Сообщение на тему формирование кубанской литературной традиции в конце 18 века

Обновлено: 06.07.2024

Разговор о людях, живших, трудившихся и прославивших нашу Кубань в начале XIX века. Цель урока – составление портретной галереи наших первых литераторов, своими делами, поступками и всей жизнью прославивших свою малую Родину.

ВложениеРазмер
Творчество кубанских писателей первой половины XIX века 80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Становление литературы Кубани

Цель: познакомить учащихся с творчеством кубанских писателей первой половины XIX века

Задачи: формировать целостное представление о кубанской культуре и казачьем быте; развивать интерес к литературе родного края и желание ее изучать, развивать умения поиска информации по заданной теме, владения навыками публичного выступления

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация

Тип урока: изучения новых знаний

Форма урока: групповая работа (класс делится на три группы, каждая из которых заранее получила задание подобрать материал о выдающихся литераторах по номинациям)

Служа другим, сгораю

  1. Организационный момент (приветствие учителя и учащихся, подготовка к работе)
  2. Проверка домашнего задания (задача – контроль за уровнем усвоения пройденного материала)
  3. Изучение нового материала
  1. Слово учителя:

– Мы живём в прекрасном крае, где есть всё: чудесный климат, разнообразная природа, богатые плодородные земли, много полезных ископаемых, но самое большое богатство Кубани – это замечательные люди.

Сегодня на уроке мы поговорим именно о людях, живших, трудившихся и прославивших нашу Кубань в начале XIX века. Цель нашего сегодняшнего занятия – составление портретной галереи наших первых литераторах, своими делами, поступками и всей жизнью прославивших нашу малую Родину. На прошлом уроке вы получили задание собрать материал о кубанцах, внесших свой вклад в становление литературы нашего края. Каждая группа предложит свои кандидатуру в портретную галерею и с помощью собранного материала познакомит нас с ним

Вашему вниманию предлагаются следующие номинации:

Первая номинация: “За старание заслуживать звание добрых и полезных граждан во внутреннем благоустройстве” Кубани (цитата из “жалованной грамоты” Екатерины II)

Вторая номинация называется “Служа другим, сгораю”

Третья номинация – “За “написание” истории родного края и вклад в культуру Кубани”

Учащимися были предложены следующие кандидатуры: в номинации «За старание заслуживать звание добрых и полезных граждан во внутреннем благоустройстве Кубани начала 19 века –Головатый Антон Андреевич; (портреты высвечиваются на мультимедиа); вторая номинация – Кирилл Васильевич Россинский; третья – Яков Герасимович Кухаренко

Под командой Головатого казаки на лодках взяли неприступную крепость Березань, отличились при осаде Бендер, потопили и сожгли 90 турецких судов во время штурма Измаила. Но опустим здесь описание военных заслуг Головатого, хорошо известных из исторической литературы, и обратимся к тем свидетельствам, которые помогут воображению читателей лучше представить эту колоритнейшую фигуру.

(Слушание аудио-записи в исполнении ансамбля “Криница”)

А вот несколько выдержек из его писем Чепеге, отправленных из персидского похода и свидетельствующих о несомненной любознательности автора.

Вообще переписка Головатого с Чепегой отличается какой-то человеческой теплотой, не очень соответствующей расхожим представлениям о том суровом времени.

Плоды своих трудов Головатому увидеть не довелось.

24 декабря – открытие Памятной доски основателю Войскового певческого хора Черноморского казачьего войска протоиерею Кириллу Васильевичу Россинскому

Просмотр видео-ролика “Открытие мемориальной доски К.В.Россинскому”

Работа с эпиграфом:

Древнее латинское изречение "Aliis inserviendo consumor!", что означает “Служа другим, сгораю”, было главным девизом жизни Кирилла Васильевича Россинского – выдающегося просветителя Кубани, протоиерея Черноморского казачьего войска

– Как вы понимаете эти слова?

(Латинское выражение “Служа другим, исчезаю” (consumere) – “растворение в чём-то”. Поскольку речь идёт о человеке, то постепенно раствориться в людях до конца он может только в духовном смысле – в служении человечеству

– Кухаренко Я.Г . – генерал-майор, атаман Черноморского казачьего войска, первый на Кубани писатель, историк, этнограф. История не сохранила точных сведений о дате рождения Я.Г. Кухаренко. Наиболее вероятной датой является 1799 г. Так как в 1799 г. отец Якова Герасимовича служил в должности капитана Ейского окружного управления, то местом рождения Кухаренко вероятнее является город Ейск. Детские и юношеские годы Я.Г. Кухаренко совпали с тем временем, когда Черноморское войско еще только формировалось и когда в нем еще были свежи и ярки воспоминания о недавних порядках и вольностях, вынесенных основателями войска из Запорожской Сечи. Именно это обстоятельство и было причиной того украинско-патриотического и демократического настроения, которое служит наиболее характерной чертой его личности. 1 января 1811 г. Кухаренко поступил в Черноморскую войсковую гимназию. Основным запасом знаний писатель обязан скромному Екатеринодарскому училищу, превращенному неустанными усилиями замечательного педагога и публициста К.В. Российского в образцовое. 14-летним подростком Кухаренко поступил на службу сотенным есаулом в артиллерийскую пешую полуроту Черноморского казачьего войска и в течение 25 лет с 1814 по 1839 год постоянно находился на кордонной службе. Служба была боевая с постоянными тревогами и походами. В течение этого времени Кухаренко участвовал в 44 сражениях, в том числе во взятии Анапы во время русско-турецкой войны в 1828 г. О большой храбрости Якова Герасимовича говорит тот факт, что при его служебном положении он, мог бы уклониться от половины сражений. Но он не сделал этого. В октябре 1839 г. заканчивается первый, наиболее продолжительный период боевой службы Я.Г. Кухаренко. С этим периодом совпало и начало его литературной деятельности. Переменным в судьбе писателя стал 1834 г., когда войсковая администрация по случаю 40-летия образования Черноморского казачьего войска решает отметить это событие созданием первого свода документов, относящихся к его истории. Понадобились штатные летописцы, и выбор пал на командующего пешей артиллерийской ротой Якова Кухаренко.

Не намного пережил Яков Герасимович своего друга. 19 сентября 1862 г., по дороге из Черномории в Ставрополь Кухаренко был захвачен группой горцев в плен. 26 сентября генерал Я.Г. Кухаренко умер. Только 6 октября 1862 г. Кухаренко был похоронен на Екатеринодарском кладбище с подобающими воинскими почестями.

Памяти протоиерея Кирилла Россинского

24 декабря – День памяти выдающегося просветителя Кубани, основателя Войскового певческого хора, войскового протоиерея Черноморского казачьего войска Кирилла Россинского (просмотр видеоролика об открытии памятной доски (ГТРК “Кубань”)

– Можно ли девиз жизни Кирилла Васильевича Россинского “Служа другим, сгораю” взять эпиграфом для всего урока? Докажите

– Каждый из вас в будущем может своими делами прославить свою малую Родину Кубань, и по примеру этих людей ваши портреты тоже будут украшать Портретную галерею лучших людей Кубани

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Становление литературы Кубани.pptx

Становление литературы Кубани первой половины XIXвека

Описание презентации по отдельным слайдам:

Становление литературы Кубани первой половины XIXвека

Становление литературы Кубани первой половины XIXвека

На задней части постамента написан текст песни, автором которой является суд.

На задней части постамента написан текст песни, автором которой является судья войска верных казаков черноморских Антона Головатого: Ой годи нам журитися Пора перестати Дiждалися вiд Царицi За службу заплати Дала хлiб-ciл i грамоту За вiрнiи службы От тепер ми милi браття Забудемъ всi нужды В Тамани жить вiрно служить Грянницю держати Рыбу ловить горiлку пить Ще й будемъ багати Та вжеж можно и женитися I хлiба робити А хто прийде iз невирных То як врага бити Слава Богу и Царицi I покiй Гетьману Злiчили нам в серцях наших Велику рану За здоровье ж ми Царицi Помолимось Богу Що вона нам указала На Тамань дорогу Памятник в ознаменование 100-летия высадки на берегу Тамани первых запорожских переселенцев (25 августа 1792 г.)

Антон Андре́евич Голова́тый (1732 (по иным данным 1744) — 28 января 1797 — к.

Антон Андре́евич Голова́тый (1732 (по иным данным 1744) — 28 января 1797 — казачий атаман, войсковой судья, бригадир (это звание старше полковника, но ниже генерал-майора), один из основателей и талантливый администратор Черноморского казачьего войска, инициатор переселения черноморских казаков на Кубань

Кирилл Васильевич Россинский (1776-1825) Родился г. Новомиргороде Херсонской.

Кирилл Васильевич Россинский (1776-1825) Родился г. Новомиргороде Херсонской губернии в семье священника. Образование получил в Екатеринославской семинарии. Восемнадцатилетним юношей приехал на Кубань, где был переведён на должность войскового протоиерея. Основоположник многих учреждений культуры на Кубани: уездного училища, десяти приходских станичных училищ, войсковой гимназии, войскового певческого хора. Подготовил и опубликовал учебник правописания для народных школ. Участвовал в создании первой на Кубани типографии, сиротского и инвалидского домов. На свои средства содержал учеников Екатеринодарского училища. Похоронен в г. Екатеринодаре при Войсковом соборе. В честь кубанского просветителя назван один из ВУЗов Краснодара – институт международного права, гуманитарных наук и управления


В 1803 с приездом на Кубань священника К.В.Россинского начали открываться шко.

Автограф К.В. Россинского

Автограф К.В. Россинского

Памятная табличка с горельефом, изображающим знаменитого кубанского просветит.

Памятная табличка с горельефом, изображающим знаменитого кубанского просветителя, священника, основателя Войскового певческого хора, открыта в городе Краснодаре на здании центрального концертного зала (улица Красная,5)

Кухаренко Яков Герасимович — исправляющий должность начальника штаба и наказн.

Кухаренко Яков Герасимович — исправляющий должность начальника штаба и наказного атамана Черноморского (Кубанского) казачьего войска с 19 октября 1852 г. по 30 июня 1856 г., генерал-майор, украинский писатель. В 1856 г. он в качестве депутата от Черноморского казачьего войска присутствовал в Москве при короновании Александра II. В 1861 г. стоял во главе черноморцев, предназначенных к переселению за Кубань. Был награждён орденом св. Георгия 4-й степени, кавалер орденов: Святого Владимира ІІІ и IV ст. (последний с лентой), Святой Анны ІІ ст., Святого Станислава І и ІІ ст.

В доме казачьего атамана Якова Кухаренко, одного из первых кубанских литерато.

В доме казачьего атамана Якова Кухаренко, одного из первых кубанских литераторов, историков, этнографов, размещается Литературный музей Кубани

А.А.Головатый Я.Г.Кухаренко К.В.Россинский Литераторы Кубани первой половины.

А.А.Головатый Я.Г.Кухаренко К.В.Россинский Литераторы Кубани первой половины XIX века

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Зачетный Опарыш

Лучший ответ:


Таня Масян




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.


Без казаков сегодня невозможно поддержание общественного порядка на Кубани, охрана природных ресурсов, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в армии. Весома роль войска и в общественно-политической жизни края. Поэтому десятилетие возрождения кубанского казачества стало событием для всех кубанцев.

Кстати, недавно появился и новый термин - "неоказачество". Кое-какие деятели пытаются оторвать казаков от древних корней, которые с молоком матери впитали в себя нынешние носители казачьей идеи - наши старики. Дескать, не было возрождения казачества, оно давно умерло. Но большинство жителей Кубани уверены, что не было разрыва исторических традиций и культуры казаков, казачий дух всегда присутствовал в наших хуторах и станицах, а поэтому говорить о неоказачестве кощунственно. Казачество обречено на расцвет, потому что идея возрождения пошла вглубь и вширь, привлекла к ним новых носителей казачьей идеи - нашу молодежь. Мы бережно храним традиции предков, поем дедовские песни, пляшем народные танцы, хорошо знаем свою историю, гордимся своими казачьими корнями. Значит - уверенно шагаем в третьем тысячелетие!

О традиционной народной культуре целесообразно начать с истории заселения Кубани, т.к. именно в этом историческом событии заложены истоки культуры кубанского казачества.

Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южно-русских, восточно-украинских и других народов.

Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.

Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

Особенно часто фотографировались в годы первой мировой войны, в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

Казачий костюм. Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или наговицы.

Кровопролитные войны начала XX века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку - на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.

Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.

Казачья пища. Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства. Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать зажарку. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.

На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.

Семейный и общественный быт. Семьи на Кубани были большие, что объяснялось распространением хуторского натурального хозяйства, с постоянной нуждой в рабочих руках и, в какой-то мере, со сложной обстановкой военного времени. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший 18 лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение а военных лагерях. При достижении 21 года он поступал на 4-х летнюю срочную службу, после завершения которой приписывался к полку, и до 38 лет должен был участвовать в трехнедельных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные сборы. Все это требовало много времени, поэтому в казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение. Рождение 5-7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Некоторые женщины рожали по 15-17 раз. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.

Крестьянско-казачья педагогика всегда следовала житейским заветам, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду. В казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу - умению разумно жить.

В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.

В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору - уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьей в поле, домашними делами занималась свекровь или старшая невестка.

Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.

Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь, своеобразное место духовного общения.

Обряды и праздники. На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны.

Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый Год, Масленицу, Пасху, Троицу.

Начинать об этом празднике надо с Великого поста. Ведь именно он - подготовка к Пасхе, период духовного и физического очищения.

Устная разговорная кубанская речь - ценный и интересный элемент народной традиционной культуры.

Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов - русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.

Речь кубанских казаков пересыпалась поговорками, пословицами, фразеологизмами.

Словарь фразеологизмов говоров Кубани издал Армавирский педагогический институт. В нем собрано более тысячи фразеологических единиц типа: бай дуже (все равно), спит и курей бачит (чутко спит), бисова нивира (ничему не верящий), бить байдыки (бездельничать) и др. Они отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии - устойчивом словосочетании, запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное, уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность и меткость.

Народные промыслы и ремесла - важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавались истинные произведения искусства.

Гончарное производство - типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду.

Очевидцы и бытописатели из всех народных промыслов выделяли ткацкое производство. Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольникл, рубахи. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.

Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы «ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки - бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.

Наши предки умели мастерить домашнюю утварь ажурного плетения в славянском стиле. Плели из камыша, тальника, тростника колыбели, столы и стулья, корзины, лукошки, дворовые ограды - плетень. В станице Марьянской этот промысел сохранялся до сих пор. На рынках Краснодара можно увидеть изделия на любой вкус хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.

Российское общество в ходе преобразований столкнулось со сложными нравственными, политическими, экономическими проблемами, которые не могут быть решены без помощи гуманитарной науки. Людей волнуют заботы о будущем, но при этом у них никогда не иссякнет интерес к прошлому, к своей истории. Углубление в историю возвращает людям утраченные некогда ценности. Без исторических знаний не может быть подлинно духовного роста.

Человечество за свою историю накопило несметные богатства духовных ценностей, среди которых одной из приоритетных выступает культура. Культурные ценности обладают поистине чудесным даром - они направлены на идейное и духовное возвышение человека.

Развитие культуры определялось традициями литературной и духовной жизни народов. Это проявлялось в развитии системы образо­вания, культурно-просветительских учреждений, издательской деятельности, появления кубанской литературы, науки, искусства. Определенное воздействие на нее оказывала политика правительства войсковой администрации и церкви. Прежде всего, это касалось казачьего населения Кубани.

Читайте также: