Сообщение на тему монотипия

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

История возникновения монотипии………………………

Использование монотипии в психологии……………………..

Монотипия для детей. Мои работы. Этапы выполнения ……….

V . Приложение. Мои работы и работы моих одноклассников…………….

I Введение

Цель работы: исследование особенностей техники монотипия

- узнать историю возникновения монотипии;

- выяснить, какие виды монотипии существуют;

- узнать, используется ли в настоящее время эта техника рисования;

- выяснить, доступна ли техника монотипии для детей;

- самостоятельно нарисовать несколько работ в технике монотипии.

Гипотеза: Я предполагаю, что любой ребёнок может научиться рисовать в технике монотипия

Актуальность. Считаю эту тему интересной и актуальной, так как рисовать в технике монотипии легко и приятно. Рисование в технике монотипии, поможет самовыразиться, снять психоэмоциональное напряжение, способствует развитию мышления, воображения.

Методы исследования: поиск информации, сравнительный анализ данных, изучение различных техник монотипии и применяемых материалов, практическая работа по изготовлению монотипии.

Предмет исследования: графика, живопись

Объект исследования: техника монотипии

Моя работа посвящена монотипии – малоизвестному виду изобразительного искусства. Монотипия – это вид графики, очень простая техника, она основана на интуиции и не требует особых познаний.

Если просто сказать, монотипия - это одно касание, прикосновение, надавливание. Наверное, можно найти много еще слов, чтобы описать эту технику. Но, самое главное, это художественное произведение, выполненное за один прием!

Основная часть

2.1 Анкетирование. Среди учеников начальных классов я провела анкетирование и задала им 4 вопроса:

Знаешь ли ты, что такое монотипия?__________________________________

Приходилось ли тебе когда-нибудь рисовать в технике монотипия?__________

Хотел(а) бы ты узнать больше о монотипии?____________________________

Хотел(а) бы ты научиться рисовать в технике монотипия?___________________

Знают о монотипии только 8 человек из 41.

В технике монотипии рисовали когда – либо 5 человек из 41

Но зато 36 человек хотели бы узнать больше о монотипии, и только 5 – нет

И 28 человек хотели бы научиться рисовать в технике монотипии, а 13 человек – нет.

2.2 Общий обзор.

Первыми монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер. Можно найти много всевозможных вариантов монотипии в природе.

Человеческое восприятие самих себя и окружающего мира обладает сильным стремлением к образности. Даже в случайных контурах (например, облаках), пятнах света и тени, мы способны увидеть образы лиц, животных, фигур.

Ничего удивительного, что в изобразительном искусстве должна была рано или поздно появиться техника, основанная на сочетании случайности и восприятия.

Эта техника дает рисующему большую свободу как в изобразительном, так и в сюжетном плане. Она часто используется психологами, но на самом деле возникла задолго до того и совсем не для того.

Она не является в чистом виде ни живописью, ни графикой, она – их счастливый синтез. Мы наносим краску (любую) на печатную поверхность (от стекла до фанеры), прикладываем лист бумаги, прижимаем, аккуратно снимаем, получаем единственный и неповторимый отпечаток и начинаем угадывать в нем либо то, что мы с самого начала планировали изобразить, либо то, что нам подсказывает ее Величество Случайность.

В современной художественной жизни монотипия относится к графической технике. Многие мастера-графики экспериментировали в этой технике. Но, сегодня, почему-то к ней, относятся как к чему-то несерьезному.

При этом виде графики получается один оттиск на бумаге со стекла (листа меди и другого листа бумаги), на которое нанесены краски. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые ему больше всего нравятся. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения.

Изображение, получаемое при монотипии, всегда отличается от того, что изображалось на печатной форме. Замысловатые узоры, проявляющиеся на запечатанном материале, носят случайный характер и не могут быть в точности воспроизведены художником.

По отношению к краскам эта техника всеядна! Акварель, гуашь, темпера, акрил, масляные краски, офортные, типографские. Также широк и многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов, пластик разной толщины, пластины из разных металлов: цинк, медь, сталь, латунь. А также стекло и фанера! Холст и дерево, камень. Главное, чтобы фактура поверхности соответствовала задачам и целям художника.

Краска наносится на поверхность также различными инструментами: рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. Также применяются валики с различными фактурами.

Для отпечатка с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня — используется литографский печатный станок.

Для выбирания краски с печатной поверхности используют, начиная от простой ткани, до всевозможных специфических материалов: спички, стальная губка для чистки посуды, ушные палочки.

История возникновения

Монотипия существует давно, более трехсот лет.

Впервые применил эту технику в 17 столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.

Для произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью.

Техника монотипии известна с 17 века, однако распространение получила только с конца 19 века.

Прославленными мастерами стали также ее ученики-французы Моро и Дюнуайе де Сегонзак. После 1914 года Елизавета Кругликова жила в России, продолжая заниматься педагогической деятельностью.

В 20 веке художники обращались к искусству монотипии в те периоды своего творческого развития, когда их особенно интересовал цвет и фактура материала. Так, в 1932 году талантливый ученик Е. Кругликовой Юрий Великанов создал цикл монотипий, посвященных строительству электростанции на реке Свирь. Черно-белые и красочные листы отражают напряженные поиски в области цвета и композиции, сохраняя непосредственность и живость восприятия.

Крупные мастера русской и советской монотипии: Е. С. Кругликова, А. В. Шевченко, Р. Н. Барто.

Виды монотипии

В настоящее время существует несколько способов изготовления монотипии.

Берется твердая поверхность, в творческом порыве наносится краска нужным инструментом, сверху накладывается бумага и продавливается сверху руками или резиновым валиком. Затем плавно снимается верхний лист. Полученный оттиск внимательно исследуется. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если используются водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.

Второй способ.

Когда краска наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью оффортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют масляные и оффортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные произведения. Для того чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой!

Третий способ.

Художественное произведение пишется масляными красками на холсте или картоне. Затем накладывается бумага, ткань или такой же холст — аккуратно, а можно и не очень. Все зависит от желания художника. Бумага продавливается, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи. Которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника.

Четвертый способ.

Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны.

Берется пластик или стекло. Валиком накатывается нужное место или вся поверхность листа равномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски, выложив ее на некоторое время на газету. Все это приобретается опытным путем. Если художник не уверен, в том, что может сразу нарисовать и скомпоновать свое произведение на листе то, до того, как положить его на краску, легкими движениями простого карандаша можно наметить основную композицию и после этого, не придавливая, опустить лист на накатанную краской поверхность. Далее, можно начинать рисовать то, что ранее наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки — все зависит от толщины линии, которую необходимо получить.

Выполнив экзерсисы на бумаге, лист аккуратно снимается. Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу, уже видя, что с ней происходит.

Пятый способ .

В фотованночку наливается вода. Типографские краски разводятся в разных баночках до жидкого состояния специальным растворителем. Затем кистью краски брызгаются на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное: краски перемешиваются черенком кисти и в результате получается неповторимый узор.

Приданном способе необходимо работать быстро, но аккуратно: один край листа бумаги накладывается на воду, а потом как бы по дуге, второй край. И так же он снимается: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде, краски создают удивительные живописные сочетания как в калейдоскопе.

Шестой способ — смешанная техника .

В данном случае за основу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими материалами: пастель, масляная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее.

Использование монотипии в психологии

Хорошим знаком так же является видение в статичных кляксах неких динамичных событий, (например, бабочка летит, птицы разговаривают, женщины стирают бельё и так далее). Это означает, что человек обладает развитым воображением и непосредственностью.

2.6 Монотипия для детей. Мои работы. Этапы выполнения.

Сейчас я учусь в художественной школе и могу сказать, что монотипия в школьной программе не изучается, но по моей просьбе мы с моим педагогом, Людмилой Николаевной, рассмотрели данную тему.

Как оказалось, монотипия - не такая уж и сложная техника и сделать ее можно даже с ребенком. Для ее изготовления потребуется немного фантазии, желания и свободного времени.

Мне кажется, что монотипию может освоить каждый, даже маленькие дети.

Вот, например, для изготовления такого рисунка использовались краски (гуашь, акрил или акварель), вода, бумага и лист стекла.

Если нет определенной идеи, то можно использовать понравившиеся краски — и результат будет неожиданным и интересным.

Если это будет летний пейзаж, то необходимо использовать соответствующие цвета: голубой, зеленый, немного желтого или красного. На стекле делается рисунок краской. Вернее, это не совсем рисунок, скорее, нанесение произвольных штрихов и разводов. Единственно, если вы хотите в будущем получить небо, то голубой цвет используем сверху, а зеленый — снизу. Разводы делаются быстро, чтобы краска не успела высохнуть (если же это произошло, то не страшно — нужно просто намочить кисточку и водой немного смочить стекло).

Сверху накладывается лист бумаги и хорошенько придавливается к поверхности секунд на десять. Когда бумага снимается со стекла, то получается оттиск, единственный в своем роде. Подобное повторить не получится никогда.

Теперь можно вооружиться черной гелевой ручкой и, рассматривая таинственные пятна и разводы, прорисовывать детали — картина будет преображаться и начнет рождаться сюжет, который зависит исключительно от вашей фантазии.

Я – начинающий художник, поэтому в качестве гладкой поверхности использую бумагу и на бумаге же отпечатываю рисунки.

Предлагаю серию самых простых картин, выполненных в смешанной технике. Для этого потребуются: краски, гуашь, беличьи кисточки №9, №1, №2. баночка с водой, чистая тряпочка, альбомный лист.

Я покрасила кисть руки синей краской, а затем сделала отпечаток руки на листе.

Затем попыталась превратить отпечаток руки в красивого лебедя: дорисовала голову, клюв, немного пофантазировала и изобразила хвост, крылья.

И в завершение погрузила своего красавца в природное пространство. Для этого нарисовала море, солнце, облака. Работа готова.

Я нарисовала гуашью на половине листка плотной бумаги бабочку с плотно сложенными крыльями.

Потом согнула листок пополам, плотно прижав его половинки одна к другой, а затем развернула лист. Что же произошло? Рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа, благодаря чему Бабочка расправила крылья и вот-вот взлетит!

Теперь я отправила свою бабочку на цветочную поляну. Для этого я нарисовала травку, небо, облака. Работа готова.

На листе бумаги я сделала несколько крупных капель жидко разведенной краски. В моем случае зеленой и коричневой.

Согнула листок пополам и плотно сжала его. Развернув, увидела необычные узоры.. Рассмотрев получившиеся "кляксы" я увидела зеленое дерево, широко раскинувшее свои ветви.

Теперь – немного фантазии и мое дерево уже на солнечной поляне. Работа готова.

Описанные выше способы изготовления монотипии я показала на уроке рисования своим одноклассникам (рисунки некоторых ребят приложены к моей работе).

Процесс изготовления монотипии оказался очень увлекательным и интересным.

В процессе работы были выполнены все поставленные задачи: я ознакомилась с техникой монотипии, узнала ее основные способы, овладела простыми способами рисования в этой технике, нарисовала рисунки, научила своих одноклассников выполнять рисунки, используя технику монотипии.

Данные моей работы подтвердили гипотезу о том, что любой ребенок в возрасте 10 лет может самостоятельно научиться выполнять рисунки, используя простые способы в технике монотипии.

Я люблю уроки изобразительного искусства, мне нравится узнавать новые жанры.

Я согласна с детским поэтом В. Берестовым, который написал:

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует.

Список литературы

Осеннее дерево в технике монотипия

Польза занятий рисованием

Самый распространенный вид творчества для малышей – рисование. Некоторые методики, такие как, например, рисование пальчиками, доступны для детей с шестимесячного возраста. Детишкам постарше можно осваивать монотипию, с ней прекрасно справляются 4–5-летние малыши, посещающие среднюю группу в детском саду. В этом возрасте они осознанно дополняют рисунки, создают осмысленные сюжеты. Чем более разнообразными нетрадиционными техниками рисования овладевает малыш, тем более творческой натурой он вырастет.

Рисование помогает ребенку:

  • развивать мелкую моторику, мышление, речь;
  • успокаивать нервную систему, приводить в порядок эмоции;
  • вырабатывать усидчивость, настойчивость, дисциплинированность;
  • понимать форму и цвет предметов;
  • получать новые навыки.

Творчество развивает воображение, учит ребенка изобретать что-то новое, смотреть на привычные предметы с разных сторон.

Дети рисуют в технике монотипия

Суть монотипии

Это нетрадиционное направление живописи – отличный способ самовыражения и проявления индивидуальности для дошкольника. Простая техника позволяет создавать оригинальные картинки.

Суть метода: рисунок наносят на гладкую поверхность, переносят его на чистый лист бумаги, надавливают руками или валиком. Получается оттиск, напоминающий очертания облаков, холмов, ветвей деревьев, водорослей. Разная густота красок создает разный эффект. Интересный результат дает использование фактурной бумаги для рисунка с последующим переносом на гладкий лист. Полученный отпечаток всегда будет неповторимым и уникальным, при желании его дополняют деталями, получая знакомый предмет.

Материалы для работы

Выбор материалов для рисования методом монотипии очень широк, он ограничен только вашей фантазией.

Вам понадобятся:

  • Плотная бумага, картон, пластик, плитка, стекло или металлическая пластина. Главное, чтобы материал не пропускал влагу.
  • Краски для детей – гуашь, пальчиковые краски, акварель. Обращайте внимание на безопасность и срок годности.
  • Инструменты – кисти разной степени жесткости, ватные палочки, валики, тампоны из поролона. Неплохой инструмент – руки юного художника.
  • Материалы для картины – бумага, фанера, картон, плотная ткань.

Создать отпечаток можно просто руками или использовать подручные материалы – валики, скалки.

Рисунок в технике монотипия

Техника создания рисунка

Для детского творчества доступно несколько интересных способов.

Вот, пожалуй, самый простой:

  1. На плотную поверхность нанесите пятна краски – можно нанести их в хаотическом порядке. Количество красок и цвет целиком зависят от воли юного мастера.
  2. Если краски густые, сбрызните лист водой.
  3. Накройте листом плотной бумаги, прижмите резиновым валиком или руками, чтобы краски перемешались.
  4. Приподнимите бумажный лист за уголки, резким движением снимите его. Просушите.

А дальше попробуйте вместе с ребенком отгадать, на что похож полученный рисунок. Если использовать белую, голубую, серебристую краски, можно получить заснеженный лес, запорошенные деревья, волшебный зимний пейзаж. Добавьте несколько звездочек и луну на небосвод – зима готова!

Зеркальный рисунок в технике монотипия

Второй способ основан на принципе зеркальности.

  1. Перед тем как нарисовать монотипию, согните лист бумаги пополам.
  2. На одной половине что-нибудь нарисуйте, к примеру, половину дерева.
  3. Сложите лист, прогладьте.
  4. Разверните – у вас получилось симметричное изображение.

Осталось четче прорисовать ветви – и рисунок готов!

Ребенок рисует на зеркале

Использовать технику рисования на стекле могут дети 5–7 лет. Необходимо позаботиться о том, чтобы стекло не имело острых граней, углы были закругленными. Таким способом можно изобразить, например, аквариум с разноцветными обитателями:

  1. Приготовьте рисунок с красивыми рыбами, накройте его стеклом.
  2. Поверх стекла кистью перерисуйте изображение. Делайте мазки быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Преимущество этого метода состоит в том, что если какая-либо рыба не получилась, можно неудачное место удалить мокрой тряпкой и нарисовать все заново.
  3. Лист акварельной бумаги смочите водой, стряхните лишнюю влагу.
  4. Накройте мокрым листом бумаги стекло, плотно прижмите руками.
  5. Аккуратно снимите бумагу – перед вами отпечаток аквариума.
  6. Просушите лист.
  7. Заключительный этап – нанесение недостающих деталей рисунка, украшение рыбок узорами чешуи.

Готовый рисунок после просушки можно поместить в рамочку.

Пейзаж в технике монотипия

Варианты работ

Рассмотрим некоторые рисунки, которые хорошо получаются в технике монотипия.

Бабочка, нарисованная отпечатком половинки листа

Бабочка

Для изображения бабочки используйте самые яркие краски:

  1. Сложите лист бумаги пополам, четко обозначив центральную линию. Разверните.
  2. На одной половине листа яркими красками нанесите несколько пятен – это будет крылышко.
  3. Быстро, пока краска не высохла, темной гуашью обведите контур крыла.
  4. Сложите лист пополам, придавите, раскройте его. На второй половине листа отпечаталось второе крыло.
  5. Тонкой кистью прорисуйте мелкие детали – усики, брюшко, голову бабочки.

Бабочка готова. Рисунок несложный, но дает детям возможность раскрыть свой творческий потенциал.

Зимний пейзаж в технике монотипия

Зимний пейзаж

Используем стекло для выполнения нетрадиционной пейзажной картины. Приготовьте стекло формата А4, бумагу для акварели, кисти, гуашь, мелкие серебристые блестки.

Этапы работы:

  1. Под стекло подложите белую основу – работа будет яснее видна.
  2. Густой голубой краской нанесите небо, а белой – сугробы и облака.
  3. Яркими мазками изобразите желтое солнце.
  4. Смочите кисточку, слегка перемешайте краски между собой.
  5. Накройте стекло чистым влажным листом акварельной бумаги, плотно прижмите, разгладьте, чтобы не осталось пузырей.
  6. Снимите бумагу, засыпьте мелкими серебристыми блестками. Всмотритесь: что же у вас получилось?

Зимний пейзаж, выполненный в технике монотипия


На бумаге – арктические дали, чистый морозный воздух, холодное солнце на зимнем небе.

Ваза с цветами

Чтобы сделать натюрморт в технике монотипия, приготовьте лист акварельной бумаги, набор гуаши, емкость с водой, круглую и плоскую кисти, лист линолеума или картона такого же формата.

Ваза с цветами в технике монотипия

Творческий процесс:

  1. С помощью плоской широкой кисти закрасьте белой гуашью весь лист.
  2. Тонкой кистью нанесите полосы гуашью пастельных тонов.
  3. Наберите на широкую кисть белую краску, разотрите цветные линии. Получится неоднородный фон с мягкими переходами цвета.
  4. Подсушите гуашь, подберите краски для цветов в вазе. Цветы можно располагать по кругу, в форме веера, овала, дуги.
  5. Центральная часть композиции – цветы. Их высота должна быть в 1,5–2 раза больше высоты вазы.
  6. Нанесите синюю краску на выбранное для вазы место, а затем для цветов – ультрамарин, светлый и темный фиолетовый, ярко-розовый, белый.
  7. Наложите влажный лист, разровняйте, удалите. Учтите, если вы будете снимать лист снизу вверх, подтеки краски будут направлены вверх, если удалять лист сверху вниз, подтеки краски, соответственно, будут направлены вниз. От этого зависит, как будут выглядеть ваши цветы.

Осталось окончательно оформить вазу, добавить несколько зеленых листочков, придумать название натюрморту.

Бегущие косули в технике монотипия

Снеговики в технике монотипия

Детский рисунок в технике монотипия

Ветка сирени в технике монотипия

Монотипия

Монотипия относится к тем техникам изобразительного искусства, что прочно связаны с импровизацией, неожиданностью, не до конца прогнозируемым результатом. В этом ее главная прелесть: создание оттисков всегда имеет элемент внезапного решения и возможность интересно трактовать отпечаток.







Что это такое?

Эта разновидность графики считается уникальной и даже инструментальной (прикладной) техникой рисования. Ее отцом-создателем принято называть Джованни Кастильоне, итальянского мастера гравюры. В России монотипию широкие массы впервые увидели благодаря Елизавете Кругликовой, которая освоила необычные приемы на учебе в Париже, а потом привезла их домой и сделала популярными на родине.

Суть техники состоит в создании оттиска. На специальную пластину наносится рисунок – или кистью, или трафаретом. Потом на этот рисунок кладется лист бумаги. Как результат – необычное, совершенно новое, не копирующее рисунок (как основу отпечатка) изображение. И это изображение не поддается тиражированию. Так описывается классическая техника. Но рисунок можно наносить не только на пластину.




Например, обучая детей, им предлагают рисовать на небольшом зеркале, а потом делать отпечаток с него – получается так же магически, непредсказуемо. И рисовать можно не только кистью и трафаретом, но и губкой, например, или даже пальцами.

Профессионалы же используют пластину, оттиск с металлической поверхности получается ярким, выразительным, насыщенным. Одну пластину можно применять много раз, просто смывая предыдущий рисунок. Но сегодня монотипия включает в себя нечто большее, чем одна из техник изобразительного искусства. Это еще и арт-практика, очень популярная в психологии уже почти три десятка лет.




И хоть монотипия приоритетно считается печатной техникой, это совсем не то же, что гравюра или литография, ксилография. Это принципиально другой способ получения изображения. Особенность в его уникальности, в каком-то смысле монотипию вполне можно считать перформансом. Часто это вполне узнаваемые изображения – пейзажные, например. Но иногда – абстракция, в которой интересны сочетания цветов, текстура, градиент, взаимодействие цветовых пятен.

Кстати, про цветовые пятна. Швейцарские психологи еще примерно 100 лет назад тестировали и исследовали личность, применяя рисунки, созданные в технике монотипии. Правильнее даже сказать, что это были психотерапевты, то есть рисунки участвовали в клинических исследованиях. Пациентам предлагали рассмотреть изображения, при этом люди должны были сказать, какой предмет использовался для оттиска. Потом и в детской психологии и педагогике этот метод стали активно применять: так изучались возрастные особенности ребят.

Монотипия

Описание техники монотипии. Процесс создания монотипии довольно прост и зачастую не требует использования печатного станка. Благодаря этому , технику ( наряду с линогравюрой) предпочитают новички. Для изготовления формы , как правило , берут металлическую пластину , лист пластика , оргстекла или обычного стекла. Подойдёт также любой другой гладкий фрагмент неабсорбирующего материала , например , грунтованный картон.

Нанести изображение на поверхность можно множеством способов и материалов. Чаще всего художники выбирают масляные или любые другие небыстро сохнущие краски. Инструменты также могут варьироваться от кистей разной ширины и жёсткости до тампонов , губок , кусочков пластика и так далее. Профессионалы не рекомендуют наносить краску густыми мазками — под прессом она расползётся в бесформенное пятно.

Рисунок можно также создать , полностью закрасив пластину , а затем удалив краску в отдельных местах. Белила в монотипии , как правило , не применяются — чтобы получить белый участок , достаточно стереть чернила в нужном месте.

Когда рисунок готов , на него кладут лист бумаги. Если используется печатный станок , бумагу можно увлажнить , а сверху накрыть куском сукна , фетра или другой плотной ткани. После этого пластина пропускается через пресс при небольшом давлении. Отпечаток можно получить и просто прижимая бумагу к форме рукой , предварительно накрыв фрагментом пластика или оргстекла.

Монотипия – это удивительный вид творчества, который занимает среднюю позицию между графикой и живописью, психологией и искусством. Монотопия является одним из способов самовыражения и проявления своей индивидуальности. Простая, но в то же время удивительная техника рисования позволит создавать уникальные работы всего за один прием.

Техника создания

Монотипия – это уникальная техника печатания, которая сумела объединить в себе качества живописи, эстампа и рисунка. Ее суть заключается в нанесении красок на ровную поверхность и дальнейшем оттиске рисунка на бумагу или другую плоскую поверхность. Картины всегда получаются разными, в дальнейшем их можно оставить такими, как есть, или дорисовать всевозможные фрагменты, получая законченную работу.

монотипия это

  • воображение;
  • мелкую моторику рук;
  • образное мышление;
  • творческие (художественные) способности.

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы получить картинку в технике монотипия, нужно подготовить определенный перечень материалов и инструментов:

1. Гладкая и ровная поверхность. Выбрать можно пластик, клеенку, стекло или глянцевую бумагу. Поверхность, на которую будут наносить краску, не должна пропускать воду. Новичкам лучше всего использовать глянцевую бумагу. Очень интересные результаты получаются при использовании фактурных поверхностей, а отпечаток лучше делать на гладкой бумаге.

техника монотипия

  • Гуашь дает красивые разводы и почти не просвечивается. Ее главный минус заключается в том, что при высыхании рисунки становятся блеклыми и непрезентабельными, а все из-за того, что в состав красителя входит мел. Ситуацию исправляют с помощью обычного молока, небольшую часть которого разбавляют с гуашью в отдельной емкости.
  • Акварель прекрасно подходит для занятий творчеством с детьми (ее легко смывать). При наложении краски густым слоем без пробелов могут получиться довольно интересные результаты.
  • Масляные краски – лучший вариант для профессиональных мастеров. Такие красители не подходят для работы с детьми, поскольку предварительно поверхность необходимо смазать машинным маслом. Однако художник за один раз может сделать несколько оттисков.
  • Акрил также подходит лишь для взрослых мастеров. Он быстро сохнет, при этом нужно использовать спецодежду.

монотипия техника рисования

3. Бумага, на которую будет перепечатываться изображение (можно использовать фактурную).

4. Кисти. Лучше всего подойдет жесткий ворс, он лучше держит краску и не так сильно скользит. Можно использовать шпателя или валики.

Изобразительное искусство: история создания монотипии

Рисование: монотипия пейзажная

Название данной техники говорит само за себя: благодаря ней можно рисовать пейзажи. В работе используют самые разнообразные красители: гуашь, акриловые или масляные краски, акварель и т. д. После того как комбинация из красок будет перенесена с гладкой поверхности на бумагу, нужно дорисовать пейзаж. В данном случае очень важно рассмотреть какой-нибудь рисунок в оттиске, чтобы законченная работа выглядела гармонично.

нетрадиционное рисование монотипия

Монотипия пейзажная – нетрадиционная техника рисования, которая очень проста в исполнении, поэтому ее очень часто применяют для обучения творчеству юных художников.

Как рисовать картины в технике монотипия

Первым делом необходимо подумать над тем, что именно вы хотите получить в итоге, и как будет выглядеть готовая картина. Краски наносятся на стеклянную или другу поверхность, не пропускающую влагу. Движения при этом должны быть свободными и раскрепощенными. Краски нужно наносить не сильно густо, но между ними не должно быть никаких просветов. Работа должна выполняться быстро, чтобы краска не высохла (быстрее всего сохнут красители на водной основе).

Монотипия – это творчество, подразумевающее оттиск краски с одной поверхности на другую. Когда картина будет нарисована на стекле, сверху на нее накладывают белый лист, аккуратно руками придавливают и разглаживают.

рисование монотипия пейзажная

Со всей аккуратностью лист снимают со стекла – эффект должен получиться неожиданным. Оттиски делают разными способами:

  • верхний лист бумаги нужно проглаживать с разной силой нажима;
  • на оригинал можно наносить меньшее или большее количество краски;
  • накладывая бумагу на оригинал, его можно слегка сдвигать в разные стороны.

Таким образом монотипия выходит менее четкой, а границы между красками могут стереться.

Монотипия в психологии

техника монотипия пейзажная

Ассоциации, которые возникают у пациента, могут рассказать о его фобиях, которые создают неразрешимые внутриличностные конфликты, и глубоко скрытых желаниях.

Советы

Интересные факты

Художники из-за океана отличились своей практичностью. Американские мастера превратили монотипию в безотходное искусство. Краска, которая осталась на стекле, образует оригинальную картину. Ее оформляют в рамку и продают как произведение искусства. Монотипию в чистом виде используют довольно редко. Зачастую ее применяют в смешанной технике: на отпечатанной картине сочетают различные формы и текстуры, художники угадывают нужные формы и дорисовывают их с помощью кисти.

монотипия пейзажная нетрадиционная техника

На сегодняшний день монотипия – это не только вид творчества, но и особый инструмент, который используют в психологии и педагогике. Подобные занятия положительно влияют на развитие фантазии и пространственного мышления. Данная техника сможет благоприятно воздействовать на всех членов семьи. Детям будет интересно работать с разнообразными цветами и угадывать итоговый результат, а взрослые смогут заглянуть вглубь своей души и узнать себя лучше.

Читайте также: