Сообщение на тему народы населявшие пензенский край в древнейшие времена

Обновлено: 16.05.2024

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 430 стр. 58 иллюстраций
  • Жанр:н аучно-популярная литература, п опулярно об истории
  • Теги:а рхеологические исследования, д остопримечательности, з агадки истории, и сторические версии, и сторические исследования, и стория городов, к раеведение, м алая Родина, п амятники архитектуры, п амятники культуры, с видетели эпохиРедактировать

От хазар до булгар, от булгар до поволжских татар

В VII веке Нижнее и Среднее Поволжье захватили хазары и закрепились здесь почти на три столетия. Основная масса их вела кочевой образ жизни, занималась скотоводством. Но хазарская знать, используя свою армию, не переставала грабить покорённые народы. Орды кочевников, опустошая Среднее Поволжье, вынуждали коренное население – мордву, чувашей, буртасов, славян уходить в леса Верхнего Поволжья. Хазарская знать заставляла эти народы, а также и своих кочевников-скотоводов платить дань скотом, кожами, мясом, хлебом, пушниной, мёдом, а многое просто отбирали. С этим паразитическим государственным образованием (Хазарским каганатом) народы Восточной Европы вели неразрывную и тяжёлую борьбу. В 965 году Хазарский каганат был разгромлен дружиной киевского князя Святослава, спасшего от грабежей и насилия вятичей, марийцев, буртасов, мордву, славян и другие народы Поволжья. Самое интересное, что следов пребывания хазар на территории нашего края до сих пор не обнаружено. И это как минимум странно?!

А вот из исторических источников следует, что во второй половине VII века в степях Приазовья под ударами соседнего Хазарского каганата распалась знаменитая и весьма близкая для нас Великая Булгария. Судьба племён этого народа сложилась по-разному. Часть ушла на Балканы, образовав там Дунайскую Болгарию, часть осталась на прежнем месте, ещё одна группа ушла в Среднее Поволжье, образовав здесь своё государство. Волжские болгары стали называться булгарами, смешавшись с местными племенами, образовали целый ряд княжеств, перешли на оседлый образ жизни.

С середины XI века Волжско-Камская Булгария стала быстро развиваться. Полагают, что граница Булгарского государства на юге доходила до реки Самары, на западе до реки Суры. Это одно из самых ранних государств средневековой Европы. Наиболее богатое фактами описание Волжской Булгарии имеется в записях секретаря Багдадского посольства в 922–923 годах. В 922 году он даёт описание русских поселений возле столицы Волжско-Камской Булгарии, причём им немало названо поселений со смешанным русско-булгарско-мордовским населением.

По соседству с Волжско-Камской Булгарией в заволжских степях в это время хозяевами были половцы, кочевники-скотоводы. О чём свидетельствуют места погребения – курганы, на вершинах которых стояли каменные бабы. Они найдены в Куйбышевской, Саратовской областях, в частности в Хвалынском уезде, куда до 1925 года входила Барановская волость. В селе Русские Зимницы Сухотерешанского сельсовета обнаружены древние погребения в колодах.

Имя булгар как народа ныне исчезло, но остались развалины их городов, есть и деревни, носящие названия бывших булгарских городов, остались следы булгарского языка в русском и татарском языках. Татары казанские и симбирские называли себя булгарлык, или просто булгары. В наши дни в Татарии формируется общественное мнение в пользу переименования названия народности татары на волжские булгары. Но некоторые все-таки считают, что предки нынешних татар осели в нашем крае в период Господства Казанского ханства.

Поволжские татары – коренные жители Поволжья. Их формирование проходило в основном в пределах Среднего Поволжья и Нижнего Прикаспия. Здесь образовалось этническое ядро татар, здесь проживали предки, здесь они консолидировались в народность, здесь сформировались в нацию. Исторические корни этого процесса уходят в глубокое прошлое, связанное с историей Волжской Булгарии и Казанского ханства.

В Х веке благодаря своему устному географическому положению столица Булгарии город Булгар (его развалины сохранились до сих пор, а ныне там разрастается современный музейный комплекс) стал политическим, экономическим, культурным международным центром. Торговый пригород Булгара – Ага-Базар – привлекал купцов из Киевской Руси и Средней Азии, Ирана, Византии, Китая. Год от года, десятилетие к десятилетию застраивался и хорошел Булгар. В центре города уже возвышались ханский дворец и соборная мечеть. Творили поэты и учёные. История сохранила имена поэта Али, автора поэмы Юсуф и Зулейха, учёного историка Якуба Ибн-Нугенана, философа Аль Булгары. Многочисленные надписи на керамике, ювелирных изделиях указывают на широкое распространение грамотности среди населения. Мирное развитие Булгарского государства, достигшего в XII–XIII веках рассвета, было прервано татаро-монгольским нашествием.

Первое столкновение булгар с татаро-монголами произошло осенью 1223 года в районе Самарской Луки. Монголы были наголову разбиты. Однако в 1236 году монгольские завоеватели, руководимые ханом Батыем и полководцем Субедеем, превосходящими силами вновь обрушились на Булгарию. Прорвали оборонительные линии булгар на границе леса и степи. Булгарские города, укреплённые валами, дубовыми стенами, один за другим разрушались завоевателями. В дымящихся развалинах лежали города Булгар, Керенск, Сувар и др. В 1237 году монголо-татарами был разрушен и разгромлен булгарский город, остатки которого находятся недалеко от рабочего посёлка Канадей. К сожалению, название этого города установить так и не удалось.

Сильно пострадали от нашествия и сёла Волжской Булгарии. На их месте лежали пепелища, коренное население (мордва и булгары) в большинстве было истреблено, часть ушла к Северу и Западу. К весне 1237 года завоевание Волжской Булгарии было закончено. Длительное время между ханами Золотой Орды шла междоусобная война. На основе изучения исторических трудов, архивных материалов, топонимики можно привести один из примеров такой жестокой вражды между двумя ханами Тимуром и Тохтамышем. Большое кровопролитное сражение произошло между ними на границе нынешних Куйбышевской и Ульяновской областей. В их армиях насчитывалось по нескольку десятков тысяч человек, а кроме того, огромные обозы, много скота, верблюдов.

В армии Тимура были ополченцы из коренного населения – булгар междуречья Черемшана и Кондурчи. Булгары не забыли 1382 год, когда по их земле с грабежами и насилием военным походом на Москву прошла армия Тохтамыша. Поэтому с ненавистью, с верой в освобождение от ига поднялись предки нынешних поволжских татар против золотоордынского хана. Войска правого фланга Тимура и ополченцы – булгары бесстрашно бились с врагом. Двигаясь по следам Тохтамыша, Тимур вышел к Волге где-то западнее нынешнего города Тольятти. Здесь армия Тимура стала лагерем на отдых… Последовавшее за тем Мамаево побоище, двукратный (1391 и 1395 годы) разгром Тохтамыша и его изгнание Тамерланом из Золотой орды были убедительным свидетельством ослабления власти золотоордынских ханов.

В 1480 году было окончательно сброшено иго монгольских феодалов. На развалинах Золотой Орды возникли Казанское, Астраханское ханства и Ногайская Орда. Территория нашего края осталась в составе Казанского ханства. Его границы простирались от реки Суры на западе до реки Белой на востоке, от реки Ветлуги на севере до реки Сызранки на юге. Вся территория нынешней Ульяновской области, в том числе и Николаевского района, Кузнецкого района входила в состав этого ханства.

История языков эрзя и мокша, происхождение названий рек края

О набегах татаро-монгольских завоевателей и татар Казанского ханства в наших краях наглядно свидетельствуют археологические находки. Так, при распашке земель вокруг могильника неподалёку от села Садовое-Голодяевка Новоспасского района были найдены наконечники стрел, пики и т. д. Следы пребывания татаро-монголов в нашем крае остались и в названиях рек, урочищ, межевых лесных границ и т. д. Их изучение поможет раскрыть экономические и этнические процессы жизни мордвы и других народностей этого края.

Засечные черты Пензенского края и взятие Казани

Иван Грозный все инородческие племена Поволжья (кроме русских) взял в свои крепкие руки. И после Ливонской войны правительство Ивана Грозного приняло решительные меры к укреплению своей власти в Среднем Поволжье. Важнейшим шагом в этом направлении было строительство крепостей, обеспечивающих защиту русских поселенцев и торговлю по великому Волжскому пути. В 1586 году в устье реки Самары была построена крепость Самара, на реке Белой – крепость Уфа. В 1589 году образован Царицын. В 1590 году началось строительство Саратова, на левом берегу Волги, на середине пути между Самарой и Царицыном. Велика была ненависть ногайских и крымских мурз, турецкого султана к поволжским городам как опорным пунктам России на Волге. Им не удалось уничтожить Самару и Царицын, а вот Саратов сожгли. Пришлось строить город на правом берегу. Только после освобождения от татаро-монгольских захватчиков началось хозяйственное, политическое и культурное развитие народов Поволжья. А Казань стала административным и политическим центром Русского Государства в Среднем Поволжье. С того времени началась новая полоса в жизни населяющих его народов.

Процесс заселения нашего края – время непрерывного строительства и обновления. В XVII–XVIII веках шёл интенсивный рост селений. И если в середине XVII века селений у нас были единицы, то в XVIII веке их число увеличилось в несколько раз.

Время крепостной эпохи

Другие привезли крестьян из центральных районов. Многие наши селения до сих пор носят имена их основателей – Поспеловка, Топорнино, Куроедово, Никулино и т. д. Причём помещики в основном были из дворян, имели офицерские чины, как, например, капитан Насакин, капитан Топорнин. Надворными и титулованными советниками были поручик Ленивцев (Кезьмино), полковник Дроздовский (деревня Кудряевка), граф Ульянин (Поника), полковник Городецкий (село Никулино), полковник Дельсаль (село Рызлей), полковник Киндяков (село Головино), генерал-майор Ивашев (часть села Елшанки), генерал-майор Обухов (владелец Большого Саймана), подпоручик Куроедов (деревнфя Куроедово).

В то тяжёлое время, когда все надежды на свободную жизнь, казалось бы, угасли, крестьяне всё же искали свободу от своих помещиков. Скажем, немало было случаев, когда помещики захватывали земли вместе с деревнями, заселёнными государственными крестьянами. Такое произошло в Барановской волости с деревней Ивановкой, но вскоре 18 крестьянских хозяйств добились свободы, стали государственными крестьянами.

Одним из самых древних народов, следы которого обнаружены учеными на территории Пензенского края, была мордва.

Монголо-татарское нашествие затормозило консолидацию мордовских племен. В середине XIV века мордва-эрзя была оттеснена от берегов Оки и Волги в леса, мордовские земли начинают включаться в состав Русского государства, особенно после падения Казанского ханства (1552), что имело большое значение для дальнейшего развития материальной и духовной культуры.

В Пензенской области мордва — мокша расселена в основном в Мокшанском, Наровчатском, Белинском и Шемышейском районах, мордва-эрзя — в Шемышейском районе. В Городищенском, Никольском, Пензенском и Сосновоборском районах находится значительное количество смешанных мокшанско-эрзянских поселений, составляющих отдельную группу мордвы.

В прошлом мордва исповедовала ранние формы религиозных воззрений: тотемизм, магические обряды, анимистические представления. К середине XIX века мордва считалась христианизированной.

Пензенскую землю также обживали с древности татары и чуваши. Непосредственными предками татар-мишарей были тюркоязычные племена, жившие в IX–XIV вв. на территории Пензенского края и входившие в состав Волжской Булгарии. После монгольского нашествия эти земли вошли в состав золотой Орды, а население переселилось в более северные районы Посурья и Примокшанья. В XIV в. на реке Мокше возникает золотоордынский улус Мушхи, где на основе смешения раннетюркских и кыпчакских племен происходит формирование татар-мишарей.

Активная колонизация поволжских земель русскими начинается после взятия Казани и Астрахани. В XVI–XVII веках Пензенский край стихийно заселяется русскими переведенцами из Новгородской, Воронежской, Казанской губерний, Краснослободска, Шацка, Козлова, Алатыря, Суздаля, Москвы (ссыльные, участники Медного бунта), а в XVIII веке — из Санкт-Петербурга, Архангельской, Киевской губерний. В связи строительством засечных черт и крепостей государство переселило сюда служилых людей.

Источники:

Белорыбкин Г.Н. Древняя история Пензенского края. Пенза, 1988;

Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. Казань, 1989;

Белорыбкин Г.Н. Буртасы. Вгляд на проблему // Временник, 1994. № 11;

Первушкин В.И. Мордва // Пензенская энциклопедия. Пенза, 2001. С. 349-350;

Белорыбкин Г.Н., Мухамедова Р.Г. Татары-мишари // Пензенская энциклопедия. Пенза, 2001. С. 602-603;

Белорыбкин Г.Н. Русские // Пензенская энциклопедия. Пенза, 2001. С. 530-531.

Использование презентации на уроках географии, истории, краеведения.

Похожие презентации

1 Древние народы Пензенского края

2 . Одним из самых древних народов, следы которого обнаружены учёными на территории Пензенского края, была мордва. Одним из самых древних народов, следы которого обнаружены учёными на территории Пензенского края, была мордва.

3 Мордва Мордва - многочисленная историческая общность представителей финно-угорской группы языковой семьи на территории России. Мордва - многочисленная историческая общность представителей финно-угорской группы языковой семьи на территории России. Народ делится на две основные языковые группы: мордва-мокша и мордва-эрзя. Народ делится на две основные языковые группы: мордва-мокша и мордва-эрзя. При этнографической и культурной общности каждая группа сохранила собственное самоназвание – мокша и эрзя, а также различия в языке, материальной и духовной культуре При этнографической и культурной общности каждая группа сохранила собственное самоназвание – мокша и эрзя, а также различия в языке, материальной и духовной культуре

4 Расселение В Пензенской области мордва – мокша расселена в основном в Мокшанском, Наровчатском, Белинском и Шемышейском районах, мордва-эрзя – в Шемышейском районе. В Городищенском, Никольском, Пензенском и Сосновоборском районах находится значительное количество смешанных мокшанскойй-эрзянских поселений, составляющих отдельную группу мордвы. В Пензенской области мордва – мокша расселена в основном в Мокшанском, Наровчатском, Белинском и Шемышейском районах, мордва-эрзя – в Шемышейском районе. В Городищенском, Никольском, Пензенском и Сосновоборском районах находится значительное количество смешанных мокшанскойй-эрзянских поселений, составляющих отдельную группу мордвы.

5 Татары и чуваши Пензенскую землю также обживали с древности татары и чуваши. Пензенскую землю также обживали с древности татары и чуваши.

6 Заселение татарами-мишарями Пензенского края. началось в 17 веке.

7 Активное заселение Пензенского края чувашским народом относится к вв., когда началось строительство засечнойй- сторожевых черт. Активное заселение Пензенского края чувашским народом относится к вв., когда началось строительство засечнойй- сторожевых черт.

8 Активная колонизация поволжских земель русскими начинается после взятия Казани и Астрахани. Активная колонизация поволжских земель русскими начинается после взятия Казани и Астрахани.

9 В вв. Пензенский край стихийно заселяется русскими переведенцами из Новгородской, Воронежской, Казанской губерний, Краснослободска, Шацка, Козлова, Алатыря, Суздаля, Москвы (ссыльные, участники Медного бунта), а в 18 веке – из Санкт-Петербурга, Архангельской, Киевской губерний.

10 Особенности русского народного костюма Все предметы, которые предназначались для изготовления одежды, украшались заклинательным орнаментом. Все предметы, которые предназначались для изготовления одежды, украшались заклинательным орнаментом.

11 Прялка Они гарантировали изготовление вещи, которая могла служить оберегом от нечистой силы. Они гарантировали изготовление вещи, которая могла служить оберегом от нечистой силы.

12 Предметы для изготовления одежды Прялка и веретено издавна вошли в человеческий быт. Прялка и веретено издавна вошли в человеческий быт.

13 Рубаха Основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, была рубаха. Основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, была рубаха.

14 Поверье Свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что заодно с рубахой продашь и свое счастье, поэтому всегда так ценились люди, готовые отдать (подарить) последнюю рубашку. Свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что заодно с рубахой продашь и свое счастье, поэтому всегда так ценились люди, готовые отдать (подарить) последнюю рубашку. Рубаха обладала магической силой если кто-то хотел причинить зло своему недругу, то достаточно было лишь на время завладеть его рубахой и произнести над ней заклинания, то есть навести порчу. Рубаха обладала магической силой если кто-то хотел причинить зло своему недругу, то достаточно было лишь на время завладеть его рубахой и произнести над ней заклинания, то есть навести порчу.

16 Поверье В народе говорили, что без пояса ходить грех. По поверью, подпоясанного человека бес боится; подпоясанного и леший в лес не заведет. Поэтому пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он представлял собой окружность (солярный знак) и являлся оберегом. В народе говорили, что без пояса ходить грех. По поверью, подпоясанного человека бес боится; подпоясанного и леший в лес не заведет. Поэтому пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он представлял собой окружность (солярный знак) и являлся оберегом.

17 Полотенце Поверхность пояса, изготовленного на ткацком станке, увеличилась, а горизонтальный орнамент стал вытеснять более древний вертикальный. Постепенно пояс стал шире и превратился в полотно. Простейшая форма полотна это полотенце. Поверхность пояса, изготовленного на ткацком станке, увеличилась, а горизонтальный орнамент стал вытеснять более древний вертикальный. Постепенно пояс стал шире и превратился в полотно. Простейшая форма полотна это полотенце.

18 Мужской костюм. Основу мужского костюма составляли рубаха и порты (штаны). Основу мужского костюма составляли рубаха и порты (штаны). Порты шились из неотбеленной ткани, домашней крашенины или из пестряди и собирались на поясе на шнурок-гашник. Порты шились из неотбеленной ткани, домашней крашенины или из пестряди и собирались на поясе на шнурок-гашник.

19 Кафтан Традиционной верхней одеждой был кафтан и его разновидности: полукафтанье, зипун. Кафтан был приталенным, с узкими рукавами и с небольшим стоячим или отложным воротником Традиционной верхней одеждой был кафтан и его разновидности: полукафтанье, зипун. Кафтан был приталенным, с узкими рукавами и с небольшим стоячим или отложным воротником

Пензенский край: помните свои корни Оценка: -
-
-
-
-

Перепись населения Пензенского региона показала, что, помимо русских, область населяет большое количество татар и мордвы, а прочие национальности представлены менее значительно.
Поговорим об этих народах, об их появлении в этих землях, обычаях и особенностях.

Оба народа выделились из финно-угорской группы примерно к 5 веку нашей эры. Большинство финно-угорских народов, со временем ассимилировались своими более многочисленными соседями, но мокша и эрзя оказались в числе тех немногих, кто сохранил свой язык, обычаи и национальную гордость.
Для справки: помимо мокшан и эрзян сохранившимися народами финно-угорской группы являются марийцы, коми, удмурты, финны, карелы, эстонцы, саамы, венгры, ханты и манси. Я в свое время был сильно удивлен, узнав, что к этой группе народов принадлежат венгры, считая их родственными германцам.

Эрзянское княжество были расселено очень широко (вплоть до современного Новгорода. ), но в 1 тысячелетии стало постепенно откатываться на юго-восток, оставив даже свою древнюю столицу Эрзянь (Старая Рязань). Но и в районе современного Арзамаса они не удержались, где жили примерно до ордынского периода нашей истории. Сейчас большинство эрзян проживает в Мордовии и соседних областях. Народом они в прежние века были очень воинственным и искусным в ремеслах, да и сейчас не обделены талантами:
- певица Надежда Кадышева
_1_~2.JPG (27.61К)
Количество загрузок:: 4
- модель Наталья Водянова
40b0860e-43c2-4a5b-a33f-4f6383da28c1.jpg (57.35К)
Количество загрузок:: 1

- протопоп Аввакум, главный противник патриарха Никона, когда произошел раскол Православной церкви
- командир легендарной подводной лодки Щ-421 (Щука) Федор Видяев и другие.

Помимо русских, татар, мокши и эрзян при переписи населения после образования Пензенской губернии в конце 18 века упоминаются все те же буртасы и мещера. Буртасы к нашему времени не сохранились как отдельная народность, а мещера, хоть и считается также исчезнувшей, но упоминание о ней существует в нескольких деревнях Вадского района Пензенской области.

Наше знакомство с народами Пензенского края завершено. Если кто-то из читателей знает интересные факты из истории описанных тут национальностей, прошу добавлять свои материалы.

Читайте также: