Сообщение на тему мороз по жести

Обновлено: 04.07.2024

Мороз по жести – промысел, возникший в 18 веке в Великом Устюге (Вологодская область). Название своё получил за сходство узоров, нанесённых на металл с морозными узорами на стекле.

Узоры на металле получались особым образом, с помощью олова, нагрева и охлаждения металла (жести), травления кислотами и т.п. С помощью различных методик получались жёлтые, красные, серебристые, зелёные и другие оттенки.

Самое известное и распространённое применение такой морозной жести – шкатулки с секретами, пользовавшиеся неизменной славой на выставках в России и за рубежом. Как правило, шкатулки были с хитрыми, множественными секретами, которые очень сложно обнаруживались. Также такой жестью обивались переплёты книг, мебель для знати и т.п.

Секреты мастерства тщательно охранялись и передавались из поколения в поколение.

Последний мастер данного промысла умер в 1972 г., не оставив преемников.

В настоящее время не производится. Для возрождения промысла государству необходимо приложить большие усилия, но оно того стоит! Данное искусство уникально.

Великий Устюг Информ

Великий Устюг Информ

Великий Устюг Информ запись закреплена

Мороз по жести: уникальный художественный промысел Великого Устюга, о котором вы могли не знать

Ранний весенний вечер влажной синевой окутывал берега Сухоны. В своем нижнем течении перед впадением в Двину она широка и спокойна. Ее высокие берега из красной глины местами словно срезаны ножом на всю их большую высоту. И хвойные леса, подступающие к самой кромке берега, глядятся в зеркальную гладь реки.

Я возвращалась из-за Двины на небольшом теплоходе и, стоя на борту, смотрела, как приближается Великий Устюг. Уже хорошо были видны белые двухэтажные особняки с мезонинами на набережной, а за ними в зеленых кронах вековых ветл златоглавые храмы. Раскинутые по многим улицам и переулкам, сгрудившиеся на центральных площадях памятники древнего зодчества напоминали о тех временах, когда город находился на перекрестке важных торговых путей. В XVI— XVII веках кипучей была его жизнь. Два раза в году здесь проводились крупнейшие ярмарки, собиравшие купцов из многих стран. Они селились отдельно, и поэтому в Устюге, как и в других крупных городах, была своя Немецкая слобода близ Иоанно-Предтеченского монастыря.

А может быть, своей славой город обязан талантливым мастерам? Ведь здесь жили художники, создававшие иконописные шедевры, даровитые кузнецы, скульпторы, работавшие в дереве, в камне и гипсе, мастера литья, финифти, чернения по серебру.

Широкий торг, который вел Великий Устюг, способствовал бурному развитию художественных ремесел и народных промыслов. Наибольшую славу городу принесло искусство черни по серебру. Устюжских черневых дел мастеров вызывали даже в Москву для обучения московских мастеров тонкостям своего искусства. Устюжская чернь по серебру ценилась за художественное совершенство, а также за необычную прочность сцепления черневого состава серебром — рисунок можно было ковать вместе с серебром, и при этом серебро превращалось в лист, но рисунок черни не выкрашивался, а только расплющивался. Черневой состав (в него в определенных соотношениях входили медь, серебро, свинец, нашатырь и сера) столь необычных свойств был известен лишь одному мастеру, который и готовил эту массу. Секрет пропорций ее состава передавался из поколения в поколение в наиболее надежные руки.

В Великом Устюге издавна было развито искусство эмали. Здесь возникла особая ее разновидность — устюжская финифть. Ее своеобразие заключалось в том, что мастер белой эмалью покрывал изделия из красной меди и украшал ее серебряными или золотыми накладками. После обжига украшения прочно скреплялись с эмалью. При этом форма изделий, изящный декоративный рисунок, тонкое сочетание белого цвета с благородным цветом серебра составляли гармоничное целое.

Высокого искусства в Устюге достигло изготовление просечного железа. На железный лист мастер наносил рисунок и просекал его ручным способом, создавая ажурное кружево. Просечным железом украшали деревянные шкафы, шкатулки, сундуки, делали замочные накладные щиты дверей, выполняли подзоры крыш. В городском краеведческом музее мне показали царские врата из надвратной церкви Михайло-Архангельского монастыря (1682 год), выполненные местными мастерами. Деревянные полотнища дверей покрашены коричневой краской и покрыты слюдой, поверх которой обиты просечным железом с тонким узором. Слюда тускло блестит, искрится сквозь узор просечного рисунка, словно драгоценный камень, хотя в действительности материал изделия прост и обыден.

В Шемоксе, пригороде Устюга, процветала резьба по бересте. Это искусство было исстари известно русскому человеку, живущему в стране, богатой лесами.

Как возникло и сложилось это самобытное искусство Великого Устюга, узнать не удалось. Но сохранились фамилии мастеров: братья Савватий и Николай Цыбасовы, Иван и Николай Старковские, Насоновский. Оставили свои фамильные вещи мастера Панов, Булатов, Торлов, Сосновский.

В таких шкатулках и сундучках, называвшихся в старину укладками и подголовниками, хранились деньги, документы, драгоценности. Необычные своей декоративностью и фантастическими секретами, они пользовались огромным спросом у купцов на Ирбитской и Семеновской ярмарках, их вывозили в Астрахань и Архангельск, Бухару и Хиву, а оттуда — в Китай, Турцию, Персию.

После смерти Сосновского казалось, что устюжский промысел погиб. Но вот пытливому художнику-самоучке Борису Александровичу Холмогорову удалось восстановить не только технологию изготовления морозного узора, но и секреты замков и музыки. Об этом мне рассказали шемогодские резчики по бересте, у которых я побывала в тот день. Они настойчиво убеждали меня, что надо непременно разыскать в Великом Устюге Бориса Александровича Холмогорова. Говорили они это с таким уважением к чужому мастерству, что стало ясно — там, в городе, живет талантливый самородок.

Вечером, разыскав остановку нужного мне автобуса, я направилась на окраину города. Борис Александрович живет в тихом окраинном переулке, в простом рубленом доме с березками под окнами. Войдя в дом, я сразу же оказалась в. музее. На полках, на полу и на столе стояли туеса, резные доски, солоницы, берестяные горбатые хлебницы, разного калибра шкатулки. И здесь пахло хорошо выстоявшейся древесиной и летней березовой рощей.

— Откуда у вас эта редкая книга, Борис Александрович?

Надо сказать, что слушать Бориса Александровича было легко и интересно. В нем привлекал художник-профессионал большой культуры. Где-то в середине нашей беседы я спросила, устюжанин ли он, и в ответ услышала:

— Устюжанин с сорокалетним стажем. Род мой, как видно по фамилии, из-под Архангельска. Прадед был холмогорским косторезом, дед — резчиком по камню. Помню, как он вечерами вырезал нам из дерева игрушки, а мы, ребятишки, сидели на полу и смотрели на его руки. Ждали чуда. После школы мне, как и многим ребятам ,из нашего класса, захотелось иметь современную профессию. Стал шофером, но долго не выдержал. Каждую свободную минуту тянуло что-нибудь смастерить. Постепенно испробовал почти все наши северные промыслы — резьбу по бересте, инкрустацию и резьбу по дереву, финифть, северную чернь.

Борис Александрович показывал мне пахнущие березовой рощей шкатулки из бересты. Одни для рукоделия, другие, поменьше, для соли, перца и чая, третьи — совсем большие — для хлеба. Вынул из ящика стола финифть — на белоснежной эмали причудливое кружево из тончайших серебряных пластинок. Поставил на стол ларец, обитый жестью.

— Случай помог. На фабрике, где я работал, открыли цех сувениров. Меня пригласили наладить производство подарочных шкатулок. Там я и занялся этим древним промыслом.

Чем измеришь тот труд и упорство, с которым вел свой поиск Холмогоров? Он рылся в музейных архивах, разыскивал людей, близко знавших Сосновского, с пристрастием расспрашивал их, как работал старый мастер, экспериментировал на протяжении многих месяцев. Летом работал во дворе по соседству с гончарами. Сам сложил неказистую печь, заготовил кряжистые поленья — ведь ему нужны были горячие, подернутые пеплом угли. Много раз менял и температуру нагрева жести, и состав смеси кислот. Результаты записывал в ученическую тетрадь. Шли дни.

Борис Александровоич приносит еще один протравленный лист жести, и я вижу на нем уже другой рисунок, напоминающий заросли папоротника. Кружевные листья, переплетаясь, переливаются всеми цветами радуги.

— Вы добивались именно такого узора?

— Ну что вы! Каждый раз, берясь за жесть, я не знаю, что получится. Иногда возникает мелкий рисунок, такой, как здесь, — он показывает на первый лист, — но чаще покрупнее. Видимо, это зависит и от фактуры самого металла.

Однако узор проявить — это еще полдела. Как, например, старинный замок с музыкой сделать? Тут тоже пришлось немало повозиться. И помогла мне одна старая шкатулка.

— Этой вещи больше ста лет. Конечно, очень жаль было трогать ее, но пришлось разобрать, чтобы понять секрет. — И мастер поставил рядом новый ларчик.

Но любимым материалом Холмогорова по-прежнему остается дерево. Его тепло, неповторимую структуру умелец стремится выявить и подчеркнуть в своих работах.

1. Вологодское кружево

Есть версия, что первые образцы кружева попали на Вологодчину в XVI веке по Северному морскому пути из Европы. Может быть, но ни в одной стране мира не было столь разнообразных кружев, как в России!

2. Чернёное серебро

О предметах церковной утвари, выполненных в технике северной черни узнайте здесь.

А вот подробный рассказ о технологии легендарной северной черни:

3. Вологодский лён

Единственная натуральная ткань, которую отечественные производители вырабатывают из нашего сырья сегодня — лён. Центром льняного промысла испокон веков в России считается Вологодчина.

Посмотрите, сколько всего делали из долгунца на Русском Севере:

4. Шемогодская резьба

Узнайте больше о Шемогодской резьбе:

5. Резьба по кости

За четыре века уникальный промысел, а точнее — искусство холмогорской резьбы по кости, достиг невиданных высот! Косторезам из Сольвычегодска и Великого Устюга, Архангельска и Холмогор уже мало было своего сырья: им привозили и слоновую кость, хотя они умели резать и коровью цевку. Кубки и браслеты, шкатулки и табакерки, гребни и шахматы, даже предметы мебели — изящные изысканные резные изделия приобретали цари, ценила европейская знать… Шедевры из кости и сегодня славят холмогорских мастеров по всему миру.

О промыслах поморов читайте здесь:

6. Мороз по жести

По ссылке — о народных промыслах и других секретах удивительного города Великого Устюга:

Читайте также: