Сообщение на тему духовная музыка в творчестве русских композиторов

Обновлено: 18.05.2024

В древности духовная музыка представляла собой одноголосное пение в унисон без музыкального сопровождения. Такая манера символизировала союз разума и сердца. Причем исполнялось оно исключительно мужчинами.

Истоки русской духовной музыки восходят к принятию христианства на Руси. Вместе с вероисповеданием из Византии был заимствован круг церковных песнопений. Князь Владимир, впечатленный Византийскими церковными службами, пожелал сделать русские службы такими же прекрасными. Этот момент отражен в летописи, там особо отмечен восторг утонченностью византийского церковного пения. Сама система церковного пения под названием осмогласие – пение на 8 голосов, была взята из Византии. Были переняты все знаки, крючки, знамена – отсюда и пошло название знаменный распев. В XV - XVI веках знаменный распев сформировался как своеобразное явление в русской духовной музыке. Певцам было трудно исполнять партии на другом языке, в связи с этим они привнесли в церковные пения свои народные особенности и интонации. Русская духовная музыка отличалась от византийских мелодических формул, то есть композициями попевок. Духовная музыка церкви была единственным образцом профессиональной музыки на Руси в те времена.

XVII век привносит свежую струю в русскую духовную музыку. Музыканты изучают музыкальную культуру Европы и таким образом знакомятся с совершенно новым стилем. Русское знаменное пение характеризовалось очень умеренным, местами даже суровым звучанием. В то время как европейское пение состояло из многих голосов, оно было ярким, энергичным, богатым на оттенки, создавало ощущение простора и света. Многоголосное пение в Европе называлось партесным, от слова partes – голос или партия.

Имени исполнителя не придавалось особого значения, и до наших времен сохранились лишь немногие имена: Иван Лукошко, Варлаам и Савва Роговы, Стефан Голыш, Федор Крестьянин.

В XVII веке происходит спад в духовной музыке, по причине множества различных реформ Петра I. Дворцовую капеллу обучают итальянские мастера. А в некоторых соборах продолжается развитие старообрядческого пения. XIX век приносит новый классицистский жанр духовной музыке. К нему относятся хоровые произведения для праздничных воскресных литургий. Яркими представителями клиссицисткого жанра стали Дмитрий Бортнянский (директор капеллы при дворе), Максим Березовский (создатель классического хорового концерта), Степан Дегтярев, Артемий Ведель (композитор церковной музыки, регент), Степан Давыдов.

На русскую духовную музыку того времени сильно повлияла немецкая культура. Среди ярких представителей можно выделить Алексея Львова – автора гимна Российской империи, и Павла Воротникова. Композиторы гармонизировали церковные песнопения придав им форму протестантского хорала.

XX век и наше время

В начале XX века в русской духовной музыке появляется новое направление. Церковная музыка наполняется народными стилями звучания, в силу богатого национального опыта композиторов. Эта характерная черта развивается в произведениях Василия Орлова, Степана смоленского, Николая Данилина, Сергея Рахманинова.

1917 год принес немало крутых перемен, прервавших столь успешное развитие духовной музыки. К сожалению многие русские композиторы предпочли продолжать свои музыкальные традиции за рубежом. Из ярких музыкальных деятелей после событий 1917 года можно выделить Александра Гречанинова, Петра Спасского, Бориса Ледковского, Николая Черепнина. В настоящее время отмечается изучение и возрождение церковно-духовной музыки.

Русская духовная музыка в своём становлении и развитии переживала несколько периодов. Как и вся церковь, она существовала в теснейшем взаимодействии с российским обществом и испытывала его заметное влияние. На рубеже XIX – XX веков к этому музыкальному жанру обращались многие т. н. светские композиторы. Они не только сочиняли богослужебную музыку, но и непосредственно участвовали в работе церковных хоровых коллективов.

Церковная музыка в творчестве русских композиторов на рубеже XIX- XX веков

Церковная музыка в творчестве русских композиторов на рубеже XIX- XX веков

В этот же период открывается новая страница в истории русского церковного пения, связанная с московским Синодальным хором, директором которого стал выдающийся церковный регент и музыковед, профессор Московской консерватории С.В. Смоленский, а помощником регента – А.А. Кастальский. Вместе с хором существовало Синодальное училище с восьмилетним музыкальным образованием.

Церковная музыка в творчестве русских композиторов на рубеже XIX- XX веков

Степан Васильевич Смоленский (1848–1909 гг.) родился в Казани, в семье, сочетавшей традиции русской интеллигенции и духовенства. После окончания юридического и филологического факультетов Казанского университета вместе с учёным-просветителем Н. И. Ильминским основал Казанскую учительскую семинарию, где преподавал пение, после чего возглавил Московское Синодальное училище, одновременно с этим занимая должность профессора в Московской консерватории. Затем два года возглавлял Придворную капеллу, занимался научной деятельностью. Трудно переоценить его роль в деле возрождения древнецерковных распевов, обращения к национальным истокам.

Церковная музыка в творчестве русских композиторов на рубеже XIX- XX веков

Церковная музыка в творчестве русских композиторов на рубеже XIX- XX веков

Церковная музыка в творчестве русских композиторов на рубеже XIX- XX веков

Церковная музыка в творчестве русских композиторов на рубеже XIX- XX веков

Церковная музыка в творчестве русских композиторов на рубеже XIX- XX веков

Церковная музыка в творчестве русских композиторов на рубеже XIX- XX веков

После революции 1917 года развитие богослужебной музыки ,в России замерло, лишь в эмиграции композиторы имели возможность обращаться в этому жанру.

Необходимо возрождать в современном обществе образцы музыкального фольклора и музыкальные традиции духовной хоровой музыки в современном мире.

ВложениеРазмер
Русская духовная хоровая музыка в творчестве композиторов. 36.69 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Русская духовная хоровая музыка в творчестве композиторов.

Творчество отечественных композиторов всегда оставалось достоянием сравнительно узкого круга современников. Единственной сферой музыки, к которой были приобщены всё без исключения сословия, каждый человек в отдельности, была музыка, звучавшая в церкви, в православном храме - хоровая, без инструментального сопровождения.

Сочинения Чайковского - Литургия Святого Иоанна Златоуста (1878), Всенощное бдение (1881), Девять Духовно-музыкальных сочинений и хор "Ангел вопияше" - открыли новую эпоху в истории русского церковного пения. Потребность в национальном музыкальном самосознании сказалась в первую очередь. Вероятно, не случайно в тот же период к духовно-музыкальному творчеству обратились М.А.Балакирев и Н.А.Римский-Корсаков .

Литургия Святого Иоанна Златоуста , а потом и другие духовные сочинения Чайковского, стали исполняться и вне храма в концертах. Русскую духовную музыку православную музыку храма писали С.В.Рахманиновым , В.Кастальским, десятками других авторов, возрожденной в России уже в наши дни.

В десятом веке происходит важное событие для русского народа –Крещение Руси (в 988). Киевский князь Владимир (Красно Солнышко), по примеру своей Бабушки княгини Ольги провозгласил на Руси христианскую веру, веру в единого Бога –Иисуса Христа. Обряд крещения киевлян происходил в водах Днепра. Послы, посланные Владимиром в разные страны послы свой восторг провозгласили в летописях. Красота богослужения, увиденного ими в Греции, входивший в состав Византии, потрясла их.

С возвращением на Родину композитор не нашел признания в музыкальном мире России. Здесь его духовная музыка была не нужна: стиль композитора считали устаревшим. Постоянная нужда, невозможность найти применение своим творческим силам привели Березовского к душевному кризису. Оскорбленный, униженный, терпя бедность, нужду и всяческие неудачи, Березовский в марте 1777 года заболел горячкой и скончался 22 марта ( 2 апреля ) 1777 года . Есть версия, что композитор покончил жил самоубийством.

Первое исполнение Всенощной состоялось 23 марта 1915 года в Колонном зале Благородного собрания в Москве. В течение месяца это сочинение было исполнено четыре раза (сбор от двух концертов был передан в пользу жертв Первой мировой войны).

Успех синодального хора, безусловно, был связан с именем близкого друга Рахманинова, дирижера Николая Данилина.
Синодальное училище, наряду с петербургской Придворной капеллой, было одним из центров профессиональной певческой культуры. Училище выпускало отлично подготовленных регентов для всей России, а его хор уверенно завоевывал положение лучшего в мире.
Николай Данилин, регент Синодального хора с 1910 года, поднял мастерство хора до высочайшего уровня. С Рахманиновым их связывали дружеские отношения, он с Николаем Данилиным и при создании хоровой партитуры “Всенощной”. Сочинение вызвало восторженную реакцию публики, услышавшей в нем отклик на события первой мировой войны, напоминание о высоком нравственном предназначении человека, о его долге перед людьми м Богом. В последний раз “Всенощная” исполнялась Синодальным хором в конце 1916 года, в концертном зале Синодального училища — там, где проходили все репетиции. Рахманинов вместе с со многими представители творческой интеллигентности не принял Октябрьскую революцию и вместе с семьей эмигрировал из России. Он считал, что жизнь без искусства для него бесцельна. Он считал, что в наступившей ломке искусство, как таковое, существовать не может и что всякая артистическая деятельность прекращается в России на многие годы. Вначале он едет в Париж, затем перебирается в Швейцарию.

Зная колоссальный потенциал воздействия музыки на подсознание ребенка, учитель в своей деятельности должен тонко и умело использовать все функциональные возможности искусства, раскрывать воспитательное, познавательное и коммуникативное назначение музыки. Миссия-это служение, в основе профессии учителя музыки лежит любовь к детям, которая является проводником к высокому искусству.

Музыка делает человека чище, добрее и благороднее, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Участие музыки в воспитательных процессах приобрело особую актуальность в настоящее время. Благотворное воздействие на душу человека средствами искусства, помогает сформировать морально - сильную личность, способную преодолевать трудности, сохраняя при этом состояние внутреннего покоя и чувства уверенности в себе. В руках у учителя музыки - фортепиано, - это огромный ресурс воспитания подрастающего поколения.

Знакомство детей с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов и с их великими произведениями, принадлежащими золотому фонду не только нашей страны, но и других стран мира, оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, на развитие его духовного мира. Использование на уроках различных видов музыкальной деятельности, помогает формированию творческих способностей детей. Современный учитель музыки должен расширять возможности предмета применять в педагогической деятельности различные формы работы: игровую, лекционную, метод компьютерной графики и музейной педагогики. В руках у учителя музыки фортепиано это - огромный воспитательный ресурс.

Сегодня много говорят о духовном возрождении России. Одной из действенных форм реализации этого направления является изучение народного художественного творчества в современной школе. Дисциплины связаны с предметами искусства, в системе современного образования, к сожалению, имеют второстепенное значение, но на самом деле именно они оказывают мощное воспитательное воздействие на гармоническое развитие личности и на формирование духовных ценностей подрастающего поколения. Поэтому я считаю, что нужно в своей работе объединять урочную и внеурочную деятельность, с целью расширения возможностей предмета, с целью успешной реализации музыкальной деятельности и изучения традиций музыкального фольклора.

1.Перепелицын П.Д. Богослужебное пение Православной Церкви. Сказание летописей о начале церковного пения в России. (17).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Истоки духовности в музыке русских композиторов ГБОУ СОШ пгт Междуреченск м.р.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Истоки духовности в музыке русских композиторов ГБОУ СОШ пгт Междуреченск м.р.

Истоки духовности в музыке русских композиторов ГБОУ СОШ пгт Междуреченск м.р. Сызранский Самарской области Выполнила учитель музыки Маслова Наталья Александровна

Ты откуда русская зародилась музыка? То ли в чистом поле, то ли в лесе мглис.

Ты откуда русская зародилась музыка? То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль? В чьём ты сердце билась? Как же ты явилась?

Русские композиторы М.И. Глинка Н.А. Римский - Корсаков М.П. Мусоргский П.И.

Русские композиторы М.И. Глинка Н.А. Римский - Корсаков М.П. Мусоргский П.И. Чайковский Г.В. Свиридов С.В. Рахманинов

Источники вдохновения русских композиторов Известно, что все они, родившись.

Начало композиторской музыки Князь Владимир, прозванный в народе «Красное Со.

Начало композиторской музыки Вместе с крещением Древняя Русь переняла из Виз.

Древнерусская музыка Началом русской музыки можно считать 9-ый век - образов.

Знаменный распев Русская народная музыка как хоровая, так и инструментальная.

Знаменный распев Русская народная музыка как хоровая, так и инструментальная, в те времена не записывалась. Культовое пение записывалось особыми знаками - "знаменами". На протяжении многих веков в русском церковном пении господствовало одноголосие –"знаменный распев "

Русские распевщики Русские распевщики (старинное название композиторов), явл.

Русские распевщики Русские распевщики (старинное название композиторов), являющиеся выходцами из народа, привносили в церковные песнопения черты родной и близкой им народной песни. Одним из самых быстрых путей распространения новой музыки были псалмы и канты (от лат кантус – пение). Духовные и светские канты, псалмы стали очень любимы в народной среде, получили широкое распространение в быту.

Основоположник русской классической музыки М.И. Глинка М.И. Глинка… С первых.

Капелла имени М.И. Глинки 27 ноября 1836 года Петербург встречал "Жизнь за ца.

Капелла имени М.И. Глинки 27 ноября 1836 года Петербург встречал "Жизнь за царя". Успех первой русской оперы был грандиозным. После одного из премьерных спектаклей к Глинке подошел император и предложил Михаилу Ивановичу возглавить придворную капеллу: "Надеюсь, ты не откажешь. Мои певчие известны по всей Европе и, следственно, стоит, чтобы ты занялся ими. Только прошу, чтоб они не были у тебя итальянцами". Глинка полностью согласился в вопросах итальянской музыки с царем, и первым духовным опытом его стала Херувимская песнь.

Творчество Римского - Корсакова Н. А. Римский-Корсаков… Он известен всем преж.

Истоки духовности музыки Римского - Корсакова Один из наиболее значительных о.

Православная музыка Римского - Корсакова Н. А. Римский-Корсаков создал 40 цер.

Православная музыка Римского - Корсакова Н. А. Римский-Корсаков создал 40 церковных песнопений. Источником идей для Римского-Корсакова была и музыка православного богослужения, и русская народная музыка. Композитор был убежден в их музыкальном родстве. Именно Римский-Корсаков впервые отчетливо выявил и подчеркнул близость двух видов народного искусства, создав на основе их синтеза собственный стиль многоголосных обработок древних распевов, не похожий на церковное искусство его современников

Творчество П.И.Чайковского О Петре Ильиче Чайковском написано очень много. Не.

Творчество П.И.Чайковского О Петре Ильиче Чайковском написано очень много. Не подлежит сомнению, что музыкальные произведения П. И. Чайковского тесно связаны c духовным обликом композитора и его верой. Дом – усадьба П.И. Чайковского в Воткинске П.И. Чайковский

Творчество П.И.Чайковского Петр Ильич Чайковский - великий русский композитор.

Церковные песнопения Чайковского Чайковский написал полные, музыкально заверш.

Церковные песнопения Чайковского Чайковский написал полные, музыкально завершенные циклы к двум важнейшим богослужениям православной Церкви: "Литургии св. Иоанна Златоуста" и "Всенощному бдению" . Им написаны девять отдельных духовных хоров и положен на музыку пасхальный текст "Ангел вопияше ". Гармония и красота в душе Чайковского рождались под влиянием подлинного религиозного чувства без которого он не мог бы создавать духовную музыку. И с нашей стороны в отношении к Чайковскому должна быть глубокая благодарность за все оставленное им Православной Церкви, верным и преданным сыном которой он был до последнего дня своей жизни.

Творчество С.В. Рахманинова Сергей Васильевич Рахманинов, русский композитор.

Творчество С.В. Рахманинова Сергей Васильевич Рахманинов, русский композитор, живший на рубеже 19 и 20 веков. Вся его музыка наполнена национальным характером, берущим начало из русского фольклора, интонаций знаменного пения, имитации колокольного звона. С.В.Рахманинов

Истоки духовности музыки Рахманинова Огромное влияние на духовное развитие Се.

Истоки духовности музыки Рахманинова Огромное влияние на духовное развитие Сергея оказало его общение с бабушкой. Она часто водила внука в петербургские соборы. Казанский собор Внутреннее убранство Казанского собора

Истоки духовности музыки С.В.Рахманинова Позднее композитор вспоминал: «Целым.

Георгий Свиридов Музыкант и композитор огромного дарования, он чувствовал себ.

Музыка Георгия Свиридова "Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она и.

Музыка Георгия Свиридова "Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквях. Мне хочется, чтобы к ней было такое же святое, такое же трепетное отношение, чтобы в ней искал, а главное находил ответы наш слушатель на самые важные, самые сокровенные вопросы своей жизни, своей судьбы" - писал Георгий Свиридов.

«Способность гармонично соединять народные мотивы, новаторские идеи и религио.

Музыкальные произведения использованные в презентации 1.С. Рахманинов, концер.

Читайте также: