Сообщение на тему фотокомпозиция

Обновлено: 28.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель и задачи учебного материала
Цель: получение навыков построения композиции кадра применительно к решению рекламно-дизайнерских задач; овладение методикой студийной съемки.

Задачи: знать основные понятия фотокомпозиции; научиться определять границы кадра; научиться находить смысловой
и изобразительный центр кадра; изучить основные приемы
и принципы построения фотокомпозиции; ознакомиться
с особенностями студийной портретной съемки; знать
виды света.

Фотокомпозиция (лат. сочинение, составление, соединение, связь) — продуманное построение изображения,
нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое: гармоничное и завершенное по линейному, световому
и тональному строю фотографическое изображение.

Фотокомпозиция (композиция кадра) является одним
из важнейших изобразительных средств в фотографии.

Кадровое окно фотоаппарата – это своеобразная картинная плоскость, в пределах которой размещается, компонуется материал. Эта плоскость представляет собой прямоугольник, заключающий в себе пространство, видимое в видоискателе фотоаппарата.

Композиционное построение фотографической картины начинается с нахождения границ кадра, выбора фрагмента пространства, которое должно быть зафиксировано на снимке. Первое, что предстоит сделать фотографу, наметившему для съемки конкретный объект или сюжет, – это ограничить рамкой кадра ту его часть, которая представляется автору самой важной и интересной.
Определение границ кадра

Для тренировки взгляда можно изготовить паспарту нужного размера из картона.

Чтобы сымитировать захват кадра объективом с фокусным расстоянием
50 мм, посередине листа формата А4 надо вырезать прямоугольник
9,5 × 14 см и поднести к глазам на расстоянии 20 см. Внутри этого окна будет почти все, что потом окажется на снимке. Для объектива 35 мм окно должно иметь размеры 13,5 × 20 см, а для 70 мм — 6,5 × 10 см.

Смотреть через рамку нужно одним глазом.

Определение границ кадра

Человек и фотоаппарат
по-разному воспринимают перспективу в пространстве.

Вертикали стен многоэтажных домов
мы видим параллельными. Мозг человека корректирует оптический рисунок. Объектив же переносит изображение
на светочувствительный элемент согласно законам оптики — чем дальше объект,
тем меньше его геометрические размеры.
Из-за этого на снимках стены домов сходятся в перспективе не только
по горизонтали, но и по вертикали.

Чем короче фокусное расстояние и шире угол охвата пространства объективом, тем перспективное схождение линий и объемов сильнее.

Объекты, снятые широкоугольным объективом и помещенные в углу кадра, будут выглядеть вытянутыми.
Этот эффект принято называть перспективным искажением. Хотя на самом деле именно восприятие человека в данном случае искажает реальность передачи пространства.
Необходимо научиться использовать этот эффект
в качестве художественного приема. Широкоугольный объектив может сделать небольшое помещение просторным. Телеобъектив – городскую площадь превратит
в тесный перекресток, а улицу
с редкими прохожими в сплошной поток пешеходов.

Цвет человек воспринимает также по-своему.

Белый лист бумаги мы будем видеть белым на улице в пасмурный день и в помещении, освещенном лампой в розовом абажуре. Посмотрите вечером на освещенные окна домов. Они разного цвета — оранжевые, желтые, голубоватые. Но, заходя в помещения с разными источниками света (лампами накаливания или дневного света),
мы не замечаем господства определенного оттенка цвета вокруг себя.
Мозг корректирует полученный зрительный сигнал. Только тренированный глаз видит рефлексы, то есть отражение окраски одного объекта на цветной поверхности другого. Фотопленка и матрица фиксируют рефлексы
с завидным упорством. В результате, например, объекты, снятые в тени листвы деревьев, будут нести паразитный зеленоватый оттенок.

Важная сторона композиционного решения кадра – получение изобразительного акцента на главном объекте изображения, который должен доминировать, привлекать внимание зрителя прежде всего. Смысловой центр кадра должен совпадать с центром зрительным.

При работе над портретом, пейзажем, натюрмортом фотограф имеет время подумать над этой проблемой и даже практически проверить различные варианты композиции. Событийная съемка, фоторепортаж практически не дают возможности для размышлений.
Смысловой и изобразительный
центр кадра

При центральном расположении объектов имеется вероятность недостаточной передачи динамики внутри кадра, и подобное построение является самым статичным.

Расположение объекта в левой или правой части кадра,
в верхней или нижней его половине, сразу же привносит ощущение движения и, возможно, даже напряженности.

Еще один способ получения динамичного снимка –применение диагональных линий, противопоставляемых вертикальным или горизонтальным.

Цвет также является одним из композиционных приемов построения кадра. Теплые цвета (красный, желтый, оранжевый) приближаются в кадре к зрителю, в то время как холодные цвета (синий, зеленый) удаляются в глубину кадра.

Цвет может оказывать влияние на наше восприятие пространственного объема, занимаемого элементами объекта (предметами и людьми) внутри кадра. Некоторые цвета делают их меньшими, а некоторые – большими по размеру. Это же можно сказать и о световых тонах белого и черного. К примеру, темные тона создают впечатление большего по объему пространства, чем светлые тона.

Существует несколько композиционных приемов, которые можно применять для получения изображений визуально гармоничных и приятных для глаза.

Правило одной трети

Правило действует
по принципу, что если делить изображение в соотношении 2:1, композиция обретает законченность.

Все, что необходимо для применения этого правила – разделить видоискатель камеры на 9 секторов воображаемыми вертикальными
и горизонтальными линиями.
Затем можно применять эту решетку для расположения наиболее значимых элементов.

Располагая объекты таким образом, автоматически получается наиболее выигрышная композиция.

Ритмический рисунок кадра

В фотографии ритм –
конкретный и довольно
мощный художественный прием;
ритм – упорядоченный
повтор в пространстве кадра основного композиционного мотива (деталей изображения).

Подобные композиционные построения используют, когда хотят подчеркнуть такие характеристики,
как множество, организованность, закономерность, протяженность, масштаб.

Повторение на снимке похожих объектов (например, деревья уходящей вдаль аллеи) называют линейным ритмом.
Он вносит в композицию равновесие и упорядоченность.

Для создания римтического эффекта также используют тональное чередование световых пятен и теней – тональный ритм, а также цветовых участков – колористическая ритмика.

С помощью ритма можно очень выразительно акцентировать
в кадре сюжетно важный объект. Для этого он должен оказаться диссонансом в четком ритмическом построении – своеобразной
белой вороной и нарушителем порядка организованного пространства. Диссонанс может быть противопоставлен как линейному,
так и тональному, а также колористическому ритмическому рисунку.

▪ Изо всех сил старайтесь не захватывать лишнего в кадр.
Хорошим является тот снимок, который обрезать, скадрировать уже нельзя.

▪ Толстые темные линии и пятна, упирающиеся в край кадра, растягивают снимок.

▪ Опасное воздействие имеет множество ярких, контрастных цветных пятен. Рябая фотография вряд ли будет хорошо выглядеть.

В кадре слишком много объектов, притягивающих внимание. Фотография распадается на несколько сюжетов, каждый из которых может быть отдельным снимком.

Фотограф не определился, что в кадре важнее: фронтон костела
или колокольня.

Линии перспективы уходят за пределы снимка.

Избегайте посторонних деталей.

Постарайтесь сосредоточить кадр
на одном объекте.

Хаотичный ритм темных линий стволов и пятен световых бликов мешают восприятию снимка.

Перспектива помогает выделить главный объект.

Преимущества студийной съемки
▪ Свет. Точнее, возможность создать практически любой характер освещения с помощью светового оборудования. Студийные источники света, отражатели, светоформирующие насадки и фильтры даруют почти неограниченную свободу творчества, ограниченную только пространством студии.

▪ Время. В студии у вас будет больше времени для осуществления выверенного подхода к каждому снимку. Прежде чем нажать на кнопку затвора, посмотрите на пространство, ограниченное с четырех сторон рамкой,
и убедитесь, что все элементы в кадре вносят свой положительный вклад в данную композицию.

Главный инструмент фотографа —
не фотоаппарат, а свет. Это он рисует на пленке или матрице пейзажи, портреты, натюрморты.

С помощью света решаются три фотографических задачи:
▪ техническая,
▪ изобразительная,
▪ композиционная.
Роль света

Виды света
1. Рисующий свет – основной, самый мощный источник света, создает световой (светотеневой) рисунок, подчеркивает объем, форму и фактуру. Не рекомендуется резко завышенное и заниженное положение.
Основное положение источника света на расстоянии
не менее 1,5–2 м от модели, по высоте выше уровня глаз. Бóльшая высота дает длинные тени.

2. Заполняющий (выравнивающий) свет – изменяет контраст снимка, смягчает тени. При любом повороте головы, его положение фронтальное по носу. Его задача – смягчить контраст тени. Желательно использовать с этим светом рассеиватель (зонтик).

3. Моделирующий свет – используется для подсветки волос, рук, для создания бликов на украшениях.
Узкий пучок света с ограничителями светового потока.
Располагается за моделью или сбоку.

4. Контровой свет (контражур) – располагается за моделью
и направлен в ее сторону. Подсвечивает модель сзади,
может быть самостоятельным (при съемке в профиль)
и дополнительным. Устанавливается на уровне головы.
Роль контрового освещения может выполнять солнце.

5. Фоновый свет – может быть общим или локальным (высвечивает отдельные участки). Убирает ненужные
тени с фона.

Положение источников света относительно фотокамеры
Проходящий свет
(мягкое, спокойное освещение)
Отраженный свет
Плоский свет
Объемный свет

Основная задача портретной съемки – создание атмосферы, в которой модель может расслабиться
и проявить себя. Хорошие шутки и отвлеченный разговор важнее, чем самая модная фотокамера.

Правила портретной съемки
▪ Человеку нужно пространство для движения и возможность менять позы – тогда ему проще расслабиться.

▪ Очень важный этап – суметь вызвать эмоции и запечатлеть их.

▪ Не следует снимать портрет с очень близкого расстояния
для получения изображения в крупном масштабе.
Это неизбежно приведет к искажению внешности: увеличит нос, руки, непропорционально удлинит ноги.

▪ Точка съемки влияет на пропорции лица. Самым широким будет лицо, расположенное в фас, поворот в сторону от фотоаппарата сделает лицо уже. Выбирая очень низкую точку съемки, зрительно увеличивается размер подбородка и щек – не стоит опускать камеру ниже уровня плеч. При съемке модели в фас, ровные плечи будут слишком статичны и лишат снимок динамики. Предпочтительней разворачивать модель хоть немного в сторону.

Правила портретной съемки
▪ Наилучшая высота съемки:
головной портрет – объектив на уровне глаз;
поясной – на уровне подбородка;
поколенный – на высоте груди;
во весь рост – на уровне пояса.

Светом можно подчеркнуть или смягчить черты лица, создать абсолютно разное настроение.

▪ Лучше разделять тени на лице: кончик носа не должен соприкасаться с линией щеки, или с линией губ.

▪ Светлое в кадре – всегда главное, именно оно привлекает внимание в первую очередь. Светлые пятна на фоне не должны быть ярче лица.

▪ Фон должен контрастировать с цветом волос и одежды модели. Подойдет любой приглушенный тон (предпочтительнее белый, синий). Необходимо, чтобы человек сидел или стоял на расстоянии
не меньше полутора метров от фона: таким образом фон будет больше размыт (не в фокусе) и на него не попадет тень от фигуры.

На данном портрете изображено лицо человека с сильным характером. На снимке виден только один глаз объекта, который смотрит прямо в объектив и сквозь него на зрителя.

Использование подобных тона
и контура на данном двойном портрете создает впечатление трехмерности объектов. Треугольные формы всегда создают стабильные кажущиеся трехмерными композиции. Данная тенденция усиливается на портрете темной одеждой объектов и преднамеренной недостаточной освещенностью нижней части кадра, что добавляет объектам весомость.

Сильно выраженные диагональные линии, образуемые позой объекта и положением его тела
в целом, а также линия направления его взгляда, которая выводит зрителя за рамки снимка, наполняют данный портрет динамикой и напряжением.
Объект, располагающийся в центре композиции, обычно делает ее очень статичной. Здесь же, однако, фотограф выстроил кадр так, что поза, принятая объектом, противодействует вышеуказанному правилу.

Данная фотография нарушает правила портретной композиции – зритель практически не видит лицо объекта и не встречается с ним взглядом. Но правила для того
и существуют, чтобы их нарушать,
и данный снимок представляет собой забавный портрет, вызывающий добрые чувства. При делении кадра горизонтальными и вертикальными линиями на три части, любой из элементов, расположенный на одной из этих линий, получает дополнительный акцент.

Рекомендуемая литература
1. Гейлер М. Цифровая фотосъемка. Тонкости освещения / М. Гейлер,
Д. Чайлд. — М.: НТ Пресс, 2007. — 192 стр.

2. Фрост Ли. Современная фотография / Л. Фрост. М.: АртРодник, 2003. — 160 с.: ил.

3. Железняков В. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор /
В. Железняков. — М.: ВГИК, 2001. — 268 стр.

4. Хилтон Д. Студийный портрет. Руководство по классическому портрету / Д. Хилтон. Обнинск: Титул, 1997. — 160 стр.

5. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии / Л.П. Дыко. — М.:
Высшая школа, 1988. — 176 стр.

Использование материалов презентации

Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также
с учетом требований настоящего Заявления.

Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации
в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

История композиционного построения в фотографическом искусстве началась с рождения фотографии и развивалось в паралелли с ней, являясь источником вдохновения для авторов. Молодое поколение ищет новые пути и изобразительные средства для перехода от механического копирования действительности к художественному отображению, воплощая творческие задумки.

Что такое композиция

Композиция раскрывает художественный замысел профессионала (тандем разума и чувств) и привлекает внимание к фотографии. Композиция, как правильно сложенные части пазлов, которые в итоге дают привлекательную картинку, исключая лишние и второстепенные детали.

Задача художника

Цель фотографа – установить верное соотношение разрозненных элементов кадра и объединить завершенную и законченную по световому, тональному и линейному строю картинку, а также довести идею до сознания зрителя.

Реализм и идеализм – направления фотокомпозиции. У фотографии и изобразительного искусства много общего. Снимки и картины представляют реальность, пропущенную через воображение и взгляд творца. Художник начинает с чистого холста — убирает или добавляет что угодно. Фотограф же видит заполненную компонентами сцену и избирательно устраняет ненужные элементы, доводя до идеала. Поэтому не всегда кадр бывает правдивым, а документальность той или иной фотографии можно подвергнуть сомнению.

Жанрово-тематические виды фотокомпозиций

Для создания грамотных изображений применяются следующие техники:

· предметные (натюрморт) – помещение объекта в фокус и построение композиции снимка на контрасте с фоном;

· портретные – правдивость и выразительность изображаемого человека на снимке зависит от понимания фотографом его сущности;

· событийные – снимая сложные сюжеты, недопустимо нагромождение элементов, нужна беспристрастность и объективность к событию;

· пейзажные – расположение на мысленном экране достопримечательностей пейзажа в точках пересечения третей – даст акцент на ключевые моменты кадра (правило третей).

Элементы изобразительности

В живописи нужны краски, в литературе – слово, в музыке – звук, а в фотографии – тон, линии и пространство:

1. Цветовая композиция – тона эмоционально воздействуют на человека.

2. Правило диагоналей – использование линий (провода, дорога, рельсы), даст возможность управлять взглядом зрителя.

Привлеките внимание зрителя при размещении главного объекта фотографии с помощью проверенных правил композиции.

Виноград, нарезанный апельсин и стакан воды на столе

Что такое фотокомпозиция?

Правила композиции

Правильная композиция — это не только фокусировка на главном объекте. Ниже перечислены наиболее распространенные правила композиции для фотографов, которые хотят создавать интересные снимки.

Стоящий человек, одетый в синюю ткань, которая развевается на ветру

Сбалансированный аэрофотоснимок океана и пляжа

Человек, сидящий в комнате с большим количеством ковров и красной мягкой мебели

Два цветка тюльпана, направленные друг к другу

    Использование направляющих линий, фокуса и глубины резкости

Фотография делает плоским трехмерное изображение. Чтобы сохранить ощущение пространства и глубины, фотографу необходимо знать, что находится в кадре и на чем сфокусировать изображение.

Направляющие линии — это визуальные элементы, которые притягивают взгляд зрителя к объекту или точке фокусировки. Эти элементы могут быть любыми: например, дороги, уходящие вдаль, рука, вытянутая в направлении какого-либо объекта, ветви деревьев, поднимающиеся к луне, — все, что привлекает внимание к чему-либо. Эти линии придают плоским поверхностям ощущение глубины, трехмерности и формы.

Фокусировка и глубина резкости также добавляют иллюзию трехмерности фотографии. Малая глубина резкости может создать впечатление, что зритель смотрит на предмет, который находится прямо перед ним, и создает эффект глубины и масштаба даже на плоской фотографии.

Человек, плавающий в бассейне

Рука, держащая цветок

  • Улучшайте композицию с помощью обрезки в процессе постобработки

Если композиция фотографии не совсем удачная, часто ее можно улучшить в процессе постобработки с помощью быстрой обрезки. Объект на фотографии может быть расположен неоптимальным образом. Но, просто переместив край кадра, зачастую можно найти качественное изображение внутри неудачного снимка.

Как добиться нужной композиции

Хорошие фотографы умеют видеть красоту объектов и сцен. Композиция — это инструмент, с помощью которого они могут помочь другим людям увидеть то, что видят они. Они объединяют элементы окружающего мира и с помощью своего оборудования и навыков красиво размещают их в прямоугольном кадре. Это относится к фотографиям любого типа, будь то портретная фотография во весь рост, пейзажная фотография грандиозных масштабов или макросъемка миниатюрных миров.

Одной из причин, по которой некоторые снимки выделяются на фоне других – мастерское владение искусством фото композиции кадра.

Всем известная крылатая фраза гласит:

"Правила созданы для того, чтобы их нарушать."

Но не зная правил построения кадра — мы не знаем, что нарушим, и к чему все это приведет.

Итак, если вы задаетесь вопросами о том какой пустой кадр, потерялись важные детали, как расположить большое количество объектов в одном кадре, то этот блог для вас, приступим

Начать стоит с определения.

Совет №1: Используйте правило золотого сечения и правило третей

Правило третей

Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, которую вы видите на изображении. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий:

Понятие фото композиции – 21 совет - №1

При съемке природных пейзажей наиболее интересными получаются те фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонт? Это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. В первом случае это красивый пейзаж на земле. Во втором случае делаем акцент на интересном, выразительном небе:

Правило золотого сечения

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием "Золотого сечения". Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.

Понятие фото композиции – 21 совет - №3

Правило диагоналей

Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий, показанных на примерах. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

Понятие фото композиции – 21 совет - №4

Понятие фото композиции – 21 совет - №5

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, и ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально:

Правило диагонального золотого сечения

Еще одно применение правила "золотого сечения". Наложим диагональную сетку на изображение таким образом, как показано на фотографии ниже. Главные объекты изображения должны быть расположены в полученных секциях.

Понятие фото композиции – 21 совет - №6

Хорошо, вернемся к теме совета

Автор изображения — Artem Yankovsky

Если расположить линию горизонта по одной из этих линий, то кадр будет смотреться гармоничней.

Автор — Francis Gagnon

Не стоит располагать дерево или столб в центре – такое расположение разделяет поле кадра на две независимые части, и запутывает зрителя – он не может определить какая часть кадра важнее.

Автор — Caras Ionut

В данном случае кадр очень удачно дополняет собака. Без нее фотография выглядела бы очень пустой.

Совет №2: Геометрическая композиция

Все объекты нашего мира можно подогнать под простые геометрические формы – линия, треугольник, квадрат, эллипс, круг.

Каждая из этих форм будет вызывать определенные эмоции.

Если долго смотреть на квадрат или прямоугольник возникает ощущение стабильности.

Автор — Steve (Maxx) Landeros

Треугольник, стоящий на основании смотрится устойчивым, а если его поставить на вершину? От устойчивости не останется и следа, кажется, что он вот вот упадет.

Автор — Garry Schlatter

Круг ассоциируется с уютом, спокойствием.

Автор — Nadya Chudina

Совет №3: перспектива, выделение пространством

Человек смотрит на мир двумя глазами, и за счет этого все объекты мы видим объемно. Современный фотоаппарат пока еще передает двухмерную плоскую картинку. Для того, чтобы передать объем на фотографии (глубину пространства или перспективу другими словами) нужно использовать передний, средний и задний план.

Например: вы фотографируете пейзаж. На передний план можно поставить камни, на средний — деревья, на задний — горы.

Автор — Gary McParland

Еще один способ передать объем на фотографии – главный объект ставится на передний план, а фон размывается. Один из способов размытия фона – использование максимально открытой диафрагмы.

Совет №4: Тональная перспектива

Ощущение объема также можно передать и с помощью цвета.

Автор — Martin Rak

Темные предметы кажутся нам более близкими, светлые – удаленными. Если передний план будет темнее заднего, то ощущение глубины усилиться.

Совет №5: Цветовая композиция

Каждый цвет имеет свое эмоциональное воздействие на человека.

Теплые цвета – оранжевый, желтый, красный напоминают нам лето, солнце, тепло. Такие же ассоциации возникают при просмотре фотографий, выполненных в этих цветах.

Автор — Dave Williams

Холодные цвета – синий, розовый, фиолетовый – отдаляют объект от зрителя и ассоциируются с холодом, зимой, водой.

Автор — David Mould

Насыщенность цвета также влияет на эмоции зрителя.

Мягкие тона создают ощущение покоя и ностальгии.

Яркие краски используются для привлечения внимания, напористости, чувственности, поэтому их зачастую используют в рекламной фотографии.

Следует осторожно относиться к подбору цветов в кадре, иначе может получиться несуразица – композиция будет попросту разваливаться.

Избегайте ярких цветовых пятен в стороне от главного объекта съемки, иначе это будет отвлекать зрителя.

Совет №6: Черно-белая фотография

Поклонники черно-белой фотографии знают, что белый цвет кажется объемней черного.

На черно белом снимке глаз в первую очередь схватывает самые светлые пятна и только потом переходит к темным.

На этом эффекте основана следующая иллюзия:

На листе в ровную черно-белую полоску будет казаться, что белые полоски шире.

Ярко белый предмет будь он на переднем или заднем плане обязательно покажется в этой композиции главным.

Совет №7: Используйте правило диагоналей

В идеале мы с вами должны научиться управлять взглядом зрителя: мы должны взять зрителя за руки и привести к главному объекту кадра.

Как это сделать, спросите вы?

Для этого нужно использовать различные линии – дорога, провода, линия берега, рельсы, в общем все, что вашей душе угодно (даже линию взгляда). Линии не обязательно должны быть прямыми.

Автор — David Nightingale

Восходящие линии, ведущие из левого нижнего угла в правый верхний выглядят напряженнее нисходящих, это может быть связано с тем, что мы читаем слева направо, сверху вниз, здесь же взгляд должен вскарабкиваться наверх, что требует больших усилий.

фото композиция - линии

Восходящие линии ассоциируются с динамикой, движением.

Нисходящие линии – из вершины левого верхнего угла в правый нижний, ассоциируются они со спокойствием и умиротворением.

фото композиция - контрасты

Совет №8: Контрасты

Бросится ли вам в глаза белый объект на черном фоне или красный на зеленом? Думаю, что да.

Главный объект съемки должен отделяться от фона, а не сливаться с ним.

Если объект контрастирует с фоном, то мы сразу обратим на него внимание.

Автор снимка - Panumas Pattanakajorn

А вот исключение из правил.

Автор снимка - Jules Cox

Несмотря на то, что животное сливается с фоном, оторвать взгляд от фотографии невозможно.

Совет №9: Ракурс или точка съемки

Нормальная точка съемки – на уровне человеческих глаз, это то, как мы привыкли наблюдать за окружающим нас миром – мы все так видим.

Применяют такой ракурс для съемки классических портретов. Большая часть фотографий сделана именно так.

Автор снимка - Jason Lee

Нижняя точка съемки.

Фотоаппарат (и скорее всего мы вместе с ним) находится внизу. Точка съемки ниже привычного уровня глаз.

В данном случае объекты начинают выглядеть не так, как мы к этому привыкли, тем самым испортить кадр проще простого.

Появляются искажения – ноги у модели кажутся длиннее, голова меньше (особенно данный эффект проявляется на короткофокусных объективах).

С этого ракурса лучше снимать динамичные сцены – бег, танцы, прыжки.

Автор снимка - Alex Evers

Верхняя точка съемки – фотоаппарат находиться выше уровня глаз человека. Снимки, сделанные с этого ракурса, выглядят спокойными и статичными.

Автор снимка - Pollo Olivera

Совет №10: Ритм в фотографии

Ритм – повторение похожих или одинаковых линий в кадре.

По дорожке из чередующихся объектов взгляд наблюдателя можно увести куда угодно, главное пользоваться этим правилом с умом.

Автор снимка - Brian Day

Совет №11: Использование внутренних связей

При создании снимка необходимо, чтобы между предметами в поле кадра была связь.

Предметы могут быть связаны по форме, цвету, смыслу, люди, расположенные в кадре могут быть связаны линией взгляда.

Автор снимка - Dean Bradshaw

Совет №12: Горизонт должен быть горизонтальным

Делайте поверхность воды и плывущих кораблей горизонтальной, иначе это будет резать глаз.

Автор снимка - Roger Sharp

Совет №13: Аккуратней с кадрированием

Этот совет особенно актуален для портретов.

При фотографировании людей не стоит обрезать части тела как попало.

Фотографируйте либо всю фигуру, либо до бедра.

Руки правильнее обрезать до плеча, а не до кистей.

Совет №14: Избегайте пустот

Избегайте больших пустых пространств, таких как чистое небо, равнина, вода, постарайтесь чем-нибудь заполнить пустоту. Например, на передний план можно поместить ветку дерева, камень, фигуру человека или еще что-нибудь.

фото композиция 13

Совет №15: Простота

Сделайте кадр простым и понятным, уберите с него все лишние детали, отвлекающие зрителя от главных объектов. Ненужный мусор (и в буквальном смысле этого слова тоже) из кадра можно убрать с помощью графических редакторов — Adobe Photoshop и Adobe LightRoom.

фото композиция 12

Сделайте кадр максимально большим. Это позволит зрителю быстрее понять смысл изображения без продолжительных блужданий по всей картинке.

Совет №16: Баланс

Постарайтесь сделать сбалансированную композицию так, чтобы правая часть фотографии не выглядела тяжелее левой (или верхняя тяжелее нижней).

фото композиция 11

Я уже говорил, что разные цвета воспринимаются по-разному. Стоит теперь упомянуть одинаковые цвета.

фото композиция 10

Один и тот же цвет будет восприниматься по разному в зависимости от занимаемой им площади. Черное пятно может быть уравновешено — чуть большим по площади серым.

фото композиция 9

А вот для того, чтобы уравновесить черное пятно белым цветом, пропорции будут уже совсем другими. Для этого понадобиться очень много белого цвета.

Совет №17: Аккуратней с линиями в кадре

При фотосъемке людей следите, чтобы линия горизонта или другие линии фона (столб, дерево) не проходили через голову человека. Иначе может получиться иллюзия, будто у человека выросли рога из головы, или столб… Что явно не добавит красоты снимку. Для того, чтобы избежать этого, нужно всего лишь изменить точку съемки.

Совет №18: При съемке портрета следите за глазами

При фотосъемке портрета очень важную роль играют глаза, поэтому и фокусироваться нужно именно по ним.

фото композиция 8

Если фокус поймать сложно попробуйте сфокусироваться по пуговице на груди.

Совет №19: Съемка движущихся объектов

Когда фотографируете движущийся объект, оставляйте ему место для движения – располагайте его так, как будто он только что зашел на фотографию, а не покидает ее.

фото композиция 7

Съемка с проводкой позволяет размыть фон и лучше передать эффект движения.

фото композиция 6

Еще один способ размывания фона — изменение фокусного расстояния. Во время экспонирования кадра меняется фокусное расстояние, при этом получается эффект размытости, при котором линии устремлены в центр.

Съемка с проводкой несколько легче чем данных эффект (во всяком случае для меня).

Как вы уже успели понять — если фон размыть, то эффект движения передастся лучше.

Совет №20: Используйте нечетное число одинаковых предметов

Три одинаковых предмета (растения / животного) будут выглядеть лучше, чем два или четыре

фото композиция 5

Совет №21: Симметрия

Помните, я рассказывал, что симметрия это зло и от нее нужно отучаться? Этому посвящены статьи про правило золотого сечения в фотографии иправило третей в фотографии.

Это действительно так, но есть и исключение из правил.

Симметрия достаточно часто встречается вокруг нас (посмотрите в зеркало), архитектура и другие предметы в нашей жизни используют симметрию.

фото композиция 4

В природе это более редкое явление. Деревья, скалы, камни и еще целая гора примеров ассиметричных предметов.

фото композиция 3

Когда уместна симметрия спросите вы?

Если вы хотите передать спокойствие, статичность, умиротворенность – смело используйте симметрию.

фото композиция 2

Правило симметрии можно использовать при съемке архитектуры, пейзажей с отражением в воде, также могут получиться интересными снимки с отражением в зеркале.

фото композиция 1

Смело нарушайте все правила, если знаете, чего и как вы хотите добиться от данного кадра.

Композицию нужно рассматривать как набор ингредиентов, взяв которые, можно приготовить отличное блюдо – фотографию.

Комментарии:

очень полезная статья .просто и доходчиво.думаю новичку будет не только интересно ,но и безусловно полезно.

Спасибо, статья, однозначно, помогает в фотографии, используя элементарную психологию, и настраивает фотографа на творческий лад..

Очень даже научно !
НО!
Забыли добавить, что нарушая закон "золотого сечения", вероятнее всего получаете искомый Золотой кадр !
Кто не согласен?
Кто помнит про Афродиту ?

ВРОДЕ БЫ всё аргументировано и правильно. НО. во время съёмки существует фактор освещённости и наведение рескости на объект. Особенно при динамичной съёмки.
Фактор случайности играет первостепенную роль.

Хорошая публикация! Один вопрос: по аналогии с заголовком слово "фотограф" следует писать "фото граф"?

Основы композиции в фотографии

  1. Общее определение термина
  2. Что такое композиция в фотографии?
  3. Цель композиции
  4. Задание для начинающих

1) Общее определение термина

Если спросить Википедию, то узнаем:

2) Что такое композиция в фотографии?

Основы композиции в фотографии

Разбор примера

Основы композиции в фотографии

Построение изображения в конечном итоге становится очень естественным процессом. При достаточной практике, вам даже не придется думать о размещении этих элементов. Ваше подсознание сделает это за вас. Ваши пальцы будут устанавливать правильные настройки, ваш взгляд будет направлять кадрирование. Плохая композиция мгновенно покажется вам неестественной и просто неправильной. Чем больше у вас опыта, тем лучше вы сделаете выбор. Лучший способ расти как фотограф — это не спешить с решениями и безоговорочно доверять своему подсознанию, а изучать новые способы компоновки изображения. Не то чтобы вам не следует доверять своей интуиции — вы должны. Но не забудьте также подумать, поэкспериментировать, сделать несколько снимков и проанализировать их во время постобработки. Посмотрите, что работает лучше всего, попытайтесь понять, почему, а затем поэкспериментируйте еще раз.

3) Цель композиции

4) Задание для начинающих

Это простое задание для начинающих фотографов, которые хотели бы вместе с другими читателями активно учиться.

А также рекомендую ознакомиться с ранее опубликованной статьей о композиции.

Читайте также: