Сообщение на тему конфуцианство синтоизм

Обновлено: 18.05.2024

Национальная религия – это понятие, используемое в религиозных исследованиях, для характеристики разного рода религиозных проявлений, связанных с той или иной этнической группой. Часто национальные религии существенно отличаются от религий, которые не ограничиваются этническими или национальными рамками, например, христианства или ислама.

Существенной особенностью современных национальных религий является то, что почти все они политеистические и сохраняют в своей основе иерархию богов.

К основным национальным религиям относят:

  • индуизм;
  • иудаизм;
  • даосизм;
  • конфуцианство;
  • синтоизм.

Характеристика основных национальных религий

Смысл индуизма заключен в:

  • почитании Вед;
  • вере в Бога;
  • понимании человека в качестве спиритуального духа сущности;
  • развитой ритуальной культуре.

Иудаизм – первая в мире монотеистическая религия, первая из немногочисленных религий Древнего мира, которая дошла до наших дней с минимальными корректировками.

В истории формирования иудаизма принято выделять три ступени:

Готовые работы на аналогичную тему

Даосизм начал формироваться в Китае в начале эпохи Хань (II в. до н.э.), его развитие и укрепление протекало параллельно распространению конфуцианства. Даосизм и конфуцианство являются двумя взаимосвязанными религиозно-философскими направлениями духовной жизни китайского общества. Духовно-религиозные корни даосизма углубляются в представления о первобытной магии древних китайцев, о единстве человека и мира, а также гармонии Вселенной, где уравновешены противоположности инь и янь.

Конфуцианство – учение, которое было создано несколькими древними мыслителями. Среди них главенствующее положение отведено Кун-цзы, или Конфуция, в европейском происхождении. Личность этого философа подтверждена исторически. Он родился и умер в царстве Лу (551 г. до н.э. - 479 г. до н.э.). О нем до наших дней дошло мало достоверной информации. Конфуцианство охватывает представления о человеке, обществе и государстве и их взаимоотношения. Значительная роль в нем отведена культу предков.

Синтоизм – это национальная религия японского народа. Археологические раскопки на территории островов Кюсю и Скоку свидетельствовали о том, что уже в 1-3 вв. н.э. в Японии бытовали предметы культа и обрядов, характерные для синто. В начале 4 века, когда формировалось единое японское государство Ямато, синтоизм превращается в государственную религию. Она корнями уходит в поклонение местным родовым и племенным божествам, к культу природы, колдовским обрядам первобытного населения островов. Определенное воздействие на формирование синтоизма оказывали верования древних китайцев, которые мигрировали в Японию в начале 1 в. н.э.

Ямадзаки Ансаи, как и другие японские конфуцианцы, стремился сочетать конфуцианские принципы с нормами синтоизма. Он выдвинул теорию, согласно которой неоконфуцианское ли (не старое ли Конфуция, т.

С конца XVIII в. в Японии все заметней усиливался культ императора. В противовес поддерживавшемуся сегунами буддизму многие феодалы проводили реформы, способствовавшие ограничению влияния буддийских храмов и упрочению норм синтоизма, проимператорские тенденции которого были теперь сильно укреплены идеями и концепциями неоконфуцианства. Власть сегунов и влияние буддизма в стране ослабевали.

Культ императора и расцвет национализма

Накануне новой эры буржуазного развития Япония все теснее сплачивалась вокруг фигуры божественного тэнно, микадо, символизировавшего ее высшее единство, ее далеко идущие притязания явно националистического характера. Начало этой эре было положено реставрацией Мэйдзи (1868), вернувшей всю полноту власти в стране императору и давшей толчок быстрому развитию Японии.

Анализ причин, позволивших Японии весьма быстро перенять и использовать новейшие достижения капиталистического способа производства, выходит за пределы данной работы. Однако следует заметить, что японцы традиционно не видели в самом факте заимствования полезных нововведений ничего зазорного и унизительного для себя. В отличие от таких мощных цивилизаций с многотысячелетними пластами традиционной культуры, как Китай и Индия, Япония не обладала инерцией консервативного традиционализма, что, видимо, сыграло свою важную роль. Придя к власти в 1868 г., молодой император Муцухито решительно взял курс на слом старой системы сегуната и в борьбе с ней счел за благо опереться на то новое, что могло быть взято с Запада.

Капиталистический путь развития Японии уже в первые 30-40 лет наглядно проявил свои преимущества: одержав победу в русско-японской войне 1904-1905 гг., Япония показала миру свою силу и влияние. Победа в этой войне вызвала в стране мощную волну национализма, опиравшегося на искусственно возрождавшийся синтоизм.

Синтоизм стал официальной государственной идеологией, нормой морали и кодексом чести.

Неудивительно, что за первую половину XX в. влияние синтоизма в стране резко возросло. Возникло множество новых очень популярных в стране храмов, значительная част. ь которых была посвящена павшим в борьбе, в войне (особенно известным генералам типа Ноги), - их, по синтоистской традиции, считали героями, божествами, очищенными смертью за императора от всех прижизненных грехов и даже преступлений.

Вначале, после реставрации-Мэйдзи, возрождение синтоизма сопровождалось антибуддийскими акциями - слишком уж связан был буддизм в памяти людей с периодом сегуната. Однако буддизм оказался достаточно стойким и умело приспособился к новым условиям, а указ 1889 г. о свободе вероисповеданий помог ему выжить и даже сохранить свое влияние в массах. Это с особенной силой сказалось после поражения Японии в 1945 г.

Понятие Бога в буддизме

В конечном своём итоге Буддизм является необходимым условием для глубочайших прозрений, которые приводят к окончательному освобождению разума.

о природе страдания;

о происхождении и причинах страдания;

о прекращении страдания и устранения его источников;

о путях к прекращению страдания.

Последняя, четвёртая истина, указывает на путь к уничтожению страдания и боли, по-другому называется восьмеричным путём достижения внутреннего спокойствия. Такое состояние души позволяет погрузиться в трансцендентную медитацию и достичь мудрости, просветления.

Мораль и этика буддизма

Буддийские мораль и этика построены на принципах не совершения вреда и умеренности. Учения Буддизма стали основой целого ряда школ, которые объединяет то, что каждая на своем уровне понимания жизни и учения Будды, направлена на всестороннее развитие человека – осмысленное использование тела, речи и разума.

Конфуцианство - философско-этическое учение мыслителя древнего Китая Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н.э. в религию. Источник конфуцианства - "Лунь-юй" ("Беседы и суждения"), написанные последователями Конфуция (6 в. до н.э.). Конфуцианство отразило взгляды и интересы феодального чиновничества, стремившегося предохранить общество от социальных потрясений. Целью конфуцианства являлось воспитание народа в духе уважения существующих порядков. Согласно конфуцианству, в обществе действует закон "жень", ниспосланный небом. Для усвоения этого закона человек должен соблюдать "ли" - нормы общественного поведения, традиционные обряды, поступать согласно своему общественному положению. Конфуцианство оправдало власть "благородных" над простым народом. С превращением конфуцианства в религию Конфуций был обожествлен. Конфуцианство отличается от многих религий отсутствием жречества, мистических элементов и сводится к строгому выполнению предписанных обрядов. Основное содержание культа конфуцианства - сложившееся еще до конфуцианства - почитание предков: каждая семья, род имеют свой храм, где размещены символизирующие предков таблички "чжу", перед которыми расставляются жертвоприношения и совершаются обряды. Конфуцианство с его учением о незыблемом постоянстве порядков, разделение людей на высших и низших по воле неба использовали господствующие классы Китая.

Синтоизм (от яп. "синто" - путь богов) - сугубо японская религиозная система. Синтоизм основан на вере в то, что при рождении человек временно сходит с пути богов, а после смерти снова возвращается на него. Ранние формы синтоизма представляли собой обожествление природы, что характерно для примитивного этапа развития всех культур. Сильное влияние на синтоизм оказали буддизм и конфуцианство. Конфуцианство было ввезено в Японию из Китая в начале 5 в. н.э. Под его влиянием начал бурно развиваться (возможно, возник) синтоистский культ предков и сформировался аристократический нравственный кодекс, влиявший на политическую и общественную жизнь Японии на протяжение всей ее истории. Буддизм появился в Японии в середине 6 в. н.э. Из него синтоизм почерпнул философию, пышные обряды, концепцию повседневных этических обязанностей.

Главными священными книгами синто считаются “Кодзики” (“Записи о делах древности, 712 года) “Нихонги” (“Японские хроники”, 720года). В них впервые были собраны и записаны сохранившиеся устные японские сказания и легенды. Именно они лежат в основе ритуала синто. “Кодзики” и “Нихонги” с небольшими различиями передают одни и те же события. В “Нихонги” изложение каждого сюжета завершается перечислением других его вариантов.

В этой религии вообще отсутствуют какие-либо чёткие различия между людьми и ками. Люди, согласно синто, произошли непосредственно от ками, живут с ними в одном мире и могут переходить в разряд ками после смерти. Поэтому не обещает спасения в каком-то другом мире, а идеалом считает гармоничное существование человека с окружающим миром, в духовном единстве.

Ещё одной особенностью синто является множество ритуалов, сохранившихся практически без изменений на протяжении веков. В то же время догматика синто занимает по сравнению с ритуалом весьма незначительное место. Вначале в синто не было никаких догм. Со временем под влиянием заимствованных с континента религиозных учений отдельные священнослужители пытались создать догматы. Однако в результате возник лишь синтез буддийских, даосских и конфуцианских идей. Они существовали независимо от собственно религии синто, основным содержанием которой до настоящего времени остаются обряды.

В отличие от других религий синто не содержит моральных установок. Место представления о добре и зле здесь занимают понятия чистого и нечистого. Если человек "запачкался", т.е. совершил нечто неподобающее, он должен пройти через ритуал очищения. Действительным грехом в синто считается нарушение мирового порядка - "цуми", и за подобный грех человеку придётся платить и после смерти. Он отправляется в Страну Мрака и там ведёт тягостное существование в окружении злых духов. Смерть рассматривается как неизбежное затухание жизненных сил, которые затем возрождаются вновь.

Представление о Боге в Китае отличалось от представлений людей Запада. Религия существовала там на трех уровнях: высшем, религиозно-философском, низшем, в виде суеверных представле­ний, и среднем, совмещавшем в себе элементы первого и второго. Главной целью китайской религии было обеспечить человеку гар­моничные отношения с Небом, которое воспринималось как выс­ший владыка вселенной. Следующим по значимости божеством была Земля. Жертвами, которые верующий приносил богам, он выражал свое участие в едином ритме жизни вселенной. Таким образом, в китайских жертвоприношениях нет цели умилостивить богов, как это свойственно западной религиозности.

В религиозном культе большая роль отводилась императору, который носил титул Сына Неба. Император начинал новый год жертвоприношением быка в храме Неба и символически присту­пал к обработке царского поля при сопровождении молящегося народа. Подобным образом он совершал жертвоприношение и в храме Предков.

Китайцы верили в существование и других, низших божеств, считая их подчиненными Небу.

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ

В философских размышлениях китайцы выработали метафи­зические понятия, с помощью которых они по-своему постигали жизнь мироздания. Приводим три важнейших понятия, которые помогут нам осмыслить два крупных религиозно-философских те­чения: конфуцианство и даосизм.

• Дао — это образ существования мироздания, его глубинный закон, неопределимое начало, гармония и путь жизни.

• Ян и Инь — это две противоположные и дополняющие друг друга силы. Ян выражает свет, начало положительное, муж­ское, сильное, творческое, верх (небо), движение, разум­ность. Инь, напротив, является выражением тьмы, началом отрицательным, женским, слабым, низом (земля), спокой­ным, созерцательным.

Одно дополняет другое так, что этим достигается гармония все­ленной. Такое взаимодополнение двух полярностей является тем способом, которым выражается Дао. Этой полярной связью про-никнута всякая сущность во вселенной, в том числе и человек, счи­тающийся ее частью.

КОНФУЦИАНСТВО

Учение Конфуция

Большое значение в конфуцианстве придается ритуалам, оп­ределенным нормам поведения в различных обстоятельствах. Эти ритуалы, которые были собраны и зафиксированы в различных трактатах, оставались в значительной своей части неизменными. Конфуцианство стало официальной идеологией китайского го­сударства и обязательным мировоззрением для всех чиновников. Поэтому, чем более высокую ступень занимал чиновник, тем тща­тельнее он должен был исполнять эти церемонии. Всякий желаю­щий занять положение в обществе должен был подчинить им всю свою жизнь.

В конфуцианстве отсутствовали профессиональные священ­нослужители, жертвоприношения совершались главами семейств, государственными чиновниками и императором. Благодаря кон­фуцианству Китай оставался неизменным на протяжении двух с половиной тысяч лет.

Одновременно с Конфуцием стали приобретать популярность мыслители, которые проповедова­ли самососредоточение и аске­тизм. Своей целью они полагали внутренний покой, избавление от суеты, возврат к простоте и естест­венности. Даосизм, в отличие от конфуцианства, не интересовался правильным устройством общест­ва и добропорядочностью граж­дан.

Учение Лао-цзы

Учение Лао-цзы изложено в книге Дао дэ цзин, автором кото­рой он считается. Даосы наибольшее внимание уделяют человеку Дао — это вечная реальность, непреходящий закон мироздания, абсолютное, божественное, творческое. Смысл человеческой жиз­ни состоит в познании Дао, следовании ему и слиянии с ним. У че­ловека Дао есть три сокровища: любовь, умеренность и смирение. Дэ — это образ действия и проявления Дао в том, что существует. Оно является природой вещей, и всякий должен положиться на эту природу. Это значит, что никто не должен вмешиваться в по­рядок вещей, для того чтобы изменить его. Наоборот, необходи­мо, чтобы все текло само собой.

Идеал государства для даосов — маленькая страна, которая не ведет никаких войн, не имеет никаких отношений со своими со­седями, управляется по принципу недеяния и утверждает первич­ность мира вместо первичности человека.

В истории Китая доасизм неоднократно становился источ­ником социальных утопий, под знаменем которых развора­чивались народные восстания.

Самым совершенным образом жизни даосы считают отшель­ничество. Цель даосов-отшельников — достижение бессмертия. Бессмертие достигается, когда человек во всем уподобляется Дао. Для этого применяются медитации, аскетические упражнения, ре­гуляция питания и даже алхимия. В недрах даосизма получили развитие также астрология и геомантия — фэншуй (учение о взаимодействии космоса и духовного мира с земным рельефом). Роль духовных центров даосизма выполняют монастыри.

Японский пантеон включает в себя бесчисленное множество богов, которые в разных районах приобретают особое значение (боги гор, рек, риса, моря). Изначальная божественная пара — бог Идзанаги (Отец-небо) и богиня Идзанами (Мать-земля) — сотво­рили Японские острова. Идзанаги безуспешно пытался освободить умершую Идзанами из страны мертвых. Идзанаги испугался сквер­ны этой страны и после бегства оттуда произвел обряд очищения, в результате которого появилось множество богов. В частности, из его левого глаза родилась богиня солнца — Аматэрасу.

После того как в V веке в Японию проник буддизм, синтоизм во' многом смешался с ним. Буддизм заполнял духовный вакуум, присущий синтоизму, не дававшему проявиться стремлению че­ловека к спасению. Но во времена патриотических подъемов япон­цы вновь возвращались к синто. В 1868 г. после буржуазной рево­люции, сохранившей, однако, монархическое устройство, был из­дан указ об отделении буддизма от синтоизма. Синтоизм стал го­сударственной религией. Во время Второй мировой войны он был но­сителем японских националисти­ческих идеалов, заключая в себе оправдание ужасающего геноцида народов Восточной Азии со сто­роны японцев.

Несмотря на глубокие из­менения в структуре послевоен­ного японского общества, синто­изм продолжает быть традицион­ной религией японцев. В наше время она отождествляется с на­циональными обычаями и праздни­ками.

Религиозный ритуал позволяет японцу помолиться о хорошем уро­жае, здоровье и национальном бла­годенствии. Обряды совершаются в синтоистских храмах, простых по

архитектуре, перед жертвенником, у которого оставляют малень­кие записки с именами богов и предков. Жертвоприношениями являются свечи, цветы или рисовый хлеб.

Синтоизм остается религией исключительно японцев.

Приложение к уроку № 30

Самое важное — народ, пища, достойные похороны умерших и жертвоприношения предкам. Когда великодушны, обретают народную массу. Когда усердны в труде, добивают­ся благих результатов. Когда справедливы, все радуются.

Цзы Чжан спросил у Конфуция:

— Как можно правильно осуществлять управление го­сударством?

Цзы Чжан сказал:

— Когда достойный муж добр, но не расточителен; ко­гда он заставляет других трудиться, но на него за это не злоб­ствуют; когда он имеет желания, но при этом не жаден; ко­гда он имеет в себе все, но у него нет гордыни; когда он ис­полнен силы, но не свиреп.

Цзы Чжан спросил:

— Когда он считает выгодным то, что выгодно народу, разве это не значит, что он добр, но не расточителен? Когда он заставляет других трудиться, выбирая то, над чем следу­ет трудиться, кто станет злобствовать на него? Когда он же­лает стать человеколюбивым и становится человеколю­бивым, откуда же тогда появится жадность? Для мужа дос­тойного нет ни массы, ни немногих; для него нет ни малых, ни больших; он ни к кому не относится с пренебрежением. Разве это не значит иметь в себе все, но не знать при этом гордыни? Муж достойный носит шапку и одежду, какие по­лагается; к тому, что видит, относится с уважением; он все­гда выдержан, и люди взирают на него с доверием и в то же время боятся его. Разве это не значит быть исполненным си­лы, но не быть при этом свирепым?

Цзы Чжан спросил:

— Не наставлять, а убивать; это значит быть угнетате­лем. Не удерживать, а попустительствовать; это значит бытьраспущенным. Не давать указаний, а потом подгонять; это значит быть разбойником. Людям дают, что им нужно. Да­вать меньше, чем нужно, а брать больше, чем нужно; это зна­чит быть представителем власти.

Лунь юй. Гл. XX , 1.

Цитируется по книге:

Поэзия и проза Древнего Востока.

С. 315-316

Из книги "Дао дэ цзин".

Великое Дао растекается повсюду. Оно может нахо­диться и вправо и влево. Благодаря ему все сущее рождает­ся и не прекращает своего роста. Оно совершает подвиги, но славы себе не желает. С любовью воспитывая все суще­ства, оно не считает себя их властелином. Оно никогда не имеет собственных желаний, поэтому его можно назвать ни­чтожным. Все сущее возвращается к нему, но оно не рас­сматривает себя их властелином. Его можно назвать вели­ким. Оно становится великим, потому что никогда не счита­ет себя таковым.

Пусть государство будет маленьким, а население — ред­ким. Если в государстве имеются различные орудия, не на­до их использовать. Пусть люди до конца своей жизни не ухо­дят далеко от своих мест. Если в государстве имеются лодки и колесницы, не надо их употреблять. Даже если имеются воины, не надо их выставлять. Пусть народ снова начинает плести узелки и употреблять их вместо письма. Пусть его пи­ща будет вкусной, одеяние красивым, жилище удобным, а жизнь радостной. Пусть соседние государства смотрят друг на друга, слушают друг у друга пение петухов и лай собак, а люди до самой смерти не посещают друг друга.

Верные слова не изящны. Красивые слова не заслужи­вают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не может быть добрым. Знающий не доказывает, доказываю­щий не знает.

Совершенно мудрый ничего не накапливает. Он все де­лает для людей и все отдает другим. Небесное Дао приносит всем существам пользу и им не вредит. Дао совершенно мудрого — это деяние без борьбы.

По изданию: Древнекитайская Философия.

М., 1972, т. 1

1. Обоснуйте, почему конфуцианство можно назвать граждан­ской теологией.

2. Может ли, по вашему мнению, христианин согласиться с да­осским принципом недеяния?

Читайте также: