность, а вечность — во время.

В Боге свернуто все (даже противоположности), все числа, все возможности, все движения, а также все, что происходит и есть во времени и пространстве. Максимум свертывает и развертывает все. Он, как точка, заключает в себе линию в свернутом виде, как покой - свернутое движение, как "теперь", или настоящее, - свернутое время, как тождество - свернутое различие, как равенство - свернутое неравенство, как единство - множественное.

"В едином Боге свернуто все, поскольку все в нем, и он развертывает все, поскольку он во всем". (D.I. II, 107).

Возвращение мира к Богу есть свертывание мира, возвращение вовнутрь.

Отрицательная и положительная теология

Идея Бога остается наиболее широким и сложным понятием как религиозной, так и философской мысли этого времени.

Бог одновременно мыслится далеким и близким, страшным и милосердным, непознаваемым, премудрым и предобрым, самым совершенным существом в религиозной сфере .

Если в õристианской философии времен патристики важную роль сыграли учения Платона, Плотина и Филона Александрийского, в которых Бог понимается как Единая, трансцендентальная реальность, то в схоластической философии, êоторая в течение средневековья должна была понять и обосновать истинность священных писаний, идея Бога приобретает интеллектуальную окраску.

Таким образом, мы одновременно встречаем элементы отрицательной теологии, которая отвергает и не воспринимает никаких атрибутов, приписываемых Богу, и элементы положительной теологии, где представления о Божестве включают в себя абсолютизированные атрибуты как человека, так и природы, в силу чего Бог мыслится как сверхличность, вездесущая и всемогущая, которая создает из ничего мир, оставаясь при этом трансцендентальной.

Как говорит Кузанский, «теология отрицания настолько необходима для теологии утверждения, что без нее Бог почитался бы не как бесконечный Бог. " (D.I., I, 86). Кузанский отрицательно относится к присущей схоластике тенденции фиксировать и определять те или иные признаки божественного начала. Такой подход вместо того, чтобы возвысить Бога над творениями, ставит его в зависимость от творений.

Утвердительные имена подходят Богу лишь с точки зрения творений, с точки зрения существующего. Качества, присущие творению, мы проецируем на Бога, с развернутого - на свернутое.

Утвердительные имена, приписываемые Богу, умаляют его, и они всегда приписываются ему по отношению и с точки зрения сотворенного, где все имеет свою противоположность. Называя Бога истиной, мы подумаем и о лжи, называя его добродетелью, в рассудок приходит мысль и пороке.

Любое высказывание о Боге может быть только метафоричным и никак не может служить сколько-нибудь твердым основанием знания. Не важно, как мы называем Бога, важно понимать, что эти термины являются лишь символами бесконечности. Единый Бог — это не столько объект той или иной положительной религии, сколько понятие межрелигиозное, присущее вере любого народа, а различные наименования Бога, в особенности языческие, определялись не столько признаками творца, сколько признаками его творений. В аспекте творения Бога в силу его милосердия, именовали Юпитером, в силу его любви - Венерой, в силу мудрости - Сатурном, Термином, потому что он - предел, не имеющий предела.

Любое высказывание о Боге не является точным, хотя и содержит элементы абсолютного ответа о Боге. Богу не соответствуют ни утверждения, ни отрицания, ибо он выше всего этого. Он только бесконечность, и в нем нет ничего, кроме бесконечности, которая есть и не несть все и ничто.

Мистическая теология не отрицает присущность атрибутов Богу. Для Кузанского Бог — абсолютный максимум, лишенный антропоморфных черт. Он — возможность бытия, неиное, не сказанное, абсолютное единство и тождество, мера и беспредельный предел всего сущего; он — вечное настоящее, свернуто-развернутая реальность; он — бесконечное единое начало, без которого ничего не существует, которое не может быть ни постигнуто, ни названо.

В этом можно увидеть пантеистические тенденции его учения. Хотя "творец и творение суть одно", Бог для Кузанского более совершенен, чем Природа.

Пантеистическое положение выражено и в тезисах: "единство есть все вещи", "все вещи суть само единство в единственном максимуме". Пантеизм прослеживается также в идее взаимосвязи всего сущего, в учении о совпадении противоположностей, о свертывании мира в Боге и развертывании Бога в мир, в учении о деификации человека в процессе познания Бога.

Концепция Бога у Кузанского соединяет пантеистическое и теизмом, безличностное и личностное понимание первопричины.

В его представлениях доминирует идея относительности, и если даже и можно говорить о центре мира, то это положение принадлежит Богу.

По его мнению, во Вселенной все находится в движении, и в ее разных частях господствуют одинаковые законы. Движение универсально, все переходит из одного состояния в другое, все стремится к бесконечности, и это стремление по отношению к человеку превращается в бесконечный поиск, в процесс восхождения человека к Вечности.

Все во Вселенной не только является ее частью и отражением всей Вселенной. Бесконечное отражается во множестве, и каждая вещь отражает Бога и всю Вселенную. Пребывание Бога в мире есть пребывание мира в Боге. В этом аспекте вещи и явления — только символы Бога. Мир не есть Бог, но он не есть нечто отличное от Бога. Мир — это зеркало Бога, который во всем присутствует в свернутом виде. Другими словами, мир — это теофания, чувственно воспринимаемое явление Бога, каждая вещь в нем уникальна и, одновременно, взаимосвязана со всем остальным. Говоря современным языком, мы встречаемся здесь с холистическими и голографическими представлениями о мире. Согласно Кузанскому, понимание Вселенной как подобия Бога, а преходящего как отражения Вечности, дает возможность, через постижение ограниченного мира, восходить к невидимому, первому началу.

Математический метод

Математика Кузанского — это натурфилософия, и его натурфилософия — это математика. Пользуясь математикой, он приходит к выводу, что в абсолюте исчезает противоположность наибольшего и наименьшего и что в нем всякая противоположность есть тождество, и в этом аспекте все существующее, находясь между минимумом и максимумом, является частицей бесконечности.

Кузанский и современная наука

Ученые осознали, что все их теории, описывающие явления природы и ее законы, представляют собой продукт человеческого сознания, а не свойства самой реальности. Все взаимосвязано настолько, что объяснение одного требует понимания всего остального. Все научные теории и модели представляют собой лишь приближение к истинному положению вещей. Фундаментальные константы мироздания можно констатировать, но не и объяснить.

Современная физика также указывает на невозможность описать явления и объекты микромира сами по себе, а всегда в отношении с наблюдателем. На уровне современной физики невозможно говорить о свойствах объекта как таковых — они имеют значения только в контексте взаимосвязи объекта и наблюдателя, где подход последнего определяет и то, каким будет полученный ответ.

Принципиальное единство — одна из основных идей современной физики на уровне квантовой механики и термодинамики открытых систем. Составные части материи взаимосвязаны, родственны и взаимозависимы, и их нужно рассматривать в качестве неотъемлемых частей единого целого. Мир нельзя разложить на независящие друг от друга мельчайшие составляющие, как это делает классическая физика. Любой объект микромира — это набор отношений, связывающих его с внешним миром.

Единство противоположностей. Тождество.

Современная физика в микромире открывает единство противоположностей. На субатомном уровне частицы одновременно разрушимы и неразрушимы. Там вещество является энергией, объекты — процессами, частицы — волнами, объекты микромира находятся в определенной точке и отсутствуют там, движутся и не движутся. Принцип неопределенности говорит, что если развертывается одно из качеств, то свертывается другое. В субатомном мире существуют пары взаимосвязанных понятий, которые не могут быть одновременно определены с одинаково высокой точностью. Чем больше стремимся определить одно, тем более неопределенным становится другое. Одно понятие дополняет другое, как частица и волна, взаимодополняющие картины одной и той же реальности.

С точки зрения некоторых современных физиков можно говорить о внутреннем, имплицитном (свернутом) и внешнем, эксплицитном (развернутом) порядке, где внутренне подобно каждой точке голограммы, содержит всю информацию в целом. Согласно такому подходу, сознание и материя взаимосвязаны и являются проекцией более высокой реальности, которая не есть ни материя, ни сознание.

Относительность и взаимосвязь.

Ни одна часть Вселенной не является более важной, чем другая, и свойства одной части определены свойствами остальных частей.

Вселенная не имеет ни края, ни центра; она конечна, но не имеет границ.

Каждое в каждом.

Представление о наличии всего в каждом и каждого во всем, в современной физике можно выразить словами: каждая частица содержит в себе все остальные частицы.

Основная идея Картезианской парадигмы — убеждение, что сложные системы можно понять, зная их части, — оказалась ошибочной. Дробление целого и последовательный анализ не позволяет понять его природу, а сами составляющие могут быть поняты лишь с точки зрения и в контексте целого. В мире все взаимосвязано. Внутри любой системы — космоса — одновременно происходит множество процессов, которые невозможно охватить, так как все одновременно влияет и взаимодействует со всем. Процессы, происходящие в природе, имеют не линейный, а циклический характер. Всегда наблюдается обратная связь, и это позволяет говорить о самоорганизации и эволюции систем. Изучение мира предполагает междисциплинарный, эклектический и синтезирующий целостный подход.

Кузанский прежде всего неоплатоник и идеи, с которыми мы встречаемся в его трудах, не новые. Речь идет о возрождении хорошо забытого старого. Подобное происходит и сегодня. Если Кузанский отказывается о схоластики, то сегодня наблюдается отказ от картезианской парадигмы. Как во времена Кузанского, так и сегодня происходит необратимое преобразование фундаментальных представлений о мире и человеке. Все движется, все возвращается на круги своя. Нашей эпохе тоже нужно свое возрождение и свой гуманизм, возрождение древних учений о единстве и целостности мира и гуманизм, который смог бы возобновить веру в Бога, веру в человека и веру в будущее.


Николай Кузанский один из крупнейших философов Эпохи Возрождения.

Николай родился в селении Куза в Южной Германии в 1401г. В 1423г. Николай получает звание доктора канонического права. Через несколько лет он стал священником, настоятелем церкви. В 39 лет он пишет свою первую философскую книгу “Об ученом незнании”. Там содержатся основные идеи его учения: идея взаимосвязи природных явлений, совпадение противоположностей, бесконечность Вселенной и о человеке как о микрокосме. В основе всего Николай ставил бога. Но он не был сторонником теории о пребывании бога на небе. Он придерживался идеи о том, что бог нигде и одновременно везде. И интересно показывал это в работе “О возможности бытия”. В начале примера он берет волчок. Если поставить на краю точку и раскрутить ее до максимальной скорости так, что время полного оборота точки равнялась бесконечно малой величине. И таким образом мы видим, что в любой момент времени точка находится в каждой точке описываемого ею круга.

Использование Кузанским математики при анализе философских проблем неслучайно: он серьезно занимался этой наукой. Известно несколько его математических сочинений: “О квадратуре круга”, “О геометрических преобразованиях”, “Математические дополнения”.

Рассматривая геометрические фигуры применительно к бесконечности, Николай пришел к выводу, что в этом случае они изменяют свои свойства: увеличиваясь до бесконечности они отождествляются с бесконечной прямой. Если в мире конечных геометрических фигур круг противоположен прямой, то бесконечное увеличение радиуса круга приведет к совпадению окружности с касательной. Кроме того, если круг увеличить до бесконечности, “разве тогда его диаметр не станет бесконечной линией?”; а “окружность максимального круга, больше которого не может быть, минимально крива, а стало быть максимально пряма” (Об ученом незнании) Так что, делает вывод Николай, -бесконечно минимальная кривизна совпадает с бесконечно максимальной прямизной. То же наблюдается при бесконечном приближении хорды к дуге - бесконечно малая хорда совпадает с дугой.

Совпадения противоположностей он демонстрирует также на волчке. Он берет 2 противоположности: покой и движение и показывает их совпадение в движущемся волчке. Чем быстрее крутится, тем ровнее и спокойнее он себя ведет.

Поясняя принцип совпадения, Николай пишет, что минимум и максимум представляют собой превосходную степень. Максимальное количество есть максимально великое количество, минимальное - максимально малое количество. И если убрать количество, максимум и минимум совпадут. Таким образом, понятие количества неприменимо к абсолютному максимуму и минимуму, которые являются чисто качественными понятиями.

В одной из своих работ, за 100 лет до Коперника, Кузанский пишет: “Вселенная есть сфера, центр которой всюду, а окружность нигде”. Поскольку Кузанский подверг сомнению идею неподвижного центра Вселенной, Земля неизбежно должна была лишиться своего центрального положения. В трактате “Об ученом незнании” Николай без всяких оговорок пишет “. наша Земля в действительности движется, хотя мы этого не замечаем”. Так же по его мнению движется и Солнце. Все движется во Вселенной. Он пишет это в то время, когда идея плоской Земли как центре Вселенной не вызывает сомнений.

Движение во Вселенной, согласно Николаю, универсально, вся она, буквально пронизана переходами из одного состояния в другое. Здесь же была заложена еще одна интересная идея. Движение есть развертывание покоя: “. единство есть покой, поскольку в нем свернуто движение, которое, если пристально рассмотреть, есть расположенный в ряд покой”.

“Вечно движущаяся Вселенная не имеет ни центра, ни окружности, ни верха, ни низа, она однородна, в разных частях ее господствуют одинаковые законы”.

Он пошел дальше и предположил обитаемость других миров: ни одна из звездных областей, по его мнению, не лишена обитателей. Через полтора века за провозглашение этой идеи поплатился жизнью Джордано Бруно, поскольку она подрывала христианское учение об искуплении, совершившемся единственный раз на Земле.

Для Николая это прошло без последствий из-за его сана.

Он предложил реформу юлианского календаря, давно нуждавшегося в улучшении (правда она была проведена только полтора столетия спустя).

В 1448г. Он получил звание кардинала. Николай очень любил путешествовать и первым составил географическую карту Европы. Но одновременно с этим успешно делал себе карьеру. В 1450г. Он становится епископом Бриксена. А через три года заканчивает книгу “О согласии веры” - где проводит мысль о единстве веры для разумных существ. В 1464г. “Опровержение Корана” - Николай указывает связь между исламом и христианством.

Постепенно он приходит к идее о развитии от низшего к высшему. Гармония по его мнению состоит из взаимно пропорциональных высокого и низшего.

Он очень высоко ставил человека:

Человек - есть второй бог. Он способен творить

Люди, в отличие от животных, по природе своей стремятся к знанию и ищут ему применение

Человек - микрокосм, или малый мир.

“Никто не тождественен другому ни в чем - ни ощущениями , ни воображением, ни разумом, ни исполнением, будь то в писАнии, живописи или другом искусстве” (Об уч.незн.) Мир, пишет он, достигает полного совершенства в человеке, высшем звене природы.

Познание вещей человек осуществляет посредством ума, с помощью чувств. Кузанский уподобляет тело городу с пятью воротами, которые сообщаются с миром. Через них, к человеку приходят послы и сообщают об окружающем мире. Более истинно описание тогда, когда открыты все ворота. Все полученное человек располагает на карте, затем отсылает послов, закрывает двери, обращается к себе и при помощи рассудка исправляет неточности сообщенного послами. Разум движется к истине, и этот процесс бесконечен, подобно тому, как многоугольник при бесконечном увеличении числа сторон приближается к кругу. Но многоугольник никогда не станет кругом, подобно этому, разум никогда не сможет постичь истину до конца, хотя бесконечно будет приближаться к ней.

Он не отрицал судьбы. Но человек, считал он, обладает свободой выбора. В бОльшей степени человек предопределяет свое будущее.

Некоторые мысли Кузанского до сих пор живы в разговорной речи. Так например, высказывание: “Мы живем в придуманном мире”, есть не что иное, как мысль Николая, высказанная в работе “Берилл”.

“Наш интеллект не способен очистить свои понятия от воображения”, т.е. считал, что мы живем в мире, придуманном нами самими.

Гост

ГОСТ

Жизнь и деятельность Кузанского

Как никакой другой философ этой эпохи, Кузанский смешивал в своих произведениях и в своей деятельности средневековую культуру и непреходящую культуру человечества. С одной стороны, он деятельнейший иерарх католической церкви, которого папа Николай V также возвел в сан кардинала в 1448 году, с другой стороны, активный участник кружка гуманистов. История показывает прекрасное отношение кардинала-философа к нарушителю церковного спокойствия – Лоренцо Валла.

Кузанский приобрел большее влияние, когда Пикколомини, друг его юности, стал папой Пием II, а сам стал вторым лицом в иерархии Римской церкви. Николай сочетал путаницу и административные трудности с плодотворной литературной деятельностью. Он написал несколько философских произведений на латыни — в форме консенсуса, размышления, диалога. Есть у него и собственные научные труды. В отличие от большого числа современных ему итальянских философов, Кузанский глубоко интересовался вопросами математики и естествознания. Видный служитель церкви, как правило, писал богословские труды (проповеди). Философское содержание произведений Николая часто очень трудно отделить от богословия. В связи с этим он развил средневековую традицию смешения философии и теологии.

Философия Кузанского

Готовые работы на аналогичную тему

Творчество Н. Кузанского носит антисхоластический характер, что нашло отражение в пантеистической направленности его философии, мотиве возникновения античной философии. В своих работах он использует идеи:

  • Пифагора,
  • Демокрита,
  • Анаксагора,
  • Аристотеля,
  • Боэция,
  • Платона и неоплатоников.

Он не отрицал и не мог отрицать сотворение доктрины христианства, а, наоборот, как один из руководителей Римско-католической церкви, пытался отстаивать свои религиозные доктрины. Но, тем не менее, одностороннее отождествление Бога и природы (пантеизм) фактически подрывало постулат о творении.

Представление Кузанского о Боге следует трактовать как суеверное, несмотря на то, что сведения о богословских истоках этого понятия не редкость в историко-философской литературе. Теизм основывается на любой монотеистической религии и подчеркивает не только личное понимание Бога и его свободную волю, но и существование этого всемогущего начала.

Пантеизм подрывает интерпретацию трансцендентной личности Бога и подчеркивает его бесчеловечность и вездесущность. Между теизмом и пантеизмом нет жесткой, непроницаемой границы. Следует также иметь в виду, что общим знаменателем для теизма и пантеизма (как и деизма) является представление об особом, сверхъестественном существе — Боге, основанном на отношениях с человеком, которые не могут существовать без такого существа.

  • эмоции порождают смутные образы вещей;
  • рассудок выбирает предметы по названию, работает с числами, выявляет противоположное и различает;
  • разум признает диалектические идеи и благодаря своей безграничной мыслительной способности преодолевает всякое противоречие;
  • интуиция распознает истину через совпадение противоположностей.

Разум не зависит от эмоций и рассудка и является отражением совершенного разума – Бога.

Н. Кузанский дал новое определение бытию и познанию, согласно которому:

Николай Кузанский, будучи философом-идеалистом и богословом, вплотную подошел к материалистическому описанию окружающего нас мира (Вселенной) и открыл дорогу учениям натурфилософов — Николая Копернику, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.

Николай Кузанский — видный церковный деятель и талантливый ученый, в своих теориях совместил науку и веру, примирил древние идеи о божественности природы с христианским вероучением и предвосхитил множество астрономических открытий.

Гуманист из Кузы

Николай Кузанский

При жизни Кузанца его труды были практически неизвестны, публиковать их начали только через 20 лет после его смерти

Наука и вера

Довольно необычными для того времени стали рассуждения Николая Кузанского о необходимости примирения — как между государствами, так и между религиями. В частности, он весьма интересовался исламом и находил в его постулатах много общего с христианскими догмами. Для философии Кузанца характерна убежденность в необходимости религиозной терпимости; но, будучи крупным церковным иерархом, претворять эти идеи в жизнь он не торопился. Правда, некоторые исследователи считают, что только смерть, последовавшая в 1464 году, помешала Николаю начать масштабную реформу католической церкви.

Читайте также: