Сообщение на тему химия на службе железнодорожного транспорта
Обновлено: 01.05.2024
Для чего нужна химия в профессии железнодорожника (машиниста электропоезда)?
Знание химии подразумевает знание свойств различных веществ, которые используются в поездах. Знание полимеров необходимо для понимания их электрозащитных свойств, горючести в электродуге или при пожаре, накопление и увод статического электричества разными материалами. Свойства металлов необходимы для понимания химической и электрохимической коррозии, условий спаиваимости металлов, защитных свойств покрытий.
Знание физико-химических свойств перевозимых веществ (кислот, топлив, реагентов и др.) может спасти жизнь машинисту или другим людям в экстремальной ситуации, а также заранее предупредить такие ситуации (например, полезно знание вагоны с какими веществами нельзя катать с горки и что нельзя открывать цистерну с белым фосфором без инертной атмосферы).
Деятельность в сфере транспорта подразумевает элементарные знания в любых сферах, связанных с организацией систем коммуникаций. В том числе и понимание поведения материала в разных условиях, для определения оптимальных условий эксплуатации средств технического оснащения в том числе. Особенно это актуально для машиниста электропоезда.
Наверное химия нужна для того, чтобы машинист мог что-нибудь нахимичить в своей профессии.
Например чтобы он мог взять какого-либо пассажира к себе в поезд или в кабину машиниста и при этом неплохо заработать.
Либо чтобы машинист дал управление своему помощнику, а сам лёг поспать во время поездки.
Чтобы отличать цистерну с метиловым спиртом от этилового, не совать руки в слабую плавиковую кислоту, знать причины "оловянной чумы" и тому подобное. Чтоб не было несчастных случаев от незнания элементарных вещей.
2CH3COOH+Zn= (CH3COO)2Zn+H2 (реакция идет медленно, ее проводят при нагревании)
6CH3COOH + Al2O3 = 2(CH3COO)3Al+3H2O, однако ацетат алюминия (CH3COO)3Al – соль образованная слабой кислотой и слабым основанием, а значит, сразу же после образования подвергнется гидролизу по катиону и аниону:
То же самое можно сказать про ацетат цинка образующийся в реакции, написанной выше, и про ацетат аммония, образующийся в реакции уксусной кислоты с гидроксидом аммония:
CH3COOH+ NH4OH= CH3COONH4 + H2O (ацетат аммония образован слабой кислотой и слабым основанием)
CH3COONH4 + H2O = NH4OH + CH3COOH (обратная реакция – гидролиз)
С оксидом фосфора уксусная кислота непосредственно не реагирует, однако в его присутствии протекает реакция:
2CH3COOH= CH3-CO-O-OC-CH3 + H2O (т.к. P2O5 очень гигроскопичен, его используют в качестве водоотнимающего средства)
Таблица 1
Значение изучаемых тем по органической химии в железнодорожном хозяйстве
Название темы
Применение в железнодорожном хозяйстве
Алканы – продукты фракционной перегонки нефти (бензины, керосины, соляровые масла, мазут), удаляют жировые пленки большой толщины, применяют в качестве горючего в двигателях внутреннего сгорания в подвижном составе железнодорожного транспорта.
Жидкие смазки (трансформаторное (машинное) масло + парафин, мыло) предохраняют металлические изделия при хранении в закрытых помещениях и на открытых площадках, используются для смазки трущихся узлов тепловозных двигателей.
Галогенпроизводные углеводороды используют в качестве хладагента в рефрижераторных вагонах.
Циклоалканы широко распространены в природе: входят в состав нефти, смазочных масел и др., применяемых на железнодорожном транспорте.
Алкены и их производные используют для производства пластмасс, химических волокон, каучукоподобных материалов, растворителей; как диэлектрики для деталей высокочастотной электронной радиоаппаратуры, конденсаторов, катушек, изоляции, проводов и кабелей; применяют для производства резинотехнических изделий.
Алкины и их производные применяют для производства изоляции защитных оболочек кабельных изделий и проводов, внутренней отделки пассажирских вагонов и вагонов электропоездов, обивки сидений и спинок диванов железнодорожных вагонов.
Продолжение таблицы 1
№, п/п
Название темы
Применение в железнодорожном хозяйстве
Арены и их производные нашли свое применение на предприятиях железнодорожного транспорта в оптических приборах; в качестве исходных веществ для получения изоляционного материала для высокочастотных кабелей; как растворители пентафталевых эмалей, идущие для окраски пассажирских вагонов и локомотивов, тяговых двигателей и других электрических машин.
Галогенпроизводные углеводороды применяют как растворители для жиров и масел.
Нефть, переработанная в различные виды топлива, масла, а также газ имеет широкое применение на железной дороге. В зависимости от области применения топливо бывает: карбюраторное, дизельное, топочное.
Карбюраторное топливо используют в качестве топлива для автомобилей, автобусов, перевозящих грузы и рабочих железнодорожного транспорта.
Дизельное топливо, используют для дизельных двигателей, которые установлены на тепловозах и ремонтно-путевой технике
Топочное топливо (мазуты) применяют на промывочно-пропарочных станциях для отопления разовых котлов и печей.
Наибольшее применение из смазочных масел, используемых на железнодорожном транспорте, получили жидкие масла и пластические смазки.
Кислородсодержащие органические соединения
В больших количествах одноатомные спирты используют для получения синтетического каучука, моющих средств, пластификаторов пластических масс, лакокрасочных материалов находящих свое применение в железнодорожном хозяйстве (краска для покрытия пассажирских и грузовых вагонов; пластификаторы, применяемые в свето-, термо-, морозо-, влагостойких деталях подвижного состава и т.д.).
Водные растворы многоатомных спиртов – антифризы в радиаторах систем охлаждений двигателей внутреннего сгорания; гидравлических, тормозных и закалочных жидкостей в подвижном составе железнодорожного транспорта.
Гомологи фенола (крезолы) используют для пропитки деревянных шпал и частей деревянных мостов, предохраняющих их от гниения.
Пластмассы на основе фенолформальдегидных смол применяют для изготовления электро- и радиотехнических приборов, электроизоляторов, для изготовления трущихся деталей дисков сцепления и тормозных колодок на железнодорожном транспорте.
Ацетон широко применяют как растворитель и исходный продукт для получения эфиров метакриловой кислоты. Кроме этого ацетон входит в состав пентафталевых эмалей, используемых для окраски пассажирских вагонов и локомотивов и в состав электроизоляционных лаков, применяемых при ремонте тяговых двигателей и других
Продолжение таблицы 1
№, п/п
Название темы
Применение в железнодорожном хозяйстве
электрических машин; в состав шпатлевок и грунтовок.
Производные карбоновых кислот применяют для изоляции проводов электрических машин, используемых на железнодорожных предприятиях (формвар); для очистки металлов от ржавчины и накипи, в том числе, и в котлах локомотивов (щавелевая кислота); как органическое стекло светотехнических изделиях подвижного состава (полиметилметакрилат).
Акриловую кислоту применяют предприятия железнодорожного транспорта в составе ионообменных смол для очищения воды в системах охлаждения двигателей от ионов кальция и магния, которые придают ей жесткость.
Мылá высших жирных карбоновых кислот – компоненты загустителей в пластичных смазках, применяемых для смазки шеек осей, осевых подшипников вагонов и локомотивов.
Сложные эфиры в качестве полиэфирной смолы используют для производства лаков с летучими и быстро высыхающими масляными растворителями, применяющихся на железнодорожных объектах.
Многие полимеры обладают высокой прочностью, эластичностью, стойкостью к различным агрессивным средам, высокими диэлектрическими свойствами, низкой теплопроводностью.
Углеводы и их производные используют в качестве питательного продукта в привокзальных кафе, ресторанах и т.д.; при производстве бумаги, клеев; накрахмаливания белья на прачечных комбинатах МПС; для изготовления вкладышей подшипников втулок, шестерен подвижного состава железнодорожного транспорта.
Азотсодержащие органические соединения
Амины добавляют в состав красителей и ингибиторов коррозии, применяемых на объектах железнодорожного транспорта. Третичные амины являются катализаторами отверждения в полиуретановых лаках, используемых для отделки радиоэлектронной аппаратуры, деталей подвижного состава.
Анилино-формальдегидные смолы, продукт поликонденсации анилина и формальдегида в присутствии соляной кислоты, используют для приготовления электроизоляционных лаков, необходимых в электротехнической аппаратуре.
Капрон используют для изготовления автопокрышек, пластмасс, которые находят широкое применение во внутренней отделке пассажирских вагонов, подвижного и ремонтного состава железнодорожного транспорта.
Аминопласты, содержащие пептидную группу (-СО-NН-), являющиеся термореактивными полимерами, идут для изготовления декоративных материалов и электрической аппаратуры в локомотивных составах. Во всех ресторанах в поездах используют легкие небьющиеся тарелки, изготовленные из разновидности аминопластов (меладур).
Окончание таблицы 1
№, п/п
Название темы
Применение в железнодорожном хозяйстве
Мипора-поропласт, получаемый на основе карбамидной смолы, широко используют для теплоизоляции изотермических, пассажирских и рефрижераторных вагонов.
Кожу животных (содержит белки – кератин, коллаген, эластан) используют в виде манжетов, уплотнительных изделий разнообразной формы и различного размера в устройствах электровозов, тепловозов и в тормозных системах.
Шерстяные ткани идут на пошив форменной одежды для железнодорожников
Войлок (шерстяной) применяют в машиностроении для сальников, задерживающих смазочные масла в местах трения и предохраняющих их от попадания воды и пыли, для смягчения ударов, сотрясений и поглощения звука в машинном отделении локомотивов.
Высокомолекулярные и другие соединения
Волокна используют для технических целей. Например, в качестве деталей подвижного состава (тепловозов, электровозов), прокладок и каркасов различных технических изделий, конвейерных лент и приводных ремней, заменителей кожи для обивки сидений пассажирских вагонов.
На железнодорожном транспорте широко используют резиновые клеи для склеивания резин между собой, металла и стекла. Вулканизирующие герметики, состоящие из 50-75% резиновой смеси на основе бутилена и наполнителя (асбест, мел, окись цинка, тальк), применяют для защиты в кислых средах от коррозии резьбовых и крепежных деталей подвижного состава локомотивов.
Кремнийорганические каучуки компаунды выполняют различные функции:
а) пропиточную – для электрической изоляции обмоток трансформаторов, дросселей, электрических машин.
б) заливочную – для заполнения промежутков между деталями радиотехнический и электронной аппаратуры.
Термореактивные полимеры (эпоксидные смолы) используют для ремонта деталей подвижного состава и тепловозов, для заливки трансформаторов, контурных катушек и дросселей, обеспечивающих устойчивость аппаратуры к ударам.
Для наружной окраски грузовых вагонов применяют сурик, охру и масляную черную краску. Окраска пассажирских вагонов и локомотивов производится пентафталевыми эмалями. При ремонте тяговых двигателей и электрических машин применяют электроизоляционные лаки и эмали.
Дефекты металлических крыш грузовых вагонов в виде усталостных трещин, мелких пробоин устраняют с помощью стеклоткани.
Металлорганические соединения хорошие катализаторы.
Кремнийорганические соединения являются хорошими диэлектриками, увеличивающие срок службы электрооборудования в 4-5 раз.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока
Тема: Место химии и физики на железнодорожном транспорте.
Эпиграф: НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ – ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Цель: Познакомить обучающихся с применением знаний естественно – научных дисциплин в области железнодорожного хозяйства. Стимулировать учебно-познавательную активность обучающихся, выработать творческое отношение к трудовой деятельности, умения умело и правильно решать задачи.
Обучающая: Углубить знания о самом распространенном элементе, без знаний о котором не обходятся люди многих профессий, в том числе и железнодорожники.
Показать применение законов сохранения, кинематики в работе на железно дорожном транспорте.
Развивающая: Продолжить развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, находить причинно - следственные связи, умение наблюдать, анализировать и делать выводы.
Воспитательная: Воспитывать положительную мотивацию к обучению. Самостоятельность в работе, умение высказывать собственное мнение. Воспитывать создание условие для развития практической направленности в обучении физики и химии.
Тип урока: комбинированный ,обобщение и систематизация знаний
Методы обучения : наглядный, словесный, эксперимент, индивидуальная и парная форма работы, электронный опрос, ИКТ.
Формы обучения : традиционная - урок.
Средства обучения : доска, интерактивная доска, мультимедиа, документ-камера, учебник, электронный опрос, слово, интернет, культура.
Метапредметные результаты : освоенные обучающимися на базе нескольких учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательных процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Наглядность
Добрый день. Садитесь.
Начать урок мы хотели бы с прослушивания стихотворения Блока.
На доске тема, эпиграф (доска закрыта)
Вопрос: О чём идет речь в этом стихотворении?
О железной дороге.
С чем ассоциируется у вас железная дорога?
(если не могут, помочь)
химия, физика , дорога, путь, железо, вокзал……
Слайд железная дорога-путь
Давайте перейдем к формулировке темы нашего урока. Попробуйте ее сформулировать.
Открывает доску. Читает тему урока .
Эпиграф. НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ – ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ЖЕЛЕЗНую ДОРОГу можно по праву назвать началом большого пути, она опоясывает нашу планету во всех направлениях. А можно и по другому трактовать этот эпиграф, для каждого из вас началом вашего жизненного самостоятельного пути может стать железная дорога .
Металл и его применение
Сегодня Металлом называют отдельные химические элементы, которые отличаются от других своими специальными металлическими свойствами: высокой прочностью, высокой плотностью,электропроводностью, пластичностью, особым блеском, высокой температурой плавления и теплопроводностью.
Правильнее говорить конечно не о металле, а о металлопрокате, как одном из промежуточных изделийне только в строительстве, но и в машиностроении и других отраслях. Термином Прокат на сегодняшний день называют изделия, получаемые на специальных прокатных станах с использованием разных видовпрокатки — холодной, теплой и горячей.
По остальным терминам хочется отметить Сортамент — набор прокатных профилей различающихся по размерам и форме; и Профиль — одну из разновидностей форм поперечногосечения непосредственно прокатного изделия. В большинстве своем на строительных рынках крупных Подмосковных городов Одинцово, Химки, Балашиха металл приобретают чаще всего крупные организации и оптовыми партиями.Металл в Подольск, Щелково и Люберцы на сегодня является приоритетным направлением сбыта.
По сортаменту проката можно выделить четыре основные группы: листовой прокат, сортовой прокат, трубы испециальные виды проката. Каждый из сортамента проката имеет свое предназначение и возможности использования.
Современная металлургия еще делит руды на два типа — черные металлы и цветные металлы. Первыйтип руды на основе железа, второй без его содержания (около 70 элементов). Исключение составляют 16 элементов, которые называют благородными металлами. Это исторически ценные золото, серебро и др., которыетакже относятся к драгоценным металлам.
Черные металлы.
Черный металл — так называемое техническое название железных сплавов и железа сталь, ферросплавы, чугун. Издревле человек все большесовершенствовал свои навыки в обработке железа и его сплавов, которые на сегодняшний день являются основным конструкционным материалом в строительстве и машиностроении. Собственно.
Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.
Связанные рефераты
. Снижение удельных издержек и повышение качества продукции в условиях современного металлургического.
. СОДЕРЖАНИЕ 1 ВВЕДЕНИЕ 3 ОРГАНИЗАЦИЯ МАНЕВРОВОЙ РАБОТЫ 2 НОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ.
жд туризм
. СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………..3 1. Теоретические аспекты изучения сферы услуг.
Контрольная по ЖД
. Федеральное агентство железнодорожного транспорта Филиал федерального государственного бюджетного.
Практикка на жд
. Оглавление Введение 3 1. ТЕХНИЧЕСКАЯ И ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ.
Читайте также: