Что такое этика 4 класс по орксэ сообщение
Обновлено: 17.05.2024
Цель: формирование у обучающихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии этики и нравственности.
Задачи:
Планируемые результаты: учащиеся узнают, что такое этика и кто её основал, познакомятся с видами этики, главными этическими нормами, значением этики в жизни общества и каждого человека.
Межпредметные связи: чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания.
Виды деятельности: беседа, чтение и анализ учебного текста, лексическая работа, творческая работа с текстом, самостоятельная работа с источником информации.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап. Самоопределение к деятельности
Слайд 1.
- Ребята, как называется модуль, который мы с вами изучаем?
- Как вы думаете, на какие вопросы нам сегодня предстоит ответить?
Слайд 2.
- На сегодняшнем уроке вы узнаете о том, что изучает этика, какие бывают виды этики. Узнаем, кто и для кого основал эту науку. Кроме этого, нам предстоит познакомиться и с другими важными понятиями, без которых изучение нашего предмета невозможно.
II. Информационно-аналитический этап. Работа по теме урока
1. Работа со словарём.
Учащиеся находят в словаре и зачитывают значение данного слова. Слайд 3.
2. Чтение и анализ учебной статьи (с. 6-7).
- Откройте учебник на стр. 6.
- Запишите определение слова в рабочие листы.
- Прочтите в рабочих листах задания 2, 3, 4.
- На какие вопросы нам ещё предстоит найти ответы?
- Дочитайте учебную статью до конца и найдите ответы на данные вопросы.
3. Самостоятельная работа учащихся.
Читают учебную статью, самостоятельно выписывают ответы на вопросы 2, 3, 4.
III. Физминутка
IV. Работа по теме урока
1. Коллективная работа.
- Кого считают основателем этики? (Аристотеля.)
Слайд 5.
- Действительно эту науку в VI веке до нашей эры основал древнегреческий учёный Аристотель.
Слайд 6.
В Древней Греции было много философов. Были созданы философские школы. Всего в
Древней Греции насчитывалось около 300 философских школ.
Слайд 7.
(Слайд 7. имеет звуковое сопровождение: краткое описание фрески.)
Слайд 8.
Аристотель считал этику частью философии.
Слайд 9.
Все мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Вот об этом нам и расскажет этика. Этика - это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо.
2. Работа с учебником.
- Что изучает этика? (Учащиеся ищут ответ в учебнике на с. 6.)
Слайд 10.
Этика изучает мораль. Слово мораль пришло к нам из Древнего Рима.
Слайд 11.
- Что означает слово мораль? (Ответы детей (по статье): привычки, обычаи, правила поведения.
- Как одним словом можно назвать привычки, обычаи, правила поведения? (Нравы.)
Слайд 12.
Вывод: слова мораль, нравственность, этика – синонимы.
(Дети проверяют свой ответ на вопрос 4.)
- Как вы думаете, чтобы не сделать больно другим людям, не обидеть их ни словом, ни поступком, какими мы должны быть? (Ответы детей.)
- Вежливость и доброжелательность являются первостепенными нравственными нормами.
Слайд 13.
- В каких вопросах помогает нам разобраться этика? (Ответы детей по статье.)
3. Работа в группах.
Слайд 14.
- В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты.
1 гр. – запишет положительные черты человека.
2 гр. – отрицательные черты человека.
4. Проверка работы групп.
Слайд 15.
Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, воруют, грубят, обижают слабых.
Слайд 16.
- Почему же так происходит?
- Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим?
- Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?
- Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?
- Как наградить человека, сделавшего добро?
- Как не делать зла?
- Как сделать жизнь людей лучше?
- На все эти вопросы помогает ответить этика.
5. О каких видах этики вы прочли в учебной статье? (Ответы детей. Этика бывает религиозной и светской.) Слайд 17.
- Что она предполагает? (Человек сам может определить, что такое добро и что такое зло; от человека зависит хорошим он станет или плохим; человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.)
Слайд 18.
- Что такое религиозная этика? (Нормы поведения, предписываемые религией.) Запись определения в рабочие листы.
Слайд 19.
- Что такое светская этика? (Нормы поведения, принятые в гражданском обществе.) Запись определения в рабочие листы.
Слайд 20.
- Что общего между религиозной и светской этикой? (И религиозная и светская этика предписывают людям моральные, нравственные нормы поведения.)
Слайд 21.
- Нужна ли нам этика? (Да, нужна.)
- Для чего? (Помогает строить отношения с людьми, самостоятельно совершать добродетельные поступки, помогает нам стать лучше.)
V. Подведение итогов урока
Слайд 22.
- Что такое этика?
- Какая бывает этика?
- Что такое светская этика?
- Что предполагает светская этика?
- Что такое религиозная этика?
- Что такое мораль?
- Назовите синоним слову мораль?
- Кто является основателем этики?
- Что бы ты мог рассказать об этике своей семье, другу?
VI. Рефлексия учебной деятельности
Слайд. 23-24
- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам достичь ее?
- Обведите или раскрасьте тот смайлик, который соответствует вашим достижениям на уроке: достижениям на уроке.
VII. Домашнее задание
Э́тика — философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль . Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы.
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_etika.ppt | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основы светской этики
Этика — философское учение о морали.
Этика — философское учение о морали.
Основатель этики - Аристотель Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
Этика – это… (греч . ethika, от ethos - обычай, нрав, характер), философская наука, объектом изучения, которой, является мораль , а центральной проблемой – добро и зло . это система норм нравственного поведения человека, или группы людей. учение о нравственности, морали.
Мораль и нравственность Мораль — это заданные этикой правила поведения. Нравственность, соотносима с воспитанностью, с системой моральных ценностей. Мораль - это нечто внешнее, что нужно знать, усваивать, соблюдать Нравственность — внутренняя предрасположенность и потребность соблюдать эти правила
Мораль — это страж снаружи, а нравственность — страж внутри, наша совесть , наши нравственные устои. Мораль — это долг, ответственность перед другими, а совесть — это ответственность перед самим собой
Живи и жить давай другим, Но только не за счет другого. Всегда доволен будь своим, Не трогай ничего чужого – Вот правило, стезя прямая Для счастья каждого и всех. Г. Державин
Творческое задание Вспомните ваши любимые сказки и приведите 2-3 примера хороших и плохих поступков героев. Запишите в тетрадь. Домашнее задание:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
ЭТИКА – НАУКА О НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Урок ОРКСЭ 4 класс Никитина В.Н.
Этика - это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.
Этика не просто изучает, как ведут себя люди и почему они поступают так или иначе. Она помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путём она достигается. В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты. Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают слабых.
Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей было как можно больше? Как наградить человека, сделавшего добро? Как не делать зла? Как сделать жизнь людей лучше? На все эти вопросы помогает ответить этика.
В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья – это надежное прибежище. Для того чтобы совершить благородные поступки, необязательно царить над сушей и морем. В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро. Жить – значит делать вещи, а не приобретать их.
Задание 1 У вас день рождение. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени., стол ещё не накрыт. Ваши действия.
Задание 2 Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?
Задание 3 Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.
Задание 4 Дополни предложение. Этика – это наука, которая рассматривает отношение между ________ с точки зрения представления о __________ и ___________.
Закончи предложение. Сегодня я узнал.. Было интересно…. Я понял, что….. Я научился…. У меня получилось…. Мне захотелось……
Краткое описание документа:
Цели:
Оборудование: выставка фотографии, подготовленных детьми по теме домашнего задания, иллюстрации, слайды (по возможности) с изображением знаменитых людей России, пословицы и поговорки о вежливости и доброте, карточки с ситуациями, тетради, учебник ОРКСЭ, цветные карандаши или фломастеры, ручка, простой карандаш.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Проверка домашнего задания в опорных листах.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означают слова светская этика и вспомним правила поведения вежливого человека.
IV. Изучение нового материала.
В жизни существуют моменты, когда сложно определить, как правильно поступить.
Человеку часто приходится быть в ситуации такого выбора.
Учащимся предлагаются ситуации нравственного выбора с неоднозначной оценкой поступков:
- Я добрый, поэтому я подарил друзьям папины марки, которые он собирал марки с детства. Папа расстроился. Разве я не прав?
- Мама угостила меня 2 конфетами. У меня есть 2 друга, и я хотел их угостить. Но ведь тогда мне не останется. А конфеты – то МНЕ мама дала. Я их не угостил. Разве я не прав?
Как нужно было поступить в этой ситуации? (Разыграть ситуации в группах и рассмотреть их с точки зрения всех участников ситуации)
Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА.
Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.
Откроем учебник на стр.4 и прочитаем что такое ЭТИКА.
Так что же такое Этика?
Кто был основателем этой науки?
Что изучает Этика?
Назовите виды Этики.
Светская этика – это нормы поведения принятые в гражданском обществе.
Откроем опорные листы выполните задания 1 и 2.
Игра.
- Поздороваться при встрече …(вежливо)
- Толкнуть и не извиниться …(невежливо)
- Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)
- Перебивать старших…(невежливо)
- Уступить место пожилому человеку… (вежливо)
- Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо)
А теперь послушайте пословицу. Попробуем вместе понять ее мудрость.
Посей поступок – пожнёшь привычку;
Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;
Посей добродетель или порок - пожнёшь характер;
Посей характер – пожнёшь судьбу.
В чём её мудрость? Сложно ответить. Нам поможет притча.
Обратимся к опорным листам задание 3.
V. Закрепление изученного материала.
Проигрывание ситуаций. Работа в группах.
Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета.
Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.
Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?
Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.
Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.
После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.
- В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым?
- Какое поведение вы не одобряете?
VI. Итог урока.
- С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.
Автор учебника : А.И.Шемшурина.
Тема. Этика - наука о нравственной жизни человека.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: - познакомить детей с понятием этика, со стандартными приёмами эстетических форм поведения; сформировать умение применять их; научить сопоставлять добро и зло.
Формирование УУД:
Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация на воспитание нравственной культуры, на уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела.
Регулятивные действия: отслеживание собственных поступков и их анализ.
Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.
I . Организационный момент урока.
- Ребята, мы знакомимся с новым для нас предметом. Положите перед собой учебник, рассмотрите его внимательно, пролистайте аккуратно. Учебник яркий, интересный. Он будет вам верным помощником! Берегите его!
II . Актуализация знаний
-Но что мы будем изучать? Прочитайте название учебника. Кто-нибудь знает, что означает слово этика?
-Давайте узнаем. Ответ мы найдём в стихотворении В.В. Маяковского.
- Так что такое этика? (Ответы детей).
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означает слово этика.
- Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо . Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.
IV . Изучение нового материала.
1. Работа в парах.
- Вспомните основные правила работы в парах. Положите перед собой маршрутные листы. Подпишите их.
- Просмотрите мультфильм дальше. Запишите основные черты героев мультфильма в два столбика, разделив их на положительные и отрицательные. (Приложение. Задание 1).
- Какие черты вы выделили? (Смелость - трусость, дружелюбие/доброта - злость, чистоплотность - неряшливость,…)
Те люди, которые обладают положительными качествами, называются в обществе воспитанными, вежливыми людьми.
2. Игра - физминутка
Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо).
Уступить место пожилому человеку… (вежливо).
Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо).
В автобусе при встрече с другом громко прокричать приветствие…(невежливо).
Выбросить фантик в мусорное ведро … (вежливо).
Расхваливать себя перед собеседником…(невежливо).
Честно сказать учителю, почему опоздал на урок … (вежливо).
3. Проблемное задание.
Работа в группах.
Попробуйте в группах перечислить как можно больше качеств вежливого человека. (Приложение . Задание 2)
4. Работа с учебником.
- Каким был кролик?
- Кто жил в пещере?
- Какими качествами обладала змея?
- Какое качество спасло кролику жизнь? Объясни.
- Какова мораль этой сказки? (Вежливость никогда ещё никому не повредила).
V . Закрепление изученного материала.
1. Работа с пословицами.
- Посмотрите на иллюстрации и устно подберите подходящие пословицы из приложения (Приложение. Задание 3).
№ слайда 1
Что такое светская этика
№ слайда 2
№ слайда 3
Цели урока Понять, что изучает светская этикаУзнать значение новых слов: ФИЛОСОФИЯЭТИКАМОРАЛЬНРАВСТВЕННОСТЬ СВЕТСКИЙ
№ слайда 4
№ слайда 6
ЭТИКА – ЭТИКА – (греческое ethike, от ethos - обычай, нрав, характер), философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем (IV век до н.э.). ЭТИКА – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.
№ слайда 8
Мораль — это заданные этикой правила поведения. Мораль — это заданные этикой правила поведения. Мораль - это нечто внешнее, что нужно знать, усваивать, соблюдать.
№ слайда 9
Светская властьСветская властьСветское образованиеСветская жизньСветская этика – нормы гражданского поведения человека в обществе.Религиозная этика – нормы поведения, предписанные религией.
№ слайда 10
Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло; что от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим. Человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.
№ слайда 11
СЛОВАРИК Философия – любовь к мудрости.Этика – наука, сложившееся представление о том, что хорошо и что плохо, нормы поведения.Светский – не церковный, мирской, гражданский.Мораль – привычки, обычаи, правила поведения.Нравственность – правила поведения в обществе. ВЫВОД: этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше!
Читайте также: