Сообщение на тему культура донбасса как составная часть общероссийской культуры

Обновлено: 04.07.2024

- Изучением культуры и истории Донбасса я занимаюсь уже более 15 лет. Моя первая книга "Притяжение Донбасса" посвящена истории литературы края. Но, конечно же, оставалось много материала, который выходил за рамки литературоведения. История Донбасса, его топонимов, биографии выдающихся людей - все это шире, не укладывается в одну дисциплину. К тому же необыкновенно актуальна насущная потребность - осмысление исторического и культурного феномена Донбасса. Это необходимо для понимания всей уникальности человеческой общности, которую мы называем термином "народ Донбасса".

Так возникла у меня идея создать литературно-художественный сборник, концентрирующий в себе информацию о многих поколениях донбассцев - за почти три столетия существования региона.

- Сколько очерков, страниц включил в себя сборник?

- В книге 24 статьи и очерка. Все они были написаны в период с 2015 по 2019 годы. Шел от самого простого - объяснения возникновения топонима "Донбасс" и "Донецкий бассейн". Какой-либо жесткой хронологической конструкции нет - это, все-таки, не учебник. К тому же, мне показалось, что важнее подать трактовку исторической эволюции Донбасса не через сухой событийный ряд, а через биографии людей, его населявших. Человек - мера всего, высшая ценность. И жизнь человека раскрывает перед нами и эпоху, и уникальный набор качеств характера народа. Конечно, чтобы вдохнуть жизнь в "пыль веков", прошлое, необходимо было применить исключительно художественные методы - это объясняет стилевые особенности подачи материала. Впрочем, в стилевом отношении очерки получились, порою, очень разными.

- Насколько удалось реализовать авторский замысел?

- Сразу скажу, что "Донбасский код" не может претендовать на полноту освещения темы. Охватить все в одной книге невозможно. Хотя, вынужден признать, что существенным фактором, определившим объем книги, был финансовый. В книге 24 очерка, хотя могло бы быть и 50, и больше. Но в таком случае книга бы не увидела свет. У нас много любителей "поддержать патриотизм" сомнительными пиар-акциями, пустив сотни воздушных шариков на ветер, чем издать книгу или залатать протекающую крышу музея Владимира Даля в Луганске. Такой вот "дутый патриотизм", который только вредит делу патриотического воспитания молодежи. Но, надеюсь, ситуация изменится.

- Где и как издана книга?

- Конечно же, в Луганске. СП ЛНР уже на протяжении пяти лет сотрудничает с издательством "Пресс-экспресс". Это предприятие убедительно доказало свой профессионализм, у нас сложились прекрасные рабочие отношения с его генеральным директором Владимиром Васильевичем Кулинченко. Здесь вышли наши литературные сборники "Время Донбасса", "Выбор Донбасса", "Воля Донбасса", здесь же отпечатали уникальный биобиблиографический справочник "Союз писателей ЛНР". Поэтому выбор был опять сделан в их пользу, и издательство не подвело, в очередной раз доказав свою надежность. Книга вышла даже с опережением сроков.

- Каковы основные идеи книги?

- Каждый из 24 очерков "Донбасского кода" уникален по звучанию и исполнению. Это не кирпичики, из которых воздвигают стену. Вынь один из них - будет прореха, дыра, стена рухнет. Нет, эти очерки самостоятельны сами по себе. Каждый из них - уже законченное произведение, и все вместе они дополняют друг друга, звучат то в унисон, то розно. Такой вот хор, можно сказать.

Все это облегчает общую конструкцию "Донбасского кода", облегчает подачу материала, делает интереснее, как мне кажется, книгу. Читатель не будет задавлен ворохом дат, я постарался устранить сухой канцелярский язык, которым, увы, порою любят щеголять некоторые справочные издания.

- И что же мы увидим?

- Перед читателем "Донбасского кода" раскроется пусть часть, но все же сокровищ культурного наследия Донбасса. Наследия, которое свидетельствует о глубинном единстве Донбасса с Россией. Донбасс возник в лоне Российской империи, развился и окреп в СССР. Здесь сложился совершенно уникальный культурный код, сформированный на основе многонациональности. Наши ценности - труд, творчество, созидание, уважение к родной земле, ее прошлому. Этот культурный код является составной частью общего кода Русского мира, что логично, учитывая происхождение Донбасса.

- И одна из причин отрыва от нынешней, радикально националистической Украины?

- Именно это, мне кажется, и определило то неприятие националистической идеологии, сформировавшееся в Донбассе. Нам чужды ксенофобия и национализм, чужды религиозная и национальная нетерпимость. И когда нам попытались навязать украинский национализм, наэлектризованный оголтелой русофобией, то это провалилось, натолкнувшись на абсолютное неприятие со стороны жителей Донбасса.

- И в ДНР, и у нас в Республике.

- Хочу еще отметить, что в книге особое место занимает Луганск. Луганск - вовсе не рядовой город в Донбассе. Это краеугольный камень края. История Донбасса начинается с момента появления первых шахт, созданных в связи с постройкой Луганского чугунолитейного завода. На ряду с Лисичанском, Луганск - колыбель Донбасса. К тому же, это один из старейших городов Донбасса. Так исторически сложилось, что здесь был создан первый музей в Донбассе, здесь была создана самая первая научная библиотека в Донбассе. Луганск долгое время был литературной столицей края. Убежден, что и поныне наш город остается культурной столицей Донбасса. Подтверждений этому достаточно.

- Насколько актуальна эта книга? И почему до сих пор в наших школах и вузах не изучается культурное и литературное наследие края?

- Важно понять, что в области культуры республики Донбасса продолжают почему-то следовать клише, которые были навязаны нам Киевом. Это проявление провинциализма.

Спрашивается, почему после пяти лет существования независимой Луганской Народной Республики наши школьники не изучают, например, роман Фадеева "Молодая гвардия"? Почему это не нужно было Киеву - понятно. Но почему это не нужно гражданам ЛНР? Нам не важен подвиг молодогвардейцев? Так давайте закроем музей в Краснодоне - зачем тратить бюджетные деньги. Я уже молчу, что здесь, в ЛНР, почти забыто имя Бориса Горбатова, написавшего знаменитую повесть "Непокоренные" о мужественных луганчанах, боровшихся с фашизмом. Тоже не нужно? Или просто не хватает знаний и умений у чиновников?

- В чем корень проблемы?

- Виной тому многолетний подход, применявшийся здесь Украиной. Она долгое время пыталась растворить, переварить Донбасс. Проще говоря, уничтожить его уникальную региональную специфику. Все это она успешно реализует в других регионах Новороссии. Но с Донбассом так не получилось.

Да, власти Киева здесь больше нет. Но остались навязанные в виде клише подходы киевских властей. И в области культуры эти клише невероятно сильны. А еще - страх брать на себя ответственность в принятии решений. "Пусть лучше по-старому". Это провинциализм, от которого необходимо избавляться. Жизнь такова, что по-старому больше невозможно.

- Почему практически никто, кроме вас, не пишет о культурном наследии и литературном краеведении, хотя у нас есть профильные учебные заведения и кафедры?

- Главное лекарство от украинского провинциализма - осознание ценности, значимости собственной культуры и истории. К сожалению, в области изучения культуры и истории Донбасса еще сделано очень мало. Огромную, колоссальную работу в этом направлении проводят наши музеи и вузы. Но, откровенно говоря, без значительной медийной поддержки их работа практически незаметна. Вообще, в деле популяризации истории Донбасса дело обстоит из рук вон плохо. Очевидно, виной тому тот самый "дутый патриотизм". Порою у нас флешмобами заменяют реальные дела.

- Так что же делать?

- В советское время выходило множество книг, брошюр, посвященных истории Донбасса, отдельных его городов. Их можно было спокойно купить в книжных магазинах и газетных киосках. А сейчас? Если мы зайдем в любой книжный магазин Луганска или обратимся в газетный киоск и попросим дать книгу по истории Луганска или Краснодона, да нам в глаза просто рассмеются. Предложат историю Рима или Москвы. Это, конечно же, тоже нужно знать. Но важно другое - даже если человек захочет, ему будет невозможно найти нужный книжный продукт. Даже в Луганске. А ведь сейчас Луганск, как и весь Донбасс - в тренде. На информационном слуху. Все его слышат, но не знают, что это, не знают его истории. И лакуну ничем не заполняют. Некому и нечем? Мне кажется, это больше управленческое решение, просчет руководителей.

- Как вам видится роль и место писателя в переломные моменты истории?

- Вообще, СП ЛНР старается быть чутким к требованиям времени. Писателям иначе нельзя - мы нерв общества, чутко реагирующий на все общественные изменения. Наш ответ - после осмысления - это создание книг. Жгучими слитками времени стали наши сборники "Время Донбасса", "Выбор Донбасса", "Воля Донбасса". Такими же "горячими" являются три номера нашего литературного журнала "Крылья", увидевшие свет с 2016 года. Здесь собрано пережитое и обдуманное - о донбасской войне, украинской катастрофе.

- Теперь и "Донбасский код".

Характерной чертой жизни населения Российской империи стала благотворительность. Она имела несколько направлений: государственная, церковная, земская, общественная, частная. Мещанин С. Чентуков заботился о Мариупольском сиротском суде. Известный купец Ч. Псалти содержал городскую библиотеку. Наследники купца Абрамовича ежегодно выделяли 1000-1500 на содержание мостовых Юзовки.

Билет № 15

Характерной чертой жизни населения Российской империи стала благотворительность. Она имела несколько направлений: государственная, церковная, земская, общественная, частная. Мещанин С. Чентуков заботился о Мариупольском сиротском суде. Известный купец Ч. Псалти содержал городскую библиотеку. Наследники купца Абрамовича ежегодно выделяли 1000-1500 на содержание мостовых Юзовки.

4. Культура Донбасса как составная часть общероссийской культуры. Образование и наука.

Кризис феодально-крепостнической системы (I пол. XIX в.)

Новое административно-территориальное устройство края в первой половине XIX в. рост численности населения. С целью унификации системы управления и укрепления самодержавно-полицейской власти на местах на украинские земли, входившие в состав России, в конце XVIII в. было распространено общероссийское административное деление. Территорию Украины разделили на губернии и уезды.

В частности, в начале XIX . Новороссийскую губернию вновь разделили на три губернии: Екатеринославскую, Таврическую и Николаевскую (в 1803 г. переименована в Херсонскую). После освобождения русскими войсками Бессарабии из-под гнета султанской Турции и включения ее по Бухарестскому мирному договору 1812 года в состав России в 1828 г. было образовано Новороссийско-Бессарабское генерал-губернаторство, в состав которого вошли Таврическая, Екатеринославская и Херсонская губернии, а также Бессарабская область (в 1873 г. преобразована в губернию).

В 1796 г. на Слобожанщине была создана Слободско-Украинская губерния. В 1835 г. Слободско-Украинскую губернию переименовали в Харьковскую.

Область Войска Донского — административно-территориальная единица в Российской империи, населённая донскими казаками и управлявшаяся по особому положению.

Область Войска Донского находилась в юго-восточной части Европейской России и граничила:

с севера — с Воронежской и Саратовской губерниями,

· с востока — с Саратовской и Астраханской,

· с юга — со Ставропольской губернией, Кубанской областью и Азовским морем,

· с запада — с Екатеринославской, Харьковской и Воронежской губерниями.

Примыкая юго-западным углом к Азовскому морю, почти вся область лежит в бассейне реки Дон.

С 1786 официально называлась землёй Войска Донского, в 1870—1918 — Областью Войска Донского. Центр — Черкасск, с 1806 — Новочеркасск.

В 1888 году был образован Ростовский округ, а Миусский округ, объединённый с Таганрогским градоначальством, получил наименование Таганрогского.) Каждым округом заведовал окружной генерал.

Для гражданского управления войском было учреждено Войсковое правление.

Кроме того, учреждены были: войсковые суды - уголовный и гражданский, коммерческий суд в Новочеркасске, войсковой приказ общественного призрения, войсковая врачебная управа, войсковая почтовая контора и войсковое депутатское дворянское собрание. Такие же учреждения были заведены и по всем округам.

Для управления станицами назначено было иметь станичного атамана и двух судей, избиравшихся на три года, и двух станичных писарей.

В Новочеркасске была учреждена Новочеркасская полицейская управа.

Для полков была издана полковая инструкция.

Новый закон об управлении войском Донским сразу поставил войско в положение не обособленной части Российской империи, но отдельной области с управлением, сходным с управлениями русских губерний. По войску Донскому пошла правильная почта, начались частые сношения с другими губерниями, и только особенность военной казачьей службы отличала казака от других подданных русского царя.

Южная часть задонской степи была отведена для зимовников и для содержания частных конских табунов. Офицерам за службу полагались в пожизненное владение участки земли.

Таким образом, в первой половине XIX в. территория нашего края была в составе Екатеринославской — Бахмутский и частично Александровский уезд, Слободско-Украинской (с 1835 г. Харьковской) губернии — частично Изюмский уезд и области Войска Донского — Миусский округ (Миусский округ — административная единица Области Войска Донского Российской империи. Административный центр - слобода Голодаевка [1] . Миусский округ занимал 11449 кв. верст и находился в юго-западной части области).

Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что.

Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда.


Сложившаяся на протяжении веков система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей заложила основы национальной идентичности и культурной преемственности народов Российской Федерации и Донбасса. У нас единые корни и общие традиции, осознанное стремление к миру и согласию, — было отмечено в ходе конференции.

По предложению Председателя Совета Федерации в июне 2014 года был создан Комитет общественной поддержки жителей Юго-Востока Украины, который стал площадкой для координации деятельности общественных организаций и граждан, принявших близко к сердцу всё, что происходит на Украине.

На сегодняшний день главными задачами являются сохранение духовных и культурных ценностей; развитие физической культуры и спорта, а также здравоохранения и образования. Для их решения необходимо усилить сотрудничество между регионами Российской Федерации и Донбассом, разработать соответствующую программу, в реализации которой должны принять участие, как официальные представители организаций, так и общественники, эксперты и политологи.

Только в 2017 году совместно с общественными организациями субъектов Российской Федерации и народных республик Донбасса было проведено более 1700 мероприятий в сфере культуры, образования, здравоохранения, спорта и молодёжной политики. Кроме того, совместные мероприятия в сфере профессиональных союзов, взаимодействия со СМИ и общественными некоммерческими организациями.

В реализации культурных проектов активное участие принимает молодёжь. Ей отводится существенная роль и в реализации гуманитарных проектов. Для выпускников школ, расположенных на территории Донецкой и Луганской народных республик, были организованы дополнительные бюджетные места в одиннадцати вузах России.

Председатель Народного Совета ДНР, руководитель Русского Центра Денис Пушилин отметил, что ведётся активная работа по поддержанию культурной связи с Россией. Высказал предложения по развитию научных и культурных связей.

И. о. заместителя Председателя Совета Министров ЛНР Александр Дробот также отметил взаимную полезность связей народов России и Донбасса, предложил регулярно проводить совместные тематические конференции.

Выступавшие подчеркнули, что взаимодействие молодёжных и общественных организаций России и Донбасса активно развивается и переходит на новый уровень сотрудничества в области развития молодёжной политики.

Читайте также: