Сообщение на тему грузовые автомобили

Обновлено: 05.07.2024

Весь XX век невозможно себе представить без грузовиков. Эти рабочие лошадки Новейшего времени тысячами трудились на больших и малых стройках, подвозили боеприпасы и провизию воюющим фронтам, доставляли жизненно необходимые грузы в районы вечной мерзлоты, где не проложить железнодорожную колею. Грузовые машины остаются в тренде и в XXI веке. Пройдя огромный путь от первых моторизованных тележек до мощных современных тягачей, грузовая техника по-прежнему надежно служит своему создателю.

Современные грузовые автомобили составляют огромный парк, описать который в рамках одной статьи просто невозможно. Максимум, что можно сделать, — перечислить основные марки и указать рекордные технические характеристики самых ярких представителей семейства.

Рождение грузовика

Отцом грузовика является тот же человек, который собрал первый автомобиль и двигатель внутреннего сгорания. В 1885 г. немецкий инженер Готтлиб Даймлер сконструировал первый в истории автомобильный двигатель. Свои первые устройства мощностью всего 1-2 лошадиные силы Даймлер устанавливал на конные кареты.

Карета 1886

Первые грузовики ничем не выделялись из общей массы автомобилей: просто на заднюю часть кузова устанавливался небольшой фургончик или платформа. Низкая грузоподъемность таких транспортных средств долгое время не позволяла им конкурировать с конными повозками. Первые моторизованные экипажи из-за высокой стоимости и низких ходовых качеств пользовались спросом лишь у желающих выделиться энтузиастов и не годились как коммерческие автомобили.

Однако эволюция грузовых машин не стояла на месте. Постепенно совершенствовались конструкция и агрегаты. Несущая рама и площадь кузова становились больше, задние шасси сделали двойными и двухосными, надувные шины заменили на сплошную резину. Росли лошадиные силы мотора, а вместе с ними росли грузоподъемность и скорость грузовой техники. Так, автомобили разделились на легковые, перевозящие пассажиров и багаж, и большие грузовики, специализирующиеся на доставке многотонных грузов.

Теперь, когда мы разобрались с тем, что такое грузовики, давайте посмотри, какие существуют виды и марки грузовых машин.

Классификация грузовиков

Марки грузовиков

Марка автомобиля – это общее понятие, означающее определенный бренд, или торговый знак. Как правило, каждая марка имеет много моделей разных лет выпуска и комплектаций. Свое название марка получает от названия автоконцерна, который производит соответствующие автомобили. Например, немецкая компания и завод Mercedes-Benz или японский автомобилестроитель Mazda Motor Corporation. Ниже приведен список наиболее популярных марок грузовых автомобилей по странам-производителям:

Multicar – бывший автоконцерн ГДР, выпускающий легкие многоцелевые грузовички

First Automobile Works (FAW)

БАЗ (Брянский автомобильный завод)

ГАЗ (Горьковский автомобильный завод)

ЗИЛ (Завод имени Лихачева) – первый советский автозавод, основанный в 1916 г., ныне упразднен

КамАЗ (Камский автомобильный завод) в г. Набережные Челны

УАЗ (Ульяновский автомобильный завод)

КрАЗ (Кременчугский автомобильный завод) украинский производитель больших грузовых машин специального назначения

МАЗ (Минский автозавод)

Jeep – дочерняя компания автоконцерна Chrysler; производит легкие грузовики повышенной проходимости, в том числе для армии

Kenworth – мировой производитель тяжелых грузовиков и седельных тягачей с заводами в США, Канаде и Мексике

Mack – еще одни американский производитель большегрузных машин

Peugeot – европейский лидер по производству легких коммерческих грузовиков и низкими выхлопами

Развозной грузовик – труженик современного бизнеса

Развозные грузовики – это малотоннажные автомобили с пониженной погрузочной высотой и максимальной грузоподъемностью до 2 тонн. Такие грузовики часто используются как коммерческие в мелком и среднем бизнесе. Как правило, такие грузовички имеют компактную бескапотную или полукапотную кабину и оснащены цельнометаллическим кузовом типа фургон с распашными задними дверями. Небольшие габариты и масса делают их экономичными в эксплуатации и хорошо подходящими для многоадресных перевозок в тесных городских условиях.

Американский вариант развозного фургона – мультистоп. Активно используется как в переполненных трафиком городах, так и обширных малоэтажных пригородах для доставки розничных заказов, почтовой и курьерской службы. На базе мультистопов собирают спецавтомобили скорой помощи и группы захвата.

Если развозной грузовик имеет открытый бортовой кузов, то это – пикап. В середине XX в. пикапы имели наибольший спрос у североамериканских фермеров. К началу нового тысячелетия они стали настоящими бестселлерами автомобильного рынка. Даже российские автомобилестроители освоили производство модельной линии пикапов на базе советских микроавтобусов ВАЗ, УАЗ, ИЖ.

Все грузовики важны, все грузовики нужны…

Нормативы для грузовиков

Предельные габариты и масса грузовых автомобилей, в особенности для трансграничных перевозок, регламентируются международными соглашениями и законодательными актами отдельных стран. Цели такой регламентации: создать единые дорожные условия, обеспечить безопасность движения и сохранность грузов. Чтобы даже самая большая грузовая машина могла проехать под мостом, вписаться в поворот, заехать в узкий проулок. В частности, директива Совета Евросоюза 96/53/ЕС от 25.06.1996 г. устанавливает стандартизированные размеры и максимально разрешенный вес для автострадных грузовиков. Согласно этому документу максимально разрешенная масса грузового автомобиля для трехосного полуприцепа составляет 44 тонны.

В Российской Федерации требования к грузовому автотранспорту регулируются постановлением Правительства № 272 от 15.04.2011 г. В приложениях указывается, что масса седельного или прицепного автопоезда с шестью и более осями не может превышать 44 тонны. Предельная высота для всех типов транспорта, что и в Европе, что в России, составляет 4 м. Таким образом, из анализа обоих документов можно заметить, что требования к параметрам грузовых машин едины для большинства стран.

Рекордсмены и уникумы

Описанные выше стандарты применимы лишь к грузовой технике, предназначенной для езды по дорогам общего пользования и для пересечения границ. Вместе с тем существует масса внедорожных машин, а также тягачей, специально разработанных для перевозки негабаритных и сверхтяжелых грузов. Первые в этом списке – карьерные самосвалы. Они широко используются на открытых разработках полезных ископаемых, в песчаных и угольных карьерах. Самый большой в мире самосвал – БелАЗ 75710 – имеет грузоподъемность 450 тонн! Все же такие показатели – исключительный рекорд. Около 95% поставляемых на рынок самосвалов рассчитаны на 40 тонн.

БелАЗ 75710

Грузовик – примета эпохи

Про грузовые машины можно говорить и писать очень много. За 100 с небольшим лет они прошли стремительное развитие, эволюционировав из примитивных колясок, не способных сдвинуть с места больше, чем одна лошадь, до мощных магистральных тягачей, перевозящих на сотни и тысячи километров десятки тонн грузов. Сегодня конструкторы и фантасты могут лишь предполагать о том, какие новые формы грузовой техники появятся в будущем, какая грузоподъемность у них будет. Одно не вызывает сомнений: грузовик стал таким же достижением и орудием научного и промышленного прогресса, как радиоприемник, компьютер или лазер.

Грузовик – автомобиль оборудованный кузовом для перевозки грузов. Грузоподъемность автомобиля часто обозначаются двумя цифрами, применительно к двум основным типам дорог: шоссе и грунт. Расчетные нормы загрузки автомобиля в эксплуатации устанавливаются в зависимости от типа и состояния дорог, перевозимого груза, дальности и условий перевозок.

В 1891 г. Даймлером был изготовлен первый в мире грузовой автомобиль. Первый грузовик имел двухцилиндровый мотор объемом 1060 куб. см., выдававший 4 л. с., весил 1.2 тонны и был способен перевезти 1500 кг груза. Силовой установкой служил знаменитый мотор "Феникс", которым оснащались первые автомобили Даймлера. Кроме этого, грузовик мог быть оснащен двигателями мощностью 6.8 и 10 л. с., в то время как его грузоподъемность варьировалась от 1500 до 5000 кг.
Серийное производство грузовых автомобилей на предприятии Даймлера в г. Каннштадт (Германия) был начат в 1896 г.


Грузовик Daimler (1898)
С первых лет работы Daimler стремится расширить гамму производимых автомобилей. На этой тестовой поездке крайний слева Gottlieb Daimler собственной персоной.

Несмотря на столь передовое техническое оснащение, первый грузовик выглядел не лучше, чем обыкновенная телега без оглоблей. Этому способствовало и то, что двигатель был расположен сзади, а водитель сидел, словно на козлах. Уже на следующей версии грузовика мотор был перенесен вперед, что позволило существенно увеличить грузоподъемность машины. Заслуживает внимания и трансмиссия первого грузовика: когда двигатель находился сзади, использовалась ременная передача. После того, как двигатель был перенесен вперед, ремень стал приводить в движение кардан, который в свою очередь взаимодействовал с ведущей осью, а та через системы шестерней с колесами.

на грузовик Даймлера Бенц отреагировал выпуском того, что сейчас бы назвали микроавтобусом: это был легкий, одноцилиндровый грузовик с объемом двигателя 1045 куб. см. и грузоподъемностью 300 кг.



Этот предкамерный дизель развивал мощность 45 - 50 лошадинных сил.



В свою очередь, любопытна история создания первых грузовиков во Франции, взявшая свое начало в 1906-1907 году, и сыгравшая значительную роль в мировом автомобилестроении. Начнем с того, что три известных французских изобретателя того времени считаются основоположниками автомобилестроения. Это М. Берлие в 1895 году, создавший свой первый автомобиль, а уже в 1902 году он же создаёт и грузовой, и, что немало важно, имевший значительную популярность. Второй известный изобретатель Луи Рено, создавший свою первую машину в 1898 г, особенностью которого был привод на задние колеса. Кстати, он же создал и первый пикап, способный перевозить груз весом 250 килограмм. Третий изобретатель Ж. Латиль к 1895 году разработавший силовой агрегат, у которого двигатель и трансмиссия находились в одном блоке, а также привод к передним колесам. В 1899 году Латиль разработал передне-приводной грузовик.





автомобиль Латиля
Однако с началом первой мировой войны появилась необходимость совершенствования конструкций грузовиков, возрастала конкуренция между этими изобретателями и производителями грузовых машин, стали появляться все больше новых производителей. Немало важно и то, что на тот период времени, все конструкции машин были различны и детали от одних грузовиков не подходили к другим. Все это, сыграло важную роль для объединения этих выдающихся изобретателей Франции, и создания компании под всем известным названием Renault.

Вообще, принято различать развозные грузовики, грузовые автомобили общего назначения, специализированные, специальные и тягачи, не смотря на то, что все они принадлежат одному классу грузовых автомобилей.

К развозным грузовикам относят самые массовые, компактные и лёгкие грузовые автомобили, как правило, с пониженной погрузочной высотой. Именно на базе таких фургонов выполнено большинство современных моделей автобусов особо малого класса, называемых также микроавтобусами. Американская разновидность развозных фургонов (преимущественно почтовых), приспособленных для быстрого входа-выхода экспедитора называется мультистоп.





Грузовые автомобили (грузовики) предназначены для эксплуатации по дорогам общего пользования (с ограничением по осевой нагрузке). Внедорожные грузовики могут быть и с рамой ломающегося типа (т. н. сочленённой). Базовым типом кузова, традиционно, с конца XIX века, считается бортовая платформа. Все остальные относятся либо к специализированным, то есть предназначенным для транспортировки каких-либо определённых видов грузов: это фургоны, контейнеровозы, цистерны, самосвальные кузова и т.д. либо к специальным, где автомобильное шасси выступает лишь в роли транспортёра той или иной технологической установки. К таковым относятся, например, автобетоносмесители, пожарные автомобили, автовышки, автокраны, передвижные телевизионные станции (ПТС) и т. д.



Магистральные автомобили-тягачи предназначены для перевозок грузов в составе автопоездов, то есть работы вместе с одним или более прицепом и (или) полуприцепом. Для работы с полуприцепами предназначены седельные тягачи, оснащённые вместо кузова специальным седельным устройством (седлом), позволяющим быстро сменять прицепной состав. В настоящее время все магистральные тягачи оснащают исключительно дизельными и турбодизельными двигателями, хотя ещё в 50-60-х годах XX века проводились эксперименты по применению на тягачах газотурбинных установок (ГТД). Во всём мире для буксировки прицепов-тяжеловозов и перевозки сверхтяжёлых грузов используют т. н. балластные тягачи с укороченным кузовом, заполненным специальным балластом для увеличения сцепного веса.




Этот короткий рассказ о многообразии грузовиков и маленький экскурс в историю их возникновения, надеюсь, обратит Ваше внимание на то, что проезжающие мимо торопливое маршрутное такси, запачканный автобетоносмеситель или пыльный иногородний магистральный тягач и многие другие машины, перечисленные выше, являются братьями одного огромного семейства грузовых автомобилей. А также на то, что они имеют свою длинную историю, создаваемую усердным трудом многих изобретателей и конструкторов, желающих сделать нашу жизнь более комфортной, посредством своих творческих изысканий.

Когда-то грузовики использовались в качестве городского транспорта. Это можно было наблюдать во многих городах Европы после Второй мировой.


Как все начиналось

Грузовой автомобиль придумали и построили те же люди, что придумали и построили автомобиль легковой. Первая такая машина была создана Готлибом Даймлером в 1896 году. На ней, как и положено, был установлен двигатель внутреннего сгорания. К тому моменту Даймлер был уже очень опытным конструктором. Работая совместно с Вильгельмом Майбахом, он уже собрал несколько двигателей и испытал их на велосипеде, воздушном шаре и лодке.

В 1889-м Даймлер построил первый автомобиль. К 1895-му компания, созданная изобретателем, уже выпустила более 1000 двигателей. Грузовик, как считается, появился случайно, во время экспериментов с моторами. Даймлер и его коллеги решили проверить, сможет ли их новый мотор привести в движения тяжелый, многотонный автомобиль и какую скорость сможет развить подобная машина.

Грузовик на Кавказском фронте Первой мировой.jpg

Как прошли испытания, в точности неизвестно, но именно 1896 год считается годом рождения грузовика. Прошло время и оказалось, что случайное изобретение Даймлера может принести человечеству изрядную пользу. К середине ХХ века грузовики уже заполнили автомагистрали всего мира.

Пожарные машины

Пожарный автомобиль Фрезе.jpg


В современном мире это прозвучит странно, но когда-то грузовики использовались в качестве городского транспорта. Подобную картину можно было наблюдать во многих городах Европы после Второй мировой. Не была исключением и Москва.

Петр Александрович Фрезе.jpg

Первый автобус с двигателем внутреннего сгорания.jpg

Парижская улица в начале ХХ века.jpg

Строительная техника

Идея использовать грузовики для строительства появилась все тогда же — на рубеже XIX-ХХ веков. Для начала появилась идея установить двигатель внутреннего сгорания на грузоподъемный кран, что и было сделано в 1895-м. В 1913 году Юлиус Вольф сконструировал первую в истории поворотную платформу. А в 1952-м появился первый башенный кран с подъемной стрелой. В 1929-м был создан первый бульдозер — огромная и очень шумная машина, способная сдвинуть с места большую массу. Прошло время, и стали появляться все новые строительные грузовые автомобили. Среди них были, в частности, хорошо знакомые любому городскому жителю самосвалы и экскаваторы.

Российские грузовики

Первый отечественный грузовик, по легенде, был создан всего за несколько часов. Произошло это в 1920-е годы на возрожденном заводе Автомобильного московского общества, который тогда был единственным предприятием, способным выпускать грузовики. За основу взяли уже производившийся ранее на заводе итальянский Fiat-15-Ter. Переработав конструкцию итальянского автомобиля, советские конструкторы в ночь на 1 ноября 1924 года собрали первый советский грузовик, который получил имя АМО-Ф-15. Уже через неделю 10 таких грузовиков, выкрашенных в ярко красный цвет, проехали по Красной площади в честь пролетарской демонстрации.

Современное состояние

Несколько столетий назад перевозка груза происходила исключительно с помощью конной повозки. Такой привычный способ всех устраивал, и большинство не задумывалось над тем, что тяжелый груз можно доставлять в пункт назначения проще и быстрее.

Создание грузового автомобиля: с чего все началось

К концу 19 века отдельные инженеры-изобретатели активно работали над тем, как можно улучшить ходовые свойства карет и повозок. Но еще веком ранее в 1780-х годах русский изобретатель Иван Кулибин соорудил так называемую карету с педалями. К 1791 году он представил свой самоходный экипаж, который мог развивать скорость до 16 км/ч. Позже он пытался поставить на свое изобретение паровой двигатель, однако его смерть помешала осуществлению этих планов. Но сама идея создания автомобиля уже витала в воздухе и первые разработки подхватили другие инженеры-изобретатели.

Паровой двигатель еще долго занимал лидирующие позиции, поскольку на тот момент еще не существовало подходящих технологий и горючего для двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Изначально идея создать ДВС принадлежит ученому из Нидерландов Христиану Гюйгенсу. Он высказывал ее аж в 1678 году, но в качестве топлива он предложил применять порох. Были попытки нагревать древесину и полученный газ, в сочетании с воздухом, использовать для двигателя.

К 70-м годам 19 века уже существовало несколько типов двигателей внутреннего сгорания, работающих на бензине. К его разработке причастны такие известные лица, как немецкий инженер Готтлиб Даймлер и его друг молодости Вильгельм Майбах. А уже к 1889 году ими был собран первый автомобиль. Но как появился первый грузовик? Совершенно случайно.

К 1890 году Готтлиб Даймлер основал свою компанию Daimler-Motoren-Gesellschaft и уже пять лет спустя выпустил порядка 1000 двигателей. Когда проводился очередной эксперимент, инженер решил посмотреть, а как будет работать их мотор на тяжеловесном автомобиле. О результатах испытания история умалчивает, однако именно 1896 год считается днем рождения грузовика.

Что удивительно, но первыми практическими потребителями грузовиков стали пожарные. Именно пожарным требовалось оперативно доставлять к месту возгорания не только спасателей, но и лестницы, шланги, инструменты и воду. К началу века подобные машины стали появляться в крупных городах по всему миру.

Первая пожарная машина в России
Первая советская пожарная машина

Начало 20 века хоть и ознаменовалось появлением нового вида транспорта, все же большинство перевозок до сих пор осуществлялось на конном транспорте. Удивительно, но первые грузовики были даже медленнее повозок, запряженных лошадями!

Машины фабричного производства имели большой расход топлива и низкую грузоподъёмность. Конечно, в такой ситуации новый транспорт по всем фронтам проигрывал традиционной лошадке. Однако это не останавливало инженеров и изобретателей-самоучек, во всем мире активно шла работа по совершенствованию двигателя автомобиля и его грузоподъемности.

Постепенно моторы улучшались и модернизировались. Так, в 1907 году на одном из автомобилей компании Даймлер был установлен бензиновый 4-цилиндровый двигатель. Его мощность составляла 16 л.с. Спустя семь лет эта же компания начинает выпуск грузовых машин с уже более мощным двигателем в 35 л.с. С того момента, как инженерам удалось существенно улучшить мощность двигателя, производство грузовиков стало расширяться.

Первый грузовик даймлер

Грузовики долго оставались схожими с легковыми автомобилями. Они имели аналогичную схему и двигатель. Но с началом 20 века ходовая часть становится более массивной, кузов получает большую площадь, задние колеса – сдвоенные. Более того, грузовики начинают снабжать резиновыми шинами. Ранее для всех автомобилей использовались пневматический вариант. Но, несмотря на множество нововведений, грузовой транспорт отличался малым комфортом для водителей. Проще говоря, в автомобиле для водителя не было предусмотрено никаких удобств. Соответственно работать в таких условиях соглашались немногие.

Параллельно с компанией Даймлер с 1903 года немецкий инженер-механик Генрих Бюссинг основывает одноименную компанию и начинает выпуск грузовых машин, омнибусов и двигателей для них. Именно с его массового производства грузовики приобретают тот внешний вид, который и сейчас мы можем встретить на дороге.

Грузовой автомобиль Бюссинга

В 1903 г. выпускаются первые в мире машины, укомплектованные раздаточной коробкой. Спустя девять лет к новшеству добавился еще и карданный вал. Востребованность грузовиков становилась все больше и их популярность росла. Конные повозки постепенно уходили в прошлое, их заменяли машины, которые регулярно совершенствовались. Большую популярность грузовые автомобили стали набирать в военной сфере. Так, с 1908 г. за 6 лет было выпущено около 10 тыс. машин.

Однако удобство для водителя все еще оставалось под большим вопросом. После внедрения кабины закрытого типа, оснащению машины электрооборудованием ситуация начала меняться в лучшую сторону. Постепенно стали внедряться амортизаторы, усовершенствовалась тормозная система, улучшились автомобильные шины. Это позволяло водителю увереннее чувствовать себя на дороге.

Создание автопоезда

Начало ХХ века − время рождения грузовиков. Сегодня грузовые машины уже никого не удивляют, но еще сто лет назад это был большой технический прорыв. Одним из самых популярных форматов, который можно встретить на дорогах, является соединение тягача с прицепом.

Невероятно, но и создание варианта машины со сцепкой, прототипа современного автопоезда, получилось благодаря одному случаю. В 10-е годы ХХ века в г. Детройт прибывает Август Чарльз Фрюхауф. Он был опытным мастером по работе с конными повозками, а также фургонами разного типа. Вскоре он обрел достаточную популярность в своем городе. Дела у А.Фрюхауфа шли в гору и в 1914 году к нему обратился один из постоянных клиентов, Фредерик Сибли. Он был довольно состоятельный предприниматель и на тот момент владел автомобилем Ford Model T. Ему понадобилось перевезти лодку в свой дом на север штата Мичиган, однако конный экипаж потратил бы на это несколько дней. Автомобиль на тот момент уже мог развивать максимальную скорость до 72 км/ч и Ф. Сибли попросил Фрюхауфа придумать такое приспособление, чтобы можно было тянуть лодку за своей машиной. А. Фрюхауф совместно со своим компаньоном О.Нойманом взяли несколько дней на размышление и итогом стало появление первого в мире полу прицепа. Это стало настоящим переворотом ХХ века в сфере грузоперевозок.

Автопоезд Fruehauf (Фрюхауф)

Обновленный автомобиль Ф. Сибли успешно довез лодку до места назначения, и коммерсант был настолько впечатлен, что сразу оформил заказ на еще несколько подобных машин с полуприцепом. В дальнейшем он использовал их для своего бизнеса. Поток заказов хлынул на мастерскую Фрюхауфа. Так, в 1918 году была основана одноименная компания Fruehauf Trailers Company. Регулярно осваивая новые технологии, компания очень быстро стала крупнейшим производителем полуприцепов в мире. Именно в Fruehauf был изобретен полуприцеп-рефрижератор для перевозки охлажденного груза.

Полуприцепы очень быстро стали популярны. К 30 годам ХХ века их число возросло более чем в 4 раза, достигая невероятной по тем меркам цифры – 25 тыс. шт. в год.

Первый Форд пикап

Грузовой автомобиль в России

Появление первых грузовиков в России связано с именем Бориса Григорьевича Луцкого – российского конструктора, разработчика двигателей разного типа. Некоторое время он работал в должности ведущего конструктора компании Даймлер. Именно он изобрел первый в мире автомобиль с вертикальным расположением цилиндров. В 1900 году он представил его на Всемирной выставке в г. Париж и был награжден серебряной медалью. Однако, несмотря на усовершенствование двигателя, сам вес машины оставался еще очень большим. Без груза масса достигала почти 4 тонн, а с учетом того, что качество дорог было крайне плохим, для автомобиля это был существенный минус. Скорость, которую развивал автомобиль, составляла 11 км/ч. В будущем, Б. Луцкий модернизирует свои машины и уменьшит массу до 2 тонн.

Так получилось, что деятельность российского конструктора была связана с Германией. Однако Б.Г. Луцкий всегда помнил о своей Родине и стремился принести пользу своему государству. В том же 1900 году он обращается к военному ведомству в России и предлагает разработать автомобиль для военных нужд страны. Это предложение было принято и уже через пару лет в распоряжении военных начали появляться первые подобные машины.

В 1914 году, вернувшись из России, известный конструктор был арестован. Немецкие власти заподозрили его в шпионаже. С началом 1-й мировой войны Луцкому неоднократно предлагали работать на немецкое правительство, однако он отвечал категорическим отказом. По этой причине несколько лет ему пришлось провести в тюрьме.

Во время войны, да и по ее завершению, необходимость в подобных автомобилях неуклонно росла. Однако, делать регулярные закупки за рубежом не представлялось возможным. Было принято решение наладить производство на своей территории.

Однако, в отличие от американского прототипа, российский вариант ГАЗ-АА был несколько усовершенствован: усилен рулевой механизм, установлен воздушный фильтр, спроектирован бортовой кузов. Несмотря на новшества, автомобиль все еще нуждался в доработке. Расход топлива был большим, а грузоподъемность машины не превышала 3-4 тонн. До 1934 года материалом для кабины служило дерево и прессованный картон, позже его заменили на металл.

В 1934 году на автозаводе в г. Ярославль был спроектирован тягач Я-12д, который мог осуществлять буксировку полуприцепа грузоподъемность 10 тонн. Я-12Д с нагрузкой мог развивать скорость 48 км/ч. Расход топлива загруженной машины составлял 46-57 литров на 100 км. пути, показатель зависел от качества дорог. Однако двигатель и некоторые другие компоненты были, все же, иностранного производства. Да и сам завод технически не был приспособлен для серийного выпуска необходимого числа машин. По этим причинам массовое производство такого грузовика так и не было налажено.

Тягач Я-12д

В 1935 году автомобильный завод имени Сталина (ЗИС) выпускает новый ЗиС-10. Первый отечественный седельный тягач! В качестве основы для него был взят трехтонник ЗИС-5, грузоподъемность возросла до 6 тонн, а общая масса тягача составила около 28 тонн. На тот момент это был максимально возможный вес для нагрузки на шины. С мощностью в 73 л.с. скорость машины не достигала и 50 км/ч. Маневренность была слабой, а для разворота приходилось выбирать дорогу с шириной в 9 метров. Но, поскольку лучшего варианта на тот момент никто предложить не мог, данный образец был запущен в производство. Нужно отметить, что в довоенное время выпуск грузовиков шел крайне медленно. За 5 лет, вплоть до начала ВОВ, было выпущено порядка 766 машин. Вопрос с нехваткой полуприцепов все еще стоял довольно остро.

Предпринимались попытки наладить выпуск полуприцепов с 1937 года на заводе под Ленинградом. Но для такого производства использовался труд заключенных, технические условия отсутствовали и все делалось практически вручную. Так, ЗиС-10 выпускался исключительно с бортовым деревянным полуприцепом. Работать на нем было крайне тяжело. Машина была неповоротливой и маломощной. Зимой проблем добавляли скользкие дороги, колеса часто буксовали, а тормозная система работала слабо.

Автовоз НАМИ, запряжённый опытным тягачом с двигателем GMC.

К 40-м годам ХХ века производство автомобилей уже имеет четкое разделение на легковые и грузовые. Конструкторы совершенствуют грузоподъемность машин, работают над их быстроходностью и удобству в применении. Однако работа двигателя все еще была очень шумной, а в условиях зимы его запуск становился настоящим испытанием. Активному развитию грузового автомобилестроения помешала начавшаяся в 1941 году война.

Грузовики СССР в военное время

Война кардинально изменила все сферы производства. Заводам, выпускавшим автомобили, пришлось в срочном порядке перестраиваться на военный формат. Вместе с выпуском машин пришлось осваивать и выпуск оружия, боеприпасов.

Несложные по конструкции и непритязательные к качеству топлива, грузовые машины военного времени имели достаточно хорошую проходимость. Они не раз выручали солдат во время боевых действий. Даже немецкая армия оценила их по достоинству и активно пользовалась нашими машинами на захваченных территориях. В 1943 году Госкомитет Обороны принимает решение о переводе сборки машин ЗИС на Урал, в г. Миасс. С июля 1944 года Уральский автомобильный завод выпускает свой первый грузовой автомобиль ЗИС-5в.

Грузовой автомобиль в послевоенное время

С окончанием войны грузовой транспорт использовался на территории СССР по максимуму. Во всю шли восстановительные работы, страна устраняла последствия войны, и перевозка тяжелого груза стала актуальной как никогда.

На Горьковском автозаводе во 2-й пол. 50-х были подготовлены к производству такие модели грузовых автомобилей, как: ГАЗ-56 (с грузоподъёмностью 1,5 т), ГАЗ-52 (2,5 т) и ГАЗ-53 (3,5 т). К началу 60-х заводу удалось представить новое поколение грузовиков ГАЗ. Полноприводная машина стала первой, отмеченной государственным знаком качества.

К концу 50-х Уральский автомобильный завод наладил выпуск 2-осной грузовой машины Урал ЗИС-355М, которую впоследствии активно применяли при освоении целины Казахстана и Сибири. В 1961 году выпускаются большегрузы повышенной проходимости Урал-375. За эту разработку завод получил диплом ВДНХ 1 степени.

Современный вид и оснащение грузового автомобиля − это результат труда многих людей, десятка лет проб и ошибок. Это колоссальная работа, которая началась давно и продолжается по сей день. Сегодня даже самый специфичный груз можно доставить на любое расстояние. Но прогресс не стоит на месте и грузовой автопром регулярно представляет все более новые и современные разработки.

Грузовой автомобиль — это автомобиль, предназначенный для перевозки грузов.

Содержание

Развозные грузовики



Развозные грузовики — это самые массовые, компактные и лёгкие грузовые автомобили, как правило, с пониженной погрузочной высотой. Большая часть выпускаемых в мире лёгких грузовиков и фургонов относится к классу N1, то есть их полная масса не должна превышать 3,5 т (в США — до 4,54 т), а грузоподъемность, составляет до 1,5-1,8 т. Часто грузовики такого типа оснащают цельнометаллическим кузовом типа фургон вагонной или полукапотной компоновки со сдвижными боковыми дверями грузового отсека и распашными задними. Кстати, именно на базе таких фургонов выполнено большинство современных моделей автобусов особо малого класса (M1 и М2), называемых также микроавтобусами.

Американская разновидность развозных фургонов (преимущественно почтовых) со сдвижными дверями водительской кабины и увеличенной высотой кузова, приспособленных для быстрого входа-выхода экспедитора называется мультистоп.

Грузовые автомобили общего назначения, специализированные и специальные




Первый в мире грузовой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был построен в 1896 году предприятием Готлиба Даймлера, а первый грузовик с дизельным двигателем был выпущен фирмой Карла Бенца в 1923 году. Грузовые автомобили (грузовики) предназначенные для эксплуатации по дорогам общего пользования (с ограничением по осевой нагрузке) могут быть различной компоновки: кабина над двигателем, капотная или полукапотная, отличаться количеством осей (от двух до пяти и более) и типом двигателя (бензиновый, дизельный, газовый, многотопливный, гибридный), но всегда имеют в основе шасси раму лестничного или хребтового типа предназначенную для установки разнообразных кузовов. Внедорожные грузовики могут быть и с рамой ломающегося типа (т. н. сочленённой). Грузоподъемность одиночных дорожных (многоосных) грузовиков достигает 20-25 т. Базовым типом кузова, традиционно, с конца XIX века, считается бортовая платформа, а все остальные относятся либо к специализированным, то есть предназначенным для транспортировки каких-либо определённых видов грузов: для штучных и пакетированных грузов — фургоны, для контейнеров — контейнеровозы, для жидких и сыпучих грузов — цистерны, для навалочных грузов — самосвальные кузова и т. д. либо специальным, где автомобильное шасси выступает лишь в роли транспортёра той или иной технологической установки. К таковым относятся, например, автобетоносмесители, пожарные автомобили, автовышки (для осмотра и ремонта ЛЭП, подвесных электросетей городского электротранспорта, мачт освещения и т. п.), автокраны, передвижные телевизионные станции (ПТС) и т. д.



Карьерный самосвал самосвалы, оснащаемые усиленным металлическим кузовом для перевозки навалочных грузов, разгружаемых методом опрокидывания, для чего предусматривается специальная, как правило, гидравлическая система. По параметрам осевой нагрузки и наружным габаритам самосвалы делятся на дорожные (сельскохозяйственные, строительные и универсальные) и внедорожные (карьерные).

Сельскохозяйственные самосвалы, как правило, оснащают кузовом с трёхсторонней разгрузкой, с бортами с дополнительными надставками, что, например, удобно при перевозке сена и прочих грузов с низкой удельной массой. Строительные самосвалы оснащают кузовами с одно- или двухсторонней разгрузкой, а универсальные, часто краном-манипулятором для самопогрузки. Грузоподъёмность двухосных дорожных самосвалов находится в диапазоне 1,5-12 т, а многоосных — достигает 40-45 т.

Внедорожные карьерные самосвалы — самые большие из существующих типов автомобилей, предназначены для вывоза породы и строительных материалов из мест открытой разработки полезных ископаемых. Их грузоподъёмность может достигать 400 т, а мощность двигателя — 3000 л.с., но более распространены карьерные самосвалы грузоподъёмностью в 20-50 т и 100—200 т. По дорогам общего пользования карьерным гигантам запрещено передвигаться из-за массо-габаритных ограничений и даже к месту работы их доставляют в разобранном виде.

Тягачи



Магистральные автомобили-тягачи предназначены для перевозок грузов в составе автопоездов, то есть работы вместе с одним или более прицепом и(или) полуприцепом. Для работы с полуприцепами предназначены седельные тягачи оснащённые вместо кузова специальным седельным устройством (седлом), позволяющим быстро сменять прицепной состав. В Европе полная масса автопоездов ограничена 44 т, но в некоторых странах, например, Швеции и Финляндии она увеличена до 60 т. В Австралии на внутриконтинентальных дорогах встречаются и более тяжёлые автопоезда полной массой до 105 т, т. н. Road Train число прицепов у которых доходит до четырёх-пяти.

Читайте также: