Сообщение на тему контркультура

Обновлено: 31.05.2024

Впервые о таком явлении как культурная доминанта заговорил российский академик Ухтомский Алексей Алексеевич (1875-1942). На уровне социума доминанта определяет способы отношений, стратегий, взаимодействия всего со всем: внутреннего со внешним, внешнего со внешним, и внутреннего с самим же собой. В эпоху серебряного века велась дискуссия о двух противостоящих друг другу началах — апполоническое и дионисийское. Позже в научной мысли добавилось еще одно, третье начало — начало великой матери, культы которой процветали еще в доисторическую эпоху.

Современное общество сформировано с опорой на две могучие доминанты – Сознания и Нормы, которые в рамках концепции Европейской мифологии персонифицируются как Аполлон и Афина. Очень символично, что во времена французской революции высшим божеством была объявлена богиня разума.

Аполлон – олицетворение сознания, рациональности, порядка и дистанции. Благодаря влиянию Аполлона, в современном обществе укореняются личностные границы, социальное дистанцирование и происходит стерилизация природы как внутри, так и снаружи.

Но любая доминанта со временем порождает контрдоминанту. Так, например, американский пуританизм со временем породил сексуальную революцию. Тысячелетиями господствующий патриархат уступает место новой, феминной организации общества. В 1940-х годах в пику старой морали стали формироваться контуры современной контркультуры.

Контркультура — тип субкультуры, отвергающей ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивающей свою альтернативную культуру . Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений, всвяз с чем возникает контркультура, как стремление общества вернуться в целостное состояние даже путем гротеска.

Битники

Битничество 1950-1960-х годов оформилось как довольно агрессивно настроенная идеологическая группировка, увлекающаяся дзэн-буддизмом, практикующая искусство медитации, эксперементирующая с психоделиками, неистово творившая и (что наиболее важно) думающая. Если к этому прибавить протест (активный протест) против американской внешней политики, американского "общественного мнения" и "общественной морали", а также против святая святых - американского образа жизни, то можно понять, почему битничество — это протест интеллектуалов.

Джек Керуак о битничестве:

Нужно, чтобы мир заполнили странники с рюкзаками, отказывающиеся подчиняться всеобщему требованию потребления продукции, по которому люди должны работать ради привилегии потреблять все это барахло, которое им на самом деле вовсе ни к чему. они-узники потогонной системы, произвдства,потребления, работы, производства, потребления, передо мной встает грандиозное видение рюкзачной революции, тысячи и даже миллионы молодых американцев скитаются по свету с рюзаками за спиной, уходят в горы молиться, смешат детей и радуют стариков, молодых девчонок делают счастливыми, а старых - ещё счастливие, все они - Безумцы Дзэна, ходят и слагают стихи, возникающие в их головах просто так, безо всякой причины; тем, что они добры, совершая странные поступки, они заставляют всех, все живые существа видеть вечную свободу.

Внешний вид битников во многом ассоциировался со студентами Академий художеств, которые зачастую были фанатами джаз-музыки. Одними из основных атрибутов битников считались чёрный свитер с высоким горлом, берет и двойные барабаны бонго — в качестве символа культуры чернокожего населения. Впоследствии эти барабаны прочно вошли в современную поп-музыку.

Наиболее широко битники были представлены в качестве писателей и поэтов — Люсьен Карр, Джек Керуак, Аллен Гинзберг, Уильям Берроуз.

Неформал

Контркультура – это разновидность культуры, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и демонстративно отвергает её нормы и ценности. Обычно яркие и мощные контркультуры возникают в периоды социально-политических кризисов. Они могут проявляться в разных формах: новых течениях в искусстве, социальных движениях, идеологиях и учениях.

Контркультура конфликтует с доминирующей культурой, и именно в этом конфликте обычно заключается её суть.

В основе контркультуры, как правило, лежит нонконформизм – несогласие с чужими ценностями, взглядами и убеждениями. При этом она может принимать как созидательный, так и разрушительный характер. В неблагополучных социальных слоях обычно возникают разрушительные контркультурные движения. Если же контркультура исходит от интеллигенции, как правило, она носит созидательный характер и способна обогатить доминирующую субкультуру.

Примеры контркультуры из жизни

В качестве примеров рассмотрим несколько ярких и масштабных субкультур, которые примечательны не только своей известностью, но и тем, что оказали существенное влияние на мировую историю:

Стоит отметить, что все перечисленные примеры контркультур объединяет одно – они все являются протестом против норм и ценностей доминирующей культуры. При этом могут подразумеваться как конкретные нормы и ценности, так и вообще любые.

Признаки контркультуры

Любая контркультура обладает ярко выраженными признаками, поскольку её представители сами стараются подчеркнуть свою принадлежность к уникальной и независимой культуре. Данное стремление проявляется в необычном поведении, манере общения и особенностях внешнего вида. Представители субкультур обычно предпочитают определённые жанры музыки, отрицая прим этом другие стили (это отрицание часто сопровождается необоснованной критикой).

Контркультурам свойственны следующие признаки:

  • ярко выраженный нонконформизм;
  • собственные нормы, ценности и взгляды, противоречащие традиционным;
  • специфическая внешность представителей;
  • особые манеры поведения и общения;
  • особый стиль жизни, собственные цели и стремления;
  • низкая толерантность к традиционным ценностям;
  • высокий уровень конформизма внутри контркультуры.

Как правило, контркультуры (как и все субкультуры) аполитичны. Однако их основная идея и цель часто заключается в отрицании определённых политических тенденций (глобализация), систем (авторитаризм) и прочих социально-политических обстоятельств (военные действия, торговые войны).

Причины появления контркультуры

У каждой контркультуры есть собственные причины появления, однако можно выделить несколько общих причин, свойственных всем субкультурам и контркультурам:

  • Доминирующая культура построена на устаревших нормах и ценностях. Очевидный пример – движение за права чернокожих в США. В середине 20-го века расизм, закреплённый на законодательном уровне, выглядел просто дико.
  • Потребность в самоутверждении. Молодые люди нуждаются в том, чтобы чувствовать себя особенными и ощущать свою причастность к чему-то важному, революционному, судьбоносному. Контркультуры позволяют им удовлетворить эту потребность.
  • Нонконформизм. Представители контркультур в большинстве своём являются подростками и молодыми людьми не старше 25 лет. Именно в этом возрасте людям свойственен максимальный уровень нонконформизма – нежелания подчиняться традиционным правилам и нормам (независимо от того, насколько они плохи или хороши).

Функции контркультуры

Для своих носителей контркультуры решают большое количество разных задач, но основная их цель – обновление культурных норм и ценностей. Поэтому в качестве основных функций рассматривают способы влияния контркультуры на традиционную культуру. Выделяют такие функции как:

  • Заместительная. Постепенное ограничение, вытеснение и замещение принципов, норм и ценностей традиционной культуры.
  • Деструктивная. Разрушение традиционных ценностей и заполнение образовавшейся пустоты новыми.
  • Революционная. Естественное обновление культурных ценностей, достигаемое за счёт популярности субкультуры.

Изменения, принесённые контркультурой, могут быть как положительными, так и отрицательными. Их характер обычно связан с тем, в каком социальном слое возникла субкультура, а также с тем, какие события послужили причиной для её формирования.

Заключение

Контркультура – это субкультура, противопоставляющая себя доминирующей культуре. По сути, она представляет собой ответ на традиционные нормы и ценности, которые по каким-то причинам не устраивают часть населения. Эти причины могут быть объективными (устаревшие законы, напряженная социально-экономическая обстановка) или субъективными (молодёжный нонконформизм, стремление к самоутверждению). Обычно контркультуры возникают в кризисные периоды и оказывают существенное влияние на доминирующую культуру.

Контркультура — течение, отрицающее ценности доминирующей культуры и стремящееся найти альтернативу образу жизни, характерному для большинства населения.

Возникновение

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Признаки контркультуры

Основные особенности контркультур:

Ценности контркультуры

Массовое недовольство внутриполитической ситуацией, действиями США на международной арене и развитие леворадикальных движений в совокупности с тем, что по большей части недовольными были студенты, привели к формированию новой системы ценностей:

  • избавление от любых внешних и внутренних ограничений;
  • чувственность;
  • свобода самовыражения (включая интересы, эмоции, внешний вид);
  • поиск новых форм общности;
  • главенство принципов равенства и любви, лишенных иерархии и субординации.

Распространение этих ценностей постепенно привело к отказу молодежи следовать догмам доминирующей культуры и появлению разнообразных контркультур, зачастую возводивших ту или иную черту в абсолют. Так, пропаганда свободной любви привела к росту гомосексуализма и, в итоге, росту заболеваемости ВИЧ. Избавление от ограничений достигалось употреблением наркотиков и, политизировавшись, вылилось в движение за их легализацию.

Постепенно контркультуры, будучи андеграундным явлением, становились все более популярными. В музыке, например, это выражалось в образовании группы The Doors, звуковых экспериментах Джимми Хендрикса и проведении фестиваля Вудсток в 1969 г., который стал символом движения хиппи. Массовая культура теряла свою аудиторию, а некогда андеграунд становился мейнстримом, обновляя, дополняя и развивая доминирующий сегмент культуры.

Появление контркультур — это циклический процесс. По мере приобретения популярности контркультура удовлетворяет потребности современного общества и вливается в доминирующую культуру. Далее процесс повторяется: ввиду неспособности доминирующей культуры удовлетворить запросы общества, общество порождает новые контркультуры.

Функции контркультуры

  1. Разрушительная. Постепенное ограничение доминирующей культуры, игнорирование и замещение ее принципов и ценностей и отказ от них.
  2. Деструктивная. Разрушение общепринятых вечных ценностей и формирование новых, основанных на взглядах представителей контркультуры.
  3. Революционная. Обновление культурной жизни общества в целом, привнесение в нее новых черт и характеристик. При этом изменения, связанные с ростом популярности контркультуры, не всегда могут быть положительными. Характер изменений зависит как от ценностей контркультуры, так и от числа ее последователей.

Виды контркультур

Перечислить все контркультуры не представляется возможным, поэтому в данной статье акцент сделан на наиболее распространенные и влиятельные из них:

Проявления контркультуры

Контркультура может проявляться на различных уровнях: временном, личностном, социальном, поведенческом и других, а также в различных формах: музыке, визуальном искусстве, социальных движениях, идеологиях и учениях. При этом контркультура чаще всего проявляется в кризисные периоды, связанные с приданием традиционных ценностей забвению.

Контркультура может проявляться в созидательной или разрушительной ипостаси в зависимости от ее носителей. Так, неблагополучные слои общества чаще всего распространяют разрушительную контркультуру, в то время как интеллигенция, наоборот, популяризируя контркультуру, обогащает и культуру доминирующую.

Контркультура

Контркультура – это течение, отрицающее главенствующее, доминирующее направление культуры. Это не бескультурье, и не что-то плохое. Наоборот, контркультура – это новый виток эволюции.

Возникновение движения

Впервые такой термин в социологии появился в 1960-х годах в Америке. Время холодной войны, унижения прав женщин, расизм – все это повлияло на мышление молодежи и вообще граждан США, которые хотели лишь свободы. Они хотели иметь право на самовыражение, а не подстраиваться под рамки, созданные государством и обществом. Также люди требовали изменений в общеобразовательных программах, которые должны учить детей любви к природе, музыке, искусству.

И такие движения проходили в то время в Штатах повсеместно. Студенты протестовали за демократическое общество, другие отстаивали свои гражданские права.

Основные функции

  • Ограничение доминирующей культуры, выражение протеста;
  • Разрушение всех традиций и основ. Контркультура пытается стереть все прошлое;
  • Революция. Течение не только разрушает, но и создает новое. Контркультура – это обновление общества.
  • Стремление к самовыражению. Так как обычно доминирующая культура пытается сковать действия людей, навязать свои рамки.

Когда культура остается одной и той же долгое время, а общество хочет двигаться дальше, то невольно возникают недовольства. Это как смена новых поколений, которая неизбежна, но многие пытаются отрицать ее и навязывать устаревшие рамки.

Ценности

За что же борются сторонники контркультуры? Конечно же, есть ряд ценностей, которые движут этими людьми:

  • избавление от сковывающих рамок общества, отказ от стереотипностей;
  • самовыражение во всем, начиная от возможности высказаться, не вызвав осуждения со стороны людей, заканчивая самовыражением в своей работе, творчестве;
  • создание нового общества;
  • не только ум должен цениться в людях, но и их чувства;
  • отрицание иерархии, привилегий, появление равенства;

Контркультура – это неизбежно и циклично, люди нуждаются в этом движении. Как только контркультура добивается своего, она становится частью доминирующей, и негодование прекращается. Однако спустя годы история вновь повторится, так как поколения, их потребности, ценности сменятся.

Периоды контркультур

Примеры

Чаще всего прибегали к движению контркультуры американцы, борющиеся за права и равенство в своей стране, поэтому большинство примеров будет именно из этой страны.

Контркультура сегодня

Так как контркультура неизбежна, то ее влияние можно наблюдать даже в современном мире. Сегодня в России продолжает также отстаиваться возможность самовыражения, принятия новшеств в виде ЛГБТ сообществ, отказ от расового угнетения и многое другое. Хоть наше общество опять-таки противится нововведениям, но миром движет молодое поколение, которое диктует свои правила.

Читайте также: