Сообщение на тему литература и живопись от реализма к импрессионизму

Обновлено: 05.07.2024

1. Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя "классическая" культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых - "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо, готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель, Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Эти новые идеи благодаря Колриджу проникли в Англию и Францию, а также определили развитие американского трансцендентализма.

Таким образом, Романтизм зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньшее на живопись. В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.

Художники Романтизма: Тернер, Делакруа, Мартин, Брюллов

2. Реализм ( realism, от лат. realis - действительный, вещественный) – понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.




Реализм в культуре 20 в. характеризуется поисками новых связей с действительностью, оригинальных творческих решений и средств художественной выразительности. Он не всегда предстает в чистом виде, зачастую переплетаясь в сложный узел с противоположными течениями – символизмом, религиозным мистицизмом, модернизмом.

Мастера реализма: Гюстав Курбе, Оноре Домье, Жан-Франсуа Милле, Илья Репин, Василий Перов, Иван Крамской, Василий Суриков, Рокуэлл Кент, Диего Ривера, Андре Фужерон, Борис Таслицкий.

Символизм в изобразительном искусстве – явление сложное и неоднородное, не сформировавшееся в единую систему и не выработавшее своего художественного языка. Вслед за поэтами-символистами художники искали вдохновения в тех же образах и сюжетах: темы смерти, любви, порока, греха, болезни и страданий, эротика привлекали их. Характерной чертой движения было сильное мистико-религиозное чувство. Художники-символисты часто обращались к аллегории, мифологическим и библейским сюжетам.

Мастера символизма: Гюстав Моро, Пьер Пюви де Шаванн, Одилон Редон, Фелисьен Ропс, Эдвард Бёрн-Джонс, Данте Габриэль, Россетти, Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель.

4. Импрессионизм - направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент.

Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.

Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.; в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола). Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и 1886 г.; по завершении последней только Моне продолжал строго следовать идеалам Импрессионизма. "Импрессионистами" называют также и художников за пределами Франции, писавших под влиянием французского Импрессионизма (например, англичанин Ф.У. Стир).

Художники импрессионизма: Мане, Моне, Писсарро, Ренуар

5. Натурализм – (фр. naturalisme, от лат. natura – природа) – направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США. Под воздействием идей позитивизма, главными представителями которого были О. Конт и Г. Спенсер, это движение стремилось к объективному и бесстрастному изображению реальности, уподобляя художественное познание научному, исходило из представления о полной предопределенности судьбы, зависимости духовного мира человека от социальной среды, наследственности и физиологии.

В советской критике 1930-1970-х гг. натурализм рассматривался как художественный метод, противоположный реализму и характеризующийся асоциальным, биологическим подходом к человеку, копированием жизни без художественного обобщения, повышенным вниманием к темным ее сторонам.

Мастера натурализма: Теофиль Стейнлен, Константен Менье, Макс Либерман, Кете Кольвиц, Франческо Паоло Микетти, Винченцо Вела, Люсьен Фрейд, Филипп Перлстайн.

1. Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя "классическая" культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых - "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо, готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель, Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Эти новые идеи благодаря Колриджу проникли в Англию и Францию, а также определили развитие американского трансцендентализма.

Таким образом, Романтизм зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньшее на живопись. В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.

Художники Романтизма: Тернер, Делакруа, Мартин, Брюллов

2. Реализм ( realism, от лат. realis - действительный, вещественный) – понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.

Реализм в культуре 20 в. характеризуется поисками новых связей с действительностью, оригинальных творческих решений и средств художественной выразительности. Он не всегда предстает в чистом виде, зачастую переплетаясь в сложный узел с противоположными течениями – символизмом, религиозным мистицизмом, модернизмом.

Мастера реализма: Гюстав Курбе, Оноре Домье, Жан-Франсуа Милле, Илья Репин, Василий Перов, Иван Крамской, Василий Суриков, Рокуэлл Кент, Диего Ривера, Андре Фужерон, Борис Таслицкий.

Символизм в изобразительном искусстве – явление сложное и неоднородное, не сформировавшееся в единую систему и не выработавшее своего художественного языка. Вслед за поэтами-символистами художники искали вдохновения в тех же образах и сюжетах: темы смерти, любви, порока, греха, болезни и страданий, эротика привлекали их. Характерной чертой движения было сильное мистико-религиозное чувство. Художники-символисты часто обращались к аллегории, мифологическим и библейским сюжетам.

Мастера символизма: Гюстав Моро, Пьер Пюви де Шаванн, Одилон Редон, Фелисьен Ропс, Эдвард Бёрн-Джонс, Данте Габриэль, Россетти, Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель.

4. Импрессионизм - направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент.

Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.

Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.; в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола). Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и 1886 г.; по завершении последней только Моне продолжал строго следовать идеалам Импрессионизма. "Импрессионистами" называют также и художников за пределами Франции, писавших под влиянием французского Импрессионизма (например, англичанин Ф.У. Стир).

Художники импрессионизма: Мане, Моне, Писсарро, Ренуар

5. Натурализм – (фр. naturalisme, от лат. natura – природа) – направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США. Под воздействием идей позитивизма, главными представителями которого были О. Конт и Г. Спенсер, это движение стремилось к объективному и бесстрастному изображению реальности, уподобляя художественное познание научному, исходило из представления о полной предопределенности судьбы, зависимости духовного мира человека от социальной среды, наследственности и физиологии.

В советской критике 1930-1970-х гг. натурализм рассматривался как художественный метод, противоположный реализму и характеризующийся асоциальным, биологическим подходом к человеку, копированием жизни без художественного обобщения, повышенным вниманием к темным ее сторонам.

Мастера натурализма: Теофиль Стейнлен, Константен Менье, Макс Либерман, Кете Кольвиц, Франческо Паоло Микетти, Винченцо Вела, Люсьен Фрейд, Филипп Перлстайн.

Реализм длился около 30 лет - с 1850 по 1880 год в Европе и с 1840 по 1880 год в Соединенных Штатах. Это был реализм не в смысле иллюзионизма, но в смысле его предмета: реального мира. Реалисты предпочитали натуральные, описательные цвета; простые композиции; и, прежде всего, назидательные, нравоучительные послания. Многие работы реалистов посвящены социальному неравенству, вызванному промышленной революцией, - тем же вопросам, которые вызвали общеевропейские революции 1848 года.

Мы увидим это снова и снова в реализме.
Прерафаэлиты были особой группой реалистов, которые отвергли так называемые уловки иллюзионизма, обнаруженные в искусстве со времен Рафаэля. Это также означало использование цвета только для описания и уделения каждой фигуре или детали в композиции одинакового внимания.

похороны в Орнане

Олимпия

Олимпия Эдуарда Мане

Олимпия Эдуарда Мане (1863) - это обновленная версия Венеры Урбинской великого итальянского художника Тициана (1538), минус идеализированные классические детали и с богиней, замененной известной куртизанкой, Викториной Мёран. Это настоящая реальность секса и красоты в Париже XIX века.

Мёран

Портрет Викторины Мёран работы Эдуара Мане , 1862

моне импрессионизм впечатления

\

Впечатление. Восходящее солнце. Моне. 1872

Импрессионисты стремились уловить ощущение мимолетного взгляда, чтобы картина выглядела так, как будто она была сделана в одно мгновение с помощью обрезанных композиций и видимых, легких мазков. Идея момента, возможно, лучше всего отражена во многих работах Моне, таких как его серия картин, где запечатлен вид на Руанский собор. Они были сделаны почти как научный эксперимент; предмет и точка зрения были постоянными, а свет был переменной.

Серия "Руанский собор" была написана в 1890-х годах французским импрессионистом Клодом Моне. Каждая из картин серии запечатлевает фасад Руанского собора в разное время дня и года и отражает изменения в его внешнем виде при различных условиях освещения

Фрагмент из Лувра, 1857 г., Париж.По Жан-Франсуа Милле , великогохудожника французских крестьян иих рабочей среды.

РАЗВИТИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВАДаты и хронологиюсм.: Хронология истории искусства.

Содержание Введение • Пришествие реализма • Революция 1848 года – Промышленное развитие – Рост ожиданий • Классицизм • Романтизм • Переход к реализму через пейзажную живопись • Упадок индивидуализма • Факты против воображения • Истоки объективности и реалистической эстетики • Французский импрессионизм – высшая форма Реализм • Варианты импрессионизма • Различные значения реализма • Развитие реализма в ХХ веке

Ville d’Avray (1867) Национальная художественная галерея, Вашингтон.По Камиля Коро , романтичный натуралистповернулся реалист.

Вступление Реализм – одно из важнейших художественных течений современной эпохи – вырос в результате быстрых изменений промышленных и социальных условий, произошедших в течение XIX века. На его подъем также повлияло растущее значение науки и соответствующий упадок романтического индивидуализма. Возможно, первое настоящее движение современного искусства , эта новая и прозаическая идиома реалистической живописи привела непосредственно к импрессионизму Моне, а затем к отделению живописи от натуры. Парадоксально, но все это открыло двери абстрактному искусству и различным направлениям экспрессионизма, появившимся в 20 веке.

Революция 1848 года – Промышленное развитие – Рост ожиданий Современные события всегда отражаются в изменении мысли и эстетического ощущения. Революция 1848 года ознаменовала конец режима и конец образа жизни, чей звон уже прозвучал шестьюдесятью годами ранее во время Французской революции 1789 года. Однако на этот раз в катастрофе была вовлечена вся цивилизация Западной Европы.. Республиканское движение зародилось в Италии, Германии и Австрии. Меттерних, поборник старого порядка, был раздавлен. Социализм стал политикой июльской монархии. То, что началась Французская революция в 1789 году, с тех пор было сорвано, несмотря на явное усугубление ее причин. Теперь, в 1848 году, хотя социалисты находились у власти всего несколько месяцев, путь в будущее был обозначен, и в течение этих нескольких месяцев было установлено всеобщее избирательное право для взрослых.

В течение последних двадцати лет экономическая структура жизни менялась. Люди научились использовать скрытую по своей природе энергию и применять ее для работы недавно изобретенных машин, которые должны были стать основой промышленности. В 1830 году первый поезд, перевозивший пассажиров, курсировал между Ливерпулем и Манчестером со скоростью 35 миль в час. Лондон стал центром быстро развивающейся железнодорожной системы. Первая атлантическая судоходная линия была открыта одновременно с заменой парусов пароходами. Изобретение телеграфа и телефона, а также введение почтовой марки произошло за двадцать лет с 1835 по 1855 год. Научные открытия и их практическое применение в течение первой половины столетия сделали возможной эту новую цивилизацию. Они возлагали большие надежды на будущее.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Реализм как литературное направление

На этой странице вы найдете презентацию, в которой подробно изложены особенности и основные отличительные черты такого литературного направления, как реализм.В презентации использована а.


презентация по мхк для 9 кл. Критический реализм в творчестве Перова и Федотова

презентация к уроку мхк в 9 кл.

Charles Frizzell. Магия и реализм

Charles Frizzell родился в 1944 году, в западном Кентукки,штат в средней части восточной половины США. После окончания Murray State University со степенью бакалавра Изящных Искусств.

Социалистический реализм

Презентация содержит теоретические сведения и иллюстративный материал по теме "Социалистический реализм в изобразительном искусстве". Эта разработка может быть полезна на уроках истории и МХК.


Презентация "Реализм в музыке"

Презентация к уроку музыки в 8 классе по программе Сергеева, Критская "Реализм в музыке" знакомит с характерными признаками музыкального стиля реализм и с его представителями.


Методическая разработка расчитана на на возрастную категорию учащихся 6-7 классов, в зависимрости от уровня подготовленности. Данная разработка позволяет в увлекательной современной образовательной те.

"Импрессионизм в музыке и живописи. Импрессионизм в России"

Презентация к уроку "Импрессионизм в музыке и живописи. Импрессионизм в России" 7 класс.

Читайте также: