Сообщение на тему фольклор родного края

Обновлено: 01.07.2024

Родина… Как много собрано в этом слове! Это и шум берез, плеск волны, луг с прекрасными бабочками, вспаханное поле, голос матери. Каждый воспринимает Родину по-своему, Но она должна быть одна, как и матушка, которая родила, вспоила и вскормила своего дитя.

Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с воспитателями, друзьями. От сознания того, что слышит и видит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему.

Мы живем в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас многое говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру нашего народа, традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков – трудная и благородная задача.

Устное поэтическое творчество народа имеет большую общественную ценность. Она состоит в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значении. Все стороны фольклора неразрывно связаны между собой: чем ярче и полнее проявляется одна из них, тем ярче и полнее проявляются другие.

Познавательное значение фольклора проявляется, прежде всего, в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни, более всего жизни народа, и дает богатые знания об общественных отношениях, труде и быте народа, который его создавал, а также о его высоких моральных качествах, о природе страны и т. д.

Русский фольклор – душа русского искусства. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны своей чистотой и непосредственностью.

Орловский фольклор – явление уникальное. К народному творчеству нашего края обращались классики русской литературы: И. С. Тургенев, Н. С. Лесков, И. А. Бунин. Край наш – богатейшее фольклорное гнездо, постепенно оскудевающее по причине неразумного забвения. С немалым трудом исследователям удалось записать по Орловской земле все жанры устного народного творчества. Дошедшие до наших дней произведения устного народного творчества в Орловском крае были записаны в 1950-1990гг. Они представляют все жанры, кроме былин и драматических произведений, которые удалось услышать собирателям фольклора. С древнейших времен народное искусство сопровождало человека от рождения до последних лет его жизни. Каждому возрасту – свои произведения, свои жанры. Это духовное наследие нашего края, его нравственность, историческая ценность. Автором сборников детского фольклора стала собирательница русского устного народного творчества Орловского края Р. А. Масленникова.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку.

Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к устному народному творчеству, создать им такие условия, чтобы они приобщились к фольклору, его напевности, поэтичности, патриотичности.

Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Первое знакомство ребенка с фольклором начинается с малых фольклорных форм : частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песен-небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием.

Большое внимание в устном народном творчестве для детей отводится колыбельным песенкам, так как мамина колыбельная имеет особое значение в духовном формировании личности. В ней – материнское тепло, биотоки. Через колыбельную малыш познает близких ему людей: мать, отца, бабушку, дедушку, братьев, сестру. Через колыбельную формируется и первоначальное эстетическое восприятие мира : слух дитя ласкает напевная речь близких ему людей, и все вокруг облагораживается. Колыбельная постепенно раздвигает границы познанного. Вначале – это колыбель, затем – печь. Колыбельная расскажет ребенку об избе (хоромах, о деревне, а потом выведет в поле на работушку.

Среди колыбельных – целый цикл песен о коте. Был такой обычай в селах Орловского края: в люльку к ребенку бросали кота. Кот согревал младенца своим теплом, мурлыкая ему свою колыбельную песенку. Малыш прислушивался, согреваясь, успокаивался и засыпал.

Образ кота в колыбельных олицетворяется: его просят приходить ночевать и качать ребенка.

Котик серый, хвостик белый

Приди, котик, ночевать,

Мою (имя ребенка) дочку качать,

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу:

Кувшин молока да кусок пирога.

Колыбельная песенка – целая школа воспитания. Ласково, ненавязчиво она давала ребенку нравственные ориентиры. Зазвучала песня, коснулась каких-то глубинных струн души человеческой, и сплелось воедино прошлое и настоящее. Сплелось, напомнило песню матери и обернулось великой любовью к нашей общей матери – Родине. Все, что вошло в плоть с колыбельной – это на всю жизнь. Идут годы, и в разных жизненных ситуациях нам все слышится песня матери. Слышится и зовет в родимые края. Ведь своих близких, свою малую Родину мы понимаем не только умом, но и чувствуем сердцем. И нет сомнения, великое чувство Родины начинается не с картинки в букваре, не с дворовых друзей. Оно начинается с маминой колыбельной. Колыбельная песенка это и заклинание, и предупреждение.

В эпоху детства ребенок осваивает уже фольклор взрослых. Это касается, прежде всего, фольклора календарного. Так накануне Рождества дети ходили по дворам и колядовали, песней встречали и провожали Масленицу, зазывали весну, закликали птиц, водили хороводы под песню в Троицин день. Эти традиции возрождаются в настоящее время. В детском саду проводятся праздники, развлечения, посвященные календарным фольклорным дням. Они дают детям возможность познакомиться с традициями праздников наших пращуров, благотворно воздействуют на эмоциональное их восприятие, лишний раз подчеркивают, что наша родная сторона, Родина, Орловщина богата и неповторима своими фольклорными праздниками. Кроме календарных праздников, отмечаются Тургеневский и Фетовский праздник, литературная Орловщина и многие другие.

Наш Орловский край богат старинными народными песнями, которые мы слышим на совместных праздниках.

Народные песни бережно передавались из поколения в поколение, и какая-то часть их дошла до нашего времени из глубины веков, обогатила поэзию и музыку, донесла до нас высокий нравственный потенциал наших предков. Вот почему у колыбели ребенка мать сказывает народную сказку, поет песню. Из песни матери рождается великая песня человеческой любви. Поэтому и тянет всегда человека к своему корню: там песня матери – вечный зов земли предков. И как бы ни был высок уровень культуры потомков, нельзя не учитывать наследия предков, в котором сконцентрированы высокие нравственные начала нации.

Воспитываем у дошкольников любовь к родному краю посредством фольклора

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Исследовательская работа

Творчество ансамбля за годы существования . . . . . . . . . . . . . . . .5-8

Детский коллектив-спутник. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .9-10

Достижения коллектива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11-.

Список литературы . .. . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

В российском обществе существует немало проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения. В наши дни остро стоит задача формирования духовного мира человека, возрождения и расцвета культурных традиций народов, их самобытности, духовных богатств.

В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культуру.

Это проявление творчества народа, отражение его нравственности, духовности. Это и свидетельство богатства языка своего народа. Мы, дети, в условиях насаждения средствами массовой информации элементов чужеродной культуры, безнравственности, как правило, не всегда имеем возможность изучать богатейшие традиции и опыт культурно-исторического наследия прошлого нашей страны, нашего народа.

Постепенно утрачивается неповторимость и самобытность народа. По телевидению то и дело показывают зарубежные мультфильмы, кинофильмы, звучит иностранная музыка. Это может привести к тому, что последующие поколения могут утратить исконно чувашские традиции.

Одна из важных задач - задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций народов.

Цель проекта:

Гипотеза: получить доказательства влияния коллективной деятельности ансамбля на развитие творческих способностей школьников, которые занимаются в коллективе.

Задачи исследования:

2. Встретиться с руководителем коллектива Ефимовой Л.Г.и участниками ансамбля.

3. Собрать фотоматериалы, сценарии выступлений.

4. Создать альбом о фольклорном ансамбле.

5. Создать мультимедийную презентацию .

Инициаторы создания этого ансамбля проделали огромную работу: они ездили по близлежащим деревням, собрали в коллектив всех любителей и знатоков чувашского фольклора, искали старинную чувашскую традиционную одежду, музыкальные инструменты, бытовую утварь, записывали песни, предания, легенды, знакомились с обычаями старины. Бабушки и дедушки с охотой делились своими воспоминаниями, доставали из сундуков бережно хранимые национальные костюмы. Затем начались репетиции.

Творческая деятельность ансамбля.

hello_html_m3e0e5dba.jpg

С каждым годом репертуар ансамбля пополнялся новыми фрагментами и сценками из календарных обрядов и обрядовой поэзии чувашей. В ансамбль люди приходили семьями. Много лет выступали в составе ансамбля семьи Ефимовых, Жигарёвых, Чечековых, Ильиных, Зуевых, Ершовых, Шпаровых, Макаровых. Повышается интерес односельчан к народному творчеству.

hello_html_m2790beac.jpg

Численность участников ансамбля показана в диаграмме. Если в первые годы в ансамбле участвовало 11 человек, то сейчас основной состав объединяет 19 взрослых и 11 детей, а в некоторых сценах участвуют более 40 человек.

Фольклорный ансамбль объединял людей разных профессий: хмелеводов, животноводов, механизаторов, учителей, культработников.

Среди участников ансамбля, в разные годы участвовали участник Великой Отечественной войны Г.Ефимов, звеньевая хмелеводческого звена, Герой Социалистического Труда А.Зуева, хмелеводы М.Макарова и И.Макаров, С.Шпарова, М.Чечекова.

Многие участники тогдашнего ансамбля, это в 70-80 годы, являлись передовиками сельскохозяйственного производства, активными участниками ВДНХ. Награждены медалями и дипломами ВДНХ хмелеводы И.Чечеков, А.Ефимова, Б.Жигарёв, осеменатор А.Ильин.

hello_html_m5d0eece1.jpg

В коллективе свои традиции. Летом перед клубом или на поляне коллектив показывает односельчанам яркие представления – чувашские хороводы. Хороводная песня, глубоко запрятанная в тайниках людских сердец, проникновенно, чуть грустно, несёт в себе аромат вечно молодой весны и летит над просторами.

Постоянный поиск нового в сценической обработке фольклорных произведений, умение увлекать сельчан своим искусством, делать их жизнь интересней и содержательней - всё это присуще коллективу ансамбля.

Детский коллектив-спутник.

Состав ансамбля обновляется, на смену выпускников приходят новые дети. Одна из активных участниц ансамбля Катя Соловьева обучалась на фольклорном отделении Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова. Самой младшей участнице ансамбля сейчас 6 лет. Начала участвовать с 4 лет.

Ребята, занимаясь в ансамбле, меняются, становятся духовно богаче, культурнее. А Людмила Георгиевна помогает развивать в нас интерес к культурному наследию своего народа, развивать музыкальные способности.

И побеждая на различных конкурсах и смотрах, мы видит, что наше творчество приносит радость людям. Это даёт им импульс толчок к новым занятиям. Дети знают: чтобы победить, нужно немало трудиться и стараться! Я очень довольна своими ребятами,

Занятия а ансамбле направлены на возрождение культуры чувашского народа через изучение песенно-танцевальной культуры, календарно-обрядовых праздников. Главное место в фольклоре принадлежит чувашским народным песням и танцам. В песне и танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

В целях выяснения уровня заинтересованности и информированности детей я провел анкетирование среди участников- детей по следующему вопросу:

- Что ты получаешь от участия в фольклорном ансамбле, что вам нравится?

- развитие музыкальных способностей

- интерес к чувашским песням

-умение держаться на сцене

- гордость за свой край

В анкетировании участвовали все 11 участников ансамбля. На вопрос участники ансамбля ответили следующим образом:

я развиваюсь, лучше пою – 8

интерес к чувашским песням, фольклору - 10

не стесняюсь выступать на сцене- 9

5 участников ответили, что им нравятся проведение мероприятий на Рождество, на Пасху.

Мне самому нравится участвовать в фольклорном коллективе. Народные песни и танцы способствуют всестороннему развитию личности. Когда разучиваем новые песни, мы получаем знания об окружающем нас мире, об этике и морали, сведения о народном быте, народных праздниках, обычаях. Песня - душа народа. А знать душу, чувствовать ее тонкие струны - значит любить свою землю, свой край, свою родину, свой народ.

hello_html_539a457b.jpg

Веселые и задорные наши юные исполнители фольклорного ансамбля быстро завоевали популярность. Они являются участниками концертов, праздников и фестивалей. С достоинством защищают честь района и на республиканских конкурсах. Зрители остаются довольны выступлением ансамбля.

hello_html_m899337a.jpg

Достижения коллектива.

В декабре 1984 года в Чебоксарах проходил 3 фестиваль музыки композиторов автономных республик Поволжья и Урала.

Диплом лауреата на фольклорном празднике, посвященном 70-летию Октябрьской революции. 1987 год

Диплом лауреата на фольклорном конкурсе, посвященного 40-летию Победы. 1985 год

Дипломант в рамках 3 всесоюзного фестиваля народного творчества 1990 год

Фольклор- вид искусства. Он остаётся одним из активных средств нравственного и эстетического воспитания, средством обогащения и развития нашей многонациональной культуры, формой выражения богатейших духовных ценностей родного народа.

Ценность народной культуры велика, так как включает в себя самобытность, уникальность исторического, духовного и социального опыта жизни чувашского народа.

Его творчество позволяет формировать у ребят не только представление об этнокультурной картине мира, традиций и обрядов чувашей нашей местности, но и прививать чувство уважения и гордости к искусству чувашского народа. Знание давних традиций коллективом, хранящих тепло творческого огня, дает нам, сегодняшним девчонкам и мальчишкам, уверенность в будущем. Участие школьников в коллективной деятельности ансамбля положительно влияет на развитие творческих способностей школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многое уходит из нашей памяти, остается в прошлом. Но есть то, о чем забывать нельзя. Это историю родного края, традиции и культуру народов, проживающих в этой местности.

Зародившись во времена глубокой древности, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью для людей о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности.

2. Формирование навыков исследовательской, самостоятельной работы с источником информации ,

3. Оформление наиболее интересных образцов в виде сборников народных песен, обрядов, праздников.

Уточнив тему и изучив необходимую литературу, выдвинули гипотезу:

Методы исследования: посещение ветеранов творческого коллектива, старожилов, известных людей села, анкетирование, опрос с целью отзыва о деятельности ансамбля, наблюдение, сравнение, визуализация данных. Фиксация звукового, видео и фотоматериала на технических носителях.

Основная часть.

Основные понятия: методы исследования, фольклор.

Фольклор – это народное творчество, словесный фольклор, танцевальный фольклор. Совокупность обычаев, обрядов, песен и др. явления народного быта.

В начале 1984 года в ДК молодыми специалистами , художественными руководителями Тинт Зинаидой и Орловой Еленой, был организован ансамбль любителей песни.

Из воспоминаний Тинт Зинаиды Петровны:

«Приехав работать по направлению работником культуры в незнакомое село, я увидела как богата Орловская земля многонациональными традициями и обычаями. Передо мной встала проблема, как расширить и углубить знания односельчан о культурном наследии их предков и сохранить для потомков? Выходом я считала: объединить культуру всех проживающих народов в селе в единую с помощью фольклорного ансамбля.

Пригласили на посиделки старожилов, много интересного они рассказали. Вспоминали старожилы свое детство и молодость, как пережили тяжелые годы коллективизации и ВОВ. Был голод, а тут еще репрессированных привезли: немцев, финнов, латышей, эстонцев. Расселяли, как могли и последним куском хлеба делились.

Вместе восстанавливали после войны колхозное хозяйство. Жили бедно, но интересно. Работали много, но и отдыхать умели. После работы собирались на вечерки, где делились опытом своего рукоделия и ремесла, угощали друг друга национальными блюдами и напитками. А какое было интересное общение: с шутками да прибаутками. Но самые веселые были народные гуляния: частушки, пляски, игры и песни лились по всем просторам земли родной.

Вечер затянулся, от тяжелых воспоминаний слезы текли рекой, а сколько было прожита прекрасных моментов: праздники, свадьбы, рождение детей и нельзя было удержаться от плясок и песен: веселых частушек – прибауток и спокойных, душевных произведений .

Началась поисковая работа по изучению культуры и традиций народов поселения. Провели смотр национальных костюмов, песен, частушек и прибауток, устраивали народные гуляния, где представлялись национальные костюмы, игры, блюда. В ДК была открыта комната-музей декоративно-прикладного искусства. Основу экспозиции составили предметы народного быта, костюмы, музыкальные инструменты, многие привезенные из мест переселения, а также собранные активными жителями села.

И начались бесконечные репетиции. Несмотря на занятость, все с большим увлечением, спешили в Дом культуры.

Тематика и жанровое разнообразие репертуара, включающего игровые, обрядовые, шуточные, хороводные, лирические, фольклорные песни в современных обработках, способствовало воплощению творческих талантов каждого участника коллектива.

9 мая 1984 года состоялся первый концерт.

Песни звучали на русском, украинском эстонском, латышском, финском, немецком языках. По имевшимся образцам старинных костюмов участницы сами сшили себе сарафаны, бархатники, изготавливали украшения.

В 1985 году, назначенный председателем колхоза Маркварт Эдуард Эвальдович, был очарован талантами односельчан и пригласил для работы с коллективом художественного руководителя Омского народного хора Попова Алексея Алексеевича. Скоро слава об Орловских певуньях неслась уже по просторам Омской области и выходила за пределы.

В 1988 году коллектив побывал в Венгрии, специально для этой поездки, были выучены песни на венгерском языке.

Не многие могут похвастаться тем, что пели на одной сцене с Надеждой Бабкиной.

За время существования коллектив был неоднократно был награжден благодарственными письмами, дипломами и грамота Дома Дружбы, министерства культуры Омской области, администрацией и комитетом по культуре Калачинского района.

Состав коллектива с годами меняется, а слава ансамбля сохраняется и заключается она в том, что он умело осваивает традиции нашего многонационального поселения и последовательно занимается проблемами сохранения и возрождения уникальных народных фольклорных традиций.

Сейчас и деятельность коллектива изменилась, больше внимания уделяется жителям поселения.

На протяжении многих лет ансамбль организовывает проведение церковных праздников, которые стали любимыми для жителей поселения и несут большой душевный заряд всем орловцам.

Накрывают рождественский стол. Умелые хозяюшки приносят на дегустацию свою кутью.

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком,

Затем начинается перетягивание каната, лазание на столб, поднимание гири.

Пляски, песни, конкурсы. Скучать не приходится, но всегда можно перевести дух и немного подкрепиться вкусными блинами, домашней выпечкой и ароматными шашлыками. После активного времяпровождения на свежем воздухе люди отправляются в зал для просмотра театрализованного спектакля, являющегося изюминкой праздника.

Большое значения фольклорный ансамбль уделяет историческим праздниками.

Коллектив и солисты ансамбля желанные гости праздничных, юбилейных программ, вечеров отдыха в поселении. Ведут шефскую работу в школе, передают свое мастерство молодому поколению, являются членами жюри творческих конкурсов и игровых программ.

По результатам опроса, анкетирования, отзывам жителей поселения мы можем сделать вывод, что культурные мероприятия ансамбля важны и нужны для жителей нашего села.

Фольклорный ансамбль объединяет людей поселения и тех, кто покинул родные места, но душа осталась на своей малой родине.

Цели и задачи, поставленные в исследовательской работе, на наш взгляд, решены.

Данная деятельность позволила нам развивать самостоятельность, навыки планирования и моделирования, исследовательские и коммуникативные. Получили много знаний о жизни, традициях, обрядах наших предков. Мы испытали только позитивные чувства при работе. Вместе с тем, возникали и трудности. Не все информанты охотно шли на разговор, так как

многое подзабылось с течением лет. Мы научились терпению в общении с пожилыми людьми, приёмам вести беседу. Эти умения очень важны в дальнейшей жизни.

В ходе проведенной работы мы собрали следующие материалы:

- сборник материалов о традициях, костюмах, блюдах, играх народов, проживающих на нашей территории;

-отзывы людей о деятельности ансамбля.

Подводя итоги, мы делаем выводы:

2. Народная песня в селе всегда была частью быта, повседневной жизнью нашего народа. Праздники, обряды, игры всегда являлись той жизненной средой, где человек имел возможность проявить себя как личность. Фольклорные песни учат нас любить свою Родину, свой народ, природу, формируют гуманное отношение к людям, ко всему живому, воспитывают чувство коллективизма, развивают музыкально-поэтический вкус, пробуждают творческие способности.

А, значит, фольклору на селе жить и развиваться! Мы продолжим работу по данному направлению.

«Необходимо увлечь детей, помочь им увидеть фольклор вокруг себя и выступить в качестве его собирателей, а село — это мир народных традиций в их наиболее чистом, родниково - свежем виде; это мир чудных легенд и поверий, преданий и красочных историй, веками слагавшихся в культурную первооснову нации. Начало искусства слова — в фольклоре”, — писал М.Горький.

Словарь русского языка (С.И.Ожегов.).

Школьный словообразовательный словарь русского языка ( А.Н.Тихонов.).

Словарь иностранных слов по редакцией (Л.Н.Комаровой.).

Советский энциклопедический словарь (А.М.Прохоров.)

2.Учебники по литературе 5-9 класс. Автор Т.Ф. Курдюмова.


Подробнее о проекте:

Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка. Поэтому автором были проведены мероприятия, направленные, на ознакомление учащихся школы с жанрами фольклора. Программа мероприятий состояла из выставки рисунков, фольклорных игр, подготовки и выпуска сборника произведений УНТ.

Оглавление

Введение
1. Что такое фольклор.
2. История фольклора.
3. Жанры фольклора.
4. Малые жанры фольклора.
4.1. Колыбельная песня
4.2. Пестушка.
4.3. Потешка.
4.4. Прибаутка.
4.5. Пословицы.
4.6. Игры.
4.7. Заклички.
4.8. Считалка.
4.9. Скороговорка.
4.10. Загадка.
5. Исследование по фольклору.
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение


Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

Проблема: люди забывают фольклор, все реже обращаются к малым жанрам УНТ (устного народного творчества).

Объект исследования: произведения малых жанров УНТ (в частности колыбельные песни).

Цель исследования: проанализировать отношение наших современников к фольклору, возбудить интерес к малым жанрам УНТ.

Задачи:

Гипотеза: я считаю, что фольклор интересен, актуален и в наши дни, и совершенно реально возродить интерес к фольклору у молодого поколения.

Нами были использованы следующие методы:

  • Наблюдение и сбор информации;
  • Работа с разными источниками информации (книги, словари, учебники, Интернет-ресурсы, и др.);
  • Социологический опрос (анкетирование,интервью);
  • Систематизирование результатов исследования;
  • Подведение итогов.

Ожидаемые результаты:

Что такое фольклор


Народное творчество, зародившееся глубоко в древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, способ выражения народного самосознания.

История фольклора

Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения. Фольклор продолжал развиваться и после распространения письменной литературы, оставаясь важным элементом древнерусской культуры.

Русский фольклор — собирательное название произведений русского устного народного творчества (фольклора). Русский фольклор передавался из поколения в поколение в виде песен или сказаний, авторство которых не сохранилось. Размер произведений русского фольклора варьируется от эпической былины до короткой пословицы. Изучение русского фольклора началось в XIX веке.

Жанры фольклора

Различают такие жанры фольклора:

  • Былины
  • Быличка
  • Бывальщина
  • Небылица
  • Русские сказки
  • Русские пословицы и поговорки
  • Заговоры
  • Обрядовые песни (Виноградье, Подблюдные песни, троицко-семицкие, купальские, жнивные и т.д.)
  • Частушки
  • Исторические предания
  • Малые жанры фольклора

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Колыбельная песня


Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится.

Пестушка

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Потешка

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы.

В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

Прибаутка

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела.
Пословицы
Дорога ложка к обеду.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Глаза боятся, а руки делают.
Под лежачий камень вода не течёт.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Знал бы, где упадёшь — соломки бы подстелил.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Дело мастера боится.

Игры могли быть:

Целовальные, как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);

Обрядовые, такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);

Заклички

Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Считалка

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Скороговорка

Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку грека — цап!
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.

Загадка

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.

Песни, былины, сказки и другие виды УНТ свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси.

Исследование по фольклору


Первым делом я провела анкетирование по волнующим меня вопросам в ходе данного исследования. (Приложение № 1.)

Результаты опроса населения:

(Опрошены 25 человек разного возраста, социального положения, образования)

95 % - ответили, что знают, что такое фольклор

5 % - ответили, что затрудняются ответить правильным литературным языком, но догадываются, что это такое.При этом приводили примеры разных жанров УНТ.

100 % - ответили, что им нравится фольклор

93 % - постоянно рассказывают своим детям, братьям, сестрам, внукам и т.д. что-то из фольклора;

5% - редко рассказывают;

2,5 % - никогда не используют жанры фольклора

100 % - ответили, что фольклор нужен:

97,5 % - готовы продолжать традиции нашего народа ( не забывать фольклор);2,5 % - затруднился ответить на этот вопрос

Выводы по данному анкетированию:


Во-первых, хочу отметить, что все без исключения с большим интересом и энтузиазмом откликнулись на участие в анкетировании.

Во-вторых, я была поражена, узнав, как часто люди разного поколения используют жанры фольклора в своей повседневной жизни.

Хочу отметить, что произведения УНТ – это неразрывная цепь, которая связывает поколения (особенно бабушки-внуки).

Самое главное: люди готовы продолжать традиции нашего народа и делать все, чтобы последующие поколения не потеряли интерес к фольклору.

Еще я заметила, что особенные чувства любви и трепета у людей вызывают колыбельные песни.

Я решила пойти дальше и провести интервью среди пап и мам, бабушек и дедушек моих друзей и ровесников. Они напевали мне несколько строк из колыбельных песен, которыми они пользовались при укладывании спать своих деток и внуков. Результаты этого интервью представлены ниже (Приложение № 2).

При обрабатывании результатов данного интервью я сделала следующие выводы:

Главный вывод: колыбельные песни - это огромный потенциал для развития ребенка с самых первых дней жизни.

Заключение

В заключение хочу добавить, что наша гипотеза полностью подтвердилась: фольклор интересен, актуален и в наши дни, и совершенно реально возродить интерес к фольклору у молодого поколения.

При подведении итогов нашего исследования сделаны следующие выводы:

Практическим выходом нашей работы будут мероприятия, запланированные в задачах нашей исследовательской работы (см. выше)

Читайте также: