Роль монастырей в развитии образования сообщение

Обновлено: 28.06.2024

Монастыри были центрами подготовки миссионеров, осуществлявшими процесс просвещения и христианизации на Руси. Монастырская братия занималась обучением грамоте и книжным учением. Обучение соединялось с ремесленным ученичеством, трудом в монастырском хозяйстве. Наиболее крупным оказался Киево-Печерский монастырь. В нем высшей формой учения были совместные "прения", где обсуждались богословские темы, оттачивалось искусство полемики. Для упражнений в спорах монахи общались с иноверцами. Иноков обучали хоровому церковному пению, иконной живописи, врачеванию (враческой хитрости).Монахи научались делать прогнозы погоды, занимались химическими опытами.

Примечательной чертой монашеского воспитания в Киевской Руси оказалось наставничество. Оно органично слилось с дохристианской традицией заботы старейшин о молодежи. Вступавшие в монастырь иноки вверялись старцу-наставнику. Об одном из них – игумене Киево-Печерского монастыря Феодосии мы узнаем: "Принявши монастырь, Феодосий ввел в нем воздержание строгое, пощение (пост) и молитвы со слезами. И установил в монастыре своем, как петь пение монастырское, как поклоны держать и чтение читать"; "Этот блаженный. пришел в Печерский монастырь к святому отцу нашему Феодосию и от него научился житию иноческому". Монахов наставляли в воздержании, терпении, бесстрастии телесном, покорности, самосозерцании. Это достигалось усердными молитвами, посвящением в праведные дела и чудеса угодников.

Успехи культуры и просвещения

Киевская Русь достигла заметных успехов в искусстве и книжном образовании. На пирах князей гостей услаждали музыкой. Остатки построек, храмы XI–XII вв. вызывают неподдельный восторг. Грамотность на протяжении X–XI вв. проникла во все слои населения. О повсеместном ее распространении свидетельствуют найденные в различных городах приблизительно 700 берестяных грамот, датируемые XI в.

Киевская Русь не уступала по уровню образованности Центральной и Западной Европе. Дошедшие до нас около 500 рукописей на пергаменте XI–XIII вв. – лишь малая толика богатства, которым располагали древнерусские книжники. Фонд хранившихся в княжеских дворцах, боярских домах и монастырях рукописей предположительно составлял около 140 тыс. книг. Выработался книжный русский язык, развивалась литература, которая по художественному мастерству не уступала лучшим произведениям тогдашнего Запада.

Просветительская мысль, учебные заведения Киевской Руси приобретали постепенно относительную независимость и брали на себя функции двигателя общественного прогресса. Увеличение числа книжников, мастеров грамоты, образованных священнослужителей позволяло двигаться вперед с меньшими потерями из накапливаемого богатства культуры, воспитания и обучения.

Киев сделался признанным центром средневековой культуры и просвещения. Русские летописи, европейские хроники, скандинавские саги донесли известия о воспитании при дворе Ярослава Мудрого многих знатных иностранцев, волею судьбы покинувших родные пределы.

Находившееся на подъеме культурное и просветительское движение Киевской Руси было насильственно и грубо остановлено. В результате нашествия монголо-татар (1237– 1241) уровень образования на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное. Огню и мечу подверглись многие монастыри – очаги просвещения. В 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Во множестве гибли культурные ценности, горели книги, были убиты или угнаны в полон умельцы, мастера грамоты и книжники.
цели и правила воспитания в монастырских школах

Большинство древних обителей при устроении школ руководствовались указаниями устава свт. Василия Великого, где воспитанию детей посвящены несколько глав. С течением времени многое изменялось, но основные положения и правила воспитания сохранились и поныне.

Как правило, дети жили внутри монастыря или поблизости Добропоклонский А. П. Прп. Феодор исповедник и игумен Студийский. Одесса, 1913. С. 581. и имели особый дом и наставников. Часто наставниками становились сами монашествующие, и даже игумены и игумении монастырей, но известны случаи, когда для воспитания детей приглашались благочестивые христиане-миряне.

3. Вклад монастырских школ в развитие отечественной педагогики

Исследование православного воспитания в России позволяет выделить основные субъекты воспитания, которые оказывали определяющее влияние на его становление и развитие: Церковь и государство. По мысли схиархимандрита Иоанна, Церковь и государство на Руси ревностно заботились о духовном совершенствовании народа и ступень за ступенью вели его к надлежащему исполнению православных установлений. Вся русская история вплоть до ХХ века свидетельствует об объединении усилий Церкви и государства в деле духовного воспитания народа и формирования таких институтов как семья, школа, система профессионального воспитания.

Принятие христианства на Руси сообщило воспитанию православное содержание. Православие утверждается в качестве духовной и нравственной основы жизни общества и государства и становится мировоззрением русского народа. Церковь - это богоучрежденное общество. Согласно православному учению, истина сохраняется только в Церкви Христовой. Церковь определяла все стороны жизни народа, из века в век формировала русских людей духовно и нравственно, учила их различию добра и зла, православному отношению к Богу, ближнему, обществу, природе. Важнейшим средством воспитания было богослужение Православной Церкви, при этом именно духовность русских священников была одним из источников, ведущих народ к нравственному совершенствованию. Истинно православное отношение к жизни сформировалось у русского народа постепенно, в результате длительного влияния на общество церковной дисциплины, преодоления и искоренения в нем пагубных привычек.

Обучение грамоте шло по алфавиту, созданному святыми Кириллом и Мефодием, обучение чтению по Псалтири (изучался церковно-славянский язык) Зверинский В.В. Материал для историко-географического исследования о православных монастырях в Российской империи. тт. 1 -3, СПб, 1890 - 1897.. Каждый преподаваемый предмет нес в себе христианское содержание и способствовал формированию христианского мировоззрения.

Совместные усилия Церкви и государства в деле развития воспитания и образования были столь успешны, что привели к широкому распространению школ на Руси. Православие как основа древнерусского воспитания и образования, сделало Русь одной из самых образованных стран в мире.

Основной принцип православного воспитания - прежде всего, научить вере, потом другим наукам. Православные педагоги учили сначала примером жизни, а потом словом. Добрая и примерная жизнь учителя - первое, главнейшее и непременное средство педагогического воздействия, потому что метод наглядного обучения есть самый естественный и действенный. Родители, по наставлению Церкви, также должны быть образцом в поведении для детей. При этом воспитатели не позволяли детям быть только простыми и холодными зрителями, но побуждали подражать нравственным примерам и в своей жизни повторять то лучшее, что видели в жизни других. Упражнение детей в делах благочестия было одним из первых средств к утверждению в них навыков к добрым делам и расположениям сердца. Важный и действенный метод воспитания - тщательное ограждение детей от вредных соблазнов.

Методы православного воспитания включают добрую и примерную жизнь учителя, ограждение детей от вредных соблазнов, упражнение детей в добрых делах, а также основные методы обучения истинам веры и другим наукам: акроаматический (повествовательный), эратематический (вопросно-ответный), катехизический, эвристический, диалогический, которые способствовали усилению воспитательной направленности процесса обучения. Средствами православного воспитания являются: участие в жизни Церкви, совершение церковных таинств (покаяние, причащение), личное молитвенное делание, чтение Слова Божия и творений святых отцов, пост, дисциплина, христианское отношение к окружающим людям и внешнему миру, внешней природе, соблюдение христианских норм нравственности.

Обращаясь к настоящему, можно сказать, что сегодня, как никогда, подрастающее поколение нуждается в подлинном христианском воспитании. Немалую роль здесь может сыграть православное начальное образование, ведь именно в семье и начальной школе происходит становление личности и формируется внутренний мир ребенка.

Таким образом, мы с уверенностью можем сделать вывод о том, что русская педагогическая культура на протяжении почти целого тысячелетия и в практическом, и в теоретическом аспектах строилась на основе православия. Система христианского воспитания формируется с пришествием Христа. Его сущность, цель, принципы, содержание и методы отражены в трудах отцов и учителей Церкви, которые по праву считаются лучшими педагогами.

В деле воспитания русского народа велико значение монастырей.

Монастырские школы восходят к раннехристианской традиции. Вначале это были религиозно-педагогические общины и главным предметом изучения была Библия. На основе библейских текстов учили грамматике, философии. Тексты совместно читали, затем переписывали и толковали.

Все монастырские школы руководствовались определенными уставами. Например, один такой устав, где регламентировался порядок обучения и воспитания монахов, был создан Феодором Студитом (786-826).

В раннем Средневековье практически все грамотные люди принадлежали к одному сословию – духовенству, обучение которых проходило в школах: монастырских, соборных или приходских.

Монастырские школы давали наиболее полное образование по сравнению с другими. Большим плюсом обычно была возможность доступа к монастырской библиотеке. Изредка существовали школы, созданные обычными священниками в своих приходах, такие школы назывались приходскими. Там обучали только подростков, и уровень образования там был минимален.

Различались внутренние школы - закрытые, интернатного типа, где обучались монахи и будущие служители церкви, и внешние школы, располагавшиеся вне монастырской ограды, которые предназначались для мирян, не всегда стремившихся впоследствии получить духовный сан.

Внешние монастырские школы посещали мальчики 7-15 лет. Им преподавались основы грамотности, богослужебное пение, реже предметы тривиума; они изучали чтение на латыни, письмо, счет. Педагогики как таковой еще не было, ее в известной мере заменяли мысли о религиозно-нравственном воспитании детей, содержавшиеся в богословской литературе.

Внутренние монастырские школы давали более высокий уровень образования: здесь прежде всего, изучался латинский язык, преподавались тривиум, а часто и квадривиум, теология. В лучших школах преподавались медицина, греческий язык, чтение античных авторов. Отличительной особенностью образования в монастырских школах было преобладание кропотливого труда по книгописанию и переводу рукописей.

Схема школьной программы была такой: сначала изучалось чтение, счет и церковное пение, затем грамматика с чтением доступных авторов и элементами остальных свободных наук. Для немногих способных проводились индивидуальные занятия по богословию. Многие монастырские школы уже начинают специализироваться на отдельных науках, но все же главной заботой монастырей было богословие. Почти в каждом монастыре существовали мастерские по переписке: составлялись и переписывались комментарии к Священному Писанию.

2. Монашеские уставы как историко-педагогические источники

На протяжении всей тысячелетней истории государства Российского монастыри всегда вносили большой вклад в развитие отечественной педагогики, полагая в основу педагогической деятельности православные ценности. В стенах монастырей православная педагогика нашла свое полное воплощение и завершение. Систему воспитания, которая там сложилась, можно назвать монастырской педагогикой. Научный интерес к этой системе воспитания, обусловлен теми высокими результатами, которые она достигла, явив миру сонм русских святых, светильников веры, героев Отечества.

История монашества представляет огромный интерес для педагогики, поскольку история русского монашества есть, прежде всего, история успехов православного воспитания. В монастырях впервые были построены модели многих современных организаций.

Монастырь - это общежитие лиц, принявших монашеские обеты: нестяжания, целомудрия, послушания. По мысли святителя Филарета, сущность всех монашеских обетов есть обещание постоянной, всецелой преданности себя Богу.

Педагогическое воздействие должно быть направлено не только на формирование отдельных навыков поведения, а и на воспитание целостного характера человека - его ума, воли и сердца.

Монастырская педагогика формирует добрые навыки в человеке. Одной из основных педагогических задач воспитателей должно стать формирование добрых навыков с самого раннего детства и на всех последующих этапах становления личности человека.

Этот метод православной педагогики очень важен и для современного образования. Ведь дети сейчас, как правило, разобщены, не умеют дружить и не знают того, что в общении с другими, прежде всего, должны стремиться услужить друг другу, познавать свои недостатки и учиться их искоренять.

В жизни семью, школы, вуза традиции также имеет огромное воспитательное значение. Сложившаяся система монастырской педагогики, давшая высочайшие результаты, привела к тому, что духовным идеалом русского человек практически на всем протяжении русской истории был монах-подвижник, всецело посвятивший себя служению Богу и ближним. В России в отдельные значительные периоды ее истории отличие мирян от монахов состояло лишь в том, что они могли вступать в брак и заниматься мирскими делами. В остальном миряне во всем подражали монахам.

Монастырский уклад, предназначенный, казалось бы, сугубо для монастырской жизни, проявлялся и был определяющим и в быту, и в семье, и в общественной жизни, непосредственно влияя на жизнь русских людей, изменяя ее в лучшую сторону. Жизнь русского человека от купели крещения и до смерти, перед которой он, как правило, принимал монашеский постриг, была пронизана монастырским духом. Внешняя строгость, заданная монастырским уставом, была проявлением сосредоточенности на внутренней невидимой брани, стремления христианина очистить себя от всякой нечистоты. В рамках этого сурового уклада русские люди чувствовали себя естественно, свободно и просто. Жизнерадостность и оптимизм русского человека, его острый природный ум, духовная образованность, гостеприимство и радушие удивляли иностранцев, приезжавших в Россию.

Традиции старчества на Руси возродил во второй половине 18 века преподобный Паисий Величковский (1722-1794). Его ученики положили начало старческому руководству во многих русских монастырях. Наиболее значительными духовными центрами, где старчество было восстановлено в полной мере, наряду с Троице-Сергиевой Лаврой и другими монастырями, стали Глинская и Оптина пустыни. В чем же заключается педагогический смысл этого феномена? Старец ведет человека по ступеням духовно-нравственного совершенствования.

Этот процесс в православной педагогике называется душеводительством. Он представляет собой особую пошаговую педагогическую методику, включающую ряд этапов. Мудрое руководство старцев приводит ученика к постоянной внимательной внутренней жизни и, тем самым, возводит его на высокую ступень нравственного совершенства, о чем свидетельствуют многочисленные исторические примеры.

Все русские старцы были глубочайшими знатоками сокровенных движений человеческих душ, опытнейшими врачевателями духовных и телесных недугов, мудрыми и любвеобильными наставниками. Они были настолько богаты духовным опытом, что к ним обращались многие не только простые люди, но и выдающиеся деятели современности, чтобы поучиться высшей науке — умению жить по-христиански.

Многовековой опыт монастырской педагогики позволил монастырям внести огромный вклад в историю и культуру России, в духовное просвещение и нравственное развитие русских людей. Периоды расцвета или оскудения духовной жизни общества всегда были связаны с возрастанием или умалением роли духовного руководства, которое берет свое начало от святых апостолов.

Смысл воспитания органически зависит от смысла человеческой жизни, а смысл человеческой жизни – от основ, на которых он утверждается, и от конечной цели, к которой он стремится. Православие дает ясные ответы на вопрос о цели и смысле человеческой жизни, православное учение о спасении дает ясное, полное и целостное представление о человеке.

Россия явила миру великое сокровище, самое большее из того, что она и могла предъявить – идеал святости, исполненный в жизни. Сонм святых, в земле Российской просиявших: преподобный Сергий Радонежский, святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Серафим Саровский, адмирал Феодор Ушаков, новомученики и исповедники российские ХХ века более полутора тысяч священников и мирян, положивших жизнь за веру, и многие-многие другие. Это - наши соотечественники, люди, достигшие святости в земной жизни. На них исполнился смысл и идеал православного воспитания. Они зовут и нас следовать этим путем.

Чтобы понять каким же образом монастырь оказывал воспитывающее влияние на общество, на жизнь русских людей, необходимо узнать конкретные примеры. Здесь мы остановимся на примере Глинского монастыря, деятельность которого началась в начале 16 века на месте явления Пустынно-Глинской Чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы и длилась несколько столетий, принося обильные результаты своей деятельности.

Средневековые монастыри были хранилищами культуры, ее центрами. В них собирались библиотеки, переписывались произведения отцов церкви, переводились книги греческих и римских классиков. Монастырь в период раннего средневековья выступал практически единственной формой образовательного учреждения (наряду с монастырскими существовали также кафедральные или соборные школы, игравшие незначительную роль). Школы при монастырях давали образование исключительно религиозного характера. . В конце VJII в. благодаря деятельности Карла Великого их образовательный статус повысился, содержание образования расширилось.


6 апреля благочинный Карачевского церковного округа протоиерей Владимир Сафронов встретился с читателями Песоченской сельской библиотеки. На встрече присутствовали глава Песоченского сельского поселения Н.Н.Бовтунов, заведующая библиотекой Л.А.Марченкова, а также местные жители. Благочинный традиционно посещает сельские библиотеки, посвящая свои беседы разъяснению различных аспектов православной веры, истории храмов и монастырей Карачевской земли, жизнеописаниям известнейших святых.
Сегодня была поднята тема роли монастырей в развитии образования и письменности на Руси, так как монастыри были не только местами молитвы и уединения, но и центрами культуры и просвещения, играя огромную роль в жизни общества. Одновременно с этим была затронута история карачевских монастырей – Воскресенского, где подвизался преподобный Тихон Карачевский, и Николо-Одринского, получивших широкую известность далеко за пределами Брянского края.
Священник ответил на вопросы слушателей, призвал чаще читать духовно-полезную литературу в дни Великого поста, поздравил с наступающим праздником Благовещения Пресвятой Богородицы и подарил каждому экземпляр Святого Евангелия.

Читайте также: