Сообщение сведений о себе занятие с детьми овз

Обновлено: 07.07.2024

Цель занятия: помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.

Задачи:

  • Формирование адекватных форм поведения.
  • Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
  • Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)
  • Развитие крупной и мелкой моторики.
  • расширить знания о диких животных,
  • развивать произвольное поведение

Занятие предполагают деление на два блока:

  1. Гармонизация личности.
  2. Формирование положительных предпосылок к учебной деятельности, коррекция и развитие познавательной сферы и моторики.

Занятие включают в себя следующие методы:

  • коррекционно-развивающие игры и упражнения для мелкой моторики;
  • творческие игры и задания;
  • оздоровительные игры и упражнения;
  • беседа с ребёнком;
  • психогимнастические этюды;
  • релаксационные паузы и моменты;

Продолжительность занятия: 20-25 мин.

Оборудование: ноутбук, презентация, запись колокольчиков, оборудование для игр с прищепками.

Предполагаемые результаты

  • развитие познавательной активности детей;
  • развитие обще интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  • формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
  • психокоррекция поведения ребенка;
  • социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Содержание занятия

Звучит расслабляющая музыка.

Цель: снятие мышечного и эмоционального напря­жения

Сегодня мы с тобой переместимся в страну чудес, по которой будем путешествовать. Чтобы попасть в страну чудес, волшебную силу нам даст колокольчик. Закрой глаза и слушай перезвон. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем больше силы получишь. Открывай глаза, мы уже в волшебной стране.

- Где могут случаться чудеса? Правильно, в сказке. Мы сейчас с тобой тоже будем путешествовать. А в стране чудес мы будем выполнять разные интересные задания!

Для хорошего настроения мы создадим волшебный лес. Посмотри, что-то не так в этом сказочном лесу. Где же солнышко? Где звери? Птицы, насекомые? Да вот же они…Но что-то сними не так. Злой волшебник заколдовал их и перепутал все волшебные прищепки и твоя задача все вернуть на места и распределить прищепки по цвету, превратив волшебный лес в настоящее чудо. Но перед тем как начать выполнять задание мы с тобой повторим основные цвета.

Психолог: У нашего ёжика есть друзья такие же колючие ёжики как и он сам, они хотят с тобой сейчас немного поиграть.

3. Упражнения с шариком массажером Су-Джок с использованием компьютерной презентации

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

На поляне, на лужайке

/катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.

/прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,

/катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

/прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали.

/положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,

/вести по ладошке/

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.

/гладить шаром каждый палец/

Психолог. мы немножечко устали, давайте отдохнем. Представь, что ты находишься в лесу на цветочной поляне, вокруг летают красивые бабочки, такие же, каких мы сегодня делали, поют птички, ярко светит солнышко. Располагайся по удобнее и слушайте мой голос.

(звучат звуки природы)

Реснички опускаются
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко,
Напряженье улетело
И расслаблено все тело (2 раза)

Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас
Ноги теплые у нас
Жарче солнышко сейчас
Тело теплое у нас
Дышится легко, ровно, глубоко

(длительная пауза)

Мы спокойно отдыхали
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать
Но пора уже вставать.
Реснички поднимаются
Глазки открываются.

Психолог: пока мы с тобой отдыхали наши звери спрятались от тебя, хотят поиграть с тобой в прятки. А знаешь, где они спрятались? Тс. У них есть своя тайна, я тебе её открою. Они спрятались в сыпучем океане. Давай попробуй их отыскать. Для этого очень осторожно опусти обе ручки в этот океан. (контейнер с фасолью, в котором спрятаны фигурки животных). Видишь,какой он глубокий.

Ребёнок находит фигурки животных, психолог называет их.

Я тебе открою тайну. Что все эти животные обитатели песочного острова. Каждую ночь они появляются на этом острове и оставляют свои следы.

Вот он песочный остров. Давай оставим на нём следы.

6. Игры с песком

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — "жучки здороваются").

Психолог: А куда теперь поползли наши паучки? Слушай внимательно и повторяй за мной.

Пальчиковая гимнастика “Паучок”

(Руки скрещены, пальцы каждой руки“бегут” по столу

А за ним ходили детки.

По предплечью, а затем по плечам обеих .рук)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения)

Паучков на землю смыл.

хлопок ладонями по столу/коленям)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,пальцы растопырены, качаем руками.)

Паучок ползет опять,

(Действия аналогичны первоначальным.)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке.

(“Паучки” ползают по голове.)

Психолог: Наши паучки попали в чудесную страну.

«Посмотрите, Сказочная страна еще пустынна. В ней нет ни рек, ни озер, ни лесов, ни жителей. Давай попробуем все вместе создать Сказочную Страну. Поселим всех животных на песочный остров. Психолог берет фигурку в последнюю очередь. Ребёнок с помощью психолога создают сказочную картину.

«Ну вот, наша страна ожила. В ней появились река, лес, сказочные жители.

Мы сегодня с тобой как волшебники славно потрудились. Мы создали сказочную страну, познакомились с её жителями. А теперь нам пора возвращаться домой.

2.Объяснить детям значимость, важность, уникальность человека как личности.

Методы и технологии:

Материал и оборудование: маленький мячик, пустая коробочка, белая бумага, ручки для написания имен, карточки для рефлексии.

Возраст:12-17 лет.

Ход занятия.

-Ребята, посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Здорово!

-А теперь с вами побеседуем.

-Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими?

- Какими качествами, по-вашему, надо обладать, чтобы тебя уважали?

- Надо, прежде всего, уважать себя самого, а для этого важно понимать, как ты думаешь и действуешь, можешь ли оценить свои поступки.

-Нельзя видеть в себе одни достоинства. Это - самолюбование.

- Нельзя видеть и одни недостатки - это самоунижение.

-Доброе в себе надо укреплять, недостатки - изживать. Так воспитывает себя и совершенствуется человек.

Каждый из нас - личность, но личность индивидуальная.

- Что значит индивидуальность?

-Каждый по-разному выражает одно и то же.

Одинаковых людей не бывает. Каждый человек индивидуален и неповторим. Давайте не будем забывать об этом и будем любить себя такими, какие мы есть.

-У многих из нас есть ярко выраженные качества, которые отличают нас от других людей. С помощью этих качеств можно дать краткую характеристику человека. Сейчас мы это и попробуем сделать. Вы по цепочке будете передавать мячик и говорить одно-два качества своему соседу, которые, по вашему мнению, у него есть.

-Вся история развития человеческой цивилизации подтверждает мысль о том, что человек – это удивительное создание, которое в самом себе хранит много нераскрытых тайн. Вспомните, порой, мы сами не всегда можем понять себя, свой характер. Нам трудно осознать, кто же мы есть на самом деле. В разных ситуациях, в общении с разными людьми мы ведем себя по-разному. И окружающие нас люди воспринимают нас каждый по-своему. Очень важно, дети, знать одно правило: для того, чтобы жить в гармонии с окружающим миром, нужно, прежде всего, разобраться в себе, определить, кто ты? Какой ты? Какая тайна заключена в тебе.

Мы осанку исправляем

Спинки дружно выпрямляем

Вправо, влево мы нагнулись

До носочков дотянулись

Плечи вверх, назад и вниз

Улыбайся и садись!

-При проведении этой игры мы попытаемся выяснить, кто мы есть на самом деле.

-А сейчас давайте попробуем выяснить, что мы думаем о себе и что думают о нас окружающие.

Предлагает детям записать свое имя и фамилию на отдельных листочках. Свернутые листочки необходимо сложить в коробку и предложить ребенку вытянуть один из этих листочков. Рекомендуется попросить детей не называть имя ребенка, который был записан на листочке. Если кто-то вытянул свое имя, он возвращает листочек и вытягивает новый. Затем каждый дает словесную характеристику другому, чье имя он вытянул. Описывается внешность ребенка, его достоинства, способности, интересы и другие положительные качества.

- Понравилось ли вам, что думают о вас другие?

- Ожидали ли вы услышать о себе такие слова?

Итог:

-Понравилось ли вам это занятие?

- Помогло ли вам оно узнать себя поближе?

-Что вы открыли в самом себе?

Рефлексия: «Продолжи фразу…. "

-Сегодня я узнал (ла, что я …

-Сегодня я познакомился (лась….

-Сегодня я закрепил (ла….

-Сегодня я понял (ла….

-Было интересно узнать….

-Мне было трудно….

-Больше всего мне понравилось….

-Беседа навела меня на размышления….

-Мы сегодня разобрались….

-Я приобрел (ла) знания….

-Для меня стало новым….

И в заключении хочется прочитать такие строки

Учитесь управлять собой

Во всем ищите добрые начала

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала

Спокнувшись, самому вставать,

В самом себе искать опору,

При быстром продвиженьи в гору

Друзей в пути не растерять…

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

1. Создание благоприятной, комфортной атмосферы на занятии.

2. Развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

3. Формирование навыка ориентировки на плоскости.

1 . Упражнение – приветствие

Цель: создание положительного эмоционального настроя на работу.

Цель: развитие навыка счета, внимания, пространственного восприятия.

Психолог просит ребенка перерисовать на правое поле все точки, заменив их кружочками.

t1615893472aa.jpg

Цель: развитие слухового восприятия, слуховой памяти .

Лев и медведь добыли мясо. Решили они полакомиться, но не смогли поделить добычу. Никто из них не хотел делиться. Стали они из-за мяса драться. Долго дрались, а потом ослабели оба и легли на землю.

В это время пробегала мимо лиса. Она увидела мясо, тихонько подкралась к нему и утащила к себе в нору.

Так из-за своей жадности лев и медведь остались голодными.

Чем решили полакомиться лев и медведь?

Почему они стали драться?

Кто пробегал мимо?

Почему лев и медведь остались голодными?

Куда лиса утащила мясо?

Цель: учить исключать предметы в группы; развивать наглядно-образное мышление.

Психолог просит ребенка посмотреть на рисунки и в каждой четверке найти лишний предмет и объяснить свой выбор.

t1615893472ab.jpg

Цель: развитие тонкой моторики, координации речи с движением.


​​​​​​​

Цель: развитие грамматического строя речи.

t1615893472ad.jpg

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия с использованием развивающих игр и упражнений для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Приложение 1.

Тема: Развитие умения переключать, распределять внимание.

-Развитие умения переключать, распределять внимание;

-Развитие зрительно-пространственной ориентировки;

-Развитие мелкой моторики;

Настрой на работу. Когнитивное упражнение "Чаша доброты" (эмоциональное развитие). "Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка доброты".

Называются различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Учащийся внимательно слушает их, хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное, растение и т.д.

Учащимся предлагается воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор той или иной степени сложности. Образец узора может быть представлен как в виде изображения на доске, так и в форме аудиальной инструкции (например, одна клетка вправо, одна вверх; одна вправо, одна вверх; одна вправо, две вниз и т.д.).



Приложение 2.

Тема: Развитие визуальной и аудиальной памяти.

-Развитие объёма и устойчивости визуальной и аудиальной памяти;

-Развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;

- Развитие ассоциативного мышления, памяти.

-Развитие концентрации внимания

Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем учащиеся должны выполнить эти действия.

Повернуть голову направо, голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо.

Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.

Повернуться налево, присесть, встать.

Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.

Приложение 3.

Тема: Игры и упражнения на развитие операций сравнения и обобщения.

-Развитие операций сравнения и обобщения;

-Развитие концентрации внимания;

-Совершенствование грамматического строя, расширение словарного запаса.

Прежде чем начать работать давайте выполним глазодвигательные упражнения. Которые помогут глазкам отдохнуть, и активизируют наш ум.

Исходная позиция сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз. По четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагонали); сведение глаз к центру. Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе переносицы. Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях на время, равное предшествующему движению глаз. При глазодвигательных упражнениях для привлечения ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и др.

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете учащемуся мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

Учащийся должен подобрать обобщающие понятие.

1. Суп, гуляш, каша, кисель.

2. Курица, гусь, утка, индейка.

3. Лошадь, корова, овца, свинья.

4. Волк, лиса, медведь, заяц.

5. Картофель, свекла, лук, капуста.

6. Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.

7. Тарелка, стакан, кружка, блюдце.

8.Стол, стул, диван, кресло, шкаф.

9. Рубашка, платье, юбка, брюки.

10. Тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли

11. Берёза, липа, ель, сосна, осина.

12. Воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка.

13. Карась, щука, окунь, лещ.

На одном берегу – цыплята, а на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка?

Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:

- Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а ты возьми меня на ручки.

Поможет ли девочка маме? Почему?

Девочку Лену спросили:

- У тебя есть сестра?

- А у твоей сестры есть сестра?

- Нет, - ответила Лена.

А как ты думаешь?

Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?

У девятилетнего мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. Сколько лет мальчику, у которого была кошка?

У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?

Нужно назвать предметы и явления, которые входят в более широкие понятия. Можно спросить детей о следующих категориях: деревья, животные, игрушки, имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы, рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д.

Приложение 4.

Тема: Пространственное восприятие букв и цифр

- Совершенствование зрительного восприятия букв и цифр, ориентировки на листе бумаги.

-Развитие пространственной ориентировки

-Развитие концентрации внимания.

-Развитие логического мышления.

Реконструирование букв, то есть как бы “переделка” одной буквы в другую. Например: “Что нужно сделать для того, чтобы из буквы щполучить ш? А как можно переделать букву и в ц?”. Приводим некоторые возможные варианты реконструирования печатных и рукописных букв:

Ы - Ь - Ъ - Б - В – З




Инструкция: Переверните буквы и отгадайте слово.


(Зазеркалье)

Приложение 5.

Тема: Предложение. Составление предложений.

- Развивать умение предварительного планирования хода выполнения задания по построению предложений из слов.

- Развитие внимания, логического мышления.

- Обогащение словаря, развитие связной

Помоги Незнайке: прочитай внимательно предложения и расставь их по порядку так, чтобы получился рассказ (расставь цифры по порядку в каждый пустой квадратик). Подбери название рассказу.



Составь из данных наборов слов предложения. Расставь их по порядку так, чтобы полу­чился рассказ. Запиши рассказ.

Белка, спешить, к, гнезду. Она, скакать, за, еловые, шишки. Забраться, белка, в, тёплое, гнездо. В, лес, закружила, вьюга. Будет, вкусная, еда, у, зверёк, в, кладовая. Белка, выбраться, из, гнезда.

Мальчик стеклом разбил мяч.

Брат потерял библиотеку из книги.

Коза принесла девочке сена.

Телёнок ведёт девочку на верёвочке.

Весной луга затопили речку.

Коза напоила девочку водой.

После лета пришла долгожданная весна..

Расшифруй телеграммы. Чтобы расшифровать телеграмму, нужно правильно разделить слова. (Например: труд нос котомка призы – трудно с котом капризы)

ТРУД НОС КОТОМКА ПРИЗЫ.

КОТЁЛ СМЕТА НУДНО ВЫЛ И ЗАЛ ВСЁ.

РЫБ У НЕ СКОТИНА КРЫШЕ СЪЕЛ.

Читайте также: