Сообщение на тему космическая роль растений 6 класс

Обновлено: 07.07.2024

Всемирно известный русский физиолог растений К. А. Тимирязев одним из первых обратил внимание на исключительно важную, поистине космическую роль зеленого растения и на протяжении всей своей научной деятельности стремился глубоко раскрыть и обосновать его значение как посредника между Солнцем и Землей, между живой и неживой природой. По образному выражению К. А. Тимирязева, растение — это истинный Прометей, похитивший огонь с неба. Такое на первый взгляд неожиданное сравнение с могучим Прометеем — героем древнегреческих легенд, который согласно мифу похитил огонь с неба у богов и научил людей пользоваться им, основано на том, что зеленое растение способно улавливать энергию солнечного луча и запасать ее в органических веществах, образующихся при фотосинтезе.

К. А. Тимирязев постоянно стремился возможно ярче и нагляднее показать роль фотосинтеза как процесса усвоения солнечной энергии для жизни на Земле вообще и для деятельности человека в частности. В одной из публичных лекций, прочитанных еще в 1875 г., вот как красочно он описал превращения солнечной энергии в организме человека:

Да, основным источником энергии для человека было и до сих пор остается зеленое растение, поглощающее солнечные лучи и консервирующее их в виде угля, нефти и горючих газов, запасы которых и поныне являются кладовой Солнца.

В начале XX в. концепция о космической роли растений стала общепризнанной. Приведем некоторые данные, которые помогут составить представление о поистине космических масштабах фотосинтеза, коренным образом преобразующего лик нашей планеты.

В ранние геологические периоды теплый и влажный климат, а также относительно высокое содержание СО2 в атмосфере Земли содействовали пышному расцвету фотосинтезирующих растений с сильным преобладанием процессов новообразования органических веществ над их распадом. При этом все большее количество углерода из СО2 воздуха переходило в состав органических веществ, которые затем в течение длительного времени превращались в залежи каменного угля, нефти, торфа, почвенного перегноя и т. п. За многие миллионы лет, прошедших с момента появления зеленых растений на Земле, накопились огромные запасы углерода, входящего в состав различных ископаемых, а также в состав всех живых организмов и их остатков. Эти запасы достигают, по приблизительным подсчетам, 6∙10 15 г. Причем, только в таких горючих ископаемых, как каменный уголь, нефть и газы, запас углерода составляет, по последним и, вероятно, не полным еще сведениям, около десяти тысяч миллиардов тонн (10 13 т).

Кроме того, космическая роль зеленого растения заключается в существенных изменениях условий жизни на Земле, приведших в свою очередь к возникновению новых форм самой жизни, С появлением и расселением фотосинтетиков происходило изменение состава атмосферы, она постепенно обеднялась углекислым газом и вместе с тем обогащалась молекулярным кислородом, в результате чего бескислородные, или иначе, анаэробные, условия сменились аэробными. В настоящее время в атмосфере Земли имеется около 20% свободного кислорода, необходимого для дыхания большинства живых организмов. По подсчетам А. А. Ничипоровича, фактическое содержание свободного кислорода в атмосфере, равное 1,5∙10 15 г, весьма близко к тому количеству, которое должно выделиться при образовании огромных запасов восстановленного углерода (6∙10 15 г), накопившихся на Земле благодаря деятельности фотосинтетиков. Это может служить одним из доказательств того, что практически весь свободный кислород нашей атмосферы имеет биологическое происхождение.

От состава атмосферы (в частности, от содержания в ней СО2) в большой степени зависят, в свою очередь, тепловой режим и климатические условия. Ведь атмосферная углекислота вместе с парами воды поглощает инфракрасные (тепловые) лучи, испускаемые Землей, и таким образом задерживает тепло, которое наша планета рассеивает в космос. Некоторые ученые считают, что одна из важнейших причин изменения климатических условий — образования ледников и значительного похолодания — как раз и заключается в обеднении атмосферы углекислотой в результате длительной фотосинтетической деятельности растений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Растения играют в жизни других организмов и в биосфере в целом очень важную роль:

хлорофилл растений выступает как посредник между Солнцем и Землей, выполняя на нашей планете космическую роль. Он поглощает и использует энергию солнечного света для синтеза органических веществ из неорганических

растения являются продуцентами органических веществ, которые потребляются другими организмами

растения – основной источник кислорода на Земле. Большинство существующих организмов дышат кислородом, выделенным растениями.

озоновый экран защищает Землю от избытка ультрафиолетового излучения, губительно действующего на организмы

растения и продукты их жизнедеятельности оказывают влияние на геохимическое строение Земли. Растительные отложения образуют такие полезные ископаемые, как уголь и торф.

Крупный вклад в изучение роли растений внесен великим русским биоло­гом К. А. Тимирязевым. Он изучал количественную сторону фотосинте­за и показал, что синтез органического вещества в зеленых растениях происходит в полном соответствии с законом сохранения энергии. Имен­но поэтому фотосинтез наиболее интенсивно идет под действием красных лучей, т. е. в наиболее богатой энергией части солнечного спектра.

Растения, переводя солнечную энергию в потенциальную, химическую, создают колоссальное количество органических веществ. За счет этих веществ существуют все гетеротрофные организмы.

Работы К. А. Тимирязева по фотосинтезу сыграли существенную роль в борьбе с витализмом, в утверждении материалистического мировоззрения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проверка домашнего задания 1.При недостатке какого элемента нарушается образо.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проверка домашнего задания 1.При недостатке какого элемента нарушается образо.

Проверка домашнего задания 1.При недостатке какого элемента нарушается образование хлоропластов и хлорофилла? А)магний; б)азот; в)фосфор; г)калий

2.Что относится к органическим удобрениям? А)медь; б)бор; в)зола; в)марганец

2.Что относится к органическим удобрениям? А)медь;б)бор;в)зола;в)марганец

3.Как называется орган воздушного питания растений? А)корень; б)цветок; в)ли.

3.Как называется орган воздушного питания растений? А)корень; б)цветок; в)лист;г)семя

4.Как называются организмы, способные самостоятельно синтезировать органическ.

4.Как называются организмы, способные самостоятельно синтезировать органические вещества? А)гетеротрофы;б)автотрофы; в)суккуленты; г)эфемероиды

5.Какой процесс у растений связан с поглощением СО2, воды и минеральных солей.

5.Какой процесс у растений связан с поглощением СО2, воды и минеральных солей? А)дыхание; б)питание; в)размножение;г)рост

6.Как называются организмы, не способные самостоятельно синтезировать органич.

6.Как называются организмы, не способные самостоятельно синтезировать органические вещества? А)суккуленты;б)эфемероиды; в)автотрофы;г)гетеротрофы

7.Как называется питание растений, основанное на фотосинтезе?

7.Как называется питание растений, основанное на фотосинтезе?

8.Какие меры применяют для предотвращения истощения почвы и повышения урожайн.

8.Какие меры применяют для предотвращения истощения почвы и повышения урожайности?

9.Как по другому называется почвенное питание?

9.Как по другому называется почвенное питание?

10.Удобрения бывают минеральные и …

10.Удобрения бывают минеральные и …

Фотосинтез идет на свету круглый год. И он людям дает пищу и кислород. Очень.

Фотосинтез идет на свету круглый год. И он людям дает пищу и кислород. Очень важный процесс– фотосинтез, друзья, Без него на Земле обойтись нам нельзя. Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова – Фотосинтез всему этому голова. Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать! И озоновый слой будет нас защищать.


Цель: углубление знаний о фотосинтезе, о значении энергии и накопленной орган.

Цель: углубление знаний о фотосинтезе, о значении энергии и накопленной органической массы растениями. Раскрыть космическую роль зеленых растений. Подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека. Обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.

Двое правят жизнью на Земле: Красное Солнышко Да Зелёное Зёрнышко

Двое правят жизнью на Земле: Красное Солнышко Да Зелёное Зёрнышко

В 1600г бельгийский естествоиспытатель Ян Ван-Гельмонт поставил первый физиол.

В 1600г бельгийский естествоиспытатель Ян Ван-Гельмонт поставил первый физиологический эксперимент, связанный с изучением питания растений.

В 1771г английский химик проделал опыт, доказавший, что зеленые растения спос.

В 1771г английский химик проделал опыт, доказавший, что зеленые растения способны осуществлять реакции противоположные дыхательным процессам

Итак, органические вещества-источники энергии для жизнедеятельности клетки. А.

Итак, органические вещества-источники энергии для жизнедеятельности клетки. А где берут их организмы? все организмы по источникам получения органических веществ делятся на 2 группы: Автотрофы—самостоятельно синтезируют органические вещества из минеральных для своего питания (растения, некоторые бактерии) Гетеротрофы—получают с пищей готовые органические вещества (животные, грибы, большинство бактерий)

Голландский врач Ян Ингенхауз в 1779г В ходе эксперимента обнаружил, что раст.

Голландский врач Ян Ингенхауз в 1779г В ходе эксперимента обнаружил, что растения способны выделять кислород лишь в присутствии солнечного света, и что только их зеленые части способны обеспечивать выделение кислорода.

В 1782г Швейцарский ученый Жан Сенебье экспериментально доказал, что органиче.

В 1782г Швейцарский ученый Жан Сенебье экспериментально доказал, что органические вещества в растениях образуются из углекислого газа, который под влиянием солнечного света разлагается в зеленых органоидах растений.

Французский физиолог растений Жак Буссенго в 1804г в ходе лабораторных работ.

Французский физиолог растений Жак Буссенго в 1804г в ходе лабораторных работ пришел к выводу, что вода так же потребляется растениями при синтезе органических веществ.

Немецкий ботаник Юлиус Сакс в 1864г Доказал, что соотношение объемов поглощае.

Немецкий ботаник Юлиус Сакс в 1864г Доказал, что соотношение объемов поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода равно 1:1. Продемонстрировал образование зерен крахмала при фотосинтезе

Константин Аркадьевич Тимирязев—выдающийся русский ученый- ботаник, который в.

Константин Аркадьевич Тимирязев—выдающийся русский ученый- ботаник, который внес большой вклад в изучение фотосинтеза растений. Он установил, что этот процесс вызывают только поглощенные хлорофиллом солнечные лучи. Роль растений на Земле Тимирязев назвал космической. Благодаря зеленому растению накапливается энергия, которая поступает из космоса от Солнца.

1.Создание органических веществ 2.Накопление органической массы 3.Накопление.

1.Создание органических веществ 2.Накопление органической массы 3.Накопление энергии 4.Обеспечение постоянства содержания углекислого газа в атмосфере 5.Накопление кислорода в атмосфере 6.Создание почвы

Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в су.

Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год?

Какое растение осаждает больше пыли на поверхности листьев: вяз или тополь? П.

Какое растение осаждает больше пыли на поверхности листьев: вяз или тополь? Почему?

Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей (укроп, шпинат, салат.

Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей (укроп, шпинат, салат, и т.д.) и временем суток? Почему?

Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. П.

Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила? Почему?

В сутки человек потребляет 430 г кислорода. Один гектар леса вырабатывает за.

В сутки человек потребляет 430 г кислорода. Один гектар леса вырабатывает за час столько кислорода, сколько нужно для дыхания двухсот человек. Какую массу кислорода выделяет гектар леса за один час?

В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углеки.

В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого газа потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов? Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц?

К.А. Тимирязев писал: “В сущности, что бы ни производил сельский хозяин, – он.

К.А. Тимирязев писал: “В сущности, что бы ни производил сельский хозяин, – он прежде всего производит хлорофилл и уже посредством хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т.д.”. какие агротехнические приемы способствуют накоплению хлорофилла и усилению процессов фотосинтеза в мякоти листа?


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 548 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.01.2020 363
  • PPTX 876.5 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Филиппова Галина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Растения играют в жизни других организмов и в биосфере в целом очень важную роль. Зеленый цвет не случайное только свойство растения. Оно зелено потому, что от этого именно цвета зависит его важнейшее отправление. В зеленом цвете, этом самом широко распространенном свойстве растения, лежит ключ к пониманию главной космической роли растения в природе.

Файлы: 1 файл

КосмическаяРольРастений.doc

Реферат на тему:

Растения играют в жизни других организмов и в биосфере в целом очень важную роль. Зеленый цвет не случайное только свойство растения. Оно зелено потому, что от этого именно цвета зависит его важнейшее отправление. В зеленом цвете, этом самом широко распространенном свойстве растения, лежит ключ к пониманию главной космической роли растения в природе.

Все органические вещества, как бы они ни были разнообразны, где бы они ни встречались - в растении ли, в животном или человеке, прошли через лист. Вне листа в природе не существует лаборатории, где бы выделывалось органическое вещество. Без усвоения растениями углерода на земле не было бы жизни в том виде, в каком она есть сейчас. В итоге оказывается раскисление, накопление вещества, поглощение энергии, мы имеем перед собой тип растения.

Растение необходимую для него энергии получает от солнца.

Таким образом, мы восходим до самого общего представления о жизни растения, до понятия о его значении, о его роли в органическом мире. Это - роль посредника между солнцем и животным миром. Растение или, вернее, самый типичный его орган - хлорофилловое зерно - представляет то звено, которое связывает деятельность всего органического мира, все то, что мы называем жизнью, с центральным очагом энергии в нашей планетной системе – солнцем.

Итак, жизнь на Земле зависит от солнца. А накопителем его энергии являются зеленые растения. Фотосинтез, который можно записать следующей формулой:

Углекислый газ + вода + энергия солнца =

органические вещества ( сахар и крахмал) + кислород

- уникальный процесс – ведь благодаря ему на земле происходит образование органических веществ, из неорганических, просто из воды и углекислого газа.

Органические вещества затем используют в пищу животные и человек. Таким образом, энергия солнца, запасенная зелеными растениями в сахарах, жирах и белках обеспечивает жизнь всего живого на Земле - от бактерий до человека.

Мы можем доставить растению сколько угодно удобрений, сколько угодно воды, можем, пожалуй, оберегать его от холода в теплицах, можем ускорить круговорот углекислоты, но не получим органического вещества более того количества, которое соответствует количеству солнечной энергии, получаемой растением от солнца.
Физика учит нас, что свет есть не что иное, как волнообразное движение. Волны света, ударяясь о тела, вызывают в них то движение частиц, которое мы называем теплотой. Когда это сотрясение частиц тела достигает известного предела, оно может иметь еще более глубокие последствия: будет нарушаться связь между составными частями химических соединений, наступит разложение этих соединений. Но какие же волны всего вероятнее будут вызывать это разрушение?

Из всех волн лучистой энергии солнца, возмущающих безбрежный океан мирового эфира и проникающих на дно нашей атмосферы, обладают наибольшей энергией, наибольшей работоспособностью именно красные волны, они-то и производят ту химическую работу в растении, благодаря которой возникает возможность жизни на Земле.

Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу, он рассек, разорвал связь между частицами углерода и кислорода, соединенными в углекислоте. Освобожденный углерод, соединяясь с водой, образовал крахмал. Этот крахмал, превратясь в растворимый сахар, после долгих странствований по растению отложился, наконец, в зерне в виде крахмала же или в виде клейковины. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы. И вот теперь атомы углерода стремятся в наших организмах вновь соединиться с кислородом, который кровь разносит во все концы нашего тела. При этом луч солнца, таившийся в них в виде химического напряжения, вновь принимает форму явной силы. Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение.

Зеленый лист, или, вернее, микроскопическое зеленое зерно хлорофилла, является фокусом, точкой в мировом пространстве, в которую с одного конца притекает энергия солнца, а с другого берут начало все проявления жизни на земле. Растение - посредник между небом и землею.

Теперь только мы в состоянии вполне оценить значение процессов, совершающихся в хлорофильном зерне под влиянием света. Во-первых, с химической точки зрения это тот момент, когда неорганическое вещество, углекислота и вода, превращается в органическое, - здесь лежит источник и начало всех разнородных веществ, из которых слагается весь органический мир. С другой, с физической точки зрения, хлорофиловое зерно представляет тот прибор, в котором улавливаются солнечные лучи, превращающиеся в запас для дальнейшего употребления. Растение из воздуха образует органическое вещество, из солнечного луча - запас силы.

Жизнь растений, жизнь леса - явления первостепенного значения, от которых зависят благополучие людей и даже сама жизнь на Земле.

Наличие на Земле мира зеленых растений обеспечивает питание и дыхание животных и человека, образование озонового слой, а также накопление горючих материалов, представляющих собою частью также углеводы, частью углеводороды и даже почти чистый углерод.

Читайте также: