Сообщение на тему музыкальная культура 16 века в россии

Обновлено: 04.07.2024

Музыкальная культура в Рф XVI в. Основным жанром музыкальной культуры в Рф XVI в. было церковное пение , развитию которого способствовал сам Иван IV. В Александровой слободе существовала музыкальная школа, в которой обучали церковному пению. Тематика песен была у всех народов приблизительно схожа: обрядовые, героические, лирические, шуточные творенья. Они дозволяли сохранить культурные традиции и обряды того либо другого народа. Музыкальные приборы у народов различались: 1. Российские-гусли 2. Карелы-кантеле 3. Башкиры и татары-флейта, варган, смычковый курбыз. 4. Марийцы- барабан, свирель, деревянная труба. 5. Удмурты-флейта, свирель.

Музыкальная культура в Рф 16 в.
Главным жанром музыкальной культуры в России 16 в. было церковное пение , развитию которого содействовал сам Иван 4. В Александровой слободе была музыкальная школа, в которой учили церковному пению.
Тема песен была у всех народов приблизительно схожа: обрядовые, смелые, лирические, шуточные творенья. Они позволяли сохранить культурные традиции и ритуалы того либо другого народа. Музыкальные приборы у народов различались:
1. Российские-гусли
2. Карелы-кантеле
3. Башкиры и татары-флейта, варган, смычковый курбыз.
4. Марийцы- барабан, свирель, древесная труба.
5. Удмурты-флейта, свирель.

Что же происходило в культурной жизни Руси в те века? Именно тогда Москва становится центром развития художественной культуры, получившей название Предвозрождения. Этот период совпадает с Возрождением на Западе, но гуманистические идеи эпохи Возрождения получили лишь косвенное отражение и проявились в гуманистической живописи А. Рублева, Дионисия, исторических сочинениях и обширных летописях, строительстве архитектурных шедевров — Грановитой палаты Кремля, Покровского собора (1552 г. — Храм Василия Блаженного), соборного комплекса Кремля.

Церковно-певческое искусство получает дальнейшее развитие, поощряется властями. Сам Иван Грозный был большим его знатоком и любителем, автором двух стихир. В 15 веке учрежден хор государевых певчих дьяков, куда были собраны лучшие певцы и знатоки из всех городов. Они пели в церквях, на торжественных церемониях, при выездах в поход, на охоту, отдых и богомолье. В 18 веке хор был преобразован в Придворную певческую капеллу.

В 15 веке появляются первые певческие азбуки — руководства по чтению знаменных рукописей и пособия по обучению пению. Интенсивно развивается деятельность распевщиков, сочиняющих новые мелодии для богослужебных текстов на основе принятых в знаменном пении попевок. Но ещё отсутствует понятие личного авторства.

Культура России в 16 веке развивалась во всех направлениях: активно шел процесс строительства, совершенствовалась деятельность живописцев и писателей, архитектура начинала приобретать индивидуальный характер, а также появились стилевые особенности.

Культура России очень зависела от религиозных мировоззрений, но уже стали появляться моменты, характерные эпохе Просвещения.

Особенности развития культуры России в 16 веке

На культуру России рассматриваемого периода истории оказали влияние исторические события: объединение русских земель в единое государство, изгнание орды и выделение русской народности в отдельное единство.

Культура в России 16 века

Изобразительное искусство

Живопись этого периода в основном была направлена на написание икон. Теперь их характерные черты приносили умиротворение, спокойствие и исцеление душевных ран.

По канону Андрея Рублева, определенного Стоглавым собором, иконы больше не носили устрашающего характера.

Благословенно воинство Небесного Царя

Понемногу живописцы стали писать портреты и картины, отражающие повседневную светскую жизнь, нравы и быт народа. Золотая палата в Москве была украшена картинами на тему исторических событий на Руси. Так начинало проявляться влияние западной культуры.

Архитектура

Архитектурные сооружения XVI века в большинстве были церковного зодчества. Для построек использовалось дерево, реже камень. Проводились работы по восстановлению разрушенных крепостей и укреплений, строились кремли.

Древняя Москва

К выдающимся архитектурным сооружениям того времени относятся церковь Вознесения и храм Василия Блаженного. Постройки возводились преимущественно в шатровом стиле. В Смоленске построили самую мощную крепость, а в Москве Белый город окружили стенами и башнями.

Книгопечатание

16 век ознаменовался возникновением печатной машины. Это одно из самых ярких достижений того времени.

Первая печатная книга

Типографию открыли в 1553 году на Никольской улице.

Первая печатная книга - одна из частей Библии. Напечатана она была в самом лучшем виде, ее создатель славился своими навыками типографа, редактора и переводчика, выполняя профессионально подстрочный и художественный перевод. Вскоре Федоров отпечатал первый букварь.

Также открылась типография в Александровской слободе.

Тем не менее, рукописные книги не утратили актуальность, их выпускалось довольно много. Отдельные из них имели ручные миниатюры талантливых деятелей искусства.

Летописание

Летописец начала царства

Первая описывает начальный период властвования Ивана Грозного, а вторая включает портреты и рассказы о царствовании русских князей и митрополитов. В книге ярко отражается мысль о единстве и нерушимости союза церкви и царя.

В середине 16 века произошло значимое событие - летописцы собрали Никоновскую летопись, содержащую огромное количество миниатюр. Один из списков включал примерно 16 тысяч иллюстраций.

Литература

Литература 16 века позволяет сделать вывод о преобразовании народа всех слоев, их мыслей и идей. Начинают выпускать книги художественного жанра с интересными сюжетами.

Литература России 16 века

Самодержавная власть также четко обосновывалась в учениях и сочинениях. Творцы пытались показать силу православного царства и России как единственного православного царства в мире.

Музыкальная культура

Понемногу стали совершенствоваться певческие азбуки, появившиеся в 15 веке. Распевщики начали активно сочинять новые мелодии для церковного пения.

Церковный хор

Появилось многоголосие - пение несколькими голосами. Практиковалось двух- или трехголосное пение.

В фольклоре начинают появляться песни, посвященные историческим событиям.

Заключение

Кратко охарактеризовать Русь 16 века можно так: это государство, начавшее активное развитие во всех сферах деятельности. Отличие культуры 16 века от предыдущих периодов связано с изгнанием Ордынского ханства и установлением самодержавия. Оно своим стремлением утвердиться подтолкнуло к созданию новых памятников культуры.

Возникали чудесные храмы, писались книги и иконы, развивалась наука и совершенствовалось образование.

Современные граждане должны знать историю своей страны. Этому предмету уделяется большое внимание в системе образования. Школьники начинают изучение истории, начиная с 5 класса. Для удобного восприятия и запоминания исторических дат, информацию можно представить в виде таблицы.


Невозможно представить, что было время, когда на свете не существовало нотной записи и музыка передавалась только из уст в уста. Настоятельная потребность найти способ сохранения музыкальных напевов привела к созданию нотной записи.

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ НОТОПИСИ

В средние века появляется нёвменная нотация, характерная для религиозной музыки. Одна из ее разновидностей — русское крюковое или знаменное письмо. Музыка записывалась особыми знаками, получившими название знамен, из которых самые распространенные были крюки. Их расшифровка в наши дни стала одной из сложных и интересных задач музыкальной науки.

Краткий обзор музыкальной культуры России XVI - XVIII века, изображение №1

Невменная нотация. Ноты для духовной музыки

В 1-й половине XVII века была создана система церковных согласий, составивших диатонических церковный звукоряд. Каждая ступень этого звукоряда получила буквенное наименование. Это послужило основой системы киноварных помет. Их выполняли красной краской — киноварью. Отсюда и название.

Кантами называли трехголосные светские бытовые песни куплетного строения. (Латинское cantus — пение, напев, песня). Сначала они создавались на религиозные тексты, тем не менее их не имели права исполнять на богослужении.

По смыслу поэтического текста и характеру музыки канты можно поделить на лирические, юмористические, сатирические и торжественные. Пели их небольшие ансамбли. Канты создавались по большей части не музыкантами-профессионалами, а учениками духовных семинарий, студентами университетов, школьными учителями и дьяками. Духовные канты приобрели со временем такую популярность, что даже могли исполняться в церкви.

Кант имеет свои особенности. Фактура его гомофонно-гармоническая. Второй голос сопровождает мелодию первого голоса преимущественно в терцию, третий — бас — является гармоническим фундаментом, основой аккорда.

Истоками его были древние представления и вертепный кукольный театр, пользующийся большой любовью в народе. Вертеп — кукольный ящик с двухъярусной сценой — носили по домам и под пение кантов разыгрывали спектакль.

Украинский вертеп

Белорусский вертеп

В конце XVII века в России появился уже настоящий музыкальный театр со зрительным залом, сценой, актерами, а иногда и оркестром. Первые такие театры называли школьными, потому как организовывались они при учебных заведениях. Тексты для них писали известные драматурги — Симеон Полоцкий, Дмитрий Ростовский.

Спектакли школьных театров явились итогом развития всего древнерусского искусства и одновременно стали связующим звеном с русским искусством 18 века.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII века

XVIII век был очень важным этапом в истории России. Это было время коренных преобразований во всех областях русского общества. Реформы Петра I коснулись и русской культуры. В первую очередь они способствовали расцвету светского, не церковного искусства. В этом веке в России рождались новые формы музицирования и новые жанры.

Краткий обзор музыкальной культуры России XVI - XVIII века, изображение №5

В это время очень популярными стали крепостные оркестры, создаваемые в усадьбах русских помещиков. Особой известностью пользовались роговые оркестры. В наше время о подобном оркестре говорить не приходится, так как их давно не существует. Появились они в России в середине XVIII века, просуществовали примерно сто лет и исчезли. Ни в одной другой стране подобных оркестров не было!

В ХХ веке в нашей стране возродили эту традицию. В Российской музыкальной академии им. Гнесиных в начале 8О-х годов даже было открыто отделение рожечников. B городах Золотого кольца Владимире, Суздале были созданы Роговые оркестры, дававшие концерты. Но, к сожалению, широкие круги любителей музыки так и не имеют возможности послушать такое уникальное явление, как роговой оркестр.

Играть в роговом оркестре было не только трудно, но даже мучительно. Музыкант переставал быть человеком и превращался как бы в клавишу, на которую нажимает капельмейстер: ведь он должен был играть только один-единственный звук, причем нужно было его издавать абсолютно точно — вовремя и указанной длительности. Конечно, добровольно играть в таком оркестре никто не стал бы. Поэтому состояли роговые оркестры исключительно из крепостных музыкантов и принадлежали знатным вельможам.

Особенно славились крепостные театры Н. Шереметева, П. Позднякова и Ржевского, С. Апраксина. Некоторые из них отличались вызывающей роскошью своих постановок, не уступали по уровню исполнения и оформления придворным театрам. В XVIII веке еще не было четкого деления на театр драматический и оперный. Эти театры стали подлинными очагами музыкально-театрального искусства благодаря великолепным творческим силам, подобранным из народа.

Как и скоморохи, большинство артистов в крепостных театрах говорили прозой или стихами, были одновременно танцорами, музыкантами, певцами, а иногда и авторами драматических или музыкальных спектаклей. Но условия их жизни были просто ужасными. Причем это относится не только к рядовым крепостным артистам, но и к многим выдающимся представителям театра той поры. Будучи крепостными, они не имели права распоряжаться своим временем. Хозяин решал за них все: кому и на ком жениться, кого отдать в солдаты, как их одеть. Питание было недостаточным. За любую провинность хозяин мог приговорить к наказанию. Он мог продать своих музыкантов и актеров, сдать их в аренду.

Но несмотря ни на что, именно эти крепостные артисты и музыканты двигали развитие русского театра вперед. Впоследствии часть этих крепостных трупп влилась в казенные театры, заложив основу их дальнейшего развития.

Репертуар крепостных театров был очень разнообразным. Помимо драматических пьес большое место в нем занимали оперные спектакли. В качестве примера приведем репертуар театра графа Н. П. Шереметева — самого известного, богатого, широкого по масштабу крепостного театра конца XVIII века. Надо сказать, хозяин этого театра был человеком очень образованным, начитанным, бывал за границей и получал оттуда оперные либретто, партитуры и даже бутафорию. На сцене его театра ставились оперы Глюка, Сальери, Пиччини, Руссо. В общем, многое из того, что было популярно в Европе. Большое место в репертуаре шереметьевского театра занимали оперы русских композиторов.

Надо сказать, что театр в России был одним из самых популярных видов искусства, и именно с театром было связано зарождение и развитие национальной композиторской школы. Ее формирование было главным итогом развития русской музыки XVIII века.

Крепостной театр в России 18 века

Это столетие выдвинуло целую плеяду русских композиторов, не уступавших по уровню своего профессионализма многим европейским музыкантам. Среди них надо назвать имена Михаила Соколовского (годы рождения и смерти неизвестны), Василия Пашкевича (1742 — 1797), Максима Березовского (1745 —1777), Ивана Хандошкина (1747 —1804), Дмитрия Бортнянского (1751 —1825), Евстигнея Фомина (1761-1800).

Народное пение было очень популярно в тот период. Его допускала сама императрица Екатерина II. В Царском Селе она ходила смотреть хоровод сельских девок, которые пели песни. Во дворце фрейлины, наряженные в сарафаны, тоже водили хороводы и распевали народные песни.

Именно в это время началось регулярное изучение и собирание народных песен, появились первые сборники народных песен. Основы русской музыки рождались в познании богатств народного творчества. Практически с изучения народной песни в России началось развитие профессионального композиторского творчества. Только в этом веке русские песни стали записывать, разрабатывать и изучать. Появились первые печатные сборники В. Трутовского, Н. Львова — И. Прача и другие.

Большой интерес к фольклору проявился во многих видах русского искусства той эпохи. Передовые художники ощутили необходимость правдиво отражать в своем творчестве жизнь русского народа. И здесь они нашли неисчерпаемые сокровища народного искусства. Обращаясь к быту городского мещанства, купечества, крестьянства, они находили общие черты в самом укладе жизни и быта этих сословий. Фольклор вносил в их произведения стихию народной жизни. Это делало их сочинения популярными у широких слоев зрителей.

Читайте также: