Сообщение на тему испания глазами русских художников

Обновлено: 02.07.2024

Испанские художники создали немало уникальных шедевров мирового искусства и навсегда останутся в памяти благодарных потомков. Творчество 10 самых известных из них подробно изучают специалисты, а картинами великих испанских мастеров до сих пор восхищаются посетители лучших музеев мира.

10 самых известных испанских художников — это:

Самые известные испанские художники принадлежат к разным историческим эпохам, стилям и жанрам. Большинство из них добились признания еще при жизни не только у себя на родине, но и далеко за ее пределами.

Эль Греко

Величайший художник испанского Ренессанса был по происхождению греком, а его настоящее имя — Доменикос Теотокорулос. До переезда в Толедо на постоянное место жительство он около 10 лет провел в Италии, где имел прекрасную возможность познакомиться с творчеством античных и итальянских живописцев. Эль Греко считал цвет важнейшей составляющей изобразительного искусства, поэтому использовал в своем творчестве богатую палитру красок. Работы мастера также легко узнать по характерным удлиненным фигурам героев и манере письма широкими мазками. В картинах Эль Греко черпали вдохновение кубисты и экспрессионисты, а по мнению большинства современных ученых его творчество нельзя причислить ни к одной традиционной школе живописи.

Хосе де Рибера

Выдающийся караваджист эпохи Барокко родился недалеко от Валенсии, но в возрасте 22 лет навсегда покинул Испанию и поселился в Неаполе. Его работы отличаются великолепной реалистичностью героев, а также умелым использованием контраста света и тени. Несмотря на то, что Рибера значительную часть жизни прожил в Италии, большинство его состоятельных заказчиков были испанцами и специально приезжали на Апеннины, чтобы приобрести картины мастера. Глубоко натуралистичные произведения художника и сегодня потрясают зрителей мощнейшим драматизмом и силой человеческого духа.

Франсиско де Сурбаран

Диего Веласкес

Судьба Диего Веласкеса сложилась намного удачнее, чем у его близкого друга Сурбарана. Он большую часть жизни был самым успешным испанским живописцем и по праву считается величайшим мастером Золотого века испанского изобразительного искусства. Уже в 24 года Веласкес получил титул придворного художника короля, что вызвало зависть многочисленных коллег. Творческое наследие мастера включает картины бытового, исторического, мифологического и портретного жанров. Его работы высоко ценили современники, а через несколько столетий наследие живописца стало источником вдохновения для многих представителей романтизма и импрессионизма.

Бартоломе Эстебан Мурильо

Величайший представитель севильской школы живописи в основном писал картины на религиозную тематику, хотя в его наследии есть и очаровательные пейзажи, и работы бытового жанра. Будучи глубоко верующим человеком, Мурильо, в отличие от большинства своих коллег, вел аскетичный образ жизни и имел огромный авторитет в родной стране. Особое место в его творчестве занимает образ Девы Марии, которой посвящены десятки прекрасных работ.

Франсиско Гойя

Самый знаменитый представитель романтизма в истории мирового изобразительного искусства оставил огромное творческое наследие. В течение всей жизни он не только писал картины маслом, но и делал уникальные гравюры. При этом, в разные периоды жизни характер его работ сильно отличается. На начальном этапе творческого пути картины Гойи переполнены радостью созерцания счастливой жизни современников, в них доминируют светлые тона. Но после Великой Французской революции манера письма мастера кардинально изменилась. В тяжелое для Испании время партизанской войны и восстаний против господства французов Гойя создал знаменитые серии злободневных офортов, а также написал несколько знаменитых картин, посвященных освобождению своей страны от захватчиков.

Пабло Пикассо

10 самых известных испанских художников. Пабло Пикассо. Фотопортет художника, 1962

Имя этого художника хорошо известно даже очень далеким от искусства людям. Пикассо, без сомнения, был одним из величайших живописцев ХХ века, он до сих пор остается самым востребованным среди коллекционеров автором. За свою долгую жизнь мастер создал почти 20 000 работ и добился широкого признания во всем мире. Он не боялся экспериментировать с новыми техниками и материалами, смело создавал новые революционные стили в искусстве, проявил себя в скульптуре, графике и дизайне. Большую часть жизни Пикассо прожил во Франции, а в родной Испании его творчество долгое время было под запретом властей. Художник вел активную общественную жизнь, был пылким приверженцем коммунистических идей и искренним противником войны.

Жоан Миро

10 самых известных испанских художников. Жоан Миро. Фотопортрет художника, 1935

В творчестве Жоана Миро наряду с элементами абстрактного искусства также есть и сюрреалистические мотивы, а его наследие включает картины, скульптуры, монументальные произведения, эскизы, литографии и гравюры. В ранние годы Миро увлекся идеями экспрессионизма, фовизма и кубизма, но позже его пристрастия изменились. Многие живописные работы мастера внешне очень похожи на детские рисунки, а для создания скульптур он использовал самые разнообразные материалы: от керамики и бронзы до картона и железа. Фрески Миро украшают стены парижского офиса ЮНЕСКО и Гарвардского университета, а его картины продаются на арт-рынке за огромные деньги.

Сальвадор Дали

10 самых известных испанских художников. Сальвадор Дали, Фотопортрет художника, 1939

Экстравагантный Сальвадор Дали по праву считается самым знаменитым художником-сюрреалистом в мире. Будучи весьма неординарной творческой личностью, Дали всю жизнь поражал окружающих эпатажными поступками, легко увлекался новыми идеями и всегда находился в гуще событий. Помимо живописи, он прославился интересными графическими работами, скульптурами и фотографиями, успешно пробовал свои силы в качестве режиссера, дизайнера, сценариста и литератора. Образ Дали до сих пор вызывает жаркие дискуссии знатоков искусства и часто становится объектом воплощения в кинематографе.

Антони Тапиес

10 самых известных испанских художников. Антони Тапиес. Фотопортрет художника, 2002

Авангардист Тапиес был художником-самоучкой и не признавал авторитетов в искусстве. Он выработал собственный стиль творчества, в котором смешались мотивы абстракционизма и символизма. Несмотря на оригинальность взглядов, идеи Тапиеса зрители и критики часто принимали с восторгом, его персональные выставки пользовались большим успехом, а к концу жизни художник стал обладателем огромного количества наград и премий. Для создания скульптур и картин мастер нередко использовал весьма нетрадиционные материалы, в том числе солому, ткань и песок. Он также приобрел славу выдающегося теоретика искусств, а его книги в этой области переведены на десятки иностранных языков.

Помимо перечисленных выше мастеров изобразительного искусства Испания подарила миру множество других великих мастеров. К известным испанским художникам также относятся:

  • Хоакин Соролья (Joaquín Sorolla);
  • Мариано Фортуни (Mariano Fortuny); (Juan Gris);
  • Хуан Батиста Мартинес дель Мазо (Juan Bautista Martínez del Mazo);
  • Игнасио Сулаога (Ignacio Zuloaga);
  • Рамон Касас (Ramon Casas);
  • Хуан Фландес (Juán de Flandes);
  • Франсиско Рибальта (Francisco Ribalta);
  • Антонио Переда (Antonio Pereda);
  • Хуан Пантоха де ла Крус (Juan Pantoja de la Cruz);
  • Луис де Мора́лес (Luis de Morales);
  • Эмилио Сала Франсес (Emiliо Sala i Francés);
  • Хуан де Хуанес (Juan de Juanes);
  • Исидре Нонель (Isidro Nonell);
  • Франсиско Эррера (Francisco Herrera);
  • Висенте Лопес-и-Портанья (Vicente López y Portaña);
  • Хуан де Вальде́с Леа́ль (Juan de Valdés Leal);
  • Франсиско Прадилья (Francisco Pradilla);
  • Хуа́н Карре́ньо де Мира́нда (Juan Carreño de Miranda).

Выше перечисленные испанские художники не только прославили свою Родину, но и внесли огромный вклад в общемировое культурное наследие. Их работы всегда привлекают внимание зрителей на выставках и занимают почетное место в экспозициях музеев.

Окутанная таинственным романтическим ореолом Испания всегда была привлекательна для России. В русской литературе 19 века появились выразительные красочные описания путешествий по Испании, описания ее экзотической природы, национального колорита, традиций и быта испанцев. К тому же русские художники уже были знакомы с испанской живописью, и она их привлекала. С картинами великих испанцев, таких как Эль Греко, Диего Веласкес, Франциско Гойи русские мастера знакомились в Эрмитаже. А полюбив испанских художников, отправлялись в путешествие по Испании за вдохновением. Например, Айвазовский, Коровин, Головин, Кончаловский.

Испания произвела на художника сильнейшее впечатление. Позднее он признавался, что на протяжении всего путешествия его не покидала мысль, что эта страна очень напоминает ему Россию.

Поездка оказалось очень плодотворной. Коровин не только привез эскизы для постановок, но и написал свою самую известную картину, которую высоко оценили в Париже. Дольше всех художник задержался в Валенсии. Там он знакомился с местными девушками, которые научили его пить Мансанийю – испанская разновидность хереса.

Пока художник писал, испанские модели очень стеснялись. У одной из них Леоноры оказались дырявые башмаки. После сеанса художник хотел девушкам заплатить за работу, но они вспыхнули и отказались.

Тогда Коровин пошел с ними на рынок и купил своим моделям обувь и платки из китайского шелка. А на следующий день сеньориты провожали художника на вокзал и принесли ему в подарок веточку с мандаринами.


Первым писать полотна, посвященные Испании, стал Иван Айвазовский. Художник прибыл туда из Англии, попав по пути в Бискайском заливе в бурю настолько сильную, что многие считали его погибшим. Однако Айвазовский выжил. Он путешествовал по стране, посетил Мадрид, Севилью, Малагу, Гранаду, Кадис, делал эскизы и писал полотна.




Иван Айвазовский. Малага. 1854. Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского, Феодосия, Республика Крым

Два раза побывал в Испании художник Александр Головин. В полотнах и декорациях его работы часто появлялись мотивы Средиземноморья и образы знойных испанок.




Александр Головин. Испанка с папиросой. 1907–1908. Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина, Астрахань

В начале XX века с известными испанскими художниками русские живописцы знакомились в европейских филиалах испанской Академии изящных искусств и во время работы над Русскими сезонами в Париже.


Испанские мотивы в музыке




В 1845−1847 годах в путешествие по испанским городам отправился русский композитор Михаил Глинка. Он записывал народные испанские песни и выделял из мелодий мавританские мотивы — отголоски арабского завоевания Испании.


Испанское влияние на русскую архитектуру

Испанские архитекторы прибывали ко двору российских императоров с XVIII века. При Екатерине II на службу приняли дворянина Хосе де Рибаса. Адмирал де Рибас был занят на военной службе, а параллельно руководил перестройкой Хаджибейской крепости — она перешла Российской империи в результате Русско-турецкой войны 1787−1791 годов. В Хаджибее — позже ее переименовали в Одессу — появился порт и городские сооружения. Именем основателя назвали центральную улицу Одессы в 1811 году — Дерибасовскую.

Другой испанский деятель — Августин де Бетанкур — прибыл в Россию в 1808 году в связи с революцией в Испании. Инженер по образованию, Бетанкур перестроил Тульский оружейный завод, построил Пушечный литейный завод в Казани, гостиный двор в Нижнем Новгороде и московский Манеж, переоборудовал Императорскую Александровскую мануфактуру. Также он перестраивал петербургские набережные, возвел первый мост через Неву и учил инженерному и строительному делу русских архитекторов.

Фрагмент менины

Испания может похвастаться гениальными художниками. Но если бы их не было, никто бы не удивился.

Ведь эта страна почти всегда была консервативной. А где чрезмерная моральная косность и уж тем более инквизиция, там новаторы не выживают или просто не рождаются.

Поэтому я всегда поражалась, как эти художники умудрились предьявить миру свои новаторства!

Как Эль Греко обогнал своё время на 300 лет, работая в стиле экспрессионизма. А Веласкес на 200 лет раньше Мане и Моне начал творить в стиле импрессионизма!

Предлагаю пристальнее посмотреть на этих талантливых и гениальных испанцев.

Эль Греко автопортрет

Эль Греко. Портрет старика (предположительно автопортрет). 1600 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Греческий испанец или испанский грек Доминикос Теотокопулос почти в одиночку провернул испанское Возрождение. Если у итальянцев это была целая плеяда мастеров. То испанцы могут выдохнуть: ренессанс у них тоже был. Благодаря Эль Греко.

Создавая по большей мере религиозные картины, он смело разрушал предложенные каноны.

Вместо нескольких фигур – целая толпа. Вместо перспективы – непроницаемая стена из персонажей.

Вместо легко читаемых эмоций – сложные чувства. Взгляните хотя бы на непонимающий взгляд Святой Марии. Она как будто не осознала, что сейчас произойдет. Психологи бы это назвали защитной реакцией на сильнейший стресс.

Но Эль Греко этого мало. Через несколько лет он создал ещё более поразительное произведение. Не картина – а вселенная. От мельчайших вышивок-историй в одеянии святых. До четкого разделения мира на две половины: мирскую и небесную.

Погребение графа Оргаса

Эль Греко. Погребение графа Оргаса. 1588 г. Церковь Сан-Томе в Толедо

А ещё сразу мы замечаем вытянутые тела. Скорее, такое искажение форм Эль Греко подсмотрел у маньеристов. Хотя бы у того же Пармиджанино. Возможно, ещё наложился опыт создания византийских икон (ведь родом он был с греческого Крита).

Эль Греко Лаокоон

Эль Греко. Лаокоон. 1614 г. Национальная галерея Вашингтона

Художник интуитивно понимал, что через изменение формы его герои могут рассказать нам о своих чувствах и переживаниях. Ведь они лишены движения.

Заметили, что городской пейзаж на заднем фоне тоже очень необычный? Он скоре близок к Ван Гогу и Сезанну, нежели к эстетике Ренессанса.

Никто до Эль Греко в западной живописи так не искажал формы. И после него художники стремились к реалистичности пропорций. Поэтому-то и считали его 300 лет чудаком и неумехой.

Его забыли и не вспоминали. И только в конце 19 века до всех дошло, насколько он опередил своё время. Теперь вновь обретённый Эль Греко в истории искусства навсегда.

Веласкес Менины фрагмент с автопортретом

Диего Веласкес. Менины (фрагмент с автопортретом). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Новаторства Веласкеса поражают до глубины души. Мало того, что он жил в очень консервативном обществе, так он ещё был придворным художником!

Но не у Веласкеса. Каким-то чудом заказчики ему все прощали, видимо, интуитивно понимая, что благодаря этому художнику о них будут помнить и через 500 лет. И они не ошиблись.

Однако даже Веласкесу жестокая инквизиция не собиралась идти на уступки во всем. Писать обнаженную натуру считалось серьезным преступлением.

Все же Веласкесу удалось создать шедевр с прекрасным обнаженным телом даже в таких условиях.

Предположительно, это итальянская возлюбленная художника. Он предусмотрительно обезопасил ее, повернув к нам спиной. А лицо отразил в мутном зеркале.

Там же в Италии Веласкес написал легендарный портрет Папы Римского Инокентия X.

Веласкес Папа Иннокентий x

Диего Веласкес. Портрет Папы Иннокентия X. 1650 г. Галерея Дориа-Памфили, Рим

Веласкесу удалось очень точно передать жесткий и коварный характер Папы.

Казалось бы, 75-летний понтифик предстаёт нам в самом величественном виде. Но колючий волевой взгляд, сжатые губы и ядовитый красный цвет мантии, говорят об истинных ценностях этого человека.

Как же Веласкесу опять удалось добиться жизненности даже в парадном портрете?

Вернувшись из Италии, Веласкес продолжил выполнять обязанности придворного.

Но не подумайте, что Веласкес был несчастлив. Он сам стремился стать художником короля, так как был тщеславен. Поэтому он безропотно писал бесчисленные портреты аристократов, и даже не брезговал выносить за Его Высочеством ночной горшок.

Менины

Диего Веласкес. Менины. 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

В этой картине заложена очень необычная идея.

Веласкес решил показать нам, как выглядит его мир по другую сторону холста. Мы видим происходящее глазами тех, кто … позирует художнику.

Мы видим, как художник работает над портретом Короля и его супруги. А они стоят на нашем месте (или мы стоим на их месте) и смотрят на художника. И тут в мастерскую зашла принцесса, их дочь, со своей свитой навестить родителей.

Да, мастерство не знает границ… не боясь ни инквизиции, ни косной морали. Представляете, что Веласкес мог бы сотворить, если бы жил в более свободную эпоху! В Ренессанс, например.

Портрет Риберы

Джузеппе Макферсон. Портрет Хосе де Риберы. 1633-1656 гг. Королевская коллекция, Лондон

Здесь, в Италии он был поражён живописью Караваджо. И, конечно, не удержался, чтобы не поработать в технике тенебросо. Это когда главный герой находится в темноте и только тусклым светом из неё выхватывается.

Очень уж эта техника Караваджо подходила общему стилю Риберы. Он просто обожал остросюжетные библейские и мифологические истории. И именно тенебросо доводит эту остросюжетность до кульминации.

Его главные герои – это те, кто принимает страдания ради высокой цели. Как, например, Прометей.

Рибера прометей

Хосе де Рибера. Прометей. 1830 г. Частная коллекция

От натуралистичности Риберы оторопь берет. И дело не только в очень точной передаче реального тела. А ещё в том, как выглядят раны и как эмоционально на свои страдания реагирует герой.

Дело в том, что Рибера посещал тюрьмы и своими глазами наблюдал пытки осуждённых. Вот такой Дега 17 века. Только Дега ходил в театр за балеринами подсматривать. А этот испанец ходил по местам заключения и выискивал правдоподобие для своих мучеников.

Рибера святого Филиппа

Хосе де Рибера. Мученичество святого Филиппа. 1639 г. Музей Прадо, Мадрид

Мы видим святого за несколько секунд до того, как его вздёрнут на дыбу. Ещё нет самого страшного в физическом плане. Но есть возможность сопереживать из-за надвигающегося неизбежного конца и восхищаться смирением святого.

Рибера усиливает драматизм, изобразив мученика строго по диагонали. Его фигура, сухощавая и длинная, еле вмещается в картину. Как будто Гулливер (в духовном плане) попал в плен на растерзание к мелким, жалким людишкам.

Рибера прославился ещё тем, что рисовал людей с аномалиями. Хромоножки, карлики и женщины с бородой – тоже частые герои его картин.

Но не подумайте, что это было его болезненное стремление. Таковы были нравы при дворе. Аристократия любила держать у себя таких людей в качестве шутов и по сути рабов. А художники их рисовали опять же на потеху гостям.

Женщина в 37 лет пережила гормональный сбой, в результате у неё начала расти борода. Заказчик потребовал нарисовать ее с младенцем на руках. Хотя к тому моменту ей было уже за 50. Ее сыновья давно выросли, а грудь явно была не столь пышной. Но младенец и грудь делали эту ошибку природы более красноречивой.

Но в отличие от заказчиков, Рибера лишь сочувствовал таким людям. И глаза несчастной женщины выражают истинное отношение художника к ней.

Такая суровая и правдивая живопись не будет востребована несколько столетий. И вновь станет актуальной лишь в 19 веке: у французских реалистов Курбе и Домье, а также у русских передвижников .

Истории о том, как он оставил свою подпись на … куполе собора святого Петра в Риме, а ещё похитил и соблазнил монашку из монастыря – о многом говорят.

Образование он получил поверхностное и всю жизнь писал с ошибками. Но это не помешало ему стать величайшим художником. Он смог добиться почти невозможного.

Он написал обнаженную женщину, но не попался в лапы инквизиции. Впрочем, Веласкес проделал этот трюк первым.

Он умудрялся почти всю жизнь оставаться придворным художником. Но при этом активно высказывал гражданскую позицию в своих работах. А монархи как будто ничего и не замечали.

Он соблазнял одну красивую аристократку за другой, несмотря на плохое здоровье и глухоту.

Это один из самых смелых художников, чья кисть – как меч, а краски – дерзкие слова. Впрочем, в реальных дуэлях и словесных перепалках Гойя тоже участвовал не раз.

Взглянем же на его самые выдающиеся работы.

Впервые обнажённая натура предстала не как у Веласкеса, украдкой и исподтишка, а во всём своём бесстыдном великолепии. Никакой жеманности, а только чувственность и откровенный эротизм.

Сколько здесь иронии по отношению к монаршим особам! По центру автор изображает королеву Марию, явно намекая, что она, а не Карл правит страной.

Гой 3 мая

Франсиско Гойя. 3 мая 1808 года в Мадриде. 1814 г. Прадо, Мадрид

В миг перед залпом, каждый из обречённых мятежников выглядит по-своему: кто-то смиренно ждёт, кто-то молится, кто-то плачет.

Но один испанец в белой рубахе готов встретить смерть без страха. Художник поставил его на колени. И если представить, что он встанет, окажется просто великаном. А ружья французских солдат как будто направлены только на него.

Так Гойя впервые показал подвиг и отвагу простого человека. До него героями изображались далеко не простолюдины. Это совершенно новый взгляд на историческую живопись.

Несомненно, Гойя и сегодня поражает свой смелостью, эксцентричностью и гуманизмом. Это был мастер с особым мироощущением.

Он для нас художник особой силы, как духовный лидер. Который не будет льстить властьпредержащим, не будет игнорировать героизм простого человека, и не будет отворачиваться от красоты, даже если она считается греховной и низменной.

Ссылка на бесплатный курс

Пикассо считается самым знаменитым художником в мире. Правда большинство знает его, как кубиста. Хотя в стиле чистого кубизма он работал недолго. Он был и экспрессионистом, и сюрреалистом. Это был художник-хамелеон.

На самом деле не важно, в каком стиле он работал. Главная его особенность – это многочисленные эксперименты с формой. Он мял форму, вытягивал ее, сжимал, крошил и показывал со всех сторон.

Начал он с осторожных экспериментов, подражая Эль Греко. Именно у него он подглядел деформированные формы. И так же, как Эль Греко, вытягивал свои фигуры во время своего голубого периода. Как, например, на картине “Две сестры”,

Но он идёт дальше. И на этот раз его учителем становится Сезанн.

Сезанн искал в цвете, форме и перспективе возможности выразить суть вещи. Пикассо с помощью кубизма довел эту идею до конца.

С помощью разных углов зрения и элементов предмета он пытался запустить ассоциативный ряд у зрителя: показать суть вещи, а не ее изображение.

Все эти обрывки образа груши и вызывают у нас не только зрительное воспоминание о груше, но и о ее вкусе, и том, какая она на ощупь.

К таковым относятся портреты Марии-Терезы Вальтер.

Во время изматывающего и разрушающегося брака с Хохловой Пикассо случайно встретил юную Марию-Терезу.

Он всегда изображал ее красочной и волнистой, с элементами кубизма. Ведь её лицо показано одновременно с двух точек зрения: и в профиль, и анфас.

Тем самым он выворачивает наизнанку всю ее чувственность и нежность, крайнюю женственность. И это несмотря на то, что в ее фигуре было что-то мужеподобное. Но ведь формы для того, чтобы подчеркнуть суть, а не изобразить внешнюю оболочку модели.

Пять великих живописцев, пять испанцев являются одними из создателей современного искусства. Несмотря на то, что большинство из них жило 200-300 лет назад.

В их творчестве черпают вдохновение современные художники. Они дают импульс, который до сих пор подпитывает мировую культуру.

Нам остаётся быть благодарными, хранить их наследие и, конечно, восхищаться.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Если не гуглить , сколько испанских художников XIX века вы назовете? А испанских импрессионистов? Даже продвинутые любители искусства вспомнят разве что Хоакина Соролью. Гораздо проще обстоит дело с эпохами до и после — там и Веласкес, и Гойя, и Эль Греко с Сурбараном, а потом Пикассо и Дали. Музей русского импрессионизма берется заполнить этот временной пробел и открыть для зрителей имена испанских художников , которые на пересечении национальной традиции и современных художественных течений второй половины XIX века создали удивительные работы.

Импрессионизм и Испания, или что происходило в испанском искусстве после Гойи и до Пикассо

Не будет преувеличением сказать , что современное искусство , и импрессионизм в частности , во многом обязано своим рождением Испании. В результате сложных политических и военных передряг испанское искусство веков , суровое , могучее , колористически дерзкое и мистически настроенное , оказалось доступным французскому зрителю и показало Эдуару Мане выход из многовековой исчерпавшей себя академической традиции.

Мариано Фортуни-и-Карбо. Автопортрет

Мариано Фортуни

Фортуни прожил всего 36 лет , но был настоящей звездой , причем далеко за пределами родины. Оставшегося сиротой в 12 лет Мариано воспитывал дед-столяр. Это он научил внука лепить фигурки из воска и раскрашивать их. Мальчик так мастерски освоил это ремесло , что испанские меценаты обратили на него внимание и оплатили обучение в школе искусств. По окончании школы Фортуни тут же побеждает в конкурсе и получает стипендию на двухлетнее обучение в Риме.

Но самым главным впечатлением и творческим импульсом для Фортуни становятся поездки в Марокко. Тут все тоже сложилось неожиданно и само собой: разразилась испано-марокканская война , и власти Барселоны отправили художника в Марокко — наблюдать за сражениями и фиксировать военные победы Испании. Но помимо непосредственных задач военного художника Фортуни делает еще и мирные зарисовки местных жителей , архитектуры , пейзажей. Марокко его завораживает — и он вернется в эту страну еще не раз , уже не обремененный никакими государственными заказами.

Мариано Фортуни-и-Карбо. Портичи

Мариано Фортуни-и-Карбо. Обнаженный мальчик на пляже в Портичи

Мариано Фортуни-и-Карбо. Курильщик опиума

Мариано Фортуни-и-Карбо. Сесилия де Мадрасо

Мариано Фортуни-и-Карбо. Дети художника в японской гостиной

Мариано Фортуни умер неожиданно в 1874 году , как раз в том же году , когда в Париже прошла первая выставка импрессионистов. Но работы последних лет его жизни свидетельствуют о начале совсем нового этапа в творчестве: на многочисленных пейзажах из Гранады и Портичи разливается настоящий импрессионистский свет и ложатся настоящие импрессионистские цветные тени.

Очень скоро Париж станет точкой притяжения для молодых художников: сюда съезжаются итальянцы , англичане , американцы , даже японцы , чтобы узнать о новом искусстве , которое бросило вызов академической традиции. И конечно , в парижский артистический квартал Монмартр прибудет группа юных испанцев.

Игнасио Сулоага, Огюст Роден и Иван Щукин в путешествии по Испании в 1905 году

Игнасио Сулоага

Игнасио Сулоага. Карлик Грегорио

К 50 годам Сулоага стал признанным и успешным художником: смог купить старинный средневековый замок , чтобы навсегда поселиться в любимой области Испании — в Кастилии , стал президентом Музея современного искусства в Мадриде , одну из его выставок открывал сам король Альфонсо XIII.

Сантьяго Русиньоль

Русиньоль — один из представителей того поколения юных испанских художников , которые в 1880-х рванули в Париж в поисках вдохновения и бесценных знаний о новом , современном искусстве. Они селились на Монмартре — квартале Парижа , где жилье было дешевым , а жители полуголодными. Но именно здесь за столиками артистических кафе происходили самые яростные споры об искусстве , здесь Тулуз-Лотрек писал проституток и певцов с танцовщицами кабаре , Уистлер на палитре смешивал все новые оттенки белого , Дега приглашал к себе в мастерскую юных балерин и изматывал их многочасовыми сеансами позирования , влюбленный Ренуар без конца пишет Алин Шариго , будущую жену. Словом , на Монмартре случается все самое важное.

Сантьяго Русиньоль. Баркасы на Сене

Русиньоль родился в Барселоне и попробовал работать в юности на семейном текстильном производстве , но недолго. Уже в подростковом возрасте Сантьяго определился с двумя занятиями , которые приносят ему особое удовольствие: рисование и путешествия. Поэтому после скучных текстильных опытов он быстро отправился учиться в Акварельную школу Барселоны , а страсть к пешим путешествиям со временем переросла в серьезные занятия археологией.

Сантьяго Русиньоль. Сад в Аранхуэсе

Сантьяго Русиньоль. Сады Монфорте

Сантьяго Русиньоль. Кипарисовый фонтан

Сантьяго Русиньоль. Зелёная стена

Сантьяго Русиньоль. Старый фавн

Сантьяго Русиньоль. Старая лестница

Сантьяго Русиньоль , прошедший через увлечение импрессионизмом , тонализмом Уистлера , символизмом Пюви де Шаванна, изучение испанской живописной традиции , стал известен , когда преодолел все влияния и заговорил по-своему. Много лет Русиньоль будет писать сады , безлюдные , ухоженные , цветущие , совершенное сочетание красоты природы и человеческого усердия , постоянной кропотливой работы. Но самым знаменитым произведением художника станет его собственный дом. В испанском городке Ситжес Русиньоль купил рыбацкую хижину , а через время и дом по соседству — и превратил это место в открытый зал с личной коллекцией и место проведения шумных артистических фестивалей ( уже на первое мероприятие , организоанное Русиньолем , приехали 60 испанских художников). Сейчас дом Русиньоля и его коллекция кованых изделий , стекла и произведений искусства — музей Кау Феррат.

Сантьяго Русиньоль. Рамон Касас в Париже

Рамон Касас

Рамон Касас — юный гений , на редкость удачливый во всем. Рассмотрев в сыне страстное увлечение рисованием , родители ( очень состоятельные предприниматели , надо сказать) освободили его от занятий в школе , когда мальчику было всего 11 лет. В 15 он стал соавтором барселонского журнала об искусстве , и в том же году родители отпустили его в Париж учиться у модного живописца Каролюс-Дюрана и исправно поддерживали деньгами и верой в его призвание. Уже через 2 года его работы принимали в Салоне.

Рамон Касас становится самым известным в Барселоне художником-модернистом , он знаком с богемой города и пишет портреты каждого второго. Кроме того , он легко осваивает плакатное искусство и графический дизайн: производители алкогольных напитков, мебели, мыла, одежды , редакторы журналов , устроители фестивалей и боя быков , даже клиники по лечению сифилиса — все стремятся заказать рекламу у Касаса. При реконструкции отеля Fonda España художника приглашают покрыть росписями стены и потолок ресторана.

Рамон Касас Карбо. Барселонский яхт-клуб

Рамон Касас Карбо. Интерьер под открытым небом

Рамон Касас Карбо. Фонари, Монмартр

Рамон Касас Карбо. Сакре-Кёр, Монмартр

Дарио де Ригойос на пленэре, 1905. Фото: www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com

Дарио де Ригойос

Дарио де Ригойос вырос в Мадриде в семье архитектора , которого пригласили из Валенсии отстраивать и модернизировать столичные кварталы. Для студента Ригойоса , который успел отучиться 2 года в Мадридской школе живописи , скульптуры и гравюры , поворотным событием в карьере и в жизни стало путешествие в Брюссель. Оно затянулось надолго.

Дарио де Ригойос. Сети

Дарио де Ригойос. Месяц Богородицы в Брюсселе

Музей русского импрессионизма совместно с фондом культуры Aurea Cultura I Art осенью 2019 года презентовал выставку « Импрессионизм

Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. Читать дальше

Читайте также: