Сообщение на тему методы наблюдения и анализа в ходе групповой дискуссии по методики р бейлза

Обновлено: 30.06.2024

Задача: Выявление типов поведения людей в дискуссии.

В данной лабораторной работе студентам предлагается использовать схемы наблюдения. В работе предлагается использовать схема наблюдения Р. Бейлза (описание приводится по Горбатов, 2003; Корнилова, 1997).

Схема наблюдения Р. Бейлза

Р. Бейлз путем свободного наблюдения за работой групп выявил более восьмидесяти признаков межличностного общения, которые при систематизации были сведены в 12 категорий, а последние - в четыре класса: позитивные эмоции, решение проблем, постановка проблем, негативные эмоции (на схеме обозначены заглавными латинскими буквами).

Строчными латинскими буквами здесь обозначены связи между категориями:

а - проблемы ориентации,

b - проблемы оценивания,

с - проблемы контроля,

d - проблемы нахождения решения,

е - проблемы преодоления напряженности,

f - проблемы интеграции.

Данные связи были выделены на основе соответствующей концепции стадий групповой работы при решении задач Р. Бейлза.

Работая со схемой Бейлза, наблюдатель имеет возможность зафиксировать формальную (но не содержательную) сторону общегрупповой дискуссии. Для этого он, категории из перечня соотносятся с репликами участников общения.

Данный этап может быть оформлен следующий образом:

¾ к кому обращается? (адресат);

¾ по какой категории? (номер).

При анализе записи номер категории указывает и на тип высказывания, и на его эмоциональную окраску, а также на стадию решения проблемы. Частота речевых актов также отражает особенности протекания дискуссии, в частности, в виде процентных соотношений разных видов актов на различных стадиях обсуждения.

Считается, что описанная система категорий главным образом приспособлена для наблюдений за дискуссиями на заданную тему в ученических и студенческих группах. Она активно применяется и сейчас, несмотря на ряд существенных критических замечаний (формальность анализа, произвольность выделения количества и содержания категорий и т.д.).

1)Используя предложенные схемы, проведите наблюдение за ходом дискуссии в коллективе.

2) Сопоставьте содержание программ наблюдений и полученные Вами результаты с аналогичными характеристиками работы других наблюдателей из числа Ваших коллег.

3) Продумайте, в чем состоят недостатки предложенной системы категорий? Что бы Вы изменили в ней?

Пример выполнения лабораторной работы

Методика исследования:Методика наблюдения за ходом дискуссии Р. Бейлза.

Цель исследования:Выявление типов поведения в дискуссии.

Процедура исследования:Исследование проводится по методике Р. Бейлза (Горбатов, 2003). Используется систематизация признаков межличностного общения — 12 категорий (обозначены буквами а, в, с, d, е). Категории сведены к 4-м классам: А, B, C, D (по Т.В. Корниловой).

Строчными латинскими буквами обозначены связи между категориями.

а - проблемы ориентации,

b - проблемы оценивания,

с - проблемы контроля,

d - проблемы нахождения решения,

е - проблемы преодоления напряженности,

f - проблемы интеграции.

Класс А. Позитивные эмоции:

f 1. Выражает солидарность, повышает статус другого, вознаграждает;

e 2. Выражает ослабление напряжения, шутит, смеется, выражает удовлетворение;

d 3. Соглашается, выражает пассивное принятие, уступает;

Класс В. Решение проблем:

c 4. Дает совет, направление, подразумевая автономию другого;

b 5. Выражает мнение, оценивает, анализирует, выражает чувства, желания;

а 6. Дает ориентацию, информацию, уточняет, подтверждает;

Класс С. Постановка проблем:

а 7. Запрашивает ориентацию, информацию, повторение, подтверждение;

b 8. Запрашивает мнение, оценку, интересуется самочувствием;

c 9. Спрашивает совет, направление, возможный способ действия;

Класс D. Негативные эмоции:

d 10. Возражает, дает пассивное отвержение, формален, отказывает в помощи;

e 11. Выражает напряжение, просит помощи, пасует перед проблемой;

f 12. Выражает антагонизм, подрывает статус другого, защищает или утверждает себя.

Исследование проводится непрерывно и однократно, т.е. исследователь не возвращается к просмотренным ранее эпизодам с целью уточнить или прояснить увиденное. Запись разбита на равные промежутки времени по 10 минут каждый и начинается с 12-й минуты фильма (момент озвучивания проблемы и начало дискуссии).

Оцениваются высказывания, доступные для слуха всех участников. Эпизоды, в которых персонажи ведут закрытые для остальной группы диалоги или мыслят вслух, пропущены.

Аникеева — ж., около 50 лет, председатель правления кооператива.

Сидорин — м., около 40 лет, член правления кооператива.

Малаева, - ж., около 30 лет.

Жена Гуськова — ж., около 40 лет, присутствует на собрании вместо мужа, сотрудника института.

Карпухин — м., около 40 лет.

Кушакова — ж., 35-40 лет, член кооператива, не является сотрудником института.

Смирновский — м., около 50 лет.

Марина — ж., дочь Смирновского, член кооператива, не является сотрудником института. Из группы, кроме отца, знакома с только с Наташей.

Наташа — ж., 25-30 лет, не является членом кооператива, сотрудница института.

Тромбонист — м., 35-40 лет.

Сын Милосердова — м., 25-30 лет, не является сотрудником института.

Фетисов - м., 35-40 лет.

Хвостов - м., 35-40 лет. По состоянию здоровья не может говорить, но активно участвует в дискуссии, прибегая к невербальному общению.

Якубов — м., пенсионер, сотрудник института.

Таблица. 1 Запись наблюдения за дискуссией.

1 — 10 мин. 11— 20 мин. 21 — 30 мин. 31— 40 мин. 41 — 50 мин. 51— 60 мин. 61— 70 мин. 71— 80 мин. 81 —85 мин.
Аникеева (А) Г-d10 (3); X-d10; Г-f12; Я- f12 Г/Ф/X-f12; Х- f12 (2); ГРП-а6; Г-d10; Ky-f1 (3); Г-f12 (3); Ф-f12; ГРП-е11 М-f12 (2); Ф-f12; X-f12; ГРП-d10; ГРП- b5; РП-d3 М-d10 (2); T-f12; Я-f1 (2); ГРП- d3; М-f12); ГРП-b5; ГРП-с4; СМ-с4; Ф-с4; СМ-d10; СМ- f12(2); ГРП-е11; ГРП-в5; Кy-d10; Ку-f12 (2) ; Ку-f12; ГРП-d3; Г-d10; C-f12;
ЖенаГуськова(Г) С-f12, ГРП-f12; Af12(2); ГРПе11(3); ГРП-b5; ГРП-а6; A/C- f12(2); A-f12- (4); K-f12; C-a6; C-f12; Ку- f12 (2); ГРП-f12; M-f1; K-f12; M-f1; ГРП-е2 М-f1(2); X-f1; Ку-f1А2; ГРПе11; С-а7; ГРП-е2; ГРП-е2
Жених (Ж) Г/Ф/Я/X- d10 ГРП-b5 Г/Ф/Х-е11; ГРП- b5; М -f12; T-f12 ГРП- e11; C- f12; Ку-f12; Ку-а6; ГРП-а6; ГРП-е2
Карпухин (К) Г/Ф/Я/X- d10 АС-f1; Я-f12; Г-f12; T-f12; Г/Х-f12 Я-f12; ГРП -f12; Г/Ф/X -e11; ГРП- c4 М-f12; ГРП- e11; ГРП-b5 (2); ГРП-d3; A-d3 ГРП – b5; ГРП – f12; M –f12; C-f12 М- f12(3); Ф-f12; Г-f12; H-f12(2); H-d3 ГРП- f12(2); Г-f12; СМ- b5; М-е11; М-f12; X-f12; ГРП-d10; Ф-d3; ГРП- e2; ГРП- f12;
Кушакова(Ку) X-f12; H- d10 Ф-f12; Ф-b8; Г- f12; T-f12; Г/Х- f12 ГРП-е11; M-A7; М-f12 (2); ГРП- b5; М-f12 (3); ГРП-f12 М-f12; C-f12; М-f12; A- f12 (3); A-f12; ГРП-f12; ГРП-f12
Малаева (М) A/C-f12; ГРП-f12; Х-а7; ГРП-а6 (3); Ж-d10 (2); C- а6 (2); Ky-f12; A- f12; K-f12; ГРП-b8; ГРП-f12 (2); ГРП-с4; ГРП-b5; A-d3; ГРП-а6; К-b5; ГРП- c4; C-c4; K-d3; K- d10; Я-f1; ГРП-с4; C-d10; Ж-с4; ГРП-е2 K-f12(4); Ку/сМ- d10; Ку-е11; ГРП-е11; Ку-f12; Г-f1; ГРП- e2; Г-f1; ГРП-а7
Марина (Мн) Ф-f12; Н- f12; X-f12; М-d10; ГРП-d10; ГРП-е2
Наташа (Н) X-f1 (3) К-а7; ГРП-е2; A-f12; СМ-f1; ГРП-f12;
Смирновский (СМ) ГРП-а6; A-d10; C-f12; A-f12; K-b5; ГРП-е2 ГРП-b5; C-d3(2); А-а6; ГРП-а6; ГРП-f12; К-f12; H-f1 K-f12; Ку-d10
Сидорин (С) Г-d10; Ф-d10; ГРП-а6; X-f12; Я-f12; X-d10; ГРП-f12; М-d10 (2) Г/Ф/Х/Я-с4 ; Г/Ф/Х/Я-а7; М-f12 (2); РП- b5 (2); РП-d3 М-а6; T-f12 (2); Я- f1(2); K- f12; ГРП-с4 (2); К- d3; Ф- d3; A- d10; Ky-f12; Ку-d3; СМ-f12; CM-f12; Х-а7; Х- d10 ГРП- d3 (2); Ку-f12; Г-f1; ГРП-с4; ГРП-f1; A-d10;
Сын Милосердова (сМ) H-d10 A-d10; ГРП-b5; М-f1; ГРП-е2; ГРП-е2; K-f12; Ку-d10
Тромбонист(Т) Ф-f12 (2); Г/Ф/Я/X- d10 K-f12; Г/Х-f12 X-f12; М-10; ГРП-е11; ГРП- c4; ГРП-d3; - d10; ГРП-f12 (2); А/С-а7; М-f12; ГРП-f12; ГРП-е2 К-а7; K-f1
Фетисов(Ф) ГРП-Ь5; ГРП-f12; M-f12; ГРП- b5; A/C-f12; См-f12; A/C-f12; T-f12; ГРП-f12; C-a7; ГРП-а6; ГРП- a7; Kу-f12 (2); ГРП-с4 C-f12; A-f12 Я-f12; Ж-d10; M-f1; K-f12; A/C-d10; K-f12; ГРП-е2 ГРП-е2; C-d10; X-f1; X-f1; K-a6; C-f12
Хвостов (Х) А-f12; ГРП-f12; ГРП-b5; A/C-f12; M-f1 ГРП-f12; ГРП-с4 (2); Ж-е2; ГРП-а7
Якубов (Я) Ф-f12; ГРП-а7 A/C-f12; A/C -b5; C-f12 (2); A-f12 (2); К- f12; ГРП-е11; A-f12; A-d10; A/C-a7; ГРП-а6;

Полученные результаты были обработаны следующим образом: суммируются высказывания по категориям и классам.

Таблица 2. Сумма высказываний участников дискуссии по каждой категории и классу признаков межличностного общения.

f1 e2 d3 Сумма А c4 b5 а6 Сумма B а7 b8 с9 Сумма C d10 e11 f12 Сумма D Общая сумма высказываний
Аникеева (А)
Жена Гуськова (Г)
Жених (Ж)
Карпухин (К)
Кушакова (Ку)
Млаева (М)
Марина (Мн)
Наташа (Н)
Сидорин (С)
Смирновский (СМ)
Сын Милосердова (сМ)
Тромбонист (Т)
Фетисов (Ф)
Хвостов (X)
Якубов (Я)
Общая сумма высказываний по категориям и классам

Данные таблицы 2 позволяют выявить процентное соотношение по каждому классу высказываний (табл. 3) для каждого участника и для группы в целом. Общее количество высказываний каждого участника в течение дискуссии подсчитывается и берется за 100%, затем высказывания распределяются по 4-м классам в процентном соотношении. В таблице 3 черный фоном выделены значения, превышающие среднее значение по группе, жирный шрифт означает, что участник ни разу за время дискуссии не прибегал к высказываниям, относящимся к данному классу. Серым фоном отмечены значения, отклоняющиеся от среднего значения больше, чем на 50% в сторону уменьшения (низкие).

Таблица 3. Процентное распределение высказываний участников по 4-м классам признаков межличностного общения.

Позитивные эмоции - A Решение проблем - B Постановка проблем - C Негативные эмоции — D
Аникеева (А) 20,00% 14,00% 0,00% 66,00%
Жена Гуськова (Г) 24.24% 9.09% 3.03% 63.64%
Жених (Ж) 8,33% 33.33% 0,00% 58.33%
Карпухин (К) 15,38% 12.82% 0,00% 71,79%
Кушакова (Ку) 0,00% 4,00% 8,00% 88,00%
Малаева (М) 16.67% 30.95% 7.14% 45.24%
Марина (Мн) 16.67% 0,00% 0,00% 83.33%
Наташа (Н) 62,50% 0,00% 12,50% 25,00%
Сидорин (С) 25,00% 20,00% 5,00% 50,00%
Смирновский (СМ) 25,00% 31.25% 0,00% 43.75%
Сын Милосердова (сМ) 37.5% 12.5% 0,00% 50,00%
Тромбонист (Т) 15.79% 5.26% 10,52% 68.42%
Фетисов (Ф) 16.67% 16.67% 6.67% 60,00%
Хвостов (Х) 20,00% 30,00% 10,00% 40,00%
Якубов (Я) 0,00% 14.29% 14.29% 71.42%
Среднее значение по группе 18.46% 16.48% 4.55% 60.51%

Далее по общему количеству высказываний участника определяется уровень его активности в дискуссии (табл. 4). Активность определяется по шкале (шкала 1) соотношений, где активность прямо пропорциональна количеству высказываний за время дискуссии.Было выделено три уровня активности: низкий, средний и высокий.

Низкая активность Средняя активность Высокая активность
6-20 высказываний 21-35 высказываний 36-50 высказываний

Таблица 4. Уровень активности участников дискуссии

Количество высказываний Уровень
Аникеева (А) высокий
Малаева (М)
Сидорин (С)
Карпухин (К)
Жена Гуськова (Г) средний
Фетисов (Ф)
Кушакова (Ку)
Тромбонист (Т)
Смирновский (СМ)
Якубов (Я) низкий
Жених (Ж)
Хвостов (Х)
Наташа (Н)
Сын Милосердова (сМ)
Марина (Мн)

Таблица 5. Группы участников по признакам

Позитивные эмоции A Решение проблем B Постановка проблем C Сумма В и С Негативные эмоции D
Группа 1
Аникеева (А) 20,00% 14,00% 0,00% 14,00% 66,00%
Карпухин (К) 15,38% 12.82% 0,00% 12.82% 71,79%
Жена Гуськова (Г) 24.24% 9.09% 3.03% 12,00% 63.64%
Кушакова (Ку) 0,00% 4,00% 8,00% 12,00% 88,00%
Марина (Мн) 16.67% 0,00% 0,00% 0,00% 83.33%
Тромбонист (Т) 15.79% 5.26% 10,52% 15.7% 68.42%
Группа 2
Малаева (М) 16.67% 30.95% 7.14% 38,00% 45.24%
Фетисов (Ф) 16.67% 16.67% 6.67% 23,00% 60,00%
Хвостов (Х) 20,00% 30,00% 10,00% 40,00% 40,00%
Сидорин (С) 25,00% 20,00% 5,00% 25,00% 50,00%
Смирновский (СМ) 25,00% 31.25% 0,00% 31.25% 43.75%
Жених (Ж) 8,33% 33.33% 0,00% 33.33% 58.33%
Группа 3
Якубов (Я) 0,00% 14.29% 14.29% 28.58% 71.42%
Наташа (Н) 62,50% 0,00% 12,50% 12,50% 25,00%
Сын Милосердова (сМ) 37.5% 12.5% 0,00% 12.5% 50,00%

Выводы

Исследование, проведенное по методике Бейлза, позволило сделать выводы, основанные на формальной оценке высказываний участников дискуссии, и не затрагивало сути обсуждаемых вопросов и взаимоотношения участников.

Вывод: нестабильный, пассивно-деструктивный тип поведения; достижение цели путем нагнетания обстановки или выжидания в условиях враждебности.

Вывод: группа показала стабильное поведение, направленное на разрешение конфликта путем поиска нестандартных решений.

Методика Бейлза позволила выявить типы поведения участников и динамику дискуссии, не прибегая к анализу ее предмета. В качестве материала для лабораторной работы использовался фильм, благодаря чему нам известны взаимоотношения персонажей и их скрытые мотивы, что не всегда доступно для наблюдения в реальности.

Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является.

Гост

ГОСТ

Наблюдение по Бейлзу — это метод, который Р. Бейлз создал для описания взаимодействия людей (интеракции) в малых группах. Он является классическим и наиболее известным вариантом наблюдения в пределах контроля согласия отчетов нескольких наблюдателей.

Особенности методики наблюдения по Бейлзу в группе

Методика Бейлза — это оригинальная схема (программа), которая позволяет проводить регистрацию различных видов взаимодействий в группе по единому плану. Этот метод автор создавал на базе многочисленных наблюдений за реальными проявлениями взаимодействия в группе индивидов, которые выполняли определенную деятельность. Все зафиксированные виды взаимодействий он свел в категории. С помощью этих категорий теперь можно описать любую групповую деятельность, включая типы поведения во время дискуссии.

В случае необходимости выполнять некоторую общую задачу, развитие деятельности группы по Бейлзу происходит в качестве последовательности этапов. Сначала участники группы ориентируются в отношении общей задачи (обмениваются сведениями), оценивают ход выполнения задачи, друг друга и внешнюю информацию. Далее необходим контроль в попытке членов группы командовать или воздействовать друг на друга. Следующая стадия представлена принятием группового решения и последующим ослаблением межличностных и внутриличностных напряжений.

Метод Бейлза применим для полевых или лабораторных наблюдений, при этом группу наблюдателей необходимо отделить от наблюдаемых, что устранит воздействие их присутствия на исследуемый процесс. Один из способов осуществления отстраненного наблюдения представлен применением одностороннего прозрачного зеркала.

В рамках категорий описание наблюдаемых явлений отличается от описаний через набор любых обозначений. Это предполагает, что с помощью категориальной системы описывается только отдельная сторона поведения. По этой причине в ней возможны дифференцировки каждой категории на другие элементы, которые будут соответствовать содержанию. Категории призваны дополнять друг друга, а вся их система логически завершена в пределах предмета, который задан теоретической концепцией. Именно последний факт отражает то, что в систему невозможно включить новые категории.

Готовые работы на аналогичную тему

Еще одна особенность наблюдения состоит в том, что в любой его момент в отношении конкретного случая, объекта, акта наблюдатель может сделать лишь одно указание. Следовательно, сумма времен отдельных единиц наблюдения представляет собой общее время наблюдения. Таким образом, категориальная система способна прямо операционализировать теоретические подходы исследователя к пониманию процессов для наблюдения.

Особенности стандартизованной методики Р. Бейлза

Среди особенностей рассматриваемой методики следует выделить то, что наблюдение осуществляется не за отдельным субъектом, а в целом за группой. Вопрос согласия наблюдателей здесь нужно рассматривать с аспекта возможного рассогласования информации наблюдений, когда используются одни и те же средства за счет конвенционального характера категорий и присутствует обязательное субъективное подведение наблюдаемых действий под заданные категории.

Исследование человеческого поведения с помощью метода Бейлза проводят в разных сферах психологии, социологии, педагогики и других общественных наук. В каждой науке, тем не менее, для наблюдения будет характерна своя специфика.

В качестве предмета социально-психологического наблюдения здесь выступает вербальное (речевое) и невербальное поведение отдельных людей, групп в некоторой обозначенной социальной среде и ситуации. В процессе наблюдения необходимо зафиксировать:

  • Содержание, последовательность, направленность, частота речевых актов;
  • Выразительность, экспрессивность движения тела;
  • Движения, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанцию между ними, соприкосновения и т.д.;
  • Физические воздействия разного рода, включая толчки, удары, касания, передачу, отталкивание и т. д.;
  • Сочетание данных актов и их признаков.

Есть множество предложений для структурирования наблюдений. Примером может быть изначальное выделение некоторых классов вербального и невербального поведения человека (группы людей). В дальнейшем происходит фиксация их характеристик по количеству, частоте проявления и др.

Взаимодействие (интеракция) происходит по Бейлзу в том случае, когда индивидом осуществляется определенное действие (акт). Оно служит стимулом для другого, заставляя реагировать соответствующим образом. Единица действия (акта) определена в качестве мельчайшего различимого сегмента вербального или невербального поведения, фиксируемого после соответствующей тренировки при использовании заданного набора категорий (наблюдатель при этом непрерывно делает серию отметок о поведении членов группы).

Использование методики для выявления типов людей во время дискуссии

Методика Бейлза нашла свое применение в психологии для рассмотрения поведения людей в ходе дискуссии. Важными проблемами здесь являются:

  • ориентация,
  • оценивание,
  • контроль,
  • нахождение решения,
  • преодоление напряженности,
  • интеграция.

Перечисленные связи в теории были выделены на основе соответствующей концепции стадий групповой работы при решении задач Р. Бейлза.

Наблюдатель, который работает со схемой Бейлза, обладает возможностью фиксации формальной, а не содержательной стороны общей групповой дискуссии. Для этого он соотносит категории из списка с репликами участников общения.

Анализируя запись, номер категории отражает тип высказывания и его эмоциональную окраску, а также этап решения проблемы. Что касается частоты речевых актов, то она определенным образом способна отражать аспекты протекания дискуссии. В частности, это выражается в виде процентного соотношения между разными видами актов на разных стадиях обсуждения.

Исследователи отметили на практике, что данная система категорий главным образом требуется для наблюдений за дискуссиями на заданные темы. Полезной она будет для анализа дискуссий в ученических и студенческих группах. Методику сейчас активно применяют, несмотря на наличие существенных критических замечаний, которые включают формальность анализа, произвольность выделения числа и состава категорий и т.д.

Система анализа интеракций, созданная Бейлзом для наблюдения и анализа взаимодействий в группах, решающих конкретные задачи. Анализ процесса взаимодействия с помощью дескриптивных категорий, отражающих проблемы взаимоотношений и групповые процессы.

Рубрика Психология
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 10.11.2011
Размер файла 18,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Методика наблюдения взаимодействий Р. Бейлза

интеракция бейлз дескриптивный группа

Система анализа интеракций, созданная Бейлзом, облегчает наблюдение и анализ взаимодействий в группах, решающих конкретные задачи (дискуссионных группах). Он предложил 12 категорий взаимодействия, к которым, на его взгляд, можно отнести большинство действий член групп, решающих разные проблемы.

Эти 12 категорий Бейлз разделил на 6 групп. Так, например, категории 6 и 7 касаются проблем ориентации; 5 и 8 - проблем оценки; категории 4 и 9 - проблем контроля (управления); 10, 11, 12 - это негативные эмоциональные реакции; категории 1, 2, 3 - положительные эмоциональные реакции.

Кроме того, названные категории Бейлз сгруппировал по-другому:

Социально-эмоциональная область, связанная с позитивными эмоциональными реакциями - категории 1, 2, 3.

Область, связанная с проблемой - попытки ее решения: категории 5, 6, 7.

Область, связанная с постановкой вопросов: категории 7, 8, 9.

Социально-эмоциональная область, связанная с негативными эмоциональными реакциями - категории 10, 11, 12.

Анализ процесса взаимодействия

Название методики повторяет название книги Р. Бейлза (R.F. Bales, 1960), где впервые описана данная процедура - вариант метода стандартизованного наблюдения. Высоко оценивается за рубежом; включена в Международную энциклопедию социальных наук (R.F. Bales, 1968). В советской литературе кратко охарактеризована и оценена в основном положительно (Ю.Н. Воронов, 1974; А.Г. Здравомыслов, 1969; Е.С. Кузьмин, 1967; В.А. Ядов, 1968). Независимо от Бейлза в некотором отношении сходные категории взаимодействия употребляет П.М. Ершов (1977). Позднее модифицированный вариант опубликован без ссылки на Р. Бейлза и без обоснования модификации.

Впервые разработана как диагностическая процедура, предназначенная для изучения малых групп (их подхода к решению проблем, статусно-ролевой структуры и т.д.), а также личностных особенностей участников и их взаимоотношений. Применение осложнено из-за необходимости специально (в течение 1-2 месяцев) готовить и часто переподготавливать наблюдателей-кодировщиков.

Процесс взаимодействия описывается с помощью 12 дескриптивных категорий, отражающих основные проблемы взаимоотношений и групповые процессы:

a) обмен информацией и определение ситуации в групповом сознании;

b) взаимное оценивание друг друга и внешней информации, формирование групповых ценностей;

с) попытки индивидов командовать друг другом или влиять друг на друга, формирование статусной иерархии;

d) формирование группового решения проблемы:

е) ослабление межличностных и внутриличностных напряжений, поддержание гармонии;

f) развитие взаимопомощи и поддержки, групповая интеграция. Поскольку индивиды могут включаться в эти процессы как позитивно, так и негативно, категории поляризуются и их число удваивается. Перегруппировка категорий по три соответствует двум аспектам групповой жизни:

А и D - социально-эмоциональный (позитивный и негативный),

В и С - деловой, нейтральный.

Бейлз в более поздних работах допускает сведение первоначальных 12 категорий к 8, соответственно, 4 основным параметрам:

адаптивные действия (уступчивость, снисхождение; противоположное - возвышение, доминирование);

интегративные действия (вызывающие принятие или непринятие);

Два последних параметра могут рассматриваться как противоположные полюсы одного и того же измерения, характеризующего вклад в достижение групповой цели.

Описанное преобразование позволяет оценивать действия каждого участника межличностного взаимодействия на пути к интеграции группы.

Обоснованность: методика соответствует предложенной теоретической модели.

Наблюдатель должен усвоить список категорий и смысл каждой из них, причем не в отдельности, а как упорядоченную систему. До начала взаимодействия он запоминает участников и обозначает каждого номером или буквой. При наблюдении он не выпускает группу из поля зрения. Он расчленяет поведение участников на отдельные акты и каждый фиксирует, подводя под ту категорию в схеме, которая лучше всего описывает данный факт. С помощью символов помечается, от кого и кому направлено данное действие. Критерий различения актов жестко не определен. В дискуссионной группе) акт обычно соответствует отдельному предложению, но не сводится к нему, так как при классификации учитывается также интонация, поза, экспрессивные движения испытуемых и т.д. Наблюдатель фиксирует 10-20 актов ежеминутно. Иногда дискриминация основывается на преобладающем поведении участника в заданных временных интервалах. Это облегчает работу наблюдателя, но снижает объективность записи. Существуют варианты по набору категорий и особенностям процедуры. Обработанные результаты наблюдения фиксируются на матрице.

На дальнейшую эволюцию метода повлияла группа исследователей, разрабатывающих идею пространства межличностного восприятия. Бейлз представляет это пространство трехмерным. Человек в групповой ситуации может восприниматься, во-первых, выше или ниже партнера (вес, сила, влияние). Он продвигается вверх, если его вес увеличивается, или вниз, если влияние ослабевает. Полюсы этого параметра обозначаются буквами Д (доминирование) и 3 (зависимость). Во-вторых, человек может восприниматься как настроенный позитивно (вызывает симпатию) или негативно (вызывает отвращение, неприязнь). Соответствующие полюсы обозначаются буквами П и Н. В-третьих, человек может восприниматься как озабоченный достижением групповых целей, выдвигающийся вперед или отстающий. Соответствующие полюсы: И (инструментальный), Э (экспрессивный). Предполагается, что эти три параметра являются ортогональными.

С помощью этой методики предпринимается интересная попытка оценить профиль межличностного поведения индивида как эффективный или неэффективный, в зависимости от позиции, занимаемой им в трехмерном пространстве при решении одной из 12 функциональных проблем группового взаимодействия.

Описанная методика - классический пример четкого анализа наблюдения для выяснения структуры и динамики группы.

Система категорий, используемых в наблюдении, и их основные связи

SI - сумма актов, инициируемых данным участником:

- сумма актов, обращенных к данному участнику;

SO - сумма актов, обращенных к группе в целом.

Полюса трехмерного перцептивного пространства

П - человек воспринимается как настроенный позитивно (вызывает симпатию)

Н - человек воспринимается как настроенный негативно (вызывает отвращение, неприязнь).

И - человек воспринимается как озабоченный достижением групповых целей, выдвигающийся вперед или (инструментальный).

Э - экспрессивный, отстающий.

Системы многопрофильной оценки личности в группе разрабатываются рядом исследователей. Например, уже около 20 лет ведется такая работа американскими психологами под руководством Р. Бейлса. Разработанная ими методика получила название СИМЛОГ (SYMLOG) - система многоуровневого наблюдения группы. Поведение члена группы с помощью этой методики оценивается по 26 переменным, изучение которых предлагается авторами в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: стремление доминировать - подчинение, уступчивость; дружелюбие - враждебность; эмоциональность - аналитичность, ориентация на задачу, самоконтроль. Каждое направление оценки личности в группе рассматривается как вектор, проведенный из центра системы координат. Шесть переменных, соответствующих полюсам трех осей, являются основными; восемь получены как комбинации из двух и шестнадцать - как комбинации из трех ближайших основных переменных.

Подобные документы

Социально-психологическое наблюдение как метод сбора научной информации. Направленное, систематическое прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов и событий. Виды и этапы исследования методом наблюдения; схема наблюдения Бейлза.

доклад [23,4 K], добавлен 18.01.2010

Понятие межличностных отношений в группах и коллективах. Младший школьник и его положение в системе личных взаимоотношений. Исследование особенностей межличностных отношений и взаимодействий младших школьников, выявление их социометрического статуса.

курсовая работа [39,1 K], добавлен 29.03.2009

Исследование самооценки по методу наблюдения, беседы и по методике Дембо-Рубинштейна. Диагностика реактивности объекта путем полевого наблюдения, на основе дневниковой записи, ретроспективного отчета, наблюдения и полустандартизированной беседы.

контрольная работа [37,4 K], добавлен 26.11.2014

Сущность понятия "наблюдение", история возникновения метода наблюдения. Организация исследования индивидуальных отличий близнецов. Психологическая характеристика близнецов-дошкольников на основании предварительных наблюдений за особенностями их развития.

курсовая работа [52,0 K], добавлен 24.06.2011

Дошкольный возраст как этап психического развития. Особенности эмоционально-личностных характеристик старшего дошкольника. Механизм формирования агрессивного поведения у дошкольников и роль типов коммуникативных взаимодействий в семье в этом процессе.

дипломная работа [4,2 M], добавлен 11.12.2015

Наблюдение с использованием и без использования критериев. Методика, обсуждение и результаты наблюдения. Выявление ролевой структуры малых групп в процессе наблюдения за ситуацией группового решения задачи с использованием и без использования критериев.

отчет по практике [17,2 K], добавлен 09.05.2011

Специфика межличностных взаимоотношений в группах учащихся учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Факторы, влияющие на развитие взаимоотношений подростков, проживающих в интернате. Задачи и методика изучения межличностных отношений подростков.

Вложенные файлы: 1 файл

Лабораторная работа 1.docx

Методика исследования: Методика наблюдения за ходом дискуссии Р.Бейлза.

Цель исследования: Выявление типов поведения в дискуссии.

Процедура исследования: Исследование проводится по методике Р.Бейлза (Горбатов, 2003). Используется систематизация признаков межличностного общении – 12 категорий (обозначены буквами a, b, c, d, e). Категории сведены к 4-м классам: A, B, C, D (по Т.В. Корниловой).

Строчными латинскими буквами обозначены связи между категориями.

а - проблемы ориентации,

b - проблемы оценивания,

с - проблемы контроля,

d - проблемы нахождения решения,

е - проблемы преодоления напряженности,

f - проблемы интеграции.

Класс А. Позитивные эмоции:

f 1. Выражает солидарность, повышает статус другого, вознаграждает;

e 2. Выражает ослабление напряжения, шутит, смеется, выражает удовлетворение;

d 3. Соглашается, выражает пассивное принятие, уступает;

Класс В. Решение проблем:

c 4. Дает совет, направление, подразумевая автономию другого;

b 5. Выражает мнение, оценивает, анализирует, выражает чувства, желания;

а 6. Дает ориентацию, информацию, уточняет, подтверждает;

Класс С. Постановка проблем:

а 7. Запрашивает ориентацию, информацию, повторение, подтверждение;

b 8. Запрашивает мнение, оценку, интересуется самочувствием;

c 9. Спрашивает совет, направление, возможный способ действия;

Класс D. Негативные эмоции:

d 10. Возражает, дает пассивное отвержение, формален, отказывает в помощи;

e 11. Выражает напряжение, просит помощи, пасует перед проблемой;

f 12. Выражает антагонизм, подрывает статус другого, защищает или утверждает

Исследование проводится непрерывно и однократно, т.е. исследователь не возвращается к просмотренным ранее эпизодам с целью уточнить или прояснить увиденное. Запись разбита на равные промежутки времени по 5 минут каждый и начинается с 1-ой минуты дискуссии.

Оцениваются высказывания, доступные для слуха всех участников. Эпизоды, в которых персонажи ведут закрытые для остальной группы диалоги или мыслят вслух, пропущены.

Участники дискуссии: эксперты.

Александр Гордон – м., около 50 лет, телеведущий, актер, режиссер.

Фёдор Бондарчук – м., около 50 лет, режиссер, продюсер, актёр.

Николай Бурляев – м., около 65 лет, народный артист России, режиссер.

Ольга Славникова – ж., около 50 лет, писатель.

Александр Голубчиков – м., около 30 лет, киновед.

Дмитрий Быков – м., около 45 лет, писатель.

Валерий Краснопольский – м., около 65 лет, поэт.

Алексей Красовский – м., около 40 лет, сценарист.

Читайте также: