Сообщение на тему монастыри россии

Обновлено: 17.05.2024

“Монашество есть внешнее и внутреннее. Миновать внешнее нельзя, но и удовлетвориться им одним тоже нельзя. Одно внешнее без внутреннего даже приносит вред. Внешнее монашество можно уподобить вспахиванию земли. Сколько ни пахай — ничего не вырастет, если ниче­го не посеешь. Вот внутреннее монашество и есть сеяние, а пшено — молитва Иисусова. Молитва освещает всю внут­реннюю жизнь монаха, дает ему силу в борьбе, в особенности она необходима при перенесении скорбей и искушений…”

(преподобный Варсонофий Оптинский).

Мона́х (греч. μοναχός — одиночный, единичный) – член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины (братии), либо в одиночестве,отшельничестве.

Эти слова преподобного Исихия в полной мере отражают жизнь истинного монаха. Что же такое монашество и для чего нужны монастыри в современном мире?

Монахом является православный христианин, который отрекся от мирской жизни и принял обеты:

– девства (монах не может жениться);

– послушания (монах должен во всем слушаться игумена, не опираясь на свою волю и мысли);

– нестяжания или бедности (у монаха не должно быть никакой собственности, все общее с другими монахами).

Монашество зародилось в Египте во второй половине III века. Первым монахом стал Антоний Великий, он прожил в пустыни более 90 лет, перенес тяжкие испытания: голод, жажду, холод, жару, искушения и дьявольские нападки. К таким великим подвижникам стекались люди с разных уголков земли, селились рядом. Начали образовываться монастыри. В них иноки вместе жили и трудились под чутким руководством опытного старца (аббата) по строгому уставу.

Монашество в России

На Руси монашество получило большую популярность и людскую любовь. Первый монастырь образовал в 1051 году Антоний Печерский в Киеве и получил название Киево-Печерской Лавры. В это время в Киеве строятся и другие монастыри: Димитриевский, Спасский Берестовский, Кловский Влахернский. Монастыри на карте страны стали появляться все чаще и чаще. Каждый правитель стремился в своем стольном граде основать монастырь.

Монастыри России становились не только местом уединенной молитвы для иноков, но и крупными образовательными центрами. В православные монастыри стекались христиане со всей страны за советом к опытным старцам, с просьбой о молитве и о материальной помощи. Много испытаний пришлось пережить православным святыням за долгие своего существования, но и в наши дни монастыри России возрождаются или возводятся на новых местах.

Действующие монастыри России – это излюбленные места паломничества православных христиан. Здесь можно уединиться от мирской суеты и набраться душевных сил, получить совет от опытных священников и потрудиться во Славу Божию.

Монастыри России

Свято-Троицкая Сергиева Лавра (Сергиев Посад, Московская область)

Самые известные монастыри России

Троице-Сергиева Лавра

Самый большой монастырь в России. Был основан в 1337 году одним из известнейших русских святых – преподобным Сергием Радонежским. Со временем вокруг его келии начали селиться иноки, желающие уединиться от мирской жизни, так небольшая келья преподобного переросла в крупнейший духовный центр России. С 1608 по 1610 год стены монастыря выдержали осаду польско-литовского войска, численностью 30 тысяч человек, в Лавре же насчитывалось не более 3 тысяч.

В Троице-Сергиевой Лавре подвизились преподобный Никон Радонежский, преподобный Максим Грек, духовные писатели преподобный Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. В Лавре собрана библиотека уникальных книг и рукописей.

С 1814 года в монастыре действует Московская духовная академия.

В 20-е годы XX века монастырь был закрыт. Возрождаться обитель, как и другие монастыри России, стала после Великой Отечественной Войны. Спустя 7 столетий сложнейших испытаний, взлетов и падений Троице-Сергиева Лавра остается одним из почитаемых монастырей на карте России.

Александро-Невская Лавра

Место для закладки монастыря выбрал Петр I в 1710 году. Свое название Лавра получила в честь святого князя Александра Невского. Постройкой руководил архимандрит Феодосий. Со временем монастырь разросся и получил статус Лавры. На территории находится кладбище, где захоронены Фонвизин, Достоевский, Ломоносов, Жуковский, Карамзин, Крылов. Архитектурный ансамбль Лавры является одним из красивейших в северной столице.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

История “земного Удела Пресвятой Богородицы” началась во второй половине XVIII века с постройки нескольких келий рядом с Казанской церковью, где поселилась мать Александра и 3 послушницы. Так образовалась Казанская община, старец Пахомий окормлял сестер.

В 1789 году обитель стал опекать Серафим Саровский — великий подвижник. Он учил сестер жить просто, смягчил чрезмерно строгий устав общины, всей своей жизнью подавал истинный пример любви к Богу и ближним. В 1861 году общине был присвоен статус монастыря. К началу XX века монастырь стал одним из крупнейший в России. Действовали многочисленные мастерские, больница, богадельня, приносил плоды большой фруктовый сад. Сестры жили в любви и труде. Но советская власть не пощадила цветущую обитель: сестер выгнали, храмы закрыли.

Возрождаться обитель начала в 1988 году. Сейчас монастырь полностью восстановлен, обретены мощи батюшки Серафима.

Святыни монастыря: Мощи и икона преподобного Серафима Саровского, икона Пресвятой Богородицы “Умиление”, святая канавка.

Сретенский монастырь

Основан в 1397 году на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. Является одним из старейших в Москве.

Здесь молились цари, патриархи, простой люд, отправляясь на богомолье. Как и многие другие монастыри России, в 20-х годах ХХ века был разорен. Храмы разрушили, на территории советской властью проводились расстрелы. Память о невинно убиенных при входе в монастырь почтили установкой поклонного креста.

В 2017 году на территории, где проводились расстрелы, был возведен прекрасный храм в честь новомучеников и исповедников российских.

В наше время на территории действует Сретенская Духовная семинария и книжное издательство.

Святыни монастыря: мощи Священномученика Илариона, мощи преподобной Марии Египетской, Владимирская икона Божьей Матери, точная копия Туринской плащаницы, крест с частицей животворящего креста Господня.

Валаамский монастырь

Точное время образования обители неизвестно, но уже в Х веке здесь жили и трудились монахи. Основателями монастыря принято считать преподобных Сергия и Германа. В ХI веке обитель ждали тяжелые испытания: шведские войска, на пути которых располагался монастырь, грабили и разрушали ее.

До 1661 Валаамский монастырь являлся примером иноческой жизни, здесь подвизались многие святые, вокруг появились скиты. Но шведские войска до основания разрушили монастырь, убили его насельников, построили себе дома, и собирались навсегда поселиться на острове. По всему Ладожскому берегу шведы уничтожали православные святыни. Только мощи святых покровителей монастыря преподобных Сергия и Германа оставались в могиле. Лишь в 1715 году по указу Петра I Валаамский монастырь начал восстанавливаться. Но в 1754 году монастырь сгорел дотла. Много невзгод и трудностей, взлетов и падений пришлось пережить монастырю и его насельникам.

В годы советской власти Валаамский монастырь, бывший когда-то столпом православной веры на севере России, находился в запустении. 14 декабря 1989 г. первые шесть монахов ступили на поруганную землю древней обители. К 1993 году братия монастыря уже составляла 150 человек. В наше время Валаамский монастырь занимает почетное место на карте России. Восстановлены храмы и скины, развивается сельское хозяйство, действуют гостиницы, подворья. Множество туристов в летнее время устремляются к берегам Ладожского озера.

Соловецкий монастырь

“Северный Афон” – так часто называют эту святую обитель. Условия для жизни здесь невероятно суровые, температура в июле около +12°С.

В 1429 году иноки Савватий и Герман на лодке приплыли к Большому Соловецкому острову, где и поселились.

Самые страшные годы ждали Соловецкий монастырь в ХХ веке. Монастырь был закрыт, о на его территории был размещен Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, куда ссылали политических заключенных. Но около 60 человек братии не покинули монастырь, а добровольно приняли заточение и остались в Соловецком лагере.

Сколько человек было замучено и расстреляно на Соловках во время существования лагеря, сложно даже представить, среди них архиепископы, епископы, митрополиты. Более 30 новомучеников Соловецких были канонизированы в 2000 году Архиерейским Собором.

В 1990 году началось возрождение Зосимо-Савватиевского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.

Святыни монастыря: мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, частица мощей святителя Филиппа, частица мощей святителя Маркеллы, ковчег с главой священномученика Петра(Зверева), икона Пресвятой Богородицы “Одигитрия”.

Оптина Пустынь

Монастырь основан в начале XV века раскаявшимся разбойником Оптой, в монашестве — Макарием. До начала ХХ века являлся крупнейшим в России центром старчества.

Первым вдохновителем старчества стал иеросхимонах Лев, вера в Бога и любовь к людям которого не знала границ. За советом к старцу Льву приходило множество людей.

Схиархимандрит Моисей славился своей подвижнической жизнью, был очень кротким и смиренным, но при этом мудро управлял Пустынью. При нем строились новые храмы, проводилась благотворительная работа.

Схиигумен Антоний брат отца Моисея. Тяжело болел, но со смирением принял свою немощь. 14 лет был старцем в скиту.

Иеросхимонах Иларион ученик старца Макария. Защищал веру православную от нападок.

Иеросхимонах Амвросий один из самых известных оптинских старцев. Основал Шамординскую женскую обитель. Был необычайно умен, его любовь к людям не знала границ.

Иеросхимонах Анатолий мог утешить любого отчаявшегося человека. Чуткий и мудрый наставник и молитвенник.

Схиархимандрит Исаакий стремился сохранить в Оптиной Пустыне, установленные ранее заветы, отличался простотой и отзывчивостью. В его келью мог прийти любой страждущий человек и получить совет и утешение.

Иеросхимонах Иосиф ученик старца Амвросия. Отличался необычайным смирением и непрестанной молитвой.

Схиархимандрит Варсонофий из блестящего военного превратился в прозорливого старца. Ему были известны многие события и мысли приходящих к нему страждущих.

Иеросхимонах Анатолий исцелял больных, утешал унывающих, давал мудрые советы страждущим.

Иеросхимонах Нектарий свои дары прозорливости и чудотворения скрывал за маской юродства. Утешал верующих, подвергшихся гонению.

Иеромонах Никон продолжал исполнять старческое служение после закрытия Оптиной Пустыни. Умер в изгнании.

Архимандрит Исаакий II последний мужественный старец Оптиной Пустыни. На его долю выпали тяжелые испытания: разорение обители. 4 раза был арестован и заключен под стражу. Расстрелян 8 января 1938 года.

В наше время Оптина Пустынь восстановлена.

11 августа 1337 года преподобный Сергий Радонежский основал Свято-Троицкий монастырь. Сегодня в Троице-Сергиеву Лавру съезжаются тысячи паломников. Мы сделали подборку самых известных монастырей нашей страны.

Троице-Сергиева Лавра - самый известный монастырь в России

Троице-Сергиева Лавра

Наверное, сегодня в России нет таких людей, которые ни разу не слышали название - Троице-Сергиева Лавра. Пожалуй, монастырь, основанный 676 лет назад преподобным Сергием Радонежским, сегодня - самый известный в России. С ним неразрывно связаны важнейшие моменты истории Руси. Монастырь принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига, противодействовал сторонникам правительства Лежедмитрия II в Смутное время.

Монастырь быстро стал культурным и религиозным центром Российского государства. Здесь переписывались рукописи, писались иконы, летописи. В росписи самого храма принимали участие выдающиеся иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса собора была написана знаменитая Троица Андрея Рублева. Лавра была всегда излюбленным местом паломников, еще начиная с царских времен. В монастыре был крещен Иван Грозный, а для царевны Софьи Алексеевны, царевиче Ивана и Петра был убежищем. Даже Петр I укрывался здесь, когда спасался из Москвы бегством.

Сегодня в Троице-Сергиеву Лавру приезжают не только помолиться, но и на экскурсии. Здесь можно посмотреть построенный в 15-веке Троицкий собор, церковь Сошествия Святаго Духа на Соборной площади, у северной стены которой покоятся мощи преподобного Максима Грека, Успенский собор, где находятся мощи святителей Филарета и Иннокентия, Трапезный храм, а также самую высокую колокольню России высотой 88,5 метров. Именно с нее 20-к годы был сброшен и разбит царь-колокол. Есть экскурсии по монастырю для детей и взрослых, они проводятся на разных языках.

Также можно посетить Ризницу Троице-Сергиевой Лавры и посмотреть иконы, рукописные старинные книги, произведения шитья, изделия из золота и серебра. Кроме того, здесь есть несколько целебных источников, в которых можно набрать воду.

Александро-Невская Лавра

Александро-Невская Лавра

В конце Невского проспекта в Санкт-Петербурге находится Александро-Невская лавра – ныне действующий мужской монастырь, а также оазис русской духовной жизни на Монастырском острове. Решение о строительстве на этом месте монастыря приписывают Петру I. Считается, что в этом месте, где речка Монастырка впадает в Неву, в 1240 году была битва дружины князя Александра Невского над шведами. В память о тех событиях, а также в честь победы над шведами в 1704 году монастырю и дали название — Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь.

Заложен он был в 1710 году. Позже здесь были построены Благовещенская церковь и часовня, началась застройка монастырской слободы, Митрополичий дом. В 1797 году монастырь приобрел высший статус – статус лавры. Троицкий собор Алексанро-Невской лавры является основным в ансамбле монастыря. На территории монастыря есть Лазаревское и Ново-Лазаревское кладбище, где захоронены Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, Ф.М. Достоевский и другие известные деятели страны.

Александро-Невская лавра является одним из красивейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Туристы приезжают посмотреть на красоту и строгость монастырских корпусов и приклонить голову перед выдающимися деятелями России, покоящимися здесь. Паломники прибывают в монастырь, чтобы поклониться мощам Святого Александра Невского, которые находятся в Троицком соборе лавры.

Валаамский монастырь

Валаамский монастырь

Один из красивейших монастырей – Валаам, расположенный на острове Ладожского озера в Карелии. Действующий мужской монастырь со всех сторон окружен водой и как будто создан для тихой монашеской жизни. Здесь необычайно красивая природа, что еще больше привлекает сюда паломников и туристов. Это место называют Северным Афоном. Начало создания обители здесь связывают с деятельностью Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев.

За свою историю монастырь неоднократно подвергался нападениям и разорениям из-за близости к границе со Швецией. Но сами монахи никогда не брали в руки оружие, предпочитая умереть. В начале XVII века монастырь даже был полностью разрушен, но потом обитель монахов восстановили. В свое время Валаам посещали Императоры Александр I и Александр II, другие члены императорской фамилии, живописцы Шишкин, Васильев, Куинджи, писатели и поэты Лесков, Тютчев, Шмелев, Зайцев, композиторы Чайковский и Глазунов, ученые Миклухо-Маклай, Менделеев и др.

Сегодня паломники могут посетить Валаам только через специальную паломническую службу. Гостей здесь принимают в гостинице, обустроенной в кельях обители. Здесь можно просто отдохнуть в тишине от мирской суеты, принять участие в богослужениях, посетить монастырские выставки, и даже самому поучиться различным видам декоративно-прикладного искусства.

Новодевичий женский монастырь

Новодевичий монастырь

Здесь захоронены представительницы царских и княжеских родов, в том числе великая княгиня Софья Алексеевна. Также гости монастыря могут посетить могилы поэта Давыдова, писателя Чехова, на новом кладбище монастыря похоронены Гоголь, Булгаков и многие деятели русской культуры.

Сегодня часть корпусов и соборов находятся в ведении музея, другие относятся к монастырю. В Новодевичьем монастыре хранятся чтимые Смоленская и Тихвинская (XVI в.) иконы Божией Матери.

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь

В Вологодской области на берегу Сиверского озера расположен Кирилло-Белозерский (также Кириллов) мужской православный монастырь. Его основали в 1397 году монахи Кирилл Белозерский - последователь Сергия Радонежского и Ферапонт Белозерский. В то время монастырь был своеобразным форпостом Московского государства во вражеских землях Новгородской республики. Есть интересная историческая деталь – в 1528 году великий князь Василий III ездил в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. И он родился – будущий царь Иван Грозный, который всю жизнь считал себя обязанным монастырю своим рождением и перед смертью стал пострижником. В 1722 в монастырь приезжал Петр I. Сейчас часть зданий монастыря относится к Историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику.

Паломники могут посетить храмы и музеи монастыря. В храме преподобного Кирилла Белозерского почивают его мощи. Сохранены копия первой деревянной кельи преподобного Кирилла и крест, водруженный иноками при поселении. Недалеко от монастыря, на горе Мауре сооружена деревянная часовня и поставлен поклонный крест.

Оптина пустынь

Оптина пустынь

Оптина пустынь – одна из древнейших русских обителей. Православный монастырь расположен недалеко от города Козельска в Калужской области. Точное время основания её неизвестно, однако, по преданиям, Пустынь существовала ещё до нашествия на Русь монголо-татар.

И сегодня паломники едут сюда в первую очередь в надежде получить исцеление. В состав монастыря входит главный храм— Введенский собор, церковь Марии Египетской, Казанская церковь, Владимирская, за монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения.

Соловки

Соловецкий монастырь

Соловецкий мужской монастырь расположен на Соловецких островах в Белом море, между архангельской областью и Карелией. Соловки хорошо известны и в России, и за рубежом. Первые монахи здесь поселились в 17-м веке. Созданный здесь монастырь поддерживали Великий Новгород и Москва. Вскоре он стал одним из крупнейших в стране. Терпел нападение шведов, был разорен и царскими войсками

После смены государственного строя на Соловки стали ссылать заключенных. Александр Солженицын посвятил Соловкам целые главы своего романа "Архипелаг ГУЛАГ" . Только в 60-е годы прошлого века здесь начали восстанавливать обитель.

Сегодня туристы и паломники могут посетить уникальный музей истории, местный Кремль, Вознесенскую церковь, Ботанический сад, Филипповские островки, лабиринты Большого Заяцкого острова – один из них – крупнейший в мире, Муксалмскую дамбу, рукотворную систему каналов и озер. Также здесь построена церковь Андрея Первозванного, основанная Петром I.

Это лишь несколько достопримечательностей, расположенных на Соловках. Чтобы осмотреть все, не хватит и трех дней. Но самое главное, что привлекает сюда туристов – уникальная природа. Чистейшая вода озер, великолепный вид с островов.

Возрастная категория сайта 18 +

Заложенные вскоре после крещения Руси они выстояли и в междоусобицу, и в период многочисленных войн, и в годы советской власти.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Древнейшая иноческая обитель на Руси была основана в Муроме князем Глебом, первым русским святым. Сын князя Владимира, крестившего Русь, он получил Муром в удел и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь он построил храм, а затем и монашескую обитель.

1.jpg

Жителями монастыря в разное время были многие святые: епископ Рязанский и Муромский Василий, Петр и Феврония. Серафим Саровский посещал здесь святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

В 1552 году Иван Грозный перед походом на Казань дал обет: если возьмет город — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По указу царя, в 1555 году был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм Иван IV даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во второй половине 17 века был построен второй каменный храм — Покровский.

2.jpg

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании в Муроме 8−9 июля 1918 года. С января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию был закрыт.

3.jpg

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения монастыря, серьезно пострадавшего за годы советской власти. Позднее постройки были реставрированы.

Свято-Юрьев монастырь

4.jpg

Строения первоначально были деревянными, как и соборная церковь. В 1119 году повелением князя Мстислава Великого был заложен каменный храм — Георгиевский собор. Он был выстроен мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи.

В южной части Георгиевского собора под плитами древнего пола находились каменные княжеские гробницы 12 и 13 веков. В западной части постройки в деревянных колодах были обнаружены могилы посадников. В 1233 году здесь погребены князь Фёдор Ярославич, старший брат Александра Невского, а в 1224 году и его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 году — Дмитрий Шемяка, претендент на великокняжеский престол.

5.jpg

В 12 веке князь Мстислав наделил Юрьев монастырь значительными земельными владениями. Жалованная грамота, древнейший из сохранившихся русских юридических документов, хранится сегодня в Новгородском музее. Накопленные в следующие столетия богатства во многом были утрачены после секуляризации в 1770-х.

Возрождение обители приходится на начало 19 века и связано с именем архимандрита Фотия, пользовавшегося благосклонностью Александра I и графини Анны Орловой-Чесменской. На средства последней в монастыре проведены обширные работы. За короткое время были построены Западный корпус с церковью Всех Святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничной церковью Неопалимой Купины. В 1841 году появилась колокольня по проекту архитектора Карла Росси.

В 1921 году было принято решение об экспроприации имущества и ценностей монастыря. К концу десятилетия из шести действовавших церквей остался только Крестовоздвиженский храм. С 1932 года по сентябрь 1941-го в комплексе построек располагался инвалидный дом им. Свердлова.

6.jpg

Во время Великой Отечественной войны здесь располагались немецкие и испанские воинские части. После войны и до конца 1980-х годов на территории монастыря жили люди, размещалась почта, техникум, музей, продовольственный магазин и художественный салон.

25 декабря 1991 года комплекс зданий был передан в ведение Новгородской епархии и была воссоздана монашеская община.

Антониев монастырь в Новгороде

Заложенный в начале 12 века сегодня этот монастырь не действует. Биография основателя обители преподобного Антония Римлянина описана в его житии, составленном через несколько столетий после его смерти. По легенде, святой родился в Риме, а в Новгород приплыл на намоленном камне.

7.jpg

При Антонии был построен каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Согласно первой Новгородской летописи, работы велись всего два года — с 1117-го по 1119-й. Изначально собор был трехнефным, одноглавым, с круглой лестничной башней. Со временем он оброс пристройками, число глав было увеличено до трех. В 1125 году храм был расписан фресками. Их фрагменты сохранились до наших дней.

8.jpg

В 1920 году был упразднен и сам монастырь, а собор Рождества Богородицы, как и церковь Сретения, оставались действующими до 1932 года. Сегодня монастырские постройки входят в состав новгородского музея-заповедника, на территории располагается несколько факультетов НовГУ.

9.jpg

Борисоглебский мужской монастырь

Основан преподобным Ефремом около 1038 года, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. Название обители возникло от имен князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.

10.jpg

Расцвет обители приходится на вторую половину 18 века: на месте старого Борисоглебского собора был возведен новый с тем же названием по проекту архитектора Николая Львова. В 1804 году была заложена надвратная церковь-колокольня, проект которой, по мнению некоторых исследователей, также был разработан Львовым. Ее строительство вел архитектор Яков Ананьин.

11.jpg

В 1925 году монастырь был распущен. На его территории сначала находилась тюрьма строгого режима, затем лечебно-трудовой профилакторий и позднее Всероссийский историко-этнографический музей. В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и церковью.

Зверин-Покровский женский монастырь

Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Первое упоминание о нем относится к 1148 году, когда сгорела от удара молнии деревянная церковь Покрова.

Главная церковь в монастыре называлась Покров Святой Богородицы. Заложенная в 1355-м она является самой старой из сохранившихся до наших дней построек обители. Церковь строилась на собранные новгородцами средства.

Также в монастыре сохранилась церковь Симеона, сооруженная в 1468 году. Ее особенность — в наличие двух этажей: первый, подцерковье, использовался как служебное помещение, второй — для богослужений.

12.jpg

В 1919 году Зверин монастырь был обращен в приходскую церковь, хотя сестры продолжали в нем жить. Они попытались организовать в монастыре сельскохозяйственную молочную артель, но безуспешно. В январе 1930 года решением властей деятельность прихода была прекращена. Покровский собор был возвращен РПЦ в 1989 году.

Если говорить о монастырской традиции, необходимо начать с ее истоков, а именно с образования первого монастыря на Руси. Таким монастырем является Киево-Печерская Лавра, образованная афонским монахом Антонием вблизи Киева в XI веке. Годом основания Киево-Печерского монастыря является 1051 год, когда у отшельника Антония, трудящегося на Берестовой горе появились ученики Феодосий и Никон.

Антоний принес на русскую землю традиции афонского монашества и передал их своим ученикам, так зародилось монашество на Руси. Русские монастыри созданы по подобию монастырей, находящихся на святой горе Афон, оттуда они переняли монастырский уклад, правила богослужений и образ жизни монахов.

Монахами в православной церкви называются подвижники, которые берут на себя духовный труд молиться за всех людей Богу, отрекаясь от мирской жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты, к которым относятся: обет безбрачия, обет послушания (каждый монах несет в монастыре, данное ему настоятелем послушание), и обет нестяжания, монах отрекается от возможности иметь какую-либо собственность.

Православные монастыри подразделяются на несколько видов:

Обычные монастыри – они являются монашескими общинами со своим укладом, где монахи трудятся под руководством настоятеля. К таким монастырям относятся: Кирилло-Белозерский монастырь в Вологодской области, Новодевичий монастырь в Москве, Ферапонтов монастырь, Никитский монастырь, Высоцкий монастырь в Серпухове и большинство небольших монастырей России.

Лавра – особый вид крупного, обязательно только мужского монастыря, который имеет важное духовное значение для духовной жизни всей страны. Также Лавры – это очень крупные монастыри, в которых насчитывается от 50 и более монахов, которые занимают большую территорию, имеют множество подразделений, таких как пекарня, мастерские различных ремесел, школы чтецов, иконописные мастерские и т.д. В России в настоящее время находится всего две Лавры, это Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде и Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге, расположенная в восточной части Невского проспекта, сегодня это уже один из центральных районов города.

Ставропигиальный монастырь – монастырь, имеющий особый статус, который делает его подчиненным не местной епархии, а напрямую патриарху. Их в России всего шесть: Соловецкий монастырь, Симнов монастырь в Москве, Донской монастырь, Новоспасский, Заиконоспасский и Новоиерусалимский монастырь.

Скит – это совсем маленький монастырь, который располагается вдали от любых населенных пунктов. Ранее скитами назывались места жизни отдельных отшельников, которые жили в одиночестве и исполняли более строгие монашеские обеты. Сегодня это чаще маленькие, отдаленные монастыри, которые находятся в подчинении монастыря более крупного. Например, Никольский скит принадлежит Валаамскому монастырю, а Андреевский и Никольский скиты Александро-Невской Лавре.

Монастыри

Популярные сегодня темы

Ласка – очень интересный зверёк. Она совсем неласковая по натуре. Сложно сказать, что именно послужило поводом для такого названия. Этот зверёк далеко не ласковый. Ласка обладает особыми хара

Невозможно представить нашу жизнь без символов, которые помогают дать характеристику чего-либо с помощью количественного выражения. То есть, чтобы присвоить предмету номер, в настоящее время

Машков Илья Иванович (годы жизни 1881-1944) представляет собой одного из русских художников, являющимся основателем, членом и участником различных художественных обществ, включая объединение

За все время существования человечество создавало и совершенствовало политику, политический строй и взаимоотношения людей в государстве. Самой примитивной формой правления является

Песок – одно из самых распространенных ресурсов, имеющихся на нашей планете. Песок образовался из древних осадочных горных пород, которые прошли многомиллионый путь измельчения

Природа издавна служит мощнейшим вдохновителем творчества художников и музыкантов, поэтов и писателей. Ее невероятная мощь, величие, красота, изменчивость – все это находит отражение в разл


Монастыри представляют собой форму организации монашеской жизни. Православная обитель — учреждение, в котором живут и трудятся христианские общины людей, добровольно выбравших путь служения Всевышнему Творцу.

Для чего нужны монастыри

Монашество есть образ христианского жития, в котором заключено полное посвящения себя служению Единому Богу. Монахи (иноки) избирают уединенную жизнь, отказываются от мирских удовольствий и пребывают в непрекращающемся внутреннем общении с Господом. Однако они продолжают оставаться со всеми живыми существами посредством собственной молитвы.


Спасо-Преображенский монастырь в Муроме является самым древним

Важнейшая задача любой христианской обители — это дело религиозного направления, то есть восстановление утерянных связей с Господом после того, как первые люди преступили Его Закон. Так как Бога невозможно постичь при помощи материальных чувств, монахи учат мирян возвращать Божью милость при помощи молитвословия.

Таким образом, молитвенное прошение за всех людей, а также за сам мир — первостепенная задача обитателей каждого христианского монастыря.

10. Богородице-Рождественский мужской монастырь



Он находится во Владимире. Монастырь заложили в 1191 году, по приказу великого князя Всеволода Юрьевича. Во время правления Александра Невского и еще более 100 лет после его смерти это был одним из самых влиятельных монастырей на Руси.

После 1917 года в этом здании размещалось ВЧК, а в 1930 году монастырь решили снести. В этом же году уничтожили собор и колокольню, а на этой территории построили следственные изоляторы. В них держали представителей духовенства, некоторых из которых приговорили к расстрелу.

Все храмовые постройки были разрушены, за исключением Христорождественского храма. С 1993 года началось возрождение монастыря: реконструировали сохранившийся храм, начали строить собор. Сейчас это действующий монастырь, у которого есть свои святыни.

Виды монастырей

Монашеские обители в Отечестве — это не только религиозное учреждение, но и памятник культуры народа. Большинство древних религиозных комплексов имеют многовековую историю, наполненную периодами расцвета, падения и восстановления.

В православной традиции выделяют несколько видов монастырей.


Свято-Троицкая Сергиева Лавра — самый известный монастырь в России

На заметку! В особожительных (идиоритма) монастырях у иноков частная собственность, они не обедают вместе и не носят одинаковых одеяний. Такие монахи получают деньги для существования от настоятеля за свое послушание. Каждый из них живет в отдельной келье, только он определяет количество необходимых молитв и список религиозной литературы для чтения.

Общее служение в особожительных обителях совершается только по воскресным дням. Эту форму учредили на Афонской горе в XIII столетии, сохранялась она до 1950 — х годов, после чего её преобразовали в киновию.

Видео о 10 старейших монастырях России

9. Псково-Печерский мужской монастырь



Это один из самых крупных монастырей в России. Он находился на территории Эстонии. Из-за чего смог устоять в сложный послереволюционный период и ни разу не закрывался. Но его прихожане все равно подвергались дискриминации. Годом его основания считается 1473, когда освятили пещерную церковь Успения Божией Матери. Здесь когда-то подвизался знаменитый архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Новодевичий женский монастырь

Самые известные монастыри России, Новодевичий женский монастырь

8. Благовещенский мужской монастырь

Его смог возродить митрополит Алексий. Он отправился в Золотую Орду, и пообещал, что если его визит закончится хорошо, заново его отстроить. Митрополит вылечил супругу хана, и тот отказался от набега. В 1370 году он смог исполнить свой обет. До революции здесь хранился список Корсунской иконы Божией Матери, который смог уцелеть при 3 пожарах. Но потом монастырь закрыли, список исчез. После здесь расположился планетарий. В 90-ых началось его возрождение.

Кирилло-Белозерский монастырь

Самые известные монастыри России, Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь раскинулся на берегу Сиверского озера. Своим появлением он обязан преподобному Кириллу, основавшем его в 1397 г. Строительство начиналось с обустройства кельи-пещеры и установки над нею деревянного креста. В том же году состоялось и освещение первой святыни – ею был деревянный храм, отстроенный во имя Успения Пресвятой Богородицы. К 1427 г. в обители числилось около 50 монахов. В первой половине XVI в. у монастыря начинается новая жизнь – в него на богомолье стали регулярно съезжаться все московские вельможи и цари. За счет их богатых пожертвований иноки быстро застроили обитель каменными постройками. Ее главной достопримечательностью считается Успенский собор. Появившийся в 1497 г., он стал первым каменным зданием на Севере. Разнообразным архитектурным изменениям монастырский комплекс подвергался до 1761 г.

7. Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь



Он находится на Соловецких островах, раскинувшихся в Белом море. Начиная с XVI века он служил тюрьмой, в которой побывало более 500 человек. После 1883 года, когда тюрьму закрыли, в монастырь по-прежнему ссылали некоторых представителей церкви, провинившихся в чем-то.

В 1920 году монастырь ликвидировали, там появилась Соловецкая тюрьма, куда сажали интеллигенцию, офицеров белой армии и духовенство. В 1967 году здесь появился музей-заповедник, а в 2007 году его вывезли с территории монастыря.

Валаамский монастырь

Самые известные монастыри России, Валаамский монастырь

6. Ризоположенский женский монастырь



В Суздале стоит этот монастырь, основанный в 1207 году. Он прославился благодаря святой Евфросинии. В миру она была княжной Феодулией Черниговской, которая приняла в этом монастыре постриг, а потом стала его настоятельницей. Она совершила множество чудес при жизни, а также 2 посмертных чуда, о которых написал инок Григорий.

В 1923 году, монастырь закрыли, его колокола отправили на переплавку, а в зданиях расположились охранники политизолятора. Только в 1999 году его вернули церкви и он возродился.

Александро-Невская Лавра

Самые известные монастыри России, Александро-Невская Лавра

5. Кирилло-Белозерский мужской монастырь



Другое его название – Кириллов монастырь. Он раскинулся у Сиверского озера в Кириллове. Расцвет монастыря пришелся на 15-17 века, когда он был самым крупным и богатым в России. Его устав отличался особой строгостью. Он был одним из российских книжных центров.

Считается, что здесь царская чета вымолила наследника, который позже стал Иваном Грозным. После революции монастырь разорили, его настоятеля расстреляли. Все вывезли, а также забрали монастырскую библиотеку. Его могли бы разрушить и снести, если бы в 1924 году здесь не открылся музей-заповедник. До сих пор верующие пытаются возродить монастырскую жизнь в его стенах.

Троице-Сергиева Лавра

Самые известные монастыри России, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

4. Введенская Оптина пустынь



Эта одна из самых старинных обителей расположилась рядом с городом Козельском. Согласно легенде ее основал раскаявшийся разбойник по имени Опта.

В 1821 году здесь появился скит, в нем поселились пустынники. К ним тянулись люди со всей России, пытаясь получить ответы на свои вопросы и исцеление. После гибели сына Ф.М. Достоевский пробыл в скиту 3 дня.

Монастырь прославился Оптинскими старцами, которые стали утешителями народа. После революции Оптина пустынь закрыли, здесь размещался и дом отдыха, и концлагерь, и госпиталь. В 1987 году ее вернули церкви.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Самые известные монастыри России, Спасо-Преображенский мужской монастырь

3. Свято-Юрьев мужской монастырь



У реки Волхов, на окраине Великого Новгорода расположился Юрьев монастырь. Его основали в 1030 году, когда –то считался духовным центром всей Новгородской земли. После октябрьского переворота все ценности из монастыря вывезли, а после 1932 года в нем расположился инвалидный дом. Позже здесь жили люди, были размещены почта и другие учереждения. Лишь в 90-ые годы началось его возрождение.

Серафимо-Дивеевский монастырь

Самые известные монастыри России, Серафимо-Дивеевский монастырь

Серафимо-Дивеевский монастырь – женская обитель, основанная во 2-й половине XVIII ст. На собственные средства матушки Александры сначала был заложен фундамент Казанской церкви. Ее освящением по мере окончания строительства занимался Пахомий – мастер, известный сооружением Саровской пустыни. Помещение церкви было оборудовано 2 приделами – во имя архидиакона Стефана и Святителя Николая. Затем в Дивеево появились Троицкий и Преображенский соборы. Последний сооружался на солидные пожертвования, ведь в его конструкции впервые применялся железобетон (ранее такой материал при строительстве святынь не использовался). Но главным храмом здесь считается Троицкий собор, в котором покоятся мощи Серафима Саровского. Все желающие получить благодатную помощь и исцеление специально собираются у раки с мощами преподобного.

2. Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь



Он расположился на острове Ладожского озера, со всех сторон окружен водой. Считается одним из самых красивых монастырей. Его называют Северным Афоном. На него не раз нападали и разоряли, но монахи никогда не брали в руки оружие и не защищались, предпочитая умереть.

Расцвет монастыря пришелся на XIX век. После революции он остался на территории Финляндии, благодаря чему смог устоять, но подвергался дискриминации со стороны финских властей. До 1940 года Валаам принадлежал Финляндии, но потом вновь отошел к России после русско-финской войны. Сейчас к нему стекаются паломники, которых привлекает не только история обители, но и красивейшие пейзажи.

Псково-Печерский монастырь

Самые известные монастыри России, Псково-Печерский монастырь

Псково-Печерский монастырь основан в 1473 г., когда состоялось освящение Успенской церкви, выкопанной в песчаном холме преподобным Ионой (она располагалась у ручья Каменца). За первые 500 лет своего существования обитель пережила много разных нехороших событий, и лишь при игумене Дорофее она познала период расцвета. Уже в 20-е годы XVI в. была благоустроена и расширена церковь Успения, появились другие храмы и здания разнообразного назначения. Строительными работами заведовал государев дьяк Мисюрь Мунехин. Для устройства обители он не жалел никаких средств, поэтому после смерти и был похоронен в пещере при монастыре (ранее миряне здесь не покоились). Следующий период расцвета монастыря пришелся на годы служения в нем игумена Корнилия. При нем обитель стала известной, как никогда ранее. Благодаря средствам богомольцев, стекавшихся на подворье потоками, некогда убогая обитель пополнялась угодьями, вотчинами и драгоценными вкладами.

1. Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь



Он находится на берегу Оки, в Муроме. Ему покровительствовал Иван Грозный, по его приказу был выстроен основной собор, и подарены ему обширные вотчины. После революции его настоятеля обвинили в участии в восстании и монастырь закрыли. Он работал как храм, а в 20-ые годы был отдан музею, позже – НКВД. Возрождать обитель стали в 1990-ые годы.

Кол-во блоков: 32 | Общее кол-во символов: 28760
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

Читайте также: