Сообщение на тему фотопортрет

Обновлено: 02.07.2024

Что такое портрет? Это изображение человека?

Я заметил кое-что в мире фотографии, что меня действительно беспокоит.

Это тенденция, когда фотографы называют каждую фотографию с человеком на ней портретом.

Это меня раздражает, потому что я думаю о портрете как о чем-то большем, чем любое изображение человека.

Итак, в 5:57 утра в субботу я сел, чтобы попытаться написать четкое и краткое определение того, что такое портретная фотография … для меня.

Итак, давайте еще раз спросим: что такое портрет?

Идеальная отправная точка — знаменитая цитата Ричарда Аведона.

Фотографический портрет — это фотография человека, который знает, что его фотографируют, и то, что он делает с этим знанием, является такой же частью фотографии, как то, что на нем надето или как он выглядит. — Ричард Аведон

Мне нравится это определение портрета.

Фотографический портрет предполагает согласие объекта или, по крайней мере, осознание того, что он фотографируется. Зачем?

Если нет, то каждая фотография с человеком на ней — портрет.

Уличная фотография — это портрет?

Давайте поговорим об уличной фотографии.

Многие уличные фотографы делают откровенный снимок человека и называют его портретом.

Я был заядлым уличным фотографом около 7 лет. И подобные уличные фотографии НЕ являются портретами:

Портретная фотография это

Портретная фотография это

Однако есть такая вещь, как уличный портрет, где вы создаете портрет совершенно незнакомого человека.

Вот один из моих любимых уличных портретов:

Портретная фотография это

Являются ли фешн и бьюти фотографии портретами?

А как насчет фешн и бьюти фотографии? Это портреты?

Многие фотографы фотографируют модель или девушку, пытающуюся выглядеть как модель, и называют это портретом.

Портретная фотография это

Фешн и бьюти фотография больше касается одежды и макияжа, чем самих людей.

И всякий раз, когда у вас есть модель, выполняющая модельные вещи, картина не может быть похожа на портрет.

Вернемся к мистеру Аведону.

Вот его блестящий портрет писательницы Тони Моррисон:

портрет писательницы Тони Моррисон

Это определенно портрет. Фотография посвящена только объекту и больше ни о чем.

Теперь давайте посмотрим на один из его классических модных рекламных снимков Versace:

Один из модных рекламных снимков Versace

На этой фотографии есть женщины, которые соглашаются сфотографироваться, но мы все можем согласиться, что это не портрет.

Потому что, очевидно, дело в одежде и в создании ауры бренда Versace.

Дело не в женщинах на фото.

Теперь некоторые фотографы прекрасно справляются с задачей провести грань между портретной и фешн / бьюти-фотографией, а именно Питер Линдберг:

Tatjana Patitz, New York, 1987

А вот портрет Винсента Питерса:

Что такое портретная фотография, и что не является таковой

А как насчет фотографий красивых хипстеров, пьющих кофе и играющих на гитаре?

Обычно в нем участвуют красивые люди в возрасте от 20 до 20 лет, одетые в модную одежду, отчаянно пытающиеся выглядеть веселыми и непосредственными.

Эти фотографии обычно снимаются с очень малой глубиной резкости и подвергаются постобработке, чтобы сильно подчеркнуть бирюзовые и оранжевые тона.

Я не говорю, что эти фотографии плохие.

Но когда изображение создается и обрабатывается для копирования популярного образа, оно перестает быть портретом.

Это фешн фотография. Дело в том, как люди выглядят, а не в том, кто они.

2 вещи, которые должны быть на портретной фотографии

Справедливо сказать следующее:

Фотопортрет — это картина:

В котором субъект дает согласие на фотографирование; и

На самом деле об объекте

В тот момент, когда картина касается одежды, макияжа и волос — или даже реквизита, такого как автомобили и велосипеды, — она перестает быть портретом. Это фешн фотка.

Итак, что такое хороший портрет?

Что делает портрет хорошим

Должен сказать … это плохой вопрос.

Часто можно услышать, что портрет говорит вам, кто изображен на картинке.

Но не всё так просто.

Вы не можете охватить все о человеке за сотую долю секунды.

Я предпочитаю судить о портретах по их эффектности. Они влияют на меня? Они заставляют меня что-нибудь чувствовать, когда я смотрю на них? Я останавливаюсь и смотрю на них?

5 примеров эффектных портретов

На мой взгляд, эффектный портрет вызывает любопытство. Он заставляет вас остановиться и задуматься над объектом съемки.

Можно даже сказать, что эффектный портрет — это выражение харизмы.

И, возможно, самый простой способ подумать об этом: если вы хотите узнать больше о человеке на фотографии, это эффектный портрет.

Давайте рассмотрим некоторые из моих героев:

Начнем с портрета бывшей звезды НФЛ Террелла Оуэнса, созданного легендарным спортивным и портретным фотографом Уолтером Иосом-младшим, красиво снятым на пленку Polaroid 8×10 дюймов:

Terrell Owens, Santa Clara, Ca,11/5/05. Shot on 8”x10” Polaroid film, and processed on the spot.

Я хочу знать, что стоит за этой силой.

Вот портрет рэпера Big Daddy Kane, созданного экстраординарным хоп-хопом Джонатаном Мэннионом:

портрет рэпера Big Daddy Kane

О чем он думает? Что он знает, чего не знаем мы?

Вот обложка Бруно Марса из журнала Rolling Stone Марка Селигера.

обложка Бруно Марса из журнала Rolling Stone Марка Селигера

Что стоит за этой уверенностью?

А вот один из моих осенних фаворитов: портрет Изабеллы Росселлини Мэтью Ролстоном:

портрет Изабеллы Росселлини Мэтью Ролстоном

Так что, может быть, вы думаете: а что насчет птицы на этой картинке?

Вот как я думаю об этом: если бы птица затмила картинку, это не был бы эффектный портрет.

Но разве вы не сказали бы, что эта картина о спокойствии и безмятежности Изабеллы?

О птице вспомнили.

Я собираюсь закончить эту статью на личной заметке.

За прошедшие годы я снял много портретов своего отца. Одна из причин заключается в том, что в 2010 году я потерял маму и никогда не фотографировал ее.

И для меня это эффектный портрет моего отца:

Портретная фотография это

Мой папа обычно веселый, беспечный парень.

Но я поймал его в сварливый, суровый момент,

В большинстве случаев я знаю, о чем он думает.

На этот раз я не … и я хотел бы спросить, что его беспокоит.

Так что для вас является портретом?

Что для вас означает слово портрет?

Поделитесь своими мыслями в разделе комментариев ниже!

О том, как выбрать фон для внестудийной портретной фотографии, читайте в этой статье. А советы о том, как сделать портреты, читайте здесь.

История развития искусства фотопортрета и лучшие портретисты 19 века

Свое бурное развитие фотосъемка пережила в середине XIX века. Создаваемая как альтернатива живописи, фотография со временем превратилась в самостоятельный вид изобразительного искусства, когда и началась история фотопортрета. Первые фотографические эксперименты сразу вызвали большой интерес. Особенно привлекательна была иллюзия простоты получения изображения. Качество работы фотографа оценивали по степени достижения внешнего сходства, а погрешности фотографии исправляли вручную ретушерами. Например, прорисовывались глаза, которые на фотопортретах того времени часто получались закрытыми. По желанию клиентов, фотографии раскрашивали акварелью.

Портреты с характером

Для создания портрета использовали громоздкие камеры. Фотоматериалы, применяемые в ту эпоху, требовали длительных экспозиций и не позволяли схватывать мимолетные движения. Но, с другой стороны, из-за того что человек оставался перед объективом фотокамеры продолжительное время на портретах запечатлевались не только внешние черты человека, но и открывались черты его характера. Такой подход к съемке можно увидеть в работах известного российского фотографа Сергея Левицкого. Его известные фотопортреты – это знаменитые русские писатели и общественные деятели XIX века, такие как Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров, Ф. И. Тютчев, И. А. Герцен и многие другие. Кроме того, в 1877 году он получил звание фотографа Их Императорского Величества и создал портреты четырех поколений династии Романовых.

Фото Арнольда Ньюмена

Фото Арнольда Ньюмена

Фото Моисея Наппельбаума

Фото Моисея Наппельбаума

Фото Андраника Кочара

Фото Андраника Кочара

Эксперименты с позами

Наппельбаум в своих работах бросает вызов устоявшимся традициям. Он отвергает статичность поз, создающих ощущение искусственности, перестает использовать однотонные серые фоны и вместо традиционной композиции предлагает живые сцены общения людей. Наппельбаум утверждал, что в портрете должно ощущаться движение, иначе в нем не будет жизни. Этим принципом руководствуются и современные фотографы-портретисты.

Например, в старых фотопортретах американского фотографа Родни Смита важно все — поза, жест, направление взгляда. Все это создает в его портретах присущую только ему энергетику. На данный момент работы Смита отмечены 75 наградами и выставляются в престижных галереях по всему миру. С изобретением портативных камер появилась возможность отказаться от студийных съемок и необходимости позировать перед фотоаппаратом. Это спровоцировало развитие нового жанра — репортажного портрета. Знаменитый фотограф Андраник Кочар в своих снимках отказывается от поиска выразительных поз, а фиксирует отдельные мгновения в поведении человека во время общения.

Визуальные образы, создаваемые с помощью света, насыщают картину теплом и жизнью или, как в работах Роберта Мэпплторпа, напротив, делают ее чуть ли не безжизненной. В своих работах Мэпплторп выстраивал свет и композицию таким образом, чтобы подчеркивались холодность, отчужденность, одиночество изображаемого, находящегося как будто в безвоздушном пространстве.

Говоря о своих работах, фотограф-портретист Арнольд Ньюмен отмечал, что для того, чтобы сделать хороший портрет, необходимо думать не только о личных качествах позирующего, но и о доме, в котором он живет и работает, нужно знать, как он ведет себя в повседневной жизни, и понимать, что делает этого человека личностью.

Значение портретного фото

Фотография важна не только с художественной точки зрения, она является памятным историческим документом и включается в арсенал научного инструментария и доказательств. Например, фотографии этнологов, географов, репортеров, путешественников часто обладают высокой художественной ценностью, но при этом со временем превращались в важные исторические документы. То же самое можно сказать и о портретном жанре. Типология портретов весьма разнообразна. К ним относятся и студийный, и репортажный портреты, психологический и детские, они могут быть как цветными, так и черно-белыми. Со временем фотопортреты становятся научным, историческим и документальным свидетельством эпохи.

Узнать больше об искусстве фотопортрета можно, изучив статьи о правильном фотографировании детей, студийном фотопортрете, и даже почитав о правилах фотографии домашних питомцев.

Лицо человека попало в центр внимания фотографии с самого ее зарождения. И этот интерес оказался взаимным. Весьма соблазнительно запечатлеть в вечности свое лицо, которое неизбежно изменится, рассмотреть его и сохранить для потомков. Люди были готовы часами сидеть в неподвижности во время сеанса дагерротипии, чтобы заполучить свой портрет на память. Первые фотоателье напоминали камеры пыток.

После изобретения бромсеребряных пластинок делать портреты стало проще. Французский фотограф Феликс Надар стал настоящим пионером в разных жанрах фотографии, однако остался в истории как великий портретист. Его портреты знаменитых современников — первая и важнейшая реальная связь с той эпохой.

Портретная фотография жива, и желание всматриваться в человеческое лицо не пропадает ни у художника, ни у зрителя. Она трансформируется, становится частью большего, уходит от привычных тем и возвращается к ним с новой интерпретацией. Но есть ли в современной художественной практике место портретной фотографии как процессу, выходящему за рамки одного конкретного исследования? Попробуем ответить на этот вопрос в следующих статьях из цикла.

Текст: Анастасия Беспалова

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен , Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

История фотопортрета

История фотопортрета непосредственным образом связана с историей зарождения фотографии. Еще великий Леонардо набросал чертеж камеры-обскуры, хотя принцип ее действия стал известен намного раньше. Однако никто не может безошибочно назвать имя первого конструктора этого устройства. Изобретение становится реальностью, когда гениальная догадка счастливо совпадает с назревшими потребностями времени.

В экспериментах не было недостатка. Удачливее других оказался француз Нисефор Ньепс. Он подметил свойство некоторых химических элементов чернеть на свету. В 1822 году ему удалось получить на стекле, покрытом битумом, гелиографическую копию с гравюры папы Пия VII – первый случай создания фотопортрета в истории.

Другой соотечественник Ньепса — Луи Дагер сконструировал фотокамеру и предложил более совершенный способ закрепления изображений на светочувствительном слое. В истории фотопортрета этот способ, названный его именем — дагерротипией, сразу получил практическое применение.

Заседание Парижской академии наук 19 августа 1839 года ознаменовало собой акт официального признания выдающегося открытия. Для дальнейшего развития истории фотопортрета создание светописи имело такое значение, которое трудно переоценить. Это событие часто приравнивают даже к изобретению книгопечатания.

С момента зарождения фотографии в истории фотопортрета не утихали споры о том, искусство ли это? Некоторые современники даже сомневались в пользе изобретения. Новому способу создания изображения предсказывали, в лучшем случае, скромную роль прикладного технического средства. О каком-либо художественном воспроизведении натуры никто не помышлял. История фотопортрета полна примеров оценки притязаний подобного рода, как профанации искусства.

У первых дагерротипов, несомненно, было много недостатков. Съемку живой натуры — человека — затрудняла слабая светочувствительность фотоматериалов и примитивная оптика. Однако в 1841 году, то есть через два года после изобретения дагерротипии, венгерский ученый И. Петцваль рассчитал достаточно коррегированный портретный объектив, что дало мощный толчок в развитии истории фотопортрета.

Из первых снимков в истории фотопортрета, исполненных самим Дагером, дошел до нас портрет лондонского инженера Эндрью Шанкса. Сеанс проводился на ярком солнце, и все же выдержка продолжалась около часа.

Постепенно примирялись с дагерротипией и ее вчерашние противники. Они сами уже не отказывались от услуг фотографов. Известный французский художник-карикатурист О. Домье, вначале яростно выступавший против светописи, покорно встает перед аппаратом Надара, а по другому дагерротипу того же мастера сам пишет портрет композитора Берлиоза.

Итак, анафема сменилась панегириками.

Увлечения фотографией в истории фотопортрета не избежали многие выдающиеся люди и в том числе писатели (Эмиль Золя, Виктор Гюго). Страстным фотографом в России был Леонид Андреев, занимавшийся цветной съемкой (его работы экспонировались на выставках, а фотопортрет сына Вадима был опубликован в журнале).

Читайте также: