Сообщение на тему древнее святилище первобытных людей

Обновлено: 20.05.2024

Первобытный человек, будучи весьма впечатлительным, поклонялся сверхъестественным явлениям, стоящим над окружающим миром. Например, обожествлялся лунный цикл, движение солнца по небосводу, плодородная земля, гром и молния, определенные животные, предки или вожди племен.

Религиозные представления древних людей находили свое отражение в наскальной живописи. Рисунки создавались для привлечения удачи на охоте, отражения переживаний, изображения сцен из жизни общины.

Религиозные представления древних людей находили свое отражение в наскальной живописи. Рисунки создавались для привлечения удачи на охоте, отражения переживаний, изображения сцен из жизни общины.

С течением времени появилась потребность отдельно обозначить культовые места для молитв: изначально это были тотемы, примитивные статуи, рощи, холмы, источники, очаги, камни или растения. Они размещались в самом центре общины или в специально оформленном месте за ее пределами. Зачастую такие места выделяли архитектурно, акцентировали на них внимание.

Но затем значение первобытного культа возросло, значительно увеличилась власть вождей племен, а также жрецов, что потребовало возведения собственных сооружений. Кроме того, когда отпала необходимость обороняться от диких животных, жилище стало комфортнее, а община – больше, в первобытном обществе начало проявляться расслоение. Дома различались по размеру, местоположению и внутреннему убранству: появилась эстетическая составляющая строения.

Древние сооружения, дошедшие до наших дней, относятся, в основном, к бронзовому веку (XXXIII—XIII вв. до н. э.). Это мегалиты (от греч. мега – большой, литос – камень), имевшие сугубо культовое значение. Ими люди помечали особые места проведения обрядов и ритуалов, захоронения.

Такая мегалитическая архитектура представлена отлично сохранившимися менгирами, дольменами и кромлехами. Они выполнялись из грубо отесанных каменных глыб и широко распространены в прибрежных регионах Европы, Азии и Африки.

Менгиры – это вертикально установленные каменные глыбы, иногда в верхней их части изображалось подобие человеческой головы. Менгиры иногда составляли целые аллеи: историки предполагают, что они могли использоваться для религиозных торжественных шествий. Любопытно, что в расположении менгиров четко отслеживается ритм и последовательная организация пространства.

Дольмены состояли из трех и более каменных плит. Широкие и плоские камни устанавливались вертикально и накрывались сверху другим – своеобразной кровлей (многие могли видеть дольмены на экскурсиях по Краснодарскому краю). В некоторых случаях дольмены могли образовывать длинные коридоры.

Кромлех являл собой наиболее сложную организацию пространства: это целый комплекс из дольменов и менгиров. Самый известный и растиражированный кромлех – это Стоунхендж в Великобритании. Существует предположение, что он являлся не только местом свершения религиозных обрядов, но и доисторической обсерваторией: в день летнего солнцестояния на его оси восходит солнце.

Историки предполагают, что к моменту начала возведения мегалитов древний человек уже был прекрасно знаком с простейшей физикой и механикой. Для транспортировки огромных каменных плит использовали животных, а также веревки и катки. В строительстве, вероятно, участвовало много людей, использовались подсыпки и бревенчатые рычаги.

Ученые убеждены, что племена, строившие мегалиты, вели оседлый образ жизни. У них было развито искусство обработки камня и металла, они хорошо владели гончарным ремеслом. Племена занимались скотоводством и земледелием, а в приморских районах – морским промыслом.

Наука и здравый смысл категоричны: дольмены, кромлехи и менгиры возвел человек, и как бы ни хотелось конспирологам верить в атлантов, марсиан и гномов, все это – творение умелых рук древних людей, а также результат их развития и познания окружающего мира и его законов.

Знания, касающиеся мифической эпохи, а также изображения и ритуалы с нею связанные, считаются в архаическом обществе священными — как и сами события. Священными — это значит тайными, запретными для всех непосвященных, для детей и женщин. Только мужчины, успешно прошедшие сложные и мучительные обряды посвящения, получают доступ к этой информации.

Так обстояло дело в архаических обществах, описанных путешественниками и этнографами. Ряд их существует на Земном шаре и по сей день. Так же было и много тысяч лет назад, в коллективах, от которых до нас дошли лишь вещественные, археологические источники. Среди различных археологических памятников особенно сильное впечатление производят пещеры, стены и потолки которых украшены разнообразными знаками, в первую очередь — изображениями животных, фантастических существ, а порою — людей. Некоторые изображения животных, выполненные в цвете, поражают художественным совершенством их исполнения. Почти все эти пещеры расположены во Франко-Кантабрийском регионе: на территории южной Франции и северо-западной Испании. На других территориях подобные памятники встречаются как редчайшее исключение. В нашей стране известны только две подобные пещеры: Каповая и Игнатьевская. Обе они находятся на Урале.

В районе обитания охотников на мамонтов таких памятников нет, поскольку нет и самих пещер. Но они настолько важны для понимания особенностей первобытного мышления, что нам придется на время покинуть Русскую равнину и перенестись в Пиренеи.


А. Леруа-Гуран писал:

Звери. Как в тех странных снах, как в повествовании Айриты, они выплывали откуда-то из стен, из темноты; живые, они словно танцевали в голубом сиянии, в переливчатом тумане, вдруг поднявшемся от пола, изумленно поглядывая то друг на друга, то на этих людей, вызвавших их… из небытия? Вот скачет жеребая кобыла, мамонт косит удивленный глаз. А вот появляется голова его Тотема: тигрольвица гибко и мягко выбирается из тумана… Завороженный ритмом их движений, Аймик догадался, что ритм этот не случаен… Ну, конечно! Это же Инельга поет какую-то дивную песнь! Давно поет; но почему он понял это только сейчас?

И под это пение звери, то по одиночке, то сразу по несколько, подплывали к каменным стенам, касались их поверхности и замирали, навсегда сохранив в своем застывшем движении один из звуков колдовской песни Инелъги.

Вот лошади, одна за другой, проскакали из тумана прямо на скалу. Медведь выгнал стадо желтых, красных и черных оленей и сам застыл вместе с ними на камне, даже не попытавшись кому-то из них переломить хребет. И выплыло пять гигантских круторогих быков, и нависли они над лошадьми и оленями, направив друг на друга рога. Два против трех.

А вот целое стадо бизонов, самцов и самок, резвящихся, катающихся в тумане, словно в весенней траве, вдруг подплыло к потолку, нависшему чуть ли не над головой Аймика, и осталось на нем. Голос Инельги стал тоньше, завибрировал, — и к ним присоединились два кабана. И лани…

(Как же так? Потолок — над моей головой, а те стены, где жеребая кобыла… они же гораздо выше! И эти, с быками…).

Аймик вдруг осознает, что он одновременно — и здесь, и тут, и там, и еще невесть где.

Мелодия меняется. Теперь из тумана выплывают диковинные существа: не звери, не люди. Духи, — догадывается Аймик. Духи и предки. Живые, как и звери, они кружатся в колдовском танце, прежде чем присоединиться к застывшим на стенах теням зверей. Один, оленерогий, с круглыми совиными глазами, вдруг подмигнул Аймику как старому знакомому.

(Это — Аймик сразу вспомнил, — тот самый, что заглянул в их жилье. Его и Аты. И Хайюрр был с ними в ту ночь…)

Он смотрит. Он уже привык к тому, что одновременно он — везде. И может различать…

Появляются люди. Тени людей; они не замечают ни Инельги, ни Аймика; они заняты своими делами. Оказывается, тени, вызванные песней Инельги из небытия и замершие на стенах, должны быть закреплены человеческой рукой… Аймик вглядывается в действа мужчин-колдунов, наконечниками дротиков, резцами и красками закрепляющих то, что уже создано песнопением Бессмертной. Порой видимое стирают, замазывают, — чтобы вновь и вновь, от обряда к обряду закреплять Вечное.


Но в отличие от нас, археологов, Аймику раскрывается и скрытый смысл этого чуда света. Он узрел в росписях не просто содержание различных мифов — всю историю человечества — ни больше, ни меньше! Это, конечно, фантазия. А вот то, что узнав об изменчивости Мира, он испытал сильнейший шок — это вполне согласуется с тем, что мы знаем о первобытном мышлении как таковом. Ведь важнейшее представление, характерное для архаического сознания, формулируется так: Мир неизменен и должен пребывать таким во веки веков! Осознание того, что мир меняется, хотя и очень медленно, поначалу вызывает у охотника на мамонтов ужас, ставит его почти на грань смерти.

…О да! Он смотрит и слушает! Его сознание скользит вдоль колец Великого Червя, то выхватывая отдельные части с яркостью только что пережитого, то воспринимая все сразу… И отказывается верить — так несовместимо все это с тем, чем он жил до сих пор, чем жили и живут все, с кем сводила его Долгая Тропа. И друзья, и враги…

ЭТО проникало в сознание помимо воли. Хотелось зажмурить глаза, зажать уши, но не было сил. Хотелось убежать, но его ноги словно вросли в камень. Да и куда бежать? Хотелось…

Их Мир, такой устойчивый, такой прочный, такой… неизменный…

…С детства он знал, —- и это было даже не знание, а салга жизнь, ее суть, самое главное:

Потом, во время Посвящения, он понял:

Мир ДОЛЖЕН быть неизменным, ибо всякое изменение опасно и гибельно.

Поэтому нельзя терять связь с Предками. Поэтому нужно все делать так, кик научили людей Перво-предки: раскалывать кремень, мастерить копье, строить жилище… Поэтому в Обрядах нужно вновь и вновь возвращаться к Изначальному, соединяться с Ним, возрождать Его…

И тогда Мир пребудет неизменным вовеки.

И вот — все рухнуло!

Так зачем он шел сюда? Зачем он здесь?

Однако здесь мы ведем речь об искусстве франко-кантабрийских пещер… Что же, у охотников на мамонтов ничего подобного не было? Нет, подобное — было! Мы знаем совершенно точно, по крайней мере, об одном назначении пещер, где ныне найдены стенные росписи: это были Святилища. Подростки проходили там Обряд Посвящения и вступали во взрослую жизнь.

Посвящение — непременный и важнейший элемент любой архаической культуры! Безусловно, и у охотников на мамонтов были свои Священные места — хранилища коллективной памяти, предназначенные для церемоний такого рода. Но где они располагались и как выглядели, мы пока ничего не знаем.

…После Аймик вспоминал с несказанным удивлением: на какой-то неуловимый миг (длившийся вечность?!) ему показалось вдруг, что ОН ПОНЯЛ ВСЕ! И свою жизнь, свое предназначение, и то, что скрывалось в самой глубине его души… как часть невероятно сложного в своей простоте, восхитительного узора… Прежде такого не случалось никогда. Но вынести из этой стремительно промелькнувшей вечности не удалось ничего, кроме ощущения: БЫЛО! Было, но осталась лишь череда беспорядочных, сменяющие друг друга видений…

…Ты малая часть Целого, узелок в узоре, не тобой творимом. Но ты — един и целен. Ты малая часть этого Мира, но и Мир — только часть тебя самого и принадлежит тебе, как ты — ему. Ты не властен изменить предначертанное, спрямить или искривить чужие пути. Но на своей Тропе ты волен. Решай же, — выбор за тобой.

…Когда женщины нашивают на одежду узор, самые важные места закрепляются узелками. И если такой узелок порвется — рассыплется целое звено, быть может, самое важное. Он, Аймик, — сам такой узелок в узоре, который создают, должно быть, Могучие, так и не снизошедшие до своего избранника. И кто знает, какая часть их загадочного творения погибнет, если оборвется этот узелок?



ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ

ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ Археология Находки из прошлогоАрхеологи узнают о прошлом, раскапывая руины старинных сооружений или места, где давным-давно жили люди. Они исследуют найденные предметы, чтобы по мозаичным кусочкам составить картину прошлого.Люди всегда интересовались

Древнерусские языческие святилища

Первобытные рыболовы Сибири

Первобытные рыболовы Сибири Дальнейшее развитие людей первобытного общества Сибири происходило на фоне окончания последнего оледенения. Исчезают материковые льды, леса наступают на тундры и степи. Это послеледниковое смягчение климата происходило в период от 8 до

Первобытные культуры на территории Австрии

Первобытные культуры на территории Австрии /13/ История в австрийских землях начинается с появлением здесь первых людей в эпоху палеолита, приблизительно за 250 тыс. лет до н. э. Эти первые люди древнекаменного века вели жизнь охотников и собирателей: знали огонь,

3. Измерения святилища

3. Измерения святилища В мифе не сказано, что бог Сет разбросал куски тела брата по земле Та-Кемет закономерным образом. Для жрецов Египта границ страна Та-Кемет не имела, как не имеет границ Вселенная. Значит, святилище бога Осириса может оказаться воздвигнутым абсолютно

Примечание XVII Использование драгоценных металлов на вес в первобытные времена

Тайные святилища

Тайные святилища Маленькая Маша делает большое открытие. Это случилось в Испании более ста лет назад. У охотника на лугу вдруг исчезла собака. Он услышал ее лай откуда-то из-под земли. Обнаружив нору, стал ее раскапывать и… очутился в пещере. Ее назвали Альтамира. Археолог

Первобытные неврастеники?

Первобытные неврастеники? То, что мы находим останки людей не в погребениях, а как часть охотничьей добычи – это факт. Но из этого вовсе не следует, что не существовало представлений о загробной жизни и погребального обряда.Существует интереснейшая гипотеза, что сам

Тема 9 Архитектурные комплексы святилища Аполлона в Дельфах и святилища Зевса в Олимпии

Тема 9 Архитектурные комплексы святилища Аполлона в Дельфах и святилища Зевса в Олимпии Особенности строительства комплексов святилищ в Древней Греции архаики и классики: основные общегреческие святилища.Комплекс Святилища Аполлона в Дельфах: география (Федриады,

ПЕРВОБЫТНЫЕ СТОЯНКИ

ПЕРВОБЫТНЫЕ СТОЯНКИ Благоприятные природно-климатические условия Таврики способствовали тому, что уже в глубокой древности человек начинает обживать полуостров. В Таврике, особенно в горном и предгорном районах, были все необходимые условия для жизни древнейшего

В отличие, к примеру, от летучих мышей или грызунов люди не приспособлены к жизни во мрачных подземельях. Что же в таком случае с незапамятных времен влекло наших предков к пещерам?

В поисках жилья

В качестве жилищ использовали пещеры и неандертальцы. Символично, что в 1856 году в гроте Фельдгофер, что в долине Неандер в Германии, в ходе взрывных работ рабочие нашли странные кости и передали их учителю и любителю естествознания Иоганну Фульроту. Тот понял, что ему в руки попали останки древнего человека. Чуть позже мир узнал о неандертальцах. Правда, не все ученые сразу признали их, но дальнейшие поиски и открытия заставили признать, что в одно время с мамонтами и носорогами жил особый вид человека, даже заядлых скептиков. Так как многие находки неандертальских костей и следов деятельности были сделаны в пещерах, то в массовом сознании укоренился образ примитивного, грубого человекообразного существа с дубиной, несущего кусок мамонта в сырое, неуютное подземное жилье. Вопреки расхожему представлению, неандертальцы были умелыми охотниками, заботились о стариках, и у них, вероятно, существовали зачатки религиозных верований. Да, они отличались от нас. Но, судя по реконструкциям, если бы неандертальца вдруг удалось оживить и прилично одеть, то он вполне мог бы затеряться в толпе московского метрополитена.

Следы скорби и веры

Кстати, возможно, неандертальцы, или даже их предки создавали первые кладбища и хоронили умерших сородичей в пещерах. Например, в пещере Сима-де-лос-Уэсос в Испании найдено более 5000 человеческих костей (пренеандертальцев). Ученые отмечают, что попасть в пещеру крайне затруднительно, потому вряд ли она могла служить жилищем, а вот местом упокоения — запросто.

И пришел к загону овечьему, при дороге; там была пещера, и зашел туда Саул для нужды; Давид же и люди его сидели в глубине пещеры.
Первая книга Царств, 24:4

Пещера Альтамира находится в Испании (Сантильяна-дель-Мар в 30 км на запад от города Сантадера), ну а обнаружили её в 1879 году. Это естественное образование, а её рисунки – едва ли не самый ценный памятник искусства каменного века. Причём картинки на её стенах имеют давнюю историю и относятся к Мадленской, Солтюрейской, а также Граветтской и ранней Ориньякской культурам, что удалось выяснить благодаря уран-ториевому методу датирования. То есть люди посещали её около 22 000 лет, пока главный вход в не засыпало оползнем.

Пещеры. Духовные центры первобытных людей


Ещё один бизон или Альтамиры…

Капова пещера на территории Башкирии имеет возраст от 36 до 18 тыс. лет. Использовать её начали с эпохи нижнего палеолита. На стенах её мы видим изображения животных, антропоморфные и геометрические фигуры. То есть зачатки абстрактного мышления у её художников были налицо. И здесь же мы видим древнейшее и, кстати говоря, единственное в Европе изображение такого животного, как верблюд. Обнаружена она была довольно поздно – в 1959 году. Исследованиями Института археологии АН СССР было описано 173 рисунка. Сделаны они краской из охры, которую смешивали с жиром, их возраст около 18 000 лет. Интересны антропоморфные фигуры. Есть изображения хижин, треугольников, лестниц, странные косые линии. Уран-ториевое датирование показало, что наиболее древние рисунки в Каповой пещере выполнены 36 400 лет назад.



Лошадь из Каповой пещеры. Реплика из музея в Брно

Поскольку наши туристы пещеру фактически загадили, для свободного посещения ока закрыта. Но с июля 2012 года в музее на территории заповедника, где находится эта пещера, устроен интерактивный киоск, где можно посмотреть наиболее интересные рисунки пещеры, не заходя в неё.

Медведь из пещеры Монтеспан

Подводная пещера Коске

Пещера Коске, расположенная недалеко от Марселя, уникальна тем, что вход в неё находится под водой на глубине 37 м, что наглядно показывает нам, сколь велик был подъём уровня Средиземного моря в эпоху палеолита. Названа по имени дайвера Анри Коске, который нашёл её в 1985 году. Однако только лишь в 1991 году он сумел пройти 175-метровым подводным туннелем и выйти в саму пещеру. Зато летом в 1992 г. в этом туннеле погибли три дайвера-любителя, и свободный вход в неё запретили.

Уровень моря тогда был на 110-120 метров ниже, чем современный. Вот и получилось, что там, где люди ходили свободно, теперь может пробраться только аквалангист. Понятно, что море уничтожило очень много рисунков. Но и того, что осталось, хватает для изучения. Здесь можно увидеть 65 отпечатков ладоней и 177 изображений животных, относящихся к разным периодам посещения пещеры древними людьми. Интересно, что кроме бизонов, горных козлов и лошадей, там много изображений обитателей моря: тюленей, пингвинов (!), а также птиц и медуз.



Гигантский пещерный олень. Пещера Ласко



Быки. Пещера Ласко



Пещера Ласко внутри



И это тоже она…

Пещеру Нио нашли во Французских Пиренеях департамента Арьеж. Общая её протяжённость более 14 километров. Наскальные рисунки тщательно выполнены в черном стиле, что было характерно для Мадленской культуры. Считается, что они были сделаны от 17 до 11 тысяч лет назад.

В ней есть рисунки с давностью 25 тыс. лет (граветтская культура); и рисунки мадленской культуры. Им – 16 тыс. лет. Среди них отпечатки ладоней, изображения животных, и даже встречаются изображения людей. Обнаружена она была в 1922 году на склоне холма в коммуне Кабрере, во Французских Пиренеях. Длина её 1,5 км. В ней семь залов, в каждом из которых на стенах можно увидеть яркие и очень живые изображения мамонта, пятнистых лошадей, одноцветных лошадей, быков, северных оленей, а также отпечатки человеческих ладоней и даже изображения людей. В радиусе 10 км от этой пещеры есть 10 других таких же пещер с рисунками верхнего палеолита, но все они для публики закрыты.

Интересно, что некоторые рисунки, как выяснилось, наносили на стену при помощи… плевков красящим составом!



Вот они – ладони из пещеры Пеш-Мерль

Эта пещера во Франции была открыта в 1994 году. Возраст её оценивается в 35 тыс. лет. Принадлежит к ориньякской культуре. В 2014 году пополнила список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она больше, чем Ласко, и состоит из зала и галереи длиной 800 метров и высотой до 18 метров. В ней нашли 435 рисунков с изображениями животных. Возраст старейших учёные оценивают в 36 тыс. лет (ориньякская культура), но точная датировка до сих пор вызывает споры. В пещере кроме рисунков нашли много медвежьих костей. И здесь же нашли доказательство совместного проживания человека и собаки – отпечатки её лап и одновременно ноги ребёнка.



Бизон из Шове…

25 апреля 2015 года была открыта точная копия пещеры вблизи города Валлон-Пон-д’Арк. Обошлась она в 55 миллионов евро. Но зато с помощью новейших технологий специалисты сумели с исключительной точностью воспроизвести оригинальные рисунки пещеры Шове.



Лошади из Шове. Рисунки наложены один на другой. Типичная манера живописи эпохи палеолита

Пещера Эль-Кастильо – самые старые рисунки на планете

Рисункам этой пещеры 40 тыс. лет, а первые следы человека в этой пещере датируются 150 тысячами лет до нашей эры. Находится в Испании в Кантабрии. Открыта в 1903 году.

На её стенах почти на протяжении в 275 м расположены наскальные рисунки с изображениями лошадей, бизонов, зубров, мамонта, и других животных, которые окружали первобытного художника. Считается, что часть настенной живописи сделана не кроманьонцами, как думали ранее, а неандертальцами.

И всё это лишь малая часть древних пещер с рисунками. Их изучение дало возможность определить особенности палеолитического искусства и многое узнать о мире первобытного человека – окружавшем его физическом мире и заключённом в нём самом мире духовном!


Наиболее простые из мегалитических сооружений — менгиры — это продолговатые камни-столбы или плиты разной высоты (от 1 до 20 м). Они устанавливались вертикально в несколько рядов, иногда сверху одной плиты горизонтально клали другую. Менгиры использовались для совершения ритуальных обрядов на месте захоронения предков. Не случайно, по-видимому, ряды этих столбов напоминают погребальное шествие. Менгиры разбросаны на огромном пространстве нашей планеты. Их можно увидеть в Англии, Греции, Франции, Испании, Африке, Азии и на Кавказе.


В Причерноморье до сих пор встречаются грубо вытесанные из камня человеческие изображения, так называемые каменные бабы (на самом деле фигуры воинов). А на маленьком тихоокеанском острове Пасхи возвышаются громадные мегалитические статуи в несколько метров высотой. Самые большие менгиры (длиной около 21 м и весом около 300 т) сохранились в Бретани, одной из провинций на западе Франции.

Кромлехи — каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей до 100 м в диаметре. По кругу они перекрыты большими каменными блоками, плотно пригнанными к столбам при помощи вырубленных шипов и гнезд.


Наиболее известен Стоунхендж(Солсбери, Великобритания), возведенный в 1900—1600 гг. до н. э. Огромные каменные глыбы доставлялись издалека, а их подъем на восьмиметровую высоту осуществлялся с помощью насыпей, следы которых сохранились до нашего времени. До сих пор это величественное архитектурное сооружение продолжает будоражить мысль ученых, которые считают его одним из удивительных достижений науки и техники Древнего мира. Оно действительно уникально и не имеет аналогов.

Возможно, Стоунхендж, выполняя роль храма Солнца, был местом ритуальных церемоний и погребений, а также служил устрашающим символом власти жрецов. Не исключается и другая версия, согласно которой Стоунхендж выполнял роль астрономической обсерватории, позволявшей с большой точностью вести календарный счет дням, отмечать начало года, предсказывать наступление солнечных и лунных затмений.

Сегодня не существует однозначного ответа на вопрос, чем были эти удивительные древнейшие архитектурные сооружения: храмом, некрополем, обсерваторией, но в любом случае с них начиналась монументальная архитектура.

Музыка, танец и пантомима

Кроме основных видов изобразительного искусства и архитектуры, в недрах первобытной культуры оформились начала танца, музыки и театра. Жизнь первобытного человека не была столь однообразной и безрадостной, как это может показаться современному человеку.

Другой, не менее важной причиной возникновения музыкального творчества стало подражание звукам окружающей природы. Первобытный человек считал, что с помощью звуков, имитирующих голоса природы (гром, падающие камни, льющаяся вода, крики птиц и рев умирающего раненого зверя), он может добиться успешной охоты или богатого урожая. Известно, что инстинктивный мелодический дар свойствен не только человеку: он прекрасно и тонко развит, например, у птиц. Но только человек стал сознательным творцом музыки.

Со временем к этому природному звукоподражанию добавились и чисто человеческие интонации (естественные крики, возгласы, простейшие попевки), в которых уже можно было выделить мотивы с четко зафиксированным положением высоты звука. И наконец, появились напевы, в основе которых лежало многократное повторение различных интонаций с определенным интервалом. Таким образом, главными условиями рождения музыки как вида искусства стали художественный дар человека, его способность, а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкальных образов.

Ритмическим сопровождением хорового танца мог быть не только голос. Ритмично постукивая по каким-либо предметам или орудиям труда, первобытный человек таким образом использовал их как простейшие музыкальные инструменты. Наглядным подтверждением этой теории происхождения и развития музыки в эпоху позднего палеолита служит древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта, обнаруженный у села Мезин в Черниговской области в Украине. Трубчатые кости с боковыми отверстиями, по всей вероятности, служили для воспроизведения музыкальных ударно-шумовых или ритмических звуков. Простейшие флейты, свистки и свирели были найдены и при раскопках палеолитических поселений во Франции, Чехии и Венгрии.

Существовали и воинственные танцы, связанные с магическими ритуалами, укреплявшими веру в победу над врагом. Жизнь в окружении непонятных, чудесных и грозных сил природы как бы заставляла первобытного человека поклоняться многочисленным духам, которых необходимо было задабривать. Различали также погребальные танцы и танцы-заклинания. На стенах пещер в Испании сохранились древние схематичные росписи попарно танцующих женщин в колоколообразных юбках. Все пары (их четыре) даны в определенном наклоне, передающем характер движения.

Важнейшими средствами организации ритуальных действий являлись пантомима, охотничьи маскировки, охотничьи и тотемические пляски. Охотничьи маскировки преследовали единственную цель: обмануть животное и обеспечить успешную охоту. При этом человек создавал не художественный образ, а лишь имитировал повадки животного. Охотничья пляска обычно разыгрывалась по определенному сценарию и могла воспроизводиться несколько раз. Она сопровождалась звуками барабанов и трещоток, а также пением присутствующих, которые одновременно являлись и зрителями. Тотемическая пляска предполагала выступление перед зрителями в костюме и маске тотема — животного или растения, являвшегося предком-покровителем данного племени.

Таким образом, в первобытный период зарождается искусство, закладываются основы художественного творчества, определившие дальнейшие пути развития мировой художественной культуры. В первобытном искусстве художественный образ становится основным средством отражения и познания окружающего мира.

Вопросы и задания

1. Как вы думаете, что являлось побудительными мотивами к художественному творчеству первобытного человека?

2. Каковы характерные черты и общие стилевые особенности изобразительного искусства эпохи палеолита, мезолита и неолита?

3. Какие крупнейшие центры первобытной культуры на территории России и стран Западной Европы вы могли бы назвать? Расскажите о них подробнее, используя также материалы из некоторых рекомендованных книг для чтения.

4. Расскажите о древнейших сооружениях первобытного человека. С чем связано их возникновение?

5. В чем и как проявился синкретический характер первобытной культуры? Для ответа используйте материалы о возникновении искусства танца, музыки и театра.

Творческая мастерская

3. Попробуйте, используя исторические данные, нарисовать эскизы костюма и маски тотема. Какая музыка могла бы сопровождать это театральное действо?


Наиболее простые из мегалитических сооружений — менгиры — это продолговатые камни-столбы или плиты разной высоты (от 1 до 20 м). Они устанавливались вертикально в несколько рядов, иногда сверху одной плиты горизонтально клали другую. Менгиры использовались для совершения ритуальных обрядов на месте захоронения предков. Не случайно, по-видимому, ряды этих столбов напоминают погребальное шествие. Менгиры разбросаны на огромном пространстве нашей планеты. Их можно увидеть в Англии, Греции, Франции, Испании, Африке, Азии и на Кавказе.


В Причерноморье до сих пор встречаются грубо вытесанные из камня человеческие изображения, так называемые каменные бабы (на самом деле фигуры воинов). А на маленьком тихоокеанском острове Пасхи возвышаются громадные мегалитические статуи в несколько метров высотой. Самые большие менгиры (длиной около 21 м и весом около 300 т) сохранились в Бретани, одной из провинций на западе Франции.

Кромлехи — каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей до 100 м в диаметре. По кругу они перекрыты большими каменными блоками, плотно пригнанными к столбам при помощи вырубленных шипов и гнезд.


Наиболее известен Стоунхендж(Солсбери, Великобритания), возведенный в 1900—1600 гг. до н. э. Огромные каменные глыбы доставлялись издалека, а их подъем на восьмиметровую высоту осуществлялся с помощью насыпей, следы которых сохранились до нашего времени. До сих пор это величественное архитектурное сооружение продолжает будоражить мысль ученых, которые считают его одним из удивительных достижений науки и техники Древнего мира. Оно действительно уникально и не имеет аналогов.

Возможно, Стоунхендж, выполняя роль храма Солнца, был местом ритуальных церемоний и погребений, а также служил устрашающим символом власти жрецов. Не исключается и другая версия, согласно которой Стоунхендж выполнял роль астрономической обсерватории, позволявшей с большой точностью вести календарный счет дням, отмечать начало года, предсказывать наступление солнечных и лунных затмений.

Сегодня не существует однозначного ответа на вопрос, чем были эти удивительные древнейшие архитектурные сооружения: храмом, некрополем, обсерваторией, но в любом случае с них начиналась монументальная архитектура.

Музыка, танец и пантомима

Кроме основных видов изобразительного искусства и архитектуры, в недрах первобытной культуры оформились начала танца, музыки и театра. Жизнь первобытного человека не была столь однообразной и безрадостной, как это может показаться современному человеку.

Другой, не менее важной причиной возникновения музыкального творчества стало подражание звукам окружающей природы. Первобытный человек считал, что с помощью звуков, имитирующих голоса природы (гром, падающие камни, льющаяся вода, крики птиц и рев умирающего раненого зверя), он может добиться успешной охоты или богатого урожая. Известно, что инстинктивный мелодический дар свойствен не только человеку: он прекрасно и тонко развит, например, у птиц. Но только человек стал сознательным творцом музыки.

Со временем к этому природному звукоподражанию добавились и чисто человеческие интонации (естественные крики, возгласы, простейшие попевки), в которых уже можно было выделить мотивы с четко зафиксированным положением высоты звука. И наконец, появились напевы, в основе которых лежало многократное повторение различных интонаций с определенным интервалом. Таким образом, главными условиями рождения музыки как вида искусства стали художественный дар человека, его способность, а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкальных образов.

Ритмическим сопровождением хорового танца мог быть не только голос. Ритмично постукивая по каким-либо предметам или орудиям труда, первобытный человек таким образом использовал их как простейшие музыкальные инструменты. Наглядным подтверждением этой теории происхождения и развития музыки в эпоху позднего палеолита служит древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта, обнаруженный у села Мезин в Черниговской области в Украине. Трубчатые кости с боковыми отверстиями, по всей вероятности, служили для воспроизведения музыкальных ударно-шумовых или ритмических звуков. Простейшие флейты, свистки и свирели были найдены и при раскопках палеолитических поселений во Франции, Чехии и Венгрии.

Существовали и воинственные танцы, связанные с магическими ритуалами, укреплявшими веру в победу над врагом. Жизнь в окружении непонятных, чудесных и грозных сил природы как бы заставляла первобытного человека поклоняться многочисленным духам, которых необходимо было задабривать. Различали также погребальные танцы и танцы-заклинания. На стенах пещер в Испании сохранились древние схематичные росписи попарно танцующих женщин в колоколообразных юбках. Все пары (их четыре) даны в определенном наклоне, передающем характер движения.

Важнейшими средствами организации ритуальных действий являлись пантомима, охотничьи маскировки, охотничьи и тотемические пляски. Охотничьи маскировки преследовали единственную цель: обмануть животное и обеспечить успешную охоту. При этом человек создавал не художественный образ, а лишь имитировал повадки животного. Охотничья пляска обычно разыгрывалась по определенному сценарию и могла воспроизводиться несколько раз. Она сопровождалась звуками барабанов и трещоток, а также пением присутствующих, которые одновременно являлись и зрителями. Тотемическая пляска предполагала выступление перед зрителями в костюме и маске тотема — животного или растения, являвшегося предком-покровителем данного племени.

Таким образом, в первобытный период зарождается искусство, закладываются основы художественного творчества, определившие дальнейшие пути развития мировой художественной культуры. В первобытном искусстве художественный образ становится основным средством отражения и познания окружающего мира.

Вопросы и задания

1. Как вы думаете, что являлось побудительными мотивами к художественному творчеству первобытного человека?

2. Каковы характерные черты и общие стилевые особенности изобразительного искусства эпохи палеолита, мезолита и неолита?

3. Какие крупнейшие центры первобытной культуры на территории России и стран Западной Европы вы могли бы назвать? Расскажите о них подробнее, используя также материалы из некоторых рекомендованных книг для чтения.

4. Расскажите о древнейших сооружениях первобытного человека. С чем связано их возникновение?

5. В чем и как проявился синкретический характер первобытной культуры? Для ответа используйте материалы о возникновении искусства танца, музыки и театра.

Творческая мастерская

3. Попробуйте, используя исторические данные, нарисовать эскизы костюма и маски тотема. Какая музыка могла бы сопровождать это театральное действо?


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).




Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: