Сообщение на тему человек в мире веществ

Обновлено: 28.06.2024

Жизнь современного человека невозможна без химии. Мы используем химию для производства пищевых продуктов. Мы передвигаемся на автомобилях, металл, резина и пластик которых сделаны с использованием химических процессов. Мы используем духи, туалетную воду, мыло и дезодоранты, производство которых немыслимо без химии. В этом проекте учащиеся ознакомятся с причинами возникновения проблем, связанных со здоровьем человека, в результате неправильного питания и сами попробуют разобраться в этом.

Код ОГЭ по химии: 5.3. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с химическими веществами и химическими реакциями.

Лекарства

Каждая семья хранит и использует необходимые ей для здоровья лекарства.

Пероксид водорода (H2O2) — отличный антисептик. Это 1—2 %-ный раствор пероксида, который иногда путают с пергидролем (30 % H2O2) и получают тяжелые ожоги.

Нашатырный спирт (водный раствор аммиака NH3). Им пользуются, чтобы вывести больного из состояния обморока, так как его запах возбуждает дыхательный центр.

Аспирин — один из препаратов, который используется как жаропонижающее, противовоспалительное, болеутоляющее. Аспирин — это органическая кислота, он сдерживает свертывание крови.

Лекарства для лечения сердечно-сосудистой системы — это валидол, корвалол, нитроглицерин. Последнее средство снимает спазмы сосудов сердца. Есть в аптечке средства для лечения пищеварительной системы. Наиболее популярными компонентом таких лекарств является салол (сложный эфир салициловой кислоты), который в щелочной среде желудка гидролизуется и подавляет деятельность чужеродных микроорганизмов. Такие же свойства и у фталазола и сульгина.

Имеются и более сильные препараты для борьбы с микроорганизмами, это антибиотики пенициллина, их без рецепта не продают.

В аптечке часто находятся витамины. Это не лекарства, а хорошее средство для укрепления организма.

Моющие и чистящие средства

В состав стиральных порошков входят отбеливатели, придающие тканям белизну и яркость. Действующим началом химических отбеливателей служат атомарный кислород (O), атомарный хлор (Cl) и оксид серы (IV) (SO2). Следует избегать отбеливать одновременно большие количества белья и проветривать помещение, т. к. образуются ядовитые газы — хлор (Cl2) и оксид серы (IV) (SO2) (продукт разложения NaHSO3). Для смягчения воды при стирке с СМС добавляют метафосфат натрия (NaPO3)n, соду (NaCO3) и силикат натрия (NaSiO3).

Основу чистящих средств составляют абразивы. Это молотая пемза (природный материал вулканическая лава), каолин (минерал Al2O3 • 2SiO3 • 2H2O), наждачный порошок (корунд Al2O3, оксид хрома Cr2O3), мел (CaCO3).

Моющие и чистящие вещества тщательно смывают водой в конце работы.

Химические средства гигиены и косметики

Зубные пасты. Важнейшим средством гигиены являются зубные пасты. Основные компоненты таких паст следующие: абразивные, связующие, пенообразующие вещества, загустители. В качестве абразива применяют химически осажденный карбонат кальция CaCO3, а также фосфаты кальция CaHPO4, Ca3(PO4)2, Ca2P2O7 и полимерный метафосфат натрия (NaPO3)n. Для превращения смеси абразивов в пасту применяют органические вещества из морских водорослей и производных целлюлозы. Получение пластичной массы обеспечивают добавки глицерина, сорбита, полиэтиленгликоля. Антисептики (формальдегид, хлорированные фенолы) устраняют разрушительное действие микробов. Приятный вкус и запах создают вкусовые компоненты (сахарин, гвоздичное масло) и отдушки (ментол, мятые масла).

Дезодоранты. Они бывают двух видов. Одни тормозят разложение выводимых с потом продуктов метаболизма, другие подавляют выделение пота. Этим свойством обладают соли алюминия, цинка, циркония, хрома, железа, а также формальдегид и этиловый спирт. Эти вещества взаимодействуют с компонентами пота, образуя нерастворимые соединения, которые закрывают каналы потовых желез.

Косметика. В тональных кремах применяется оксид цинка (ZnO). В качестве пигмента губных помад применяют органическое соединение никеля. Перламутровый эффект создают соли висмута BiOCl, BiONO3 или слюда с добавками оксида титана (IV) (TiO2). Лаки для ногтей представляют собой раствор нитроцеллюлозы в органических растворителях.

Важнейшим косметическим средством для лица являются пудры. Это многокомпонентные смеси. В них входят: тальк (3MgO • 4SiO2 • H2O), каолин (2Al2O3 • 4SiO2 • 4H2O), стеараты цинка Zn(C17H35COO) и магния Mg(C17H35COO), рисовый крахмал, оксиды цинка и титана (ZnO, TiO), пигмент Fe2O3.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.Бытовая химическая грамотность.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения химии ученик должен

Знать/понимать

· химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

· важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

· основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

Уметь

· называть: химические элементы, соединения изученных классов;

· объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

· характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

· определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

· составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

· обращатьсяс химической посудой и лабораторным оборудованием;

· распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

· вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

· безопасного обращения с веществами и материалами;

· экологически грамотного поведения в окружающей среде;

· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

· критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

· приготовления растворов заданной концентрации.

[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.Бытовая химическая грамотность.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения химии ученик должен




Знать/понимать

· химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

· важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

· основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

Уметь

· называть: химические элементы, соединения изученных классов;

· объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

· характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

· определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

· составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

· обращатьсяс химической посудой и лабораторным оборудованием;

· распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

· вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

· безопасного обращения с веществами и материалами;

· экологически грамотного поведения в окружающей среде;

· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

· критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

· приготовления растворов заданной концентрации.

[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Лекарства, косметика, бытовая химия, многие пищевые добавки, вещи первой необходимости – все это получено с помощью химических веществ и их реакций. Роль этой науки большей частью положительна. И лишь бесконтрольное ее использование в отраслях потребительского рынка может нанести вред.

Роль химии в жизни человека

Химия – не только научно-теоретическая дисциплина. Это одна из самых применимых на практике наук. Ее открытиями пользуются промышленность, сфера услуг и просто любая семья.

Химия в быту

Бытовая химия

Каждая современная семья использует огромное количество средств бытовой химии – на кухне, в ванной, гостиной, спальне. Они помогают экономить время, сохранять здоровье, поддерживать чистоту, создавать красивый интерьер, выращивать растения, ухаживать за автомобилями.

Вот только некоторые из этих средств:

стиральные порошки, мыло;

клеи, краски, лаки;

пятновыводители, очистители, крема для обуви;

удобрения, вещества для защиты домашних растений от насекомых, болезней.

Схема действия стирального порошка

Так, при стирке активные вещества вступают в реакцию с грязью, в результате чего она как бы отталкивается от ткани. В хозяйственном мыле – это обычная щелочь природного происхождения, в порошках – синтетические ПАВ. Для создания красок тоже используют химию: едкий натр в гуаши, олифа – в масляных разновидностях.

Однако химия оставила свой след и в привычных операциях. Когда готовят пирог, то смешивают соду и лимонный сок. Происходит процесс растворения соды и выделения углекислого газа СО2. Он пробивает себе выходы, и тесто поднимается.

Очистка металлической посуды от накипи с помощью лимонной кислоты производится в результате растворения твердых карбонатных пленок (накипи) в кислой среде.

Химия и человеческий организм

Человек – это сложная система, состоящая из различных элементов и органических веществ. Но требуется постоянное их пополнение. Кальций, калий, кислород, фосфор, аминокислоты – все это должно поступать в организм с едой.

Содержание химических элементов в организме человека

Влияние внешних веществ по-разному воздействует на человека. Так, принятие аспирина с помощью химических реакции разжижает кровь. Для одного человека, с густой кровью и склонностью к тромбам, - это спасение. Для другого, с нарушением свертываемости крови, применение этого лекарства может довести до летального исхода.

Поэтому химические вещества или продукты с ними сопровождаются инструкциями, как обезопасить себя.

Пример: уксусную кислоту нельзя употреблять, не разбавив большим количеством воды. При работе с чистящими гелями, пастами, надо надевать перчатки. Нельзя употреблять слишком много соли из-за накопления натрия, ведущего к отекам.

Химия в промышленности

На химических реакциях основано большинство промышленных производств мира.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химия и пища. Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Человек должен знать Человек должен знать Меру во всем – ибо мера Есть мудрость жизни и здоровья. Гиппократ Надо есть не то, что есть, а то, что нужно есть. А. Шопенгауэр

Калорийность белков, жиров, углеводов: 1г жира дает 9 ккал 1г белка дает 4 ккал 1г углеводов дает 4 ккал

Примерный расход энергии на различные виды деятельности. Вид деятельности Энерготраты, ккал/час Сон и отдых лежа 65-77 Уборка постели и личная гигиена 102-144 Чтение, просмотр телевизионных 90-100 программ Шитье, вязание 95-110 Мытье посуды, глажение белья 130-144 Вытирание пыли, подметание полов 167-180 Мытье полов 200-270

Физиологические нормы суточной потребности школьников в пищевых веществах (г) и калорийности рациона (ккал)

Жиры в питании По происхождению все жиры и масла делятся на две основные группы — животные и растительные.

Белки в питании Запасы белка в организме человека практически отсутствует, а новые белки могут синтезироваться только из аминокислот, поступающих с пищей, и распадающихся белков тканей организма. Из веществ, входящих в состав углеводов и жиров, белки не образуются.

Углеводы в питании Углеводы составляют около 50 % рациона человека, основное их назначение это обеспечение нашего организма необходимой энергией. Данное вещество также нормализует работу печени, обладает белковосберегающей способностью.

Сохранение продуктов питания - консервирование В широком смысле под консервированием подразумевается любой процесс, значительно удлиняющий сохранность продуктов в пригодном для употребления в пищу виде. Основная задача консервирования свести уровень активности воды до минимального уровня, что лишает вредные микроорганизмы среды обитания для дальнейшего развития и порчи продукта.

Синтетические консерванты 1. Метиловый и пропиловый спирт обладают бактерицидными и фунгицидными свойствами. 2. Сернистая кислота и ее соли – используют для придания устойчивости винам. 3. Пропиленоксид с небольшим количеством хлороводорода – для сохранения продуктов методом окуривания от некоторых бактерий.

Подумай и ответь! 1. Что такое рациональное питание? 2. Зачем мы едим? 3. Почему пища должно быть разнообразна? 4. Что такое энергетическая ценность продукта? 5. Зачем нужны жиры, белки, углеводы? 6. Что такое консерванты, на какие группы их можно разделить?

Читайте также: