Сообщение на тему церковь сергия радонежского

Обновлено: 05.07.2024

Троице-Сергиева Лавра основана одним из самых почитаемых на Руси святым — Сергием Радонежским. История обители связана со многими важными событиями Русского государства: Куликовская битва, тяжелый период монголо-татарского ига, борьба с иностранными интервентами и первые годы правления Петра Первого, — все эти страницы истории не прошли мимо монастыря.

Российские правители чтили Троице-Сергиеву лавру, приезжали сюда на богомолье и оказывали помощь монастырю. У стен Успенского собора похоронен царь Борис Годунов и члены его семьи — царица Мария, царевич Феодор и царевна Ксения, в монашестве Ольга.

Троице-Сергиева Лавра — это действующий мужской монастырь, расположен недалеко от Москвы, посетить его можно за однодневную поездку или во время тура по Золотому кольцу.

Основание

Сергей Радонежский был сыном благочестивых Ростовских бояр Кирилла и Марии. В детстве родители не благословляли его на монашескую жизнь. Лишь только, когда незадолго до своей кончины, они ушли в монастырь, Сергей Радонежский решил посвятить свою жизнь служению богу.

Но он не ушел в один из действующих монастырей, а вместе со своим старшим братом Стефаном поселился в глухом лесу.

Для справки: Сергей Радонежский (в миру Варфоломей) родился в 1313 году, он был средним сыном в семье. Его отроческие годы прошли в учении, труде и молитве в городе Радонеже, где поселились его родители.

Варфоломей был глубоко верующим, добрым, честным и скромным человеком, он стал опорой престарелых родителей, не покинув их до последних дней.

Датой основания Троице-Сергиевой Лавры считается 1337 год, когда 23-х летний Варфоломей вместе со своим братом на небольшом холме в лесу, в стороне от шума дорог и селений, построил хижину и маленькую церковь, посвященную Святой Троице.

Так началась история Троице-Сергиевой Лавры.

Брат Стефан не выдержал тяжелых условий уединенной жизни и ушел в московский Богоявленский монастырь. Сергей Радонежский прожил несколько лет в одиночестве, но вскоре около него стали собираться другие иноки, каждый из которых построил себе хижину и сам обрабатывал огород.

Образование монастыря

Когда число иноков возросло до 12, для безопасности от зверей все постройки были обнесены оградой. В обители не было начальников и, благодаря уважению, Сергий Радонежский выполнял роль руководителя. Вскоре, по распоряжению московских церковных властей, он был рукоположен в священники и назначен игуменом.

В монастыре стал действовать устав, в соответствии с которым иноки образовали единую общину и стали вести совместное хозяйство.

В связи с этим, изменилось и устройство обители: была построена трапезная и хозяйственные помещения. Церковь находилась в центре монастыря, а по четырем сторонам от нее разместились кельи. Над главными воротами была построена надвратная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского.

В то время монастырь был беден, не хватало хлеба и соли, масла и муки.

В первое десятилетие своего существования обитель приобрела широкую известность, а Сергий Радонежский пользовался большим уважением у князя Дмитрия Донского. Митрополит Русской православной церкви Алексий хотел, чтобы Троицкий игумен стал его приемником, но от такой чести Сергий Радонежский отказался.

Монастырь во время монголо-татарского ига

Время, когда жил преподобный Сергий Радонежский (1314–1392 годы), было очень тяжелым для Руси: постоянные набеги монголо-татар заставляли людей думать лишь о том, как выжить.

Преподобный Сергий считал своим долгом позаботиться об их духовном воспитании. Накануне Куликовской битвы он благословил Дмитрия Донского на бой с полчищем Мамая. Воодушевленные наставлениями игумена воины Дмитрия Донского разбили войско Мамая.

Также Троицкий игумен старался примерить враждовавших между собой князей.

Обитель стала настоящим центром культуры и просвещения.

Вместе с тем, в то время монастырь не был хорошо укреплен, для его защиты была только деревянная ограда. Поэтому во время нападения на Русские земли хана Токтамыша иноки вынуждены были укрыться в безопасном месте — на территории Тверского княжества. На этот раз монастырь уцелел, но в 1408 году во время выступления хана Едигея он был разрушен. Благодаря стараниям Игумена Никона, преемника Сергия Радонежского, монастырь был отстроен заново.

Возведение каменных храмов в XV веке

В 1422 году, в год официальной канонизации преподобного Сергия, Троице-Сергиева лавра была украшена новыми каменными постройками.

Троицкий собор

Троицкий собор — это древнейший белокаменный храм монастыря, возведенный в 1422–1425 годах. К красивой серебряной раке, где покоятся мощи Сергия Радонежского, очень часто выстраивается очередь.

Внутреннее пространство собора было украшено росписью, выполненной живописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. К сожалению, фрески до наших дней не сохранились, но иконы работы Андрея Рублева можно увидеть в уникальном пятиярусном иконостасе.

Рядом с ракой находится неприметная двустворчатая кованная железная дверь, это вход в придел собора, Серапионову палату, в которой хранятся православные святыни, их здесь более пятисот. На двери сохранилось отверстие в 5–7 см, это след от польского ядра, влетевшего в храм во время осады монастыря и, к счастью, не разорвавшегося. Палата названа в честь погребенного здесь Серапиона, бывшего архимандрита Троицкого монастыря.

В 1476 году псковские мастера возвели кирпичную церковь-звонницу во имя Сошествия святого Духа на апостолов.

Крепостные стены, башни и Дмитриевская надвратная церковь все еще оставались деревянными.

Строительство оборонительных сооружений

В XIV–XVII веках Русь испытывала сильнейшее давление на востоке от Золотой Орды, на западе — от Литовского княжества. Противостоять этим силам могло только единое государство. В масштабах всего Русского государства стала создаваться единая оборонительная система.

Троице-Сергиева лавра, расположенная на подступах к Москве, стала важной крепостью, призванной защитить столицу.

История новых оборонительных сооружений монастыря началось в 1540–1550-х годах. Тогда была построена каменная стена протяженностью около 1,5 километров в форме неправильного четырехугольника с 12-ю башнями (к настоящему времени сохранилось 11). Естественной преградой для неприятеля были овраги, а дополнительными препятствиями стали вырытые ров и пруд.

В середине XVII века крепостные сооружения были укреплены, усовершенствованы и приобрели современный вид.

Стены крепости имеют три боевых яруса, а большинство башен — шесть ярусов. Самые интересные из них — Пятницкая и Красная, Уточья и Пивная башни.

  • Пивная башня имела запасной, или тайный, выход из крепости, через который проходили вылазки во время осады крепости в начале XVII века
  • Угловая Уточья башня названа так потому, что, согласно преданиям, царь Петр Первый стрелял из нее уток, плавающих в пруду рядом с крепостной стеной
  • На Пятницкой башне ранее была вышка для наблюдения за окрестностями. Во время осады крепости башня была разрушена и заново построена в 1640 году
  • Красная башня, здесь расположены главные ворота в крепость. За ней ранее находилась построенная в 1513 году надвратная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Позже она была перестроена в церковь, увенчанную пятью куполами в честь рождества Святого Иоанна Предтечи.

Создание Успенского собора и других храмов

Успенский собор

В 1559–1585 годах в центре монастыря, на востоке Соборной площади, был возведен новый пятиглавый собор. На его закладке присутствовал Иван Грозный со своей семьей. Храм был построен по типу Успенского собора Московского Кремля, но уступал ему по размеру. Вместе с тем, построенный собор был больше других монастырских храмов.

Как и кафедральные соборы Владимира и Москвы, он получил название Успенского. В 1684 году стены, свод и столпы храма были украшены фресками на библейские темы. В северо-западной части собора расположена усыпальница семьи царя Бориса Годунова, над которой в 1780 году была устроена шатровая палатка, не сохранившаяся до наших дней.

Храм строился долго — около 25 лет, не хватало средств и, в основном, он возводился на царские пожертвования. Щедрые взносы на помин души убитого сына дал Иван Грозный. Но освящение Успенского собора произошло в 1585 году, после смерти Ивана IV, при третьем его сыне, царе Феодоре Ивановиче.

  • Напротив Успенского собора, с западной стороны Соборной площади, расположен Казначейский корпус братских келий. К нему примыкают:
    • с севера — Больничные палаты с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, возведенной в 1635–1638 годах
    • с юга — трёхэтажная Лестничная башня.

    Смутное время

    В начале XVII века Лжедмитрий II направил преданных ему воевод Петра Сапегу и Александра Лисовского с польскими и литовскими интервентами против русских городов. Были разорены Переяславль-Залесский и Ростов Великий, Ярославль и Суздаль, Владимир и Нижний Новгород. Начался период испытаний в истории Троице-Сергиевой лавры.

    В сентябре 1608 года польско-литовские отряды подошли к монастырю. 16 месяцев крепость держала осаду. К концу 1609 года от тяжелых условий и недостатка еды более 2000 защитников крепости умерли от цинги. Оставшиеся в живых стойко защищали крепость и 12 января 1610 года осада была снята с помощью подошедших русских войск под предводительством Михаила Скопина-Шуйского.

    После снятия осады разрушенные крепостные стены были восстановлены и на территории монастыря разместился постоянный гарнизон из стрельцов и пушкарей.

    В 1618 году польский королевич Владислав, пользуясь поддержкой польского сейма, пытался занять Московский престол. Организовав поход на Москву, он подступил к Троице-Сергиевой обители и пытался взять ее. Но крепость устояла и на этот раз.

    После этих событий авторитет монастыря повысился, возрастают пожертвования на его строительство. Были усовершенствованы оборонительные сооружения и построены новые храмы, также украшались старые постройки.

    Период правления Петра Первого

    В конце XVII — начале XVIII века, во времена Петра Первого Троице-Сергиева Лавра вновь оказалась на первом плане в связи с политическими событиями той эпохи.

    В 1682 году во время Стрелецкого бунта за стенами крепости укрывались царевна Софья и царевичи Иван и Петр. А через семь лет в 1689 году Петр спрятался здесь, убежав из Москвы. Именно в Троице-Сергиевой Лавре произошла расправа над сторонниками Софьи и отсюда Пётр уехал в Москву единовластным правителем.

    В начале XVIII века строительство каменных зданий было запрещено и сооружение монастырских построек было приостановлено. Вскоре Россия вступает в Северную войну и для военных нужд Петр Первый берет из монастырской казны 400 тысяч рублей.

    В связи с угрозой похода на Россию шведского короля крепость укрепляется: дополнительно на угловых башнях были построены бастионы, поскольку современные для того времени орудия не могли разместиться на ранее построенных стенах и башнях.

    Открытие духовной семинарии

    В XVIII веке Троице-Сергиева обитель была богата и имела большие земельные владения. О высоком авторитете обители говорит тот факт, что в 1742 году на ее территории была открыта Духовная семинария, а позже здесь разместилась Московская Духовная академия. В 1744 году указом Елизаветы обители

    Советское время

    Монашеская жизнь возвратилась в обитель в послевоенные годы. Первая литургия прошла в ночь на Пасху 21 апреля 1946 года.

    До 1983 года монастырь был резиденцией российских патриархов, позже она была перенесена в Московский Данилов монастырь.

    Троице-Сергиева Лавра — одна из самых почитаемых обителей у русского народа. Тысячи верующих и паломников спешат поклониться ее святыням, а многочисленные туристы любуются памятниками истории и архитектуры, созданными лучшими мастерами XV–XIX веков. С 1993 года здания обители находятся под охраной Юнеско.

    Вряд ли среди русских монастырей можно найти хотя бы один более известный, чем Троице-Сергиева Лавра, расположенная примерно в 80 км от Москвы, в городе Сергиев Посад, который с 1920 по 1992 года назывался Загорском.

    Свято Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде

    История Сергиевой Лавры кратко

    Монастырь был основан в середине 14 века святым Сергием Радонежским. Авторитет этого человека был поистине огромен. Он оказал очень серьезное влияние на духовную жизнь России как своего века, так и последующих времен. По мере того, как последователи преподобного Сергия развивали и распространяли его учение, монастырь пользовался все большим влиянием. Вплоть до 18 века включительно, он все время рос и застраивался. Практически все разновековые постройки сохранились до сегодняшних дней.

    Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры сегодня

    В 1920 году монастырь был закрыт. Монахи вынуждены были скрываться, многие из них были убиты. Некоторые нашли убежище в Черниговском скиту, находящемся неподалеку (Лавре тогда принадлежали многочисленные пустыши и небольшие обители, расположенные поблизости). После Второй Мировой войны религиозная жизнь в Троице-Сергиевой Лавре возобновилась.

    Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры

    Архитектурно-исторический вид Лавры, создаваемый в течение 15-19 веков, охраняется и нашим государством и ЮНЕСКО. Хотя кроме Лавры в Сергиевом Посаде есть и другие памятники, достойные созерцания и восхищения, но Лавра остается сердцем и основным ядром притяжения посетителей города.

    Комплекс архитектурных строений Лавры расположен на довольно большой территории, обнесенной мощными кирпичными стенами, длина которых составляет 1,5 км. Высота же их доходит до 14 метров, ширина – до шести.

    В Троице-Сергиевой Лавре

    Здания, строившиеся здесь в течение целых четырех столетий, неоднократно видоизменялись: они разрушались и восстанавливались, менялся внешний облик их отдельных частей. Сегодня архитектурный ансамбль Лавры, приведенный реставраторами к общему знаменателю – восхищает туристов своей монументальностью, красотой и гармоничной соразмерностью.

    Троицкий собор

    Древнейший объект монастыря, который обязательно надо посетить - это Троицкий собор, сооруженный в самом начале 15 века при Никоне, продолжателе дела святого Сергия. До того времени здесь стояла деревянная церковка обители, которую соорудил сам Сергий, и в которой он впоследствии и был похоронен. Собираясь созидать каменный собор, открыли могилу Преподобного и обрели его мощи, которые не подверглись тлению. Впоследствии эти святые мощи были перемещены в богатую раку, прикоснуться к которой сегодня стремятся многочисленные верующие.

    Троицкий собор в Свято Троице-Сергиевой Лавре

    Троицкий собор – одна из вершин раннемосковского стиля древнерусского зодчества, которое соединяет в себе традиции Византии и особые качества русского мышления – поэтичность, образность, стремление к совершенству. Невысокий, четырехстолпный, белокаменный, с одной главой и тремя апсидами храм чем-то схож с богатырем из русской былины в золотом шлеме, мужественно стоящим на защите своего народа.

    Иконостас Троицкого собора Сергиевой Лавры

    Время было безжалостно к внутренней росписи храма и, кроме иконостаса, почти вся она была уничтожена. Основная святыня храма - рака с мощами Преподобного Сергия.

    Церковь Преподобного Никона Радоженского

    Если посмотреть на юг от Троицкого собора, то перед вами предстанет, возведенная в начале 17 века, Церковь преподобного Никона Радонежского. Под основанием церкви находится захоронение продолжателя дела Сергия. Архитектурно храм являет с Троицким собором как бы единое целое. Внутри он оформлен фресками.

    Свято Троице-Сергиева Лавра - Церковь преподобного Никона Радонежского

    Церковь Сошествия Святого Духа

    Духовную церковь, или же Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов, можно увидеть в направлении на северо-восток от Троицкого собора. Построена она при Иване Третьем во второй половине 15 века псковскими мастерами. Это не просто церковь, а церковь-звонница, которая удивляет своей красотой и гармонией. Функционально в средние века она служила сторожевой башней. В оконных арках видны колокола, которые при угрозе нападения предупреждали братию об опасности.

    Свято Троице-Сергиева Лавра - Церковь Сошествия Святого Духа

    Успенский собор

    Успенский Собор - одно из значимых сооружений Лавры, начал строиться при Иване Грозном в 1559 году, после одержанных побед над Казанью и Астраханью, а окончание строительных работ пришлось на время правления Федора Иоанновича, т.е. спустя целых 26 лет. Храм, являющийся самым крупным на территории Лавры, превышает по габаритам московский Успенский собор, повторяя при этом его архитектурные формы. Для украшения строгих наружных стен храма использовался характерный элемент владимиро-суздальского зодчества - аркатурно-колончатый пояс.

    Свято Троице-Сергиева Лавра - Успенский собор

    Внутреннее убранство – богато и величественно. Оформление фресками за 3 месяца выполнила артель иконописцев, состоящая всего из 35 человек. Свод поддерживается прямоугольными пилонами, характерными для русских храмов. На пилонах – изображения святых в полный рост. Считается, что оформление Царских врат иконостаса, где изображены Святая Богородица и четыре евангелиста, выполнено Симоном Ушаковым. Основная святыня собора - первая рака Преподобного Сергия, которая была сооружена просто из дерева.

    Свято Троице-Сергиева Лавра - Успенский собор внутри

    Западнее Успенского собора - усыпальница членов семьи и самого Бориса Годунова в виде низенького сооружения из белого камня.

    Усыпальница Годуновых в Троице-Сергиевой Лавре

    Надкладезная часовня

    Эта небольшая и аккуратная часовня, в которой бьет целительный источник, находится около Успенского собора. Сооружение часовни напоминает игрушечный четырёхъярусный храм, для декорирования которого использована цветная роспись и каменная резьба.

    Красно-белая Надкладезная часовня Сергиевой Лавры

    На фоне белокаменных стен монументального Успенского собора красно-белая часовня выглядит очень легкой и нарядной.

    Больничная церковь

    Это церковное сооружение с палатами сооружено во имя преподобных Зосимы и Савватия (основателей Соловецкого монастыря). Об этом нам напоминает шатровый купол храма, повторяющий такой же купол Соловецкого Преображенского собора. Наличие множественного декора делают внешний вид церкви и палат нарядными, что является отличительной чертой архитектуры 17 века.

    Шатровая Больничная церковь Троице-Сергиевой Лавры

    Здесь доживали свою жизнь старые и больные монахи, а также тяжелораненые и искалеченные во время боев с польскими захватчиками. Позже церковь стала домовым храмом Наместника. В бывших больничных палатах ныне расположены библиотека, наместнические покои и Соборная палата.

    Трапезная церковь

    Трапезная церковь Троице-Сергиевой Лавры

    Такого нарядного внешнего оформления церковных строений в допетровской Руси еще не было. Внутренний интерьер также изобилует роскошной лепниной и росписью, выполненной, правда, только в 19 веке.

    Интерьер Трапезного храма

    Храм занимает восточную часть здания, а западная его часть – это очень представительный трапезный зал, в котором после богослужений проходили торжественные обеды для царей и приближенных к ним лиц во время их паломничества в монастырь.

    Царские Чертоги с церковью Покрова Божией Матери

    Также во второй половине 17 века возводятся Царские Чертоги с церковью Покрова Божией Матери – здание из двух этажей для размещения знатных лиц на время их пребывания в Лавре.

    Царские чертоги в Троице-Сергиевой Лавре

    В декоре здания использован белый камень и полихромные изразцы. По своим формам и шахматной раскраске оно повторяет Трапезную церковь, и создает вместе с ней законченную композицию. Позднее это здание было занято Духовной академией.

    Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи

    Вместе с Трапезной церковью и Царскими Чертогами, и с такими же элементами декора, возводится надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи. Нижняя часть Предтеченского храма - это въездные, так называемые, Святые врата. Над аркой находится Красная башня с пятью многогранными купольными главками в стиле барокко, очень небольшими по размеру.

    Надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи и Святые ворота

    Церковь явления Пресвятой Богородицы

    Во времена правления Анны Иоанновны перед Трапезной церковью в 30-е годы 18 века была сооружена Церковь явления Пресвятой Богородицы Преподобному Сергию. Дело в том, что Преподобный часто молился о спасении созданной им обители. Иногда молитвы его были обращены к Пресвятой Деве Марии, которая однажды и явилась праведному старцу, обещая не оставлять своим вниманием этого святого места. Свидетелем этого чудесного явления был преподобный Михей, чьи мощи теперь покоятся под церковью и дают ей второе название - Михеевская.

    Михеевская церковь Пресвятой богородицы

    Это самая маленькая церковь Лавры. Небольшие ее размеры и скромный внешний вид оттеняют праздничность расположенной сзади Трапезной церкви.

    Церковь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии

    Эта очень оригинальная церковь расположена позади колокольни. Она воздвигнута вместо бывшей поварни, стену которой ранее украшала эта чудотворная икона. Согласно легенде, одному увечному монастырскому псаломщику с иссохшими руками, было видение этой иконы, после которого наступило исцеление. О произошедшем чуде доложили Анне Иоанновне, и она приказала поварню преобразовать в церковь чудодейственной иконы. Но это сооружение простояло недолго, а существующее сейчас, построено была уже позже - в середине 18 века - графом А.Г.Разумовским (арх. Д.В. Ухтомский).

    Церковь Смоленской Богоматери в Троицкой Лавре

    Это круглая церковь, созданная в стиле елизаветинского барокко и очень гармонично вошедшая в храмовый ансамбль Лавры. Очень примечательно внутреннее убранство храма, где присутствует и мрамор, и роспись голубой краской, и множество жемчужных, золотых и серебряных украшений, и даже несвойственные русской церкви скульптурные изображения святых.

    Внутреннее оформление Смоленской церкви

    Колокольня

    В начале 40-х годов 18 века, при Елизавете Петровне, началось возведение величественной колокольни (арх. Д.В. Ухтомский), которая знаменита своей высотой (почти 90 метров) и красотой.

    Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

    На Соборной площади Троице-Сергиевой Лавры

    На центральной площади, именуемой Соборной, вы можете подойти к обелиску с солнечными часами и овальными досками, стороны которых заполнены текстами, рассказывающими о роли Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в событиях истории нашей страны, и еще раз с ними ознакомиться.

    История монастыря Прославленную обитель Живоначальной Троицы основал преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Сергей Радонежский — один из самых почитаемых на Руси святых. Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с захватчиками на Куликовом поле и стал родоначальником московского государства. Его молитвы веками хранили стены Лавры от врагов. С детства Сергию Радонежскому была уготована особая […]

    История монастыря Прославленную обитель Живоначальной Троицы основал преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Сергей Радонежский — один из самых почитаемых на Руси святых. Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с захватчиками на Куликовом поле и стал родоначальником московского государства. Его молитвы веками хранили стены Лавры от врагов. С детства Сергию Радонежскому была уготована особая […]


    История монастыря

    Прославленную обитель Живоначальной Троицы основал преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Сергей Радонежский — один из самых почитаемых на Руси святых. Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с захватчиками на Куликовом поле и стал родоначальником московского государства. Его молитвы веками хранили стены Лавры от врагов. С детства Сергию Радонежскому была уготована особая роль — роль великого подвижника и молитвенника.

    В 20 лет Варфоломей остался сиротой, а потом уговорил брата уйти в лес, чтобы стать иноками. На месте будущей Троице-Сергиевой Лавры они вместе построили шалаш, потом келью и возвели небольшую церковь во имя Живоначальной Троицы. В 23 года Варфоломей принимает монашество под именем Сергий. В этой обители монах Сергий провел большую часть своей жизни.

    Троице-Сергиева Лавра. Храмы

    Святыни обители

    Монастыри России. Троице-Сергиева Лавра

    Храмы и часовни

    1. Колокольня (1741 – 1770): Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
    2. Троицкий собор (1422-23 гг.): Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры.
    3. Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.): Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в.
    4. Успенский собор (1585): Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте.
    5. Храм в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637): Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, расположена в северо-западном углу монастыря. Построенная в 1635–1637 гг., это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница.
    6. Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.): Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в. монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь.
    7. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 гг. ): Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря.
    8. Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.): Михеевская церковь, воздвигнутая в 1734 г. над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, располагается у северо-западного входа в Трапезный храм.
    9. Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623): Никоновская церковь расположена с южной стороны Троицкого собора, вплотную к нему. Храм был воздвигнут в 1548 г. над гробом преподобного Никона Радонежского (†1428), ученика и преемника по игуменству основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского.
    10. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.): Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг.
    11. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746 – 1753): Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади.

    Паломнику

    как добраться

    Н а автомобиле:
    По Ярославскому шоссе (дорога М8) — до Сергиева Посада.
    Расстояние от Московской кольцевой автомобильной дороги 54 км.

    А втобусом:
    Маршрут № 388 (экспресс) от станции метро ВДНХ.
    От метро (выход к ВВЦ) нужно перейти по диагональной дорожке на 2-й Поперечный проезд.
    Автобусы отправляются из Москвы — с 6.50 до 22.40, из Сергиева Посада — с 5.10 до 21.00. Интервал движения — 15–20 минут.
    Время в пути зависит от загруженности автодорог и в среднем составляет 1 ч. 15 мин.
    Телефон автостанции в Сергиевом Посаде — (496) 540-62-90.

    где остановиться

    1. Вознесенская гостиница Троице-Сергиевой Лавры расположена в Сергиевом Посаде в историческом центре города и по своему архитектурному облику является его украшением. Шаговая доступность от обители Преподобного Сергия создает комфортные условия для пребывания в ней паломников и туристов.

    В связи с большим числом паломников бронировать номера необходимо заранее — за месяц-полтора до заселения.

    Паломничество. Троице-Сергиева Лавра

    богослужения Троице-Сергиевой Лавры

    УСПЕНСКИЙ СОБОР


    ТРОИЦКИЙ СОБОР

    Молебны с акафистом преподобному Сергию – 08.30–20.30
    Начало молебнов в 08.30; 10.30; 12.30; 14.30; 16.30; 18.30

    НАДВРАТНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

    Будние дни Воскресные и праздничные дни
    Исповедь 1-я смена – с 06.00 с 05.00
    Исповедь 2-я смена – с 08.00 с 07.30


    ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

    Будние дни Воскресные и праздничные дни
    Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
    Исповедь в исповедальне Академии – 06.00 07.00
    Литургия – 06.20 07.45
    По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20


    ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В СЕМИНАРИИ
    (вход с западной стороны Лавры только во время богослужения)

    Будние дни Воскресные и праздничные дни
    Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
    Исповеди в притворе храма нет Исповедь в притворе храма – 07.00
    Литургия – 06.20 07.30
    По средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери – 18.20


    ХРАМ СВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

    Ежедневно
    Вечернее богослужение 17.00
    Литургия 07.40
    Таинство соборования 12.00

    трапезные

    контакты

    ПОЧТОВЫЙ АДРЕС ЛАВРЫ
    141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

    Волонтерам и трудникам

    Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.

    Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.

    – трудолюбие и доброжелательность;
    – возраст от 23 до 45 лет;
    – готовность работать на открытом воздухе.

    – паспорт;
    – предметы личной гигиены;
    – вещи на холодную и дождливую погоду;
    – сестрам – белый платок и длинную юбку.

    Схема проезда

    Троице-Сергиева Лавра. Схема проезда

    Интересные факты

    Лаукарт Татьяна Николаевна

    В 2014 году наша страна отмечала 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского. Был объявлен международный юношеский конкурс "Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории". Наши ученики приняли в нём участие и стали победителями в номинации "За информативность".

    ВложениеРазмер
    mezhdunarodnyy_konkurs.docx 42.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    юношеских исследовательских работ

    «Преподобный Сергий Радонежский в русской истории и культуре.

    ГБОУ города Москвы

    средняя общеобразовательная школа

    с углублённым изучением

    английского языка №1362

    Лаукарт Татьяна Николаевна

    Проблема проекта: привлечь внимание к памятникам архитектуры

    Цели проекта: познакомиться с историей создания храмов Преподобного Сергия, кратко рассказать об иконах этих храмов, оформить материалы в виде презентации

    Методы и способы: чтение книг, сбор информации в Интернете, наблюдение, поисковая работа, самостоятельная работа по обобщению и систематизации материалов.

    По доминирующей деятельности учащегося – информационный и ролевой проект.

    1. Введение.
    2. Основная часть
    1. Храмы преподобного Сергия Радонежского в Москве
    2. Храм Преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве
    3. Храм Преподобного Сергия в Бусинове
    4. Храм Преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе
    5. Храм Преподобного Сергия на Ходынском поле
    6. Храм Преподобного Сергия Радонежского на Рязанке
    7. Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках
    1. Заключение
    2. Список использованной литературы

    В 2014 году Земля Русская отмечает 700-летие со дня рождения великого Святого Сергия.

    Сергий Радонежский – один из интереснейших образов русской истории. Монах, отшельник, удалившийся от мира ради глубокого внутреннего самоусовершенствования, и активный участник политической борьбы за объединение русских княжеств, человек, сформировавшейся в период, когда монголо-татарское иго воспринималось не иначе как кара небесная, и горячий сторонник московского князя Дмитрия Ивановича в подготовке к битве за национальную независимость. Вопреки желанию Сергия ничем не привлекать к себе особого внимания, уже при жизни он стал широко известен в русских землях. Впоследствии его имя становится одним из наиболее ярких символов русской духовности и патриотизма, его скромная обитель превращается в самую знаменитую в России Троице-Сергиеву лавру.

    В 1422 году после обретения мощей Сергия состоялась канонизация преподобного, но ещё до этого времени началось почитание Сергия как святого, которое продолжается и в нашем, таком сложном двадцать первом веке.

    Храмы Преподобного Сергия в Москве

    Интерес к необыкновенной личности Сергия Радонежского, к его деятельности в один из напряжённых периодов развития страны отразился не только в создании икон , но и в строительстве храмов Святого во многих городах нашей страны. Не осталась в стороне и столица нашего государства – Москва.

    Храм Преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве.

    Одним из древних памятников архитектуры считается храм преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве.

    Деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Бибиреве, в бывшем владении кремлевского Вознесенского монастыря, известен с XVI в. В 1755 г. здесь построили новый деревянный храм. В 1893 — 1894 гг. рядом с ним воздвигли каменный храм преподобного Сергия Радонежского, в благодарность Богу за избавление жителей Бибирева от холеры по молитвам преподобного Сергия Радонежского. В 1937 г. деревянный храм разобрали, а кирпичный закрыли и частично разрушили. Богослужения в Сергиевском храме возобновлены в 1990 г. Среди главных святынь храма можно отметить чтимые иконы преподобного Сергия Радонежского и великомученика Пантелеймона.

    Храм Преподобного Сергия Радонежского в Бусинове

    Интересна история храма преподобного Сергия Радонежского в Бусинове. По преданию, это место благословил преподобный Сергий Радонежский, проходя из Троицкой обители в Москву к святому Алексию, митрополиту Московскому . В XVI в. здесь был построен деревянный храм великомученика Георгия , а в 1623 году разобран. В 1643 г. на старом церковном месте сооружен новый деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. К середине 19 века деревянный храм сильно обветшал, и решили построить каменный храм с темя приделами. В 1937 г. храм закрыли, купол и колокольню разобрали. С этого времени церковь практически не действовала.

    Храм Преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе

    История местности, окружающей Храм, неразрывно связана с находящимся поблизости Спасо-Андрониковым монастырем и именами преподобного Сергия Радонежского и преподобного Андроника Московского. Обитель во имя Всемилостивого Спаса основана по обету возвращавшегося в 1365 г. из Константинополя митрополита Алексия, везшего с собой Нерукотворный Образ Спаса, которым Вселенский Патриарх благословил его на Русскую митрополию. Разыгравшийся по пути сильнейший шторм в Черном море, грозивший гибелью пассажирам, утих 16 августа, в праздник Образа Спаса Нерукотворного.

    Храм Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле

    Интересна история появления храма Преподобного Сергия на Ходынском поле. В конце XIX века в Москве были расквартированы восемь гренадерских, один драгунский и один казачий полки, шесть батарей артиллерии и другие более мелкие подразделении. При некоторых частях существовали православные полковые храмы. В летнее время городские казармы пустели, и войска перемещались в лагерь под Москвой, на Ходынское поле. Туда же прибывали воинские части из уездных городов. На Ходынском поле собиралось до 30 тысяч военных, а походный храм был настолько мал, что кроме духовенства, причта и певчих мог вместить лишь несколько богомольцев.

    Такое ненормальное положение не могло продолжаться долго, и в 1887 году почетные граждане Николай Павлович Каверин и Василий Борисович Глинский заявили о готовности внести первый взнос в дело построения лагерного храма и пожертвовать для него вызолоченный иконостас со святыми иконами. Однако прошло еще два года, прежде чем в феврале 1891 года, московский комендант генерал-лейтенант Сергей Семенович Унковский создал строительную комиссию.

    29 апреля 1891 года во время путешествия избежал смерти в японском городе Отсу наследник престола Николай Александрович, и строительная комиссия решила лагерный храм посвятить памяти итого чудесного события. 24 июня 1892 года была торжественная закладка, а 1 ноября на пять его глав были подняты кресты, а на колокольню – восемь колоколов.

    Сооружение Сергиевского храма совпало в сентябре 1892 года с 500-летием преставления преп. Сергия. В эти дни было особо много приношений в строящуюся церковь. Освящение состоялось 16 мая 1893 года. Главной святыней была древняя икона Преподобного Сергия Радонежского.

    В 1920-х годах храм был снесён как якобы мешающий политработе с красноармейцами. В 2000 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был создан приход храма Преподобного Сергия Радонежского, а в 2005 г. был получен акт резервирования земельного участка под строительство храмового комплекса площадью 1 га. В дальнейшем решением Правительства Москвы на сопредельной территории было запланировано строительство часовни в честь Архангела Гавриила, которую ранее предполагалось возвести на противоположной стороне Ходынского поля. После получения необходимых документов в марте 2012 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла оба прихода начали объединяться, чтобы с удвоенной силой приступить к строительству и воссозданию святынь. В том же 2012 году прихожане установили Поклонный крест недалеко от места нахождения разрушенного храма, и с тех пор на том месте каждое воскресенье служат молебны.

    Храм Преподобного Сергия на Рязанке

    Храмовой комплекс на Рязанке, по сравнению с предыдущими храмами, молодой. 19 мая 2002 года по благословению Его Святейшества Патриарха московского и всея Руси Алексия II было освящено место под строительство храмового комплекса на Рязанке, который включает:
    • Малый храм преподобного Сергия Радонежского;
    • Большой Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы;
    • Дом причта (в котором в настоящий момент размещаются и полностью функционируют Школа звонарей и Воскресная школа).

    С сентября 2006 года уже совершаются ежедневные богослужения.

    Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

    Люди приходят, чтобы помолиться перед иконами Преподобного Сергия, найти защиту в его лице, обрести надежду.

    Как мы видим, потребность людей в храмах, в молитвах Сергию Радонежскому со временем ничуть не ослабела. Храм – это место, где человек остаётся наедине с Богом, со святыми, к которым он обращается, это место единения с Господом, это надежда. Люди ходят в храмы, не перестают почитать Сергия Радонежского и молиться перед иконами с его изображением. Школьники и студенты просят о достижении успехов в учебе, об успешной сдаче экзаменов; родители молятся о своих детях, об их благополучии; Сергия просят о помощи в судебных делах, о защите от обидчиков. Также святого просят защитить Россию от ее врагов.

    Читайте также: