Сообщение на тему крещение новгорода

Обновлено: 15.05.2024

Совсем недавно В.Л. Яниным вновь была подтверждена его старая позиция по поводу подлинности известий Иоакимовской летописи о крещении Новгорода. Напомним, что она содержит пересказ событий, выполненный не совсем обычной авторской манере.

"И тем не менее самая поздняя версия, извлеченная В.Н. Татищевым из несохранившейся Иоакимовской летописи находит себе существенные археологические подтверждения".

Янин В.Л. О начале Древнего Новгорода//У истоков Древнерусской государственности. СПб., 2007, с. 211.

из "Иоакимовской летописи" :

"В Новеграде людие, уведевше еже Добрыня идет крестити я, учиниша вече и закляшася вси не пустити во град и не дати идолы опровергнути. И егда приидохом, они, разметавши мост великий, изыдоша с оружием, и асче Добрыня с прещением и лагодными словы увесчевая их, обаче они и слышати не хотяху и вывесше 2 порока великие со множеством камения, поставиша на мосту, яко на сусчия враги своя. Высший же над жрецы славян Богомил, сладкоречиа ради наречен Соловей, вельми претя люду покоритися. Мы же стояхом на торговой стране, ходихом по торжисчам и улицам, учахом люди, елико можахом. Но гиблюсчим в нечестии слово крестное, яко апостол рек, явися безумием и обманом. И тако пребыхом два дни, неколико сот крестя. Тогда тысецкий новгородский Угоняй, ездя всюду, вопил: "Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание". Народ же оноя страны, разсвирепев, дом Добрынин разориша, имение разграбиша, жену и неких от сродник его избиша. Тысецкий же Владимиров Путята, яко муж смысленный и храбрый, уготовав лодиа, избрав от ростовцев 500 муж, носчию перевезеся выше града на ону страну и вшед во град, никому же пострегшу, вси бо видевши чаяху своих воев быти. Он же дошед до двора Угоняева, онаго и других предних мужей ят и абие посла к Добрыне за реку. Людие же страны оные, услышавше сие, собрашася до 5000, оступиша Путяту, и бысть междо ими сеча зла. некия же шедша церковь Преображения господня разметаша и домы христиан грабляху. Даже на разсвитании Добрыня со всеми сусчими при нем приспе и повеле у брега некие домы зажесчи, чим люди паче устрашени бывше, бежаху огнь тушити; и абие преста сечь, тогда преднии мужи, пришедше к Добрыне, прося мира. Добрыня же, собра вои, запрети грабление и абие идолы сокруши, древяннии сожгоша, а каменнии, изломав, в реку вергоша; и бысть нечестивым печаль велика. Мужи и жены, видевше тое, с воплем великим и слезами просясче за ня, яко за сусчие их боги. Добрыня же, насмехаяся, им весча: "Что, безумнии, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, кую пользу вы от них чаять можете". И посла всюду, объявляя, чтоб шли ко кресчению. Воробей же посадник, сын Стоянов, иже при Владимире воспитан и бе вельми сладкоречив, сей иде на торжисче и паче всех увесча. Идоша мнози, а не хотясчих креститися воини влачаху и кресчаху, мужи выше моста, а жены ниже моста. Тогда мнозии некресчении поведаху о себе кресчеными быти; того ради повелехом всем кресченым кресты деревянни, ово медяны и каперовы на выю возлагати, а иже того не имут, не верити и крестити; и абие разметанную церковь паки сооружихом. И тако крестя, Путята иде к Киеву. Сего для людие поносят новгородцев: Путята крести мечем, а Добрыня огнем".

Обратим однако внимание на План археологических слоев Древнего Новгорода (В.Л. Янин, Средневековый Новгород, м.,2004, с.23). Слои X века (№4, 6-9 м культурного слоя) отмечены штриховкой в виде прямой решетки. На Софийской стороне три района со слоями 10 века в целом имеют площадь около 6-7 га. На Торговой стороне - 20-25 га. Данные приблизительные, получены на основе приблизительного сравнения "пятен" с площадью новгородского детинца (обозначен овальным конутром слева), которая как известно составляла 10,5 га.

Сие обстоятельство вступает в противоречие с Иоакимовской летописью в том месте, где только на одной "оной", т.е. Софийской стороне собралось до 5000 чел. сторонников прежней веры.

Что не удивительно, так как по-видимому автор 18 века не был знаком с результатами раскопок второй половины 20 века. Но Янин то знаком. Или я чего-то не понимаю.

Согласно Иоакимовской и Никоновской летописям, крещение Новгорода состоялось в 990–991 гг. и проводилось в несколько последовательных этапов. Введение христианства вместо язычества осуществлялось по инициативе великого Киевского князя Владимира Святославича, вошедшего в историю под прозвищем Красно Солнышко. Чтобы увековечить это событие, повлиявшее на развитие и укрепление русского государства, в 1862 г. на территории Новгорода был установлен памятник 1000-летию крещения Руси.

картина

Обстоятельства крещения Новгорода

Укреплению новой религии предшествовало принятие христианства самим Владимиром, княжеским окружением и всеми жителями Киева, состоявшееся в 988 г. Одновременно на всей русской земле проходило уничтожение языческих святилищ и капищ, осуществлялось искоренение идолопоклонства.

После крещения Киева Владимир Святославович решил распространить православие во всем государстве, важнейшим политическим, торговым и ремесленным центром которого в то время являлся Новгород. Он был известен как крупный город, который при крещении Руси стал местом серьезного противостояния язычников и христиан. Князь Владимир хорошо понимал, что новгородцы, укоренившиеся в языческой вере, скорее всего, окажут сопротивление и не станут массово креститься, подобно киевлянам. Именно поэтому он поручил распространение христианства в Новгороде своему дяде – опытному воеводе Добрыне. Вместе с ним крестить новгородцев отправились воевода Путята и епископ Иоаким со своей свитой.

Как восприняли новую веру новгородцы

Новгород вошел в историю как город, оказавший наибольшее сопротивление принятию православного христианства. В отличие от Киева события разворачивались здесь далеко не мирным путем.

Узнав о скором прибытии Добрыни с вооруженным войском, местные язычники собрали вече. Большинство из присутствующих решили не пускать киевских посланников в город и всячески защищать старые храмы.

Однако не все горожане были согласны с позицией языческих волхвов, боявшихся потерять свое влияние на местное население. В свете происходящих событий новгородцы разделились на два противоположных лагеря:

  • первая группа горожан поддерживала предстоящее крещение, поскольку в городе уже существовали христианские общины;
  • вторая категорически была настроена против религиозного нововведения и стремилась всеми силами защищать своих идолов.

В отместку Добрыне язычники сожгли его терем и убили жену, которая проживала в Новгороде. Также они стали вооружаться и разобрали мост через реку Волхов, чтобы лишить воеводу и его войска возможности беспрепятственно войти в город.

Первый этап крещения Новгорода

Будучи осведомленным о происходящем, Добрыня предложил жителям Новгорода провести мирный обряд крещения. Получив категоричный отказ, он повелел своим воинам поджечь городскую окраину. После этого некоторые горожане, опасавшиеся повторных пожаров, согласились на проведение обряда, который проходил в реке Волхов.

иллюстрация

Второй этап принятия христианства

Имея значительный перевес, новгородцы могли отстоять своих языческих идолов, поэтому Добрыня принял решение сменить первоначальную тактику. Ночью Путята с 500 воинами переправился вниз по Волхову и вступил в Новгород со стороны Перыни. Здесь воевода сразу же отправился к лидерам язычников, которые проводили очередное вече. Сопротивление оказалось недостаточно сильным, и Путяте удалось быстро утвердиться в городе.

Одержав победу над язычниками, Добрыня повелел разрушить все капища. В прошлом главной святыней новгородцев являлся храм Перуна. Статую этого идола было решено убрать с предыдущего места и поволочь к реке, ударяя по пути палками. Другим языческим святилищам города также пришлось разделить подобную участь.

Завершение крещения

Некоторые новгородцы пытались прибегнуть к хитрости, говоря, что уже были крещены. Чтобы избежать обмана, киевский воевода повелел вешать на шеи всех обращенных в новую веру кресты из дерева или меди. Людей, не имевших при себе такого символа, обязательно крестили.

Последствия крещения новгородцев для Руси

После крещения Новгород, в котором периодически возникали сепаратистские настроения и присутствовало стремление обрести независимость от Киева, беспрекословно стал подчиняться князю Владимиру и его последователям. Принятие христианства важнейшим центром русской земли способствовало многим положительным изменениям:

  • искоренению устаревшего язычества и его варварских обрядов;
  • превращению Руси из отсталой территории в цивилизованную державу;
  • установлению доброжелательных отношений с высокоразвитой Византией;
  • более активному распространению культуры и образования;
  • повышению авторитета русского государства на международной политической арене.

Принятие христианства крупным русским городом стало огромной внутригосударственной победой Владимира Святославовича. Это событие открывало возможности для дальнейшего перехода к православию остальных территорий и его закрепления в качестве официальной религии. При этом язычники, одобрявшие принесение кровавых человеческих жертв, лишались возможности занимать руководящие или другие посты и влиять на общественно-политическую жизнь.

Вскоре после крещения новгородцев в городе было возведено два храма – каменная церковь праведных Иоакима и Анны и деревянный собор Св. Софии. Обе постройки не сохранились до нашего времени в своем первозданном виде, а храм Св. Софии позже стал каменным и превратился в главный христианский собор Великого Новгорода.

Новгород был менее подготовлен к новой религии, чем находившийся в непосредственной близости к Византии Киев. Здесь требовалась долгая терпеливая проповедь, и поначалу распространение новой религии шло довольно мирно. В 990 году сюда прибыл первый русский митрополит грек Михаил. При нем была заложена первая в Новгороде христианская церковь Преображения. Однако, проводив митрополита и епископов, большинство новгородцев вернулось к языческим обычаям своих предков. И тогда верх взяло самовластие будущей монархии. В 992 году была предпринята вторая попытка крещения Новгорода. Но теперь вместе с епископом Иоакимом Корсунянином сюда было направлено войско во главе с дядей великого князя Добрыней и тысяцким Путятой.

Узнав, что к ним идет ратная сила, чтобы уничтожить дедовские святыни, новгородцы собрали вече и постановили не выдавать своих богов. Город был укреплен, мост разобран, на берегу выставлены камнеметные орудия. Жрец Богумил по прозвищу Соловей возбуждал народ стоять за веру предков. Не решившись на прямое столкновение, киевляне обманом захватили нескольких зачинщиков сопротивления. Это привело в ярость новгородцев. Народ разорил церковь Преображения, ограбил дома первых новгородских христиан. Около пяти тысяч горожан вступили в жестокую сечу с войсками Путяты. Тогда Добрыня под покровом ночи переправился на Софийскую сторону и зажег дома на берегу. Пожар в деревянном городе был страшным бедствием. Многие кинулись тушить свои дома, остальные запросили мира.

Насилие оскорбило вольный дух новгородцев. Горожане шли креститься со смущенной душой и ожесточенным сердцем. Людей толпами загоняли в воду. Мужчины крестились выше, а женщины ниже волховского моста. Многие пытались идти на обман, уверяя, что уже крестились. Поэтому проповедники надевали всем крещенным на шею крестики. Так на Руси появилась традиция нательных крестов.

История крещения Новгорода описана в Иоакимовской летописи. Однако, как мы помним, многие историки, начиная с Карамзина, ставили под сомнение подлинность этого памятника. И вот в начале 80-х годов XX века академик В.Л. Янин решил проверить достоверность сведений Иоакимовской летописи о пожаре, которым сопровождалось крещение Новгорода. Были произведены раскопки, давшие поразительный результат. Выяснилось, что в год христианизации Новгорода пожар уничтожил все сооружения на большой площади (в пределах раскопа она превышала 9000 квадратных метров). Невостребованными оказались находившиеся под полами сгоревших построек клады, являвшиеся домашней казной. Следовательно, их владельцы погибли. Здесь же когда-то находилась и деревянная церковь Преображения, которую согласно летописи разметали противники крещения.

Таким образом, рассказ Иоакимовской летописи о крещении Новгорода получил вполне научное подтверждение, что одновременно повысило доверие ученых к самой летописи как к историческому источнику.


Христиане и язычники. Художник С.В. Иванов. 1900-е гг.

Своевольство новгородцев от 1155 до 1167 года

Своевольство новгородцев от 1155 до 1167 года Прежде, чем мы будем говорить о том, какими были Новгородцы при великом князе Юрии Владимировиче Долгоруком, надо рассказать читателям их историю.Вы помните, что Новгородцы почти еще в самом начале Русского государства были уже

Новое бедствие Москвы и разбои новгородцев от 1380 до 1388 года

Новое бедствие Москвы и разбои новгородцев от 1380 до 1388 года Наши бедные предки обманулись в своих ожиданиях: не прошло и двух лет после славного Донского сражения, а Москва была опять в руках Татар, и опять она терпела все те ужасы, которые происходили в ней во времена

Как крестили Русь

Как крестили Русь 988 год сияет в русской истории как дата Крещения Руси. Но для византийцев это событие прошло незаметно: они считали, что Русь уже обращена при Аскольде и Дире, при том, что только князья и, может, некоторые дружинники сделались христианами.Называют и

Своеволие новгородцев 1155-1167 годы

Своеволие новгородцев 1155-1167 годы Прежде чем говорить о том, что были новгородцы при великом князе Георгии Владимировиче Долгоруком, надобно рассказать читателям историю их гораздо ранее того времени.Вы помните, что новгородцы почти в самом начале Русского государства

Глава 3. Северные походы новгородцев в XI-XII веках

Глава 3. Северные походы новгородцев в XI-XII веках После 1066 года (завоевание норманнами Англии) походы норманнов в страны Западной Европы почти прекратились. В X-XI веках в Дании, Швеции и Норвегии возникли раннефеодальные государства. В конце X – начале XI века христианство

Церковь Сан-Самуэле, где крестили Казанову, и театр Сан-Самуэле, где играли родители Казановы

Церковь Сан-Самуэле, где крестили Казанову, и театр Сан-Самуэле, где играли родители Казановы Мать Джакомо Казановы звали Мария-Джованна Фарусси, и она была дочерью простого сапожника, выбившейся в актрисы театра Сан-Самуэле (San Samuele), принадлежавшего богатому семейству

1.1. Религиозное мировоззрение средневековых новгородцев

1.1. Религиозное мировоззрение средневековых новгородцев Своеобразие государственного устройства Новгородской республики вызывало и вызывает до сих пор многочисленные споры в исторической науке. Но при этом историки, теоретизируя и строя гипотезы, не предпринимают

Зачем крестили Киевскую Русь?

Зачем крестили Киевскую Русь? Продолжу рассказ о Кавказской Албании отступлениями, далекими от Кавказа, но близкими к его покорительнице – России. Короткими зарисовками попробую углубить тему и быть понятнее читателю. Тема у этого очерка сложнейшая, корни перепутаны,

Крещение Владимира, киевлян и новгородцев

Крещение Владимира, киевлян и новгородцев Не хотелось русскому князю просить у греков крещения, как милости, да, кроме того, у него были, видно, какие-нибудь счеты с греками. Он выступил с войском на Корсунь, богатый греческий город на Таврическом полуострове. Корсунцы

Зачем крестили Киевскую Русь?

Зачем крестили Киевскую Русь? Продолжу рассказ о Кавказской Албании отступлениями, далекими от Кавказа, но близкими к его покорительнице – России. Короткими зарисовками попробую углубить тему и быть понятнее читателю. Тема у этого очерка сложнейшая, корни перепутаны,

§ 5. Неокантианские теории права. П. И. Новгородцев. Б. А. Кистяковский

§ 5. Неокантианские теории права. П. И. Новгородцев. Б. А. Кистяковский Павел Иванович Новгородцев (1866—1924) — философ права, один из основателей концепции "возрожденного" естественного права в России, исследователь истории политических учений Нового времени. Он был

Старый культ языческого Перуна и других богов Руси князь Владимир менял на христианство с далеко идущими планами. Строилась держава, которая должна была быть монолитной и управляемой из единого центра. Власть князя должна была быть подобна самодержавию греческих базилевсов. Естественно, и в вольном Новгороде язычеству места не оставалось. Город являлся очень важным, ключевым пунктом на пути из варяг в греки, главной торговой магистрали Руси того времени. Этот пункт должен был быть под контролем у центральной власти.

Волей Владимира туда были направлены (если верить Никоновскому летописному своду) митрополит Михаил в сопровождении шести греческих епископов. К священникам прикомандировывались крупные военные силы. В Киеве решили отрядить войска воеводы Путяты, несмотря на то, что они очень могли пригодиться для отражений набегов кочевников из степей.

Верный Владимиру Добрыня планировал крещение как военную операцию. Его лазутчики заранее оповестили о смуте в Новгороде. По улицам ходили волхвы, которые проклинали чужаков, твердили и скорой каре неба, призывали выступить против врагов старой веры. Высший жрец Богомил Соловей запрещал идти на любое соглашение с изменниками старой веры.

Народ на вечевой площади охотно внял вещунам. Новгородцы дружно взялись за копья, мечи. Кому не хватало оружия, брались просто за дреколье. Против появившегося на городских улицах войска Добрыни новгородцы выкатили даже камнеметные машины. Так пишет в своем труде по истории Руси классик русской исторической науки Василий Татищев.

Гибель богов

Гибель старых богов на новгородском капище в 991 году

Новгородский тысяцкий Угоняй тем временем дал добро на разорение имения Добрыни в городе. Тысяцкий лично объезжал улицы, поднимая народ на отпор киевлянам. Родственников Добрыни новгородцы били без пощады.

Вскоре дошло дело и до кровопролития. Бунтари атаковали ростовцев тысяцкого Путяты, который командовал главной ударной силой войск Добрыни. Новгородские удальцы почти одолели пришлых, но Добрыня приказал жечь дома у берега Волхова. Только угроза неминуемого всегородского пожара остановила бойню. Часть новгородской толпы разбежалась на тушение домов. Часть отступила перед пятью сотнями воинов Путяты, к которым спешили на помощь варяги Добрыни.

Знатные горожане Новгорода решили не испытывать судьбу и послали к Добрыне послов. Но они не смогли уговорить посланца Владимира оставить в сохранности капище старых богов. Воины из Киева рубили идолов, бросали в реку. Каменные изображения богов разбивали молотами. По свидетельству летописцев, Добрыня глядел на разрушение капища и усмехался и поучал горожан, говоря: "Зачем сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, какую пользу вы от них можете надеяться получить?"

Далее начались массовые репрессии в отношении зачинщиков бунта. Священники и епископы под началом митрополита проводили массовый обряд крещения прямо в реке, которая оглашалась великим плачем и народным стоном. Насильственное крещение оставило по себе долгую память в народе Новгорода. Еще в 15-м веке с тех легендарных времен сохранялось известие о том, как Путята с Добрыней крестили новгородцев мечом и огнем. Долго бытовало в городе поверье, согласно которому традиционные кулачные побоища между новгородскими Софийской и Торговой сторонами случалось именно из-за проклятия уплывшего по Волхову низверженного вседержителя Перуна.

Комментарии

Тайны славянской истории - найдены артефакты меняющие все.

Где искать прародину славян и о чем молчит современная наука?
Фото древнейших славянских велесовичных текстов на докирилличных металлических пластинах.
Судьбы хранителей славянского православного мировоззрения - рахманов и волхвов.
Древнее православное мировоззрение - основа понимания Прави, Яви, Нави.
Фальшивые кирилличные "древнерусские" летописи - как они появились?
Государство Рось и росы - где искать правду прошлого?


988 год наметен как дата крещения Руси. В конце 80-х годов X века нашей эры киевский князь Владимир принял христианство в византийской его форме в качестве официальной государственной религии. Событие это имело существенное значение для становления и развития феодального Киевского государства и, следовательно, для всей дальнейшей истории нашей Родины.

Необходимость принятия новой религии для правителей страны в тот период достаточно назрела. Древние языческие формы религии восточных славян перестали соответствовать укреплявшимся феодальным отношениям. Усиление княжеской и боярской власти настоятельно требовало соответствующего подкрепления – освящения её свыше в представлениях простого люда – крестьян и ремесленников.

Летописи – уникальный свод исторических событий, без них немыслимо наше знакомство с Древней историей Руси. Они и сегодня – главный источник знаний о её далёком прошлом. Однако при этом не следует забывать, что вели их служители церкви, под её неусыпным идейным контролем. Да и сами дошедшие до нас летописания, возникшие во второй половине XI века, вначале излагали более древние события (происшедшие за 100–200 лет до этого), видимо, по устным преданиям.

Более объективную картину исследователю даёт сравнение летописных фактов с иными источниками – с другими летописями, с зарубежными данными (византийскими, арабскими, западноевропейскими). И хотя такой метод весьма сложен и противоречив и далеко не всегда может дать достаточно точное представление о событиях, он всё же позволяет утверждать: рисуемая ревнителями религии картина крещения Руси в действительности была отнюдь не столь благостной, как им того хотелось бы.

В последнее время исследователи, изучающие проблемы древней истории, взяли за правило так называемый комплексный подход – они сравнивают летописные данные не только между собой и с зарубежными историческими источниками, но и с уцелевшими литературными произведениями тех лет, с дошедшими до нас устными преданиями (например, с былинами), с результатами исследований древних икон, монет, печатен, архитектурных памятников, а главное – с данными археологических раскопок. Почему – главное?

Современная археология, широко применяя достижения естественных наук, научилась весьма точно определять время к которому относятся найденные при расколках жилища, предметы, другие материальные свидетельства минувших эпох. Вот почему сравнение добытых археологами сведений с другими источниками существенно уточняет и дополняет их, даёт более полное представление о давних событиях, в том числе и о христианизации Руси.

В вопросе крещения Руси большой интерес для наших читателей представляют некоторые данные из исследований известного учёного, лауреата Государственной премии СССР, члена-корреспондента АН СССР В. Л. Янина и из работ возглавляемой им Новгородской археологической экспедиции. Его статью мы и публикуем в этом номере.

Но прежде чем начать знакомство с ней, просим читателей иметь в виду следующее:

Вопрос о времени и обстоятельствах крещения жителей Новгорода весьма непрост. В различных летописных источниках тут указываются разные годы – 6496, 6497, 6498, 6499, 6500. А это никак не может быть объяснено только разнобоем в календарях, которым следовали летописцы. Разнобой дат можно было бы преодолеть, приняв версию Никоновской летописи, где говорится о двукратном крещении новгородцев. Однако такой единичный рассказ сам нуждается в тщательной проверке.

В более ранних летописных сводах не говорится о двукратном крещении, зато они предлагают две версии христианизации Новгорода.

Очевидно, такой разнобой связан с проблемой появления первого киевского митрополита. В древнейших свидетельствах имени митрополита вообще нет. Общерусская традиция первым киевским митрополитом считает Леонтия и с ним же связывает поставление в Новгород Иоакима Корсунянина. В Новгороде это, в частности, отразилось в списках митрополитов и епископов, составленных в начале 30-х годов XV века. Между тем на Руси существовала и иная традиция, называющая первым киевским митрополитом Михаила. Она отражена в Уставе князя Владимира о десятинах, судах и людях церковных и в зависимом от него Уставе новгородского князя Всеволода о церковных судах, людях и мерилах торговых.

Предпринимались попытки совместить эти традиции. В частности, в новгородском списке митрополитов, составленном в начале 30-х годов XV века, три легендарных первых епископа были расположены с приоритетом в пользу Леонтия: Леонтий, Михаил, Иоанн. А в аналогичных списках Симеоновской летописи, свода 1493 года, в Хронографе 1512 года и в Степенной книге приоритет принадлежит Михаилу: Михаил, Леонтий, Иоанн. Последний вариант имеется и в модификациях рассказа о крещении Новгорода.

Такое раздельное существование двух бытовавших в летописях версий продолжалось даже в XVII веке. Однако для большинства сводов характерно совмещение версий, возникшее еще в XV веке, – в Новгородских 4-й, 3-й и 2-й летописях это элементарное соединение рассказов двух типов произведено с добавлением – с упоминанием митрополита Леона. Проникновение этого имени в летописную статью 6497 года, очевидно, произошло раньше, чем у летописцев возникли раздумья о личности первого киевского митрополита. Следовательно, можно предположить, что существовал ещё какой-то текст, в котором это имя уже фигурировало в одной из версий легенды до их объединения.

Другая редакция соединения двух версий – в Софийской 1-й летописи. Тут имя Леона как первого митрополита сохранено, но дата иная – в лето 6499. Эта же редакция бытует в дальнейшем во многих других сводах, причем с неизменной датой – 6499 год.

Это дает основание предполагать, что в использованном источнике первым митрополитом был назван Михаил, действовавший с четырьмя епископами в 6496 году, а иоакимовское крещение Новгорода было отнесено к более позднему времени, когда киевскую кафедру занял Леонтий.

Краткие сведения о крещении новгородцев под 6499 годом приведены в Вологодско-Пермской летописи и в сокращенных сводах 1493 и 1495 годов.

Никоновская версия в дальнейшем перешла в Степенную книгу, где она соединилась с обеими легендами. Затем рассказ Степенной книги в несколько усеченном варианте перешел в Мазуринский летописец.

Что же все-таки послужило источником сведений, записанных в Никоновской летописи?

Во-первых, такой источник, по-видимому, появился примерно со второй половины XV века в разных летописных рассказах. И из него заимствовались детали, полностью отсутствовавшие в традиционных для XV века летописных текстах. Это, в частности, утверждение о том, что первым киевским митрополитом был Михаил. Оно встречается в Рогожском летописце, в Никоновской летописи и в зависимых от неё памятниках и воздействует на изменение даты новгородского крещения, когда оно связывается с именами Леонтия и Иоакима.

В-третьих, связь новгородского крещения с действиями самого Михаила, отправившего в Новгород Добрыню. Об этом сообщает впервые Хронограф 1512 года. В Никоновской и в зависимых от неё летописях к имени Добрый и добавлено ещё имя Анастаса. Очевидно, если особый источник действительно существовал, он должен был включать в себя перечисленные детали.

Из нашего обзора видно: летописцы, говоря о крещении Новгорода, не имели о нём достаточно достоверных данных и пользовались легендарными версиями. При этом все они стремились следовать церковной традиции и пытались как можно убедительнее показать данный акт, однако допускали разнобой в датах, именах и пр.

Новгородцы, узнав, что присланный к ним дядя Владимира Добрыня собирается их крестить, собрались на вече и поклялись не пускать его в город и не дать свергнуть их идолов. Новгородцы не захотели слушать увещеваний Добрыни и приготовились к обороне, как при нашествии врага. Их главный жрец Богомил, наречённый за своё сладкоречие Соловьём, призывал людей не покоряться. Посланцы князя, принесшие новую веру, стояли на Торговой стороне, ходили по торжищам и улицам, поучали людей. Но никто их не слушал. И так прошло два дня, но крестилось только несколько сот человек.


Нас тут, однако, занимают в первую очередь возможные источники Иоакимовской летописи, а не она сама. С этой точки зрения содержащийся в ней рассказ о крещении новгородцев представляется совершенно исключительным, поскольку повествование в нём ведется от первого лица. Эта особенность не только создает эффект присутствия очевидца, но и со всей очевидностью характеризует весь рассказ о крещении Новгорода как самостоятельную повесть, использованную составителем летописи в числе других источников.

Если сам рассказ о действиях Добрыни уникален, то предшествующий ему начальный раздел повести демонстрирует все те элементы искомого дополнительного источника Хронографа и Никоновской летописи, вопрос о котором был поставлен выше. Так, в нём говорится, что первым киевским митрополитом был Михаил, что с ним от патриарха пришли именно четыре епископа, что крестителем Новгорода был Добрыня.

К этому можно добавить еще один весьма немаловажный элемент. Согласно версии Никоновской летописи Ростов был крещен раньше окончательной христианизации Новгорода; в ряде летописей особая роль Ростова подчеркнута исключительным упоминанием только ростовского епископа Фёодора. Между тем в Иоакимовской летописи военной опорой насильственного крещения Новгорода выступают ростовцы. Не скрывается ли за тезисом о том, что Ростов и ростовцы провозглашены более ранними, нежели Новгород и новгородцы, неофитами христианства, ростовское происхождение самого источника?

Можно было бы поставить этот вопрос и иначе, предположив заимствование Иоакимовской летописью определённых сведений из Никоновского свода и создание с их участием целиком фантастического рассказа о действиях Добрыни и Путяты. Однако такое предположение следует решительно отвести: если бы Иокимовская версия опиралась на Никоновскую или любую зависимую от неё летопись, в ней также фигурировали бы шесть (а не четыре) епископов и Анастас Корсунянин.

Предположив в начальной части повести о крещении новгородцев источник специфических сведений Хронографа 1512 года и Никоновской летописи, мы на основании только изложенных материалов не можем распространять эту характеристику на всю повесть. Так, уже вполне очевидно, что она включает в себя и чисто фантастический элемент – явно придуманных Богомила, Соловья, Угоняя, Воробья. Однако историко-топографические детали этого рассказа мы сегодня весьма точно можем оценить с точки зрения археологических данных.

На Софийской стороне Новгорода в более позднее время существовали только две Преображенские церкви. Одна из них – на воротах Детинца – не может нас интересовать: впервые она была построена в 1264 году. Другая Преображенская церковь находилась на Разваже-улице в Неревском конце, в густо заселённом ещё в X веке районе. Xотя первые летописные сведения о ней относятся только к 1421 году, они касаются не первоначального строительства, а создания первой каменной постройки этого храма. Возможная связь церкви Спаса на Разваже с событиями крещения косвенно подтверждается наличием в ней придела, посвященного Василию Кесарийскому, патрону святителя Руси князя Владимира Святославича. Особая церковь святого Владимира при Владимирской (Никольской) башне Детинца с воротами в Нерееский конец находится от неё в ближайшем соседстве и известна с 1311 года.

Не менее важной находкой, происходящей из того же комплекса 27-го яруса, является медный крест-тельник с изображением распятия. Найден он был между настилами Великой улицы, на том её участке, где она разделяет усадьбы А и Г. Слои земли, в которых обнаружен крест, свидетельствуют о том, что он попал сюда до 989 года.

Всё это подтверждает: действительно до 989 года в Новгороде существовала христианская община, расположенная близ церкви Спас-Преображения, на Разваже-улице. И в том же году здесь, несомненно, произошел большой пожар, уничтоживший береговые кварталы в Неревском и, возможно, в Людином конце. Причём эти события, очевидно, не были бескровными, так как владельцы сокровищ, припрятанных на усадьбах близ Преображенской церкви, не вернулись к пепелищам своих домов. Здесь следует пояснить, что оба клада были домашней казной, спрятанной непосредственно под полами домов, в удобном для многократного извлечения месте.

Как видим, утверждение Иоакимовской повести о насильственном крещении новгородцев имеет вполне реальную основу. А что касается времени возникновения данного источника (разумеется, в каком-то первоначальном варианте, не адекватном полностью рассказу Иоакимовской летописи), то проникновение версии о том, что первым киевским митрополитом был Михаил, в Устав князя Владимира можно отнести к 20-м годам XV века – в самом раннем списке Устава – Синодальном XIV века, а также Археографическом середины XV века первым митрополитом называется Леон. К середине XV века относится древнейший список Устава князя Всеволода, упоминающий Михаила как первого киевского митрополита. Тогда же или чуть позже имя Михаила становится достоянием и летописцев. Вместе с тем наличие в повести отдельных реалистических деталей, находящих сегодня достаточно чёткое археологическое подтверждение, позволяет считать, что её возникновение в середине XV века опиралось на какую-то устойчивую более древнюю традицию, сохранённую в памяти народа.

Итак, и это повествование, и подтверждающие его достоверность археологические находки, и разночтения в летописях – всё свидетельствует о том, что официальная церковная версия о мирном и быстром принятии христианства Русью, в частности новгородцами, отнюдь не соответствует действительности. Это был сложный, трудный и длительный процесс, сопровождавшийся вооруженной борьбой, насилием.

Читайте также: