Сообщение на тему фольклорные традиции в живописи

Обновлено: 02.07.2024

Сказочно-былинный жанр — раздел изобразительного искусства, в котором героями произведений выступают вымышленные или древние исторические персонажи русского народного фольклора. Сказочно-былинный жанр — это уникальный мир ярких художественных образов, созданных на основе национальных традиций, древних верований и культурных особенностей восточных славян.

Сказочно-былинный жанр, по своей сути, является региональной разновидностью мифологического жанра в разных видах искусства. Но, если западноевропейские художники при создании своих картин обычно использовали сюжеты из античных преданий, то для их русских коллег источниками вдохновения служили славянские древние легенды и рассказы.

Особенности сказочно-былинного жанра

Сказочно-былинный жанр не случайно пользуется особой любовью у миллионов ценителей искусства. Ведь с увлекательным миром его персонажей большинство людей знакомятся еще в детском возрасте, а такие впечатления остаются в памяти на всю жизнь. Произведения сказочно-былинного жанра пробуждают у людей интерес к народному творчеству, воспевают героическое прошлое и знакомят зрителя с истоками национальной культуры.

К основным особенностям сказочно-былинного жанра относятся:

  • Ярко выраженная патриотическая направленность произведений.
  • Романтическая привлекательность художественных образов.
  • Выразительность и богатая цветовая гамма сюжетных композиций.
  • Масштабность и монументальность картин.
  • Большое количество аллегорических и символических деталей.

Сказочно-былинный жанр, помимо живописи, широко распространен и в других видах искусства, в том числе:

  • музыке;
  • театре;
  • кинематографе;
  • мультипликации; ; ; .

История сказочно-былинного жанра

История сказочно-былинного жанра берет свое начало с незапамятных времен. Древние легенды на протяжении многих поколений наши далекие предки бережно передавали потомкам в виде песен и рассказов. Вплоть до начала XVI века этот жанр использовался исключительно в устном народном творчестве, но затем ситуация кардинально изменилась.

Причиной этому послужило изобретение книгопечатания в Европе и бурное развитие техник изготовления гравюры. В Московское княжество начали массово проникать печатные картинки, созданные немецкими и польскими мастерами. Вскоре русские умельцы освоили производство собственных форм для печатания гравюр, что привело к появлению лубка — оригинального вида изобразительного искусства.

Лубочные картинки представляли собой листки бумаги с напечатанным и вручную раскрашенным оттиском, а многие из них были сделаны на темы русских сказок и былин. В течение последующих 300 лет в России лубок пользовался огромной популярностью, особенно среди низов общества.

Но полноценное признание сказочно-былинного жанра в русском изобразительном искусстве произошло лишь во второй половине XIX века и это событие напрямую связано с именем гениального художника Виктора Васнецова. В начале 1880-х годов выдающийся мастер русской живописи решил отказаться от написания картин бытового жанра и увлекся тематикой народных сказок и былин. В течение последующих двух десятилетий он создал множество великолепных произведений, в том числе всемирно известные работы:

Картины Васнецова были восторженно приняты публикой и критиками, а его творчество послужило источником вдохновения для других художников, влюбленных в древнюю русскую культуру. К началу ХХ века сказочно-былинный жанр занял достойное место в изобразительном искусстве России на фоне подъема всеобщего народного патриотизма, но вскоре Октябрьская революция 1917 года кардинальным образом изменила духовные ценности общества.

После непродолжительного периода модернизма во всех сферах искусства в СССР наступила эпоха безраздельного господства социалистического реализма. Сказочно-былинный жанр на долгие годы оказался выброшенным на обочину культурной жизни страны, где и оставался вплоть до распада Советского Союза.

Самые известные художники сказочно-былинного жанра

Среди множества мастеров русского изобразительного искусства лишь немногие всерьез увлекались тематикой древних сказаний и легенд. К числу самых известных художников сказочно-былинного жанра по праву относятся:

  • Виктор Васнецов — величайший мастер русской фольклорной живописи, чье творчество и сегодня ассоциируется с любимыми народными сказками. Картины Васнецова отличает удивительная выразительность образов и сюжетов, написанных настоящим русским патриотом. — выдающийся иллюстратор книг и театральный оформитель, посвятивший значительную часть жизни тематике сказок. После Октябрьской революции Билибин эмигрировал из России, но на склоне лет вернулся на Родину и умер в блокадном Ленинграде в 1942 году. — один из самых ярких и необычных русских художников конца XIX — начала ХХ века. С детства увлеченный мистическими тайнами Врубель неоднократно обращался в своем творчестве к тематике народного фольклора.

Сказочно-былинный жанр — важная часть русского изобразительного искусства, основанного на народных традициях и древних культурных ценностях. Несмотря на скромную поддержку со стороны государства, он продолжает пользоваться огромной популярностью и в наступившем XXI веке.

Интересный материал по теме "Музыка и изобразительное искусство" в 5 классе. Чудесный мир сказки в творчестве русских художников.

ВложениеРазмер
Чудесный мир сказки в творчестве русских художников. 68.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Образы русского фольклора в творчестве художников второй половины XIX – начала XX веков

  1. Введение. Фольклорное эхо.
  2. Чудесный мир сказки в творчестве русских художников. Виктор Михайлович Васнецов.
  3. Врубель Михаил Александрович.
  4. В ладу с фольклором и историей.
  5. Использованная литература.

1. Введение. Фольклорное эхо.

1860-е годы отмечены небывалым всплеском интереса к отечественному прошлому, к духу народной жизни. Именно в эти и последующие годы вышли из печати капитальные сборники фольклора (П.Киреевского, В.Даля, А.Афанасьева, П.Рыбникова, А.Гильфердинга, С.Максимова и др.) и серьёзные исторические исследования (С.Соловьёва, В.Ключевского, Н.Костомарова и др.). В живописи к историческим сюжетам обратились И.Репин, В.Максимов, В.Суриков, но их взгляд на историю был довольно жесток и реалистичен. Васнецов же поэтизировал старину, он обнаружил в ней чудесную сказку и попытался донести её до зрителя, как бы воплотить в реальности.

Позднее, на рубеже веков, фольклорное эхо зазвучало иной музыкой – сюжеты былин и народных преданий, в соответствии с требованиями эпохи, получили символистское истолкование (как это случилось в живописи Врубеля). Преобладание образов и форм, косвенно выражающих содержание современности над формами её прямого отображения – одна из отличительных особенностей искусства конца XIX – начала XX века.

2.Чудесный мир сказки в творчестве русских художников.

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926)

«Главный тезис моей веры таков: мы тогда

только внесём свою лепту в сокровищницу

всемирного искусства, когда с возможным

для нас совершенством и полнотой

изобразим и выразим красоту и смысл

3. Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)

«Будить от мелочей будничного

М.Врубель – крупнейший мастер в русском искусстве рубежа XIX и XX веков, в творчестве которого нашли первое (по времени) воплощение принципы символизма. В середине 80-х годов XIX века художник работал в Киеве на реставрации древних фресок Кирилловской церкви. В киевский период оформляется индивидуальный стиль Врубеля. В нём господствует пластически – скульптурный объёмный рисунок, своеобразие которого – в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани. Цвет в картинах Врубеля – это окрашенный свет, пронизывающий изнутри грани кристаллической формы.

Благодаря удивительной способности художника переживать образы прошлого как вечно живое наследие, к которому каждое новое поколение обращается заново, его искусство сохраняет волнующую силу и значение для современных зрителей и художников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Защита проекта 7 класс.docx

(Слайд №2).Проблема исследования заключается в том, что о влиянии фольклора на развитие русской живописи мы знаем мало. Так же мало нам известно о художниках, посвятивших значительную часть своего творчества написанию произведений на основе русских былин и сказок.

(Слайд №3). Основной целью моей работы является знакомство с влиянием фольклора на развитие русской живописи и отражение фольклора в ней.

(Слайд №4). Основной задачей моего исследования является знакомство с жизнью и творчеством художников-сказочников.

С остальными задачами моего исследования вы можете ознакомиться на экране.

(Слайд №5). Все мы любим читать и слушать сказки. При этом мы представляем в своём воображении некие картины-видения. Я задалась вопросом, когда же профессиональные художники начали писать произведения, основанные на сказках и былинах? Поиск ответа на этот вопрос и стал первым этапом моей работы.

(Слайд №9). Особое место среди художников-сказочников занимает имя Виктора Михайловича Васнецова с биографией которого вы можете ознакомиться в моей работе.

Именно Васнецов создаёт изображение богатырей, ставшее каноническим. (Слайд №11). Это одна из самых знаменитых работ художника.

Не обошел вниманием в своём творчестве сказочную тему и Михаил Александрович Врубель. (Слайд №14).

Из славянской мифологии пришел в сказку образ царевны-лебедь. Его изображение, созданное Врубелем, стало одним из самых пленительных и прекрасных сказочных женских образов.

Так же более подробно с творчеством Врубеля можно ознакомиться в моей работе.

(Слайд №22).Проведя исследование, я пришла к выводу, что русский фольклор это неиссякаемый источник для творчества художника, фольклор оказал значительное влияние на развитие русской живописи, на его основе создано огромное количество прекрасных картин. В русской живописи большое число художников-сказочников с мировой известностью, особое место среди них занимаем имя В.М. Васнецова.

(Слайд №23). В своей работе я использовала литературу, со списком которой вы можете ознакомиться на экране.

(Слайд №24). Спасибо за внимание.

Я готова ответить на ваши вопросы.

Выбранный для просмотра документ Ппезентация фольклор в живописи.pptx

Фольклор в живописи.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Фольклор в живописи.

Фольклор в живописи.

Проблема исследования Художники изображают все на свете – людей, природу, жив.

Проблема исследования Художники изображают все на свете – людей, природу, животных, разнообразные предметы, важные моменты истории, обычные события человеческой жизни. Я задалась вопросом, а можно ли нарисовать сказку? Ведь сказки -это выдуманный мир, мир человеческой фантазии и воображения, мир, которого не существует. И все же о влиянии фольклора на развитие русской живописи мы знаем мало. Еще меньше мы знаем о художниках, посвятивших значительную часть своего творчества написанию произведений на основе русских былин и сказок.

Цель Исследования Знакомство с влиянием фольклора на развитие русской живопис.

Цель Исследования Знакомство с влиянием фольклора на развитие русской живописи и отражение фольклорных произведений в живописи.

Задачи Исследования 1. Ознакомиться и произвести анализ информации по теме. 2.

Задачи Исследования 1. Ознакомиться и произвести анализ информации по теме. 2. Узнать как можно больше о русских художниках, посвятивших свое творчество написанию произведений на фольклорную тему. 3. Узнать как можно больше о влиянии фольклора на развитие русской живописи. 4. Узнать, что думают люди о данной теме.

Как и Когда сказка появилась в живописи? Кто из нас не любит сказки? Слушая и.

Как и Когда сказка появилась в живописи? Кто из нас не любит сказки? Слушая или читая сказки, мы обязательно представляем в воображении некие картины-видения? Я задалась вопросом, когда же художники начали писать произведения, основанные на сказках и былинах?

Как и когда сказка появилась в живописи

Как и когда сказка появилась в живописи

Писали ли художники картины на основе русских сказок и былин?

Писали ли художники картины на основе русских сказок и былин?

ХУДОЖНИКИ- -СКАЗОЧНИКИ

В.М. Васнецов

Витязь на распутье

Витязь на распутье

Богатыри

Аленушка

Иван-царевич на сером волке

Иван-царевич на сером волке

М. А. Врубель.

Царевна- Лебедь

Н. К. Рерих.

Садко

К. Е. Маковский.

Русалки.

И.Е.Репин

садко

Заключение Русский фольклор - это неиссякаемый источник для творчества художн.

Заключение Русский фольклор - это неиссякаемый источник для творчества художника. В русской живописи большое число художников-сказочников, мировую известность, которым принесли картины созданные на основе фольклора.

Список используемой литературы. Антонова Л. В мире сокровищ. Государственное.

Список используемой литературы. Антонова Л. В мире сокровищ. Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР. Ленинград.: 1961г. Амфилохиева Е.В. Изобразительное искусство. Полная энциклопедия/ М.: Эксмо, 2014. – 256 с.: ил. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное возрождение; странв Западной Европы XVIII и XVIII веков; Россия XVIII века. – 3-е изд., доп. – М.: Искусство, 1991. – 318 с. : ил. Жукова Л.М. Азбука русской живописи.-М.: Белый город, 2002. Шедевры русской живописи-М.: Белый город.: 2008г.

Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.

Выбранный для просмотра документ проект фольклор в живописи.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3 города Перми

Фольклор в живописи.

Выполнила: Ерёмина П.Т.

Преподаватель: Лучникова С.В.

Фольклор в живописи.

1.Проблема исследования.

2. Цель исследования.

1. Получение, углубление, анализ и популяризация знаний о художниках, посвятивших часть своего творчества написанию произведений, в основе которых лежит устное народное творчество.

2. Возрождение интереса к русской живописи и устному народному творчеству.

3. Знакомство с влиянием фольклора на развитие русской живописи.

4. Знакомство с жизнью и творчеством художников, писавших на фольклорную тему.

3. Задачи исследования.

1. Ознакомиться и произвести анализ информации по теме.

2. Узнать как можно больше о русских художниках, посвятивших свое творчество написанию произведений на фольклорную тему.

3. Узнать как можно больше о влиянии фольклора на развитие русской живописи.

4. Узнать, что думают люди о данной теме.

4. Объект, предмет и база исследования.

Объект исследования: картины русских художников, русские сказки и устное народное творчество.

Предмет исследования: картины русских художников, в основу которых положено устное народное творчество.

База исследования: литература, книги, газеты, журналы, статьи, посвященные данной теме.

Гипотеза исследования: Фольклор один из древнейших видов народного творчества, который оказал огромное влияние на развитие разных видов искусства и живописи в том числе. Глядя на произведения живописи, созданные на основе народного творчества, мы можем многое узнать о жизни народа, его традициях, нормах морали, представлениях о добре и зле.

Методы исследования:

- сбор информации из книг, газет, журналов, статей.

- беседа с преподавателем истории искусств Детской Художественной Школы №2 г. Перми Шестаковой Натальей Валерьевной, беседа с преподавателем по живописи Детской Художественной школы №2 Вдовиной Анной Владимировной

Как и когда сказка пришла в живопись.

Кто из нас не любит сказки? Нет на свете ни одного человека, который бы смог сказать, что никогда, даже в детстве, не очаровывался красотой волшебных сказаний!

Слушая или читая сказки, мы обязательно представляем в воображении некие картины-видения, придумываем образы героев, то есть создаем мысленные изображения, соответствующие услышанному (или прочитанному) тексту. Изображенная в иллюстрациях сказка нисколько не теряет своей волшебной природы, но приобретает новые оттенки смысла. Причем часто созданные художником образы в нашем сознании прочно соединяются с текстом.

Первым этапом моей работы стал сбор информации о том, когда художники стали писать произведения, основанные на фольклоре?

Художники, иллюстрирующие былины, сталкиваются с определенными трудностями. Им необходимо учитывать, что былина содержит не только вымысел, но и некоторые исторические факты, даже, можно сказать, описывает реальные события в сказочной форме. Поэтому иллюстраторы должны знать, как выглядели предметы быта, костюмы и оружие того времени, и достоверно их изображать.

Постепенно рамки книжной иллюстрации стали тесны для многих художников. Они воплощали сказочные образцы в станковой живописи и графике.

Художники-сказочники.

Нужно отметить, что ни одна сказка не обходится без женских персонажей. Вредные старухи, злые мачехи, ленивые и завистливые сестры, прекрасные царевны, добрые и красивые бедные девушки - словом, всех и не перечислишь. Как вы думаете, кого из них больше всего любят рисовать художники? И чьи изображения мы рассматриваем с особенным удовольствием? Конечно, изображать отрицательных персонажей всегда интересно. Их можно сделать карикатурно-смешными и ужасающе-страшными. Рассматривать такие картины тоже занимательно. Но, согласитесь, девицы-красавицы все же привлекают больше внимания.

Сказочный мир не был бы по-настоящему волшебным ,если бы в нем жили только богатыри, царевичи и красавицы. Нет, его обязательно населяют необычные персонажи, как добрые, так и злые, но непременно наделенные способностями творить чудеса. Жар-птицы, птицы с женскими лицами, лебеди, оборачивающиеся царевнами, лешие, водяные, русалки, кикиморы и , конечно, Баба-яга и Кощей Бессмертный.

Все семь картин и сейчас хранятся в Доме-музее В.М.Васнецова в Москве. Говоря В.М. Васнецове нужно отметить, что его творчество оказало значительное влияние на творчество других художников-сказочников, в частности на творчество его однофамильца Юрия Алексеевича Васнецова, на творчество Ильи Ефимовича Репина и других

Былинно-богатырская тема на рубеже XIX и XX веков волновала многих художников.

И пусть сложно после ставших классическими героев Васнецова говорить о других изображениях богатырей, все же познакомимся с прекрасными былинными персонажами Н.К. Рериха.

Николай Константинович Рерих (1874-1947). – русский художник, сценограф, философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, Академик Императорской (Российской) академии художеств. В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира.

Маковский Константин Егорович (1839-1915) – русский живописец, сын деятеля искусств и художника-любителя Егора Ивановича Маковского.

Проанализировав литературу по выбранной мной теме, проведя опрос и анкетирование, побеседовав с преподавателями ДХШ №2, ученицей которой я являюсь, я сделала следующие выводы:

Сказки и былины издавна существовали на Руси, но профессиональные иллюстрации появились лишь в XIX веке.

В русском живописном искусстве большое количество художников-сказочников мировую известность, которым принесли картины, созданные на основе фольклора.

Русский фольклор это огромный неиссякаемый источник для творчества художников. Интерес к фольклору не угасает по сей день.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нам часто кажется, что мир традиций и обычаев безвозвратно ушёл в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские традиции и обычаи, но нормы поведения, этика, мораль межличностных отношений нельзя ни производить, ни ввозить, и утеря традиционной культуры в этой области оборачивается бездуховностью.

В век информационных технологий, интернета, компьютерных игр и скоростной жизни, современное поколение постепенно утрачивает связь с традициями и обрядами прежней жизни русского народа, считая традиции пережитком прошлого, которое знать не так обязательно, но русская культура старается сохранять правила, обычаи, традиции. В образцах праздников передается информация о чрезвычайно важных вещах, тайна которых давно утеряна. Отмечая каждый календарный праздник, люди часто не знают причин, побуждающих их вести себя именно так, а не иначе: почему на Троицу, например, наряжают березку, а на Масленицу сжигают чучело и пекут блины, почему вешают на елку золотые шары и маленькие игрушки или почему пекут куличи на Пасху и красят яйца и т.д. Праздники продолжают жить и в наши дни. Ведь в образах праздника люди переживают свою изначальную связь с миром. В праздниках заложено начало искусства и литературы.

Праздники существовали всегда, во все времена, изменяясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

Современному поколению не помешает разобраться в истории праздников, которые мы празднуем. Ведь есть и поддельные праздники, отмечание которых – не шутка, и может дорого обойтись. В то же время есть действительно великие, прекрасные праздники, о которых мы мало знаем. Знать историю праздников – значит, знать свою Родину, свою культуру и иметь дополнительные поводы для радости.

Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Несмотря на тысячелетнее усилие православной церкви по их искоренению, многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней. Часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.

Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.

Говоря о народных традициях и обрядах, нельзя не сказать и о том, что это не только часть фольклора. С давних времен люди ощущали себя частью природы, чувствовали себя участниками природных событий, а одним из способов этого участия и были календарные народные праздники и корни праздников тесно переплетаются с обрядами и ритуалами.

Праздники появились достаточно давно, еще в древности, и выполняли несколько основных функций — эстетическую, нравственную, развлекательную. Сложно определить период, когда в жизни народа не существовало праздников. Скорее всего, истоки праздника начинаются с ритуальных плясок вокруг костра. Ведь со времен существования язычества, человек никогда не упускал возможности поплясать, попеть или устроить игры. К праздникам относили и поклонение Богам, и жертвоприношение, и ритуальные танцы. Праздники способны объединять людей в группы и наоборот — разбивать на общности в соответствии с национальностью, государством, религией и т.д. Праздник, как социальное событие, формирует определенные правила и способы поведения, создает ценности. Любой праздник имеет свои традиции и обычаи, заложенные еще в глубокой древности. Если раньше праздники носили только характер традиции, то позже они стали официальными, а еще позднее — регламентированными. Праздник воспринимается людьми как нечто необычное, отдельное от реальной жизни.

На уроках изобразительного искусства при изучении темы истории искусства, мы коснулись обрядовых праздников русского народа и столкнулись с фактом, что если с обрядами, связанными с православной церковью, мы ещё хоть как-то знакомы, то о праздниках, уходящих корнями в язычество, мы не знаем практически ничего.

Из праздничных традиций и обрядов известны лишь крашение яиц и приготовление куличей на Пасху, выпекание блинов и сжигание чучела на Масленицу.

Масленица некоторыми учениками была отнесена к православным праздникам, а католический праздник День Святого Валентина причислен к русским языческим.

Рождество. Основой Рождественских традиций является:

Украшение жилища Рождественской елью (но мы называем её – Новогодняя ель), праздничный ужин в кругу семьи, подарки (традиция произошла от трёх волхвов, которые принесли Иисусу дары – золото, ладан и смирну);

Традиции, характерные для православного Рождества это Святки и Колядки.

Колядки - старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями и сама песня. В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством люди обычно не спали: ходили из дома в дом, угощались, колядовали, то есть пели колядки - старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. В царские времена даже цари ходили к своим подданным поздравиться и поколядовать. Отправляясь колядовать, богатые, как правило, переодевались - рядились в карнавальные, необычные одежды, а бедняки просто выворачивали верхнюю одежду наизнанку и надевали маски животных. Сейчас этот обряд возрождается: люди разучивают песни, переодеваются, как в старину, надевают маски и идут к соседям, родственникам, коллегам и в городах, и в деревнях. Колядки, согласно преданиям, тени предков, они пускаются в дальний путь проведать потомков и принести из подземного мира залог урожайного года, достатка и благополучия.

Святки. На Святки ходили ряженые, они пели под окнами домов колядки – пожелания добра, благополучия и изобилия, а хозяева готовили для них угощение. Святки считались идеальным временем для гаданий. Для гаданий выбирали "нечистые" места, где, как считалось, обитает нечистая сила: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища и т.п.

Тематика гаданий варьировалась от вопросов жизни, смерти и здоровья до бытовых и житейских дел, девушки же старались узнать наиболее подробную информацию о своем суженом.

По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженые - колядующие, специально, для того чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих. Современные гадания сильно отличаются от старинных гаданий, но, тем не менее, обычай этот сохранился: и в наше время молодые девушки гадают при свечах.

Масленица. Время перехода от зимы к весне отмечено Масленой неделей. К Масленой неделе строились первые качели и карусели. Масленица — это время блинов, оладий, сырников, хворостов, пирогов, пышек и т. д. Все эти лакомства первыми получали дети. Порой на детей, получивших первый блин, возлагался особенно ответственный обряд: с первым блином весна закликалась.

С праздником Пасхи связано множество различных поверий. Пасха ассоциировалась у русских с чудесным исполнением желаемого началом возрождения, обновления жизни. Вся Пасхальная неделя посвящалась развлечениям. В Пасхальную неделю на деревенских улицах собиралось много народа: гуляли, демонстрируя себя, своих детей, свои наряды, разглядывая других гулявших, пели песни.

Троица. В основе православного праздника Троицы лежит христианская легенда о сошествии Святого Духа на апостолов. Она рассказывает о событии, происшедшем в Иерусалиме через десять дней после вознесения Иисуса Христа на небо. Главным объектом поклонения в эти дни была береза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Завивание берёзки – один из главных обрядов суть которого состояла в чествовании возрождающейся после зимы природы. Обряд совершали девушки, которые отправлялись в лес, на берег реки или к ржаному полю для выбора дерева. Выбрав березу с плакучими ветвями, девушки начинали завивать их, то есть скручивать ветви друг с другом, заплетать в косы, пригибать к земле и там закреплять колышками, связывать несколько веток ленточками и т. п. После этого вокруг березы водили хороводы и пели обрядовые песни, а затем расплетали ветки, развязывали ленты и опять водили хороводы и пели песни.

Отголоски старины, славянские корни русских дают о себе знать и в современной жизни. Не одно столетие россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. При этом современная культура русского народа сохранила также более поздние традиции и обычаи, зародившиеся в начале 20 столетия.

Счастья, радости желаю!

Чтоб здоровенькие были,

Много-много лет прожили!

Хоть блин, хоть сала клин!

Таким образом, я познакомился с русскими обычаями и традициями и выяснил, какие же традиции и обычаи сохранились и соблюдаются в настоящее время. Главную роль, конечно, в сохранении русских национальных обычаев играет семья, потому что первоначальные знания дети получают о них от родителей. И насколько родители знают эти обычаи, настолько они их и передают своим детям. Только значительно позднее детьми в полной мере усваиваются духовные ценности русской культуры.

После того как я выполнил основную часть проекта, следующей задачей было выполнение мною художественного рисунка с изображением главных символов народных праздничных традиций. Для этого мне нужно было выяснить, какие основные художественные образы использовали те или иные художники при создании картин. Мною были рассмотрены художественные произведения таких художников как: Борис Михайлович Кустодиев, Василий Иванович Суриков, Константин Егорович Маковский, Михаил Андреевич Мохов, Николай Андреевич Кошелев, Николай Рерих и многие другие, исторические и современные художники изображающие быт, традиции, праздники великого русского народа.

Каждый из вышеперечисленных праздников имеет свои художественные, изобразительные элементы и образы, с помощью которых мы с легкостью можем сказать к какому празднику или к какой традиции относится то или иное произведение.

Художественными изобразительными элементами Рождества является образное и стилизованное изображение святого семейства, Вифлеемской звезды, ангелов, вертепа и т.д.

Художественные элементы празднования масленицы- изображение чучел Масленицы, солнца, масленичных традиций катания с гор и на лошадях, взятия снежных городков и т.д.

Художественные элементы пасхальных народных гуляний, игр, развлечений это изображение пасхальных яиц, куличей, а так же изображение главных традиций праздника: христосование

Художественные элементы праздника Ивана Купалы: Мифологический образ Купалы обряды праздника, связанные с огнем, водой и растениями заплетение венков, ряженье, изготовление кукушки, прыжки через костры девичьи и смешанные хороводы, пляски и вокруг костров.

Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя он может стать другим и даже справляться по совсем иному поводу, остаются и праздничная радость, и особое волнение, и чувство необычайности этого дня. Сохраняются и атрибуты праздника. В образах праздника люди переживали свою изначальную связь с миром. Ведь человек, выделившись из природы, все больше от нее удалялся. Но в праздник он заново остро и полно переживал свою причастность к ней.

Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Например, среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества

Православные обычаи народа – это сформированный веками уклад его жизни, в пределах которого каждому человеку открывается путь правильного развития природных способностей, путь к жизненному успеху.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что традиции празднования Рождества пока не стали главными в современных семьях. Ответы показывают, что ребята лучше знакомы с Новогодними традициями, чем с Рождественским.

Считаю, что именно проявление милосердия и доброты должно стать главной Рождественской традицией в нашей стране.

Исторические обычаи русского народа уникальны. Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.

В процессе работы я сделал для себя немало интересных открытий, связанных со способами, техниками исполнения образов в рисунке, а так же историей праздников на Руси.

Говоря о русских народных традициях и обрядах, нужно понимать, что это национальное богатство. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур разных народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Необходимо возрождать народную культуру, сохранять народные традиции России, потому что это часть нашей истории, нашего быта.

Благодаря картинам художников разных времен, до нас дошла образная история наших предков. Есть такая вещь, которая никогда не исчезнет в наших сердцах. Это память. Мы должны помнить свои корни и должны пожить так, чтобы нас помнили…

Читайте также: