Сообщение на тему человеческий капитал в условиях информационного общества

Обновлено: 16.05.2024

Регулярное развитие человеческого капитала способствует формированию огромного потенциала, который можно использовать для достижения желаемых благ. В статье рассматриваем, под влиянием каких факторов осуществляется это развитие, а также какие проблемы при этом могут возникать.

Человеческий капитал и его особенности

Человеческий капитал (ЧК) — это довольно сложная категория. По сути, она описывает знания, навыки, умения, способности и компетенции личности, которые могут быть использованы для достижения целей (индивидуальный ЧК). Отсюда можно сказать, что включает в себя такой человеческий капитал , а это:

  • образование (общее, специальное, курсы повышения квалификации, переподготовка);
  • здоровье, в том числе психологическое (общее состояние, отсутствие профессиональных заболеваний, физические способности к выполнению труда);
  • культура, ментальность, моральные ценности, убеждения.

Если мы говорим о других видах ЧК, у них будут другие составляющие. Так, например , корпоративный человеческий капитал — это используемые наработки, технологии, которые повышают уровень конкурентоспособности компании. А национальный ЧК — это трудовые ресурсы , интеллектуальный капитал, современные технологии, используемые во всех сферах и повышающие конкурентоспособность экономики страны.

Здесь важно сказать, что не относится к понятию человеческий капитал , а это потенциал людей, потому что это человеческие ресурсы .

Факторы развития

Вопросы формирования ЧК до сих пор изучаются, однако экономисты сходятся во мнении, что на него влияют:

  • Демографические факторы. Имеются в виду: численность населения, темпы прироста, миграция, средняя продолжительность жизни.
  • Социально-демографические. А именно: численность занятого населения и безработного, задействованность населения в разных сферах экономики, длительность трудоактивного периода.
  • Социально-ментальные. Это ценности, нормы поведения, стремление к самореализации, которые также влияют на процесс формирования и развития человеческого капитала .
  • Производственные. Условия использования рабочей силы, спрос на неё, развитие персонала и повышение квалификации.
  • Институциональные. Законодательная база, в которой описываются права человека в социально-трудовой сфере, государственная политика в отношении социального развития.
  • Социально-экономические. Общее образование и специальное, состояние здоровья, степень развития социальной инфраструктуры в компании.
  • Экологические. Качество еды, питьевой воды, климатические условия, в которых проживает человек, санитарно-гигиенические условия труда, рекреационные ресурсы.

Некоторые специалисты выделяют также экономические факторы: уровень доходов, инфляции, показатели бедности и т. д.

Меры по развитию человеческого капитала

В разных странах к процессу развития ЧК подходят по-разному. Как правило, учитывают проблемы, которые есть в обществе, и разрабатывают шаги, позволяющие их решить.

Но, в общем, всё сводится к тому, что на уровне государства стараются:

  • обеспечить доступное жильё;
  • доступное образование;
  • ощущение защищённости за счёт разработки программ страхования;
  • охрану здоровья, увеличение продолжительности жизни посредством развития медицинской системы.

Также создаются условия для повышения уровня благосостояния граждан.

Более того, попутно решаются другие проблемы, если они возникают. Например, в условиях пандемии, когда дети по всему миру были вынуждены учиться в условиях самоизоляции , для сохранения человеческого капитала и его приумножения работали над повышением эффективности обучения. Так, организовывались дополнительные семинары для учителей, где бы они могли обмениваться опытом по организации эффективного дистанционного обучения.

Инновационный подход к развитию ЧК

Роль человеческого капитала в современной экономике сложно переоценить. Это один из наиболее ценных факторов производства, за счёт которого можно увеличивать конкурентоспособность, производительность, доход. Это объясняется тем, что, когда компания делает инвестиции в ЧК, она способствует усовершенствованию знаний и навыков своего персонала, которые впоследствии могут быть направлены на разработку и освоение новых технологий, создание новинок в сфере.

Важность ЧК заставила многих специалистов вплотную заняться поиском подходов к его эффективному развитию. Поскольку этот капитал во многом определяется уровнем образования и обучения, сформировались следующие его особенности:

  • установление связей между вузами и в предпринимательской среде для повышения качества этого обучения;
  • активное использование современных технологий и программного обеспечения в образовательном процессе;
  • межгосударственный обмен инновационными методиками обучения;
  • формирование и развитие консультационной базы;
  • предложение новых услуг в сфере образования.

Попутно разрабатываются мероприятия по улучшению состояния здоровья, поскольку это ещё один важный фактор , влияющий на человеческий капитал и, как следствие, на экономический рост .

Проблемы развития ЧК на постсоветском пространстве

Есть такое понятие, как индекс человеческого капитала, который используют для оценки качества ЧК. Чтобы его рассчитать, изучают уровень жизни, состояние здоровья, уровень образованности населения и пр.

По данным прошлого года индекс ЧК в России составляет 68%. Сегодня предпринимаются меры для его развития, однако есть мнение, что процесс протекает медленно по ряду причин:

Также наблюдается тенденция к снижению уровня доходов у специалистов с высшим образованием, однако нередко это объясняется их неумением презентовать руководителю свои знания и навыки таким образом, чтобы тот в них заинтересовался.

Решить большинство этих проблем можно за счёт увеличения государственных и частных инвестиций в сферы образования, здравоохранения, культуры, тем более что при условии разработки действенных инструментов повышения эффективности использования человеческого капитала эти вложения будут доходными и для организаций, и для государства.

Выводы

Человеческий капитал — важнейший ресурс, влияющий и на успех отдельных людей, и на успех компаний, и на экономический рост всего государства. Его развитие — это долгий и сложный процесс, требующий разработки мер, охватывающих все сферы и составляющие ЧК. Прежде всего это образование, здоровье.

Правда, для того чтобы эти меры были эффективными, важно понимать, какие требования к человеческому капиталу предъявляет экономика (а это хорошее образование, опыт, развитые навыки стрессоустойчивости, дисциплины, обучаемости, инициативность, трудолюбие, хорошее состояние здоровья и т. д.). А затем разрабатывать шаги по его развитию с их учётом.

Бурное развитие информационного постиндустриального общества с чрезвычайной остротой поставило вопрос о поиске новых интенсивных путей, механизмов экономического роста и факторов, за счет которых оно может происходить. Особенное место среди этих механизмов занимает наращивание конкурентоспособности человеческого капитала.

Проведенные специалистами Мирового банка исследования подтверждают, что в постиндустриальном обществе на долю человеческого капитала приходится около 75% национального богатства, однако в странах постсоветского пространства этот показатель составляет лишь 50%. А опыт социально-экономического роста стран, которые не имеют значительных естественных богатств (Тайвань, Сингапур, Южная Корея), а также стран с разрушенной экономикой в результате Второй мировой войны (Германия, Япония) является ярким подтверждением действенности концепции человеческого капитала. Уже в настоящий момент во всех странах человеческий капитал определяет темпы экономического роста и научно-технического прогресса.

Также по данным Мирового банка, который исследовал 192 страны, только 16% экономического роста в странах с переходной экономикой вызвано производственным потенциалом, 20% – природными ресурсами, а 64% связано с человеческим и социальным капиталом. В настоящий момент последняя цифра тяготеет к увеличению, поскольку человеческий капитал – один из наиболее мощных элементов, которые позволяют экономике планомерно двигаться к становлению информационного общества. Полностью понятным является внимание к многогранности влияния человеческого капитала и необходимости создания предпосылок для его наращивания и воссоздания.

Экономика и инвестиции в человеческий капитал являются взаимообусловленными элементами. Экономический рост может достигаться двумя путями: экстенсивным путем (привлечение к экономической деятельности дополнительных работников) или более интенсивным использованием экономически активного населения. Во втором случае увеличение общественного богатства осуществляется путем роста производительности труда, – выгоды от увеличения экономической эффективности и общественного богатства, могут доставаться тому же количеству членов общества, и влияние такого экономического роста на человеческое развитие будет противоречивым, если достижения людей, которые выиграли при таком сценарии развития, окажутся меньше, чем потери тех, которые проиграли.

В целом с учетом экстенсивных и интенсивных факторов экономический рост, выраженный в динамике ВВП, зависит от динамики уровня занятости, производительности труда и численности экономически активного населения. Изменение уровня занятости отображает коэффициент расширения возможностей. Экономический рост может достигаться как через расширение возможностей занятости, так и благодаря росту производительности труда. На увеличение возможностей трудоустройства положительно влияет увеличение ВВП на душу населения, то есть рост производительности труда, но увеличение доходов не означает автоматического расширения возможностей трудоустройства.

Непосредственная зависимость темпов экономического роста от человеческого капитала, в частности, от его составной части – образования подтверждается статистическими исследованиями. Например, Р. Барро (1997) осуществил подобное исследование путем проведения панельного анализа на основе наблюдений из 100 стран в течение 1965 – 1995 годов. В результате исследования был сделан вывод, что темп экономического роста положительно связан с количеством лет, проведенных мужчинами в средней и высшей школах. Качество учебы, которое выражено в оценках тестирования, положительно коррелирует с непрерывным ростом.

  • государственный коэффициент окупаемости капиталовложений в человеческий капитал значительно ниже, чем частный;
  • коэффициент окупаемости капиталовложений является выше в развивающихся странах, чем в развитых странах;
  • коэффициент окупаемости капиталовложений в образование является выше, чем средний коэффициент окупаемости капиталовложений в физический капитал, – как в развивающихся странах, так и в развитых странах.

В данном контексте необходимо показать точную связь между человеческим капиталом и экономическим ростом. Есть четыре основных модели экономического роста с участием человеческого капитала модель Х. Узава, Р.Нельсона – Е. Фелпса, П. Ромера, Г. Манкива – Д. Ромера – Д. Уейла, Г. Лукаса, рассмотрим две последние.

Авторы этих моделей установили четкую и существенную связь между инвестициями в человеческий капитал за каждый период и последующим экономическим ростом и производительностью труда. Повышение уровня компетенции на 1% по отношению к международному среднему показателю сопровождается обычно 2,5%-м относительным ростом производительности труда и 1,5%-м ростом валового национального продукта на душу населения. В связи с этим, взнос человеческого капитала в экономическое развитие является основным и решающим.

4 В Приложении к российской Стратегии приведены 16 контрольных значений показателей развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 г. Из них семь непосредственно ориентированы на жизнедеятельность человека: Уровень доступности для населения базовых услуг ИКТ 100 %; Уровень использования линий широкополосного доступа на 100 человек населения 35 (в 2010 г. 15); Наличие ПК, в том числе подключенных к сети Интернет не менее чем в 75 % домохозяйств; Доля госуслуг, которые население может получить с использованием ИКТ, в общем объеме госуслуг 100 %; Доля электронных архивных фондов не менее 20 %; Доля электронных библиотечных фондов не менее 50 %, библиотечных каталогов 100 %; Доля электронных каталогов музейного фонда 100 %. Для того чтобы участвовать в создании информационного общества и его развитии, пользоваться в полной мере его благами и возможностями, человек должен обладать определенным потенциалом: знаниями, умениями, навыками. В совокупности такие потенциалы людей и являются человеческим капиталом. Особое развитие исследований человеческого капитала связано с построением в мире информационного общества, поскольку человеческий капитал является наряду с экономической средой и ИКТинфраструктурой одним из главных факторов развития информационного общества [2]. Для наращивания необходимого человеческого капитала в информационном обществе каждый человек должен иметь возможность овладевать знаниями, умениями, навыками для понимания сути информационного общества и для полномасштабного использования его преимуществ. Здесь решающую роль играет образование, непрерывное образование, переподготовка, обучение в течение всей жизни с использованием информационно-коммуникационных и других инновационных технологий. Свобода получать и использовать весь спектр полезной информации, распространяемой средствами массовой информации, имеет 206

Постоянное развитие технологий требует формирования высококвалифицированных трудовых ресурсов, способных справляться с усложняющимися задачами производства и экономики. В связи с чем, важным является уделение особого внимания развитию современной молодежи и создание специальных условий, среды, в которой бы формировались высококвалифицированные кадры. Соответственно главной задачей государства, общества и образовательных учреждений является организация образовательного процесса таким образом, чтобы все участники были заинтересованы в достижении целей и высоких результатов. Тогда процесс формирования ЧК и ИК будет эффективным фактором развития экономики основанной на знаниях и модернизации российской экономики.

Ключевые слова

Текст научной работы

Понятие ЧК и ИК тесно связаны. В структуру ЧК входят такие компоненты как мобильность, адаптивность, мотивация, информация, менталитет, культура, воспитание, талант, творческие способности, интеллект or интеллектуальные способности, врожденные or природные способности, опыт, образование, энергия и здоровье. Причем интеллект в структуре человеческого капитала играет ключевую роль. Он находится в тесной взаимосвязи с другими компонентами человеческого капитала, благодаря ему развиваются творческие способности, врожденные/природные способности, талант, приобретается опыт и образование. Вместе с составляющей здоровье (психическое), интеллект развивает мобильность и адаптивность индивидуума. Интеллект воплощается в знаниях, умениях, квалификации, таланте, творческих и познавательных способностях человека. За счет интеллекта обеспечивается отдача от трудовой деятельности в виде качества и производительности труда. Чем умнее человек, тем качественнее и производительнее его труд. Без Интеллектуальной составляющей Человеческий капитал не будет капиталом.

Развитие означает рост, расширение, улучшение или совершенствование, т.е. изменение связанные с возникновением качественно нового состояния. Ключевым ресурсом развития являются знания. В постиндустриальном обществе исследования и разработки осуществляются с использованием сложного оборудования, а научное знание все больше развивается по междисциплинарным направлениям. Специалисты, задействованные в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, преподаватели и даже вспомогательный персонал, обслуживающий сложное оборудование\научные комплексы и обеспечивающий его бесперебойную работу, должны обладать высоким уровнем знаний и подготовленности. От квалифицированности, информированности и мотивированности специалистов зависит эффективность решения поставленных задач. Они открывают новые законы, формулируют теории, которые впоследствии превращаются в новые методы, технологии, продукты и т.д., которые являются основой будущих инноваций и развития общества [1]. Поэтому Экономика знаний предъявляет особые требования к современным специалистам. Специалист будущего должен обладать следующими качествами: быть высококвалифицированным, высоко интеллектуальным, с большим творческим потенциалом, мотивированным и ориентированным на создание ч-л нового и готовый работать с самоотдачей, адаптивным и мобильным. Адаптивность — умение при необходимости переключаться с одного вида деятельности на другой. Что позволяет своевременно решать неотложные вопросы, добиваться максимального успеха в преодолении проблем и достижении целей. ИК — должен быть гибким и чутким к приоритетам дел, возникающих в каждодневном труде. Также при формировании ИК нужно принимать во внимание быструю устареваемость знаний, недоступность и плохое распространение знаний, отсутствие необходимого количества ИК.


Рисунок 1. Факторы, мотивирующие повышение удовлетворенности жизнью

Таким образом, явно прослеживается тенденция большого влияния семьи и окружения на формируемый ИК и ЧК, что должно учитываться всеми заинтересованными участниками, т.е. семьей, государством и учебными заведениями, при выборе методов и способов развития человеческого потенциала и формирования самого интеллектуального и человеческого капитала.

При формировании ЧК из современной молодежи мы сталкиваемся с проблемами инфантильности, индифферентности подростков, которые мешают добиться чего-то в жизни и стать преуспевающим человеком [2]. Вдобавок большая часть современной молодежи характеризуется отсутствием трудолюбия и усидчивости. Многие являются интернет зависимыми и тратят свое время бесцельно и впустую. А компьютерные игры и телевидение препятствуют долговременной сосредоточенной умственной деятельности. Знания и технологии могут как ускорять, так и замедлять прогресс общества. Перечисленные черты современной молодежи сформированы отрицательным влиянием технологий и знаний. Необходимо максимально эффективное использование ИКТ и знаний, чтобы они служили на благо обществу. Одно из направлений это развитие системы интернет олимпиад в области точных наук — математики, физики, программирования и информатики и привлечение молодежи к активному участию в них. Олимпиада это состязание учащихся учреждений среднего, высшего образования, требующее от участников демонстрации их знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин. Опыт последних лет показывает, что одним из наиболее результативных средств, которое доказало свою работоспособность даже в тяжелых социально-экономических условиях, являются олимпиады по информатике и программированию. Олимпиады — хорошее решение проблемы проведения свободного времени современной молодежью, а также формирования будущего ИК из современной молодежи. Олимпиады открывают больше возможностей для молодежи и содействуют решению проблем связанных с эффективным развитием молодежи.

Также олимпиады являются одним из методов выявления потенциала у подростков. Олимпиады позволяют найти и отобрать способных подростков, которые в дальнейшем могут обучаться по углубленным программам. Они открывают возможность поступления в вуз без вступительных экзаменов. А экзамены всегда являются большим стрессом для подростков. Также олимпиады это шанс для подростков из малообеспеченных семей получить хорошее образование. Не имея денег на платное обучение, но имея способности или талант можно поступить на желаемую специальность. Олимпиады помогают подросткам определиться в выборе профессии. Чтобы понять, не разочаровались ли обучаемые в выбранной профессии и связывают ли они свою будущую работу с этой областью, был проведен опрос среди студентов 3 курса кафедры КТ Университета ИТМО. Данные представлены на рисунке 2. Исследование показало, что большая часть обучающихся имеет желание остаться в рамках получаемой специальности. Более того, желание работать по профессии подтверждает следующее: а) обучающиеся сделали правильный выбор профессии; б) профессия популярна среди молодежи; в) обучающиеся мотивированы; г) с большой долей вероятности обучающиеся будут улучшать свои навыки и умения, что приведет к формированию более высоко квалифицированной рабочей силы.


Рисунок 2. Желание остаться в рамках профессии, 2014 г

Читайте также: