Сообщение на тему история развития представлений о здоровом образе жизни

Обновлено: 05.07.2024

Здоровье это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Количественные и качественные данные социально-гигиенического мониторинга, касающиеся здоровья и заболеваемости населения, если не пугают, то, как минимум, настораживают. Человек замечает, что болеет чаще и продолжительнее. Виновника всех наших бед, в данном случае повышенной заболеваемости можно искать долго и с переменным результатом. Люди корят врачей, плохую экологию. Мы не задумываемся о том, что по всей вероятности, большая доля ответственности лежит на самом человеке, на образе его жизни, отсутствии понимания культуры здоровья, полноценного сбалансированного здорового питания, при условии наличия массы вредных привычек от злоупотребления алкоголем, никотино- и наркозависимостей, неконтролируемого обжорства, увлечения самолечением. Вспомните, как часто вы смеетесь, думаете о хорошем, добром, позитивном, желаете ли вы добра окружающим вас людям ? Как вы считаете здоровы ли Ваши мысли? Телесное здоровье немыслимо без здоровья духовного , нравственного.

Реформа власти и здравоохранения была очевидна, но вмешались империалистическая война, революция и гражданская война, которые привели к невиданной разрухе. Смертность в Петрограде составляла 81 чел на тысячу, ранее 22 человека на тысячу. Рождаемость среди недоедающего и глубоко удрученного населения 15 человек на тысячу, ранее вдвое больше. Большевики предприняли решительные и грамотные меры по спасению оставшегося населения и заложили первый камень в строительство здорового общества. В.И. Ленин заметил что здоровье это казенное имущество и его необходимо беречь. В 1917 г был издан декрет О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени, в царской же России рабочий день длился до 15 часов, дети и подростки работали по 10 часов, в тяжелых антисанитарных условиях.

В первые годы советской власти происходило развитие системы здравоохранения, доступной медицины и массовой физической культуры населения. В основу деятельности РКП (б) в области охраны народного здоровья легло проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний. Массовое физкультурное движение второй реальный шаг к здоровому образу жизни, одновременно развивается санаторно-курортное лечение. Н.А. Семашко говорил о том, что профилактику надо понимать широко и глубоко как заботу государства об укреплении здоровья народа.

В советский период укреплению здоровья населения уделялось большое внимание. В СССР, несмотря на большие трудности и лишения, выпавшие на долю народа в годы великой отечественной войны, было достигнуто улучшение здоровья населения. Среди факторов, которые в советский период способствовали улучшению здоровья населения, немалая роль принадлежала физкультурно-оздоровительной деятельности и массовому спорту. Движения под лозунгами сдачи норм комплекса Будь готов к труду и обороне, производственная гимнастика и другие мероприятия способствовали пробуждению интереса к физкультурной деятельности и к спорту. Физкультура входила в учебные программы всех ступеней образования. В 60-80 годах в Советском союзе и за рубежом появляются научно обоснованные физкультурно-оздоровительные технологии. В 1968 г. в свет вышла книга доктора Кеннет Купера Аэробика, по которой занимались служащие Военно-воздушных сил, а затем и все население мира. Американская актриса Джейн Фонда придумала танцевальную аэробику, ритмическую гимнастику. Под эти видеозаписи с удовольствием танцевали женщины в Советском Союзе в начале 80-х. Весьма заметно снижение продолжительности жизни после развала СССР за счет ухудшения качества жизни и ухудшения параметров здоровья. Реформы в 8090-е годы весьма противоречиво повлияли на указанный процесс. Ухудшение здоровья населения особенно проявилось в снижении продолжительности жизни, сокращении рождаемости, увеличении смертности детей, возрастании социальных и других опасных для здоровья и жизни людей болезней (туберкулез, онкология, СПИД). Серьезно ухудшилось состояние здоровья школьников. Россия за последние 20 лет по целому ряду показателей, характеризующих состояние здоровья населения, в мировом рейтинге снизила свое место на несколько десятков пунктов. В результате сейчас в России здоровье только небольшой части населения соответствует критериям состояния здоровья. Помимо прочего стали очевидны три главных врага современного человека депрессия, гиподинамия и плохая мораль:

Человек утратил важные жизненные ценности, которые определяли уклад его жизни до середины прошлого столетия (семья, вера), и приобщился к новым бездуховным ценностям (материальные блага, успех, свобода личности и совести. ).

Современный человек стал долго жить, мало двигаться, много есть, он имеет много свободного времени, приобрел множество вредных привычек, утратил духовность, и в результате этого он начал дряхлеть, болеть и тосковать.

Свободное время, материальная независимость и духовная свобода породили состояние праздности, вредных привычек и депрессий.

Человек потерял совесть. Современный человек чтобы совесть не мучила прибегает к практике нейтрализации совести при помощи психотехник, алкоголя или ложной идеологии, вместо того, чтобы изменить свою жизнь и жить по совести. Плата за обман совести чрезвычайно высокий уровень невротизации и невроз обычные спутники жизни современного человека.

Научно-техническая революция упростила быт и избавила человека от необходимости добывать свой хлеб в поте лица. Но человек по-прежнему инстинктивно стремится к комфорту, к вкусной еде, к душевному и телесному покою. Но получая все это, человек слабеет, толстеет, глупеет, развращается, болеет и умирает раньше времени. Разумный человек вынужден ограничивать свои желания ради сохранения здоровья.

Человек научился бороться с эпидемиями, но стал страдать и умирать от иных болезней, которые называют болезни цивилизации. Это сердечно-сосудистые, онкологические заболевания, болезни опорно-двигательной и нервной систем, психические расстройства. Развитие и исход этих болезней зависят не только от внешних причин, но от образа жизни самого человека.

Медицина и здравоохранение достигли уровня, при котором они больше не могут существенно улучшить жизнь человека, и стала очевидной необходимость поиска иного пути оздоровления населения.

Была у древних славян и своеобразная форма гигиены и оздоровительной физической культуры, существующая с начала нашей эры, - банный ритуал. В бане лечили и восстанавливали силы после тяжелых походов и болезней. Веками оттачивалось мастерство париться, превращая банные процедуры в оздоровительный комплекс. Известно, что в I столетии нашей эры, когда Святой Апостол Андрей, ученик Иисуса Христа, проповедуя в тех местах, где сейчас находится великий Новгород, увидел парившихся в бане. В Повести временных лет ему приписывают слова Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье

Православные христиане весьма разумно решают вопрос здоровой жизни. Ничего не запрещено совсем. Всему свое время. Время танцам и время молитве. В ветхом завете сказано: Всему свое время, и время всякой вещи под небом: Время рождаться, и время умирать время насаждать, и время вырывать посаженное&hellip (Екклесиаст 3,1-5). Библия запрещает разрушающие душу и тело злоупотребления вином, пищей, запрещает сомнительнее развлечения, праздность и безделье.

Неудивительно, что правила здорового образа жизни заложены в библейских заповедях. Если человек настроен на положительные ценностные ориентации, то у него здоровый дух, здоровые поступки, здоровое поведение и здоровый образ жизни. Любую болезнь, прежде всего, следует воспринимать не как наказание Божие, а как наказание самого себя за нездоровый образ жизни. Болезнь сама по себе ставит вопрос, правильный (здоровый ?) ли образ жизни ведет человек?

Физические упражнения и факторы природы, по всей видимости, всегда интуитивно или осознанно использовалась человеком для целей оздоровления. Организм человека устроен так, что воздействие на него определенной физической нагрузки или факторов окружающей среды приводит к переходу его на новый более здоровый уровень функционирования. Человек просто не может жить без движения и нагрузок. Чрезмерные и вредные нагрузки приводят к болезни и гибели, а оптимальные к оздоровлению и к продлению жизни. Очень важно комплексное использование всех доступных факторов здорового образа жизни. Например, эффект от достаточной двигательной активности без отказа или ограничения вредных привычек не даст желаемого результата.

Итак, здоровый образ жизни - прежде всего культурный, активный образ жизни, гуманистический и цивилизованный, напрямую связанный со здоровьем, долголетием, благополучием человека, его счастьем, почетом и богатством.

Здоровый образ жизни можно осуществить лишь при соблюдении определенных условий:

наличие свободного времени и возможность активного отдыха

оптимальный двигательный режим: достаточная двигательная активность (оздоровительная ходьба, гребля, велосипедные прогулки, спортивные игры, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, фитнесс, шейпинг, танцы, работа на садовоогородном участке) умеренно занимающийся физическими упражнениями не нуждается в лечении (Авиценна)

правильно организованную трудовую деятельность: Работа спасает от трех зол: скуки, порока и нужды (Вольтер)

соблюдение правил личной и общественной гигиены, регулярный профилактический медосмотр с оценкой показателей индивидуального здоровья (тестирование опасных инфекций - туберкулеза, вируса гепатита, сифилиса, вич-инфекции масса тела, флюорография грудной клетки, частота сердечных сокращений, артериальное давление, жизненная емкость легких, содержание холестерина, глюкозы, гемоглобина, эритроцитов, лимфоцитов и лейкоцитов в крови и т.д)

отказ от вредных привычек

грамотное экологическое поведение, безопасное поведение в быту, на улице&hellip, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравлений

развитие нравственного отношения к жизни, труду, защите Отечества укрепление семьи развитие чувства воинской, офицерской чести, личного достоинства, чувства ответственности, а также непримиримости к бездуховным и безнравственным поступкам, несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству и прочим проявлениям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

История развития представлений о здоровом образе жизни Экология человека 8 кл.

Описание презентации по отдельным слайдам:

История развития представлений о здоровом образе жизни Экология человека 8 кл.

История развития представлений о здоровом образе жизни Экология человека 8 класс урок 3

Представления о здоровом образе жизни встречаются и в античной философии. Мыс.

Представления о здоровом образе жизни встречаются и в античной философии. Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате “О здоровом образе жизни” рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой “благое состояние духа”, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями.



В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие.

В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие врачи и мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев.

Б.Н.Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность л.

История развития здорового образа жизни тесно связана с древнейшей традицией.

В начале девятнадцатого века в 1800 году в России появилось пособие «Первое п.

Дальнейшее развитие здоровый образ жизни получил в работах Я.А. Коменского, Ж.

Проблема сохранения и укрепления здоровья творчески развитой личности была заложена еще многовековой историей человечества. На протяжении всего развития человека занимала мысль об обеспечении крепкого здоровья, радостного ощущения жизни, поэтому он стремился к разгадке тайны здоровья и вечной молодости.

Философское осмысление идей развития единства человека и природы, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека раскрываются в трудах М. Кашгари, Х.А.Яссави, М.Х.Дулати. В них обосновывается важность и необходимость соблюдения принципов здорового образа жизни, использование природных факторов и ресурсов в укреплении здоровья [2].

Любой народ желал видеть будущее потомство здоровым, смелым и сильным. Свидетельством этого являются методы и средства народной педагогики. Так, в устном народном творчестве (эпосах, сказках, пословицах, поговорках, песнях) воспевался народный идеал физически закаленного, смелого и сильного героя – идеал человека могучей физической силы, мужества и отваги (Алпамыс-батыр, Кобланды-батыр).

Из вышеизложенного можно отметить, что накопленные мудрые и ценные высказывания, идеи, рекомендации мыслителей, педагогов, народный опыт казахских педагогов просветителей, труды ученых не теряют своей актуальности, могут быть использованы и в наши дни.

Мы считаем, что для сохранения и укрепления своего здоровья, каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижения физического, душевного и социального благополучия. На наш взгляд, образ жизни – это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормами поведения, на знании законов жизнедеятельности и мотивов самореализации.

Формирование здорового образа жизни имеет своей конечной целью -совершенствование условий жизнедеятельности на основе молодой науки валеологии как межнаучного направления познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности на основе валеологического обучения и воспитания, включающих изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни.

Научная основа здорового образа жизни включает множество аспектов и факторов, формирующих жизнедеятельность человека как биологического существа. Находясь на стыке многих других наук, таких как биология, экология, медицина, психология, педагогика, этика, социология и др, валеология развивается довольно динамично и знакомит с закономерностями жизнедеятельности организма человека, со способами поддержания и укрепления здоровья, учит основам гигиены, психопрофилактики, аспектам и правилам формирования здорового образа жизни.

Современные исследования определения сущности и структуры здоровья, в основном, относятся к взрослым. Характеристика здоровья ребенка более сложна, чем у взрослых. Она включает уровень их физического, умственного, функционального развития в различные возрастные периоды, физическую и нервно-психическую адаптацию к меняющимся условиям внешней среды, уровень неспецифической резистентности и иммунной защиты. С этих позиций здоровье ребенка следует рассматривать, как соответствующее биологическому возрасту состояние жизнедеятельности, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, обусловленных генетическими, внешнесредовыми факторами и формированиями адаптационно – приспособительных реакций в процессе роста.

Так, здоровый образ жизни – это социально-практическая деятельность обучающегося по сохранению, укреплению, развитию физического и психического здоровья. Она представляет собой совокупность достижений в сохранении здоровья людей и отражает уровень валеологических знаний, умений, навыков и опыта в освоении норм, принципов, традиций здорового образа жизни.

Такой подход к здоровому образу жизни способствует раскрытию этого понятия в многообразии его связей, отношений и отражает определенный уровень развития валеологического мышления, степень овладения практическими знаниями, умениями, сформированность валеологических качеств личности.

Под физическим здоровьем обучающихся рассматриваются знания о состоянии физического здоровья, формирование умений и навыков сохранения физического здоровья, отношение к физическому здоровью, консультации родителей по состоянию здоровья с медицинскими работниками. Умения и навыки сохранения физического здоровья включают в себя: утреннюю зарядку, гимнастику во время учебных занятий, лечебная физическая культура, поход, спортивные секции.

Под психическим здоровьем понимаются психологические установки и убеждения на здоровый образ жизни, саморегуляция эмоционально-волевой сферы, отношение к психическому здоровью, состояние психического здоровья.

Таким образом, анализ понятия позволил отметить различные подходы к его определению. Возможно, такое разнообразие подходов обусловливается многогранностью, сложностью самого понятия здоровый образ жизни как общественного явления.

1. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата: Наука, 1973, 399с.

2. Абульханова- Славаская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука,1980, 335с

3.Алтынсарин И. Собрание сочинений, т.11. Алма-Ата: Наука,1976, 423 с

4. Абай Кунанбаев. Полное собрание сочинений в 2-х томах. Алма-Ата:1977.Том1, 455с Том11, 312с

5. Байтурсынов А. Об обучении по-казахски. В здоровом теле-здоровый дух //Антология педагогической мысли Казахстана. Сост. К.Б.Жарикбаев., С.К.Калиев.Алматы: Рауан,1995, 230-234 с.

6. Х.Досмухамедұлы. Аламан, Алматы.Ана тілі, 1991, 511 с.

7.Громбах С.М. Школа и психическое развитие учащихся. М.:Медицина,1988.

8. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. 3-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1987, 64 с.

Р.Ш.Избасарова, А.Ш.Избасарова.

R.Sh.Izbassarova, A.Sh.Izbassarova

Избасарова Р.Ш. – к.п.н., и.о.профессора кафедры ТОЕД

КазНПУ им. Абая, г. Алматы

Избасарова А.Ш. – к.м.н., доцент кафедры нервных болезней

КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова, г. Алматы

Проблема здорового образа жизни волнует человечество с глубокой древности. О необходимости соблюдения определенных норм говорили ученые и философы античности, однако единого мнения среди них не существовало. Так, Гиппократ в здоровом образе жизни на первое место ставил физическое здоровье человека, считая причиной всех болезней неправильное питание, а Демокрит напротив утверждал, что основой здорового образа жизни является духовное здоровье человека [3].

Таким образом, для понимания особенностей здорового образа жизни важно определить, что понимается под здоровьем. На сегодняшний день не существует единого определения здоровья. Сам Н. М. Амосов рассматривал здоровье как естественное состояние организма, которое характеризуется его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений [2].

В медицине под здоровьем понимается способность организма компенсировать патологические процессы, постоянно зарождающиеся в организме человека. При этом уровень здоровья определяет исход патологического процесса (полное либо частичное выздоровление или летальный исход) [8].

Идеи о важности соблюдения норм здорового жизни для школьников не являются новыми. Так известный советский педагог-гуманист Василий Александрович Сухомлинский отмечал, что причиной неуспешности большинства школьников в учебе является плохое состояние здоровья, оно обычно малозаметно, но поддается излечению только при совместных усилиях родителей, врачей и школы [16].

Таким образом, здоровье человека зависит не только от условий среды, качества жизни и наследственных факторов, но и от образа жизни (как человек относится к своему здоровью). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 % . Именно поэтому сейчас возрастает роль обучения и воспитания школьников нормам здорового образа жизни, которые должны воздействовать прежде всего на общую культуру детей.

Современное образование обычно чаще направлено не на формирование норм здорового образа жизни, а на объяснение того, чего следует избегать, например, рассказывается о необходимости избегать вредных привычек. Однако современными педагогами и психологами установлено, что дети не всегда воспринимают частицу не, поэтому утверждения и обращения к школьнику лучше строить в утвердительном характере.

Формирование у учащихся потребности норм здорового образа жизни в рамках школьной программы также имеет свою историю, однако она не всегда была успешной. Так в 90-е годы довольно широкую популярность получила валеология – общая теория здоровья, которая претендовала на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека. Данный предмет был включен в школьную программу, однако впоследствии она подверглась серьезной критике за использование ненаучных, религиозных и оккультных концепций и нетрадиционной медицины. В результате этого в 2001 году валеология была исключена из школьной программы. На сегодняшний день к основным предметам, решающих задачу повышения уровня здоровья школьников можно отнести основы безопасности жизнедеятельности и физическую культуру. Если физическая культура больше направлена на физическое развитие учащегося, что соответствует пониманию ЗОЖ в узком смысле, то ОБЖ рассматривает его в широком смысле, затрагивая все стороны здоровья человека.

Друзья, предлагаю вашему вниманию статью о здоровье с некоторым историческим экскурсом.

Появление ЗОЖ на Руси

богатыри

На протяжении всей истории существования, человек пытался раскрыть тайну молодости и долголетия. Кто-то искал волшебный эликсир, а кто-то просто заменил некоторые продукты питания или отказался от них вообще. Популярные модные диеты, не что иное, как наработанный веками опыт наших предков.

Принятие христианства на Руси в 988 году можно считать началом здорового образа жизни. Благодаря церковным канонам, которые ввели такое понятие как пост, естественность и умеренность в пище стали принципом жизни. И здесь речь не совсем о диете. Если коротко сказать об отличиях, то можно ответить так: диета – методика оздоровительного питания, вегетарианство – идеологический отказ от животной пищи, а пост – духовное созидание, которому мы стараемся подчинить не только душу, но и плоть. Здесь явное различие в целях и исходных побуждениях. Постепенно повсеместное бражничество стало постыдным, а вот потешить народ богатырской удалью, статью и силой – закономерностью.

ЗОЖ и государство


Здоровый образ жизни, как вопрос государственного значения, был поднят Ломоносовым в годы правления Екатерины II. Стоит сказать, что Михаил Васильевич был и сам атлетического телосложения. Практиковал упражнения с гирями. Известен случай как однажды, уже, будучи академиком, Михаил Васильевич возвращался с дружеской вечеринки. И вдруг из кустов на него напали трое пьяных грабителей: богато одетый вельможа был на их взгляд беззащитной жертвой, и как такого не ограбить! Но через секунду один, получив удар, упал замертво. Второй с выбитой челюстью бросился бежать. А третий умолял о пощаде, которую и получил после того, как разделся догола, связал вещички в узелок и под конвоем Ломоносова был препровожден к ближайшей сторожевой будке.

В XVIII веке под руководством Бецкова открылся Смольный институт благородных девиц и другие детские учреждения. Преподавательский состав занимался не только обучением подростков хорошим манерам, но и физическим воспитанием. Девочкам преподавали понятия о пользе и вреде пищи. Внимание мальчиков концентрировали на укреплении силы духа и плоти.

Суворов

В конце XVIII века Суворов, рожденный хилым и слабым ребенком, но испробовавший на себе методы закаливания, которые дали уникальные результаты, разработал систему оздоровления и активно применял в войсках.

Иван Поддубный

Нельзя обойти вниманием русских атлетов, которые жонглировали гирями как воздушными шариками. Слава о них гремела по всей царской России и далеко за ее пределами. Пожалуй, самым прославленным и непобедимым русским и советским борцом, тяжелоатлетом и цирковым артистом является Иван Поддубный (1871 г-1949 г). В 1926 году, в возрасте 55 лет, Поддубный стал чемпионом Америки (имея уже титул шестикратного чемпиона мира), победив всех известных борцов того времени.

В 1986 году в Оттаве делегацией от СССР была подписана хартия о формировании здорового образа жизни среди населения. Даже в трудные 90-ые годы реализация положений хартии не прекращалось.

ЗОЖ в современном мире


Можно выделить несколько факторов влияющих на наше здоровье:

— Загрязнение окружающей среды

— Недобросовестность производителей продуктов питания

— Постоянное давление на психику человека внешних факторов, приводящих к стрессу

Это только несколько причин, которые повышают актуальность и необходимость здорового образа жизни в современном мире. Человек утратил качества, благодаря которым формировал свой внутренний мир, свою нравственность и духовность. Часто телевизоры, компьютеры, интернет забирают все свободное время. Что нужно, так это отвлечься от гаджетов, посмотреть на себя со стороны.

Мы – это то, что мы едим. Может, пришло время изменить свой рацион, отказаться от продуктов, с большим содержанием жиров, почистить организм.


Последние научно-исследовательские разработки подтвердили, для поддержания организма в тонусе необходимы:
— правильное сбалансированное питание, включающее достаточное количество овощей и фруктов;
— физические упражнения, даже небольшая зарядка стимулирует кровоток;
— полноценный отдых, сон не менее 6 часов;
— положительные эмоции;
— отказ от употребления алкоголя и никотина.
Соблюдение этих правил поможет жить в гармонии со своим телом и духом.

Читайте также: