Сообщение на тему когда музыка не нуждается в словах
Обновлено: 05.07.2024
Сочинение по музыке на тему "Когда музыка не нуждается в словах?".
- Надежда Джаджоева
- Музыка
- 2019-07-30 00:56:46
- 3
- 1
Несмотря на неимение литературной программы, такие сочинения имеют не наименее богатое музыкальное содержание, чем творенья программной музыки.
В инструментальной музыке, по словам А. Н. Серова, может отражаться вся жизнь людская, - в той ступени, как она тревожит душу чувством печали, скорби и ощущеньем отрады, со всеми бесконечными цветами
Вся совокупность музыкально-выразительных средств, сочетание мелодии, гармонии, ритма, оркестровых красок творят у слушателей определённые образные представления. В каждом содержательном творении мы улавливаем некоторый музыкальный образ либо сумму образов. Композитор концентрирует в собственной музыке то либо другое актуальное содержание - будь то победное ликование либо тяжкая народная скорбь, огненные порывы любви либо пафос коллективного труда. Если эти явления реальной жизни воплощены в музыке правдиво и профессионально, с подмогою ясных и общезначимых выразительных средств, то и слушатель непременно примет их чувственно-идейный смысл.
Наиболее трудной для восприятия многие считают непрограммную инструментальную музыку. Как определить содержание музыки в тех случаях, когда композитор не предпослал ей какого-либо конкретного заглавия или литературного предисловия? Как, например, понять, что именно хотел передать Шопен в своём этюде или прелюдии для фортепиано? Музыка эта несомненно мелодична, глубоко приятна для слуха, ну а о чём она говорит?
Действительно, как уяснить себе содержание такой музыки, где нет не только поэтического текста, как в песне, но даже скупого программного названия? А ведь таких в музыке великое множество: почти все симфонии, концерты, сочинения для камерных ансамблей - например, квартеты и квинтеты, инструментальные пьесы, сонаты, прелюдии и т. д.
Несмотря на отсутствие литературной программы, такие сочинения имеют не менее богатое музыкальное содержание, чем произведения программной музыки.
Вся совокупность музыкально-выразительных средств, сочетание мелодии, гармонии, ритма, оркестровых красок создают у слушателей определённые образные представления. В каждом содержательном произведении мы улавливаем некий музыкальный образ или сумму образов. Композитор концентрирует в своей музыке то или иное жизненное содержание - будь то победное ликование или тяжкая народная скорбь, пламенные порывы любви или пафос коллективного труда. Если эти явления реальной жизни воплощены в музыке правдиво и талантливо, с помощью ярких и общезначимых выразительных средств, то и слушатель непременно воспримет их эмоционально-идейный смысл.
Огромная сила воздействия классической музыки вызвана тем, что композиторы обобщали в музыкальных образах типические интонации и обороты, почерпнутые в народном творчестве или в массовой, широко бытующей музыке своего времени.
Вслушайтесь в звучание Двенадцатого этюда А. Скрябина ре-диез минор. Это произведение, взволнованное и целеустремлённое по характеру, вызывает у слушателя глубокие и яркие переживания. Иногда этюд называют патетическим, однако такое название не следует считать признаком программности: оно лишь указывает на присущий произведению общий приподнятый тон звучания. Такая приподнятость чувствуется во всём: и в пульсирующем триольном ритме, и в мелодических взлётах, и в порывистости ритмического рисунка мелодии, наконец, в необычайной цельности всей пьесы, которая, хотя и включает в себя три раздела, всё же сохраняет единство общей патетической идеи.
Воздействие этюда таково, что программность здесь, пожалуй, была бы даже излишней. Всё, что присуще человеку - воля, мужественность, порывистость, страстность, - всё нашло воплощение в этой музыке, столь любимой слушателями многих поколений.
Произведения, подобные Двенадцатому этюду Скрябина, обнаруживают одно очень важное свойство музыки – говорить с человеком о нём самом, минуя слова. И удивительно: слова зачастую оказываются совершенно ненужными, порой они даже мешают (не случайно некоторые композиторы признавались, что не очень любят писать и слушать программную музыку). Человек оказывается способным воспринимать и понимать музыку без дополнительных объяснений и комментариев.
Отчего это становится возможным?
Наверное, оттого, что и музыка понимает человека, если способна угадывать его тайные стремления и порывы. Она обращается к человеку напрямую, действуя собственными, только ей присущими средствами, так что, слушая её, человек как бы заново оценивает свою жизнь, свой внутренний мир, лучше начинает понимать самого себя.
В главном эти индивидуальности сходятся - в признании того, что в грустной или весёлой, торжественной или озорной, певучей или угловатой музыке слышатся вся грусть, всё веселье, всё торжество или озорство, на какие только способна жизнь. И не беда, если у кого-то грусть связана с грустью человека, а у кого-то - с осенним увяданием природы, если кто-то все музыкальные настроения связывает с миром людей, а кто-то мыслит себя шире, в единстве с природой и окружающей жизнью. Ведь всё это – различные грани единого, цельного, неразделимого, что воплощает в себе музыкальное содержание.
Вопросы и задания:
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Скрябин. Этюд № 12 до-диез минор (интерпретация В. Горовица), mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.
Сочинение по музыке на тему "Когда музыка не нуждается в словах?
Несмотря на отсутствие литературной программы, такие сочинения имеют не менее богатое музыкальное содержание, чем произведения программной музыки.
В инструментальной музыке, по словам А.
Вся совокупность музыкально - выразительных средств, сочетание мелодии, гармонии, ритма, оркестровых красок создают у слушателей определённые образные представления.
В каждом содержательном произведении мы улавливаем некий музыкальный образ или сумму образов.
Композитор концентрирует в своей музыке то или иное жизненное содержание - будь то победное ликование или тяжкая народная скорбь, пламенные порывы любви или пафос коллективного труда.
Если эти явления реальной жизни воплощены в музыке правдиво и талантливо, с помощью ярких и общезначимых выразительных средств, то и слушатель непременно воспримет их эмоционально - идейный смысл.
формировать у учащихся эмоциональное отношение к музыкальному образу.
УРОК МУЗЫКИ ПО ТЕМЕ
7 класс
Подготовила и провела: учитель музыки Шайнурова З.Р
Тема. Когда музыка не нуждается в словах.
Цель: формировать у учащихся эмоциональное отношение к музыкальному образу.
- развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать и выделять -главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
- воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.
Тип урока: урок углубления и расширения темы.
Форма обучения: фронтальная.
Структура урока:
подготовка к изучению нового материала, через повторение и актуализацию опорных знаний;
ознакомление с новым материалом;
осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
подведение итогов урока;
постановка задания на дом.
Оборудование: мультимедиапроэктор, проигрыватель, грамзаписи, CD – записи.
Ход урока
Организационный момент. Со звонком дети входят в класс под музыку.
На экране проектора приветствие (слайд №1)
(слайд № 2)
-Ребята, нет, наверное, более точного высказывания об очаровании музыки, чем эти стихи Новеллы Матвеевой. Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на вопрос, Когда музыка не нуждается в словах?
(слайд №3)
- Вы знаете, что любое музыкальное произведение имеет свое содержание. Оно может рассказывать нам о чудесных странах и о вечной поэзии природы, оно погружает нас в далекое историческое прошлое и дарит мечту о будущем, оно заново создает характеры героев – даже тех. Что уже известны нам по произведениям литературы. Такое содержание воплощается в музыкальных произведениях и называется программностью.
Слушание фрагмента
слайд №4
слайд №5
слайд №6
-Что вы почувствовали ребята?
-Какая по характеру музыка? (ответы учеников)
Вывод. Мы погрузились в атмосферу звучания восточной музыки, с ее характерными изгибами, с инструментальными тембрами, создающих сказочный, почти фантастический колорит. В этом произведении есть замысел – литературный первоисточник.
Значительно сложнее объяснить музыкальное содержание в произведениях, никакой программы не содержащих. А ведь их в музыке великое множество: почти все симфонии. Концерты, пьесы, сонаты. Несмотря на отсутствие литературной программы. Такие сочинения имеют не менее богатое музыкальное содержание , чем произведения с программной музыкой.
Вслушайтесь в звучание симфонии №9 Л.Бетховена.
(слайд № 7)
(слайд № 8)
Всегда ли нам необходимо знать программное содержание в музыке?
Распевка. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.
Работа над совершенствованием вокально - хоровых навыков.
Итог урока. Домашнее задание (индивидуальные карточки с заданиями)
Литература:
Л.В.Золина Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. М.: Глобус, 2008
Н.Н.Рябенко. Уроки музыки в 1-7 классах: книга для учителя. М.:Айрис – пресс, 2006
Самигулина В.М. Музыка 7 класс: поурочные планы по учебгнику В.В.Алеева., Т.И.Науменко.- Волгоград: Учитель, 2007
Читайте также: