Сообщение на тему изображение жизни урала в сказках бажова

Обновлено: 05.07.2024

Давайте вспомним героев сказов известного писателя, может быть они откроют нам свои тайны? Ведь без малого четверть века посвятил Павел Петрович Бажов собиранию уральских сказаний, каждое из которых - истинная жемчужина народной поэзии! Заслуга автора в том, что он очистил, отшлифовал найденные им , вложил их в чудесную словесную оправу.

  • Данила-мастер. Сказы П. Бажова посвящены трудовому населению старого Урала. Незамысловатыми словами он повествует о тяжелой, подневольной жизни рудничных рабочих, добывающих железо и медь, малахит и драгоценные камни, о вдохновенном труде крепостных мастеров, сумевших вдохнуть жизнь в холодный камень.

У Данилы из сказа существовал реальный прототип – камнерез Данила Зверев в честь которого даже названа улица в Екатеринбурге. Несмотря на то, что Зверев не посещал Медную гору, не ходил к Хозяйке и не работал с малахитом, но именно он открыл Павлу Бажову волшебный мир камней-самоцветов. Поэтому герой сказа Бажова получил имя Данила.

И ведь многие герои Бажова вполне реальны. Талантливый резчик по камню Иванко Крылатко - никто иной, как известный мастер Иван Вушуев , непревзойденные труды которого можно и сейчас увидеть в Оружейной палате Московского Кремля.

Мастер на Урале – настоящий герой, он как богатырь для средней и центральной Руси. Образ мастера вобрал в себя четыре составляющие.

Во-первых , мастер олицетворяет знание и умение . Эту черту он перенял от иностранных инженеров, что работали в свое время на уральских заводах. Поэтому Данила так хотел узнать тайну красоты камня.

Во-вторых , мастер – труженик . Поклонение труду на Урале появилось от беглых раскольников, потому как в суровых краях они могли спастись только трудом. И поскольку трудились не покладая рук, труд стал для них божественным промыслом. И Данила трудится неистово.

В-третьих , мастер не изобретает ничего нового , но доводит до идеала, то, что попадает к нему в руки. Эта черта – от провинциальности Урала. И ведь Данила тоже пытается создать совершенное творение.

Наконец , мастер связан с язычеством . Такую связь они унаследовали от местных жителей, финно-угров. Данила не обращается с молитвой за небесным откровением, а за своей тайной следует к языческому божеству – Хозяйке Медной горы.

Таким же удивительным мастером был и Степан - искусный резчик по малахиту и герой сказа . За многолетние труды в подземном дворце Хозяйки Медной горы - владычицы всех потаенных сокровищ Урала, он овладел искусством постигать камня.

  • Хозяйка Медной горы - хранительница подземных сокровищ,предстает перед людьми либо в виде удивительной красоты женщины в богатых одеждах, либо в виде ящерицы в короне.

Хозяйка для коренных народов Урала - образ Богини-матери которая жила в горе. Там у нее было дерево, на котором обитали души не рожденных еще людей, зверей и птиц. Позднее, в славянских поверьях, Богиня превратилась в Хозяйку, а дерево – в Каменный цветок.

Также существует мнение, что Хозяйка медной горы это преломленный народным сознанием образ богини Венеры . Знаком этой богини в XVIII веке клеймилась полевская медь.

В целом образ Хозяйки горы - олицетворение мощи, богатства и красоты недр Уральских гор. Их тайны раскрываются только перед искусными мастерами. Хозяйка не только хранительница сокровищ, но и покровительница всех одарённых людей, наделенных смелостью и мужеством. Её отношение к людям определяются особыми условиями - запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в недра горы, во владения Хозяйки. Другим - не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.

  • Великий Полоз - змей хранитель золота. Его образ восходит к уральских легендам и приметам горняков и рудознатцев. В его полновластном распоряжении находилось всё золото, поэтому он всяччески старался не допустить человека до разработки золотоносных мест: , показываясь , , утягивая в землю инструмент или отводил золото. Мифологический змей имеет также многочисленных дочерей. Змеевки помогали отцу спускать золото по рекам и проводить через камень.
  • Бабка Синюшка - персонаж, родственный всем знакомой Бабе-Яге, персонификация болотного газа, который на Урале называли . Старушка из сказа Бажова восседает на колодце, полном самоцветов. Она его ревниво охраняет и душит всех, кто приходит за ее сокровищами. Колодец Синюшки - затопленная грунтовыми водами копь, древний рудник финно-угров. Таких рудников было огромное количество в окрестностях Медной горы. Есть легенда, что на месте подобного колодца построен поселок Зюзелка Свердловской области.
  • Серебряное Копытце. Этот сказочный персонаж сошел с неба. Финно-угры верили, что солнце по небу несет на рогах Великий Лось. Ведун мог призвать Лося спуститься на землю, но она была скверна для подобного священного зверя. Поэтому под копыта Лосю подкладывали серебряные блюда. На них сыпали дары – например, самоцветы.

Серебряные блюда появились на Урале из Азии и Ближнего Востока. Поскольку в исламе существует запрет на изображения людей и животных, то все блюда с гравировками торговцы обменивали жителям Урала на пушнину. Ведуны и приспособили блюда для Великого Лося. Подобная посуда лежит в музее города Чердынь. На блюдах – нацарапанные ножами рисунки поверх гравировок.

Русский народ, пропуская эти местные Поверья через свою культуру, обратили Великого Лося в оленя, который ударом серебряного копытца выбивает самоцветы.

  • Огневушка-Поскакушка. Славяне Урала верили, что, если развести костер над месторождением золота, в огне может появиться маленькая танцующая девчонка – Огневушка-Поскакушка. Она произошла от знаменитого идола – Золотой Бабы , которую местные жители называли Сорни-Най, что в переводе означает . Вот и выстраивается цепочка образов: золото - огонь - девушка и рождается Огневушка-Поскакушка.
  • Земляная Кошка . Эта гигантская волшебная Кошка гуляет под землей на золотоносных месторождениях реки Чусовой. Рядом находится деревня Кунгурка, основанная выходцами из города Кунгура. А там есть знаменитая пещера, в которой, по преданию, живет Подземный Зверь Мамонт . Вот переселенцы и Мамонта за собой на Чусовую.

В славянских же поверьях утверждается, что над месторождением золота можно увидеть призрак - рыжего кота . И уже в народных сказках местный Мамонт сроднился с русским Золотым Котом, и появилась Земляная Кошка. Она живет в породах золота и огромная, как Зверь Мамонт.

Публикация данной статьи в ином источнике - сообщество Любаслава Вконтакте

Данила-мастер

Мастер на Урале – культурный герой, вроде богатыря для средней Руси. Образ мастера вобрал в себя четыре составляющие. Во-первых, мастер исповедует культ знаний. Эту черту уральские мастера унаследовали от иностранных инженеров, что работали на заводах Урала. И Данила из сказа тоже хотел узнать тайну красоты камня. Во-вторых, мастер – труженик. Поклонение труду на Урале появилось от беглых раскольников. В диких краях они могли спастись только неистовым трудом и обожествили его. И Данила трудится не покладая рук. В-третьих, мастер не выдумывает ничего нового, но доводит до совершенства то, что уже имеется. Эта черта – от провинциальности Урала. И Данила пытается создать совершенное творение.

Наконец, мастера связаны с язычеством. Такую связь они унаследовали от местных жителей, финно-угров. И Данила не молится, чтобы ему было откровение с неба, а за своей тайной идет к языческому божеству – Хозяйке Медной горы.

Степан - резчик

Сказы Павла Бажова посвящены трудовому люду старого Урала. Простыми словами он рассказывает о тяжелой, подневольной жизни рудничных рабочих, добывающих железо и медь, малахит и драгоценные камни, о вдохновенном труде крепостных мастеров, сумевших вдохнуть жизнь в мертвый камень. Почти все, о чем пишет Бажов, было на самом деле. Не выдуманы им и герои. Так, чудесный резчик по камню Иванко Крылатко - никто иной, как известный мастер Иван Бушуев, замечательные работы которого можно видеть и сегодня в Кремле, в Оружейной палате.

Хозяйка Медной горы –

хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой - в виде ящерицы в короне.

Хозяйка, жившая в Медной горе, происходит от образа Богини-матери. Богиня, по преданиям финно-угров, жила в горе, и там у нее было дерево, на котором висели души не рожденных еще людей, зверей и птиц. Богиня в русских поверьях превратилась в Хозяйку, а дерево – в Каменный цветок. Существует так же гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь. Образ Хозяйки горы стал олицетворением мощи, богатства и красоты недр Уральских гор, которые раскрываются полностью только перед лучшими рабочими и мастерами. Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей. Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки. Другим - не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.

Великий Полоз –

Бабка Синюшка

Серебряное Копытце

Этот сказочный олешек сошел с неба, а копыта у него персидские. Финно-угры считали, что солнце по небу несет на рогах Великий Лось. Шаман мог призвать Лося спуститься на землю, но земля была скверна для священного зверя. Поэтому под копыта Лосю подкладывали серебряные блюда. На них сыпали дары – например, самоцветы.

А серебряные блюда появились на Урале от торговцев из Азии и Ближнего Востока. Там воцарился ислам, запрещающий изображения людей и животных, и все блюда с гравировками торговцы-персы обменяли жителям Урала на пушнину. Шаманы и приспособили блюда для Великого Лося. Подобная посуда лежит в музее города Чердынь. На блюдах – нацарапанные ножами шаманов рисунки поверх гравировок. Русские опять же перетолковали эти местные поверья по-своему, и Великий Лось превратился в оленя, который ударом серебряного копытца выбивает самоцветы.

Огневушка-Поскакушка

Земляная Кошка

В русских же поверьях утверждается, что над месторождением золота можно увидеть привидение – рыжего кота. В народных сказках местный Мамонт скрестился с русским Золотым Котом, и появилась Земляная Кошка: живет в породах золота и огромная, как Зверь Мамонт.

Развитие творчества детей в рисовании через образы сказочных героев Основная цель работы: развитие творчества ребенка в изобразительной деятельности через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение.


По моему глубокому убеждению, хорошее путешествие – один из самых мощных и важных способов познания. Особенно для детей. Довольно часто наши семейные путешествия основаны на книгах, и в этом случае получается двойной эффект – окружающая ребенка реальность объясняет то, что написано в книгах, а литературные тексты помогают одушевить и осмыслить эту реальность. Так получилось и с Уралом, своеобразным путеводителем по которому стали для моих детей сказы Бажова.




фото 1

Кстати, и саму чугунную бабушку мы с детьми буквально на следующий день увидели в зале екатеринбургского музея изобразительных искусств. Конечно, дети смотрели на нее уже совсем иначе, с радостью узнавая все детали, описанные в сказке.

фото 2

фото 5

фото 4

фото 3

фото 6

фото 7

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования Республики Беларусь

Отдел образования Новополоцкого горисполкома

hello_html_m573e47ae.jpg

Руководитель: Бобрик - Чишкевич В.М,

Новополоцк, 2016 год

1.1 П.П. Бажов – географ и творец…………………………………….

2. Природа Урала в сказах Бажова…………………………………

2.1 П.П. Бажов – знаток минералов Урала…………………………12

2.2 Герои и места действия сказов Бажова…………………………19

Практическая часть…Уральские самоцветы фильм

Говорят, будто бы Бог, когда землю создавал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных, да и по всей земле и рассыпал. Глядит, ещё целая горсть осталась. Подумал Господь, да и высыпал их между Европой и Азией. Так будто бы и получились Уральские горы, которые делят нашу страну на два континента – Европу и Азию.

Если посмотреть на карту Евразии, то можно увидеть полосу, разделяющую её на две части. Это Уральские горы, или Каменный пояс, как еще называют Урал. В переводе с башкирского языка Урал - это "пояс". Об Урале сложено много сказок и легенд.

Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лёг через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

Павел Петрович Бажов собрал множество преданий и легенд, существующих на Урале, и поведал нам о них в своих сказах. В шестидесятый день рождения Павла Петровича, 28 января 1939 года, в Свердловске, вышла из печати книга: П. Бажов, "Малахитовая шкатулка" - собрание сказов о Хозяйке Медной горы, о Великом Полозе и его дочерях Змеевках, о земляной кошке с огненными ушами, о лесном козле Серебряное копытце, о рудокопах и старателях, мастерах-камнерезах и гранильщиках. Очень скоро все эти истории стали известны, без преувеличения, миллионам читателей.

При чтении сказов великого уральского писателя П.П. Бажова мы часто не задумываемся над тем, что их события, описанные писателем, происходили на уральской земле. Если присмотреться внимательнее, то мы найдем их следы, прикоснемся к тому, что благодаря творчеству писателя стало сказом, искусством. Быль и небыль, добро и зло, прекрасное и низменное - все это лукаво и не без умысла перемешано автором и живет рядом, в нас и с нами, пульсирует, длится, делая нас самих обитателями огромной сказовой страны.

В сказах, которые я прочитала, очень много героев моего возраста. Люди на выросте, подростки, отроки. Герои сказовые, они, тем не менее, живые, узнаваемые, то порывистые в своих движениях, то вдруг замершие над былинкой или сияющим кристалликом, то погрустневшие, то торжествующие, то самоуверенные, то вдруг растерянные и ранимые то, немножко поглупевшие от своей влюбленности, то мудрые-мудрые, словно век прожили. Они очень разные. Но не одного - приглядись! - почему-то не хочется отталкивать от себя, а даже наоборот, каждого, если века совпали, вполне можно было бы назвать своим приятелем или приятельницей (да и можно - века не помеха!) Малахитовая шкатулка Бажовских сказов богата не одними драгоценностями. Она хранит правдивое, хоть и расцвеченное фантазией, отражение народных представлений о самом главном. О жизни и смерти. О мире и о нас в этом мире. О нашем будущем . А будущее всегда в детях. И в Бажовских сказах прочитывается мечта, что каждое новое поколение откроет его шкатулку, обретет наследство, обогатит его новыми ценностями и передаст своим детям.

Вчитываясь в его замечательные сказы, вникая в события его жизни, начинаешь понимать, что за спокойствием, немногословием, неторопливостью скрывается в высшей степени деятельная, активная, кипучая натура. Духовная жизнь Павла Петровича Бажова была богатой и напряженной, это было движение, но движение внутреннее, не бросающееся в глаза, похожее на течение подземной реки.

Меня привлекает эта тема проекта , потому что она интересна и познавательна не только об историческом прошлом народа, но и географическом описании объекта – Уральские горы.

Итак, мне предстоит путешествие по краю Бажова. Каждый сказ, представленный здесь, взят, как драгоценный камень, в своеобразную оправу: он сопровождается кратким описанием реального маршрута по тем местам большого Урала, о которых идет речь в сказе. Захочешь – можешь пройти этот путь в поисках ключей, встретиться с потомками бажовских героев, еще и еще раз прикоснуться душой к красотам и тайнам уральской земли. Я предлагаю тему сказов современными путешествиями. И очень надеюсь: это поможет нам лучше понять мудрого уральского сказителя увидеть быль и небыль его сказов в свете сегодняшнего солнца и подобрать свои ключи к малахитовой шкатулке вечных ценностей.

Объект исследования.

Природа Урала в творчестве писателя П.П. Бажова

Предмет исследования .

Литературное творчество Бажова как источник формирования географического образа Урала

Цель проекта:

Задачи проекта:

Прочитать сказы П.П. Бажова

Изучить описание Урала как природного объекта с позиций географического анализа

Составить географическое описание мест действия бажовских сказов;

Научиться управлять параметрами визуализации и аудиолизации.

Методы исследования:

1.Сказы старше любой из наук

Сказ старше любой из наук, старше всех видов искусства, ей столько же лет,

сколько и человечеству. Сказы едва ли не первое блистательное проявление

творчества народа. В ней как в зерне, заложены все деятельные силы культуры, и не по этой ли причине, как сверяя со сказками свою жизнь и деятельность, все великие люди благоговели перед мудростью и красотой, которую создала природа. Поражает вездесущность сказов – они касаются всех предметов, вторгаются во все области человеческого бытия, людских надежд, помыслов, общественных порядков, законов, суда, житейских обычаев, нравов, характера, зависти, души человека, его здоровья и образных действий и мечтаний.

С помощью сказов Бажова мы сможем прикоснуться к этой красоте. На протяжении трехвековой истории город был центром горного дела и металлургии, т.е. промышленным центром. В настоящее время роль города меняется. Одной из стратегических направлений Екатеринбурга является создание положительного имиджа города направленное на повышение международного авторитета, на развитие сферы услуг, международного туризма. Город Екатеринбург и его окрестности располагают мощным туристско-рекреационным потенциалом.

1.1 П.П.Бажов – географ и творец

Как были открыты Уральские горы?

VII-VI вв. до н. э.

Предполагаемое путешествие Аристея Проконнесского к исседонам, описанное в поэме "Аримаспия". Среди северных народов в поэме упоминаются гипербореи.

Клавдий Птолемей составил карту известной ему части мира, на которой изобразил Гиперборейские, Рифейские, Норосские и Риммикайские горы. Последние можно считать прототипом современного Южного Урала (может быть, Мугоджар). На карту нанесена и река Даикс (Яик, Урал).

В арабских источниках упоминаются страны Вису и Югра. Югра находилась в самой северной части Уральских гор, Вису - предположительно в Северном Предуралье.

Открытие новгородцами гор северной части Урала. Это событие было зафиксировано в "Повести временных лет", написанной в начале XII в.

Арабский географ ал-Идриси привел ценные сведения о горах Аскарун и Мургар, расположенных в Башкирии, а также горах Оскаска (на месте Южного Урала) и Айани (на месте южной части Северного Урала).

(Нина Архипова, кандидат географических наук, почетный член Русского географического общества. Из журнала "Родина": Тайны "превысочайшего Камня")

Уральские сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение. В молодом фольклоре, который насчитывал два столетия, потому что возник в 18 веке вместе с промышленностью Урала, нашла отражение поэтическая любовь людей к родной земле.

Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемы богатства здешних недр, неповторимо своеобразна красота этого края с его лесистыми горами, глубокими прозрачными озёрами.

2. Природа Урала в сказах П.П. Бажова

Очень часто встречаются описания Сысерти. Но это и не удивительно, ведь Сысерть – родина Бажова, который родился здесь в 1879 году. Город живописно расположился на крутых склонах глубокой долины реки Сысерть и образованных ею прудов, среди хвойных лесов, у подножия горы Бесенковой. С вершины этой горы город виден как на ладони, а вдали можно заметить и чарующие дали Уральских гор. У подножия горы располагается Большой Сысертский пруд (приложение 1) . Это большой водоем, состоящий из трех направленных в разные стороны заливов: северного (Черновского), куда впадает речка Черная, южного (Верхнесысертского) - самого длинного, окруженного густыми приречными зарослями, и короткого - северо-восточного. Из последнего залива вытекает река Сысерть. C севера над прудом возвышается гора Большой угор, упоминаемая П.П.Бажовым в сказе "Далекое-близкое", а вдоль западного берега тянется покрытый сосново-березовым лесом Черновской увал. Большой Сысертский пруд омывает город с юга и юго-запада, а Малый и Ильинский – с восточной стороны.

Но даже свою родину П. П. Бажов описывает неоднозначно.

В окрестностях Сысерти широко известен памятник природы – Тальков камень ( приложение 1 ). Он расположен в западном направлении от центра города (4-5 км) в отрогах Черновского увала. Это не настоящее озеро, рожденное природой, а заброшенный и затопленный грунтовыми и атмосферными водами старый тальковый рудник, и его правильнее было бы считать прудом. Озеро Тальков Камень имеет очертания неправильного многоугольника, наибольшая длина которого по диагонали достигает 60-70 м. Тальковые зеленовато-белые берега образуют высокие, до 20-30 м над зеркалом воды, почти отвесные уступы. Верхние части берегов и углубления по склонам, покрыты редким сосновым лесом, отвесные уступы совсем голы. Существует только один нормальный спуск к воде, остальные подходы и подъезды затруднены или вообще не возможны. В ясный солнечный день стены зеленоватого талька сверкают яркими бликами, отражаясь в зеленовато-серых водах озера. К вечеру, когда солнце скрывается за горизонтом, или в пасмурный день все кругом мрачнеет, светло-зеленый тальк становится темно-зеленым, почти черным, отражения в воде - неясными, расплывчатыми. Промеры зафиксировали в некоторых местах искусственного озера глубиной более 30 метров.

В настоящее время берега водоема (приложение 2) и его лесные окрестности являются излюбленным местом отдыха жителей Сысерти и Екатеринбурга, его очень часто посещают туристы и экскурсанты. В середине 70-х годов это место включили в список памятников природы.

Следующий город, известный нам благодаря замечательным сказам Павла Петровича Бажова расположился на холмах среди могучего леса, украшая собой этот укромный уголок земли. Этот город – Полевской, бывшее село Полевское, в прошлом вотчина заводчиков Турчаниновых. Он запрятался в обжитой долине между гор, на реке Полевой и ее прудах, примерно в пятидесяти километрах к юго-востоку от Екатеринбурга. Полевской - один из старейших городов на Урале.

В Полевском провел большую часть своего детства Бажов. Здесь будущий писатель слушал рассказы о Медной горе: о богатствах уральских недр и о том, как гибнут люди, добывая их.

Если говорить о памятниках истории и культуры, полевчане могут с гордостью рассказать о горе Думной. Подъем на нее начинается сразу за городскими строениями. Вершина ее увенчана скалистым гребешком, отгородившим крутой спуск к реке Полевой ( приложение3 ).

В древности на вершине Думной находилось медеплавильное производство, что являлось причиной отсутствия на горе здоровой густой растительности. Даже сейчас, по прошествии многих веков, высаженные здесь в привезенную землю деревья чахнут.

В трех километрах от поселка возвышается суровая и величавая гора Азов (самое высокое место в окрестностях города Полевского). Когда-то Азов служил своеобразным ориентиром для путников. Приметная гора была видна издали, поэтому у подножия проходила дорога из Кунгура в Сибирь. Гора покрыта лесом; на вершине – скалы, представляющие собой груду огромных камней, сваленных друг на друга. С самой высокой точки хорошо видны холмистые окрестности. В горе есть пещера с обвалившимся входом.

Когда-то речки Зюзелька и Железянка брали свои воды из болота у северной подошвы Азов-горы. Но сейчас оно осушено, и здесь мало что напоминает глухие заболоченные места, где когда-то добывали золото.

Говорят, что, когда в десятилетнем возрасте Паша Бажов впервые увидел легендарные Гумешки, Медную гору, место действия в будущем многих сказов, он был разочарован, так как представлял её огромной, медного цвета и сверкающей как самовар.

Урал – это хранилище сокровищ, он таит в себе огромное богатство минералов. Именно в бажовских сказах мы получаем самое первое представление о богатствах уральского края.

Читайте также: