Сообщение на тему исламская литература

Обновлено: 05.05.2024

Немногие специалисты могут рассказать о культуре ислама кратко. Ведь она создавалась под многовековым влиянием религии, именно её устои и особенности лежат в основе наук, искусства, ремесел. В мусульманских странах слишком много запретов, которые отражаются на их мировоззрении. Но и строгие ограничения не мешают таким государствам развиваться в разных направлениях.

Культура ислама

Важность религии

Все принципы отражены в главной книге мусульман — Коране. Последователи религии верят в бессмертную душу и загробную жизнь. При этом они соблюдают пять предписанных правил:

Мусульманин совершает молитву

  1. Верить нужно только в Аллаха и его посланника Мухаммеда.
  2. Необходимо 5 раз в день совершать молитвы.
  3. Обязательно подавать в пользу бедных милостыню.
  4. В месяц Рамадан все должны соблюдать пост.
  5. Хотя бы раз в жизни мусульмане совершают паломничество в Мекку — хадж.

После смерти пророка Мухаммеда в 632 году религия раскололась на два течения — шиизм и суннизм. Но все мусульмане верят в единого бога, ангелов, священные книги, пророков и посланников, существование ада и рая. Позже появилось такое понятие, как предопределение. То есть считается, что всё происходящее в мире и жизни каждого человека обусловлено волей всевышнего.

Ислам значительно повлиял на культуру тех государств, в которых он распространён. Это отражается в особых религиозных традициях, архитектуре и науке, искусствах. Коран регулирует даже этичное поведение человека, социальные отношения, юридическую деятельность.

Развитие наук

Божественные откровения ислама побуждали древние цивилизации к изучению наук. Сначала люди пытались истолковать Коран, чтобы приобрести необходимые знания. На основе религиозного наследия и началось развитие:

  • математики;
  • астрономии;
  • химии;
  • истории и географии;
  • медицины.

Арабская система цифр

В древних мусульманских странах развивалась химия. Местные ученые часто работали с разными веществами, металлами, полезными ископаемыми и минералами. Они добывали и перерабатывали их.

Ислам дал начало и таким наукам, как физика и астрономия. Многие ученые написали особые работы, которые были переведены на европейские языки. Исследования мусульман позволили открыть некоторые звёзды, объяснили движение космических объектов. В исламских странах люди верили в астрологов и их предсказания.

Мусульмане работали над созданием трактатов по географии. Они составили атлас из 71 карты и написали первый в мире учебник. В 13 веке в исламских странах появился глобус. А некоторые географы путешествовали практически через весь земной шар. Хотя считается, что мыс Доброй Надежды открыл Васко да Гама, на самом деле на тех берегах задолго до этого события уже обитали мусульмане. Они плавали туда с торговыми целями и с намерением распространить свою веру.

Тесно взаимосвязаны мусульманская культура, религия и медицина. Врачеванием в тех странах занимались многие учёные. А Ар-Рази составил самую большую медицинскую энциклопедию. В её основу легли опыты и наблюдения из его врачебной практики, а также знания из священного Корана.

Искусство ислама

  • каллиграфия;
  • миниатюра;
  • керамика;
  • ковроткачество.

Ковроткачество в исламе

В исламе запрещено изображать человека, хотя на самом деле в Коране нет четких указаний по этому поводу. Но истинные правоверные считают, что некоторые предания и поступки пророка Мухаммеда не разрешают рисовать не только людей, но и любых других живых существ. Ислам осуждает изготовление идолов как объектов поклонения, защищает своих приверженцев от многобожия. А также запрещено изображать человека с четкими чертами лица, так художник может уподобить его самому Создателю. Из-за таких принципов Коран никогда не иллюстрируется, в мечетях также нет изображений святых. Но мусульмане часто используют миниатюры, рисуют уменьшенные человеческие фигуры.

В связи с подобными запретами хорошо развилась каллиграфия. Так называют умение писать разборчивым и четким почерком. Сначала мастера копировали священные тексты из Корана, но позже создавали собственные орнаментально-ритмические композиции. В некоторых случаях каллиграфия сочетает в себе буквы с растительными или геометрическими узорами.

Узорные кирпичные кладки

В исламе зародилась миниатюра, в основу которой легли традиции настенной живописи. Довольно быстро этот вид искусства распространился и в другие восточные страны, где редко соблюдают запрет на изображение живых существ. В Азербайджане, Иране и Турции развилась архитектурная керамика. Мастера создавали узорные кирпичные кладки, особым образом облицовывали здания, а также расписывали фаянсовые сосуды.

Мусульманские страны известны своими коврами. До сих пор в этих государствах продают изделия, сотканные вручную. Самыми дорогими считаются ковры из Персии, Турции и Азербайджана. Они довольно дорогие, зато благодаря высокому качеству могут прослужить не одно десятилетие.

Мусульманская литература

Уже появились авторы, которые создают философские романы. Первыми были Ибн ан-Нафис и Ибн Туфайль. Основы исламской литературы составляют книги разных мусульманских народов. Достойные произведения пишут арабы, иранцы, турки и азербайджанцы. А также ценится литература Индонезии, Пакистана, Сомали, Урду.

Некоторые книги были переведены на латинский и английский языки. Они послужили вдохновением для известных писателей: Даниэля Дефо, Данте Алигьери, Шекспира. На мировоззрение этих творцов повлияли мусульманские сюжеты.

Особенности архитектуры

В реферате об исламской культуре стоит рассказать также и об архитектуре. Изначально мастера строили только культовые сооружения — минареты, мавзолеи и мечети. Но позже появилась необходимость в создании библиотек, общественных бань, госпиталей, крытых рынков и цитаделей. Современные жители мусульманских городов привыкли использовать культурное наследие своих предков. Они ищут места, где уже есть старые здания, и преобразовывают их на современный манер. Даже древние цивилизации ислама во время завоевания городов не разрушали сооружения, а просто переделывали их.

При строительстве мусульмане пользуются критерием полезности. Архитекторы старались разрабатывать универсальные методы возведения зданий. Они применяли их как при строительстве дворцового павильона, так и для создания мощной цитадели. А мусульманские математики разработали специальные способы преобразования простейших геометрических фигур в сложные конструкции.

Архитектура стран Востока

Архитектура стран Востока отличается изысканными формами и богатой отделкой. Архитекторы сочетают полировку, мозаику, роспись и резьбу. Они предпочитают работать с мрамором, стеклом и деревом. Некоторые здания снаружи выглядят непритязательными, но за их стенами скрываются красивые внутренние дворы с мраморными фонтанами.

Практически во всех дворцах и богатых домах есть собственные сады или оранжереи. Выращиванию разных растений и цветов архитекторы уделяли особое внимание, так как флора очень ценится в мусульманских странах. Как в случае с изобразительным искусством, так и в зодчестве запрещено использовать изображение людей. Фрески и мозаики могут передавать разные природные явления или исторические события, но лица и тела человека на них не будет.

Мусульманская культура довольно оригинальная и самобытная. Она завораживает своим глубоким смыслом, эстетикой и красотой. Ее невозможно перепутать ни с одной другой мировой культурой.

o-o.jpg

Авторы: Сухейл Бушруй (Suheil Bushrui) и Джеймс М. Маларки (James M. Malarkey)

Пожалуй, ни одна другая литература настолько тесно не связана с историей своего народа, как арабская. Однообразие кочевой жизни, подъем ислама, арабские завоевания, имперская роскошь ранних Аббасидов, взаимодействие и взаимное обогащение с другими цивилизациями (в частности, в Испании), упадок и свержение Халифата, период культурного застоя, сопротивление и инспирации, вызванные колониальными завоеваниями, и в конечном итоге вновь просыпающееся самосознание, направленное на формирование ярких независимых государств в современном мире – все это подробно отражено в арабской литературе, все взлеты и падения которой соответствуют аналогичным периодам в судьбе самих арабов.

Мы можем провести здесь сравнение с таким же неполным сводом древнеанглийской литературы того же периода, на который пришелся и расцвет арабской культуры. При этом, как уже говорилось выше, в этот период времени Запад в культурном отношении уступал мусульманскому миру, поэтому утрата части литературного наследия не столь значительна. Нам пришлось бы сосредоточиться на XVI и XVII веках европейской литературы и наблюдать эффект отсутствия большинства работ, созданных в эпоху Возрождения, чтобы оценить, как непродуманный запрет будущих поколений может привести к выборке, более случайной, чем та, которую представил бы любой из составителей антологии.

Самое важное в истории арабской литературы то, что ее началом является Священный Коран, не смотря на доисламскую поэзию. Помимо некоторых граффити (которые вряд ли можно отнести к литературному творчеству), датируемых I веком н.э., у нас нет никаких доказательств существования каких-либо сочинений на арабском до времен пророка Мухаммеда. Широко была распространена безграмотность и те немногие, кто умел читать или писать, научились этому за пределами Аравии. Это не стало, однако, препятствием для хорошего знания поэзии среди кочующих бедуинов. Многие отдельные племена сохранили устную традицию благодаря чтецам, так называемым rawis, которые зарабатывали на жизнь своим исключительным умением запоминать и декламировать стихи.

У доисламских арабов слова сами по себе, похоже, имели некую древнюю и магическую силу; человек, который умелым упорядочением ярких образов в четкие, правильно детализированные фразы, мог играть на эмоциях своих слушателей, не просто восхвалялся как артист, но и почитался как защитник и гарант чести племени, а также мощное оружие против врагов.

Преобладающей, да и едва ли не единственной формой стихотворения была касыда, сложная форма поэмы, которая использовала рифму и целью которой было передать с помощью богатых образов ценный опыт племенной жизни. Такие касыды создавались в VIII и IX веках н.э.; ученые того времени понимали важность сохранения старинной поэзии как источника вдохновения развивающейся поэтической традиции, а также бесценный ресурс в разъяснении языка, на котором написан Священный Коран. Некоторые из сур, особенно ранние Мекканские, сформулированы наподобие доисламских касыд, а не с помощью стандартных форм возвышенного выражения на арабском языке.

Техническая сложность самых ранних из известных стихотворений настолько высока, что можно предположить, будто поэты сочиняли и читали свои стихи еще несколько веков до этого. Настолько отточенные форма и стиль не появляются в один момент из ниоткуда.

Поэзия VI века н.э. говорит с нами на арабском языке, который был в то время в обиходе во всей Аравии.

Первые суры Корана были записаны в 633 г. н.э. со всей тщательностью, чтобы гарантировать, что Божественное Слово будет воспроизведено подлинно и предельно точно. Многие из них – и особенно в последующих главах – должно быть, казались первым ученым весьма неясными и несущими мистический смысл. Даже сегодня большая часть сложной образности нуждается в подробных разъяснительных комментариях. Несколько ветвей арабской литературы вытекают из необходимости объяснения Корана, включая грамматику и лексикографию, а арабский язык стал священным языком ислама. Значение этого трудно оценить в преимущественно христианском западном мире, так как Библия читается практически только в современном переводе – наиболее популярный англоязычный перевод известен как Библия короля Якова.

Так, арабский стал широко распространенным языком, каким и остается по сей день (несмотря на прошедшие годы депрессии), его влияние тесно связано с новой религией в течение первых трех веков ислама.

Джебран Халиль Джебран

Я чужой в этом мире.

Я чужой, и в этой отчужденности – гложущая тоска и лютое одиночество, но она всегда будит во мне мысли о чудесной неведомой родине и наполняет мои сны видениями далекой земли, никогда прежде не открывавшейся моему взору.

Я чужой своему телу и всякий раз, когда гляжусь в зеркало, улавливаю в своем лице нечто такое, чего не чувствует моя душа, и читаю в глазах такое, чего не хранят тайники сердца.

Я чужой, и хотя странствовал по всему свету, не нашел отчего края и не встретил ни единого человека, кто бы узнал меня и внял мне.

Утром, пробудившись, я чувствую себя узником в темной пещере, со сводов которой свешиваются ехидны, а по углам ползают скорпионы. Когда я выхожу на свет, тень моего тела тянется следом, а впереди бредут неведомо куда тени моей души, ищущие нечто за пределами моего разумения, хватающие то, что мне вовсе не надобно. Воротившись вечером, я ложусь в постель, набитую страусовым пером и шипами терновника, и странные мысли завладевают мною; тревожные, радостные, мучительные и сладостные желания одно за другим охватывают меня. А в полночь, выступив из расселин пещеры, мне являются призраки ушедших времен и духи забытых наций, и мы жадно вглядываемся друг в друга. Я вопрошаю их, и они мне ответствуют с улыбкой. Когда же я порываюсь их удержать, они исчезают, как истаивает дым.

Я чужой в этом мире.

Я чужой, и нет на свете ни единого человека, кто знал хотя бы слово на языке моей души.

Я шагаю по пустынной степи и вижу ручьи, взбегающие, обгоняя друг друга, из глубины долины к горной вершине, вижу голые деревья – миг, и они одеваются зеленью, расцветают, плодоносят и сбрасывают листву, ветви их падают наземь и обращаются в пятнистых извивающихся змей. Вижу птиц, что взмывают в небо и стремглав летят вниз, поют и жалобно стенают, и вдруг, замерев, расправляют крылья и превращаются в нагих дев с распущенными волосами и стройными шеями.

Из-под насурьмленных страстью век они призывно смотрят на меня, их алые, как роза, источающие медовый аромат уста улыбаются, они протягивают белые нежные руки, благоухающие миррой и ладаном; потом очертания их становятся зыбкими и они исчезают, как туман, но еще долго слышны отзвуки их насмешек надо мной.

Я чужой в этом мире.

Я поэт, я воспеваю стихами то, что жизнь пишет прозой, и пишу прозой то, что она слагает стихами. Потому-то я чужой и буду чужим до той поры, пока судьба не взыщет меня и не перенесет на родину.

Я восхожу во имя злака,
когда наш хлеб становится как ад,
когда усопшие листы из древних книг
вновь превращаются в обитель страха.
.
Цвет революций - радуга тугая -
под пеплом мира будит ото сна
закованное льдом озерным Время
и льет его в иные времена,
всходящие из теста поколений,
крепчающих, как детские колени,
день ото дня,
из года в год,
из века в век
передает
все доброе, чем славен человек.

пер. И. Ермакова (Оракулом, львом, орлом. Стихи поэтов Сирии. // Радуга. Киев. 1990. № 2)

Литература исламских стран Подготовила ученица 10 класса Колотухина Софья

№ слайда 1

Литература исламских стран Подготовила ученица 10 класса Колотухина Софья

Исламская литература включает в себя произведения не только на арабском, но и на

№ слайда 2

Исламская литература включает в себя произведения не только на арабском, но и на персидском, турецком и других языках, носители которых являются исконно мусульманскими народами.

Востоковеды считают, что расцвет арабской поэзии и литературы приходится на VIII

№ слайда 3

Востоковеды считают, что расцвет арабской поэзии и литературы приходится на VIII--IX вв.: в этот период быстро развивающийся арабский мир стоял во главе мировой цивилизации.

Религиозная литература Началом исламской литературы является Коран. Коран, как «

№ слайда 4

Помимо Корана в перечень исламской религиозной литературы входят многочисленные

№ слайда 5

Помимо Корана в перечень исламской религиозной литературы входят многочисленные сборники хадисов — преданий о жизни пророка Мухаммада.

Художественная литература Наиболее известным произведением исламской художествен

№ слайда 6

Также стали знаменитыми сказки про Али бабу, Аладдина, Синбада-морехода и др. Ге

№ слайда 8

Также стали знаменитыми сказки про Али бабу, Аладдина, Синбада-морехода и др. Героями сказок были также принцессы, султаны, купцы, горожане. Излюбленным персонажем средневековой арабской литературы был - дерзкий и осторожный, лукавый и простодушный, хранитель чистой арабской речи.

Когда уходите на пять минут Не забывайте оставлять тепло в ладонях В ладонях тех

№ слайда 10

Когда уходите на пять минут Не забывайте оставлять тепло в ладонях В ладонях тех, которые вас ждут, В ладонях тех, которые вас помнят. Не забывайте заглянуть в глаза, С улыбкой робкой и покорною надеждой. Они в пути заменят образа Святых, даже неведомых вам прежде. Когда уходите на пять минут Не закрывайте за собою двери- Оставьте это тем, которые поймут, Которые сумеют в вас поверить. Когда уходите на пять минут, Не опоздайте вовремя вернуться, Чтобы ладони тех, которые вас ждут, За это время не успели разомкнуться. Омар Хайям

Ссылки: https://ru.wikipedia.org/wiki/Исламская_литература С сайта http://www.in

№ слайда 11



Самая молодая религия на Земле – ислам. Культура народов, исповедующих её, держится на вере в единого Бога Аллаха и уважении к памяти прошлых поколений. Суть исламской религии – в сохранении лучшего из культурного наследия предков и в постоянном ориентире на заветы Магомета, содержащиеся в Коране.

ислам культура

Ислам помогает сохранять национальные традиции и культуру

Культура стран ислама гармонично отображает национальные особенности этносов, исповедующих веру в Аллаха. Это ярко прослеживается в произведениях литературы и искусства представителей народов, принявших ислам. Все достижения культуры ислама так или иначе связаны с религией. Не существует ни одного выдающегося произведения зодчества или литературы, в котором бы не прославлялся Аллах и его пророк Магомет.

Современная исламская цивилизация не отказывается от своей истории и не пытается её переписать, представив прошлое в более выгодном свете. В этом феномен данной религии. Традиции ислама с течением времени почти не изменились. Как это можно объяснить? В нашем мире кризисы, затрагивающие и разрушающие самые разные социально- и экономически-значимые области, происходят почти каждый год, а поколения людей меняются каждые три года, если не чаще. Связь с корнями утрачивается, обычаи забываются и отмирают. Чтобы понять, как сохраняют свою индивидуальность народы ислама, нужно ближе познакомиться с их культурным наследием, включающим в себя литературу, архитектуру и национальные традиции.

исламский мир

Истоки исламской культуры

Ислам на шестьсот с небольшим лет моложе христианства. В 610 году мужчина по имени Магомет оказался свидетелем чуда. Ему явился архангел Джабраил (Гавриил) и открыл свиток с первой сурой. Это событие входит в главные исламские праздники и называется Ночью предопределения. Верховный ангел посещал пророка в течение последующих двадцати двух лет. Не умевший читать и писать Магомет чудесным образом сам читал божественные тексты, запоминал, а затем пересказывал услышанное своим друзьям, а те записывали. Ангел повторил Магомету все те божественные послания, что содержит Библия, то есть Адамов Завет, свитки Авраама, Тору, Псалтирь и Евангелие, а также поведал Новое Послание. Он сказал, что это последнее Божественное Откровение - больше Господь не будет присылать людям своих пророков. Теперь каждый умрёт, как уснёт, затем воскреснет, как проснётся, после чего сразу попадёт на Суд Божий, где будет решён его исход – вечный рай или вечный ад.

Для того чтобы принять ислам, достаточно объявить себя верящим в единого Бога, а также в то, что Магомет является последним пророком. До него были Муса (Моисей), Иса (Христос) и другие, чьи имена сохранены в Писании. Отрицать божественную сущность Магомета – всё равно, что отрицать её у Христа и у ветхозаветных пророков.

Интересно, что служители христианской церкви продолжают ждать второго пришествия Иисуса и отрицают божественную сущность Магомета. В связи с этим вспоминаются размышления Ф. М. Достоевского, где он пишет о печальной участи Христа, когда Тот снова вернётся к людям. Ислам воспринимает Ису истинным пророком и считает, что его учение было во многом искажено и использовалось представителями Христовой Церкви не на благо людей, а для совершения многих богопротивных актов. В этом есть доля истины - христианское Евангелие многократно переписывалось, переводилось на разные языки, а те, в свою очередь, постоянно трансформировались. В результате от современного текста трудно ожидать первоначальной достоверности. Если есть желание узнать более полную правду о пути Христа, то самое правильное – это выучить арабский язык и прочитать Коран.

Справедливости ради следует заметить, что и в мусульманстве не всё абсолютно гладко. Исламский мир, к сожалению, тоже не идеален. Разобщение между мусульманами подобно разобщению между представителями любой мировой религии. Самые основные течения ислама – это сунниты, шииты и хариджиты. Несогласие между ними проявилось еще на заре ислама и выразилось в следующем: первые, сунниты, безоговорочно приняли текст Откровений, записанный другом Магомета Зейдом ибн-Сабитом (этот текст считается каноническим); вторые, шииты, утверждали, что халиф Осман изъял из канонической версии часть текста; третьи, хариджиты, считали, что 12 суру следует удалить, так как она представляет собой слишком фривольное описание того, как жена египетского вельможи Потифара соблазняет Иосифа.

исламская цивилизация

Главная книга мусульман

Многочисленные детальные исследования Корана подтвердили истинность этой книги как Откровения от Бога, или, как его называют мусульмане, Аллаха.

Интересно, что некоторые сведения о современном человеке и обществе, приведённые в Коране, долгое время не были понятны читающим. Их смысл стал ясен лишь с течением времени. В Коране были предвосхищены некоторые научные открытия, которые совершились в последние сто лет. Исследователи утверждают, что информация, содержащаяся в этой книге, многократно превосходила тот уровень знаний, который был в годы его написания.

Вся исламская литература привязана к Корану и полна упоминаний о священных текстах. Мы, европейцы-христиане, воспринимаем ханжой или лицемером человека, упоминающего в беседе Евангелие, а историю писателя, напоминающую евангельскую притчу, считаем плагиатом. Не случайно Иисус сказал, что Его учение будет искажено и принесёт людям разобщённость и вражду, Его Именем будут творить зло, а церковь христианская будет основана тем апостолом, который ещё при жизни Спасителя трижды предаст Его. Ислам – религия, объединяющая людей, а Коран является основным законом в такой богатой и благополучной стране, как Саудовская Аравия, во всех эмиратах Персидского залива, а также в Ливии, Пакистане, Иране, Ираке, Судане и др. Нравственные нормы, записанные в нем и освящённые Аллахом, по справедливости, мудрости и силе воздействия на людей гораздо сильнее, чем нормы светских конституций. К такому выводу пришли юристы, имеющие возможность сравнить эффективность действия законодательства исламских государств с ситуацией, имеющей место в прочих странах.

народы ислама

Ночь предопределения. Ураза-байрам

Все исламские праздники имеют отношение к религии. Ночь предопределения является самым главным событием в истории мусульман, когда архангел Джабраил открыл Магомету первый свиток. Отмечается это событие в 27 ночь рамадана. Далее в течение десяти дней мусульмане наиболее ревностно молятся, прося Аллаха об отпущении грехов. Пост, называемый рамаданом, заканчивается большим праздником – Ураза-байрамом, когда верующие поздравляют друг друга и щедро раздают подарки и деньги нуждающимся. Проходит рамадан в летние месяцы.

Жертвоприношение. Курбан-байрам

Второй важный для мусульман праздник связан с жертвоприношением Ибрагима. Его отмечают спустя 70 дней после Уразы-байрама. В этот день мусульмане радуются, что Ибрагим продемонстрировал Аллаху силу своей веры и полную покорность Его воле. Аллах принял его смирение и отменил человеческие жертвоприношения, а также благословил на рождение сына. Эта история есть и в Ветхом Завете, что подтверждает связь между действующими на территории России двумя основными мировыми религиями, коими являются христианство и ислам. Культура двух конфессий чем-то схожа, в частности это заметно в отношении носителей веры к культурным и этическим ценностям, а также к социально-политическим процессам, происходящим внутри страны и за её пределами.

достижения культуры ислама

Арабский язык – музыка, записанная вязью

В отличие от христианской Библии, Коран представляет собой фолиант, текст которого не изменяется с самого первого написания. Арабский язык можно и даже нужно изучать по Священному Писанию. Это делают во всём мире. Таков ислам - религия и культура в нём неотделимы друг от друга. Прекрасный, тягучий, горловой и очень музыкальный язык словно самой природой создан для чтения молитв. Он не искажается американизмами или иными новоязами. Тонкая и изящная вязь арабских букв, больше напоминающих замысловатый орнамент – прекрасное украшение для предметов интерьера. Изображение букв на письме – настоящее живое искусство каллиграфии, которым по праву может гордиться ислам. Культура европейских стран с каждым годом становится всё более и более универсальной, чтобы не сказать примитивной – в средних общеобразовательных школах давно отменены часы на постановку почерка, черчение и рисование также отвергнуты как неактуальные. И это в то время, когда в арабских странах все слои населения учат родной язык по Корану. Постигая родной алфавит, они запоминают и законы своей страны, которые являются общими для всех. Дифференцированный подход распространяется лишь на сумму обязательных денежных пожертвований – бедные полностью освобождены от них, а богатые платят по мере увеличения дохода. Мы это называем прогрессивным налогообложением и мечтаем, что когда-нибудь такая система заработает и в нашей стране.

В арабском алфавите 28 букв и по четыре варианта написания каждой, кроме того, отдельными знаками обозначаются огласовки. Необыкновенно красиво выглядят лигатуры, обозначающие отдельные слова или сочетания букв. Их используют в качестве декоративного оформления различных предметов.

Говорят, что исламская цивилизация рано или поздно потеснит христианскую. На это трудно что-либо возразить.

особенности культуры ислама

Уникальные отличия исламской культуры

Некоторые особенности культуры ислама кажутся странными и не вполне рациональными, однако следует помнить: трудное для понимания – не значит плохое. Это касается взаимоотношений между людьми, традиций брака, способов выражения чувств и т. д. В Коране сказано, что все люди равны, как зубцы гребня, и нет разницы между арабом и неарабом, белым или чёрным. Все – мужчины и женщины, народы и племена – должны стремиться понять друг друга и стараться делать друг другу добро.

Исламская культура по праву может гордиться великолепными памятниками архитектуры. Это мечети, мавзолеи, дворцы, крепости, бани и пр. Их отличительная особенность – витиеватые и тонкие узоры из каллиграфических надписей, листьев и цветов. Все здания поддерживаются в идеальной чистоте. Свой язык, культуру, национальность, нематериальные блага, а также недвижимость мусульмане воспринимают как ценности, переданные людям на хранение самим Аллахом. Это называется аманат. И это объясняет, почему так восхваляет материальный комфорт и чистоту ислам. Культура этой религии отдаёт должное красоте, созданной руками человека во славу Аллаха и по его благословению.

Мечеть – главное здание исповедующих ислам. Здесь верующие поклоняются Аллаху. В мечетях проходят общие молитвы, читаются проповеди, здесь же собираются правоверные для решения важных вопросов. При мечетях всегда есть школы, где желающих обучают арабскому языку.

культура стран ислама

Легендарная история любви

исламские праздники

Тадж-Махал

Тадж-Махал строился двадцать лет. Дворец великолепен. Белый днём, на восходе и закате солнца он становится розовым, а в лунную ночь кажется отлитым из серебра. Холодный блеск металла отражается в водах бассейна и фонтанов. При отсутствии электрического освещения он вызывает ощущение самостоятельного источника сияния, которое рождается из гладких стен здания. Таковы свойства редкого сорта мрамора, привозившегося из Раджастхана, расположенного в трёх ста километрах от стройки.

Мавзолей включает в себя несколько элементов – усыпальницу с гробницами хана и его жены, две мечети и парковый комплекс с мраморным бассейном.

Тадж-Махала являет собой смешение индийского, персидского и арабского архитектурных стилей. Он выполнен с абсолютной симметрией. Талантливые архитекторы спланировали его таким образом, что при рассматривании дворца с разных ракурсов возникают интересные оптические эффекты.

Ислам запрещает изображать животных и людей. Тонкие и ажурные узоры, покрывающие мраморные плиты, представляют собой рисунки цветов и листьев, а также выдержки из Корана.

Для внутренней и внешней отделки стен и декоративных элементов использовались полудрагоценные и драгоценные камни – сердолик, малахит, бирюза, жадеит, агат и другие. По некоторым оценкам, всего 28 типов.

Над дворцом трудилось более двадцати тысяч мастеров со всех концов империи Великих Моголов. Легенда гласит, что архитектору по окончании работ отрубили руки, дабы он не создал ничего более совершенного. Правда это или нет, сказать трудно. Если вдуматься, то строительство Тадж-Махала сопровождалось настолько большими материальными затратами, и это на фоне голода, который почти каждый год уносил жизни миллионов индийцев, то рассуждать о том, мог совершить жестокий поступок хан или нет, не имеет смысла. Чего стоит одна лишь история о том, что он умертвил всех родственников, стоявших на его пути к верховной власти. Правда, в старости он и сам был смещён с трона. Один из его сыновей повторил путь отца, убив всех братьев и заключив под арест самого хана Джахана.

Тадж-Махал очень похож на усыпальницу прадеда хана Джахана – падишаха Хумаюна, которую к 1570 году построила вдова падишаха.

В настоящее время Тадж-Махал считается одним из чудес света и находится под охраной ЮНЕСКО, однако время и неблагоприятные изменения климатических условий поставили дворцовый комплекс под угрозу разрушения. Мрамор теряет белизну, фундамент проседает – появляются трещины.

исламская культура

Интеграция исламской культуры в немусульманские страны

К настоящему времени исламский мир охватил все континенты Земли. Это подтверждает справедливость Писания, где говорится, что Магомет пришёл на Землю, дабы спасти всех людей без разделения на национальности и вероисповедание, в то время как Моисей – только для евреев, а Христос – для язычников. На сегодняшний день мусульманами считает себя четверть населения планеты, и их количество растёт. В Европе процесс происходит за счёт миграции жителей из стран Южной Азии. С такой же скоростью, если не быстрее, исламская культура покоряет США, однако не за счёт переселения – всё больше местных жителей приходят в мечети и просят благословения муфтиев, желая добровольно приобщиться к разумной и справедливой вере. Современный ислам – это религия мира и добра. Печально, что некоторые ее представители вольно или невольно бросают тень на религию и людей, исповедующих её. Это несправедливо. За отдельные ситуации, в которых участвовала небольшая группа людей, не должны отвечать все мусульмане. Это то же самое, что винить современных христиан за крестовые походы и кровавую инквизицию, имевшие место в Средние века, когда ислам, к слову сказать, только зарождался.

Арабская литература

Арабы оставили глубокий след в мировой культуре. Они явились основоположниками крупнейшей мировой религии — ислама, а также прославились своими завоевательными походами, подчинив власти халифов Ближний Восток, большую часть Африки и часть Южной Европы. Большое влияние арабы оказали и на развитие искусства, в частности, архитектуры и литературы.

К сожалению, сохранилось крайне мало памятников доисламского периода, однако точно известно, что литература у бедуинов существовала еще до рождения Мухаммеда. Арабские племена сумели сформировать довольно богатый и разнообразный язык. Большинство произведений раннеарабской прозы восхваляли племенной быт. Много было произведений, посвященных теме любви, героизму, а также жизни в пустыне, которая рисовалась как нечто одновременно безжалостное и прекрасное.

Читайте также: