Сообщение на тему культура тела

Обновлено: 14.05.2024


Аннотация
В современной культуре тело становится одним из ведущих средств культурной и эстетической коммуникации, так как в современных условиях приоритета зрелищных видов искусства человек сам становится искусством. Большое значение в коммуникативной природе телесности приобретает следующий параметр: сколько культурных смыслов тело может выражать. Чем меньше человек оказывается похож на самого себя и чем больше он напоминает кого-то другого / что-то другое (с помощью пластической хирургии, фотошопа или компьютерной графики), тем привлекательнее он становится для культуры, поэтому особую популярность в культуре тела конца XX - начала XXI века приобрели различные деформации телесности, наделяющие тело множеством дополнительных культурных образов, выходящих за грани естественности и реальности.

Karavashkina Natalia Evgenyevna 1 , Bokova Dar'ya Olegovna 2
1 Minin State Pedagogical University of Nizhny Novgorod, Postgraduate student of the Department of philosophy and social Sciences
2 Minin State Pedagogical University of Nizhny Novgorod, Student of the faculty of Humanities, the field of "Philosophy"


Abstract
he body becomes one of the leading cultural and aesthetic means of communication in contemporary culture, as in entertainment arts a man himself becomes an art in present-time conditions. The feature like “how many cultural meanings the body can express” is of great importance in the communicative nature of physicality. The less a person is like himself and the more he resembles someone else / something else (by means of plastic surgery, Photoshop or computer graphics), the more attractive he becomes for the culture, so at the end of the XXth - early XXIth century, a variety of bodily strains becomes very popular in the body culture. Bodily strains provide the body with many additional cultural images that are beyond the scope of naturalness and reality.

Воздвигнутые в один из основных элементов конструирования реальности в философии постмодернизма тело и телесность оказали сильное влияние на формирование культуры конца XX – начала XXI в. Тема телесности активно эксплуатируется представителями современного искусства, так как через тело, через переживания телом человеку можно передать множество культурных смыслов.

В игре особое место отведено болезням, которые могут причинить вред герою. Болезни поделены на обычные и моровые. Заразиться можно от контакта с больными животными и нежитью, а также вследствие моровой бури. Также в сюжете возможно заражение такими болезнями, которые ведут к метаморфозам тела, превращающим героя в вампира или оборотня. Отношение к персонажу в игре зависит от расы, пола, репутации, принадлежности к той или иной фракции, того как он одет. Без одежды персонаж воспринимается крайне негативно, с ним не будут разговаривать другие обитатели игрового мира. Навыки, такие как атлетика, зельеварение, взлом замков, создание иллюзий, скрытность, меткость, рукопашный бой и т.д., также можно улучшать с помощью обучения. Притом, навыки и физические характеристики персонажа могут ослабнуть, например, во время тюремного заключения или вследствие усталости после боя. Навыки напрямую влияют на игровой процесс, например, эффективность боя.

На примере зрелищных и захватывающих игр, можно сделать вывод о том, что в компьютеризированных виртуальных мирах игрок вместе с персонажами игры переживает удивительные метаморфозы и манипуляции с телом: от смертельных болезней до обращения в вампира, от магического бессмертия до голодной смерти героя. Такая легкость трансформации телесности в игре от одного состояния тела в другое может навести на мысль о переносе таких метаморфоз в реальность.

Итак, происходит некий символический обмен: превращение обменивается на некий каприз, отказ от своего я ради незначительного блага и минутной славы. Притом, участники шоу до превращения часто выглядят вполне презентабельно, некоторые скромно, некоторые спортивно, но преображение часто делает их вульгарными, и добавляет возраста. Даже удачные превращения героинь в Бритни Спирс, Викторию Бэкхем, Шакиру и Анджолину Джоли не приводили к чему-то позитивному в восприятии родных и близких, которые попросту видели в родном человеке некоего Другого. Особенностью шоу является и то, что участников пытаются преобразить не только внешне, но и обучить их каким-то психологическим чертам и повадкам кумира, что усиливает эффект подмены своего Я чужим. Так девушку, решившую стать двойником Виктории Бэкхем обучили шить платье в стиле светский дивы, барышень, решивших перевоплотиться в Шакиру и Бритни Спирс обучили танцевальным движениям в стиле певиц, подражательницу Шарлиз Терон посвятили в тайны модельной походки, обладательницей которой является актриса. Двойник Леонардо ди Каприо, судя по полученным навыкам, после передачи сможет спокойно спасать тонущих людей. С помощью перевоплощения подопытным пытаются придать черты характера, которых у них нет.

Новым течением, постулирующим собственное видение тела человека и вызвавшим шквал противоречивых, часто негативных, эмоций явился приобретающий популярность бодипозитив. Бодипозитив – это движение, которое является некой ответной реакцией на безумные и нерациональные преобразования человеческого тела для его приведения в соответствие идеалам, не редко воображаемым. Сторонницы движения постулируют в своих блогах идею, что любое телосложение, возраст, внешность и степень ухоженности – не повод для дискриминации, травли, унижений и преследований. Бодипозитив – это некая попытка выхватывания женщины из плена стереотипов и стандартов красоты, возвращения ей своего Я и расколдовывания из клетки Другого, чуждого, навязанного, изменчивого.

Бодипозитивщицы считают, что нет идеальной формы носа, лица, глаз, губ и т.д. и такие недостатки как растяжки, шрамы, морщины, прыщи не обязательно скрывать. По их мнению одежда и обувь призваны скрывать тело человека от воздействия окружающей среды, таких, как ветер, холод, ультрафиолетовое излучение, а не драпировать недостатки тела. Поэтому можно одеваться, так как нравится, без оглядки на мнение окружающих. Они считают, что у женщины нет такой обязанности, как быть объектом визуального наслаждения, и заявляют, что хотят вернуть женщинам право на обладание собственным телом, а не тратить годы на вылепливание его под чужие, постоянно меняющиеся стандарты.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Культура тела – это здоровье, уровень физического развития, пропорциональное телосложение, красивая осанка. Культура движения включает всю совокупность двигательных качеств, в том числе и двигательную эстетику – пластичность, ритмичность, легкость, изящество движений и двигательных умений. Движение – основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности. Культура манер – норма личной и общественной гигиены, правила приличия (привычка быть чистоплотным, опрятным, аккуратным, подтянутым, учтиво приветствовать), культура окружающей среды и быта, культура одежды.


Эстетики тела не существует вне эстетики движения. Человеческое тело прекрасно в движении и движением. Воспитание эстетики движения – самая трудная из всех задач. Движение человека, стиль его поведения – это сфера не только эстетическая, но и этическая. Когда мы воспитываем эстетику движения, мы параллельно воздействуем и на внутренний, духовный мир.



С этой точки зрения наиболее высокий уровень развития гимнастика получила в Древней Греции, где ценилось ее воспитательное значение. Греки возвели гимнастику в ранг искусства. Ею вдохновлялись скульпторы, ей посвящали свои трактаты греческие и римские философы, на протяжении ряда веков ее выдвигали на первое место среди физических упражнений как важнейшее средство гармонического развития человека. В Древней Греции воспитание чувства гармонии и ритма посредством гимнастики считалось обязательным и необходимым для всей жизни, независимо от того, будет ли человек впоследствии оратором, педагогом или философом.




В Греции, как говорят историки, жители отличались от всех других наций свободным, благородным видом, плавными движениями, так как с ранней юности укрепляли свои силы в гимнасиях и палестрах, где достигали гармонического развития тела.
Физические упражнения разделялись на палестрику, орхестрику и подвижные игры. Палестрика – это как бы легкая атлетика: бег, борьба, прыжки, метания. Орхестрика подразделялась на приготовительные танцы для развития легкости и ловкости движений и имитационные танцы с представлением различных душевных состояний и действий. Упражнения рук (хейрономия) содействовали большей тонкости и выразительности движений.
Подвижные игры включали в себя игру с мячом, бег, метания мяча, упражнения, развивающие ловкость. Самым любимым упражнением почти для всех возрастов была игра с мячом, в которой проявлялись ловкость и грациозность. После нее самым распространенным упражнением был бег.
Наилучшим средством развития тела и достижения идеала внутренней и внешней красоты Сократ и Платон считали танец. Древние памятники искусства, изображающие танец, сохранили до наших дней необыкновенную чистоту пластических форм и гармонию линий. Э


У римлян священные игры все больше вырождались в зрелища. В римском танце уже больше формы, чем содержания. Орхестрика удержала только свой наружный облик, а внутреннюю, духовную сторону утратила. В глазах римлян танцы стали занятием недостойным. В период правления Юстиниана были закрыты древние учреждения физической культуры.



Идеал человека средневековья был далек от античного. Христианство учило заботиться о спасении души, тело следовало подчинять, а иногда и подавлять как пристанище греха. В средние века физическое воспитание стало носить военно-прикладной характер подготовки рыцарей, развития силы и выносливости. Что касается танцев, то религиозные ограничения и запреты не помешали народу плясать, а вскоре и высшее общество позаимствовало это развлечение.

Физическая культура эпохи Возрождения опиралась на идеи античности и гуманизма. Правда, первые попытки гуманистов возродить гимнастику как средство всестороннего развития человека и ввести ее в учебные заведения не имели успеха. Вод влиянием возрождения и развития пластических искусств обратили внимание и на древнее искусство танца, почти исчезнувшее в средние века.


В конце ХVIII – начале XIX вв. появляются национальные системы гимнастики, целью которых вновь стала подготовка воина. Это немецкая и шведская системы, которые постепенно слились; французская и сокольская системы гимнастики. Сокольское движение возникло в Чехии в 1862 году и стало одним из средств объединения чешского народа в рамках национально-освободительного движения; основной задачей гимнастики было оздоровление и подготовка к войнам. Но эти гимнастики не могли удовлетворить потребность общества в физической культуре.
Значительный вклад в научное обоснование занятий гимнастикой, спортом и играми внес Жорж Демени. Он считал, что движения в немецкой и шведской системах не согласуются с законами анатомии и физиологии, в них много неестественного. В 1880 году он основал в Париже клуб рациональной гимнастики, где сам и преподавал.


Возникновение новых гимнастических систем и нового танца (сравнительно с классическим балетом) связано с именем французского оперного певца Франсуа Дельсарта. Он является основателем науки о телесной выразительности, о человеческом теле как орудии художественной выразительности. Дельсартианские школы положили начало новой культуре движения. Дельсарт и его последователи видели основу движения в его естественности.


В 20-х годах, после приезда А. Дункан в Россию, у нас появилось множество студий пластики, ритмики, свободного танца. Они оказали влияние на школьное физическое воспитание, на гимнастику и спортивное движение. Новаторство Дункан в области танца естественно дополняло расцвет разнообразных видов спорта, образование всевозможных спортивных и, в частности, гимнастических обществ. Но к 30-м годам ХХ века почти все эти студии прекратили свое существование.

 Волоскова Марина Леонидовна

Таблица возрастных нормативов школьников 8 класс 14 лет мальчики девочки Отжимание (раз) 28 14 Прыжок (см) 196 173 Пресс (за 30 сек) 20 19 Вис (сек) 35 31 гибкость 10 12 1000 м (сек) 233 279 4,03 4,39

ОУФК – оценка уровня физической кондиции Значение ОУФК Оценка От 0,6 и выше супер От 0,21 до 0,60 отлично От -0,20 до 0,20 хорошо От –0,60 до -0.21 удовлетворительно От -1,00 до -0,61 неудовлетворительно С -1,01 и ниже Опасная зона

Показатели ОУФК учащихся 8 - а класса (в классе 26 учеников) оценка Количество учащихся супер 0 отлично 0 хорошо 6 удовлетворительно 13 неудовлетворительно 5 опасная зона 2

И может быть, тебе яснее станет путь жизни.

Мужчина, даже если он еще учится в школе, хочет быть настоящим мужчиной, умным и сильным. Девушка, пусть ей еще совсем немного лет, уже догадывается, что настоящая женщина симпатична, элегантна, с упругой спортивной походкой, уверенным победительным взглядом.

Но оглянитесь вокруг: согбенные спины, шаркающая походка, одышка при быстрой ходьбе… И это в 13, 14, 15 лет! Кажется, будто мы все дружно решили, что ловкость, сила, здоровье нужны были нашим далеким предкам, чтобы добывать мамонтов и убегать от хищников, а в эпоху расцвета цивилизации можно и передохнуть. Результат внушает тревогу. В некоторых городах доля абсолютно здоровых школьников не превышает одного процента!

КАК СТАТЬ ЗДОРОВЫМ? Да, многих подводит бездумное потребление благ современной цивилизации, привычка к комфорту. Действительно, техника, особенно в крупных городах, практически избавила человека от необходимости преодолевать пешком большие расстояния, добывать топливо для очага, затрачивать значительные физические усилия на работе. Машины стирают белье, режут хлеб, взбивают сливки, замешивают тесто, натирают полы и делают много других полезных вещей. На производстве наиболее тяжелые работы также выполняют машины.

До 168 лет дожил азербайджанский крестьянин Ширали Фирзали-оглы Муслимов. Он был очень общителен и до последних дней работал в своем саду.

Наверное, в детстве и юности мало кто мечтает прожить до 100 лет: вся жизнь впереди, и она кажется бесконечной. Но в любом возрасте нужно помнить, что мы живем в эпоху, когда забота о здоровье стала признаком культурного человека.


Вопросы к параграфу

1. Что, кроме силы и ловкости, дают человеку занятия спортом?

2. Специалисты с тревогой говорят о здоровье школьников. Почему? Каковы причины сложившегося положения?

4. Как связаны в человеке тело и дух, иными словами, биологическое, природное, физическое начало и духовное (мышление, сознание, воля, чувства, стремления) развитие?

5. Как укрепить здоровье?


Калейдоскоп мнений

Смолоду закалиться – на весь век пригодится (пословица).

Забота о здоровье – лучшее лекарство (пословица).

Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии (Л. Н. Толстой).

Лучше умереть в чистоте, чем жить в грязи (пословица).

Кто гнев свой одолевает – тот крепок бывает (пословица).

Увеличение потребностей не есть усовершенствование, как это часто думают, напротив: чем больше ограничил человек свои потребности, тем больше в нем сознания своего человеческого достоинства, тем он свободнее, мужественнее… (Л. Н. Толстой).

От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до пятилетнего страшное расстояние. От зародыша до новорожденного – пучина. А от несуществования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость (Л. Н. Толстой).


Задания для самостоятельной работы

1. Приведите примеры долгой и продуктивной человеческой жизни.

3. Подтвердите или опровергните примерами из жизни следующие утверждения.

Всякий человек подобен укротителю диких зверей, а эти звери – его страсти (А. Амиель, ученый).

Тот, кто победил себя, гораздо больший победитель, чем тот, кто победил тысячу раз тысячу людей в сражении. Лучше победить себя, чем всех других людей. Тот, кто победил других людей в сражении, может быть побежден, но тот, кто победил себя и владеет собою, останется навсегда победителем (древнеиндийское наставление).


Это полезно знать

Вопрос о том, что считать критерием (показателем) здоровья, обсуждается с разных точек зрения. В характеристику здоровья, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), входит ощущение человеком полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни. В то же время большинство исследователей оценивает здоровье населения по показателям смертности и причинам смерти. Однако уровень смертности далеко не полно отражает уровень здоровья. Ряд хронических (длительных) заболеваний, не являясь непосредственной причиной смерти, не позволяет многим людям жить полноценно, деятельно.

Таким образом, о здоровье или нездоровье лучше всего говорит не только продолжительность, но и качество жизни человека и народа в целом.

Показатели крепкого здоровья – высокая работоспособность, творческая активность, оптимистическое настроение, радостное мировосприятие, гармоническое развитие физических и духовных сил и качеств человека, интересов и потребностей.

Тест на физическое состояние (по К. Куперу)

Дистанция в километрах, преодоленных за 12 минут (для возраста 13–19 лет)



Словарь урока

Амиель, Анри Фредерик (1821–1881) – профессор философии и эстетики Женевского университета.

Аристотель (384–322 до н. э.) – древнегреческий философ и ученый.

Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н. э.) – древнегреческий врач; с его именем связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача.

Апатия (греч. бесчувственность) – состояние полного равнодушия, безразличия (к людям, делу, жизни).

Вексель – здесь: требование к оплате, обязательство.

Гармонический, гармоничный (греч. слаженность, соразмерность) – состояние согласия (гармонии), взаимного соответствия, противоположность хаоса, разлада.

Гигиена (греч. целебный, здоровый) – практические меры, обеспечивающие сохранность здоровья; область медицины.

Стимул – побуждение к действию, побудительная причина поведения.

Физиолог (греч. природа + слово, учение) – ученый, занимающийся исследованием жизнедеятельности организмов.

Цивилизация (лат. гражданский) – ступень общественного развития, следующая за варварством; уровень материального и культурного развития общества.

1. В труде – разгадка долголетия (С. Н. Сергеев-Ценский, писатель).

2. Природа – врач болезни (Гиппократ, врач).

3. За ленью следует болезнь (пословица).

4. Деньги – мед, одежда – тлен, а здоровье – всего дороже (пословица).

Читайте также: