Сообщение на тему мцыри

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 имени А.В.Филипченко

учитель русского языка и литературы

Содержание стр.:

I. Вступление .

Целью исследования является изучение изобразительного образа Мцыри, созданного художниками XX века. Для того, чтобы достичь цели, мы попытались решить ряд задач: изучить иллюстрации с изображением героя, определить его литературные особенности, провести параллели между литературным и изобразительными образами Мцыри.

44 художника создали иллюстрации в период с 1863 по 2005 годы. Это: Л. О. Пастернак (1891 год), Н. Н. Дубовской (1891 год), И. М. Тоидзе (1941 год), Г. С. Ханджян (1959 год), Ф. Д. Константинов (1961 год), И. С. Глазунов (1965 год), Г. А. Мамян (1986 год), Н. Н. Опиок (2005 год) и т.д.

II .Основная часть.

Поэма "Мцыри" была завершена в первой половине 1838 года. "Мцыри" с грузинского переводится не только как "монах", но и как "пришелец, чужеземец, одинокий человек". Герой лишен имени, его судьба - обобщенная судьба романтического пленника, а не конкретной личности. Проблематика поэмы связана с центральными темами поэзии Лермонтова: темой свободы и неволи, темой бунта, зревшего в душе Мцыри и завершающегося бегством из монастыря.

В основе сюжета лежит не ситуация бегства от цивилизации на лоно природы, а ситуация бегства к людям, на родину. Для Мцыри бегство из монашеской кельи вовсе не означает безверие. Скорее, монастырь символизирует темницу земного бытия, из которой стремится вырваться Мцыри. Он — сильная личность, бросившая вызов окружающему миру. В Мцыри воплощен порыв к свободной, полноценной, подлинно человеческой жизни. Главная черта этого героя, определяющая весь его образ,— это духовная связь с родиной, жажда хоть недолго побыть на родной земле, на Кавказе. Кавказ становится для Мцыри романтическим идеалом, к которому он стремится, ради которого он жертвует жизнью:


Увы! — за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял. 3


Действие поэмы разворачивается среди вольной южной природы, родственной душе героя, которая у Лермонтова, является символом романтической свободы. Мцыри превыше всего ценит свободу. Время, проведенное в монастыре, было лишь существованием для него, три дня на воле стали для героя поэмы истинной жизнью:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей. 4


Лермонтов подробно не рассказывает нам о жизни Мцыри в монастыре. Он описывает только самые важные, напряженные моменты в судьбе своего героя.
Но жизнь в монастыре наложила отпечаток на Мцыри, он уже не способен жить на воле. Е го путь на родину оказался движением по кругу - герой потерпел поражение. В чем же причина поражения Мцыри? Главное в том, что в его душе была внутренняя преграда. Он сравнивает себя с "цветком темничным", не выдержавшим испытания невыносимой "сладостью бытия".

Едва взошла заря, Палящий луч ее обжег В тюрьме воспитанный цветок. 5

Таким образом, на воле он так же остался одинок, как и в плену. Он не смог найти самого главного - дороги к людям. Он вновь попадает в монастырь, где должен сделать выбор: либо смириться, либо выбрать новую форму протеста - смерть. Смерть Мцыри - акт его свободной воли. Он погибает. Смерть оказывается для него блаженным забвением на лоне природы, так как именно после смерти герой соединяется и с природой, и с Кавказом.

Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас -
Зачем? .. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов "отец" и "мать". 6

Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасен.
Но, чужд ребяческих утех,
Сначала бегал он от всех, Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Гоним неясною тоской
По стороне своей родной. 8

Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы. 11

Из слов следует, что все описание героя художник обобщил в одной работе.

И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил. 13

Мне было весело вдохнуть
В мою измученную грудь
Ночную свежесть тех лесов,
И только! Много я часов
Бежал, и наконец, устав,
Прилег между высоких трав… 14

Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов… 15

Бой с барсом - центральный эпизод поэмы, это кульминация трех вольных дней героя.

Бой с барсом (Приложение 8), гравюра М. Н. Орловой-Мочаловой, имеет глубокий психологический и философский смысл: это образное воплощение того, что происходит в душе героя. Мы видим настоящего борца, бесстрашного воина:

Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы
И крови. да, рука судьбы
Меня вела иным путем.
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов. 18

Барс концентрирует мощь и злую волю природы, отвернувшейся от Мцыри. Герой в состоянии схватится со зверем на равных. Это поединок физической силы и силы духа. Мцыри слабее барса физически, но им движет дух воли к победе, поэтому и зверь и человек достойные противники. В этом эпизоде апофеоз мотива "дружбы-вражды" Мцыри с природой. Бой с барсом имеет глубокий философский и психологический смысл: это образное воплощение того, что происходит в душе героя. Мцыри одновременно и открыт для всего мира, и одновременно замкнут, не способен понять правду других людей. Мцыри не готов к диалогу с миром людей - в этом его трагедия:

И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я… 19

Фото Мцыри: краткое содержание и анализ поэмы Лермонтова. О каких горах идет речь в произведении?

Главный герой проводит три дня на воле - в горах, где получает смертельные раны в схватке с барсом. Юношу находят и возвращают в монастырь. Он умирает, успев рассказать о пережитом и о своих чувствах старому монаху.


Русский генерал во время Кавказской войны возвращается из похода и везет с собой пленного мальчика. Ребенок болен, и его оставляют на попечение монахам в неназванном грузинском монастыре.

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.

Когда подросший Мцыри уже готовится принять монашеский обет, он внезапно исчезает из обители. Монахи находят юношу спустя три дня - израненного и умирающего.

Перед смертью Мцыри исповедуется старику-монаху, который некогда его крестил. Большая часть поэмы - это предсмертный монолог послушника.

Юноша рассказывает, что делал, видел и чувствовал на воле. Пораженный красотой и величием горной природы, он вдруг вспомнил родной аул и близких. Увидев красавицу-грузинку, впервые испытал томление любви. Сразившись с могучим барсом, он убил зверя, но и сам был тяжело ранен.

Перед смертью юношу тяготит то, что он так и не повидал родной край:

И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.

Мцыри просит похоронить его в дальнем углу монастырского сада, где на его могилу будут взирать горы Кавказа, и обещает, что это принесет ему успокоение.


О каких горах идет речь в произведении Лермонтова?

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.

Очевидно, что Лермонтов вдохновлялся храмом Джвари, расположенным близ Мцхеты, у впадения Арагви в Куру.


В конце произведения Мцыри называет горы, на которые будет смотреть его могила:

Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно-золотист
Играющий на солнце лист!
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!


Рассказ старого монаха. Был ли Мцыри на самом деле?

Если верить первому лермонтовскому биографу П.А. Висковатову, Лермонтов якобы услышал историю о побеге молодого послушника на Кавказе в 1837 году, во время первой ссылки.


Впрочем, одно не исключает другого - первоначалная идея могла вобрать в себя рассказ монаха.

В период Кавказской войны горские дети и правда порой попадали в плен. Так, генерал Алексей Ермолов однажды привез в Тифлис чеченского мальчика: в дальнейшем тот выучился на художника и был известен под русским именем и фамилией - Петр Захарович Захаров (Захаров-Чеченец). Он стал портретистом, был академиком Академии художеств.


Литературный романтизм предполагает описание исключительных героев в исключительных обстоятельствах . Потому события поэмы происходят в горах Кавказа, на фоне буйной экзотической природы.

В основе сюжета лежит традиционная романтическая ситуация - бегство из неволи. А поскольку Мцыри бежит на родину, это возвращение человека к самому себе. Родина в поэме - аллегория свободы и счастья. Но эта свобода и это счастье оказываются для героя недостижимы.

Мцыри так и не попадает домой, но его стремление к свободе самодостаточно, ценно в любом случае. Это естественное, природное чувство. Поэтому в произведение так много места уделено описаниям природы - ветра, скал, птиц. Они олицетворяют душевный порыв самого Мцыри. Природа - это величие и красота, недоступные среди людей.

Но затем природа превращается во врага Мцыри: он не может найти путь к дому и получает смертельные раны в бою с барсом. А окончательное поражение наступает, когда послушник вновь видит ненавистный монастырь и понимает - он вернулся туда, откуда пытался сбежать.

Три дня вольной жизни Мцыри противопоставлены в поэме всей его безрадостной юности. Эти три дня - время высшего наслаждения, настоящая жизнь. И одновременно - самый трагический момент, неотвратимое поражение.

Монастырь в поэме - символ действительности, которая враждебна природе, которая подавляет человека и лишает его свободы. Но и этот монастырь не вечен. Уже из вступления мы узнаем, что теперь на месте обители остались лишь руины.

Таким образом, автор смотрит на происходящее с высоты вечности. И это примиряет читателя с жизненной трагедией, дает успокоение.

Так пишет о впечатлениях поэта его первый биограф, П.А. Висковатов. Любуясь этой дорогой, Лермонтов еще и не знает, что на ней его ждет встреча с его героем…

История героя Мцыри примечательна тем, что Лермонтову было суждено встретится с ним вживую. Об этом событии вспоминали сразу два родственника поэта – его двоюродный брат А. П. Шан-Гирей и родственник по материнской линии, А. А. Хастатов. По их словам, в 1837 г., путешествуя по Военно-грузинской дороге, поэт повстречался с пожилым монахом, вернее с монастырским служкой. Они разговорились. Так Лермонтов узнал о жизни монаха – тот был последним из монастыря поблизости Мцхете. Совсем маленького, его привез в монастырь русский генерал Ермолов. Мальчик был болен и не смог продолжать путь. Когда монах вырос, он не раз пытался сбежать, потому что тосковал по дому. Одна из таких попыток едва не стоила ему жизни. После долгой болезни монах все же смирился и принял решение остаться при монастыре.

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова повествует читателю о молодом грузинском юноше, заключенным с раннего детства в монастыре, о его совершенном побеге и в завершении поэмы трагической смерти. Поэма исповедует сильные желания и стремления бедного юноши о свободе и о огромном желании увидеть окружающий мир.

Мцыри привезли еще ребёнком, которого взяли в плен. Он не помнил ни матери, ни отца, но мечтал их увидеть снова. Мечтал вернуться в свой аул, обнять свою родню.

Каков же образ Мцыри? Юноша по характеру нелюдимый, но обладает сильной волей характера. Он скрытен, и в тоже время страстен. Он горяч, как все молодые кавказские мужчины. У него поэтичная и романтичная душа, только такая тонкая душа способна увидеть красоту природы, страдать от переживаний и радоваться, оказавшись на свободе. Монахи не могут понять страстную натуру Мцыри, недоумевают, почему он так ищет свободы. Он для них чужд и скрыт. Мцыри так мечтал обрести свободу и волю, но так до конца не приблизился к своей мечте. Он думал, что сможет быть счастливым, но это не случилось. Оказавшись на свободе, он был счастлив на свободе всего лишь три дня. Он вдыхал в свежий глоток воздуха, наслаждался звонким пением птиц, наблюдал, как красиво качаются деревья. Он не мог поверить в своё счастье. Он был настолько воодушевлен, что, встретив юную красавицу грузинку, почувствовал, что в сердце вспыхнули любовные чувства. Но день сменялся ночью, и для Мцыри оказалось не так уж прекрасным. Он был изнеможенным и голодным, к тому же он сбивается со своего пути. Хотя Кавказ был очень близок, он мог его видеть, но он не знал туда путь. Он понял, что на Родину ему уже не попасть.

Мцыри сражается с барсом, которого побеждает. Казалось бы, свобода близко, путь свободен, но трагический эпизод поэмы очевиден. Даже эпизод с барсом показывает, что у юноши еще есть силы, чтобы бороться, но судьба распорядиться иначе. Образ Мцыри встал перед читателем, как свободный и несломленный, гордый и целеустремленный кавказец, который до конца своей жизни был верен своей заветной мечте. Перед трагической смертью Мцыри видит родной Кавказ, надеясь посмотреть на него хотя бы с высот. Он прощается с родными горами, прощается со своими родными. Его хоронят в прекрасном саду, где он велел его схоронить. Обстоятельства смелого героя Кавказа погубили, но так и не смогли подчинить своей воле. Он умер, но остался непокоренным судьбе и своему характеру.

Вариант 2

Образ Мцыри в этом произведении является самым ключевым, поскольку в нём заключается главная идея произведения. По ходу прочтения мы узнаём, что Мцыри оказался в монастыре ещё в детстве, потому что его родной горный аул был разрушен войной. Затем также узнаётся, что он перенёс тяжелую болезнь и был воспитан монахами как послушник.

Однако все эти горести жизни не сломили его, а, напротив, сделали сильнее.

Мцыри представляет собой юношу очень чуткого и восприимчивого, с тонкой душевной натурой. Любые движения природы откликаются в его душе.

В Мцыри бушует кровь горцев, стремление к независимости и свободе. Мир, который состоит из монастырских молитв, смирения и послушания для него чужд и неприятен. Он был рождён не для отшельничества и вечного служения богу. Окружающие его люди, монахи, не способны его понять из-за своей религии.

Для свободолюбивого Мцыри такая жизнь является отягощающей и ненастоящей. Поэтому он совершает побег из монастыря. Он остался в одиночестве, но это вовсе не беспокоит Мцыри, потому что ему открылся целый мир с его простором и великим естеством природы. Но этого недостаточно, он желает большего, что было бы для него, действительно, важным. Его настоящее его желание – это вернуться туда, где он вырос, на родину. Пытаясь отыскать свою родину, Мцыри заблуждается. Он видит горы, Кавказ, знает, что там его дом. Но Мцыри не знает, как туда попасть. Проведя долгие годы в монастыре, он забыл дорогу назад. Даже если Мцыри сможет вернуться на родину, что его там ждет, в давно разрушенном ауле? Все его близкие погибли. У него не осталось ни одного дорогого человека на всём свете.

Постепенно Мцыри осознаёт, что ему не удастся вернуться домой, и он также осознаёт своё чудовищное проклятье – абсолютное одиночество.

Далее в ходе действия поэмы происходит битва с барсом. Мцыри сражался с ним яростно и самозабвенно, как дикий зверь.

Мцыри выходит победителем, но слишком много ранений ему нанесли. Смерть неизбежна. И Мцыри это полностью понимает. Он не боится смерти. Он сознательно пошёл на этот шаг, потому что дальнейшая жизнь для него бессмысленна. Мцыри утратил всё ценное, что у него было в этой жизни.

Мцыри является очень ярким и запоминающимся на долгое время героем, достойным сострадания.

Сочинение Характеристика и образ Мцыри

В этом сочинении я собираюсь поднять тему образности персонажа Мцыри в произведении М. Ю. Лермонтова. Произведение повествует нам о нелегкой судьбе юного мальчика попавшего в плен и украденного из своего аула.

Вследствие долгого путешествия мальчику нездоровится, и он остаётся в безымянном монастыре. Проходит время, и мы видим вполне себе подросшего Мцыри. Однако ему с самого начала не нравилось в монастыре, из-за чего как только он подрос, он попытался сбежать из монастыря, однако вскоре его находят изнеможенного в лесу. После между стариком в монастыре и Мцыри завязывается диалог. Мцыри говорит о его родине, о желании вернуться, о жестокой схватке с барсом из которой он вышел победителем.

Исходя из вещей, о которых говорит Мцыри, его можно назвать свободолюбивым человеком, который больше всего хочет вернуться туда, откуда его силой забрали в детстве. Он буквально страдает от воспоминаний о своем родном ауле, из-за того что ему туда никогда не вернуться. Также он говорит о девушке, которую он увидел во время своего побега, в которую, видимо, он влюбился. Буквально разрываемый воспоминаниями о родине и о своей семье он рассказывает это старику, и поведав ему о ранах нанесённых барсом, он умирает, говоря старику не забывать о его былой пылкости и о том, каким был Мцыри в юности.

Исходя из всего сказанного Мцыри, его можно охарактеризовать как стремящегося к свободе и независимости человека, очень сильно скучающего по своей родине, и понимающего своё безвыходное положение. Также если проанализировать его бой с барсом, то можно увидеть что он очень смелый человек, который не боится смерти, а напротив готов принять её с распростёртыми объятьями. Даже находясь на смертном одре также как и в детстве, он старается не показывать слабости или страха. Говоря старику свои последние слова, он отправляется в мир иной.

В конце концов, мы видим удивительную историю рассказанную нам М. Ю. Лермонтовым, эта история о борьбе совсем ещё юного мальчика со всем остальным миром. В своём стремлении найти свой родной аул он нашёл гораздо большее, он нашёл себя. Пусть это и грустная повесть, но она показывает нам всё несправедливость положения Мцыри и его борьбу с ней.

Для 8 класса

Знакомство с героем происходит в самом начале поэмы, где автор рассказывает о его прошлом. Здесь сразу можно отметить необычность и трагизм ситуации, а также некоторую закономерность событий. Мцыри оказался в плену, будучи еще ребенком, сначала к русскому генералу, затем – в монастырь. Образ героя строится на противопоставлении слабости физического облика и силы его души. Обстоятельства сказались на его внешности, но не сломили дух.

На протяжении всего произведения не раз используется прием сравнения: монастырь сравнивается с тюрьмой. У главного героя нет ненависти по отношению к монахам, которые все же спасли его. Но ему чужд их образ мыслей и мировосприятия, поэтому монастырские застенки неизбежно воспринимаются им как препятствие между ним и свободой. И этот конфликт не ослабевает до самого конца.

Мцыри – сирота. Он мечтает о семье, о том, как бы сложилась его жизнь, если бы волей судьбы он не оказался вырван из привычной среды. Он родился в гордом горном племени, где пленение приравнивалось к бесчестью. Он ни с кем не мог поделиться сокровенным своей души, поэтому его побег оказался полной непредвиденностью для монахов. Они считали, что наш герой полностью готов к монастырской жизни. Им не дано было понять главного смысла, к которому он стремился – это жизнь и свобода. Более того, такие мысли казались монахам богопротивными и противоестественными. Мы видим, что даже предсмертная исповедь не была выслушана ими с должным пониманием и снисхождением. Отсюда замкнутость главного героя.

Центральное место в поэме занимает схватка с барсом. Автор дает возможность рассмотреть ее с двух позиций: с одной стороны показано несомненное бесстрашие Мцыри, вступившего в схватку с опасным хищником, с другой – бессмысленная трагичность ситуации, когда два живых существа, в силу обстоятельств, вынуждены сражаться друг с другом. В конце концов, герой путем невероятных усилий одерживает победу над диким зверем.

Романтизм характера Мцыри является трагичным еще и потому, что ему не дано воплотить в жизнь свои идеалы. Он романтик и поэтому безнадежен. Главный герой отдает предпочтение смерти, нежели жизни в заключении, и только после смерти он в некотором смысле обретает желанную свободу.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Мцыри

Популярные сегодня темы

На самом деле вопрос о жанровой принадлежности Мертвых душ является вполне однозначным. Произведение является поэмой постольку, поскольку автор отнес свое творение именно к этому жанру.

Человек возомнил себя венцом эволюции и теперь платит за это. Сейчас люди поняли, как важно использование альтернативной энергии для их жизни. А используется ли она в России?

Во все времена любовной тематикой интересовались философы и литераторы. Поэтам и писателям удавалось отразить свои рассуждения о любви, они выясняли ее происхождение или воспринимали как нечто обычное

Читайте также: