Транспорт в забайкальском крае сообщение

Обновлено: 08.07.2024

Транспортная инфраструктура Забайкальского края позволяет активно развивать внешнеэкономическую деятельность. Читинский аэропорт расположен на пути кратчайшего маршрута, соединяющего Европу и Юго-Восточную Азию. Аэропорт имеет взлетно-посадочную полосу, соответствующую международным нормам, которая способна обеспечивать полеты новейших типов самолетов, а также выполнение рейсов в Юго-Восточную Азию без дозаправки в иностранных аэропортах.

Железнодорожная сеть представлена забайкальским участком Транссибирской магистрали и Байкало-Амурской магистрали. Общая протяженность железных дорог в регионе две тысячи четыреста километров. К 2009 году завершится реконструкция южного хода читинского определения Забайкальской железной дороги.

Развитие транспортной системы в Забайкальском крае предполагает:

• Строительство железнодорожного участка Нарын-Лугокан;

• Реконструкцию железнодорожной линии Карымская-Забайкальск;

• Строительство и реконструкцию федеральной автодороги Чита-Забайкальск;

• Организацию авиационных перевозок между городами Чита и Маньчжурия;

• Развитие международного железнодорожного и автомобильного пунктов пропуска Забайкальск.

Транспорт Забайкальского края — крупная отрасль экономики Забайкальского края. Доля сектора транспортировки и хранения в валовом региональном продукте края составляет 18,0 % (2019 год), по этому показателю он занимает 3-е место среди регионов России и 2-е среди регионов ДФО. [1]

Содержание

Основу транспортной сети края составляет Забайкальская железная дорога, участок Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (330 км). Эксплуатационная длина железнодорожных путей на территории составляет 2311 км. [2]

Крупные станции — Чита, Петровск-Забайкальский, Карымская, Хилок, Шилка, Могоча, Борзя, Забайкальск, Соловьевск. [3]

Эксплуатационная длина автомобильных дорог составляет 24 118 км, в том числе с твёрдым покрытием — 16 469 км. Важное значение имеет строящаяся параллельно Транссибу в удалении до 40 км автодорога Чита-Хабаровск. [4]

Число автобусов общего пользования на 100 000 человек населения на конец 2009 года в Забайкальском крае — 29. [5]

Протяжённость внутренних водных судоходных путей составляет 1343 км. [6]




Забайкальский край – региональные аспекты

Начальник управления транспорта и дорожного строительства Министерства территориального развития Забайкальского края Дмитрий Палкин

Транспортный комплекс – важнейшая составная часть производственной инфраструктуры Забайкальского края, главной целью функционирования и развития которой является гарантированное и качественное обеспечение потребностей населения в перевозках пассажиров и грузов.

Транспортная система Забайкалья

Основу транспортной инфраструктуры Забайкальского края составляют водный, железнодорожный, автомобильный и воздушный виды транспорта. На каждом из них остановимся отдельно.

Водный транспорт

Социально значимые перевозки водным транспортом ежегодно субсидируются из краевого бюджета в объеме чуть более двух миллионов рублей.

Это позволит перевозить пассажиров круглый год и при необходимости обеспечить перевозки в другие труднодоступные населенные пункты, расположенные вдоль берега р. Шилка.

Воздушный транспорт

В перечень включены социально значимые авиамаршруты: Чита – Усугли – Тунгокочен – Красный Яр – Юмурчен, Чита – Усугли – Тунгокочен – Усть – Каренга.

В настоящее время совместно с муниципальными районами проведена определенная работа по восстановлению посадочных площадок в с. Усугли, п. Тунгокочен, с. Красный Яр, п. Юмурчен, с. Усть-Каренга и по обучению комендантов площадок.

Исходя из условий обеспечения безопасности полетов, ограничений, изложенных в руководстве по летной эксплуатации воздушных судов, выполнение полетов на малых воздушных судах типа Pilatus, Cessna Grand Caravan на восстанавливаемые посадочные площадки Забайкальского края в настоящее время невозможно по причине высоких требований, предъявляемых к взлетно-посадочной полосе: наличие подготовленной ВПП длиной не менее 1000 м (посадочные площадки в Забайкальском крае имеют длину ВПП менее 1000 м – 400–700 м), укатанный грунт (снег) прочностью не менее 8кг/см 2 , высота травяного покрытия не более 3–5 см, отсутствие на ВПП и РД несвязанных каменисто-галечных включений).

Работы по восстановлению посадочных площадок до уровня, предъявляемого авиакомпаниями для осуществления полетов на малых воздушных судах типа Pilatus, Cessna Grand Caravan требуют больших финансовых затрат.

В связи с этим в настоящее время выполнение пассажирских перевозок на существующие посадочные площадки Забайкальского края возможно на воздушных судах Ан-2, Ми-8, Ми-6.

Кроме этого, планируется восстановление посадочных площадок в с. Красный Чикой, с. Менза, с. Тупик, п. Средний Калар, отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, не обеспеченных альтернативными видами транспорта, а также внесение изменений в перечень социально значимых маршрутов по перевозке пассажиров и багажа на территории Забайкальского края, в части включения в указанный перечень авиамаршрутов Чита – Красный Чикой – Менза, Чита – Могоча – Тупик, Чита – Тунгокочен – Средний Калар.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспортявляется ведущим по объему грузооборота в крае. Протяженность железнодорожных путей общего пользования составляет 2399 км (16% общей протяженности железнодорожных путей СФО, или 2-е место в СФО). Эксплуатационная длина – 3410 км. Численность сотрудников – 54 759 человек.

Крупнейшим инвестиционным проектом в сфере железнодорожного транспорта, реализуемым в Забайкалье, является реконструкции участка Карымская – Забайкальск, которая ведется с 2004 года.

Проект предусматривает строительство вторых путей, электрификацию всего участка, реконструкцию станций, реконструкцию существующего пути, строительство производственно технической базы и служебного жилья.

Особое значение придается реализации инвестиционного проекта по строительству новой железной дороги Нарын-1 (Борзя) – Газимурский завод – Лугокан для освоения месторождений юго-востока Забайкальского края.

Кроме этого в соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 года № 887-р, в Забайкальском крае планируется реализация проектов по строительству новых железнодорожных линий: Новая Чара – Апсатская, Новая Чара – Чина, Приаргунск – Березовское, Могзон – Новый Уоян.

Важное место в транспортной системе Забайкальского края занимают пригородные железнодорожные перевозки пассажиров.

Железнодорожный транспорт на территории Забайкальского края перевозит пассажиров более чем по 30 пригородным маршрутам.

При этом остается актуальной проблема субсидирования пригородных железнодорожных перевозок, характерная практически для всех субъектов РФ, поскольку их бюджеты часто не в состоянии полностью погасить убытки железнодорожным перевозчикам.

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспортявляется одним из важнейших элементов транспортного хозяйства Забайкальского края, оказывающих огромное влияние на социальное и экономическое развитие края.

Перевозки пассажиров и грузов в крае осуществляют свыше 3600 предприятий различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей. В перевозочном процессе задействовано около 13 000 единиц подвижного состава. Это количество позволяет в целом обеспечить потребности региона в перевозках грузов и пассажиров.

Постоянно расширяется сеть междугородных автобусных маршрутов. В крае действует 59 межмуниципальных маршрутов, 6 межрегиональных и 2 международных маршрута.

Развитие транспортной инфраструктуры предполагается путем применения современных информационных технологий. В данном направлении проводится работа по созданию:

– региональнойнавигационно-информационной системы на базе ГЛОНАСС;

– системы оказания транспортных услуг в электронном виде с использованием единой электронной карты;

– автоматизированных систем управления дорожным движением (АСУДД).

Кроме этого планируется обновление парка подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования, строительство автовокзала в г. Чите в целях предоставления более качественных транспортных услуг жителям и гостям Забайкальского края.

Организацией перевозок занимается Министерство территориального развития Забайкальского края, которое каждые пять лет проводит конкурсы и заключает договоры на перевозку пассажиров автомобильным транспортом. Организация перевозок по пяти социально значимым маршрутам в отдаленные районы Забайкальского края финансируется из краевого бюджета. Остальные междугородние перевозки – коммерческие.

Задачи на 2013–2014 годы

Основные задачи развития транспортной отрасли, на решение которых будет направлена деятельность Министерства территориального развития Забайкальского края:

· обеспечение доступности воздушных, водных, автомобильных и железнодорожных услуг для населения на основе организации и поддержки социально значимых перевозок пассажиров, в том числе в отдаленные и труднодоступные населенные пункты края;

· продолжение работы по подготовке посадочных площадок для организации выполнения авиационных работ и перевозки пассажиров;

· проработка вопроса по строительству автовокзала в г. Чите;

· реализация государственной функции регионального государственного контроля за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Забайкальского края, осуществление контроля за исполнением договорных обязательств перевозчиками и за несанкционированными перевозками.

В крае находится самый крупный российско-китайский автомобильный пункт пропуска – МАПП Забайкальск, через который ежедневно проходит до 5 тысяч человек и сотни тонн грузов.

Плотность автодорожной сети края составляет 495,466 км/10000 км2.

На территории края организовано свыше 70 межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, которые связывают Читу практически со всеми районными центрами края и крупными пассажирообразующими населёнными пунктами. Согласно реестру межрегиональных маршрутов регулярных перевозок пассажирские перевозки автомобильным транспортом осуществляются также и в соседние субъекты РФ: Республика Бурятия, Амурская область, Иркутская область.

Читайте также: