Сообщение на тему дпи эвенков

Обновлено: 06.07.2024

Функциональность всех элементов кочевой эвенкийской культуры эвенков не помешала сочетанию яркости, лаконичности и гармонии в искусстве эвенков. В изобразительном искусстве эвенков в полной мере проявились зрительная память, наблюдательность, способность выразительно представить основные черты и характеристики образов и предметов. Изобразительное искусство эвенков нашло отражение в резьбе по кости и дереву, ковке и литью по металлу, тиснении на бересте и, конечно же, в орнаментальном искусстве при работе с мехом, тканью и бисером. Тиснение и резьба по дереву использовалась при украшении седел, колыбелей, утвари и пр. хозяйственных предметов. Орнамент на дереве был преимущественно геометрическим – треугольники, прямоугольники, насечки, полосы и пр. В некоторых случаях для украшения деревянных предметов использовались красители. Тиснением также украшали различную посуду и домашнюю утварь из бересты. Изделия из кости и рога в основном имели хозяйственное назначение – части упряжи, луки сёдел, ручки ножей и посохов.

Отдельного внимания заслуживаю эвенкийские коврики-кумаланы, служившие не только в быту, но и являвшихся своеобразными символами родовых территорий. Многие работы эвенкийских народных мастериц – это подлинное сокровище народной культуры.

Орнаментальное искусство эвенков чрезвычайно разнообразно. Каждая группа эвенков имеет свои традиции, выражающиеся как в рисунке и схематическом расположении орнаментальных фигур, так и в подборе цветовой гаммы.

Материальная культура эвенков самобытна и своеобразна, она воплощает в себе удивительную гармонию человека и природы.

Практически все эвенкийские женщины умеют шить, чтобы выжить в суровом климате, необходимо было уметь изготовить теплую меховую одежду: шапки, унты, парки. Звание искусной мастерицы – олан нужно было заработать. Эвенкийские женщины всегда богато расшивали сшитую одежду бисером, украшали меховой мозаикой. Вышивание бисером – это уникальное явление эвенкийской культуры, излюбленный прием украшения одежды.

В народном творчестве эвенков гармонично соединяется практичность с нарядностью. Расшитые бисером унты, сумки и другие вещи превращаются в произведение искусств.

В эвенкийском орнаменте в яркой форме раскрываются художественные особенности эвенков, их эстетические вкусы, чувство ритма. Любой орнамент имеет не только смысл, но и зачастую магическое значение. У каждого эвенкийского рода был свой родовой отличительный орнамент, своя цветовая гамма.

Не менее интересно искусство шитья из меха. Все мы знаем эвенкийские меховые коврики – кумаланы, украшенные меховой мозаикой. Это самое оригинальное изобретение эвенкийских мастериц.

Катангские эвенкийские мастерицы славились не только у себя в районе, но и далеко за его пределами своим национальным искусством.

В каждом поселке были свои мастера. В Хамакаре – Монго Агафья Владимировна, Монго Октябрина Валентиновна, Попова Лидия Захаровна. В Тетее - Колобовшина Маина Васильевна, Каплина Мария Николаевна, Каплина Надежда Матвеевна. В Наканно – Егорова Евдокия Николаевна, Комбагир Ирина Николаевна ( многие помнят их модные сумки из меха, расшитые бисером). В Ербогачене славились свои мастерицы- Сычегир Екатерина Петровна, Попова Анна Дмитриевна. Им шли заказы отовсюду.

Радует, что до сих пор катангские мастерицы не забывают традиции своих предков, умеют сшить красивые унты, шапки или нарядный меховой кумалан. Все знают мастерицу Гавага Эльвиру Афанасьевну, которая умеет сшить и модную меховую шапку и красивые унты, Юрьеву Светлану Владимировну, которая вот уже много лет учит детей шить красивые меховые и бисерные изделия.


Мастера Эвенкийского национального культурного центра являются участниками многих районных, областных и всероссийских выставок декоративно – прикладного творчества. Неоднократно отмечались грамотами, дипломами за свое мастерство. Награждены золотыми медалями Всероссийского

Проект: Элементы декоративно - прикладного искусства эвенков Забайкалья.

Выполнили: Шешукова Ирина(8 кл.),

Науменко Люба (8 кл.),

Пыхалова Наташа (8 кл.),

Ворганова Валя (6 кл.).

Консультант: учитель технологии

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.
  2. Цель и задачи проекта.
  3. Схема обдумывания.
  4. Выявление основных параметров и ограничений.
  5. Теоретические сведения.
  6. Банк идей.
  7. Эскиз базового варианта.
  8. Правила безопасности во время работы.
  9. Технология изготовления.
  10. Контроль качества.
  11. Экономическое обоснование.
  12. Самооценка.
  13. Литература.
  1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.

В связи с потребностью пополнения фондов школьного этнографического музея мы решили изучить декоративно – прикладное искусство эвенков, как часть эвенкийской народной культуры. На протяжении нескольких лет творческая группа педагогов и учащихся проводила исследование культуры народов Забайкалья: семейских, казаков, бурятов. В настоящее время созрела необходимость пополнить наш музей экспозицией, посвященной эвенкийскому народу.

Материальная культура эвенков не столь богата, как, к примеру, у европейских народов, но она своеобразна, воплощает в себе удивительную гармонию человека и природы.

Задачи:

- изучить теоретический материал по данной теме;

- провести исследование особенностей декоративно – прикладного искусства эвенков Забайкалья;

- сформировать понятие о бисерном искусстве эвенков;

- изучить особенности и технологию изготовления эвенкийских сувениров и сумочек.

Прежде чем приступить к работе над проектом, необходимо чётко представлять все основные этапы работы.


  1. Выявление основных параметров и ограничений.

Изделия должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Должно быть выполнено аккуратно.
  2. Должно соответствовать выбранному стилю.
  3. Должно быть красивым.
  4. Должно быть прочным.
  5. Должно быть практичным.

Эвенки (старое название тунгусы) – народ, представитель тунгусо-маньчжурской языковой группы алтайской семьи. В настоящее время численность эвенков на территории Российской Федерации 30 тыс. человек. В Забайкалье проживает около 1,5 тысяч человек, которые расселяются в северных районах Каларском, Тунгокоченском, Тунгиро- Олекминском районах (приложение 1).


Эвенки-обитатели тайги, по характеру относятся к охотникам тайги, охотникам-оленеводам.


Традиции художественного оформления различных вещей и предметов быта у эвенков зародились в условиях кочевого быта и целиком были связаны с ним. Оформление костяных (роговых), деревянных и металлических предметов было дело мужчин; оформление берестяных, меховых и ровдужных предметов обихода делом женщин.

Эвенки, прекрасно умеют выделывать меха, кроить, шить и вышивать бисером. Звание мастерица – олан необходимо было заработать у народа, который был рядом, за талант и мастерство. К женщинам, которые не владели иглой и напёрстком, сородичи относились с осуждением и укором. Изделия народного творчества достигали иногда такого совершенства и художественного уровня, что их смело можно было отнести к предметам искусства. Какое только сырьё не использовали люди для изготовления предметов обихода! В своем искусстве эвенкийские мастерицы издавна широко применяли цветные сукна, ровдугу, тонко выделанную оленью кожу в виде замши, мех оленя, лося, белки, соболя, олений волос, свои собственные красители и цветные нитки, выделанные из оленьих сухожилий.


Эвенки – искусные мастера народных промыслов, причудливо сочетают мех, бересту, дерево и, как ни странно – бисер.

http://www.toybytoy.com/file/0011/7548.jpg

Орнамент. Эвенкийский орнамент строго ясен по структуре и по форме, сложен и по своей композиции. Он состоит из простейших полос, дуг или арок, кругов, чередующихся квадратов, прямоугольников, зигзага, крестообразных фигур. Разнообразие применяемых при орнаментации материалов, различная расцветка кожи, меха, бисера, тканей тщательно обогащают этот, простой, на первый взгляд, орнамент и придают украшаемым предметам весьма нарядную внешность.

http://pandia.ru/text/78/208/images/image014_50.jpg
http://pandia.ru/text/78/208/images/image013_53.jpg
http://pandia.ru/text/78/208/images/image012_59.jpg


Орнамент в одежде эвенков обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество. Так, например, изображение солнца или орнамента означали благопожелание и имели охранительную функцию. В орнаменте эвенкийских изделий часто используется образ солнца. Техника исполнения и декора – меховая мозаика, вышивка бисером

Меховая мозаика. Все народы Севера, в том числе и эвенки, владеют искусством меховой мозаики, т.е. сшивают изделия из тщательно подобранных небольших шкурок. Из кусочков меха мастерицы составляют узоры на нагрудниках, спинках кафтанов, торбасах и ковриках.

Общим способом для украшения всяких меховых вещей является комбинирование полос белого и темного меха.

http://pandia.ru/text/78/208/images/image009_76.jpg

Иногда полосы того иди другого цвета по одному краю вырезают зубчиками, и на этот край нашивают полосы другого цвета (приложение 2.) В искусстве меховой мозаики эвенки достигли большого совершенства. Эвенкийские женщины умели хорошо обрабатывать рыбью кожу. Из рыбьей кожи шили сумочки, игольницы, украшенные бисером.


Бисерное искусство. Эвенки относятся к той группе народов Забайкалья, которые применяли для отделки одежды и других предметов вышивку бисером. Трудно сказать, как давно появилась на Крайнем Севере вышивка бисером. Вероятно, бисеру предшествовали другие материалы. Археологи обнаружили в древних погребениях на территории Крайнего Севера украшения из кости, а также шарики и трубочки, нашитые на одежду. Когда в эти места стали приезжать купцы, скупавшие ценную пушнину, они, видимо, и стали в качестве обменного фонда привозить бисер и бусы.


Но далеко не всякий бисер подходил к суровым северным условиям и выдерживал морозы свыше 50 градусов. Стеклянный бисер лопался и опадал с одежды, а выдерживал морозы и сохранялся китайский фарфоровый или индийский из морских раковин. На старинной одежде и бытовых предметах северян нашит бисер непрозрачный, различный по размерам, многоцветный. Каждый народ придерживается своей излюбленной тональности.

Эвенки предпочитают желтый, зеленый, красный цвета и, разумеется, черный и белый; эти два цвета входят в любую вышивку бисером у любого народа, так как без белого и черного остальные цвета теряют свою выразительность. Эвенки очень скупо использовали бисер для украшения старинной ровдужной одежды. Каждую бисеринку прикрепляли ниткой в отдельности, как крохотный драгоценный камешек (приложение 3).


В качестве объекта творческого проекта мы выбрали элементы декоративно-прикладного искусства эвенкийской культуры.








Все изделия выполнены вручную, начиная с отделки шкур и заканчивая вышивкой бисером.
Мы представили Вам подборку фотографий с экспонатами, которые надеты на настоящих представителей малочисленного народа Севера – эвенах.

Режим работы парка:
Среда – воскресенье
С 10.00 до 19.00 часов

Читайте также: