Сообщение на тему краска

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня мы поговорим с Вами про виды красок, какие они бываю, узнаем про их современную классификацию и предъявляемые к ним требования.

Взгляд в историю

Окунемся немного в историю.

Растительные и масляные краски

Красками люди пользуются с давних пор. Еще в каменном веке пещерные люди делали рисунки растительными красками, которые сохранились до наших дней. Древние люди пользовались тем материалом, который предлагала им природа – охра и уголь. Позже в них стали добавлять жир убитых животных, чтобы материал дольше держался на стенах пещер. С развитием цивилизации появлялись новые виды красок. Средние века познакомили человечество с масляными вариантами. На протяжении длительного периода изобретателем масляных красок считали голландца по имени Ян Ван Эйк, а его последователями стали великие художники итальянской и нидерландской школы живописи. Материалы той эпохи производились на основе растительных масел и яичных желтков с примесью некоторых веществ, которые пока не удалось установить. Примером могут служить норвежские иконы, относящиеся ко второй половине 13 века.

Но найденные уже в двадцать первом веке исторические документы, говорят о том, что краски были изобретены задолго до великого голландца. В 2001 году в ходе боевых действий в Афганистане были разрушены огромные статуи Будды и пострадали пещеры. В связи с этим к пещерам было привлечено внимание ученых, которые обнаружили на их стенах картины, выполненные масляными веществами. Возраст рисунков ученые относят к середине седьмого века до нашей эры. Это опережает возникновение европейских масляных красок, на несколько веков.

История довольна занимательна. Одни красящие вещества стоили не очень дорого, но были и такие, использование которых было возможным, только если заказчик картины или портрета заранее оплачивал ее стоимость. Например, синяя (ультрамарин) в Европу привозилась из Ирана или Афганистана.

Но беда искусственных веществ состояла в том, что некоторые из них были опасны для здоровья людей. Особенно этим отличалась краска изумрудно зеленая, которую производили из уксуса, мышьяка и окиси меди. Она использовалась при отделке стен домика на острове Святой Елены, в котором жил Наполеон Бонапарт после изгнания его из Франции. Есть мнение, что именно это вещество стала причиной быстрой смерти великого полководца.

Расцвет и упадок масляных красок

Еще в прошлом веке для отделки помещений повсеместно использовалась масляная краска. Качественных обоев и кафельной плитки было очень немного, и масляные применялись практически везде – в общественных, производственных и жилых помещениях, даже для отделки фасадов зданий. Естественно, что масляная краска той поры не отличалась высокой стойкостью к погодным условиям, приходилось постоянно проводить ремонт фасадов. В помещениях с повышенной влажностью масляные также не служили долго. Таким образом, они постепенно стали вытесняться более качественными и стойкими материалами.

Появились новые отделочные материалы для декорирования поверхностей и масляные уступили место обоям, кафельной плитке и другим декоративным покрытиям.

Виды красок. Современная классификация

В настоящее время даже специалисту бывает трудно разобраться, поскольку виды красок, которые он встречает на полках строительных гипермаркетов, сильно различаются по цвету, структуре и функциональному назначению. И здесь не обойтись без строгой и последовательной классификации.

На классификацию современных красящих материалов оказывают влияние многие параметры:

  • состав связующего;
  • вид разбавителя;
  • область применения;
  • внешний вид окрашенной поверхности (степень блеска);
  • основание под окраску.

Состав связующего

По типу связующего подразделяются на:

  1. Масляные.
  2. Известковые и силикатные.
  3. Алкидные.
  4. Водоэмульсионные.
  5. Акриловые.
  6. Силиконовые.
  7. Полиуретановые.
  8. Эпоксидные.

Вид разбавителя

В зависимости от разбавителя различают:

  • разводимые водой;
  • разводимые растворителями (о них подробно здесь).

Область применения

По области применения делятся на:

  • строительные;
  • для художественных работ;
  • для промышленности.

Внешний вид окрашенной поверхности (степень блеска)

По степени блеска делятся на:

  • глянцевые;
  • матовые;
  • полуматовые;
  • полуглянцевые;
  • прочие, где степень блеска выражается в процентном отношении отображаемого света от окрашенной поверхности.

Основание под окраску

Основание под покраску подразумевает поверхность, которая окрашивается тем или иным видом краски. Не каждая основа может быть окрашена всеми видами красок. Существуют довольно жесткие разграничения по применению тех или иных видов.

Краски по типу связующего вещества

Рассмотрим более подробно детализацию по типу связующего вещества.

Масляные

Масляные изготавливаются на основе олифы, натуральной или синтетической. В состав может входить кроме олифы красящий пигмент и наполнитель. Производятся масляные краски густотертые и готовые к употреблению. Густотертые перед началом покраски требуют разведения олифой до нужной консистенции. Олифа может изготавливаться из подсолнечного, конопляного или льняного масла. По качеству получаемого покрытия материалы на основе олифы из подсолнечника уступают тем, что на конопляных и льняных олифах.

  • полимеризованная (ЛМС) представляет собой заменитель натуральной олифы, может быть использована в красках, как для внутренних, так и для наружных работ;
  • глифталевая олифа состоит из смеси растительного масла глицерина, растворителей;
  • пентафталевая олифа производится из алкидных смол;
  • синтол, карбоноль и др. – это искусственные олифы, в которых натурального растительного масла или нет совсем, или есть, но минимальное количество. Качество продукта на таких олифах значительно уступает масляным краскам на натуральной олифе или на оксоли.

Известковые и силикатные

Их еще называют минеральными, так для производства используются натуральные природные вещества. Самой распространенной является обычная, всем знакомая, известь. Для получения определенного цвета в известковое молоко добавляется красящий щелочестойкий пигмент. Обычно известковые материалы применяют для окраски наружных поверхностей здания. Рекомендуют красить таким раствором увлажненные поверхности в не жаркую погоду. Известковая окраска не отличается высокой стойкостью, по сравнению с перхлорвиниловыми веществами, но цена извести значительно ниже.

Силикатные краски, входящие в список минеральных, изготавливаются из жидкого калиевого стекла, мела, талька, мелкого песка, и пигментов. Выпускаются двухкомпонентными составами – сухой материал и жидкое стекло, которые смешиваются непосредственно перед нанесением на поверхность. Но перед этим требуется обработать поверхность грунтом из жидкого стекла.

Все минеральные краски подходят для окрашивания бетонных, кирпичных, деревянных и прочих пористых наружных поверхностей. Не рекомендуется их использование для окраски стеклянных, гладких металлических поверхностей.

Алкидные

Они изготавливаются на основе алкидной смолы, которая получается в результате обработки растительных масел с добавлением кислот и сиккативов. Применяется для окраски как внутри, так и снаружи. Разбавляется растворителями и олифой. По сравнению с водоэмульсионкой, алкидная более прочная. Но стойкий запах после окраски не позволяет её использовать в помещениях, где находятся дети и люди, подверженные различным аллергическим заболеваниям.

Водоэмульсионные

Этот вид красок в последние десятилетия приобрел широкую популярность, благодаря их нетоксичности, хорошей укрывистости, и широкому выбору окрашиваемого основания. На сегодняшний день этот вид красок является самым экологически безопасным видом отделочных материалов, что подтверждается использованием его даже при окраске стен на лестничных коридорах.

Единственное, где не рекомендуется использовать водно-дисперсионную краску – это металлические основы, чтобы не вызвать коррозию металла от взаимодействия с водой. Краски этого вида выпускаются на основе ПВА (поливинилацетатная эмульсия), на основе латексов и акрилов. Материалы используются для окрашивания пористых поверхностей, но требуют предварительной грунтовки. Разводятся водой, быстро сохнут. Несмотря на то, что в составе присутствует вода, после окрашивания на поверхности образуется пленка, которую можно протирать влажной губкой, к тому же пленка обладает высокими свойствами паро- и воздухопроницаемости.

Материал на основе ПВА не отличается высокой стойкостью к влаге. Для окраски фасадов и внутренних помещений с высокой влажностью лучше использовать материал на основе акрила и латексов.

Акриловые

Этот вид красок относится к семейству латексных, которое включает в себя кроме акриловой:

  • поливиниацетатные;
  • акрилосиликоновые;
  • стиролакриловые;
  • акрило- бутадиенстирольные.

Акриловые материалы имеют широкий спектр применения от окраски различных поверхностей из гипсокартона до бетонных и кирпичных поверхностей. Разновидность латексных красок позволяет окрашивать обои, придавая им новый вид, гипс, пенобетон и многое другое. Пленка, образующаяся на окрашенном основании, хорошо поддается мокрой чистке, она устойчива к смыванию, к ней не пристает грязь и пыль, а также разная мошкара.

Силиконовые

Изготавливаются на основе воды и силиконовой смолы. Эти последние разработки в мире декоративных покрытий, позволяют окрашивать практически любые поверхности, за исключением железобетона, так как воздух проникает в тело бетона и вызывает коррозию арматуры. Силиконовые вобрали в себя все лучшее, что есть в силикатных и акриловых красках. Окрашивая силиконовым материалом можно закрыть трещины до 2 мм шириной. Этот вид красок совмещается с разными красочными составами. Т. е. силиконовой краской можно покрывать старые поверхности, окрашенные ранее цементными и известковыми составами, а также водоэмульсионными и латексными. Материал может использоваться для декоративной отделки, т. е. как для внутренних, так и наружных работ. Но стоимость его настолько высока, что снижает популярность использования.

Полиуретановые и эпоксидные

В большинстве предназначаются для промышленности. Если полиуретановая краска высыхает при температуре +180-200 градусов, то говорить о её применении в строительстве нет смысла.

Эпоксидная представляет собой двухкомпонентный состав и используется так же, в основном, в промышленности. В строительстве может применяться при устройстве бетонных бассейнов или при ремонте эмалированных ванн.

Требования, предъявляемые к краскам

Современные краски, используемые в качестве декоративных покрытий должны отвечать следующим требованиям:

  • стойкостью к влажной и сухой чистке;
  • стойкостью к выцветаемости;
  • хорошей укрывистостью;
  • износостойкостью;
  • долговечностью;
  • ремонтнопригодностью;
  • экологической безопасностью;
  • стойкостью к загрязнению;
  • доступной стоимостью.

Сейчас стало понятно, что виды красок - это очень широкая тема. Интересно, что будет дальше?

А теперь посмотрите интересное видео о том, как выбрать краску для стен и потолка:

а также для металла, дерева и бетона:

А вот здесь, можно узнать, что такое резиновая краска, и где ее применяют.

Сегодня многие делают ремонт самостоятельно, и с каждым годом для этого становится больше возможностей. Как сделать так, чтобы в будущем краска не потускнела, не потрескалась и не вздулась? Что нужно знать перед покраской и как выбрать краску? Давайте разберемся с этими вопросами.

Итак, выбираем краску. Что нужно знать? Во-первых, возьмете себе за правило всегда подготавливать поверхность перед покраской. Берем тряпку и смываем все, что нам накопилось: жир, грязь, копоть. Ах, у вас и так чисто? А пыль? Ее удаляем тоже. Затем снимаем старую краску, особенно если она вздулась и потрескалась. Можно механически, а можно и специальной жидкостью для снятия старой краски. Шпаклюем неровности. А у кого стена часто чернеет, самое время обработать ее антисептиком. Есть множество способов защитить поверхность и сделать ее долговечной. Теперь приступаем к грунтовке. Она позволит краске держаться лучше и играет роль защиты. Грунтовку наносят как на новую поверхность, так и на старую краску (если слой тонкий и лежит она ровно). И только после полного высыхания можно приступать к покраске. Если поверхность не ровная, имеет трещины, бугорки и ямки, нужно воспользоваться шпатлевкой, причем после нанесения грунтовки.

bluewall.jpg

Если вы хотите придать поверхности особые свойства, например, защитить от коррозии или сделать устойчивой к перепаду температур, или просто уберечь поверхность от воздействия различных микроорганизмов, например, плесени, грибков, лишайников, вам нужны антисептики и пропитки. Но иногда активные антисептические вещества содержатся и в самих красках.

Как читать этикетку краски?

Краски условно разделяются на группы по типу пленкообразующей основы. Они бывают эмульсионные, алкидные, клеевые, силикатные. Но об этом чуть позже. Нужная информация указана в буквенно-цифровых кодах на банке. Первые две буквы указывают на природу пленкообразующей основы.

  • Полиамиды (АД)
  • Полиакрилаты (АК)
  • Сополимеры полиакрила (АС)
  • Ацетилцеллюлоза (АЦ)
  • Битумы и пеки (БТ)
  • Поливинилацетат (ВА)
  • Поливинилбутераль (ВЛ)
  • Винилы и винилацетаты (ВН)
  • Сополимеры поливинилацеты (ВС)
  • Глифталевые смолы (ГФ)
  • Идиенкумароновые смолы (ИК)
  • Канифоль (КК)
  • Полиуретаны (УР)
  • Кремнииорганические смолы (КО)
  • Копалы (КП)
  • Сополимеры карбинола (КС)
  • Каучуки (КЧ)
  • Масла растительные (МА)
  • Меломиноалкиды (МЛ)
  • Алкидно- и масляно-стирольные (МС)
  • Мочевиноформальдегидные смолы (МЧ)
  • Нитроцеллюлоза (НЦ)
  • Пентафталевые смолы (ПФ)
  • Полиэфиры насыщенные (ПЭ)
  • Фенолалкиды (ФА)
  • Крезолформальдегиды (ФЛ)
  • Фенольно-масляные смолы (ФМ)
  • Фторопласты (ФП)
  • Поли- и перхлорвинилы (ХВ)
  • Сополимеры винилхлорида (ХС)
  • Шеллак (ШЛ)
  • Эпоксидные смолы (ЭП)
  • Полиэтилен и полиизобутилен (ЭТ)
  • Эпоксидноэфирные смолы (ЭФ)
  • Этилцеллюлоза (ЭЦ)
  • Янтарь (ЯН)

Далее следует цифровой код. Первые одна-две цифры подскажут о сфере применения. Остальные цифры — это заводской номер.

  • атмосферостойкая (1)
  • стойкость внутри помещения (2)
  • для консервации металлоизделий (3)
  • устойчивость к горячей воде (4)
  • специального назначения, например, для кожи, меха (5)
  • обладает стойкостью к нефтепродуктам (6)
  • стойкость к агрессивным средам (7)
  • термостойкость (8)
  • электроизоляционные свойства (9)
  • полуфабрикаты, а также лаки и грунты (0)
  • шпаклевки (00)

В маркировке исключение составляют готовые масляные краски. Буквы МА — обозначают масляную краску, первая цифра — сфера применения, вторая — какая олифа использована в качестве основы:

  • натуральная (1)
  • оксоль (2)
  • глифталевая (3)
  • пентафталевая (4)
  • комбинированная (5)

А теперь поговорим о группах красок и определим основные преимущества и недостатки тех или иных материалов для покраски.

Первая группа: водные краски

Эмульсионные краски

Эмульсионные краски разводятся водой (не растворяются), их связующая основа и красящие частицы распределены в водной среде, образуя устойчивую эмульсию. После высыхания водой не смываются. Зато от них легко отмыть руки и инструменты (пока материал не высох). Эмульсионные краски экономичны, отличаются своей экологичностью, пожаробезопасностью. Хорошо ложатся практически на любую поверхность. Металлические покрытия во избежание коррозии нужно предварительно загрунтовать. Эмульсионные краски нельзя наносить на поверхность, ранее покрашенную глянцевыми красками, клеевыми красками. Тоже можно отнести и к лакированным поверхностям. В свою очередь после эмульсионных красок можно использовать любые краски и эмали. Эмульсионные краски быстро высыхают и не имеют резкого неприятного запаха. Они устойчивы к щелочному воздействию.

magentawalls.jpg

Но отличия все же есть. Матовые водоэмульсионные краски со временем постепенно смываются, а водно-дисперсионные влагостойки, а значит подходят для многократной мойки. К тому же водно-дисперсионные краски в основном имеют белый цвет, а водоэмульсионные поражают многообразием цветов. Водно-дисперсионные краски нельзя наносить при температуре ниже +5°С.

К тому же, есть водоэмульсионные краски, предназначенные для создания объемных эффектов — фактурные краски, которые еще называют структурными красками. Ими можно успешно декорировать поверхности, Такие покрытия отличаются также высокой прочностью. Они могут играть роль армирования для защиты поверхности от появления трещин. Зачастую фактурными красками называют декоративные штукатурки или фактурные штукатурки

Фактурные штукатурки

Связующим элементом для акриловых красок служат акриловые смолы. Эти краски высокоэластичны (приспособлены к специфике древесины) и имеют большую прочность. Качественные акриловые краски способны перекрывать волосяные трещины до 0,5 мм. Жаль, что стоят они довольно дорого. Их более дешевые собратья изготавливаются на базе акриловых сополимеров. Акриловые краски морозоустойчивы, но только после полного высыхания. Они обладают низкой газопроницаемостью, а потому могут хорошо защитить от коррозии, например, армированный бетон. Подходят для щелочных оснований, но на свежую штукатурку их можно наносить не раньше чем через месяц. Причина в низкой газонепроницаемости: в процессе затвердевания штукатурки участвует углекислый газ, и процесс этот довольно долгий.

Акриловые краски

Акриловые краски плохо подходят для зданий с сырыми стенами. Эти краски прекрасно колеруются и устойчивы ультрафиолету, прекрасно сохраняя цвет. Они также сочетают водоотталкивающую способность и паронепорницаемость. Обладают наивысшей механической стойкостью.

Латексные краски

Латексные краски — самые дорогие из эмульсионных красок. Они изготовляются с добавлением латекса. Это дает сильный водоотталкивающий эффект, и значит можно мыть поверхность сколько захочется. Они способны затягивать волосяные трещины до 1 мм. Латексные краски применяются на разных поверхностях: структурированные обои, стены (бетон, штукатурка, кирпич, гипсокартон), потолки. Высыхают за 20-60 минут. Но их светостойкость ниже, чем у эмульсионных акриловых красок и ПВА.

7918d8960b6c9d105749e16b7991806d.jpg

Поливинилацетатные (ПВА) краски

Поливинилацетатные (ПВА) краски, в отличие от латексных, являются самыми бюджетными. Однако они также обладают низкой водостойкостью, и при регулярном мытье покрытие постепенно смывается водой. Краска экологична, отличается высокой стойкостью к свету, воздействию масел и жиров, подходит для внутреннего применения, особенно для окраски потолков. Кстати, почитайте статью о том, как выбрать краску для потолка.

Силиконовые краски

Здесь связующим элементом служат эмульгированные силиконовые смолы. Силиконовые смолы иногда даже добавляют в акриловые краски. Силиконовые краски по высыханию образуют водоотталкивающую поверхность, однако прекрасно пропускают воздух и водяной пар. Они имеют высокую эластичность и способны перекрывать волосяные трещины до 2 мм. Силиконовые краски можно наносить на свежую штукатурку уже через 48 часов (а не через 30 суток как акриловые). Силиконовые краски можно применять для всех видов минеральных поверхностей.

Они совместимы с акриловыми латексными и минеральными красками. Их даже можно наносить на старую силикатную краску. Силиконовые покрытия устойчивы к загрязнениям, а также предупреждают развитие микроорганизмов. Их единственный недостаток — это высокая стоимость. Поэтому их используют в основном для декора, особенно, если хотят подчеркнуть престиж здания.

222.jpg

Вторая группа: краски на органическом растворителе

Алкидные краски

Связующим элементом алкидных красок является алкидная смола. К алкидным краскам относятся эмалевые и масляные краски. Подходят для окрашивания оштукатуренных поверхностей, а также деревянных и металлических оснований (например, металлических радиаторов отопления). После высыхания не токсичны, водонепроницаемы.

Масляные краски

Популярные в прошлом масляные краски изготавливаются на основе олифы. Разбавителями служат уайт-спирит, скипидар, сольвент-нафта или бензин. Они достаточно мало стоят, однако очень долго сохнут (до нескольких суток). При высыхании выделяют вредные вещества, поэтому больше подходят для наружных работ. Существенный их недостаток в том, что с годами окрашенная поверхность желтеет.

Эмалевые краски

Эмалевые краски изготовлены на основе лака и именно благодаря этому обладают высокой глянцевостью и очень красиво смотрятся. Эмалевые краски применяются для окраски металла, приборов, деревянных поверхностей, стен (проштукатуренных и прошпаклеванных) и так далее. Их можно использовать и для внутренних и для наружных работ. Нитроэмалевые очень быстро сохнут — 15-45 мин. Эмалевые краски водонепроницаемы и обладают стойкостью к ржавчине и воздействию света.

190072b42e0900ee37863811e469b6d9.jpg

Третья группа: силикатные краски

Силикатные краски

Силикатные краски изготавливаются на основе жидкого стекла, их можно отнести к разряду минеральных. Это один из лучших способов защиты фасада. Характеристики силикатных красок: паро- и воздухопроницаемость, повышенная устойчивость к температурным перепадам и ультрафиолету, рыхлость, слабая реакция на воду. Стоит учитывать, что силикатные краски не просто устойчивы, они практически несмываемы. Силикатные краски разводятся водой и содержат щелочь — берегите глаза и кожу. Их нельзя наносить на поверхности, прежде окрашенные акриловыми или алкидными красками, а также наносить на стеклянные, керамические, каменные, металлические поверхности. Зато они подходят для щелочных поверхностей, к примеру, штукатурок. Грунтовка перед окраской тоже должна быть силикатной.

Силикатные краски не могут защитить стены от атмосферной влаги. При обильных дождях вода, хоть и ненадолго, задерживается в стенах. Однако при плохой гидроизоляции фундамента они очень полезны, если влажность в стенах выше атмосферной. Цветовая гамма силикатных красок ограничена из-за содержащейся в составе щелочи.

nqg16_ref-05.jpg

Группа четвертая: клеевые краски

Клеевые краски

Изготовлены из органических полимеров на водной основе. Экологичны, поскольку в составе нет токсичных или вредных химических соединений. Их свойства сходны с эмульсионными красками, но клеевые краски менее устойчивы к влаге, поэтому фронт применения сильно ограничен — такие материалы подходят только для окраски сухих помещений. Клеевые краски выпускаются в сухом виде и непосредственно перед использованием разводятся водой.

Казеиновые краски

В основе казеиновых красок лежат белковые компоненты, такие краски пригодны и для наружных, и для внутренних работ. Хорошо ложатся на штукатурку, бетон, кирпич. Из всех клеевых красок казеиновые самые стойкие и красивые.

Декстринированные краски

Декстринированные краски на костном клее могут использоваться только для внутренних работ, так как обладают слабой водостойкостью. Краски удобны в обращении, экологичны и хорошо сохраняются при сухом климате, выпускаются в многообразии цветов. Однако, как и все клеевые составы, разрушаются при действии углекислого газа и влаги. В плохо проветриваемых помещениях и при повышенной влажности органический состав клеевой краски становится средой обитания для различных микробов и плесени. И поверхности быстро портятся.

Мартыненко Марина Владимировна

Что это? Это краски.Краски в нашей жизни занимают огромное место.Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить окружающие его предметы. Однажды я задумался над вопросами: когда появились краски? Какими они были? Какие использовались цвета для живописи?

Ведь раньше не было современных технологий, все нужно было делать самому.

Цель исследования - узнать из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки "самодельных" красок.

ВложениеРазмер
kraski.docx 43.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СНЕЖНОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Проектно-исследовательская работа по теме:

ученики 3 класса

учитель начальных классов

  1. История возникновения красок……………………………..4 стр.
  2. Процесс приготовления красок……………………………..5 стр.
  1. Методика исследования
  1. Описание экспериментов……………………………………8 стр.
  2. Результаты экспериментов…………………………………. 10 стр.

Используемая литература…………………………………………. 13 стр.

Заскучали без водицы.

На тебя они глядят,

Очень рисовать хотят.

Что это? Это краски. Краски в нашей жизни занимают огромное место. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить окружающие его предметы. Однажды я задумался над вопросами: когда появились краски? Какими они были? Какие использовались цвета для живописи?

Ведь раньше не было современных технологий, все нужно было делать самому.

Цель исследования - узнать из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки "самодельных" красок.

1. Ознакомиться с научно–популярной, учебной литературой по теме исследования.

2. Изучить из каких веществ состоят краски, рецептуры их приготовления.

3. Провести эксперименты: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.

4. Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленные в магазине.

5. Нарисовать рисунки из полученных красок.

Гипотеза исследования: краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.

Предмет - сырье для красок

  • Работа с книгами и энциклопедиями;
  • Поиск информации в сети Интернет;
  • Эксперимент;

Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель.

Первобытные люди добывали первые краски уже около 25000 лет тому назад. Краски были изготовлены из смеси животного жира и природных пигментов, таких как мел, уголь и даже крови животных.

Первые рисунки были найдены в прошлом веке в Испании. Однажды охотник обнаружил в горах пещеру, вход в которую был завален грудой камней. На потолке пещеры было изображено огромное животное с длинной шерстью, свисающей с груди. Это был зубр, а вокруг него много быков, козлов, кабанов, которые стояли и лежали в разных позах. Так впервые была обнаружена живопись древнекаменного века.

Она была разного цвета: желтая, коричневая, красноватая.

Для придания рисункам более ярких цветов, использовали наши далекие предки и красную киноварь, и оранжевый сурик.

Угольки, копоть и сажа давали краску черного цвета.

А самой первой краской была глина. Глина бывает разная - желтая, красная, зеленоватая, белая…

Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани.

Человек стал получать краски, прежде всего из цветков, затем — из листьев, с теблей и корней растений

Желтую краску научились вырабатывать из: коры барбариса, ольхи, молочая и шелковицы.

Коричневую - из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны .

Чёрную краску – изготавливали из продуктов горения: толкли древесный уголь или просто использовали сажу, полученную при сжигании.

Для получения красного цвета пригодились зверобой и подмаренник.

Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и дети, есть своя длинная и удивительная история.

Теперь краски получают из каменноугольной смолы и других веществ. Оказалось, что в черном каменном угле можно разыскать все цветовое богатство матушки-природы.
От старинных красок сегодня сохранились лишь звучные названия да удивительные истории.

Так что же такое краски?

Краски - это цветные красящие вещества, с помощью которых можно изменить цвет вещества или предмета (одежды, предметов быта, бумаги и так далее).

Краски делятся на : органические (сложные соединения, в основном растительного или животного происхождения), минеральные (неорганические соли и оксиды металлов), природные (естественные), синтетические ( искусственные).

Краски предназначены для :

  • окраски предметов;
  • создания рисунков и росписей;
  • получения декоративных покрытий (например пола или стен);
  • защиты окрашиваемой поверхности (краски защищают металлы от ржавчины, а древесину от высыхания и гниения).

Мы прочитали, что в состав красок входят: пигмент и связующее вещество .

Пигмент это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и т.д.

Связующее, вязкое вещество - вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность.

Сухой краситель не может держаться на листе бумаги, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо и т.д. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищем сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка. Полученный порошок и есть пигмент.

Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

Акварель изготавливают из мелкого цветного порошка (пигмента) и специального водорастворимого клея. След, который она оставляет, получается полупрозрачным. Кстати, в прежние времена для изготовления акварели использовали не клей, а мёд или соки вишневых и сливовых деревьев.

Темперная живопись берет свое начало в глубокой древности. Именно эту технику использовали для создания икон. Секрет удивительной прочности и долговечности темперы заключается в том, что в качестве связующего здесь использовали обычное куриное яйцо. На холсте или стене такая краска может держаться веками, однако в баночке она очень быстро портилась, поэтому готовить ее приходилось практически ежедневно. Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я пришёл к выводу, что мы сможем сделать некоторые краски сами и сравнить по памяти с готовыми красками, которыми мы рисовали очень много раз.

2.1 Экспериментальная часть

Итак, изучив различную литературу, я выяснил, что краски состоят из пигмента и связующего вещества и решил попробовать получить краски в домашних условиях, сравнить их с промышленными и попробовать нарисовать ими рисунок. Сначала нужно найти сырьё.

Для эксперимента нам понадобились:

Активированный уголь, мел, глина, кофе, свёкла и морковь.

В качесвте связующего вещества мы взяли: мёд, желток, клей ПВА, растительное масло.

Сначала мы решили создать акварельные краски

Я взял активированный уголь, размельчил его в порошок и смешал с клеем ПВА. Уголь хорошо смешала с клеем, получился красивый ровный чёрный цвет, который хорошо ложился на бумагу. Чёрный цвет практически не отличишь от чёрного цвета акварели

Также мы попробовали сделать акварельную краску других цветов, для этого мы взяли свёклу и морковь, натерли на терке, выжали сок и смешали его с мёдом. Из свёклы цвет получился яркий, а из моркови немного бледный, так как морковь была не свежая.

Краски легко легли на лист бумаги, только долго высыхали.

Создание масленых красок ..

Мы вяли глину, смешали глину с подсолнечным маслом. Глина с маслом смешалась однородно, дала коричневый цвет, краска хорошо ложилась на бумагу, но после высыхания вокруг рисунка образовалось жирное пятно

Создать масленую краску ближе к натуральному нам не удалось. Потому что эта краска требует более сложного изготовления.

Создание темперных красок

Мы взяли мел, измельчили в порошок, добавили желток. Мел с яйцом хорошо смешался до однородной массы. Рисунок при высыхании не растрескался и не обсыпался. Рисунок оказался самым прочным.

Тоже самое мы проделали с кофе.

2.2 Результат экспериментов

Теперь мы знаем, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Полученные краски отличались по качествам и по консистенции, они имеют преимущества и недостатки.

Преимущество - экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета.

Недостатки - трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.

Итак, изучив различную литературу, мы выяснили, что первые краски первобытные люди добывали уже около 25000 лет тому назад. Состоят они из пигмента и связующего вещества. Краски можно приготовить в домашних условиях, но они будут отличаться от тех красок, котрые мы покупеам в магазинах и мы путем экспериментов это доказали:

  1. Акварельные краски легко легли на лист бумаги, только долго высыхали, но чёрный цвет практически не отличишь от чёрного цвета акварели
  2. Создать масленую краску ближе к натуральному нам не удалось. Потому что эта краска требует более сложного изготовления,
  3. Рисунок из темперных красок при высыхании не растрескался и не обсыпался. Рисунок оказался самым прочным.

Полученное исследование помогло нам узнать историю древних красок, а также:

- узнать компоненты древних красок;

- отыскать в книгах, интернете и других источниках материал по теме исследования;

- изучить из каких веществ состоят краски

В результате проведенного нами экспериментов , мы научились:

  • самостоятельно изготовлять краски в домашних условиях;
  • рисовать рисунки разными красками;

В результате исследования мы проверил все свои гипотезы и доказали их в проекте. Использованные методы помогли нам достичь цели.

В дальнейшем нам хотелось бы продолжить эксперимент и создать краски других цветов и оттенков с использованием других связующих веществ и пигментов (из растений).

Заскучали без водицы.

На тебя они глядят,

Очень рисовать хотят.

Что это? Это краски. Краски в нашей жизни занимают огромное место. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить окружающие его предметы. Однажды я задумался над вопросами: когда появились краски? Какими они были? Какие использовались цвета для живописи?

Ведь раньше не было современных технологий, все нужно было делать самому.

Цель исследования - узнать из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки "самодельных" красок.

Гипотеза исследования: краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.

Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель.

Первобытные люди добывали первые краски уже около 25000 лет тому назад. Краски были изготовлены из смеси животного жира и природных пигментов, таких как мел, уголь и даже крови животных.

Первые рисунки были найдены в прошлом веке в Испании. Это был зубр, а вокруг него много быков, козлов, кабанов, которые стояли и лежали в разных позах. Так впервые была обнаружена живопись древнекаменного века.

Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани.

Человек стал получать краски, прежде всего из цветков, затем — из листьев, с теблей и корней растений

Желтую краску научились вырабатывать из: коры барбариса, ольхи, молочая и шелковицы.

Коричневую - из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны .

Чёрную краску – изготавливали из продуктов горения: толкли древесный уголь или просто использовали сажу, полученную при сжигании.

Для получения красного цвета пригодились зверобой и подмаренник.

Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и дети, есть своя длинная и удивительная история.

Теперь краски получают из каменноугольной смолы и других веществ. Оказалось, что в черном каменном угле можно разыскать все цветовое богатство матушки-природы.
От старинных красок сегодня сохранились лишь звучные названия да удивительные истории.

Так что же такое краски?

Краски - это цветные красящие вещества, с помощью которых можно изменить цвет вещества или предмета (одежды, предметов быта, бумаги и так далее).

Краски делятся на : органические (сложные соединения, в основном растительного или животного происхождения), минеральные (неорганические соли и оксиды металлов), природные (естественные), синтетические ( искусственные).

Краски предназначены для :

  • окраски предметов;
  • создания рисунков и росписей;
  • получения декоративных покрытий (например пола или стен);
  • защиты окрашиваемой поверхности (краски защищают металлы от ржавчины, а древесину от высыхания и гниения).

Мы прочитали, что в состав красок входят: пигмент и связующее вещество .

Пигмент это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и т.д.

Связующее, вязкое вещество - вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность.

Сухой краситель не может держаться на листе бумаги, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцои т.д. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

История красок

Возникновение красок

Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая чистые и сочные оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времён.

Первобытные времена

Возникновение красок

Яркие минералы притягивали взор наших далёких предков.

Именно тогда человек догадался растирать такие вещества в порошок и, добавляя некоторые элементы, получать первые в истории краски. Цветная глина также шла в ход. Чем больше развивались люди, тем больше становилась потребность запечатлеть и передать свои знания. Сначала для этого использовались стены пещер и скал, а также самые примитивные краски. Считается, что самым древним из обнаруженных наскальных рисунков уже более 17 тысяч лет! При этом живопись доисторических людей довольно хорошо сохранилась.

В основном первые краски изготавливались из железистого природного минералы охры. Название имеет греческие корни.

Для светлых оттенков использовали чистое вещество, для получения более тёмных добавляли в смесь чёрный древесный уголь. Все твёрдые вещества растирались вручную между двумя плоскими камнями. Далее непосредственно краску замешивали на животных жирах. Такие краски хорошо ложились на камень и долго не высыхали из-за особенности взаимодействия жира с воздухом. Получаемое покрытие, как уже было сказано ранее, было очень прочным и стойким к разрушительным воздействиям окружающей среды и времени.

Для наскальной росписи использовалась преимущественно жёлтая охра. Красноватые оттенки оставляли для ритуальных рисунков на телах умерших жителей племени.

Появление красок

Древний Египет

Появление красок

Шло время, и человечество открывало для себя новые виды и способы производства красок. Примерно пять тысяч лет назад появилась киноварь – ртутный минерал, придающей краске алый цвет. Наибольшую популярность киноварь завоевала у древних ассирийцев, китайцев, египтян, а также в древней Руси.

Египтяне на заре расцвета своей цивилизации открыли секрет изготовления пурпурной (фиолетово-красной) краски. Из особого вида улиток выделяли секрецию, которую потом добавляли в стандартный состав красящих веществ.

Для создания белой краски с древнейших времён люди использовали известь, которая является конечным продуктом сжигания известняковых минералов, устриц, мела и мрамора. Такая краска была одной из самых дешёвых и простых в изготовлении. Кроме того, белая известь может поспорить с охрой в вопросе древности рецепта.

Египетские гробницы и пирамиды фараонов перенесли из времён расцвета египетской цивилизации удивительно красивый и чистый оттенок – ляпис-лазурь, натуральный ультрамарин. Даже спустя несколько тысяч лет рисунки не потеряли своей яркости и не потускнели. Основным красящим пигментом в такой краске является порошок минерала под названием лазурит. В Древнем Египте лазурит был очень дорог. Чаще всего бесценную краску применяли для изображения священного символа египтян – жука-скарабея.

Надо сказать, что с древнейших времён методы производства краски не претерпели значительных изменений. Твёрдые вещества также перетирают в порошок, правда, используя при этом специальные установки. Вместо натуральных жиров сейчас используют полимерные вещества. А вот для получения тёмных оттенков всё так же применяют сажу, но уже очищенную современными способами.

Древний Китай

Китайской цивилизации принадлежит пальма первенства в создании бумаги. Здесь же, за Великой Китайской стеной, появились лёгкие акварельные краски. В их состав, помимо красящих веществ и масел, входят мёд, глицерин и сахар. Для создания картин из акварельных красок нужна подходящая основа. Холсты, древесина, камни и другие традиционные предметы, на которые наносятся краски, не могут быть использованы для этой цели: акварель не ляжет на них хорошо. Поэтому при рисовании акварельными красками применяют только бумагу. Это объясняет факт появления таких красок именно в Китае, который является прародителем бумажного производства.

Средние века

Краски в средние века

Средневековье подарило миру масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надёжность, а также сравнительно малое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и другие.

Во времена Средневековья люди научились накладывать масляные краски именно тонкими слоями. Получившаяся картина приобретала за счёт этого глубину и объем. Улучшалась и цветопередача.

Однако далеко не все мастера средневековой живописи создавали свои краски на основе растительных жиров. Кто-то замешивал красящие вещества на яичном белке, кто-то – на казеине, являющимся одной из производных молока.

Натуральные компоненты вкупе с ручным производством делали краски довольно дорогим материалом. Особенно это касалось натуральной ляпис-лазури. Минерал лазурит, используемый при изготовлении ультрамариновой краски, импортировали в Европу из стран Ближнего Востока. Минерал был очень редким и, соответственно, дорогим. Художники применяли ляпис-лазурь только тогда, когда заказчик произведения заранее оплачивал краски.

Новые открытия

Эволюция красок

Ситуация начала меняться в начале 18 века. Немецкий химик по фамилии Дисбах занимался улучшение качества красной краски. Но однажды учёный получил вместо ожидаемого алого цвета краску оттенка, очень близкого к ультрамариновому. Это открытие можно считать революцией в производстве красок.

Однако существовало одно немаловажное обстоятельство, которое значительно понижало популярность искусственных красок. Компоненты, используемые в их составе, нередко были вредны или даже смертельно опасны для здоровья человека.

Как было выяснено в 70-х годах 19-го века, особенно большую угрозу представляла изумрудно-зелёная краска. В её состав входили уксус, мышьяк и окись меди – действительно, страшная смесь. Существует легенда, что на самом деле бывший император Наполеон Бонапарт умер, отравившись парами мышьяка. Ведь стены в его доме, находящемся на острове Святой Елены, где Бонапарт пребывал в ссылке, были покрыты именно зелёной краской.

Массовое производство

Краски в наше время

Как уже известно, краски использовались ещё пещерными людьми при создании наскальных рисунков. Однако массовое производство красок было начато менее двух веков назад. Раньше все краски изготовляли вручную: растирали в порошок минералы, смешивали их со связующими веществами. Такие краски не хранились долго. Уже спустя сутки они становились непригодными для использования.

С развитием лакокрасочной промышленности краски становились всё лучше и безопаснее для использования.

Многие вредные вещества – например, мышьяк и свинец, входившие в состав киновари и красного сурика соответственно – были заменены на менее опасные синтетические компоненты.

Неорганические вещества придают краске устойчивость к разрушению, а также помогают сохранить яркость цвета за счёт постоянного состава, что немаловажно при производстве краски в промышленных масштабах.

Однако в последнее время возвращается спрос на натуральные краски. Скорее всего, это связано с их экологичностью и безопасностью благодаря входящим в состав природным компонентам. Переход на экологически чистые технологии обусловлен общей экологической ситуацией на планете.

материалы по теме

Колеровка краски

Колеровка краски

Несмотря на огромный выбор различных оттенков краски, которые в настоящее время предлагают производители, придирчивому потребителю не всегда удается подобрать то, что нужно. В таком случае вы можете создать для себя желаемый оттенок самостоятельно м наслаждаться выбранным цветом.

История лакокрасочной промышленности

История лакокрасочной промышленности

Многие из нас, чтобы улучшить внешний вид жилого помещения, или автомобиля, да и просто, потерявшего свой блеск предмета, пользуются разнообразными лаками и красками. Эти средства помогают существенно сократить расходы, ведь банка краски стоит дешевле, чем новый дверной косяк, например. Банка лака или краски стала незаменимым предметом в нашем хозяйстве.

Витражные краски

Витражные краски

Читайте также: