Сообщение на тему история делового этикета

Обновлено: 02.07.2024

Первые истоки этикета

Эти правила еще не являлись этикетом, но были его предшественниками. Они служили инструментом для создания комфортной остановки. Нравственность того времени помогала людям объединиться во время опасности, учила основам общения и чтению традиций. Сам же этикет появляется только с развитием государства.

Этикет в Древнем Египте

Египетская цивилизация была пронизана правилами поведения. Здесь считали, что манеры могут сделать из любого человека короля и потому неукоснительно им следовали. Определенные нормы были во время трапезы, в одежде, в уходе за собой, во всех церемониях и при переписке. Известно, что египтяне имели строгие представления об этикете за столом и придавали большое значение внешнему виду.

На застольях принято было встречать гостей у входа. Обычно это делал сам хозяин, но иногда и его слуги. Гости должны были хорошо выглядеть и поприветствовать хозяина. За трапезой каждому отводилось определенное место: знатные люди рассаживались на богато убранные стулья с высокими спинками, а остальным доставались табуреты. Было принято использовать нож для разделки мяса, но остальную еду ели руками. После приема жирной пищи, гостям давали чаши для омовения рук.

Этикет в Древней Греции

Этикет Древней Греции считался предметом для подражания. Основной его чертой была доброжелательность.

Для жителя Греции внешнее не было отделено от внутреннего, что накладывало отпечаток на все его поведение. Нужно было быть спокойным, почитать свою семью, сдержанно общаться с друзьями и знакомыми. Женщинам не разрешалось покидать дом без сопровождения раба, за столом пользовались ложкой для некоторой пищи, с обеда нельзя было выгнать незваных гостей, а сам обед неизменно должен был заканчиваться беседой.

Этикет Средневековья

Хотя средневековый период и принято считать варварским временем, его этикет порой поражал чрезвычайным обилием предписаний. Неподчинением нормам было нарушением закона и могло обернуться не только позором, но даже смертью. А соблюдение этикета в некоторых сферах доходило до абсурда.

Особенно это заметно по Византии. В свое время государство оказало большое влияние на традиции дипломатии. Очевидцы описывали византийские приемы, как одни из самых пышных. Византийцы таким образом старались продемонстрировать иностранным гостям всю мощь своего государства.

Контроль за соблюдением этикета первоначально был церковной прерогативой. Там же была введена должность церемониймейстера, который занимался ведением церемоний в соответствие со всеми правилами.

Рыцарская культура внесла огромный вклад в развитие этикета. Поведение истинного рыцаря подчинялось множеству законов, которые затрагивали все сферы жизни: от обращения с дамой до поведения на турнирах. Получить такой статус было почетно, но накладывало обязательства по жесткому следованию христианским ритуалам. В бою рыцарь с уважением относился к противнику, в жизни был верен своему сеньору, в поклонении даме сердца постоянно демонстрировал самоотречение и контроль эмоций. При всем обилии моральных обязательств, нельзя было забывать о безупречном внешнем виде.

Страны Восходящего Солнца

В восточных странах не было понятия этикета, но были вековые традиции. Они охватывали все сферы жизни и соблюдались на протяжении длительного времени. Правила настолько строги и тяжелы в следовании, что многие европейские люди не в состоянии их понять и применить.

Свод норм описывает, каковы должны быть жесты и походка. Согласно Конфуцию, король должен идти небольшими шагами, скользя по земле.

Японский кодекс самураев Бусидо был написан в 13 веке. Хотя он и был написан для воинов, следование ему во времена создания и в дальнейшем стало признаком высокой морали. На этикет Японии повлиял не только общественный строй, но и религия страны. Издавна было принято проявлять почтение к старшим и представителям власти, стремление к тактичности в общении и искоренению панибратства.

Эпоха Ренессанса

Говоря об этикете эпохи Ренессанса, многие вспоминают придворный этикет Франции или строгость Англии, но первой заложила его основы Италия . Именно там начинается эпоха Возрождения. Люди начинают интересоваться красотой, искусством, литературой, что сказывается на общих правилах поведения.

Этика того времени возвеличивала человека. И придворные традиции демонстрировали это в полной мере. Например, во Франции во время трапезы короля, сидеть мог только он один. А герцог бургундский регулярно принимал прошения от подданных, но только из уст своих чиновников, стоявших на коленях. Каждый день придворных особ и все события шли по заранее определенному сценарию, в котором каждый выполнял свои роли даже в жестах.

Вынужденные постоянно терпеть многочасовые ритуалы, обожествлять короля и задумываться о статусе собеседника, придворные теряли собственный характер. Неудивительно, что со временем большую популярность набирают нормы английского поведения. Они проповедовали скромность, благочестивость, руководствуясь при этом здравым смыслом. Воспитанный мужчина того времени не позволял себе громкого смеха и долгих рассказов о себе. Он с уважением относился ко всем людям, включая слуг, держал в чистоте свой наряд и проявлял учтивость к женщинам.

История развития этикета в Российском государстве

Изменения, произошедшие в 18 веке, в основном коснулись только дворян и купцов. Не все из них радовались переменам. Но были и те, кто продвигал европейские манеры. Например, граф Шереметьев, являвшийся послом и знатоком заграничного этикета, старательно демонстрировал на практике новые обычаи.

Начиная с конца 18 века до войны 1812 года в поведении высших слоев населения преобладало французское влияние. Позднее усиливается интерес к английскому стилю. Мужчины стали разговаривать о серьезном и увлекаться политикой. Женщины должны были иметь естественный вид и уметь поддержать разговор.

Правила этикета 19 века включали обязательное занятие помимо развлечений. Деловитое поведение было признаком хорошего тона.

После прихода советской власти, правила поведения в обществе претерпели изменения. Новое руководство страны желало отбросить светские манеры, считая их усложняющими жизнь. Одеваться нужно было скромно, разговаривать без лишнего пафоса. А первые правила этикета за столом 20 века стали лишены придворных изяществ.

История речевого этикета

Речевой этикет — это свод норм в общении. Появился он вместе с развитием государственности и служил с целью разграничения социальных слоев общества. Определенный стиль в общении мог выдать в человеке купца или дворянина. Кроме того, он позволяет участникам беседы вести разговоры в мирном тоне.

Традиционно речевой этикет различался в зависимости от региона. В Древней Греции существовала традиция культурных бесед после званого ужина. В Римской империи хорошим тоном считалось не высказывать недовольства хозяину вечера. Примером служил сам Цезарь: во время пира, на котором подали испорченное блюдо, он попросил добавки, не высказав замечаний повару.

В поздней средневековый Европе речевой этикет стал предметом для обучения. Знание норм могло выгодно выделить человека хорошим воспитанием, в то время как незнание, наоборот, было показателем низкого социального статуса. Эпоха Возрождения стала благоприятным с точки зрения этикета временем для бедняков. Повсеместный интерес к гуманизму приучал людей любого статуса общаться на равных.

Речевой этикет 19 века подвергся буржуазному влиянию. Уйдя от придворных традиций, правила поведения не стали проще. При встрече дамы с мужчиной, здороваться первой могла только женщина. Обращаться к кому-либо нужно было исключительно по имени вместе с титулом. Женщинам нельзя было общаться наедине с мужчинами, много разговаривать. А все, кто имел привычку давать краткие ответы, слыли невеждами.

История делового этикета

Римская империя всегда встречала заграничных гостей шумными торжествами, а при прощании послам дарили подарки . Была даже учреждена отдельная должность по приему иностранных дипломатов. При этом, Рим опасался отправлять свою делегацию из одного человека, а если предстояло морское путешествие, дипломатов сопровождало несколько кораблей.

Дальше всех в развитии делового этикета ушел Восток. Еще в Древнем Китае был разработан свод правил, регулирующих отношения между императором, подданными и государственными служащими.

Во времена Средневековья деловым этикетом начинают руководствоваться не только послы. Короли, их придворные и ученые также стали использовать общение, построенное по канонам. Подданным запрещалось прикасаться к королеве и начинать разговор с королём, а каждый служитель королевской обители мог выполнять лишь свою определенную функцию.

С приходом Советского Союза были отменены все прежние формы делового общения. Новая власть хотела показать, что в обществе все равны, и старались установить простые взаимоотношения. На практике подчиненные стали дальше от начальников, которые общались свысока с нижестоящими по карьерной лестнице людьми.

С началом образования государств, обществу понадобилось регулировать взаимоотношения с помощью правил хорошего тона. Они коснулись сферы делового общения, поведения за столом, внешнего вида и речи. Законодателями этикетных норм в разное время были: Древняя Греция, Византия, Испания, Франция и Англия. Каноны приличия менялись, но их знание во все времена было показателем образованности. Этикет 21 века не стал исключением. И сегодня человек, обладающий хорошими манерами, все также считается приятным собеседником и желанным гостем.

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью данного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Содержание работы

1 История делового этикета
2 Современный деловой этикет
2.1 Принципы делового этикета
2.2 Деловой этикет в деловом общении
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

1 История делового этикета.doc

1 История делового этикета

2 Современный деловой этикет

2.1 Принципы делового этикета

2.2 Деловой этикет в деловом общении

Список используемых источников

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью данного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Деловое общение на различных этапах исторического развития регулируется существующими в том или ином обществе этическими нормами (в переводе с греческого языка этика означает обычай, нрав). В них выражены представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности. Этика имеет дело с принципами, которые определяют правильное или неправильное поведение. Сегодня этику понимают как учение о морали и нравственности.

В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает и в какой степени учитывает в общении, он может сделать его эффективным, достичь поставленных целей, или очень сильно затруднить это общение.

В деловом общении помимо соблюдения этических норм важное значение имеет деловой этикет.

Наиболее общее определение этикета таково: это установленный порядок поведения где-либо. Этикет, принимаемый как культура поведения, правила хорошего тона, социально одобряемые манеры, предписывает нормы поведения на работе, в гостях, на деловых встречах и т.д.

В практике деловых отношений есть масса стандартных ситуаций, для которых вырабатываются формы и правила поведения. Этот набор правил составляет этикет делового общения. Этикет – это в большей степени не внутренняя психологическая, а внешняя сторона делового общения. Деловой этикет обусловливает наиболее целесообразное поведение, способствующее успеху в деловых отношениях.

Деловой этикет- это установленный порядок, совокупность правил, регламентирующих внешние проявления человеческих отношений.

Деловой этикет включает в себя две группы правил:

1) нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);

2) наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.

1 История делового этикета

В древности международным эталоном считался греческий этикет. По свидетельству историка Полибия, первые римские послы в эллинистических государствах поражали мягких и деликатных греков грубостью, неумением сдерживать свои чувства. По правилам этикета посол не должен был прерывать речи того лица, с которым разговаривал. Он обязан был терпеливо выслушать все, что ему говорили. Когда один римский посол осмелился прервать речь царя Филиппа Македонского, царь сказал ему, что он его прощает, во-первых, по молодости, во-вторых, потому, что он очень красив, и, в-третьих, потому, что он римлянин.

Из античной истории к нам пришли и правила ведения бесед. Не было принято во время переговоров публично обвинять третьих лиц. В середине II в. на переговорах в Риме произошел такой случай. Посол Родоса, защищая свое положение, начал обвинять правительство всех других греческих городов в присутствии их послов и хвалить поведение правителей Родоса. Выступление посла вызвало негодование представителей остальных греческих городов.

Древние египтяне и другие народы Древнего Востока вели между собой устные и письменные переговоры, направляли и принимали послов, объявляли войны и заключали перемирие, размечали границы, обменивались пленными. Все эти международные действия совершались в соответствии с определенными обычаями, в торжественной обстановке и освящались, как правило, "божественными силами". Известно, что своды правил поведения создавались ещё в Древнем Египте около 2350 г. до н.э.

Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (Кун-цзы) (551- 479 г. до н.э.), основатель самого влиятельного из древнекитайских философско- религиозных течений - конфуцианства отводил этикету особую роль. Этикет, по мнению Конфуция, должен был формировать гармоничные отношения между людьми, регулировать поведение человека в разных жизненных ситуациях.

Как сложившаяся и детально разработанная нормативная система, этикет возник в эпоху средневековья, в среде феодалов. Рыцарское сословие выработало свой собственный кодекс чести, нравственные нормы, вело детально регламентированный правилами этикета образ жизни. В рыцарском сословии существовала чёткая иерархия, принадлежность к этому благородному сословию требовала особого внимания к всевозможным ритуалам, символам, атрибутам.

С развитием буржуазных отношений роль этикета набирала свои обороты. Мыслители-рационалисты рассматривали его как инструмент, признанный сдерживать бурные эмоции, проявления сильного возбуждения, нежелательного в обществе.

В древней Руси в начале XII в. было широко известно "Поучение к детям" князя Владимира Мономаха. В "Поучении" излагались нормы, в соответствии с которыми надлежало поступать детям князей и дружинников. В том числе беседу предписывалось вести следующим образом: "при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться, не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться…".

В начале XVIII в. стал усиленно внедряться западный этикет. На русскую почву переносились одежда, манеры и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием (особенно в столичных городах) постоянно и настойчиво, порой жестоко, следил сам царь Петр I. За их нарушения строго наказывали. В дальнейшем, в царствование Елизаветы и Екатерины II, отбирались те правила этикета, которые отвечали требованиям и особенностям национальной культуры России. Россия как евразийская страна во многом соединяла противоположности Европы и Азии. А этих противоположностей было много не только в XVIII в., но и сейчас.

Небольшой экскурс в историю делового этикета свидетельствует о том, что отношения между людьми, в которых проявляются взаимная доброжелательность, вежливость, стремление не обидеть другого человека, создать благоприятный микроклимат для разговора облегчают общение, создают хороший задел дальнейших деловых перспектив.

2 Современный деловой этикет

2.1 Принципы делового этикета

Деловой этикет - важная составляющая деловых отношений, базирующаяся на многовековой мудрости, определяющей представления о духовных ценностях (справедливости, честности, верности слову и ценностях материальных - организованности, высоком моральном уровне).

Манеры отражают внутреннюю культуру человека, его истинное отношение к морали, его понимание моральных требований, а также - осмелимся сказать - его интеллект.

Но, требования этикета, в том числе и делового, не носят абсолютного характера, они меняются с течением времени, под влиянием различных факторов. Можно сказать, что деловой этикет - это внешнее выражение внутренней моральности и культуры человека.

Деловой этикет базируется на следующих принципах:

1. Здравый смысл: нормы делового этикета не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что деловой этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели. Нормы этикета, нарушающие деловые взаимоотношения, устоявшиеся правила общения, здравым смыслом поддерживаемы быть не могут.

2. Свобода: имеется в виду то, что правила и нормы делового этикета, хотя и существуют и весьма ревностно исполняются, тем не менее не должны препятствовать свободному волеизъявлению каждого делового партнера, свободе выбора партнеров по бизнесу, свободе подбора методов и способов исполнения договоренностей между сторонами.

Свобода предполагает также терпимое отношение к проявлению национальных особенностей, культурных национальных традиций, лояльность к свободно проявляемой точке зрения, к различным деловым позициям. Однако такой принцип делового этикета, как свобода, ограничен:

• политическим режимом и др.

3. Этичность: весь комплекс норм, стандартов, требований,

рекомендаций, составляющий деловой этикет, самой своей сутью

и содержанием просто обязан быть этичным, моральным, т.е. деловой этикет целиком и полностью ориентирован на добро. Но как трактовать эту главную категорию морали, другими словами, что считать добром и что считать злом, в сфере бизнеса – вопрос сложный и неоднозначный. Все содержание данной области знаний, а также учебной дисциплины "Деловой этикет" имеет своей главной целью "окружить" бизнес множеством "этических фильтров", оставляющих аморальное поведение и поступки людей за рамками сферы деловых отношений.

4. Удобство: нормы делового этикета - не путы, не оковы, не кандалы на руках и ногах партнеров по бизнесу, они не должны сковывать деловых людей, мешая тем самым деловым отношениям и тормозя развитие экономики. Удобным для делового человека должно быть все - от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил проведения презентации и требований, предъявляемых к деловым переговорам, причем эти удобства должны быть обеспечены в равной степени для всех участников деловых отношений.

5. Целесообразность: суть этого принципа в том, что каждое предписание делового этикета должно служить определенным целям. Виды деловых отношений - презентация, деловая беседа, ведение переговоров и т.п. - имеют разнообразные цели, и каждый аспект делового этикета должен им соответствовать.

6. Экономичность: этика деловых отношений не должна обходиться слишком дорого; высокая "стоимость" моральности в

делах сама по себе не этична, поскольку представляет собой вычет либо из прибыли организации, либо из доходов отдельного сотрудника. Разумная стоимость - вот то соображение, которым следует руководствоваться протокольному отделу организации.

7. Консерватизм: этот принцип является само собой разумеющимся, так как корни делового этикета - в этикете государственном, имеющем многовековую историю, в этикете воинском, (столь же почтенного возраста), в светском (общегражданском) этикете, который хотя и не столь давно существует, однако его концепции завоевали прочное место в жизни общества и стали классическими. Консерватизм во внешнем облике делового человека, в его манерах, склонностях, приверженности к тем или иным традициям невольно вызывает ассоциации чего-то незыблемого, прочного, надежного; а надежный партнер в делах - предел желаний для каждого делового человека. Можно понять многих российских бизнесменов, поспешивших, как только Россия вошла в мировую систему рыночных отношений, принять внешний облик дореволюционных финансистов, банкиров, купцов - борода, усы, неспешные движения, старинные речевые обороты и т.п. Надежность, фундаментальность, стабильность - весьма привлекательные в деловом мире черты (и не только в деловом!), и они имеют содержательную связь с консерватизмом.

Читайте также: