Сообщение на тему деятельность и общение

Обновлено: 05.07.2024

Общение представляет собой сложное полифункциональное явление, в основе которого лежит обмен деятельностью и ее результатами, а также информацией, опытом, умениями и навыками.

Общение – это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения.

В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются, они общаются в процессе выполнения ими различных функций в деятельности.

Общение – это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение – одна из важнейших сфер жизнедеятельности личности. В процессе взаимодействия у людей возникают и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

С другой стороны категория общения может рассматриваться с точки зрения ее самостоятельности и несводимости к деятельности (Б. Ф. Ломов, В. В. Занков, А. А. Реан). В этом случае процесс общения оказывается для человека не только средством, но и целью. Очевидно, любой человек может вспомнить множество повседневных ситуаций, когда общение состоялось, хотя и не было вызвано потребностью в совместной деятельности.

Идея автономности и самоценности общения может быть также обоснована теоретической концепцией о структуре фундаментальных потребностей человека (А. Маслоу). Как известно, гуманистическая психология относит потребности в общении в разряд основных.

Человек – существо социальное, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с другими людьми. Коммуникация – это всегда процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Согласно учению немецкого социолога М. Вебера, единицей анализа человеческих общностей является социальное действие. Но общение не только информационное взаимодействие, оно сопровождается обменом эмоциональных состояний, при этом возникает, устанавливается эмоциональный контакт и удовлетворяются потребности в общении.

Социальное взаимодействие анализируется на двух уровнях: микро- и макро. Взаимодействие людей друг с другом, в парах, в малых группах или межличностная интеракция – явление микроуровня.

Макровзаимодействие связано с крупными общественными структурами, основными институтами общества: семьей, религией, экономикой.

Нужно иметь в виду, что любая организация (предприятие, вуз) представляет собой особую структуру взаимоотношений между людьми, и ее развитие, и успех во все большей степени определяется качеством информации и коммуникации. Исследования социологов показали, что 50–90 % времени современного руководителя приходится на коммуникацию – общение.

Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, игра, социальное влияние, конфликты, подчинение, ритуальное взаимодействие и др.

Вне какой-либо непосредственной деятельности общение невозможно. Поэтому общение выступает как средство реализации деятельности и как ее непременное условие.

Виды потребностей в общении

Коммуникативные действия человека могут быть вызваны самыми различными потребностями. Первая из них – потребность в безопасности. Потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что человек начинает общаться ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Даже совсем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания. Если каждый раз после вступления в контакт с другими людьми снижение напряжения происходит аффективно, может сформироваться навязчивое стремление к общению с кем угодно, лишь бы поговорить.

Аффилиация – собственно сама потребность в общении как таковая проявляется в стремлении быть в контакте с себе подобными ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта одиночества. Она свойственна людям с высокой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие лица не могут самостоятельно организовать обучение, им обязательно требуется лидер.

Потребность в познании часто мотивирует общение, когда человек через другого желает уточнить свои представления, расширить возможности своего мышления, узнать человека, его способности и состояния. Когда человек рассматривается как источник определенной, нужной в данный момент информации, то главным мотивом общения с ним становится потребность в познании. Например, общение с лектором в основном мотивировано познанием. Поэтому о лекторе мы судим по тому, как он удовлетворяет эту нашу потребность. Если же наша потребность в познании не удовлетворена, то лектор нам не нравится независимо от других его достоинств.

Есть люди, стремящиеся поддержать общение посредством интересного рассказа о прочитанном и увиденном. Эта внутренняя установка порождает эрудитов, знающих много обо всем и пускающим это знание в общение ради привлечения внимания к собственной персоне.

Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в общении с другими мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать его признания в другом, и большей частью он находит его в общении с людьми, склонными оценивать данную личность положительно. Однако, если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.

Потребность в доминировании выражается в стремлении оказывать активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим партнер по общению рассматривает нас в качестве человека, берущего на себя тяжесть принятия решения. Поэтому наряду с потребностью в доминировании у некоторых людей есть потребность в подчинении другому. Эти потребности могут выступать и как факторы, нарушающие общение, если, например, в споре мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и поведение партнера не сопротивляясь (подчинение). Общение двух доминантных или двух ведомых личностей бывает крайне затруднено. В первом случае возможен конфликт, во втором – непродуктивность общения и деятельности.

Потребность в покровительстве или заботе о другом проявляется в стремлении кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных ситуациях, возникающих в течение жизни, постепенно формирует альтруизм, человеколюбие.

Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ее оказал. Отказ партнера может быть воспринят негативно как его нежелание пойти на контакт или более того – как необоснованная независимость и гордость, как завышенная самооценка.

Социально-педагогический подход к анализу сущности общения опирается на понимании его как механизма влияния (с целью социального воспитания) общества на личность. В связи с этим в социальной педагогике все формы общения рассматриваются как психотехнические системы, обеспечивающие взаимодействие людей.

1.4. Виды, формы и цели общения

Общение – необыкновенно сложный и многоплановый процесс межличностного взаимодействия, и он имеет множество классификаций.

Общение – это сложное полифункциональное явление, в основе которого лежит обмен деятельностью и ее результатами, а также информацией, опытом, умениями и навыками.

Выделяют разные виды общения в зависимости от его содержания, целей и средств.

По содержанию общение может быть:

· материальное (обмен предметами, продуктами);

· когнитивное (обмен знаниями);

· кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);

· мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами);

· деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями и навыками).

По целям общение может быть биологическим (для поддержания, сохранения и развития организма) и социальным (для установления и развития межличностных отношений).

В зависимости от различных признаков общение можно разделить на следующие виды:

1) контактное – дистантное (по положению коммуникантов в пространстве и времени);

3) устное – письменное (с точки зрения формы существования языка);

4) закрытое – открытое;

5) частное – деловое;

6) официальное – неофициальное и др.

Под содержанием общения понимают информацию, которую сообщают друг другу люди в процессе общения. Люди обмениваются друг с другом огромным количеством информации. Вот только некоторые ее типы:

• приобретенные умения и навыки;

• сведения о потребностях;

• сведения об эмоциональных состояниях.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

У людей количество целей общения по сравнению с животными сильно увеличилось. Общение людей используется ими как средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, творческих, эстетических.

Виды мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми:

– мотив кооперации (общий выигрыш);

– индивидуализм (собственный выигрыш);

Психологи выделяют восемь основных целей общения:

• побудительная стимуляция – склонение человека к каким-либо поступкам или действиям;

• координационная – взаимное ориентирование при совместной деятельности;

• эмотивное возбуждение – обмен эмоциями;

К основным целям общения относят достижение изменений:

– в мотивационной сфере;

– в познавательной сфере;

– в эмоционально-волевой сфере;

– в поведенческой сфере.

Общение между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели.

Выделяют следующие формы общения:

2) примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого;

3)формально-ролевое общение, когда регламентированы исодержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;

4) неформальное общение –всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений (контакты между коллегами во время досуга, между близкими людьми и т. д.);

5) деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения;

6) духовное.Межличностное общение (доверительно-неформаль­ное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции;

8) ритуальное общение –поддержание определенных норм, ритуалов общения;

9) светское общение. Сутьсветского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Функции, этапы общения

Основные функции общения:

– информационная – заключается в обмене информацией между взаимодействующими индивидами;

– коммуникативная – организация и поддержание межличностных отношений;

– формирующая – общение выступает как важнейшее условие формирования и развития личности;

– контактная – установление контактов между людьми;

– побудительная – стимуляция готовности к действию;

– координационная – взаимное ориентирование и согласование действий;

– эмотивная – передача эмоций, переживаний, чувств, изменение эмоционального состояния собеседника;

– оказания влияния – изменение состояния, поведения, намерений, мнений, потребностей, действий партнера;

– социального контроля – регламентация поведения и деятельности;

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.), которая побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях и в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

Соответственно мотивам и целям можно определить ведущие тактики поведения во взаимодействии:

1. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодйствия своих потребностей.

2. Противодействие (подавление) предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнера по общению.

3. Компромисс реализуется в частичном достижении целей партнеров ради условного равенства.

4. Уступчивость предполагает принесение в жертву собственных целей для достижения целей партнера.

5. Избегание представляет уход от контакта, потерю собственных целей для того, чтобы исключить выигрыш другого.

Можно выделить несколько типов взаимодействий: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и конкуренция.

Гост

ГОСТ

Общение — это многоплановый и сложный процесс установления и развития контактов между индивидами, вызванный потребностью совместной деятельности и включающий в себя три составляющие: обмен информацией, обмен действиями и социальную перцепцию.

Сущность общения

Общение представляет собой сложный и многоплановый процесс. Он обусловлен установлением и развитием контактов при совместной деятельности людей. Говоря иначе, общение состоит в обмене сведениями между людьми при их взаимодействии друг с другом. Ученые считают способность общаться одним из важнейших, если не самым важным приобретением человека в процессе эволюционного развития.

В ходе различных исследований общение рассматривалось в качестве социально-психологического явления, вмещающего в себя все многообразные духовные и материальные формы жизнедеятельности. Для человека общение и деятельность являются главной насущной потребностью.

Для осуществления обмена информацией человек, прежде всего, должен вступить в контакт (общение), после чего им производятся попытки достичь единого понимания в ходе совместной деятельности.

В рамках единого процесса общения психологи выделяют 3 базовые функции:

  • Коммуникативную (информация передается, получается и происходит обмен ею);
  • Интерактивную (осуществляется взаимодействие)
  • Перцептивную (происходит восприятие, понимание или взаимопонимание).

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие деятельности

Психологи рассматривают деятельность как динамическую систему взаимодействия субъектов с внешним миром. В ее процессе человек осознанно и целенаправленно влияет на объект, за счет чего он удовлетворяет собственные потребности. Во всех видах деятельности, включая исполнительную, управленческую и научную, большую роль играет сознание, причем, чем сложнее деятельность, тем больше в ней значение психологического элемента.

Сама деятельность способна выступать как основа формирования личности. В ходе деятельности в субъекте воплощается психический образ соответствующего объекта окружающей среды. Далее реализуется образ отношения субъекта к составляющей предметной действительности.

Отечественным психологом С. Л. Рубинштейном выделялись следующие базовые признаки феномена человеческой деятельности:

  • Субъектность (принадлежность людям, а не животным);
  • Осуществление в условиях совместной деятельности индивидов;
  • Наличие взаимодействия субъекта и объекта (предметность, реальность, содержательность);
  • Целенаправленность.

Деятельность — это форма активного отношения индивида к действительности, сконцентрированная на достижении сознательно поставленной цели.

Общение и деятельность

Межличностное общение так или иначе вплетено в определенную деятельность. Это обусловлено тем, что вне общения людей друг с другом нельзя представить процесс труда, обучения и др. В свою очередь, вид деятельности, в рамки которого включено общение, оказывает воздействие на его содержание и форму.

Для каждого этапа возрастного развития присущ ведущий вид деятельности. В соответствии с этим формируется и определенный вид общения. Деятельность, осуществляемая с помощью общения не только организована, но и постоянно обогащается. В ее пределах проявляются новые связи и отношения между индивидами.

Общение рассматривается как одно из проявлений совместной деятельности. Она включает не только труд, но и непосредственное общение при его осуществлении. Общение и деятельность классифицируют на 3 стороны, связанные между собой: перцептивная, коммуникативная, интерактивная.

Первая из них означает установку определенных взаимоотношений на основании процесса восприятия противоположной стороны. Целью коммуникативного общения в ходе деятельности является обмен информации. Интерактивная сторона здесь отвечает за организацию взаимодействия, которое направлено на решение общей проблемы.

В психологии существует несколько исследований, которые подтверждают так называемое единство общения и деятельности. Как правило, люди, занятые одним делом, в любом случае будут общаться (например, по поводу самой деятельности). Получается, что без общения невозможна деятельность.

С другой стороны, само общение многие психологи считают видом деятельности (так называемая речевая деятельность). Здесь деятельность осуществляется в ходе понимания полученных сведений, а также при их передаче другому человеку (письменно или устно).


Живя в постоянном окружении людей, очень трудно представить жизнь без общения. Оно настолько сильно укоренилось во всех сферах общественной деятельности, что без него человек просто-напросто не смог быть полноценно жить. Но что же собой представляет общение? Что понимается под этим понятием? Как общение и деятельность человека вообще взаимосвязаны? Какова его роль в профессиональной среде? Все эти вопросы являются очень важными для понимания психологии людей и того, как же они взаимодействуют друг с другом в социуме.

Понятие общения

Общение имеет неимоверно огромное значение для людей. Оно представляет собой особую форму взаимодействия двух и более человек, суть которой состоит в обмене информацией, опытом и эмоциями. Стороны общения в таком случае выступают как равноправные партнеры, которые, двигаясь вместе в одном направлении, достигают намеченных целей. Именно благодаря ему происходит процесс социализации человека в обществе, его саморазвитие, формирование новых идей, взглядов, мыслей, индивидуального и общественного опыта.

Общение людей в повседневной жизни

Связь общения и деятельности

Общение, как одна из главных потребностей человека, тесно связано с его деятельностью. Некоторые психологи, в особенности зарубежные, считают, что общение и деятельность – понятия противоположные. При рассмотрении этого вопроса нужно учитывать разные подходы к определению этой связи.

Представители отечественной психологии выдвигают теорию единства общения и деятельности человека. Такие выводы были сделаны из-за убеждения о том, что общение людей представляет собой живые и реальные взаимоотношения между отдельно взятыми индивидами. Они, в свою очередь, всегда зарождаются на предмет чего-то, по какой-то причине или из-за какой-то деятельности того или иного человека. Это значит, что их коммуникация опосредована наличием какого-то общего занятия, а значит, само общение есть часть всего деятельного процесса.

Есть и третья точка зрения, приверженцы которой говорят о том, что деятельность человека и общение людей – это не элементы одного целого, а, скорее, разновидности друг друга. Согласно этой теории общение представляет собой некий особый вид человеческой деятельности.

Несмотря на такие различия, все три мнения имеют общие моменты. Они подтверждают тесную и неразрывную связь между общением и деятельностью как таковыми и считают, что анализировать их стоит только в контексте друг друга.

Общение и коммуникация

Степень важности коммуникации трудно описать словами. Она нужна везде: в повседневной жизни, в общественной деятельности, на работе. От степени ее эффективности порой зависит успех всего начинания. Если коммуникация хорошо выстроена, вероятность появления конфликтных и некомфортных ситуаций между людьми сводится к минимуму.

Общение и коммуникация

Однако коммуникация и общение – это не одно и то же. Часто эти понятия используют как синонимы, хотя, если углубиться в саму их суть, станет ясно, что между ними существуют различия. Коммуникация представляет собой любые взаимодействия двух составляющих, главной функцией которых является обмен информацией. Если рассматривать общение в качестве потока информации, то можно сказать, что общение – способ коммуникации. Однако в широком смысле слова это сложный многофункциональный процесс, в результате которого происходит не только обмен информационными данными, но и влияние одного человека на другого.

Формы коммуникации

Задача коммуникации и общения в его узком понимании - наладить взаимодействие и дальнейшую совместную деятельность. Люди реализуют свои коммуникативные потребности как в письменной, так и в устной формах. К традиционным формам устной коммуникации можно отнести разговор, публичное выступление, презентацию, переговоры, совещание, деловую беседу.

Письменные формы коммуникации включают переписку, сочинения, письма, в том числе и электронные, доклады, документации, эссе и множество других разновидностей. Каждая из вышеперечисленных форм коммуникации имеет свои собственные характеристики и особенности, которые позволяют определить, в каких случаях лучше использовать ту или иную коммуникационную форму.

письменная форма коммуникации

Коммуникативные средства

Все, что человек делает, находясь в процессе общения, имеет некий коммуникационный смысл. Слова, интонация, скорость речи, поза, походка, осанка, жесты, мимика и много всего прочего сливаются воедино и воспринимаются людьми, как нечто неделимое. Однако психология разграничивает вербальные и невербальные средства коммуникации, потому что влияние их на восприятие людьми информации разнится.

К вербальным средствам коммуникации относят непосредственно человеческую речь, используемые слова, типы грамматических структур, стиль речи, литературные приемы. Как правило, вербальные средства более прямолинейны.

Вербальная коммуникация

Группа невербальных коммуникативных средств намного разнообразнее и интереснее. Она состоит их следующих компонентов:

  • Мимика.
  • Жесты.
  • Пантомимика.
  • Позы.
  • Осанка.
  • Положение тела в пространстве.
  • Визуальный контакт.
  • Экстралингвистические факторы (тембр голоса, темп речи, интонация, паузы).

Невербальные средства коммуникации

Баланс между вербальным и невербальным

Общение как способ коммуникации не является идеальным балансом между вербальной и невербальной составляющими. Слова, как правило, несут в себе лишь малую часть того, что действительно люди хотят донести. Большую ценность имеют невербальные знаки. Результаты многочисленных исследований показали, что более 50 % информации передается непосредственно позами, жестами, взглядом, движениями, 38 % приходится на тон голоса и только 7 % - непосредственно на слова.

Общение и профессиональная среда

Роль общения в профессиональной деятельности особенно велика. Благодаря ему люди могут обмениваться идеями, мнениями, воздействовать друг на друга. Оно позволяет совершенствоваться в выбранной сфере деятельности. Общение деловых людей, его правила и нормы есть не что иное, как итог, который был выработан практикой и опытом.

Успешное деловое общение способствует повышению эффективности работы той или иной организации, а также появлению новых идей и совершенствованию старых. Кроме того, именно благодаря общению происходит передача опыта от старшего поколения работников к младшему.

Деловое общение

Основу делового общения составляют: обсуждение важных вопросов, урегулирование спорных ситуаций и конфликтов, обсуждение планов, принятие решений. В этом типе особое место занимает нравственно-моральная сторона вопроса. Как руководители, так и подчиненные должны быть осведомлены о всех нормах и правилах делового общения. Ведь оно существенно отличается от обычного. Этически верно построенное общение в какой-либо профессиональной среде способствует росту темпов развития, сплочению коллектива, достижению поставленных целей и высоких результатов.

Принципы общения в бизнес-среде

Культура, уважение, деловой подход – вот основы общения в профессиональной среде. Кроме этого можно выделить еще ряд принципов, которых стоит придерживаться, общаясь в деловых кругах:

  • Межличностность – личность как таковая существенно влияет на общение и его результаты.
  • Многомерность – учет всех компонентов общения, как вербальных, так и невербальных, в совокупности.
  • Целенаправленность – учет возможного наличия не одной, а нескольких целей у участников бизнес-коммуникации.
  • Непрерывность – коммуникация продолжается, даже если словесно ничего не передается, на невербальном уровне. В данном пункте важно отметить, что даже молчание может быть частью коммуникации, а особенно в деловом мире.

Психология профессионального общения

В деловой сфере существует ряд неписаных правил и норм, которые диктуют то, как правильно себя нужно вести в той или иной ситуации и как верно коммуницировать с коллегами и начальством. Деловое общение станет успешным, если его представители будут честными, порядочными, справедливыми и ответственными.

Успешное деловое общение

Стоит иметь в виду, что зачастую деловое общение далеко от нейтрального. Очень часто можно встретить взаимодействие, напоминающее больше борьбу или конкуренцию. Происходит это потому, что всегда в профессиональное общение интегрируется психологический аспект и личные отношения.

Общение – это важно, это нужно и это неизбежно. Успешное коммуницирование требует определенных навыков, умений и знаний, тем более в профессиональной среде. Но если освоить основные правила и пользоваться ими, то можно достичь больших высот как в бизнес-мире, так и в повседневной жизни.

В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная.

По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная — творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).

По соответствию социальным нормам: законная — незаконная, моральная — аморальная.

По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная — реакционная, созидательная - разрушительная.

По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.

По особенностям проявления человеческой активности: внешняя - внутренняя.


Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности - это общение, игра, учение и труд.

↑ Общение как вид деятельности

Общение - вид деятельности, в процессе которого происходит передача информации от одного индивида к другому, обмен мыслями, чувствами и эмоциями.

Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию.

Коммуникация - общение, передача информации от человека к человеку, форма взаимодействия людей.

Структура общения:

Субъекты — те, между кем осуществляется общение (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)

Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении

Содержание — это идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому

Средства — это способы передачи (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)

Еще раз то же самое

Общение — это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.

Субъекты: Реально существующие партнёры; иллюзорные партнёры (им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным); воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)

Цели (то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях): передача и получение знаний; согласование разумных действий людей; организация совместной деятельности людей; установление и прояснение межличностных отношений и др.

Содержание (информация, передаваемая в процессе общения): знания, опыт, умения, эмоции, чувства

Средства общения (способы передачи, переработки и расшифровки информации):

  • органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);
  • устная речь;
  • письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
  • технические средства (радио, телевидение, компьютер)
  • коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия);
  • познавательная (олучение новой информации);
  • социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе);
  • психологическая (эмоциональная поддержка);

Виды общения
Прямое - личный контакт, при общение необходимо визуальное восприятие друг другаДеловое (формальное) - общение в профессиональной сфере, в большей степени опирается на документооборот.Вербальное - общение посредством речи.Межличностное - общение между двумя людьми.
Косвенное - общение через других людей.Личное (неформальное) - разговор на любую тему, общение между друзьями, близкими людьми.Невербальное - общение посредством мимики, жестов, поз.Групповое - общение между тремя и более людьми.

↑ Игра как вид деятельности

Игра - это вид деятельности, который направлен на удовлетворение духовных потребностей и целью которого является не производство материального продукта, а сам процесс - отдых, развлечение.

Характерные черты игры:

  • Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется.
  • В процессе игры используются определенные предметы
  • Нацелена на удовлетворение интереса ее участников
  • Способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

↑ Учение как вид деятельности

Учение — это вид деятельности, целью которой является приобретение, закрепление, совершенствование человеком знаний, умений и навыков.

Учение бывает:

  • Организованное (осуществляется в образовательных учреждениях)
  • Неорганизованное (осуществляется в других видах деятельности, как их побочный, дополнительный результат)

↑ Труд как вид деятельности

Труд - это деятельность человека направленная на получение практически полезного результата, который даёт возможность удовлетворить свои потребности.

В процессе трудовой деятельности человек производит необходимые ему материальные и духовные ценности. В отличие от учёбы и игры труд требует от человека определённый подготовки или квалификации, например: шахтёр не может провести хирургическую операцию.

Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Характерные черты труда:

  • Целесообразность
  • Нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов
  • Наличие мастерства, умений, знаний.
  • Практическая полезность
  • Наличие результата
  • Развитие личности
  • Преобразование внешней среды обитания человека

↑ Материальная и духовная деятельность

По объектам и результатам деятельность делится на материальную и духовную.


Материальная (практическая) деятельность связана с практикой, созданием чего-либо нового или изменением старого порядка вещей.

Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную.

Материально-производственная деятельность представляет собой создание материальных благ, обогащение культуры человечества в целом. Например, строительство, заводское производство, ремесло.

Социально-преобразовательная деятельность связанна с изменениями в обществе. К данному виду деятельности относятся издание новых законодательных актов, проведение реформ.

Духовная деятельность представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира.

К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

Познавательная (учебно-познавательная) деятельность связана с получением новых знаний о мире, событиях и закономерностях.

Установление и формирование духовных ценностей в обществе или ценностное отношение к вещам - это ценностно-ориентировочная деятельность.

Прогностическая деятельность - это составление прогнозов или планов на будущее, предвидение результатов своих действий или будущих событий.

Результатами духовной деятельности являются новые идеи, ценности, представления, которые впоследствии воплощаются в философских концепциях, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных нормах.

Историческими формами духовной деятельности являются религия, мораль, искусство, наука, философия, право, политическая идеология, а духовное производство - это результат деятельности в этих сферах, а именно духовные ценности и блага.

Духовное производство - производство духовных ценностей, те. идей, представлений, научных знаний, идеалов, а также вся система деятельности людей, связанная с данным процессом.

Деятельность также может различаться и по характеру. Так, выделяют сознательный (осознанная постановка целей и их достижение), продуктивный (создание полезного продукта), орудийный (создание орудий труда), преобразующий (изменение окружающего мира, общества, самосовершенствование) и общественный (взаимодействие с людьми) характер деятельности.

↑ Творчество как вид деятельности

Творчество - это воодушевленная деятельность человека, которая направлена на открытие или создание нечто качественно нового, никогда ранее не существовавшего.

Основными компонентами творческой деятельности являются вдохновение, фантазия, воображение и интуиция

Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании

Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

Интуиция – знания, условия получения которого не осознаются.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Читайте также: