Сообщение на тему ительмены

Обновлено: 08.07.2024

Когда речь заходит об экзотических и необычных народах, многие европейцы чаще всего представляют себе жителей южного полушария, что издавна проживают в тропических лесах. Однако не стоит недооценивать и народы северных земель. Ительмены, населяющие земли Камчатки, являются удивительной народностью, которая скрывает много уникальных этнических тайн.

Уже в XVIII веке во многих сборниках о народах России отмечалось, что жители Камчатки ведут особенный образ жизни. Несмотря на то, что соседи их активно занимаются оленеводством, они продолжают дело своих предков. Густые леса позволяли охотиться и ловить рыбу, а в этих занятиях ительменам не было равных. Добыча пушнины была основным ремеслом ительменов, которые жили за счёт торговли ценными мехами.

Странные? Просто другие

Ительмены – малочисленный народ, который насчитывает чуть более 3 тысяч человек. Несмотря на это, они хранят свою древнюю культуру. Более 15 тысячелетий тому назад их местность начала заселяться народами, которые приходили с дальневосточных земель. Поскольку многие племена были небольшими, им необходимо было объединяться в группы, из-за чего и происходило смешение культур. В результате таких преобразований и появляются ительмены.

Когда на их земли приходят русские, начинается активное сотрудничество, которому способствовала торговля. Многие элементы русской культуры ительмены вносят в свою, однако к христианству относятся с подозрением. Впоследствии многие ительмены принимают православие, однако сохраняют некоторые черты древней религии, где явно проявлены элементы шаманизма.

О внешности ительменов некоторые исследователи прошлого отзывались не лучшим образом. Они отмечали, что люди эти смуглые, низкорослые, достаточно неуклюжие. Однако не стоит забывать, что особенности человека формируются местностью его проживания.

Ительмены имеют основные черты северных монголоидных народов, а потому не слишком отличаются от своих соседей. Несмотря на невысокий рост, многие ительмены имеют богатырское телосложение, а потому легко работают в суровых условиях своего климата, могут выполнять тяжелую работу много часов подряд.

Как известно, среди ительменов не слишком много тех, кто соблюдает правила гигиены ежедневно (считается, что это также обусловлено суровым климатом). Об этом также писали путешественники XVIII века, находясь в шоковом состоянии от этого факта. Тем не менее, вреда здоровью такой образ жизни не приносит. Более того, известно, что продолжительность жизни ительменов в среднем может достигать 70 лет, а это очень высокий показатель.

Ительмены - один из древнейших, но, к сожалению, малочисленных народов Севера. Анализ археологических раскопок на Камчатке показал, что самым ранним памятникам ительменской культуры 5200 лет. Самоназвание "ительмен", производное от "итэнмэн" (живущий).

Наиболее обоснованные сведения о численности ительменов в конце XVII-XVIIIвв. дал Б.О.Долгих: в 1697 г. численность ительменов равнялась 12 680 чел., а в 1738 г. - 8448 чел.

У ительменов из-за малой численности нет своей автономии, живут они преимущественно в Корякском АО. В 1950-х г. в связи с укрупнением колхозов началось сселение ительменов. Жители Сопочного, Морошечного и Утхолока переселились в Ковран, жители Аманино, Напаны и Седанки Оседлой - в Тигиль. В настоящее время основная масса ительменов живет в селах Ковран, Тигиль, Палана и Хайрюзово.

Язык ительменов не похож ни на какой другой, однако по некоторым признакам исследователи относят его вместе с чукотским и корякским к северо-восточной группе палеоазиатских языков, хотя у ительменского много своих особенностей, своеобразия и отличий.

Ительмены были в первую очередь типичными речными рыболовами. Все другие промыслы (сухопутная и морская охота) играли в их жизни второстепенное значение. Второе по значимости место в производственной деятельности ительменов занимала заготовка разных дикорастущих трав и корней - одни употреблялись в пищу, другие применялись в народной медицине, третьи использовались для вязания сетей, плетения циновок и других предметов быта. Для ительменов характерна комплексность хозяйства.

Поселения ительменов в начале XVIII века соответствовали семейным общинам. Расселялись они на одной реке и были связаны кровным родством и единством рыболовных угодий. Обычно все родственники жили в одной полуземлянке. Названия большинства острожков соответствовали названиям рек, на которых они располагались. Организатором всего населения острожка являлся старейшина. В его юрте принимались все решения, регулирующие внутреннюю жизнь острога, обсуждались все общественно-значимые дела, здесь проводились празднества жителей острога.

По представлениям ительменов, все предметы и явления природы наделены духами, которые живут собственной жизнью. Степень почитания тех или иных духов была в прямой зависимости от степени их предполагаемого влияния на материальное благополучие человека. Особо почитали дух моря, дающего основной продукт питания - рыбу; в честь него устраивали праздник "очищения " в ноябре. Культ огня при этом выступал как святыня. Собирательство нашло отражение в верованиях ительменов в форме установки столбов - идолов в местах промысла. Мир ительмены считали вечным, души - бессмертными. Создателем народа, первопредком они считали Ворона (Кутха).

Одним из видов религиозных воззрений был фетишизм. Мужчины и женщины носили амулеты в виде идолов. Существовал у ительменов и шаманизм, хотя шаманы не имели обрядовой одежды и атрибутов.

Огромную роль играли всякого рода поверья и приметы: так, весной нельзя разбирать старые дома и балаганы, в которых много юкольной моли, последнюю боится рыба и может уйти из реки. Категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной, так как считалось, что тем самым лишаются желаемой пищи духи воды и гор.

Традиционные верования ительменов были обусловлены их образом жизни, социальной организацией и экологической средой.


Поселения ительменов, в прошлом часто укрепленные, располагались по берегам водоемов и состояли из нескольких зимних и летних жилищ.

Зимнее жилище – каркасная полуземлянка с бревенчатыми стенами и плоской крышей. Снаружи стены покрыты травой и засыпаны землей. Очаг расположен сбоку. Это жилище для большесемейного коллектива. Именно это жилище в последствие заменяется срубным домом.

Летнее жилище ительменов – свайный балаган. На приподнятой над землей платформе ставился жердевой пирамидальный каркас, который покрывали древесной корой и травой. Балаган имел два входа. Позднее балаган стал использоваться в качестве хозяйственной постройки.

Основная территория расселения

В настоящее время они, в основном, сосредоточены в пос. Ковран, Тигиль, Палана, Хайрюзово Тигильского р-на. Камчатской обл., причем большая часть молодого поколения являются потомками от смешанных браков.


Язык ительменский: В определении классификационной принадлежности ительменского языка, существуют разночтения. Более традицонная оценка его вхождения в чукотско-корякскую rpупny палеоазиатских языков (ительменский, чyкотский, корякский, керекский), в настоящее время последовательно пересматривается лингвистами. Специальные исследования лексики, фонетической системы, звукового строя ительменского языка в сравнении с чукотским и корякским, позволяют утверждать, что с ними он обнаруживает ареальные соответствия (следствие этнокультурные контактов), а не генетические связи (общность происхождения). Тем не менее, отношение ительменского языка к палеоазиатским, даже на уровне его классификационной обособленности, не вызывает сомнений.

Письменность

Исторические судьбы ительменской этнической культуры имеют несколько генетических планов. Во-первых, она включает в себя ряд общих элементов, характерных для большинства палеоазиатских народов Северо-Востока Сибири (основные виды хозяйственной деятельности, некоторые типы жилых и хозяйственных построек, отчасти транспорт и зимняя одежда, Типологически сходными являются основные социальные институты, главные персонажи ранней микологии). Во-вторых, направление и интенсивность культурных контактов, вели к взаимодействию культур соседствующих народов, либо адаптации одним из них, культурных элементов другого. Такие связи ительменской культуры устанавливаются с айнами, причем как на основании, археологических материалов, так и по письменным источникам. Ранние контакты, судя по всему носили интеграционный характер, поздние - этнокультурного взаимодействия (обмен, брачные контакты, взаимовлияния в области материальной и духовной культуры). Другое направление этнокультурных связей прослеживается с алеутами. Причем, здесь значим как генетический аспект (общность формирования), так и исторически более поздние культурные связи, которое прослеживаются в жилище, одежде, технике плетения, орнаментике и т.д. Наиболее стойкими были связи ительменов с их северными соседями коряками на местах совместного проживания. Это фиксируется антропологически – коряки и ительмены противостоят чукчам и эскимосам внутри материковой группы популяций арктической расы, то же отмечается и в сфере языка. Основную интегрирующую роль, по-видимому играли ительмены. В-третьих, это взаимодействие с русскими, начавшееся в конце ХVIII в. и переведшее к коренной трансформации их культуры по направлению синкретизации, но при достаточно интенсивных брачных контактах, сложилась осознаваемая этническая группа камчадалов, в этнокультурном плане отличающаяся от собственно ительменов и тяготеющая к русским.


Музыка характеризуется несколькими локальными вариантами, изученными неодинаково. К началу 1990-х годов были известны три из них: два западных – ковранский и тигильский и один восточный – камчадальский. Музыка, инструменты и жанры взаимосвязаны с фольклорными традициями русских старожилов, коряков, курильских айнов и эвенов.

Религия


Религиозные представления и обряды ительменов основаны на анимизме – вере в подземный загробный мир, добрых и злых духов; тотемизме – вере в родство с тем или иным животным, почитании хозяев моря и лесных животных. После обращения ительменов в 1740–1747 годах в христианство стали распространяться православные обряды – крещение, венчание, отпевание. Уже в первой четверти XIX века путешественники отметили в камчадальских селениях православные кладбища. Установилась традиция при крещении давать детям русские имена. Ительмены числились прихожанами камчатских церквей, и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.


Одним из видов религиозных воззрений был фетишизм. Мужчины и женщины носили амулеты в виде идолов.

Антропологические характеристики

Антропологически, ительмены включаются в материковую группу популяций арктической малой расы северных монголоидов. Своеобразие расовых особенностей народов, входящих в эту группу (чукчи, эскимосы, коряки, ительмены), по сравнению с другими сибирским монголоидами, заключается в некотором ослаблении монголоидного комплекса: более высокое переносье, менее плоское лицо, более темная пигментация, выступающие губы. По этим признакам, антропологи устанавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными, а тихоокеанскими монголоидами.

Существовал у ительменов и шаманизм, хотя шаманы не имели обрядовой одежды и атрибутов.

Огромную роль играли всякого рода поверья и приметы: так, весной нельзя разбирать старые дома и балаганы, в которых много юкольной моли, последнюю боится рыба и может уйти из реки. Категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной, так как считалось, что тем самым лишаются желаемой пищи духи воды и гор.Традиционные верования ительменов были обусловлены их образом жизни, социальной организацией и экологической средой.

В ХVIII - начале ХIХ вв. ительмены делились на ряд крупных локальных подразделений, имеющих собственные самоназвания и особенности культуры: камчатскую, авачинскую, бсльшерецкую, западную, хайрюзовскую. В это время северная граница территории расселения ительменов на западном побережье Камчатки достигала бассейна р.Тигиль, на восточном - р.Ука, южная, доходила почти до м.Лопатка. В первой половине ХIХ в., при сохранении территории, уменьшается число ительменских поселений, а во второй половине ХIХ в., ительмены жили только на западном побережье Камчатки.

Антропологические характеристики

Антропологически, ительмены включаются в материковую группу популяций арктической малой расы северных монголоидов. Своеобразие расовых особенностей народов, входящих в эту группу (чукчи, эскимосы, коряки, ительмены), по сравнению с другими сибирским монголоидами, заключается в некотором ослаблении монголоидного комплекса: более высокое переносье, менее плоское лицо, более темная пигментация, выступающие губы. По этим признакам, антропологи устанавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными, а тихоокеанскими монголоидами. У ительменов много общего с индейцами разных племен США и Канады во внешности, родовых легендах, тотемах, обрядах, танцах. Где бы наши ительмены ни бывали со своими огненными танцами и зажигательными песнями везде собратья встречают их как своих, как родственников .

Ученые доказали, что самые близкие родственные корни у ительменов Камчатки с индейцами племени тлинкитов. Последние живут совсем близ­ко

Âñå ïîêîëåíèÿ èòåëüìåíîê.

Ительмены — один из древнейших, но, к сожалению, малочисленных народов Севера. Анализ археологических раскопок на Камчатке показал, что самым ранним памятникам ительменской культуры 5200 лет.

В конце 17 в. ительмены занимали центральную часть полуострова Камчатки. Северной границей их расселения на западном побережье была р.Тигиль, на восточном — р.Ука. На юге поселения ительменов тянулись до самой оконечности полуострова. С вхождением Камчатки в состав Российского государства большинство территориальных групп ительменов оказалось в зоне интенсивных контактов с русскими. В результате военных столкновений с казаками, межплеменной вражды, эпидемий их численность быстро сокращалась. Внутренняя раздробленность народа, преобладание локального самосознания способствовали ассимилятивным процессам. Со второй половины 19 в. процесс ассимиляции еще более ускорился. Особенно интенсивно он шел в долине р. Камчатки. Медленнее проходила ассимиляция ительменов на западном побережье полуострова. К середине 19 в. они сохранили родной язык, многие элементы традиционной культуры. В качестве ительменов они и были зафиксированы (825 человек) переписью 1926/27 г.

Формирование ительменов связано с мезолитической культурой бродячих охотников-рыболовов, которая характерна для весьма обширной территории. Истоки этой культуры восходят к районам восточной Монголии, откуда она распространилась позднее на значительную часть восточной Сибири и северо-восточной Азии. В раннем неолите на северо-востоке Азии начинают формироваться местные региональные культуры. Одна из них — тарьинская охватывала центральную и южную часть Камчатки. Большинство исследователей склонны считать, что ее носителями и были древние ительмены. Но кроме местных, камчатских корней ительмены имеют и другие генетические истоки. Многие культурные особенности ительменов несут на себе отпечатки иной природно-географической среды, роднят их с народами Приамурья, Приморья, Северной Америки.

У ительменов из-за малой численности нет своей автономии, живут они преимущественно в Камчатском крае. В 1950-х г. в связи с укрупнением колхозов началось сселение ительменов. Жители Сопочного, Морошечного и Утхолока переселились в Ковран, жители Аманино, Напаны и Седанки Оседлой — в Тигиль. В настоящее время основная масса ительменов живет в селах Ковран, Тигиль, Палана и Хайрюзово.

Антропологически, ительмены включаются в материковую группу популяций арктической малой расы северных монголоидов. Своеобразие расовых особенностей народов, входящих в эту группу (чукчи, эскимосы, коряки, ительмены), по сравнению с другими сибирским монголоидами, заключается в некотором ослаблении монголоидного комплекса: более высокое переносье, менее плоское лицо, более темная пигментация, выступающие губы. По этим признакам, антропологи устанавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными, а тихоокеанскими монголоидами.

Язык

Язык ительменов не похож ни на какой другой, однако по некоторым признакам исследователи относят его вместе с чукотским и корякским к северо-восточной группе палеоазиатских языков, хотя у ительменского много своих особенностей, своеобразия и отличий.

В языковом отношении ительмены некогда составляли три большие группы: восточную, южную и западную. К настоящему времени относительно сохраняется лишь западный ительменский язык, испытавший значительное воздействие корякского. В нем выделяются 4 диалекта: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрю-зовский. Широко распространен русский язык, который большинство (76,6 %) ительменов считает родным.

Очень больной вопрос для ительменов — угасание родного языка. В 1989 г. ительменский язык считали родным около 20 % ительменов. Языком владеют лишь лица старше 50 лет. В последние годы предпринимаются попытки по его возрождению. На основе русской графики разработан ительменский алфавит, изданы буквари, учебники, русско-ительменский и ительменско-русский словари. В школах сел Хайрюзово, Ковран, Седанка и Тигиль ведется преподавание на ительменском языке с учетом диалектных особенностей этих сел. Кадры учителей ительменского языка готовят в педагогическом училище Паланы, в РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. Корякское окружное радио ведет передачи на ительменском языке. Однако полное возрождение языка ительменов весьма проблематично.

Образ жизни и система обеспечения

Ительмены были в первую очередь типичными речными рыболовами.

ac963e0eee377a1267ec49f05b72e3f8

Главный объект промысла — лососевые. В прошлом важную роль в хозяйстве играл морской зверобойный промысел. В 18 в. южные ительмены охотились на китов с отравленными стрелами, на восточном побережье добывали каланов и котиков. Охота на животных ради мяса имела подсобное значение, пушной промысел был распространен широко. Отличительная особенность хозяйственного комплекса ительменов — широко развитое собирательство, которым занимались женщины. Собиралось до сотни различных видов съедобных растений, ягод, лекарственных трав, орехов кедрового стланика. Тесные связи с русским населением полуострова способствовали приобщению ительменов к новым хозяйственным занятиям. Главным занятием ительменов в настоящее время продолжает оставаться рыболовство.

Все другие промыслы (сухопутная и морская охота) играли в их жизни второстепенное значение. Второе по значимости место в производственной деятельности ительменов занимала заготовка разных дикорастущих трав и корней — одни употреблялись в пищу, другие применялись в народной медицине, третьи использовались для вязания сетей, плетения циновок и других предметов быта. Для ительменов характерна комплексность хозяйства.

Утварь изготовляли из бересты, топоры делали из оленьей и китовой кости или камня (яшмы), ножи, стрелы, наконечники копий — из вулканического стекла — обсидиана. Огнестрельное оружие и металлические изделия заимствовали у русских. Холодной ковкой из металла изготавливали ножи, наконечники стрел и копий. Огонь добывали трением.

У русских переняли разведение крупного рогатого скота, огородничество, в особенности картофелеводство.

Жилища

itelmeny

Зимним жилищем служили прямоугольные или овальные полуземлянки (юрты) с деревянным сводом, поддерживаемым столбами. Дым очага выходил через боковое отверстие. В юрту спускались по бревну с перекладинами через верхнее отверстие. Обычно в землянке зимовало от 5 до 12 семей. На летние промыслы каждая семья переселялась в свайную постройку из жердей с коническим верхом, рядом строили сооружения из жердей и травы, в которых чистили и варили рыбу. К концу XVIII века у ительменов появились русские избы, из хозяйственных построек — срубные амбары и помещения для скота.

Поселения ительменов в начале XVIII века соответствовали семейным общинам. Расселялись они на одной реке и были связаны кровным родством и единством рыболовных угодий. Обычно все родственники жили в одной полуземлянке. Названия большинства острожков соответствовали названиям рек, на которых они располагались. Организатором всего населения острожка являлся старейшина. В его юрте принимались все решения, регулирующие внутреннюю жизнь острога, обсуждались все общественно- значимые дела, здесь проводились празднества жителей острога.

Традиционная одежда

кухлянка

Зимней одеждой, как мужской, так и женской, были глухие шубы с капюшоном — кухлянки (ниже колен) и камлеи (до пят), которые шили из оленьего меха двойными — мехом внутрь и наружу. Зимой мужчины и женщины носили штаны мехом внутрь, летом — замшевые. Летней одеждой часто служила выношенная зимняя, которую на промыслах дополняли плащами и обувью из выделанных рыбьих кож. Женской домашней одеждой был комбинезон, мужской — набедренная кожаная повязка. Зимнюю обувь шили из оленьих камусов, дополняя меховыми чулками, летнюю — из шкур ластоногих. Зимние меховые шапки имели вид капора, а летние, похожие на алеутские, делали из бересты или перьев и палочек. Белье, украшения, летнюю одежду заимствовали у русских.

Пища, ее заготовка

bellies

Рыба служила основной пищей и кормом для собак. Ее заготавливали впрок: вялили и квасили в ямах, реже запекали и коптили, зимой замораживали. Лососевую икру сушили и квасили. Реже употребляли в пищу мясо зверей и птиц. Мясо и жир морских животных парили в ямах, кишки и желудки использовали как емкости для хранения продуктов. С рыбой и мясом ели много различных трав, кореньев, клубней сараны, ягод. Собирали кедровые орехи, яйца водоплавающих. Пищу готовили и подавали в деревянной и берестяной посуде, запивали водой. У русских заимствовали различные способы копчения и соления рыбы, приготовление картофеля, мучных изделий, супов, чая с молоком. Из-за трудностей доставки на Камчатку соли и муки соление рыбы и употребление хлеба было ограниченным.

Религия

text_1774_opisanie_zemli_kamchatki-16

Религиозные представления и обряды ительменов основаны на анимизме — вере в подземный загробный мир, добрых и злых духов; тотемизме — вере в родство с тем или иным животным, почитании хозяев моря и лесных животных. После обращения ительменов в 1740–1747 годах в христианство стали распространяться православные обряды — крещение, венчание, отпевание. Уже в первой четверти XIX века путешественники отметили в камчадальских селениях православные кладбища. Установилась традиция при крещении давать детям русские имена. Ительмены числились прихожанами камчатских церквей, и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.

Одним из видов религиозных воззрений был фетишизм. Мужчины и женщины носили амулеты в виде идолов.

Существовал у ительменов и шаманизм, хотя шаманы не имели обрядовой одежды и атрибутов.

Огромную роль играли всякого рода поверья и приметы: так, весной нельзя разбирать старые дома и балаганы, в которых много юкольной моли, последнюю боится рыба и может уйти из реки. Категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной, так как считалось, что тем самым лишаются желаемой пищи духи воды и гор.

Традиционные верования ительменов были обусловлены их образом жизни, социальной организацией и экологической средой.

Этно-культурная ситуация

el_vel_dar_ya_velikanova

Возрождаются многие элементы традиционной материальной культуры. Восстановлены навыки строительства батов, изготовления древних ездовых саней, вновь развивается упряжное собаководство.

ительмены1

Фольклор, музыкальные инструменты

Записи фольклора представлены мифами в русском пересказе исследователей XVIII века и сказками, записанными на ительменском языке в ХХ веке. В настоящее время мифологические сюжеты о сотворении мира сохранились только в сказках и обрядах, возможно, вследствие поголовной христианизации ительменов, а также резкого и быстрого падения их численности в результате эпидемий во второй половине XVIII века и последующей ассимиляции.

DSC_1374

Музыка характеризуется несколькими локальными вариантами, изученными неодинаково. К началу 1990-х годов были известны три из них: два западных — ковранский и тигильский и один восточный — камчадальский. Музыка, инструменты и жанры взаимосвязаны с фольклорными традициями русских старожилов, коряков, курильских айнов и эвенов.

ительмены2

Алхалалалай

Читайте также: