Что такое этика 4 класс по орксэ сообщение

Обновлено: 17.05.2024

Цель: формирование у обучающихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии этики и нравственности.

Задачи:

Планируемые результаты: учащиеся узнают, что такое этика и кто её основал, познакомятся с видами этики, главными этическими нормами, значением этики в жизни общества и каждого человека.

Межпредметные связи: чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания.

Виды деятельности: беседа, чтение и анализ учебного текста, лексическая работа, творческая работа с текстом, самостоятельная работа с источником информации.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап. Самоопределение к деятельности

Слайд 1.

- Ребята, как называется модуль, который мы с вами изучаем?

- Как вы думаете, на какие вопросы нам сегодня предстоит ответить?

Слайд 2.

- На сегодняшнем уроке вы узнаете о том, что изучает этика, какие бывают виды этики. Узнаем, кто и для кого основал эту науку. Кроме этого, нам предстоит познакомиться и с другими важными понятиями, без которых изучение нашего предмета невозможно.

II. Информационно-аналитический этап. Работа по теме урока

1. Работа со словарём.

Учащиеся находят в словаре и зачитывают значение данного слова. Слайд 3.

2. Чтение и анализ учебной статьи (с. 6-7).

- Откройте учебник на стр. 6.

- Запишите определение слова в рабочие листы.

- Прочтите в рабочих листах задания 2, 3, 4.

- На какие вопросы нам ещё предстоит найти ответы?

- Дочитайте учебную статью до конца и найдите ответы на данные вопросы.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Читают учебную статью, самостоятельно выписывают ответы на вопросы 2, 3, 4.

III. Физминутка

IV. Работа по теме урока

1. Коллективная работа.

- Кого считают основателем этики? (Аристотеля.)

Слайд 5.

- Действительно эту науку в VI веке до нашей эры основал древнегреческий учёный Аристотель.

Слайд 6.

В Древней Греции было много философов. Были созданы философские школы. Всего в

Древней Греции насчитывалось около 300 философских школ.

Слайд 7.

(Слайд 7. имеет звуковое сопровождение: краткое описание фрески.)

Слайд 8.

Аристотель считал этику частью философии.

Слайд 9.

Все мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Вот об этом нам и расскажет этика. Этика - это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо.

2. Работа с учебником.

- Что изучает этика? (Учащиеся ищут ответ в учебнике на с. 6.)

Слайд 10.

Этика изучает мораль. Слово мораль пришло к нам из Древнего Рима.

Слайд 11.

- Что означает слово мораль? (Ответы детей (по статье): привычки, обычаи, правила поведения.

- Как одним словом можно назвать привычки, обычаи, правила поведения? (Нравы.)

Слайд 12.

Вывод: слова мораль, нравственность, этика – синонимы.

(Дети проверяют свой ответ на вопрос 4.)

- Как вы думаете, чтобы не сделать больно другим людям, не обидеть их ни словом, ни поступком, какими мы должны быть? (Ответы детей.)

- Вежливость и доброжелательность являются первостепенными нравственными нормами.

Слайд 13.

- В каких вопросах помогает нам разобраться этика? (Ответы детей по статье.)

3. Работа в группах.

Слайд 14.

- В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты.

1 гр. – запишет положительные черты человека.

2 гр. – отрицательные черты человека.

4. Проверка работы групп.

Слайд 15.

Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, воруют, грубят, обижают слабых.

Слайд 16.

- Почему же так происходит?

- Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим?

- Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?

- Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?

- Как наградить человека, сделавшего добро?

- Как не делать зла?

- Как сделать жизнь людей лучше?

- На все эти вопросы помогает ответить этика.

5. О каких видах этики вы прочли в учебной статье? (Ответы детей. Этика бывает религиозной и светской.) Слайд 17.

- Что она предполагает? (Человек сам может определить, что такое добро и что такое зло; от человека зависит хорошим он станет или плохим; человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.)

Слайд 18.

- Что такое религиозная этика? (Нормы поведения, предписываемые религией.) Запись определения в рабочие листы.

Слайд 19.

- Что такое светская этика? (Нормы поведения, принятые в гражданском обществе.) Запись определения в рабочие листы.

Слайд 20.

- Что общего между религиозной и светской этикой? (И религиозная и светская этика предписывают людям моральные, нравственные нормы поведения.)

Слайд 21.

- Нужна ли нам этика? (Да, нужна.)

- Для чего? (Помогает строить отношения с людьми, самостоятельно совершать добродетельные поступки, помогает нам стать лучше.)

V. Подведение итогов урока

Слайд 22.

- Что такое этика?

- Какая бывает этика?

- Что такое светская этика?

- Что предполагает светская этика?

- Что такое религиозная этика?

- Что такое мораль?

- Назовите синоним слову мораль?

- Кто является основателем этики?
- Что бы ты мог рассказать об этике своей семье, другу?

VI. Рефлексия учебной деятельности

Слайд. 23-24

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам достичь ее?

- Обведите или раскрасьте тот смайлик, который соответствует вашим достижениям на уроке: достижениям на уроке.

VII. Домашнее задание

Э́тика — философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль . Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы.

ВложениеРазмер
chto_takoe_etika.ppt 1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Основы светской этики

Этика — философское учение о морали.

Этика — философское учение о морали.

Основатель этики - Аристотель Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Этика – это… (греч . ethika, от ethos - обычай, нрав, характер), философская наука, объектом изучения, которой, является мораль , а центральной проблемой – добро и зло . это система норм нравственного поведения человека, или группы людей. учение о нравственности, морали.

Мораль и нравственность Мораль — это заданные этикой правила поведения. Нравственность, соотносима с воспитанностью, с системой моральных ценностей. Мораль - это нечто внешнее, что нужно знать, усваивать, соблюдать Нравственность — внутренняя предрасположенность и потребность соблюдать эти правила

Мораль — это страж снаружи, а нравственность — страж внутри, наша совесть , наши нравственные устои. Мораль — это долг, ответственность перед другими, а совесть — это ответственность перед самим собой

Живи и жить давай другим, Но только не за счет другого. Всегда доволен будь своим, Не трогай ничего чужого – Вот правило, стезя прямая Для счастья каждого и всех. Г. Державин

Творческое задание Вспомните ваши любимые сказки и приведите 2-3 примера хороших и плохих поступков героев. Запишите в тетрадь. Домашнее задание:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЭТИКА – НАУКА О НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Урок ОРКСЭ 4 класс Никитина В.Н.

Этика - это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

Этика не просто изучает, как ведут себя люди и почему они поступают так или иначе. Она помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путём она достигается. В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты. Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают слабых.

Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей было как можно больше? Как наградить человека, сделавшего добро? Как не делать зла? Как сделать жизнь людей лучше? На все эти вопросы помогает ответить этика.

В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья – это надежное прибежище. Для того чтобы совершить благородные поступки, необязательно царить над сушей и морем. В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро. Жить – значит делать вещи, а не приобретать их.

Задание 1 У вас день рождение. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени., стол ещё не накрыт. Ваши действия.

Задание 2 Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

Задание 3 Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Задание 4 Дополни предложение. Этика – это наука, которая рассматривает отношение между ________ с точки зрения представления о __________ и ___________.

Закончи предложение. Сегодня я узнал.. Было интересно…. Я понял, что….. Я научился…. У меня получилось…. Мне захотелось……

Краткое описание документа:

Цели:

Оборудование: выставка фотографии, подготовленных детьми по теме домашнего задания, иллюстрации, слайды (по возможности) с изображением знаменитых людей России, пословицы и поговорки о вежливости и доброте, карточки с ситуациями, тетради, учебник ОРКСЭ, цветные карандаши или фломастеры, ручка, простой карандаш.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Проверка домашнего задания в опорных листах.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означают слова светская этика и вспомним правила поведения вежливого человека.

IV. Изучение нового материала.

В жизни существуют моменты, когда сложно определить, как правильно поступить.

Человеку часто приходится быть в ситуации такого выбора.

Учащимся предлагаются ситуации нравственного выбора с неоднозначной оценкой поступков:

  • Я добрый, поэтому я подарил друзьям папины марки, которые он собирал марки с детства. Папа расстроился. Разве я не прав?
  • Мама угостила меня 2 конфетами. У меня есть 2 друга, и я хотел их угостить. Но ведь тогда мне не останется. А конфеты – то МНЕ мама дала. Я их не угостил. Разве я не прав?

Как нужно было поступить в этой ситуации? (Разыграть ситуации в группах и рассмотреть их с точки зрения всех участников ситуации)

Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА.

Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

Откроем учебник на стр.4 и прочитаем что такое ЭТИКА.

Так что же такое Этика?

Кто был основателем этой науки?

Что изучает Этика?

Назовите виды Этики.

Светская этика – это нормы поведения принятые в гражданском обществе.

Откроем опорные листы выполните задания 1 и 2.

Игра.

  • Поздороваться при встрече …(вежливо)
  • Толкнуть и не извиниться …(невежливо)
  • Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)
  • Перебивать старших…(невежливо)
  • Уступить место пожилому человеку… (вежливо)
  • Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо)

А теперь послушайте пословицу. Попробуем вместе понять ее мудрость.

Посей поступок – пожнёшь привычку;

Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;

Посей добродетель или порок - пожнёшь характер;

Посей характер – пожнёшь судьбу.

В чём её мудрость? Сложно ответить. Нам поможет притча.

Обратимся к опорным листам задание 3.

V. Закрепление изученного материала.

Проигрывание ситуаций. Работа в группах.

Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета.

Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.

Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.

После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.

- В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым?

- Какое поведение вы не одобряете?

VI. Итог урока.

- С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.

Автор учебника : А.И.Шемшурина.

Тема. Этика - наука о нравственной жизни человека.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: - познакомить детей с понятием этика, со стандартными приёмами эстетических форм поведения; сформировать умение применять их; научить сопоставлять добро и зло.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация на воспитание нравственной культуры, на уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела.

Регулятивные действия: отслеживание собственных поступков и их анализ.

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.

I . Организационный момент урока.

- Ребята, мы знакомимся с новым для нас предметом. Положите перед собой учебник, рассмотрите его внимательно, пролистайте аккуратно. Учебник яркий, интересный. Он будет вам верным помощником! Берегите его!

II . Актуализация знаний

-Но что мы будем изучать? Прочитайте название учебника. Кто-нибудь знает, что означает слово этика?

-Давайте узнаем. Ответ мы найдём в стихотворении В.В. Маяковского.

- Так что такое этика? (Ответы детей).

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означает слово этика.

- Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо . Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

IV . Изучение нового материала.

1. Работа в парах.

- Вспомните основные правила работы в парах. Положите перед собой маршрутные листы. Подпишите их.

- Просмотрите мультфильм дальше. Запишите основные черты героев мультфильма в два столбика, разделив их на положительные и отрицательные. (Приложение. Задание 1).

- Какие черты вы выделили? (Смелость - трусость, дружелюбие/доброта - злость, чистоплотность - неряшливость,…)

Те люди, которые обладают положительными качествами, называются в обществе воспитанными, вежливыми людьми.

2. Игра - физминутка

Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо).

Уступить место пожилому человеку… (вежливо).

Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо).

В автобусе при встрече с другом громко прокричать приветствие…(невежливо).

Выбросить фантик в мусорное ведро … (вежливо).

Расхваливать себя перед собеседником…(невежливо).

Честно сказать учителю, почему опоздал на урок … (вежливо).

3. Проблемное задание.

Работа в группах.

Попробуйте в группах перечислить как можно больше качеств вежливого человека. (Приложение . Задание 2)

4. Работа с учебником.

- Каким был кролик?

- Кто жил в пещере?

- Какими качествами обладала змея?

- Какое качество спасло кролику жизнь? Объясни.

- Какова мораль этой сказки? (Вежливость никогда ещё никому не повредила).

V . Закрепление изученного материала.

1. Работа с пословицами.

- Посмотрите на иллюстрации и устно подберите подходящие пословицы из приложения (Приложение. Задание 3).

Что такое светская этика

№ слайда 1

Что такое светская этика

«Этика есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, в

№ слайда 2

Цели урока Понять, что изучает светская этикаУзнать значение новых слов: ФИЛОСОФ

№ слайда 3

Цели урока Понять, что изучает светская этикаУзнать значение новых слов: ФИЛОСОФИЯЭТИКАМОРАЛЬНРАВСТВЕННОСТЬ СВЕТСКИЙ

В древней Греции все науки назывались ФИЛОСОФИЕЙВ древней Греции все науки назыв

№ слайда 4

ЭТИКА – ЭТИКА – (греческое ethike, от ethos - обычай, нрав, характер), философск

№ слайда 6

ЭТИКА – ЭТИКА – (греческое ethike, от ethos - обычай, нрав, характер), философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем (IV век до н.э.). ЭТИКА – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

Мораль — это заданные этикой правила поведения. Мораль — это заданные этикой пра

№ слайда 8

Мораль — это заданные этикой правила поведения. Мораль — это заданные этикой правила поведения. Мораль - это нечто внешнее, что нужно знать, усваивать, соблюдать.

Светская властьСветская властьСветское образованиеСветская жизньСветская этика –

№ слайда 9

Светская властьСветская властьСветское образованиеСветская жизньСветская этика – нормы гражданского поведения человека в обществе.Религиозная этика – нормы поведения, предписанные религией.

Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро,

№ слайда 10

Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло; что от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим. Человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.

СЛОВАРИК Философия – любовь к мудрости.Этика – наука, сложившееся представление

№ слайда 11

СЛОВАРИК Философия – любовь к мудрости.Этика – наука, сложившееся представление о том, что хорошо и что плохо, нормы поведения.Светский – не церковный, мирской, гражданский.Мораль – привычки, обычаи, правила поведения.Нравственность – правила поведения в обществе. ВЫВОД: этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше!

Читайте также: