Сообщение на тему лига наций и ее роль в международных отношениях

Обновлено: 16.05.2024

Лига Наций (League of Nations), первая всемирная организация государств, существовавшая между двумя мировыми войнами. Созданная решением Парижской мирной конференции (1919–20) как средство налаживания сотрудничества между народами с целью сохранения всеобщего мира и безопасности, Лига Наций первоначально состояла из 43 членов: 30 государств, участвовавших в Первой мировой войне на стороне победителей (за исключением Соединенных Штатов Америки, сыгравших важную роль в создании Лиги Наций, но не ратифицировавших Версальский мирный договор), и 13 нейтральных государств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Лига наций и ее роль в развитии международных отношений ………. 5
Члены Лиги Наций ……………………………………………………. 7
Главные задачи, главный пункт Устава Лиги наций ……. …………. 10
Структура, функции Лиги наций………………………………………. 12
Результаты существования Лиги наций………………………………. 13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………………. 17

Прикрепленные файлы: 1 файл

Социология международных отношений.doc

  1. Лига наций и ее роль в развитии международных отношений ………. 5
  2. Члены Лиги Наций ……………………………………………………. 7
  3. Главные задачи, главный пункт Устава Лиги наций ……. …………. 10
  4. Структура, функции Лиги наций………………………………………. 12
  5. Результаты существования Лиги наций………………………………. 13

Список используемой литературы……………………………………………. 17

Лига Наций (League of Nations), первая всемирная организация государств, существовавшая между двумя мировыми войнами. Созданная решением Парижской мирной конференции (1919–20) как средство налаживания сотрудничества между народами с целью сохранения всеобщего мира и безопасности, Лига Наций первоначально состояла из 43 членов: 30 государств, участвовавших в Первой мировой войне на стороне победителей (за исключением Соединенных Штатов Америки, сыгравших важную роль в создании Лиги Наций, но не ратифицировавших Версальский мирный договор), и 13 нейтральных государств. В 1926 г. в Лигу Наций вступила Германия (вышла в 1933 г.), в 1934 г. — СССР (исключен в 1939 г.). Поскольку одной из целей Лиги Наций было предотвращение международных конфликтов, важное место в ее деятельности заняла проблема национальных меньшинств (то есть национальных и этнических групп, живших вкраплениями в государствах с инонациональным большинством, независимо от наличия или отсутствия собственного государства). Еврейский аспект этой проблемы почти сразу выдвинулся на передний план, так как другие находящиеся в аналогичном положении народы либо продолжали добиваться собственной государственности и не мирились со статусом национальных меньшинств (украинцы, армяне, курды и др.), либо получали защиту от государств, где их соплеменники составляли большинство. Лига Наций впервые предприняла попытку поставить защиту прав национальных меньшинств на твердую международную политическую и правовую основу, создать и привести в действие необходимые для этого механизмы. Главным из них была система договоров Лиги Наций с рядом стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, которые обязывались обеспечить своим национальным меньшинствам полное равноправие путем принятия соответствующего законодательства и неуклонного осуществления его на практике (см. Национальных меньшинств права). Несмотря на то, что эти договоры касались всех национальных меньшинств, особое значение их для евреев не составляло секрета. Румыния, например, даже официально оговорила (9 декабря 1919 г.), что принимаемые ею обязательства по такому договору относятся только к евреям, а предложение связать договором о национальных меньшинствах и Германию было отклонено Парижской мирной конференцией на том основании, что гражданские права евреев в этой стране не ущемлялись (британский премьер-министр Д. Ллойд-Джордж охарактеризовал тогда Германию как образцовую страну с точки зрения положения евреев и указал, в частности, на еврейское происхождение половины членов официальной немецкой делегации на Парижской мирной конференции).

  1. Лига наций и ее значение в формировании мировой политики

Идея создания Лиги Наций принадлежит Великобритании. В конце 1915 года министр иностранных дел Грей предложил создать международную организацию по борьбе за мир. Вопрос о Лиге в повестке дня оказался одним из главных как минимум по двум основным причинам. Во-первых, как международный орган Лига в самом деле могла внести практический вклад в регулирование международных отношений и уменьшение опасности войны. Во-вторых, Лига и ее Устав были призваны дать правовую и моральную санкцию политике великих держав, легализовать ее в глазах общественного мнения, которое к 20-м годам ХХ века уже становилось важным политическим фактором — прежде всего в демократических и либеральных странах.

Была создана комиссия по изготовлению устава Лиги во главе с Вильсоном. Началась борьба между Англией, Францией и США относительно проекта устава. Позднее Англия и США объединились.

В этом Клемансо встретил очень серьезное сопротивление Вильсона, полагавшего, что создание мирового порядка нужно начинать как раз со строительства Лиги. По мнению США, Лиге как главной международной организации по созданию новой системы коллективной безопасности можно было даже вообще делегировать право разработки мирного договора с Германией. Вильсон настоял на подготовке проекта создания Лиги специальной комиссией. В рамках конференции был образован (25 января 1919 г.) комитет по подготовке проекта Лиги наций. Резолюция о его учреждении, предложенная британской делегацией, предусматривала, что Лига:

- будет создана для урегулирования всех вопросов, связанных с установлением мира и содействия международному сотрудничеству, осуществлению гарантий выполнения принятых международных обязательств;

- станет неотъемлемой частью общего договора о мире и останется открытой для присоединения каждой цивилизованной нации, которая примет и поддержит ее цели;

- обеспечит периодические встречи ее членов на международных конференциях (сессиях), в интересах чего будут созданы постоянная организация и секретариат для обеспечения работы Лиги в перерывах между конференциями (сессиями).

Принятие резолюции было несомненным успехом Вильсона, но оно не гарантировало подготовки Устава организации до окончания работы по договору с Германией. Оппоненты Вильсона не скрывали надежд на провал работы комиссии под его председательством. Но американская делегация проявила упорство. Сам президент США с помощью члена американской делегации Д. Х. Миллера дважды перерабатывал свой исходный проект Лиги. Последний был закончен уже 2 февраля 1919 г.

14 февраля 1919 года был опубликован устав Лиги (англо-американский проект).

Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.

Страны-учредители отмечены звездочкой (*). Год принятия и/или год заявления о выходе (вступало в действие по истечении двух лет) указаны в скобках.

Австрия (принята в 1920, аннексирована Германией в 1938)

Албания (принята в 1920, аннексирована Италией в 1939)

Афганистан (принят в 1934)

Болгария (принята в 1920)

Бразилия (вышла в 1926)

Венгрия (принята в 1922, вышла в 1939)

Венесуэла* (вышла в 1938)

Гаити* (вышла в 1942)

Гватемала* (вышла в 1936)

Германия (принята в 1926, вышла в 1933)

Гондурас* (вышел в 1936)

Доминиканская Республика (принята в 1924)

Египет (принят в 1937)

Ирак (принят в 1932)

Ирландия (принята в 1923)

Испания* (вышла в 1939)

Италия* (вышла в 1937)

Коста-Рика (принята в 1920, вышла в 1925)

Латвия (принята в 1921)

Литва (принята в 1921)

Люксембург (принят в 1920)

Мексика (принята в 1931)

Никарагуа* (вышла в 1936)

Парагвай* (вышел в 1935)

Перу* (вышла в 1939)

Румыния* (вышла в 1940)

Сальвадор* (вышел в 1937)

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии*

Союз Советских Социалистических Республик (принят в 1934, исключен в 1939)

Турция (принята в 1932)

Финляндия (принята в 1920)

Чили* (вышла в 1938)

Эквадор (принят в 1934)

Эстония (принята в 1921)

Эфиопия (принята в 1923)

Япония* (вышла в 1933)

Лига наций включала в себя государства – члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял около 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).

Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.

Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.

Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств – членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.

Главными задачами Лигий Наций является построение мира через сотрудничество и гарантия мира через коллективную безопасность.

Это было первым случаем в истории, когда гарантом международного обычая должна была стать международная организация.

Главным пунктом Устава ЛН. являлось:

предоставления гарантий странам членам:

- коллективные действия в случае нарушения устава и войны

- сохранение независимости и территориальной целостности держав

- если конфликт не удается решить самостоятельно, его участники могут обратиться в арбитраж или Совет ЛН.

- стороны не должны прибегать к военным действиям на протяжении 3 месяцев после созыва конференции по конфликту (то есть война разрешается!)

Мероприятия против нарушений:

нарушения мира рассматривается как война против всех членов Лиги

- ведения полной экономической и политической изоляции

- формирования войск из национальных контингентов с целью принуждения к миру

Эти санкции применялись в 1935 против Италии во время агрессии в Эфиопии, но неэффективно. Минусы Устава ЛН и вообще минусы санкции не имели всеохватывающего характера

- решения в Ассамблее принимались по принципу единодушия, и любой член ЛН мог положить вето и парализовать деятельность ЛН

- ЛН не приобрела влиятельного характера из-за отсутствия США и СССР

- Количество комитетов не была лимитирована — их было огромное количество. Отсутствующий координационный орган и лишь в последние годы было создано 2 Комитета по координации.

Идея создания Лиги Наций принадлежит Великобритании. В конце 1915 года министр иностранных дел Грей предложил создать международную организацию по борьбе за мир. Вопрос о Лиге в повестке дня оказался одним из главных как минимум по двум основным причинам. Во-первых, как международный орган Лига в самом деле могла внести практический вклад в регулирование международных отношений и уменьшение опасности войны. Во-вторых, Лига и ее Устав были призваны дать правовую и моральную санкцию политике великих держав, легализовать ее в глазах общественного мнения, которое к 20-м годам ХХ века уже становилось важным политическим фактором — прежде всего в демократических и либеральных странах.

Была создана комиссия по изготовлению устава Лиги во главе с Вильсоном. Началась борьба между Англией, Францией и США относительно проекта устава. Позднее Англия и США объединились.

В этом Клемансо встретил очень серьезное сопротивление Вильсона, полагавшего, что создание мирового порядка нужно начинать как раз со строительства Лиги. По мнению США, Лиге как главной международной организации по созданию новой системы коллективной безопасности можно было даже вообще делегировать право разработки мирного договора с Германией. Вильсон настоял на подготовке проекта создания Лиги специальной комиссией. В рамках конференции был образован (25 января 1919 г.) комитет по подготовке проекта Лиги наций. Резолюция о его учреждении, предложенная британской делегацией, предусматривала, что Лига:

будет создана для урегулирования всех вопросов, связанных с установлением мира и содействия международному сотрудничеству, осуществлению гарантий выполнения принятых международных обязательств;

станет неотъемлемой частью общего договора о мире и останется открытой для присоединения каждой цивилизованной нации, которая примет и поддержит ее цели;

обеспечит периодические встречи ее членов на международных конференциях (сессиях), в интересах чего будут созданы постоянная организация и секретариат для обеспечения работы Лиги в перерывах между конференциями (сессиями).

Принятие резолюции было несомненным успехом Вильсона, но оно не гарантировало подготовки Устава организации до окончания работы по договору с Германией. Оппоненты Вильсона не скрывали надежд на провал работы комиссии под его председательством. Но американская делегация проявила упорство. Сам президент США с помощью члена американской делегации Д. Х. Миллера дважды перерабатывал свой исходный проект Лиги. Последний был закончен уже 2 февраля 1919 г. 14 февраля 1919 года был опубликован устав Лиги (англо-американский проект).

Члены Лиги наций.

Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.

Главные задачи Лиги Наций

построение мира через сотрудничество;

гарантия мира через коллективную безопасность;

Это было первым случаем в истории, когда гарантом международного обычая должна была стать международная организация.

Главным пунктом Устава ЛН. являлось:

предоставления гарантий странам членам:

коллективные действия в случае нарушения устава и войны

сохранение независимости и территориальной целостности держав

если конфликт не удается решить самостоятельно, его участники могут обратиться в арбитраж или Совет ЛН.

стороны не должны прибегать к военным действиям на протяжении 3 месяцев после созыва конференции по конфликту (то есть война разрешается!)

Мероприятия против нарушений:

нарушения мира рассматривается как война против всех членов Лиги

— ведения полной экономической и политической изоляции

— формирования войск из национальных контингентов с целью принуждения к миру

Эти санкции применялись в 1935 против Италии во время агрессии в Эфиопии, но неэффективно.

Минусы Устава ЛН и вообще минусы

санкции не имели всеохватывающего характера

решения в Ассамблее принимались по принципу единодушия, и любой член ЛН мог положить вето и парализовать деятельность ЛН

ЛН не приобрела влиятельного характера из-за отсутствия США и СССР

Количество комитетов не была лимитирована — их было огромное количество. Отсутствующий координационный орган и лишь в последние годы было создано 2 Комитеты по координации.

Лига наций включала в себя государства – члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял около 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).

Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.

Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.

Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств – членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.

Причины краха Лиги наций. Объективный, непредубежденный подход к оценке миротворческой деятельности Лиги наций, взвешенный анализ итогов ее деятельности свидетельствуют, что этой международной организации были присущие как отрицательные, так и положительные черты. И хотя она оказалась неспособной предотвратить Вторую мировую войну, своей деятельностью на первом этапе (20-ые годы) Лига оказывала содействие мирному урегулированию десятков конфликтов. Впервые ответственность за коллективные действия против нарушителя международного права воплощалась в конкретные решения. Новым явлением было и то, что Лига наций имела глобальный характер и несла глобальную ответственность за предотвращение войны согласованными действиями ее членов. Устав предусматривал гарантии членам организации в сохранении их политической независимости и территориальной целостности против внешней агрессии. Организация создавалась с целью обеспечения мирного решения конфликтов, предотвращения войны. Устав предусматривал коллективные действия всех членов Лиги наций в случае нарушения агрессором Устава и развязывания войны. Устанавливалась определенная процедура решения конфликтов. Если конфликтующие стороны оказывались несостоятельными решать спорный вопрос путем переговоров, они должны были обратиться в арбитраж, Постоянного Суда международной справедливости или Совета Лиги. Конфликтующие стороны не должны были прибегать к войне по крайней мере на протяжении трех месяцев после принятия решения органом, который рассматривал конфликт. Но после этого срока руки конфликтующих сторон были фактически развязаны. Важный недостаток Устава Лиги состоял том, что война как метод решения спорных вопросов не запрещалась. Меры против нарушителей мира регламентировались Уставом. Нарушение мира рассматривался как акт войны против всех членов Лиги. Предполагалась немедленная тотальная экономическая и политическая изоляция нарушителя. Совет имел право рекомендовать и военные санкции, включая создание объединенных вооруженных сил из контингентов членов Лиги.

Отрицательное влияние на эффективность деятельности Лиги оказывало отсутствие среди ее членов ряда больших государств. Соединенные Штаты, которые были среди инициаторов создания Лиги наций, не стали ее членом. Усиления влияния изоляционистов, которые требовали, чтобы США не втягивались в европейские дела, не связывали себе руки обязательствами Устава Лиги, явилось причиной того, что Версальский мирный договор, частью которого были положения о создание Лиги наций, не был ратифицирован американским конгрессом. Участие СССР в работе Лиги оказалось недолговременным. Он был принят в 1934 г. и исключен 1939 г. в связи с советско-финской войной. Германия вступила в Лигу в 1926 г. и оставила ее в 1935 г. , подав соответствующее заявление 1933 г. Итак , Лига наций не постоянная в самом деле универсальная организацией, В 1932 г. она насчитывала 60 членов . По разной причине ее оставили 16 держав. Главную роль в руководстве Лигой наций сыграли Англия и Франция. Все это сужало возможности принятия взвешенных решений с учетом национальных интересов всех государств и интересов общей безопасности. Лига наций была призвана поддерживать статус-кво, который создался в результате первой мировой войны. Но Версальский мир был построен на больших разногласиях, несправедливостях, связанных с грабительским делением территорий и насильническим решением других принципиально важных вопросов. Лига оказалась неспособной подавить первые опасные костры войны, разрешимые фашистскими государствами. Вторая мировая война окончательно похоронила Лигу наций, хотя формально она просуществовала до 31 июля 1946 г. Крах Лиги наций серьезно подорвал идею коллективной безопасности. Предпосылок для отрицательных оценок этой международной организации вполне достаточно.

Следует отметить, что в рамках Лиги Наций была предпринята первая попытка официальной кодификации. В 1924 г. Совет Лиги образовал комитет экспертов из 16 юристов, который должен был заниматься вопросами кодификации международного права, включая право договоров . Был подготовлен доклад об этой отрасли права, который так и не был обсужден. Первым международно-правовым актом, кодифицировавшим наиболее устоявшиеся нормы права договоров, явилась Межамери- канская конвенция о международных договорах 1928 г., со- стоявшая всего из 21 статьи.

Соз­да­на по окон­ча­нии 1-й ми­ро­вой вой­ны. Про­воз­гла­ша­ла сво­ей це­лью раз­ви­тие со­труд­ни­че­ст­ва ме­ж­ду на­ро­да­ми, со­дей­ст­вие пре­дот­вра­ще­нию во­енных кон­флик­тов и ук­ре­п­ле­ние все­об­ще­го ми­ра и безо­пас­но­сти. Пред­ло­же­ния о соз­да­нии уни­вер­саль­ной ме­ж­ду­народной ор­га­ни­за­ции вы­ска­зы­ва­лись на Га­аг­ских кон­фе­рен­ци­ях ми­ра 1899 и 1907 годов. Ус­тав Лиги Наций раз­ра­бо­тан специальной ко­мис­си­ей, соз­дан­ной на Па­риж­ской мир­ной кон­фе­рен­ции 1919-1920 годов, и вклю­чён в Вер­саль­ский мир­ный до­го­вор 1919 года и другие до­го­во­ры, за­вер­шив­шие 1-ю ми­ро­вую вой­ну (ус­тав всту­пил в си­лу 10.1.1920 года). Пер­во­на­чаль­но Ус­тав Лиги Наций под­пи­са­ли 44 го­су­дар­ст­ва, ко­то­рые яв­ля­лись чле­на­ми Ан­тан­ты или при­со­еди­ни­лись к ней, а так­же го­су­дар­ст­ва, при­дер­жи­вав­шие­ся ней­тра­ли­те­та в хо­де 1-й ми­ро­вой вой­ны. Из 65 круп­ных го­су­дарств, су­ще­ст­во­вав­ших в 1920-1940-х годах, все, за ис­клю­че­ни­ем США и Са­удовской Ара­вии, в тот или иной пе­ри­од бы­ли чле­на­ми Ли­ги На­ций.

Штаб-квар­ти­ра Лиги Наций рас­по­ла­га­лась в Же­не­ве (Швей­ца­рия). Основными ор­га­на­ми яв­ля­лись: Ас­самб­лея (в её ра­бо­те уча­ст­во­ва­ли все чле­ны Лиги Наций; сес­сии Ас­самб­леи про­хо­ди­ли еже­год­но в сен­тяб­ре, кро­ме то­го, пе­рио­ди­че­ски со­зы­ва­лись специальные сес­сии); Со­вет Лиги Наций [пер­во­на­чаль­но со­сто­ял из 4 по­сто­ян­ных чле­нов-пред­ста­ви­те­лей (Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции, Ита­лии и Япо­нии) и 4 не­по­сто­ян­ных чле­нов; впо­след­ст­вии со­став и чис­ло чле­нов Со­ве­та ме­ня­лись]; По­сто­ян­ный сек­ре­та­ри­ат во гла­ве с Ге­не­раль­ным сек­ре­та­рём Лиги Наций. Все ре­ше­ния Ас­самб­леи и Со­ве­та, за ис­клю­че­ни­ем ре­ше­ний по про­це­дур­ным во­про­сам, долж­ны бы­ли при­ни­мать­ся еди­но­глас­но. При­ня­тие но­вых го­су­дарств в Лигу Наций про­из­во­ди­лось по­сле одоб­ре­ния за­яв­ки на всту­п­ле­ние дву­мя тре­тя­ми го­ло­сов чле­нов Ас­самб­леи. Лю­бой уча­ст­ник Ли­ги мог по­сле пред­ва­ри­тель­но­го уве­дом­ле­ния вый­ти из неё при ус­ло­вии, что он вы­пол­нил к это­му мо­мен­ту все свои ме­ж­ду­народные обя­за­тель­ст­ва. Ка­ж­дое го­су­дар­ст­во - член Лиги Наций, пред­став­лен­ное в Со­ве­те, рас­по­ла­га­ло лишь од­ним го­ло­сом и име­ло в нём толь­ко од­но­го пред­ста­ви­те­ля.

В начале 1930-х годов в ус­ло­ви­ях на­рас­та­ния аг­рес­сив­ных уст­рем­ле­ний Гер­ма­нии (всту­пи­ла в Лигу Наций 8.9.1926 года, вы­шла 21.10.1933 года), Япо­нии (вы­шла из Лиги Наций 27.3.1933 года) и Ита­лии (вы­шла из Лиги Наций 11.12.1937 года) по ини­циа­ти­ве министра иностранных дел Фран­ции Л. Бар­ту 30 го­су­дарств - чле­нов Лиги Наций 15.9.1934 года об­ра­ти­лись к СССР с пред­ло­же­ни­ем всту­пить в Лигу Наций. СССР во­шёл в эту ор­га­ни­за­цию 18.9.1934 года, за­няв по­сто­ян­ное ме­сто в её Со­ве­те. Советское пра­витель­ст­во пре­ду­пре­ди­ло при этом всех уча­ст­ни­ков Лиги Наций, что оно не при­ни­ма­ет на се­бя от­вет­ст­вен­ность за их пред­ше­ствую­щие ре­ше­ния и до­го­во­ры, за­клю­чён­ные без уча­стия СССР. Важ­ней­ши­ми во­про­са­ми, об­су­ж­дав­ши­ми­ся в Лиге Наций в пе­ри­од член­ст­ва в ней СССР, бы­ли: итальянская аг­рес­сия про­тив Эфио­пии (1935-1936 годы), на­ру­ше­ние Гер­ма­ни­ей ме­ж­ду­народных до­го­во­ров в свя­зи с ре­ми­ли­та­ри­за­ци­ей Рейн­ской зо­ны в 1936 году, ита­ло-германская ин­тер­вен­ция в Ис­па­нии (1936-1939 годы), ан­шлюс Ав­ст­рии (1938) и др. СССР по­сле­до­ватель­но вы­сту­пал в Лиге Наций за кол­лек­тив­ное про­ти­во­дей­ст­вие ак­там аг­рес­сии и при­ме­не­ние к аг­рес­со­рам эф­фек­тив­ных санк­ций. По­зи­ция СССР не по­лу­чи­ла под­держ­ки со сто­ро­ны Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции. Лига Наций ока­за­лась не­спо­соб­на пре­дот­вра­тить воз­ник­но­ве­ние 2-й ми­ро­вой вой­ны. Обо­ст­рив­шие­ся с осе­ни 1939 года про­ти­во­ре­чия ме­ж­ду, с од­ной сто­ро­ны, Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей и Фран­ци­ей, а с дру­гой - СССР, про­ти­во­дей­ст­во­вав­шим по­пыт­кам втя­нуть его в вой­ну, сде­ла­ли не­же­ла­тель­ным для западных дер­жав при­сут­ст­вие СССР в Лиге Наций. Ис­поль­зо­вав в ка­че­ст­ве пред­ло­га советско-финляндскую вой­ну 1939-1940 годов, пра­ви­тель­ст­ва Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции до­би­лись при­ня­тия Со­ве­том Лиги Наций 14.12.1939 года ре­ше­ния об ис­клю­че­нии СССР из Ли­ги. С это­го мо­мен­та дея­тель­ность Лиги Наций фак­ти­че­ски пре­кра­ти­лась. По­сле об­ра­зо­ва­ния Ор­га­ни­за­ции Объ­е­ди­нён­ных На­ций Лига Наций офи­ци­аль­но ли­к­ви­ди­ро­ва­на по ре­ше­нию спе­ци­аль­но со­зван­ной Ас­самб­леи (апрель 1946 года).

18 апреля 1946 г. Лига Наций - международная межправительственная организация, созданная в 1919 г. в целях развития сотрудничества между народами и гарантии их мира и безопасности - прекратила свое существование в связи с образованием ООН.

Устав Лиги Наций, выработанный специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции (1919-1920), и включенный в Версальский мирный договор (1919) и другие мирные договоры, завершившие первую мировую войну (1914-1918), был первоначально подписан с 44 государствами, в том числе 31 государством, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней и 13 государствами, придерживавшимися нейтралитета в ходе войны. США не ратифицировали устав Лиги Наций и не вошли в число ее членов.

Общее число членов Лиги Наций изменялось в пределах 45-60 государств.

СССР вступил в Лигу Наций в 1934 г. В декабре 1939 г., после начала советско-финляндской войны (1939-1940), Совет Лиги исключил СССР из Лиги Наций.

Структура, функции и полномочия Лиги были определены в ее Уставе.

Основными органами Лиги Наций являлись Ассамблея - ежегодное собрание представителей всех членов организации и Совет Лиги Наций (собирался за время существования 107 раз) - в составе постоянных и периодически избиравшихся Ассамблеей непостоянных членов. Постоянными членами Совета были Великобритания, Франция, Италия и Япония, а после вступления в организацию (соответственно в 1926 г. и 1934 г.) - Германия и СССР. Ассамблея и Совет собирались в Женеве. Там же работал Секретариат Лиги Наций во главе с Генеральным секретарем.

Кроме основных органов Лига Наций имела также вспомогательные в виде постоянных и временных комиссий. Имелись также автономные органы (например, Международная организация труда, Постоянная палата международного правосудия и др.).

Официальными языками Лиги Наций были французский и английский.

Важнейшими статьями устава Лиги Наций были ст.ст. 8, 10-17 и 22. Статья 8 декларировала необходимость ограничения национальных вооружений "до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением". Такое определение открывало неограниченные возможности для гонки вооружений.

В ст. 10 провозглашался принцип взаимной гарантии территориальной целостности стран ‑ членов Лиги Наций. Именно эта статья и вызвала основные возражения в американском сенате, отказавшемся ратифицировать устав Лиги.

Всякая война или угроза войны должна была, согласно уставу, вызвать со стороны Лиги Наций меры, "способные действительным образом оградить мир наций" (ст. 11).

Ст.ст. 12-15 определяли порядок разрешения споров с помощью третейского разбирательства или путём рассмотрения в Совете Лиги Наций. Процедура эта была очень сложной, в случае, если в Совете не будет достигнуто единогласие по вопросу о споре, члены Лиги Наций оставляли за собой "право поступать, как они считают подходящим. "

В ст. 14 Совету поручалось подготовить проект Постоянной палаты международного правосудия, обязанной разрешать все переданные ей споры международного характера.

Статья 16 касалась санкций, налагаемых на государство, совершившее акт агрессии. Все члены Лиги Наций обязаны были порвать с этим государством торговые и финансовые отношения. Совет Лиги Наций обязан был также определить контингенты сухопутных, морских и воздушных сил, выставляемых каждым членом Лиги "для поддержания уважения к обязательствам Лиги".

В 1921 г. Совет Лиги Наций принял резолюцию, в которой говорилось, что основным оружием в борьбе против агрессора должны быть экономические санкции.

Устав Лиги Наций предусматривал также вмешательство Лиги в споры между государствами, не являющимися ее членами (ст. 17). Если государство - не член Лиги Наций, участвующее в споре, отказывается принять меры для его разрешения, предложенные Советом Лиги, и прибегнет к войне против одного из членов Лиги, то к нему применяются экономические и военные санкции, предусмотренные ст. 16.

Статья 22 устанавливала порядок управления бывшими германскими и турецкими территориями на Арабском Востоке, в Африке и на Тихом океане.

Был установлен контроль над распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом - Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.

Несмотря на то, что Лиге удалось урегулировать - в той или иной степени успешно - более 40 политических конфликтов, она не смогла предпринять действенных мер по обеспечению международной безопасности. Наиболее явственно это проявилось с началом подготовки Германии, Японии и Италии ко Второй мировой войне.

В 1933 г. Германия и Япония заявили о выходе из Лиги Наций (Италия последовала их примеру в 1937 г.). Это лишило смысла положения Статута о сокращении ВС членов Лиги Наций и об обмене между ними информацией о своих военных потенциалах, а также об организации контроля над производством оружия и торговлей им. Единственным конкретным шагом Лиги Наций, направленным на обуздание акта агрессии, было решение о частичном ограничении внешнеэкономических связей Италии в период итало-эфиопской войны (1935-1941), которое, однако, не сказалось на военном потенциале страны. Агрессию Японии в Маньчжурии (1931-1933) и вторжение ее войск вглубь Китая (1937-1939) Лига осудила лишь словесно. Лиги Наций не рассматривала, по существу, вопрос о германо-итальянской интервенции в Испании в 1936-1939 гг.

Остались нереализованными и положения Статута о защите каждым членом Лиги Наций территориальной целостности и политической независимости других ее членов и о создании для этого совместных ВС из национальных воинских контингентов членов Лиги Наций.

8 апреля 1946 г. была созвана последняя Ассамблея Лиги Наций в Женеве. Делегаты приняли резолюцию о передаче власти и функций Лиги в Организацию объединенных наций, разделили между вносившими взносы странами резервный фонд Лиги, передали ООН Дворец Наций с библиотекой и архивом.

(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Председатель главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва, 8 т., 2004 г.)

18 апреля 1946 г. Ассамблея проголосовала за прекращение существования Лиги Наций.

Читайте также: