Сообщение на тему национальная политика в эпоху дворцовых переворотов

Обновлено: 28.06.2024

Эпоха дворцовых переворотов – это период в истории России с 1725 по 1762 гг. , когда политическая ситуация в стране была довольно нестабильной в связи с тем, что императорская власть передавалась не по наследству, а по результатам политической борьбы между аристократическими группировками.

Авторство данного термина принадлежит великому русскому историку В.О. Ключевскому. Он же определил и указанные хронологические рамки периода. Однако, некоторые историки утверждают, что окончанием Эпохи дворцовых переворотов можно считать не 1762 г., когда к власти пришла Екатерина II, а 1801 год, когда был совершен последний переворот – убийство Павла I и приход к власти Александра I . Тем не менее, большинство ученых всё же склонно сегодня соглашаться с В.О. Ключевским и датировать данную эпоху 1725-1762 гг.

Эпоха дворцовых переворотов, помимо борьбы аристократических группировок, характеризуется также и целым рядом других признаков:

  • засилье иностранцев,
  • фаворитизм,
  • возрастание роли гвардии в политических делах,
  • преимущественно правление женщин-императриц,
  • поступательное расширение дворянских прав и привилегий.
  1. Правление Екатерины I – 1725-1727 гг.
  2. Правление Петра II – 1727-1730 гг.
  3. Правление Анны Иоанновны – 1730-1740 гг.
  4. Правление Ивана VI под регентством Анны Леопольдовны – 1740-1741 гг.
  5. Правление Елизаветы Петровны – 1741-1761 гг.
  6. Правление Петра III – 1761-1762 гг.
  7. Приход к власти Екатерины II (1762-1796 гг.) и окончание Эпохи дворцовых переворотов – 1762 г.

Так к власти в стране и пришли жена Петра I Екатерина I, правление которой рассмотрим в следующей статье .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Национальная политика

Задание № 1 Используя текст учебника ( ст.106, п.1) охарактеризуйте внешнюю политику России в Европе. Правильные утверждения отметьте знаком +, неправильные -.

Задание № 2 Охарактеризуйте Используя текст учебника ст.106,пункт 2 дополните фразы восточную политику России….

1.В приволжских степях кочевали…

2.в 1734 г. Была проведена…

3.в 1735г. Был основан.

4.были основаны новые крепости…..

5.чиновники экспедиции и ученые специалисты…..

6.для торговли с казахами м среднеазиатскими купцами был основан ….

Задание № 3 Используя текст учебника ( ст.106,пункт 3 )охарактеризуйте башкирское восстание по плану.

2.Причина Восстания ( 1 и 3 абзац).

3.Основное содержание челобитной к Анне Иоанновне ( 2-3 позиции)

Задание № 4 Самостоятельно прочитайте текст 4 пункта Религиозная политика и поиграйте в исторический футбол.

(учитель задает вопросы по пункту 4, кидает мяч уче6нику, которого хочет спросить, ученик ловит мяч и устно отвечает).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 327 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.01.2018 1178
  • DOCX 12.9 кбайт
  • 5 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Турукина Алина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Основная причина, легшая в основу дворцовых переворотов, состояла в противоречиях между различными дворянскими группировками по отношению к петровскому наследию. Дворцовые перевороты были порождены острой борьбой различных группировок за власть. Как правило, она сводилась чаще всего к выдвижению и поддержке того или иного кандидата на престол. Активную роль в политической жизни страны в это время стала играть гвардия, которую Петр воспитал как привилегированную “опору” самодержавия, взявшую на себя, к тому же, право контроля за соответствием личности и политики монарха тому наследию, которое оставил ее “возлюбленный император”. Отчужденность народных масс от политики и их пассивность служили благоприятной почвой дворцовых интриг и переворотов. В значительной степени дворцовые перевороты были спровоцированы нерешенностью проблемы престолонаследия в связи с принятием Указа 1722 г., сломавшего традиционный механизм передачи власти. [1]

Восхождение на престол Екатерины I и Петра II .

Петр I умер 28 января 1725 г., не оставив распоряжения о преемнике. При дворе явно обнаружились две группировки знати. Одну из них составляли высшие сановники, выдвинувшиеся при Петре I. Среди них важнейшую роль играл безродный князь А.Д. Меншиков. Кандидатом на престол была Екатерина. Другую группировку представляли родовитые аристократы во главе с князем Д.М. Голицыным, выдвинувшие кандидатуру Петра П. Пока Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон, Преображенский и Семеновский полки открыто встали на сторону Екатерины I (1725-1727). Фактическим правителем страны стал А.Д. Меншиков, первый из длинного ряда фаворитов, большинство из которых прежде всего уделяли внимание своему карману и своим интересам. [2]

Анализируя внутреннюю политику Екатерины 1 , следует отменить ее основную черту - начало ревизии итогов петровских преобразований. В этот период времени происходило:

- сокращение чиновничьих структур;

- пересмотр таможенного тарифа;

- изменение дислокаций армии и ее содержания;

- ликвидация системы управления;

- восстановление значения уезда как основной административно – территориальной единицы;

Незадолго до смерти в 1727 г. 43-летняя Екатерина I подписала "тестамент" завещание, определявшее последовательность наследования престола. Ближайшим наследником определялся сын царевича Алексея Петр II, за ним должны были следовать дочери Петра: Анна и ее наследники, Елизавета и ее наследники. [2]

Престол занял 12 - летний Петр при регентстве Верховного совета. А. Д. Меньшиков, желая укрепить свое влияние в государстве, обручил свою дочь Марию с Петром II. Однако А. И. Остерману, воспитателю Петра II , удалось устранить А. Д. Меньшикова. В1727 г. А.Д. Меньшиков, был арестован , лишен наград и состояния и вместе с семьей выслан в сибирский город Березов где и закончил свою жизнь в 1729 году.

Верховный тайный совет при Петре II претерпел значительные изменения. В нем все дела вершили четверо князей Долгоруких и двое Голицыных, а так же А.И. Остерман. На первый план выдвинулись Долгорукие. Петр II умер в день своей свадьбы ( с сестрой Ивана Долгорукого Екатериной). Династия Романовых пересеклась по мужской линии. Вопрос об императоре должен был решать Верховный тайный совет.

Непродолжительное пребывание у власти юного Петра II не внесло существенных изменений в государственную и общественную жизнь российского общества. [3]



Царствование Анны Иоанновны.

В условиях политического кризиса и безвременья Верховного тайного совета (ВТС), состоявший к тому времени из 8 человек (5 мест принадлежали Долгоруким и Голицыным), решил пригласить на престол племянницу Петра I, герцогиню Курляндскую Анну Иоанновну, поскольку еще в 1710 г. она была выдана Петром за герцога Курляндского, рано овдовела, жила в стесненных материальных условиях, во многом за счет средств русского правительства. Д.М. Голицын выступил с инициативой составления реально ограничивавших самодержавие “кондиций ”, в соответствии с которыми:

2) Без одобрения ВТС она не могла издавать законы, вводить налоги, распоряжаться казной, объявлять войну или заключать мир.

3) Императрица не имела права жаловать имения и чины выше полковничьего ранга, без суда лишать имений.

4) Гвардия подчинялась ВТС.

5) Анна обязалась не вступать в брак и не назначать наследника, в случае же неисполнения какого-либо из этих условий, она лишалась “короны Российской”. [1]

Уже через две недели после приезда в Москву Анна разорвала кондиции на глазах у верховников и заявила о " восприятии ею самодержавства". В ходе расправы верховниками Иван Долгорукий был казнен, его отец и сестра сосланы в Березов. Верховный тайный совет в 1731 г. был заменен Кабинетом из трех министров во главе с А.И.Остерманом. Спустя четыре года Анна Иоанновна приравняла подписи трех кабинет-министров к одной своей. [3]

Постепенно Анна пошла на удовлетворение наиболее насущных требований русского дворянства: был ограничен 25 годами срок их службы; отменена та часть Указа о единонаследии, которая ограничивала право дворян распоряжаться имением при его передаче по наследству; облегчено получение офицерского чина. В этих целях создан кадетский дворянский корпус, по окончанию которого присваивалось офицерское звание; разрешено записывать дворян на службу с младенческого возраста, что давало им возможность по достижению совершеннолетия получить офицерский чин “по выслуге”. Точную характеристику личности новой императрицы дал В.О. Ключевский: ”Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве . среди придворных приключений в Курляндии, где ею помыкали, как русско-прусско-польской игрушкой, она, имея уже 37 лет, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений ”. Забавы Анны Иоанновны стоили казне очень дорого, и хотя она, в отличие от Петра, терпеть не могла спиртное, содержание ее двора обходилось в 5-6 раз дороже. Более всего она любила наблюдать за шутами. Не доверяя русскому дворянству и не имея желания, да и способности самой вникать в государственные дела, Анна Иоанновна окружила себя выходцами из Прибалтики. Ключевая роль при дворе перешла в руки ее фаворита Э. Бирона. Фаворит, надеясь ослабить влияние вице-канцлера А. Остермана, сумел ввести в состав Кабинета министров своего ставленника - А. Волынского. Но новый министр начал проводить самостоятельный политический курс, разработал “Проект о поправлении внутренних государственных дел”, в котором ратовал за дальнейшее расширение привилегий дворянства и затронул вопрос о засилье иностранцев. Этим он вызвал недовольство Бирона, который, объединившись с Остерманом, сумел добиться обвинения Волынского в “оскорблении ее императорского величества” и привести в 1740 г. его на плаху. [1] Анна Иоанновна решила, что ее наследником будет сын ее племянницы Анны Леопольдовны и герцога Брауншвейгского Иван Антонович. Иван Антонович родился в год смерти Анны Иоанновны. Регентом (правителем) при двухмесячном ребенке императрица назначила Э.-И. Бирона. Менее чем через месяц он был арестован гвардейцами по приказу фельдмаршала Б.-К. Миниха. Э.-И. Бирон был сослан в Пелым (Тобольская губерния), откуда он перебрался через пять недель в Ярославль. (После возвращения из 22-летней ссылки Э.-И. Бирон получил в управление Курляндию от Екатерины II и верно служил ей до своей смерти в 1772 г.) Регентшей при царственном ребенке была провозглашена его мать Анна Леопольдовна. Ведущую роль при ней стал играть непотопляемый А.И. Остерман, переживший пять царствований и всех временщиков. Свои надежды русское дворянство связывало с дочерью Петра I Елизаветой. В 1741 г. при содействии французских и шведских дипломатов, заинтересованных в переориентации русской внешней политики, произошел очередной дворцовый переворот. С помощью гренадерской роты Преображенского полка на престол взошла Елизавета Петровна. [2]


Царствование Елизаветы Петровны.

25 ноября 1741 г.произошел очередной государственный переворот. Особенности этого переворота состояли в том, что Елизавета Петровна имела широкую поддержку простых людей города и низов гвардии (только 17,5% из 308 участников-гвардейцев были дворянами), видевших в ней дочь Петра, все тяжести правления которого уже забылись, а личность и деяния начали идеализироваться. Переворот 1741 г., в отличие от других, имел патриотическую окраску, т.к. был направлен против засилья иностранцев. В подготовке переворота пыталась принять участие иностранная дипломатия. Но все надежды французского посла Шетарди и шведского - Нолькена, в итоге, оказались тщетны. Захватив власть, Елизавета Петровна провозгласила возвращение к политике своего отца, но едва ли ей было по силам подняться до такого уровня. Она сумела повторить эпоху правления великого императора скорее по форме, а не по духу. Елизавета начала с восстановления созданных Петром 1 учреждений и их статуса. Упразднив Кабинет министров, вернула Сенату значение высшего государственного органа, восстановила Берг - и Мануфактур-коллегии. На смену немецким фаворитам при Елизавете приходят русские и украинские дворяне, отличавшиеся большей заинтересованностью делами страны. Так, при активном содействии ее молодого фаворита И.И. Шувалова был открыт в 1755 г. Московский университет. По инициативе его двоюродного брата, с конца 1740-х гг. фактического главы правительства П.И. Шувалова , в 1753 г. был издан указ ”об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов”, давший импульс развитию торговли и формированию внутреннего всероссийского рынка. По указу Елизаветы Петровны 1744 г. в России фактически отменялась смертная казнь. В тоже время ее социальная политика была направлена на превращение дворянства из служилого в привилегированное сословие и укрепление крепостничества. Она всемерно насаждала роскошь, что приводило к резкому увеличению затрат дворян на себя и содержание своего двора. Эти траты падали на плечи крестьян, в эпоху Елизаветы окончательно превратившихся в “крещеную собственность”, которую без малейшего угрызения совести можно было продать, обменять на породистую собаку и пр. В своей внутренней и внешней политике Елизавета Петровна в большей степени учитывала общенациональные интересы. В 1756 г. Россия на стороне коалиции из Австрии, Франции, Швеции и Саксонии вступила в войну с Пруссией, поддерживаемой Англией. Участие России в “Семилетней войне ” 1756-1763 гг. поставило армию Фридриха II на грань катастрофы. [1] В августе 1757 г. в битве при Гросс-Егерсдорфе русская армия С.Ф. Апраксина в результате успешных действий отряда генерала П.А. Румянцева добилась первой победы. В августе 1758 г. генерал Фермор при Цорндорфе, понеся значительные потери, сумел добиться “ничьей” с армией Фридриха, а в августе 1759 г. при Кунерсдорфе войска П.С. Салтыкова ее разгромили. Осенью 1760 г. русско-австрийские войска захватили Берлин и лишь смерть Елизаветы Петровны 25 декабря 1761 г. спасла Пруссию от полной катастрофы. Ее наследник Петр III, боготворивший Фридриха II, вышел из коалиции и заключил с ним мирный договор, вернув Пруссии все потерянное в войне. Несмотря на то, что Елизавета Петровна, в отличие от своего отца, использовала безграничную власть не столько в интересах государства, сколько ради удовлетворения собственных нужд и прихотей, она вольно или невольно подготовила страну и общество к следующей эпохе преобразований. За 20 лет ее правления страна сумела “отдохнуть” и накопить силы для нового рывка, который пришелся на эпоху Екатерины II. [1]


Петр III на престоле. Приход к власти Екатерины II .

Елизавета Петровна царствовала двадцать лет и один месяц. Еще при жизни она стала задумываться о том, кому передать трон. С этой целью из Голштинии (столица город Киль) был выписан ее 14-летний племянник Карл Петр Ульрих, получивший после перехода в православие имя Петра. Он был внучатым племянником Карла XII по отцовской линии и одновременно внуком Петра I по материнской линии. Еще по тестаменту Екатерины I он имел право на русский престол. По достижении совершеннолетия Петра Ш прусский король Фридрих П рекомендовал ему в жены дочь одного из мелких немецких князьков Софью Августу Фредерику Ангальт-Цербстскую, получившую в России тля Екатерины Алексеевны. У молодой четы в 1747 г. родился сын Павел. После смерти Елизаветы Петровны в 1761 г. 33-летний Петр Ш (1761-1762) стал императором России. Любимым занятием его была игра в солдатики. Вздорный, неуравновешенный Петр Ш не любил русских, зато боготворил Фридриха П. Поклонник прусской муштры, Петр Ш говорил, что предпочитает быть полковником прусской армии, нежели в России императором. Этот "взрослый ребенок" не сложился как зрелая личность, большую часть времени он проводил в кутежах, обожал вахтпарады. [2] Шестимесячное царствование Петра III поражает обилием принятых государственных актов. За это время было издано 192 указа. Наиболее важным из них был "Манифест о даровании свободы и вольности российскому дворянству" 18 февраля 1762 г. Манифест освобождал дворян от обязательной государственной и военной службы. Дворянин мог оставить службу в любое время, кроме войны. Разрешалось выезжать за границу и даже поступать на иноземную службу, давать детям домашнее обучение. Дворянство все больше превращалось из служилого в привилегированное сословие. "По требованию исторической логики и общественной 'справедливости, писал В.О. Ключевский, на другой день 19 февраля должна была последовать отмена крепостного права; она и последовала на другой день, только спустя 99 лет". Наступил золотой век русского дворянства. Была объявлена секуляризация земель церкви в пользу государства, что укрепляло государственную казну (окончательно указ был проведен в жизнь Екатериной П в 1764 г.). Петр Ш прекратил преследование старообрядцев и хотел уравнять в правах все религии, заставить духовенство носить светское платье, ориентируясь на лютеранство. Была ликвидирована Тайная канцелярия, возвращены из ссылки и опалы люди, осужденные при Елизавете Петровне. В то же время Петр оскорбительно вел себя по отношению к гвардейцам, которых он называл янычарами. Император хотел вывести гвардию из столипы, избрав своей опорой голштинцев. Как видим, с одной стороны, Петр Ш проводил указы, как бы продолжавшие линию его предшественников, порой он шел даже дальше их. Но, с другой стороны, его действия отличали бесцеремонность, бестактность, хаотичность, непродуманность в политике, сочетавшиеся с грубостью и неуважением к жене и семье, к близким, пьянством и дурачествами. Все это не могло не вызвать недовольство русского общества. Вряд ли можно говорить о наличии у Петра Ш продуманной программы действий. Приговор двора, гвардии и духовенства был единодушен: Петр Ш не похож на настоящего государя. Престол занимает его жена Екатерина II. [2] Начала свое царствование Екатерина II с того, что подтвердила положение Манифеста о вольности дворянства и щедро одарила участников дворцового переворота. В феврале 1764 г. была осуществлена секуляризация церковного землевладения. Барщина для крестьян была заменена денежным оброком. В пользу крепостников в 1765 г. был издан указ, предусматривающий закрепление за дворянами всех земель, захваченных ими у различных категорий крестьян. В 1767 г. Екатерина II издала указ, в котором любая жалоба крестьянина на помещика объявлялась тягчайшим государственным преступлением. [4]

Содержанием внутренней политики Екатерины IIстало маневрирование между социальными группировками посредством реформ, использования популярных идей французских просветителей и создания с их помощью видимости просвещенного правления.

Екатерина II последовательно отстаивала интересы дворянства. За счет церковных и монастырских земель она расширила государственный фонд, ставший основным резервом для дворянских пожалований. Из 881 монастыря она оставила лишь половину.

После поражения Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева правительство Екатерины начало ликвидацию последних остатков вольности непривилегированных классов. Функции большинства коллегий перешли к губернским учреждениям. Поэтому действовавшими остались лишь четыре коллегии: иностранная, военная, морская, коммерц-коллегия. [5]



При всей пестроте событий и лиц эпоха дворцовых переворотов характеризуется устойчивой линией социальной политики. Именно в этот период произошло значительное расширение привилегий дворянства при одновременно еще большем угнетении крестьян. Дворяне освобождались от обязательной государственной службы и вернули себе право распоряжения вотчинами. Отныне все имения признавались полной собственностью своих владельцев. Сбор подушной подати с крепостных был передан их владельцам. Помещик теперь был обязан наблюдать за поведением своих крепостных. Однако права крепостных крестьян существенно сокращались: им запрещалось поступать на военную службу без согласия помещика, приобретать недвижимые имения, вступать в откупа и подряды, заводить фабрики. Они не признавались подданными государства, а рассматривались подданными их господ. Также им запрещалось давать векселя и принимать на себя поручительства без дозволения помещика. Правительство не желало разорения крепостной массы, поэтому оно обязало помещиков кормить своих крестьян в неурожайные годы. В период политической нестабильности, царствующие особы шли на уступки дворянскому сословию, а участь крестьян, в особенности крепостных, оставалась такой же тяжелой, как и прежде.

В середине XVIII в. появляются первые симптомы разложения феодально-крепостнических порядков, начала становления капитализма. Появляются первые капиталистические мануфактуры, основателями которых выступают преимущественно частные лица. При этом начинает использоваться вольнонаемный труд. Говоря о политической жизни страны, можно отметить, у власти фактически часто оказывались люди, наиболее приближенные ко двору, не имевшие на это никакого права, порой бездарно воздействуя на решения и указы царствующих особ. Бездарные люди были и у престола - при них власть сосредотачивалась в руках более влиятельных лиц, приближенных к монарху и наблюдалось усиление борьбы между дворцовыми группировками. [6]

Список использованной литературы.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М.,1999

4. Мучаев Ш. М., Устинов В. М. история России, 2005

5. Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. Учебное пособие для вузов, 2002

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА в 1725-1762 гг. Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА в 1725-1762 гг. История. 8 класс. Тимченко Н.М., учитель истории и обществознания

Основные вопросы изучения материала 1) Прибалтика и Украина. 2) На восточных окраинах. 3) Башкирские восстания. 4) Религиозная политика

Основные понятия и термины Рыцарство, жуз, лама Основные даты 1735 г. — Манифест о свободе вероисповедания протестантов и католиков Персоналии Анна Иоанновна. Елизавета Петровна

Повторим была ли внешняя политика эпохи дворцовых переворотов продолжением деятельности Петра I?. Какие актуальные, на ваш взгляд, внешнеполитические задачи стояли перед правителями страны? Какие задачи в период дворцовых переворотов Россия решила, а какие нет?

Прибалтика и Украина. Задание 1. 1.Какие права сохранялись за жителями Прибалтики после её вхождения в состав России? 2.Как назывались представительные органы дворянства Прибалтике? 3.Чем отличалась система управления Украиной от системы управления остальными частями России? 4.Какие принципиальные изменения произошли в системе управления Украиной после 1734 г.?

На восточных окраинах. Задание 2. 1.Какие функции, помимо военных, выполняли крепости Самарской и Оренбургской линий?

Башкирские восстания. Задание 3. 1.Составьте конспект по материалам параграфа о Башкирских восстаниях. 2. Как назывались племенные объединения башкир?

Подведём итог Что изменилось в жизни народов, присоединённых к России? Сравните национальную политику в первой половине ХVIII в. с национальной политикой в ХVII в. Как вы оцениваете политику, проводимую в отношении народов России?

Подведём итог На недавно присоединённых окраинах правительство проводило осторожную политику и сохраняло различные формы автономии (в Прибалтике и на Украине) или довольствовалось признанием вассальных отношений (со стороны калмыков или казахов). Правители империи провозглашали терпимость по отношению к нехристианским конфессиям, но пытались ускорить христианизацию народов Поволжья, которая во многом осталась формальной и не дала результатов по отношению к татарам-мусульманам.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

• Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

Что изменилось в жизни народов, присоединённых к России?

1. Прибалтика и Украина

Почему немцы господствовали в то время в Прибалтике?

Немецкие дворяне служили добровольно, но охотно поступали на российскую службу офицерами и чиновниками. При Анне Иоанновне немцы потеряли право на двойное жалованье по сравнению с жалованьем русских офицеров.

Елизавета Петровна в 1750 г. восстановила должность гетмана — её занял Кирилл Разумовский, брат украинского фаворита императрицы. Но этот последний гетман уже жил в основном в Петербурге и был прежде всего российским вельможей и генерал-фельдмаршалом.

2. На восточных окраинах

В приволжских степях кочевали принявшие российское подданство калмыки.

3. Башкирские восстания


Габдулла Галиев (Батырша). Портрет

4. Религиозная политика

Когда и где возник буддизм? В чём состоят главные положения этой религии?

На недавно присоединённых окраинах правительство проводило осторожную политику и сохраняло различные формы автономии (в Прибалтике и на Украине) или довольствовалось признанием вассальных отношений (со стороны калмыков или казахов). Правители империи провозглашали терпимость по отношению к нехристианским конфессиям, но пытались ускорить христианизацию народов Поволжья, которая во многом осталась формальной и не дала результатов по отношению к татарам-мусульманам.

Вопросы и задания для работы с текстом материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

1. Какие права сохранялись за жителями Прибалтики после её вхождения в состав России? 2. Чем отличалась система управления Украиной от системы управления остальными частями России? Какие принципиальные изменения произошли в системе управления Украиной после 1734 г.? 3. Какие функции, помимо военных, выполняли крепости Самарской и Оренбургской линий?

4. Что послужило главной причиной восстаний в Башкирии? 5. Какие конфессии подвергались наибольшему давлению со стороны властей? Подтвердите свой ответ цитатами из текста параграфа. 6. Сравните национальную политику в первой половине XVIII в. с национальной политикой в XVII в.

Работаем с картой

1. Покажите на карте Левобережную и Правобережную Украину. Объясните эти названия 2. Определите (примерно) по карте протяжённость Самарской оборонительной линии, расстояние от Москвы до районов Башкирского восстания под руководством Батырши.

ИЗ УКАЗА ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ. 1743 г.

Новокрещенам из магометанского закона за восприятие святого крещения из холопства и крестьянства от помещиков иноверных быть свободными вечно, и тем прежним помещикам до владения их новокрещенами никакого дела не иметь, а по крещении переводить семьи их в слободы с прочими новокрещёнными, разве то оные помещики сами, по желанию своему, воспримут веру греческого исповедания, тогда крепостные и холопы их отданы будут во владение своим господам по-прежнему…

1. Объясните смысл указа. На представителей каких конфессий распространялось его действие? 2. В каком случае новокрещёные получали свободу?

3. Предписывал ли указ всем помещикам России обязательно крестить своих крестьян?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Найдите в Интернете материалы о судьбе крещённых в XVIII в. жителей национальных районов России. Опишите их жизнь в форме диалога людей того времени.

3. Используя дополнительные материалы, сделайте подборку материалов историков и публицистов по теме параграфа. Напишите краткий дайджест собранных материалов.

ПОВТОРЯЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

1. Составьте генеалогическую таблицу правителей, упомянутых во II главе.

2. Перечислите главные причины дворцовых переворотов.

3. Перечислите важнейшие события внутренней политики России в 1725— 1762 гг.

4. Перечислите важнейшие события внешней политики России в 1725—1762 гг.

5. Охарактеризуйте экономическое развитие России в середине XVIII в. В чём заключались особенности этого развития по сравнению с передовыми странами Западной Европы того времени? Каковы последствия господства крепостничества для российской экономики?

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ И СОВРЕМЕННИКОВ

A. И. Остерман (о плане обучения Петра II): Читать историю и вкратце главнейшие случаи прежних времён, перемены, приращение и умаление разных государств, причины тому, а особливо добродетели правителей древних с воспоследовавшею потом пользою и славою представлять. И таким образом можно во время полугода пройти Ассирийскую, Персидскую, Греческую и Римскую монархии до самых новых времён, и можно к тому пользоваться автором первой части исторических дел Яганом Гибнером, а для приискивания — так называемым Билдерзаалом… Новую историю трактовать и в оной по приводу г. Пуфендорфа новое деяние каждого, и особливо пограничных государств, представлять, и в прочем известие о правительствующей фамилии каждого государства, интересе, форме правительства, силе и слабости помалу подавать… Географию отчасти по глобусу, отчасти по ландкартам показывать, и к тому употреблять краткое описание Гибнерово… Математические операции, арифметика, геометрия и прочие математические части и искусств из механики, оптики и проч.

Из указа Елизаветы Петровны: Ея Императорское Величество указать соизволила, чтоб впредь, кроме иностранных Послов и Посланников, и прочих министров, никто в домах своих из ружья ни из какого, как по птицам, так и просто для забав отнюдь не стреляли. А ежели впредь, кто будет стрелять: за то с самих помещиков и протчих хозяев брать штрафа за каждый выстрел по тысяче рублёв; а буде люди их будут стрелять без ведома помещиков своих и протчих хозяев, за то их ссылать на каторгу.

B. О. Ключевский (о царствовании Анны Иоанновны): Это царствование — одна из мрачных страниц нашей истории и наиболее тёмное пятно на ней — сама императрица. Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, чёрствая по природе и ещё более очерствевшая при раннем вдовстве, среди дипломатических козней и придворных приключений в Курляндии, где ею помыкали, как русско-прусско-польской игрушкой, она, имея уже 37 лет, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточённой жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений. Выбравшись случайно из бедной митавской трущобы на широкий простор безотчётной русской власти, она отдалась празднествам и увеселениям, поражавшим иноземных наблюдателей мотовской роскошью и безвкусием… Недаром двор при Анне обходился впятеро-вшестеро дороже, чем при Петре I, хотя государственные доходы не возрастали, а скорее убавлялись.

Для ошеломлённых современников на этом коротком отрезке времени не было трёх цариц и одной регентши — для них существовала единственная женщина с тираническим темпераментом и алчностью, и это она — под разными именами и разными масками — положила начало эре матриархата в России.

Из проекта Уложения (свода законов Российской империи) 1761 г.: Дворянство имеет над людьми и крестьянами своими, мужескаго и женскаго полу, и над имением их полную власть без изъятия, кроме отнятия живота и наказания кнутом и произведения над оными пыток. И для того волен всякий дворянин тех своих людей и крестьян продавать, и закладывать в приданные, и в рекруты отдавать и во всякие крепости укреплять, на волю и для прокормления на время, а вдов и девок для замужества за посторонних отпускать, из деревень в другия свои деревни… переводить и разным художествам и мастерствам обучать, мужскому полу жениться, а женскому полу замуж идтить позволять и, по изволению своему, во услужение, работы и посылки употреблять и всякия, кроме вышеписанных наказания чинить или для наказания в судебные правительства представлять, и, по рассуждению своему, прощение чинить и от того наказания освобождать.

Читайте также: