Сообщение на тему контркультура
Обновлено: 31.05.2024
Впервые о таком явлении как культурная доминанта заговорил российский академик Ухтомский Алексей Алексеевич (1875-1942). На уровне социума доминанта определяет способы отношений, стратегий, взаимодействия всего со всем: внутреннего со внешним, внешнего со внешним, и внутреннего с самим же собой. В эпоху серебряного века велась дискуссия о двух противостоящих друг другу началах — апполоническое и дионисийское. Позже в научной мысли добавилось еще одно, третье начало — начало великой матери, культы которой процветали еще в доисторическую эпоху.
Современное общество сформировано с опорой на две могучие доминанты – Сознания и Нормы, которые в рамках концепции Европейской мифологии персонифицируются как Аполлон и Афина. Очень символично, что во времена французской революции высшим божеством была объявлена богиня разума.
Аполлон – олицетворение сознания, рациональности, порядка и дистанции. Благодаря влиянию Аполлона, в современном обществе укореняются личностные границы, социальное дистанцирование и происходит стерилизация природы как внутри, так и снаружи.
Но любая доминанта со временем порождает контрдоминанту. Так, например, американский пуританизм со временем породил сексуальную революцию. Тысячелетиями господствующий патриархат уступает место новой, феминной организации общества. В 1940-х годах в пику старой морали стали формироваться контуры современной контркультуры.
Контркультура — тип субкультуры, отвергающей ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивающей свою альтернативную культуру . Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.
Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений, всвяз с чем возникает контркультура, как стремление общества вернуться в целостное состояние даже путем гротеска.
Битники
Битничество 1950-1960-х годов оформилось как довольно агрессивно настроенная идеологическая группировка, увлекающаяся дзэн-буддизмом, практикующая искусство медитации, эксперементирующая с психоделиками, неистово творившая и (что наиболее важно) думающая. Если к этому прибавить протест (активный протест) против американской внешней политики, американского "общественного мнения" и "общественной морали", а также против святая святых - американского образа жизни, то можно понять, почему битничество — это протест интеллектуалов.
Джек Керуак о битничестве:
Нужно, чтобы мир заполнили странники с рюкзаками, отказывающиеся подчиняться всеобщему требованию потребления продукции, по которому люди должны работать ради привилегии потреблять все это барахло, которое им на самом деле вовсе ни к чему. они-узники потогонной системы, произвдства,потребления, работы, производства, потребления, передо мной встает грандиозное видение рюкзачной революции, тысячи и даже миллионы молодых американцев скитаются по свету с рюзаками за спиной, уходят в горы молиться, смешат детей и радуют стариков, молодых девчонок делают счастливыми, а старых - ещё счастливие, все они - Безумцы Дзэна, ходят и слагают стихи, возникающие в их головах просто так, безо всякой причины; тем, что они добры, совершая странные поступки, они заставляют всех, все живые существа видеть вечную свободу.
Внешний вид битников во многом ассоциировался со студентами Академий художеств, которые зачастую были фанатами джаз-музыки. Одними из основных атрибутов битников считались чёрный свитер с высоким горлом, берет и двойные барабаны бонго — в качестве символа культуры чернокожего населения. Впоследствии эти барабаны прочно вошли в современную поп-музыку.
Наиболее широко битники были представлены в качестве писателей и поэтов — Люсьен Карр, Джек Керуак, Аллен Гинзберг, Уильям Берроуз.
Контркультура – это разновидность культуры, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и демонстративно отвергает её нормы и ценности. Обычно яркие и мощные контркультуры возникают в периоды социально-политических кризисов. Они могут проявляться в разных формах: новых течениях в искусстве, социальных движениях, идеологиях и учениях.
Контркультура конфликтует с доминирующей культурой, и именно в этом конфликте обычно заключается её суть.
В основе контркультуры, как правило, лежит нонконформизм – несогласие с чужими ценностями, взглядами и убеждениями. При этом она может принимать как созидательный, так и разрушительный характер. В неблагополучных социальных слоях обычно возникают разрушительные контркультурные движения. Если же контркультура исходит от интеллигенции, как правило, она носит созидательный характер и способна обогатить доминирующую субкультуру.
Примеры контркультуры из жизни
В качестве примеров рассмотрим несколько ярких и масштабных субкультур, которые примечательны не только своей известностью, но и тем, что оказали существенное влияние на мировую историю:
Стоит отметить, что все перечисленные примеры контркультур объединяет одно – они все являются протестом против норм и ценностей доминирующей культуры. При этом могут подразумеваться как конкретные нормы и ценности, так и вообще любые.
Признаки контркультуры
Любая контркультура обладает ярко выраженными признаками, поскольку её представители сами стараются подчеркнуть свою принадлежность к уникальной и независимой культуре. Данное стремление проявляется в необычном поведении, манере общения и особенностях внешнего вида. Представители субкультур обычно предпочитают определённые жанры музыки, отрицая прим этом другие стили (это отрицание часто сопровождается необоснованной критикой).
Контркультурам свойственны следующие признаки:
- ярко выраженный нонконформизм;
- собственные нормы, ценности и взгляды, противоречащие традиционным;
- специфическая внешность представителей;
- особые манеры поведения и общения;
- особый стиль жизни, собственные цели и стремления;
- низкая толерантность к традиционным ценностям;
- высокий уровень конформизма внутри контркультуры.
Как правило, контркультуры (как и все субкультуры) аполитичны. Однако их основная идея и цель часто заключается в отрицании определённых политических тенденций (глобализация), систем (авторитаризм) и прочих социально-политических обстоятельств (военные действия, торговые войны).
Причины появления контркультуры
У каждой контркультуры есть собственные причины появления, однако можно выделить несколько общих причин, свойственных всем субкультурам и контркультурам:
- Доминирующая культура построена на устаревших нормах и ценностях. Очевидный пример – движение за права чернокожих в США. В середине 20-го века расизм, закреплённый на законодательном уровне, выглядел просто дико.
- Потребность в самоутверждении. Молодые люди нуждаются в том, чтобы чувствовать себя особенными и ощущать свою причастность к чему-то важному, революционному, судьбоносному. Контркультуры позволяют им удовлетворить эту потребность.
- Нонконформизм. Представители контркультур в большинстве своём являются подростками и молодыми людьми не старше 25 лет. Именно в этом возрасте людям свойственен максимальный уровень нонконформизма – нежелания подчиняться традиционным правилам и нормам (независимо от того, насколько они плохи или хороши).
Функции контркультуры
Для своих носителей контркультуры решают большое количество разных задач, но основная их цель – обновление культурных норм и ценностей. Поэтому в качестве основных функций рассматривают способы влияния контркультуры на традиционную культуру. Выделяют такие функции как:
- Заместительная. Постепенное ограничение, вытеснение и замещение принципов, норм и ценностей традиционной культуры.
- Деструктивная. Разрушение традиционных ценностей и заполнение образовавшейся пустоты новыми.
- Революционная. Естественное обновление культурных ценностей, достигаемое за счёт популярности субкультуры.
Изменения, принесённые контркультурой, могут быть как положительными, так и отрицательными. Их характер обычно связан с тем, в каком социальном слое возникла субкультура, а также с тем, какие события послужили причиной для её формирования.
Заключение
Контркультура – это субкультура, противопоставляющая себя доминирующей культуре. По сути, она представляет собой ответ на традиционные нормы и ценности, которые по каким-то причинам не устраивают часть населения. Эти причины могут быть объективными (устаревшие законы, напряженная социально-экономическая обстановка) или субъективными (молодёжный нонконформизм, стремление к самоутверждению). Обычно контркультуры возникают в кризисные периоды и оказывают существенное влияние на доминирующую культуру.
Контркультура — течение, отрицающее ценности доминирующей культуры и стремящееся найти альтернативу образу жизни, характерному для большинства населения.
Возникновение
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Признаки контркультуры
Основные особенности контркультур:
Ценности контркультуры
Массовое недовольство внутриполитической ситуацией, действиями США на международной арене и развитие леворадикальных движений в совокупности с тем, что по большей части недовольными были студенты, привели к формированию новой системы ценностей:
- избавление от любых внешних и внутренних ограничений;
- чувственность;
- свобода самовыражения (включая интересы, эмоции, внешний вид);
- поиск новых форм общности;
- главенство принципов равенства и любви, лишенных иерархии и субординации.
Распространение этих ценностей постепенно привело к отказу молодежи следовать догмам доминирующей культуры и появлению разнообразных контркультур, зачастую возводивших ту или иную черту в абсолют. Так, пропаганда свободной любви привела к росту гомосексуализма и, в итоге, росту заболеваемости ВИЧ. Избавление от ограничений достигалось употреблением наркотиков и, политизировавшись, вылилось в движение за их легализацию.
Постепенно контркультуры, будучи андеграундным явлением, становились все более популярными. В музыке, например, это выражалось в образовании группы The Doors, звуковых экспериментах Джимми Хендрикса и проведении фестиваля Вудсток в 1969 г., который стал символом движения хиппи. Массовая культура теряла свою аудиторию, а некогда андеграунд становился мейнстримом, обновляя, дополняя и развивая доминирующий сегмент культуры.
Появление контркультур — это циклический процесс. По мере приобретения популярности контркультура удовлетворяет потребности современного общества и вливается в доминирующую культуру. Далее процесс повторяется: ввиду неспособности доминирующей культуры удовлетворить запросы общества, общество порождает новые контркультуры.
Функции контркультуры
- Разрушительная. Постепенное ограничение доминирующей культуры, игнорирование и замещение ее принципов и ценностей и отказ от них.
- Деструктивная. Разрушение общепринятых вечных ценностей и формирование новых, основанных на взглядах представителей контркультуры.
- Революционная. Обновление культурной жизни общества в целом, привнесение в нее новых черт и характеристик. При этом изменения, связанные с ростом популярности контркультуры, не всегда могут быть положительными. Характер изменений зависит как от ценностей контркультуры, так и от числа ее последователей.
Виды контркультур
Перечислить все контркультуры не представляется возможным, поэтому в данной статье акцент сделан на наиболее распространенные и влиятельные из них:
Проявления контркультуры
Контркультура может проявляться на различных уровнях: временном, личностном, социальном, поведенческом и других, а также в различных формах: музыке, визуальном искусстве, социальных движениях, идеологиях и учениях. При этом контркультура чаще всего проявляется в кризисные периоды, связанные с приданием традиционных ценностей забвению.
Контркультура может проявляться в созидательной или разрушительной ипостаси в зависимости от ее носителей. Так, неблагополучные слои общества чаще всего распространяют разрушительную контркультуру, в то время как интеллигенция, наоборот, популяризируя контркультуру, обогащает и культуру доминирующую.
Контркультура – это течение, отрицающее главенствующее, доминирующее направление культуры. Это не бескультурье, и не что-то плохое. Наоборот, контркультура – это новый виток эволюции.
Возникновение движения
Впервые такой термин в социологии появился в 1960-х годах в Америке. Время холодной войны, унижения прав женщин, расизм – все это повлияло на мышление молодежи и вообще граждан США, которые хотели лишь свободы. Они хотели иметь право на самовыражение, а не подстраиваться под рамки, созданные государством и обществом. Также люди требовали изменений в общеобразовательных программах, которые должны учить детей любви к природе, музыке, искусству.
И такие движения проходили в то время в Штатах повсеместно. Студенты протестовали за демократическое общество, другие отстаивали свои гражданские права.
Основные функции
- Ограничение доминирующей культуры, выражение протеста;
- Разрушение всех традиций и основ. Контркультура пытается стереть все прошлое;
- Революция. Течение не только разрушает, но и создает новое. Контркультура – это обновление общества.
- Стремление к самовыражению. Так как обычно доминирующая культура пытается сковать действия людей, навязать свои рамки.
Когда культура остается одной и той же долгое время, а общество хочет двигаться дальше, то невольно возникают недовольства. Это как смена новых поколений, которая неизбежна, но многие пытаются отрицать ее и навязывать устаревшие рамки.
Ценности
За что же борются сторонники контркультуры? Конечно же, есть ряд ценностей, которые движут этими людьми:
- избавление от сковывающих рамок общества, отказ от стереотипностей;
- самовыражение во всем, начиная от возможности высказаться, не вызвав осуждения со стороны людей, заканчивая самовыражением в своей работе, творчестве;
- создание нового общества;
- не только ум должен цениться в людях, но и их чувства;
- отрицание иерархии, привилегий, появление равенства;
Контркультура – это неизбежно и циклично, люди нуждаются в этом движении. Как только контркультура добивается своего, она становится частью доминирующей, и негодование прекращается. Однако спустя годы история вновь повторится, так как поколения, их потребности, ценности сменятся.
Периоды контркультур
Примеры
Чаще всего прибегали к движению контркультуры американцы, борющиеся за права и равенство в своей стране, поэтому большинство примеров будет именно из этой страны.
Контркультура сегодня
Так как контркультура неизбежна, то ее влияние можно наблюдать даже в современном мире. Сегодня в России продолжает также отстаиваться возможность самовыражения, принятия новшеств в виде ЛГБТ сообществ, отказ от расового угнетения и многое другое. Хоть наше общество опять-таки противится нововведениям, но миром движет молодое поколение, которое диктует свои правила.
Читайте также: