Сообщение на тему народная музыка в современной обработке

Обновлено: 16.05.2024

В ХХ веке, с появ­ле­ни­ем мас­со­вой куль­ту­ры, этот жанр пре­тер­пел неко­то­рые изме­не­ния. Появил­ся пост­фольк­лор — твор­че­ство, не име­ю­щее авто­ра, но при этом не свя­зан­ное с тра­ди­ци­ей. Сюда мож­но отне­сти пес­ни сту­ден­тов, воен­ных, а если взять послед­ние три деся­ти­ле­тия, то и все безы­мян­ные тре­ки в интер­не­те. Одна­ко сам фольк­лор нику­да не исчез. Он про­дол­жил слу­жить источ­ни­ком вдох­но­ве­ния для про­фес­си­о­наль­ных музы­кан­тов, мно­гие из кото­рых явля­ют­ся так­же при­знан­ны­ми учёными-филологами.

Одна­ко к тра­ди­ци­он­ный музы­ке обра­ща­ют­ся теперь отнюдь не толь­ко пред­ста­ви­те­ли высо­ко­ло­бо­го ака­де­миз­ма. Фольк­лор­ные моти­вы отлич­но соче­та­ют­ся с пси­хо­де­ли­че­ским роком, аван­гар­дом, элек­тро­ни­кой, готи­кой, метал­лом и про­чи­ми совре­мен­ны­ми направ­ле­ни­я­ми. VATNIKSTAN зна­ко­мит с музы­каль­ны­ми груп­па­ми, отва­жив­ши­ми­ся на неор­ди­нар­ные экс­пе­ри­мен­ты с уст­ной песен­ной традицией.

В твор­че­стве Рады Анчев­ской соче­та­ют­ся аван­гард и шаман­ство, пси­хо­де­ли­ка и народ­ные моти­вы. Интер­нет-зна­то­ки пооче­рёд­но отно­си­ли груп­пу то к фол­ку, то к дарк-фол­ку, то к чему-то ещё. В дей­стви­тель­но­сти твор­че­ство Рады меня­лось от аль­бо­ма к аль­бо­му, вби­рая чер­ты раз­ных сти­лей. Неиз­мен­ной оста­ва­лась связь с этни­че­ской тра­ди­ци­ей, при­чуд­ли­вые тек­сты и див­ный вокал Рады — кри­ти­ки срав­ни­ва­ли его с голо­сом Диа­ман­ды Галас.

Moon Far Away. Ритуал, дарк-вейв и Север

Слушайте Олюшка — Moon Far Away на Яндекс.Музыке

Фолк-бэнд соче­та­ет в испол­не­нии лют­ню и дуд­ки, неофолк и арт-рок, алхи­ми­че­ские тер­ми­ны и арха­из­мы. Где-то слы­шит­ся цер­ков­ная музы­ка, где-то кре­стьян­ские рас­пе­воч­ки, а где-то и хлы­стов­ские напе­вы. Неко­то­рые тек­сты напи­са­ны на цер­ков­но­сла­вян­ском, неко­то­рые на древнерусском.

А ещё это дей­стви­тель­но кра­си­во и необычно.

Маточкин. Традиция, былины, гармонь

Алек­сандр Маточ­кин — это чело­век эпо­хи Воз­рож­де­ния. Толь­ко если Ренес­санс обра­щал­ся к антич­ной тра­ди­ции, то фило­ло­га из Петер­бур­га инте­ре­су­ет древ­не­рус­ский фольклор.

Но Маточ­кин зани­ма­ет­ся не толь­ко ска­за­ни­я­ми — есть у него и пес­ни под гар­монь. Из всех фольк­лор­ных каве­ров Маточ­кин отли­ча­ет­ся самой необыч­ной интер­пре­та­ци­ей. Навер­ное, имен­но так бы пере­пе­ва­ли в наро­де хиты Цоя или Hotel California, попа­ди они к нам в кон­це XIX века.

Слушайте Про Ваню — Volchok на Яндекс.Музыке

Theodor Bastard. Игры, мистика

Слушайте Ветви — Theodor Bastard на Яндекс.Музыке

Фольк­лор отра­зил­ся и на метал­ле. Но всё же и pagan‑, и black‑, и даже folk-metal в при­выч­ном смыс­ле — ско­рее наслед­ни­ки роман­тиз­ма с его мифа­ми и леген­да­ми. Да и повли­я­ли на них не столь­ко этно­гра­фи­че­ские изыс­ка­ния, сколь­ко твор­че­ство пред­ше­ствен­ни­ков по тяжё­лой музыке.

Слушайте Кукушкины дети — Калевала на Яндекс.Музыке

Инна Желанная


Инна Желан­ная

В девя­но­стые-нуле­вые Инна с осно­ван­ной ею груп­пой Farlanders снис­ка­ла оше­лом­ля­ю­щий успех в мире запад­ной этни­че­ской музы­ки. Она объ­ез­ди­ла с кон­цер­та­ми всю пла­не­ту, от Син­га­пу­ра до Эдин­бур­га и Нью-Йор­ка, а в 1996 году высту­па­ла на откры­тии лет­них Олим­пий­ских игр в Атлан­те (США).

Слушайте Татары — Инна Желанная на Яндекс.Музыке

Слушайте Сумецкая — Отава Ё на Яндекс.Музыке

Слушайте Ведьма — Мельница на Яндекс.Музыке

Это направление имеет множество поджанров: неофолк, фолк-рок, фолк-панк, фолк-метал, электрик-фолк, инди-фолк, прогрессив-фолк, психоделический фолк, фолк джаз, фолк-поп, новая акустика, антифолк, нью-эйдж,фолктроника, менестрельская песня, мидивал-фолк-рок. Выбирая один из этих стилей, исполнители создают собственное уникальное звучание.

Значительный вклад в развитие фолк направления внес американец Вуди Гатри. Именно он одним из первых стал выступать перед публикой с народной музыкой. Затем большую популярность обрел исполнитель и автор текстов из Миннисоты Боб Дилан, который сочетал в своих песнях дух современного времени, используя традиционные музыкальные элементы.

Фолк исполнители часто выбирали для своих текстов социальные темы, где звучали протесты или призывы. Особенно ярко это стало проявляться в середине 1960-х годов, когда публика стала слушать песни Мелани, Джони Митчелл, Ричи Хейвенс, Simon & Garfunkel.

В это же время появляются фолк исполнители и в других странах. Например, в Великобритании становятся популярными Рой Харпер, Берт Дженш,Ральф Мактелл, Донован. Канада подарила миру таких успешных фолк музыкантов как Джони Митчелл, Гордон Лайтфут, Баффи Сент-Мари, Леонард Коэн.

Ещё большее признание аудитории коллектив получил благодаря Youtube. Там музыканты стали публиковать свои клипы и получили положительную обратную связь от зрителей.

На своих концертах участники группы всегда устраивают яркое шоу, поражают своим высоким мастерством и хорошим чувством юмора.

Этот коллектив также постоянно приглашают на правительственные приемы и концерты, торжественные церемонии открытия и закрытия различных массовых мероприятий.

Оксана, расскажите, как давно возник ваш коллектив и почему вы выбрали именно это направление?

Нашему коллективу уже 5 лет, состав менялся, но душа русского народа, которая звучала и звучит, никуда не делась. С детства я пела народные песни. Любовь к народному привил, наверное, мой прадедушка. Он много народного пел. Остальные участники группы любят более современные направления: рок, фанк, поп. Благодаря тому, что мы такие разные, наша музыка имеет неповторимую атмосферу.

Какие темы вы чаще всего затрагиваете в своих песнях и что пытаетесь донести до публики?

Много песен про любовь, тяжелую женскую ношу, мистику и волшебство. У нас нет цели донести что-то конкретное, мы хотим с помощью нашего творчества пробудить интерес людей к русскому фольклору.

Как аудитория откликается на ваше творчество? Какую возрастную категорию вы чаще всего видите у себя на концертах?

Наше творчество интересно любому возрасту, но больше всего конечно приходят на концерт более зрелые люди, хотя, как показала практика, студентам тоже может быть интересно.

Расскажите, что означает название вашей группы?

Почему решили взять именно иностранное название, несмотря на то, что обращаетесь к русскому фольклору?

Фолк исполнители часто используют народные инструменты для создания особого звучания, а на концертах облачаются в этнические костюмы. Расскажите на каких инструментах играют ваши музыканты, и где вы берете наряды для выступлений?

Мы играем не традиционный фольклор, какой играют и поют фольклорные ансамбли, поэтому и инструменты у нас не народные: бас, барабаны, электро-гитара. Но иногда я играю на жалейке, флейте и других свистульках, которые дают нужную нам атмосферу для песен. Костюмы шью сама. Я не стремлюсь воссоздать исторический русский народный костюм. Идеи приходят спонтанно, и, как только это происходит, сажусь за швейную машинку. Для каждого исполнителя создаю особый образ, но при этом они сочетаются друг с другом.

Какой из фолк фестивалей, на котором вы выступали вам запомнился больше всего ?

Каждый фестиваль особенный по своей энергетике, поэтому очень сложно выделить какой то один.

Новыми песнями, звучанием и костюмами!

Автор: Потапова Анна Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО БГО "Детская школа искусств №2"
Населённый пункт: г.Борисоглебск, Воронежская область
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Народная музыка в обработках современных авторов"
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Народная музыка в обработках современных авторов

Выполнила: преподаватель по

баяна Потапова А.М.

Цель: Формирование у учащихся ясного представления о характере и

музыкальном образе в обработках народной музыки современных авторов

(Д.Самойлова, М. Щербаковой, О. Бурьяна и других авторов).

1.Исполнение мелодии в соответствии с характером произведения.

повышение исполнительских требований.

Методическое пояснение.

Предлагаемая работа нацелена на развитие исполнительских навыков

учащихся ДШИ по классу баяна. Учебно-музыкальный материал изложен в

порядке восходящей сложности.

мелодии и её последующих видоизменённых повторениях, фактуры, лада и

регистров, перемещение мелодии из одной

октавы в другую; из партии

одной руки в другую,

в октаву; проведение темы

интервалами или аккордами. Все эти изменения в вариациях преображают

характер звучания темы,

при этом сохраняя её сущность и углубляя

Важную роль в подготовительном этапе работы над произведением

играют специальные упражнения, составленные на материале встретившихся

небольшие упражнения, предварительная проработка которых

время работы над ними.

Переходя к следующему этапу работы – знакомство учащегося с

музыкальным произведением, необходимо провести беседу о том, кто создал

произведение, в какую эпоху оно было сочинено, какая манера исполнения и

стиль будет применяться. Дать характеристику образного строя, сюжетной

линии, рассмотреть элементы музыкального языка. Живая и содержательная

должна сопровождаться показами на инструменте, поговорить о

фильмах, книгах возможно связанных с изучаемым произведением.

Можно выделить особенности, трудности, с которыми сталкиваются

4.Ладовая организация: диатоника, хроматизм.

5.Применение шумовых эффектов: хлопки, свист.

Тип урока – комбинированный.

Техническое обеспечение урока: ноутбук или музыкальный центр,

инструмент баян, пульт, подставка под ноги.

Дидактическое обеспечение урока: ноты.

Урок проводится с учеником 5-го класса Ельчаниновым Дмитрием.

Художественный материал: М.Щербакова Обработка Р.Н.П. «Я пойду

познакомить ученика с самой песней.

Образное содержание, слова песни

значение каждой фразы. Затем можно начинать работу над разучиванием

произведения на инструменте.

Рассмотрим одну из песен в обработке М.Щербаковой «Я пойду ли,

музыкальному материалу, т.е. по мелодии, гармонии, ритму, аккомпанементу,

структуре и форме.

песню на инструменте, дав первоначальное представление о произведении.

Для того чтобы легче было работать над пьесой, необходимо разделить её на

части (т.е. на фразы, предложения и т.д.).

ми-минор, по форме - тема с вариациями. Тема песни представляет собой

простой период. Изложена одноголосно, плавно, напевно. Исполнительский

Развитие динамической линии

слышится в кульминации

третей фразы. В связи с этим, необходимо следить за выразительностью

темы с использованием

плавного увеличение звука при ведении меха. В

ритмично, чётко и выделить их более ярким звуком.

Первая вариация состоит из двух фраз - исполняются в пределах

mezzо fоrtе. Но первая из них будет звучать громче, а вторая тише, как эхо. В

и staccato в подвижном темпе

создаёт задорный характер, несмотря на минорный лад аккомпанемента.

исполняется в низком регистре. Звучит соло

помощью небольших толчков мехом.

подвижном темпе на non Legato, это придаёт более чёткое звучание мелодии.

восходящем движении небольшое crеscеndо, на нисходящем

Динамика внутри фраз от mezzо pianо на crescеndо возрастает до mezzо fortе,

затем diminuendо и заканчивается на mezzо pianо.

И заключительная вариация звучит на fortе в аккордовом изложении

аккордов плотным non legato без пауз между ними. В этом случае будет чётко

прослушиваться основная мелодия в верхнем голосе.

Продолжает урок ученик 6 класса Попов Даниил. Он покажет Р.Н.П.

ряда музыкальных композиций

и аранжировок. Творчество композитора

разножанрово – это произведения крупной формы, оригинальные виртуозные

пьесы, обработки русских народных мелодий, лёгкая музыка. Немалую нишу

в творчестве композитора занимает русские народные песни. Представлена

приёмами звукоизвлечения, в основном программная, доступная для детского

жизнерадостный. В его произведениях нет печали,

доступна для детского

Предлагается работа по такому же плану, что

содержание. Мелодическая линия разучивается по фразам. Начало вариации

русская народная песня, что подчёркивается прозрачностью фактуры. Затем

следует мелодия с подголосками и простым аккомпанементом. Сложности

сочетается с терциями. Здесь необходима эпизодическая работа над каждой

проиграть пьесу от начала - до конца обращая внимание на развитие силы

штрихов, динамику, ведения меха.

Композиторы часто обращаются к старинным и русским народным

песням. Каждый автор индивидуален, имеет собственное отношение. Но есть

характерные для современной народной музыки. Русская

народная музыка имеет вокально - речевую интонацию. Пение со словами

придаёт музыке особую выразительность своеобразное дыхание во фразах.

сближение жанров, взаимообогащение, расширение образной сферы. Говоря

В продолжение урока выступит ученик 6 класса Сазыкин Егор. Он

мы знакомимся с развёрнутой формой вариаций, контрастными приёмами

музыкального материала, а также баянным стилем исполнения,

использованием пассажей, применением агогики. Изменяется и развивается

ритмический рисунок, который следует за мелодией, при этом реагируя на

используется широкая фактура, яркие агогические отклонения, добавляющие

краски хроматические пассажи.

Одна из традиций, которые продолжают современные композиторы

обуславливается исполнительскими задачами, которые надо решать в классе

баяна. Необходимые исполнительские задачи определяются художественным

содержанием музыкального произведения, находя в каждой отдельной части

новые музыкальные краски, характер звукоизвлечения.

Власов Илья ученик 7 класса выступит с обработкой А. Широкова

Специфическая черта музыки – совпадение ритма

двух основных линий,

возникающее при регулярном наложении ритмической пульсации в партии

и свободно акцентируемой мелодии – в

правой. В пьесе А.

метроритмические рисунки, широкий диапазон, звуковые изобразительные

приёмы. Произведение для технически подготовленного учащегося. Развитие

мелодии в вариациях происходит стремительно в быстром темпе. Важный

момент – подготовка и исполнение кульминации в которой мелодия идёт в

аккордовом изложении с параллельными ходами басов на fortе.

внимательного отношения к штрихам, имеющим решающее значение

правильном понимании и образа в целом, и произнесении каждой отдельной

интонации во фразировке. Таким же

точным должно быть

речевых оборотов и светлая мелодическая линия свойственны для народных

вслушиваясь в выразительность каждого мотива, составляющего мелодию,

уметь добиваться гибкого, выразительного интонирования. Создание образа

ставит перед исполнителями определённые задачи: умение слышать баянную

фактуру подобную оркестровой, совмещение гармонических красок. Всё это

требует развитого музыкального слуха и вкуса. Использование такого рода

учащихся, пополнит репертуар, будет способствовать развитию творческой

инициативы, расширению кругозора, повышению технического мастерства,

исполнительского уровня учащихся.

Заключительный этап работы на уроке – это домашнее задание. Его

необходимо формировать относительно возможностей и данных учащихся,

а также понятий, полученных им в ходе урока.

На примере представленных произведений мы продемонстрировали

жанров и форм в сочинениях современных авторов. Изучение и исполнение

целесообразности, высокохудожественности, доступности для восприятия и

исполнения, что является необходимым условием музыкального образования

на современном этапе обучения.

выбранный репертуар - соответствующим уровню подготовки

Учащимися были в достаточной мере поняты задачи, поставленные на уроке,

а именно: пьесы охвачены в полном объёме, собраны по форме. Исполнены -

в характере, в указанном темпе

с необходимыми отклонениями. Раскрыта

характерная музыкальная образность произведения.

Развитие современного репертуара в классе баяна отличается особой

национальные музыкальные традиции, как одну

из ярких особенностей

развития репертуара для баяна. Хочется отразить, что народная музыка в

обработках современных авторов для баяна, идёт в русле общих тенденций

развития всех музыкальных инструментов используемых

музыкально – исполнительской практике.

1.Акимов Ю. Школа игры на баяне. – М.: Сов. Композитор, 1980.

3.Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне. – М.: Музгиз, 1960.

4.Басурманов А. Самоучитель игры на баяне. – М.: Сов. Композиторы,1973.

Юный аккордеонист.- М.: Музыка, 2012.

7.Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне и его извлечение. – В кн.:

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе работы над проектом у учащихся хорошо формируются навыки сольного и ансамблевого исполнения. Детьми приобретается определенный объем музыкальных знаний, умений и практических исполнительных навыков, необходимых для их дальнейшей самостоятельной музыкально-творческой деятельности. В популярной и доступной форме, в данном материале раскрываются различные факты из жизни и творчества музыкантов и исполнителей, развивается умение распознавать жанры музыки. У детей воспитываются нормы культуры поведения в обществе. Прививается интерес и любовь к музыке, происходит развитие музыкальных способностей, развивается духовный мир и духовные ценности.

Введение в тему Музыка играет огромную роль в нашей жизни. Она сопровождает нас всегда и везде: в метро, в машине, в магазине, в парикмахерской или в любой сервисной конторе. Музыка - это один из способов развлечения, снятия стресса и даже лечения. Она вдохновляет нас на разные поступки, действует на наши эмоции и передает настроение.

Введение в тему

Музыка играет огромную роль в нашей жизни.

Она сопровождает нас всегда и везде: в метро, в машине, в магазине, в парикмахерской или в любой сервисной конторе.

Музыка - это один из способов развлечения, снятия стресса и даже лечения.

Она вдохновляет нас на разные поступки, действует на наши эмоции и передает настроение.

 Народная музыка , музыкальный Фольклор — музыкально-поэтическое творчество народа, существующее в устной форме и передаваемое из поколения в поколение. Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет самостоятельность и противостоит профессиональной музыке, принадлежащей более молодым поколениям.

Народная музыка , музыкальный

Фольклор — музыкально-поэтическое

творчество народа, существующее в

устной форме и передаваемое из

поколения в поколение.

Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет самостоятельность и противостоит профессиональной музыке, принадлежащей более молодым поколениям.

 Народная музыка – это музыкальное направление, которое существует в каждой стране. В каждом уголке мира это направление разное. Разная музыка и танцы. Самое интересное – что в каждом уголке страны и мира в целом народная музыка имеет свои отличительные особенности и нюансы. Народная музыка – это важная часть фольклора и повествует целую историю развития любой страны. Народная музыка формируется благодаря передаче из уст в уста различных историй, легенд и мифов, относящихся к той или иной культуре. Зачастую народная музыка нигде не записывается и не фиксируется, так как передача из уст в уста – это одна из главных её особенностей.

Народная музыка – это музыкальное направление, которое существует в каждой стране. В каждом уголке мира это направление разное. Разная музыка и танцы. Самое интересное – что в каждом уголке страны и мира в целом народная музыка имеет свои отличительные особенности и нюансы.

Народная музыка – это важная часть фольклора и повествует целую историю развития любой страны. Народная музыка формируется благодаря передаче из уст в уста различных историй, легенд и мифов, относящихся к той или иной культуре.

Зачастую народная музыка нигде не записывается и не фиксируется, так как передача из уст в уста – это одна из главных её особенностей.

 С помощью народной музыки практически любой человек может изучить историю народа, страны, где написана эта музыка. Эти знания приходят легко и непринужденно, ведь именно в народных песнях описание истории развернуто с очень интересной и увлекательной стороны . Не найдется ни одного современного человека, который бы не знал ни одной народной песни.

С помощью народной музыки практически любой человек может изучить историю народа, страны, где написана эта музыка.

Эти знания приходят легко и непринужденно, ведь именно в народных песнях описание истории развернуто с очень интересной и увлекательной стороны .

Не найдется ни одного современного человека, который бы не знал ни одной народной песни.

Исследование

Вопросы, направляющие проект Основополагающие вопросы Как народная музыка влияет на физическое и духовное состояние человека? Проблемные вопросы Хорошо ли мы знаем народную музыку, ее происхождение? Знаем ли мы исполнителей народной музыки прошлого и современного мира? Учебные вопросы Что такое народная музыка? Какие инструменты являются народными? Русские народные инструменты? Их отличительные особенности и звучание?

Вопросы, направляющие проект

Основополагающие вопросы

Как народная музыка влияет на физическое и духовное состояние человека?

Проблемные вопросы

Хорошо ли мы знаем народную музыку, ее происхождение? Знаем ли мы исполнителей народной музыки прошлого и современного мира?

Учебные вопросы

Что такое народная музыка? Какие инструменты являются народными? Русские народные инструменты? Их отличительные особенности и звучание?

Практическая значимость проекта

Материалы проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами народной музыки. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям начальных классов, учащимся, их родителям, а также тем, кто заботится о своем здоровье, духовном развитии, для тех, кто любит музыку и чтит традиции своего народа.

 В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека. Люди современного мира начали фиксировать и записывать все народные композиции. Эти записи делаются для того, чтобы все произведения не были потеряны в современном мире, где так быстро и стремительно развивается музыкальная культура.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека.

Люди современного мира начали фиксировать и записывать все народные композиции.

Эти записи делаются для того, чтобы все произведения не были потеряны в современном мире, где так быстро и стремительно развивается музыкальная культура.

 Сегодня народную музыку можно встретить и в городских, и в сельских регионах, в печатных сборниках и в памяти народных музыкантов. Она исполняется как образованными музыкантами-профессионалами, так и крестьянами и любителями, звучит на CD и в Интернете, а также в живом исполнении хоров в филармониях.

Сегодня народную музыку можно встретить и в городских, и в сельских регионах, в печатных сборниках и в памяти народных музыкантов. Она исполняется как образованными музыкантами-профессионалами, так и крестьянами и любителями, звучит на CD и в Интернете, а также в живом исполнении хоров в филармониях.

 Заключение по проекту: В работе сделан вывод, что три поколения не только знают о народной музыке, но и исполняют песни. Исследования показали, что именно народная музыка способна воспитывать духовно-нравственного, физически здорового человека, который необходим современному обществу нашей великой страны.

Заключение по проекту:

В работе сделан вывод, что три поколения не только знают о народной музыке, но и исполняют песни. Исследования показали, что именно народная музыка способна воспитывать духовно-нравственного, физически здорового человека,

который необходим современному обществу нашей великой страны.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жиганова Светлана Александровна, Фалько Глеб Николаевич

В статье описывается явление эстрадной интерпретации народных песен как вид их сценического воплощения. Рассматриваются эксперименты современных исполнителей, которые объединяют элементы традиционных музыкальных культур с новыми течениями в музыке. На примере творчества Пелагеи приводятся примеры форм эстрадной обработки народных песен.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Жиганова Светлана Александровна, Фалько Глеб Николаевич

Педагогическое руководство процессом освоения эстрадно-джазового репертуара исполнителями народных песен

С.А. ЖИГАНОВА, Г.Н. ФАЛЬКО

СОВРЕМЕННЫЕ ЭСТРАДНЫЕ ФОРМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Аннотация. В статье описывается явление эстрадной интерпретации народных песен как вид их сценического воплощения. Рассматриваются эксперименты современных исполнителей, которые объединяют элементы традиционных музыкальных культур с новыми течениями в музыке. На примере творчества Пелагеи приводятся примеры форм эстрадной обработки народных песен. Ключевые слова: исполнительский стиль, фольклоризм, обработка, эстрада, фолк-рок, фолк-фьюжн.

S.A. ZHIGANOVA, G.N. FALKO

INTERPRETATING FOLK SONGS IN MODERN STAGE STYLE

Abstract. The article describes modern stage interpretation of folk songs as a kind of their scenic embodiment. Experiments of modern performers that combine elements of traditional musical cultures with new trends in music are considered. There are examples of stage processing of folk songs based on the example of folk artist Pelageya.

Keywords, performing style, folklore, processing, stage, folk-rock, folk-fusion.

Результатом воздействия на фольклор целого ряда социально-культурных и политических факторов явилась множественность форм его современного бытования: от аутентичных до сценических. Отметим наиболее значимые проявления этой тенденции:

1. Аутентичные формы исполнения музыкально-фольклорных текстов в бытовой обстановке.

3. Сценические аранжированные формы исполнения народных песен (профессиональные и самодеятельные народные хоры).

4. Эстрадные формы исполнения народных песен, возникшие в результате взаимодействия традиционных и современных культур (кантри, джаз-фолк, фолк-фьюжн, фолк-рок, и др.).

Остановимся подробнее на последнем направлении.

1. Дорохова Е.А., Енговатова М.А. Региональные песенные системы как объект структурно-типологических исследований. Рукопись (2001).

2. Каргин А.С. О некоторых проблемах современной теории и практики фольклора: между идеей возрождения и этнокультурным бизнесом // Традиционная культура. 2012. № 1.

3. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. М., 2002.

4. Абашева Э.С. Русское народное песенное творчество на современной эстраде // Диалоги о культуре и искусстве: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Пермь, 2016.

5. Антипова Ю.В. Стиль фьюжн: к вопросу о различных формах диалога в отечественной массовой музыке // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 4 (78).

1. Dorokhova E.A., Engovatova M.A. Regionalnye pesennye sistemy kak objekt strukturno-tipologicheskikh issledovanij [Regional song systems as an object of structural and typological researches]. Manuscript (2001).

2. Kargin A.S. About some problems in modern folklore theory and practices: between the idea of renaissance and ethno-cultural business // Traditsionnaya kultura. 2012. No.1.

3. Multikulturalizm i transformatsiya postsovetskikh obshchestv [Multiculturalism and transformation of post-soviet societies]. Moscow, 2002.

4. Abasheva E.S. Russian folk songs on modern stage // Dialogs about culture and arts. Materials of the VI All-Russian scienfitic and practical conference with international participants. Perm, 2016.

5. Antipova Y.V Fusion style: to the question of different forms of dialogue in Russian popular music // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2017. No. 4 (78).

Читайте также: